Реферат по предмету "Государство и право"


Взяточничество в уголовном праве

Введение
 
Борьба со взяточничеством представляет собойраспространенную форму коррупции (т.е. подкупность государственных чиновников,общественных и политических деятелей) – традиционно находится в центре вниманиямирового сообщества. В условиях Российской Федерации на современном этапепроблема борьбы со взяточничеством приобрела серьезную остроту, главнымобразом, вследствие снижения в последние годы уровня уголовной ответственности(показатель раскрываемости подобных преступлений в РФ, как правило, непревышает 40-50%).[1]
Получение взятки и дача взятки – относятся к наиболееопасным видам преступления. При совершении таких преступлений, представителямивласти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебномуположению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальнойдеятельности органов государственной власти, интересам государственной службыили службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозупричинения такого вреда. Опасность получения и дачи взятки обуславливается итем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкимипреступлениями, как то: организованное хищение имущества, легализация(отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем,незаконным изготовлением оружия и т.д. Кроме того, и само взяточничествонередко принимает устойчивые формы. Взяточники объединяются в организованныегруппы и преступные сообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупцииохватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, онопроникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительныеорганы.
При написании курсовой работы я поставила цель – рассмотреть такое социальное явление как взяточничество с уголовно-правовой точки зрения.
При изучении данного вопроса я попыталась подойти кнему с различных точек зрения:
— дать понятие «взяточничество»;
— изучить объективные и субъективныепризнаки таких составов как получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст.291 УК РФ);
— рассмотреть меры ответственности за получениевзятки.
Опираясь на авторитетные мнения таких авторов, какЗавидов Б., Богданов И.Я., Яни П.С., и других известных исследователей, виспользованной литературе, в курсовой работе охвачен широкий круг вопросов,относящихся к теме данной работы.

1. Общая характеристика взяточничества
 
1.1 Понятие взяточничества по уголовному праву России
Взяточничество относится к числунаиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимнаязаинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательноскрывается. В законодательстве взяточничество рассматривается в качестве одногоиз видов нарушения служебного долга, как корыстное служебное (должностное)положение. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицополучает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальноевознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.
В российском уголовном праве даетсяследующее определение взятки. Взятка – это различного рода выгоды материальногохарактера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение винтересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия),если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта, либо он в силудолжностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительствоили попустительство по службе.[2]
УК РФ предусматривает двасамостоятельных преступления: «получение взятки» (ст. 290 УК РФ) и «дачавзятки» (ст. 291 УК РФ). Основные причины получения и дачи взятки:
Во-первых, это платеж за ускорениепринятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица.Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию наторговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку(остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например,непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных нормза определенное вознаграждение.
В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника,для того, чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальныхорганах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.[3]
Применительно к составу получения взятки «мизерные,малоценные подношения, подарки, являющиеся, скорее, знаками внимания,уважительности, в виде, например, пачки или даже блока сигарет, газовойзажигалки, плитки шоколада, коробки конфет, букета цветов, бутылки вина,взяткой считаться не могут».[4]
Следует отметить, что по смыслу ст. 575Гражданского кодекса РФ, служащим государственных и муниципальных органов недопускается принимать в дар имущественные ценности, стоимость которых превышаетпять установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеровоплаты труда в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебныхобязанностей.[5]
Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя посуществу не имеет с ним ничего общего, или незаконный договор подряда, гдезаказчиком нужной услуги выступает взяткодатель, а подрядчиком –взяткополучатель.
Гражданское законодательство, в котором даетсяопределение договора дарения, гласит, что «по договору дарения одна сторона(даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне(одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себеили к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее отимущественной обязанности перед собой или третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либовстречного обязательства договор не признается дарением».[6]
Квалифицируя действия должностных лиц, получающихвзятку, следует руководствоваться Указом Президента РФ «О борьбе с коррупцией всистеме государственной службы» от 4 апреля 1992 г. № 361. Данным Указомустановлен запрет служащим госаппарата выполнять иную оплачиваемую работу наусловиях совместительства, за исключением научной, преподавательской илитворческой деятельности.[7]
Таким образом, два этих терминапредставляют собой два самостоятельных состава преступления против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления. Каждое из названных посягательств на указанные интересы вкачестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи сдругим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга вположении так называемого «необходимого соучастия», при котором отсутствиефакта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. Получение взяткизаконодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние,которое относится в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжкихпреступлений.
Исключительно высокая степеньобщественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резкоизменяет форму нормативно установленного порядка осуществления некоторыхнечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушаетинтересы государственной службы. Практика свидетельствует, что в подавляющембольшинстве случаев отдельными гражданами взятки даются должностным лицам дляполучения в обход закона или установленного порядка тех или иных преимуществ,материальных или иных благ. Неправомерно приобретая за взятку какие-либо блага,взяткодатели тем самым непосредственно создают условия для ущемления прав изаконных интересов других граждан. Взяткодатель путем подкупа должностного лицаставит себя как бы на место законного обладателя соответствующего права,добивается от взяткополучателя такого неправомерного решения в свою пользу, прикотором другой гражданин лишается возможности в полной мере реализоватьпринадлежащее ему по закону право на осуществление своих интересов.
В судебной практике известны такиеслучаи, когда прогрессирующая динамика преступных актов дачи-получения взятокобретает черты некой системы с жестко предписанными правилами: младший по чинуработник обязан дать взятку старшему, старший передает еще более высокомуначальнику, таким путем по восходящей служебной «лестнице» взятка, естественно,увеличиваясь в размере, порой достигает иных безнравственных руководящихдолжностных лиц того или иного звена органов государственной власти иуправления, обретая черты такого остро негативного социального явления каккоррупция. [8]
УК РФ определяет это преступление какполучение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег,ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такиедействия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо онов силу должностного положения может способствовать таким действиям(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе(ч.1 ст.290 УК).
Взяточничество распространено внастоящее время практически во всех странах мира. Одной из причинвзяточничества является то, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему«ресурсами» путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число такихресурсов могут входить бюджетные средства, перераспределение собственности(приватизация), государственные и муниципальные заказы или льготы, а такжевозможность принятия законного или незаконного решения, например в возбужденииили в необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела и т.п.[9]

Глава 2. Анализ составов преступленийполучения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ)
 
2.1 Объективные признаки получения и дачи взятки
 
Объект преступления, предусмотренный главой 30 УКРФ, можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающихнормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные этой главойпреступления посягают на функционирование и престиж органов государственнойслужбы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы) органовместного самоуправления, что составляет видовой объект этой группыпосягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленныезаконом властные структуры. Под интересами государственной службы понимаетсяобъем обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов итрудовых договоров с государственными органами, органами местногосамоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а такжеорганизациями, деятельность которых не противоречит закону.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ).
Законодатель структурно расположил в УК РФ составполучения взятки (ст.290) впереди статьи, предусматривающей ответственность задачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки какзначительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положениесоответствует п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290УК относится к категории особо тяжких преступлений.
Взятка – наиболее характерное, опасное ираспространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо являетсятипичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасностиполучения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основыгосударственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти вглазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.[10]
Объект преступления — противоправные должностныепосягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата иавторитет органов власти и управления.
При этом правоприменителю следует учитыватьсодержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующий понятие должностноголица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления». В этой главе находятся и составы преступлений о получении идаче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий вдиспозиции ст. 290 УК, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности спримечанием 1 к ст. 285 УК РФ.[11]
Обязательным признаком анализируемого преступленияявляется его предмет. Видовой объект и предмет преступления — дача взяткиполностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки.Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российскомуголовном праве. Трудности на практике и разные точки зрения, высказываемые вюридической литературе, по поводу характеристики предмета взятки приводили красплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак составапреступления является исходным моментом при установлении объекта преступления иквалификации деяния.
Ст. 290 УК РФ гласит, что должностное лицо должнополучить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгодимущественного характера.
В пункте 9 постановления ПленумаВерховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 г. № 6 разъясняется, чтопредметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могутбыть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащиеоплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачии т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности,занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов,уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскимиссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.[12]
Под «деньгами» (валютой) закон понимаеткак российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е.находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. Старинныероссийские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средстваплатежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами всмысле ст. 290 УК не являются и должны относиться к взятке в виде «иногоимущества», разумеется, при условии, если их среднерыночная стоимость не можетбыть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаковчеканки 1915 года), что в силу малозначительности исключает общественнуюопасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ исключает уголовнуюответственность.
Предметами, имеющими материальную ценность. Припередаче валютных ценностей в виде драгоценных камней и драгоценных металлов мыимеем дело с идеальной совокупностью преступлений: дачей — получением взятки(ст. 290-291 УК РФ) и незаконным оборотом драгоценных металлов, природныхдрагоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ), так как перечисленные предметыиспользуются здесь как средство платежа в нарушение правил, установленныхзаконодательством.
В юридической литературе исудебно-следственной практике до сих пор не нашел однозначного решения вопрос отом, следует ли относить к предмету взятки фиктивные дипломы, трудовые книжки,удостоверения и т.п. Сами по себе они не представляют материальной ценности, ноих использование позволяет занимать определенные должности с более высокойоплатой труда, получать пенсию или иные пособия и т.п.
Когда предметом взятки являютсяпредметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется по совокупности спреступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующихпредметов. Так, если предмет взятки — драгоценные металлы, содеянноеквалифицируется по ст. 290 и 191 УК РФ. Такая квалификация достаточна приусловии, что в обязанности должностного лица не входит осуществление контроляза оборотом вышеназванных предметов.
В случаях, если взяткодатель являетсядолжностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотомпредметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительноквалифицировать по ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще излоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.
Выгодами, услугами имущественногохарактера, например предоставление путевок, проездных билетов, квартир, ремонти строительство домов и квартир, отзыв имущественного иска из суда, уничтожениедолговых расписок, оплата долга и т.п.
Действия неимущественного характера не могутвыступать в качестве предмета взятки (например, положительная характеристика,рекомендация, статья в газете и т.п.).
По способу вручения различают два вида взяток:
а) явная, при которой, вручая предмет взяткидолжностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;
б) завуалированная, которую маскируютпод передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленнуюстраховку, проигрыш в карты и т.п.
По времени вручения выделяют два вида взяток:
а) взятка-подкуп, вручаемая до совершениядолжностным лицом желаемого деяния;
б) взятка-благодарность, котораяпередается после выполнения обусловленных действий. Однако, передачу такоговознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранееоговорена между взяткодателем и взяткополучателем. В противном случае мы имеемдело с гражданско-правовым договором дарения.[13]
Любой вид взятки обладает следующими признаками:
а) это должно быть имущественное вознаграждение;
б) оно вручается должностному лицу государственногооргана или органа местного самоуправления;
в) передача вознаграждения обусловлена совершениемлибо не совершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят вкомпетенцию данного должностного лица. Взятка будет иметь место и за общеепокровительство или попустительство по службе. В последней ситуациивзяткодатель передает материальные ценности, не оговаривая конкретного деяния, норассчитывает, что при необходимости должностное лицо предпримет выгодное длянего действие либо не будет препятствовать его незаконной деятельности. Приэтом важно установить содержание вины и взяткодателя, и взяткополучателя.Первый должен сознавать, что он передает взятку должностному лицу для того,чтобы тот при необходимости действовал нужным образом в его интересах. Второйдолжен понимать, что, принимая взятку, как бы обязуется действовать в интересахвзяткодателя.
Фактическое совершение или не совершениев будущем каких-либо действий со стороны должностного лица значения дляквалификации по ст. 290 и 291 УК РФ не имеет.[14]
Оба состава, предусматривающиеответственность за взяточничество, являются по конструкции формальным изакончены в момент передачи хотя бы части вознаграждения. Взятка может бытьполучена лично должностным лицом либо с его ведома другими лицами (супругом,детьми, секретарем и т.п.). Если эти лица были осведомлены о том, что ониполучают взятку для должностного лица, их следует признать пособниками впреступлении, предусмотренном ст. 290 УК РФ.
Достаточно часто должностные лица получают взятку засчет средств, добытых преступным путем. В этом случае возможны различныеварианты их поведения:
а) если взятка вручалась в завуалированной форме подвидом оплаты, якобы выполненных работ и вознаграждение было получено личнодолжностным лицом, то его действия квалифицируются по ст. 290 и 160 УК РФ, адействия взяткодателя – по ст. 291 и 160 УК РФ;
б) если должностное лицо получает вознаграждение изсредств, добытых преступным путем (обычно путем хищения, незаконного предпринимательства,контрабанды и т.п.), и обещание принять эти средства оно дало до совершенияпреступления, то его деятельность должна квалифицироваться по ст. 33(интеллектуальный пособник), соответствующей статье Особенной части и ст. 290УК РФ;
в) если взяткополучатель осведомлен о том, что этисредства добыты преступным путем, но до совершения преступления он не давалсогласия на то, что примет указанные средства в виде вознаграждения, тосодеянное квалифицируется по ст. 290 и 175 УК РФ;
г) если должностному лицу не было известнопроисхождение предмета взятки, то его действия квалифицируются только по ст.290 УК РФ.
В тех случаях, когда должностное лицовместе с другими субъектами занимается хищением материальных ценностей сиспользованием своего служебного помещения, а потом часть похищенного берет себе,то вести речь о взятке нельзя. Здесь налицо одно преступление, предусмотренноеч. 2 ст. 160 УК РФ.
С объективной стороны рассматриваемоепреступление выражается в получении должностным лицом или через посредникавзятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых имлиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочиядолжностного лица, и оно в силу должностного положения может способствоватьтаким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.[15]
Взятка всегда вручается за деяния, осуществляемые сиспользованием служебного положения, должностных полномочий. Использоватьслужебное положение можно двумя способами:
— совершить действия или воздержаться от совершениядействий, входящих в круг служебной компетенции виновного, находящихся в рамкахпредставленных ему прав и полномочий;
— оказать воздействие на другое должностное лицосвоим служебным авторитетом или связями. Причем это воздействие можетоказываться как на должностное лицо, находящееся в определенной зависимости(например, начальник налоговой службы и проверяемое им лицо), так и на лицо сравным правовым статусом (например, два следователя прокуратуры). В последнемслучае используется вовсе не служебное положение, а всего лишь личные связидолжностного лица, которые установились при исполнении служебных функций.Поэтому и получение платы за подобное воздействие нельзя квалифицировать как взятку.При наличии других признаков оно может быть расценено как злоупотреблениедолжностными полномочиями.
Взятка передается за деяния, которые должны бытьсовершены в интересах передающего вознаграждение или в интересах лиц,представленных им. Это могут быть друзья, родственники, партнеры по бизнесу идр.
Взятка возможна и за действия, которые виновный немог совершить, но взяткодатель об этом не знал. Например, она вручаетсяучастковому инспектору в расчете на то, что он может отменить меру пресечения.
Получение взятки – формальный состав преступления.Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бычасти взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена пообстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввидупресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент еепередачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получениевзятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ.
Иногда должностное лицо, используя свое служебноеположение, совершает за взятку деяние, которое само по себе являетсяпреступлением. Поскольку все эти действия лежат за пределами состава получениявзятки, то в последнем случае имеет место реальная совокупность преступлений,что и должно получить правовую оценку в квалификации. Например, должностноелицо за взятку выдает поддельный документ, пособничает хищению, выноситзаведомо неправосудный приговор, нарушает правила отпуска наркотических веществи т.д.
Дача взятки (ст. 291 УК РФ).
Объект и предмет дачи взятки в полном объемесовпадает с аналогичными признаками состава получения взятки (ст. 290 УК РФ).
Объективная сторона рассматриваемого преступлениявыражается в даче взятки только должностному лицу лично или через посредника(ст. 184, 204, 285 и 290 УК РФ). Дача взятки – формальный состав преступления.Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бычасти материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов.Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица либо в егокармане или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты,образуют покушение на дачу взятки.[16]
Дача взятки заключается в незаконном вручении,передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественногохарактера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий(бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользувзяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностнымлицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другимдолжностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службевзяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК РФ), а равно занезаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УКРФ).[17]
Путем дачи взятки субъект может склонить должностноелицо к совершению заведомо противоправного действия (бездействия) по службе (ч.2 ст. 291 УК РФ), которое само по себе является преступлением. В этих случаяхон должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие(подстрекательство) в преступлении должностного лица.
Понятие «взяткодатель» в диспозиции анализируемойправовой нормы также имеет широкую трактовку. Им может быть частное лицо, лицо,выполняющее управленческие функции в коммерческой (иной) организации, так идолжностное лицо, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческойили иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работникудобиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несетответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении завзятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственностькак соучастник дачи взятки.
Необходимо отличать взяткодателя от посредника вовзяточничестве, через которого может осуществляться передача и получениевзятки.
В отличие от взяткодателя – лица, заинтересованногов соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку поего поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершенияили не совершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своихинтересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени.Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет еговолю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастиев даче взятки.
Посредник со стороны взяткополучателя получаетпредмет взятки не для себя, а для передачи его своему доверителю, которыйобязуется совершить определенные действия в интересах взяткодателя. Такойпосредник выступает от имени и по поручению взяткополучателя, которыйсанкционирует условия получения взятки. Действия посредника со сторонывзяткополучателя, если он не является членом организованной группы,квалифицируется как соучастие в получении взятки.
Если лицо получает от взяткодателя деньги или иныеценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать,присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имуществапутем мошенничества (ст. 159 УК РФ) или присвоение (ст. 160 УК РФ), что зависитот обстоятельств дела.
Если имущество передается должностному лицу без еговедома и согласия, и оно отказывается его принять, то действия лиц,провоцирующих взятку, следует квалифицировать по ст. 304 УК РФ. Если жедолжностное лицо согласилось принять эту взятку, то его действияквалифицируются по ст. 30 и 290 УК РФ, а действия лица, спровоцировавшеговзятку, — по ст. 304 УК РФ «Провокация взятки, либо коммерческого подкупа».[18]

2.2 Субъективные признаки получения и дачи взятки
 
Получение взятки (ст. 290 УК РФ).
Получение взятки – преступление,совершаемое с прямым умыслом и корыстной целью. При получении взятки виновныйосознает, что он получает незаконную имущественную выгоду (например:материальные ценности) за совершение действия (бездействия) в пользувзяткодателя либо оказывает ему покровительство или попустительствует сиспользованием при этом своего служебного положения. Корыстной целью являетсяполучение виновным незаконной материальной выгоды.
Взяткополучатель, совершивший в интересахвзяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие составиного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений – поч. 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностнымиполномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности,фальсификация доказательств и т.п.).[19]
Получение должностным лицом, выполняющимуправленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаги других материальных ценностей якобы за совершение действий (бездействия), котороеон не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или нетвозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать приналичии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159УК РФ.[20]
Владелец ценностей в таких случаях несетответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, еслипередача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия(бездействия) указанным лицом.
Если лицо получает от кого-либо деньги или иныеценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющемууправленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки,либо предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваиваетих, содеянное им следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.[21]
Для состава получения взятки не имеет значения,когда должностному лицу передана взятка – до или после совершения имобусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер исодержание служебных действий, которые виновный должен был совершить или ужесовершил за получение незаконного вознаграждения. В этой связи всудебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которойдействия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, ивзятку-вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже послесовершения им не обусловленных предварительной договоренностью действий как быв виде «благодарности за труды».
Субъектом получения взятки являются толькодолжностные лица. В ч. 3 ст. 290 УК РФ предусмотрен особый вид должностных лиц– лица, занимающие государственную должность России, государственную должностьсубъекта Федерации или глава органа местного самоуправления.
Дача взятки (ст. 291 УК РФ).
Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемоелицо, достигшее 16-летнего возраста.[22]
Субъективная сторона состава дачи взяткихарактеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передаетдолжностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого. Однако еслисубъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачивзятки, счи- тая, что это не вознаграждение, либо не осознавая егонеправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует.
Цели и мотивы дачи взятки могут быть самыеразличные. Сюда можно отнести побуждения, как личного порядка, так и корыстные,желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодаритьполучателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться отответственности и т.п.
Однако взятка берется и дается за служебные действия(бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя илипредставляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересычленов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а такжеинтересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных илимуниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицомкоторых является взяткодатель.[23]
2.3 Квалифицированный и особо квалифицированный составыпреступления
Квалифицированным составом получения взятки являетсяее получе-
ние за незаконные действия (бездействия), т.е. такиедействия, которые противоречат законодательству в той сфере, гдевзяткополучатель осуществляет должностные полномочия.
Часть 2 ст. 290 УК РФ устанавливаетответственность за незаконные действия (бездействие). Они могут выражаться всовершении за материальное вознаграждение как преступлений, например,злоупотребления должностными полномочиями, должностного подлога, так и иных правонарушений,относящихся к категории должностных проступков. По смыслу закона, еслидолжностное лицо, помимо получения взятки, совершает еще и иные преступныедействия, оно подлежит уголовной ответственности по совокупности преступлений — по части 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ.
Особо квалифицированный состав получениявзятки (часть 3 ст. 290 УК РФ) связан с получением взятки лицом, занимающимответственную государственную должность.[24]
Под лицами, занимающими государственныедолжности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемыеКонституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законамидля непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Под лицами, занимающими государственныедолжности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемыеКонституциями РФ или уставами субъектов РФ для непосредственного исполненияполномочий государственных органов.
Особо квалифицированными видамиполучения взятки новый УК РФ считает:
а) получение взятки группой лиц попредварительному сговору или организованной группой;
б) неоднократность ее получения (утратилсилу);
в) вымогательство взятки;
г) крупный размер взятки.
Более опасным видом преступления (ч. 4 ст.290 УК РФ) признано совершение деяния: группой лиц по предварительному сговоруи организованной группой; сопряженное с вымогательством взятки; в крупномразмере. Исходя из того, что получение взятки может совершаться толькоспециальным субъектом, группу лиц могут образовать не менее чем два должностных(либо должностное лицо и его соучастник). При этом преступление должнопризнаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностныхлиц. Иные, не являющиеся должностными, лица, входящие в состав группы, должнынести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33 УКРФ.
Организованная группа характеризуетсяустойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей,наличием организатора и иных соучастников. Исходя из этого, в организованнуюгруппу могут входить участники, не являющиеся должностными лицами, которыезаранее объединились с должностными лицами для совершения одного или несколькихпреступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласночасти 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособникипреступления, предусмотренного частью 4 ст. 290 УК РФ. В таких случаяхпреступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним издолжностных лиц.
Вымогательство взятки (п. «в» ч. 4 ст.290 УК РФ) означает требование должностным лицом дача взятки под угрозойсовершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересамвзяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которыхон вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для егоправоохраняемых интересов.[25] Приэтом вымогательство может быть открытым, т.е. прямо требуется взятка вконкретно определенном виде материальной выгоды. Виновный может реальноосуществить свои угрозы и негативные намерения, что не вызывает сомнения увзяткодателя. Взяткополучатель также может создать затруднительные длявзяткодателя условия, когда в замаскированном виде реализуются угрозы и негативныенамерения взяткополучателя. Это есть завуалированное вымогательство. Так,например, как вымогательство взятки расценивается требование взятки под угрозойпривлечения к уголовной ответственности и ареста за мнимое преступление.[26]
С другой стороны, само по себетребование дать взятку, не подкрепленное открытой или завуалированной угрозойущемить законные права и интересы взяткодателя, не может рассматриваться каквымогательство взятки.[27]
Крупный размер взятки (п. «г» ч. 4 ст.290 УК РФ) определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов зауслуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте),существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – наосновании заключения экспертов. Согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупнымразмером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имуществаили выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб. В пункте 16 постановленияПленума Верховного Суда России обращается внимание на то, что, поскольку отразмера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет илиоказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительнойстоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в даннойместности или действовавших на момент совершения преступления, а при ихотсутствии – на основании заключения эксперта.[28] Есливзятка получена в крупном размере по частям, то оконченной в полном объемесчитается при получении должностным лицом первой части.

 
Глава 3. Ответственность,предусмотренная УК РФ за взяточничество
 
В новом УК РФ ответственность за получение и дачувзятки предусмотрена в ст. 290 УК РФ и 291 УК РФ. Ст. 290 УК РФ (получениевзятки) существенно детализирует предмет взятки, объективную и субъективнуюсторону преступления, устанавливает ответственность за квалифицированный иособо квалифицированный состав. Часть 1 ст. 173 УК РСФСР вообще нерасшифровывала понятие «взятка», говорилось лишь о ее получении «в каком бы тони было виде».[29]
По Уголовному Кодексу РФ от 13 июня 1996 года статья290 предусматривает следующую ответственность за получение взятки:
Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в видеденег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера задействия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, еслитакие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица,либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного годадо трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет.
Получениедолжностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) – наказываетсялишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет.
Квалифицирующийпризнак ответственного положения, занимаемого взяткополучателем, строго очерчени относится к лицам, занимающим государственные должности РФ или субъектаФедерации, а равно главам местно — го самоуправления. Согласно ч. 3 ст.290 УКРФ «деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерацииили государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главойоргана местного самоуправления наказывается лишением свободы на срок от пяти додесяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трехлет.
Диспозиция ч. 3 ст. 290 УК РФ, таким образом,является бланкетной и отсылает нас к Федеральному закону «О государственнойслужбе».[30]
Ч. 4 ст. 290 УК РФустанавливает особо квалифицированные составы получения взятки. В п. «а» –совершение преступления организованной группой. Сохранен признак вымогательствавзятки (п. «в»). Упразднено имевшее ранее подразделение размеров взятки накрупный и особо крупный: п. «г» ч. 4 предусматривает теперь ответственность заполучение взятки в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).[31]
Деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 290 УК РФ,наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом вразмере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Диспозиция ст. 291 УК РФ звучит как дача взяткидолжностному лицу лично или через посредника, а действия взяткополучателятеперь рассматриваются как должностным лицом лично или через посредников взяткиза действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Таким образом, по смыслу закона, при некоторыхобстоятельствах по — средник во взяточничестве может рассматриваться какисполнитель дачи взятки, так как действует в интересах и по сговору с«представляемыми им лицами». А пресловутое «предполагаемые лица» в зависимостиот конкретной ситуации несут ответственность как соисполнители либо соучастникив соответствии со ст. 33 УК РФ.
Согласно ст. 291 УК РФ ч. 1 дача взятки должностномулицу лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от двухсоттысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за периоддо восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного годадо двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишениемсвободы на срок до трех лет.
Квалифицирующими признаками преступления по ч. 2 ст.291 УК РФ является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомонезаконных действий (или бездействия). За данное преступление предусматриваетсянаказание штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трехлет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
В примечании к ст. 291 УК РФ выделяются дванезависимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:
а) если со стороны должностного лица в его отношенииимело место вымогательство взятки, или
б) если он после дачи взятки добровольно сообщил ослучившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлениилюбого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор илисуд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Именно этойпозиции и придерживается судебная практика.
В реальной жизни правовая норма примечания к ст. 291УК РФ по своему содержанию является стимулирующей. Эта норма как бы побуждаетлицо, давшее взятку, к деятельному раскаянию, к разоблачению взяткополучателей.При этом весьма важным моментом считается то, что взяткодатель делает сообщениедобровольно, только по собственному желанию. Мотивы добровольного сообщения одаче взятки могут быть различными: раскаяние, страх перед наказанием, желаниеотомстить взяткополучателю, не выполнившему свои обещания, уговоры знакомых идрузей и т.д.

Заключение
На основании рассмотренных при написании курсовойработы нормативных документов и научных публикаций, в соответствии с темойданной работы, а также целями и задачами, поставленными во введении, я пришла кследующим немаловажным выводам:
Взяточничество относится к числу наиболее латентныхпреступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованностьвзяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается.
Можно выделить следующие основные причины полученияи дачи взятки.
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решениявходящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателювыгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртныминапитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку)действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятиеврачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенноевознаграждение.
В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника,для того, чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальныхорганах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.
Объектом данных преступлений являются противоправныедолжностные посягательства на основанную на законе деятельностьгосударственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
Раскрытие данных преступных деяний крайнезатруднительно, так как совершение преступления двумя лицами происходит, какправило, тайно и ни одно из них в большинстве случаев не заинтересовано враскрытии преступления.
Несмотря на то, что «Взяточничество» — далеко неновая тема как в российском уголовном праве, так и на практике, она не теряетсвою актуальность, поскольку значение борьбы с взяточничеством очень велико.
В завершении остается подчеркнуть, что при четком идобросовестном выполнении правоохранительными органами своих задач,сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личнойзаинтересованности граждан по обеспечению правопорядка в стране, у России появляетсяшанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будетслужить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Библиографический список
 
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996. № 63-ФЗ.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994. № 51-ФЗ.
4.Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от4 апреля 1992. № 361.
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам овзяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000. №6.
Список использованных источников
6.БВС РСФСР. 1987. № 5. С. 9-10.
7.БВС РФ. 1999. № 7. С. 9.
8.Богданов И.Я. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. –М., 2001. – С. 240.
9.Большой юридический словарь / под ред. А.Я.Сухарева. 2-е изд. – М.: ИНФОРМА-М,2000. – С. 704.
10.Завидов Б. Уголовно-правовой анализ получения взятки // Право и экономика. –2002. — № 5. – С. 57-62.
11.Завидов Б. Уголовно-правовой анализ дачи взятки // Право и экономика. – 2002. — № 6. – С. 67-69.
12.Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / под ред. В. М. Лебедева. – М.: Норма,2005. – С. 912.
13.Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы /под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. – С. 426.
14.Полосин Н.В. Уголовное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003. – С.272.
15.Примечание к статье 285 УК РФ.
16.Толкачев В.В. Коррупционное проявление через взятку // Гражданин и право. –2006. — № 2. – С. 47-54.
17.Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. – 2-е изд., сизм. и доп. – М.: ЭКСМО, 2008. – С. 704. – (Российское юридическоеобразование).
18.. Яни Л. «Проверка на честность» или уголовно – правовые основания выявлениявзяточничества // Законность. 2007. – № 1. С. 33.
19.Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правоваяответственность. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2002. – С. 120.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.