Реферат по предмету "Государство и право"


Административно–правовой статус государственных служащих

Введение
Историягосударственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывносвязана с созданием русского централизованного государства, выживаемостькоторого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службойвсех социальных групп (сословий) на благо своей страны.
Данная работа посвящена административно – правовому статусугосударственных служащих.
Важность и актуальность темы заключается в том, чтогосударственная служба – один из ключевых конституционных институтов. Коренныесоциально-экономические и политические преобразования, которые осуществляютсясегодня в Российской Федерации, предопределяют повышение роли государственнойслужбы, возрастание авторитета государственных служащих, развитие исовершенствование законодательства.
Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем,что, изучив курс административного права курсант-пограничник должен пониматьсущность и назначение административно правового реформирования в нашемгосударстве.
Степень изученности темы. Проблематика структуры и механизмагосударственной службы, статуса государственных служащих постоянно освещается внаучных кругах и печатных изданиях. При написании данной работы использованытруды Габричидзе Б.Н., Козлова Ю.М., Бельского К.С., Д.Н. Бахрах,А. Куракина, В. Архипова, а также, материалы интернет-конференцииПервого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской ФедерацииДмитрия Анатольевича Медведева
Объектом данной курсовой работы являются взгляды на содержаниеадминистративно – правового статуса государственного служащего в РоссийскойФедерации нормы их связь с юридической практикой. Общественные отношения,складывающиеся в сфере государственной службы.
Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты,регулирующие государственную службу, а также взгляды перспективызаконодательства о государственной службе.
Целью курсовой работы является целостно-логическое исследованиеприроды государственной службы и сущности правовых норм регулирующих статусгосударственных служащих.
При написании данной работы автор поставил передсобой следующие задачи:
– выяснить, что же такое государственнаяслужба, в чем состоит её правовая значимость;
– охарактеризовать основные чертыадминистративно-правового статуса госслужащего;
– проанализировать имеющиеся публикации иустановить, что за прошедшее десятилетие в статусе государственного служащегоохарактеризовано с лучшей стороны, а что требует доработки;
– отразить условия совершенствования нормправа регулирующих статус государственного служащего в Российской Федерации.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующиеосновные положения курсовой работы:
1. Государственная служба должна иметь четкую структуру по уровнями видам.
2. Правовой статус государственного служащего определяетсяправами, обязанностями, гарантиями и его ответственностью перед обществом игосударством.
3. Российская правоприменительная действительность раскрываетмножество проблем, решение которых требует от нас всесторонних знаний правовойпрактики в сфере государственной службы, в частности направлений реформированиягосударственной службы.
Структурноданная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет в своемсоставе два параграфа и заключения. Первая глава затрагивает общие положения государственнойслужбы как составной части механизма государственного управления. Здесь авторраскрывает особенности и признаки государственной службы, показанаклассификация государственных служащих, автор показал правовые основы изначение государственной службы. Во второй главе автор ведет речь о правах иобязанностях государственных служащих. Как существенные составляющие правовогостатуса автор показал гарантии и ответственность государственных служащих.
1. Понятие и основы организации государственной службы1.1 Понятиегосударственной службы и классификация государственных служащих
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управленииделами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
ГражданеРоссийской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать вреферендуме.[1]
Важнейшая роль в решении таких задач, как управлениеэкономической, социально-культурной и административно-политической сферами,укрепление российской государственности и реформирование общества принадлежитгосударственным служащим. Происходящие в стране преобразования во всех сферахжизни общества и государства породили новые требования, предъявляемые кгосударственным служащим. Цель реформирования государственной службы состоит втом, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать всовременных и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный,компетентный, экономичный и дисциплинированный. Решение этой задачи включает всебя и установление соответствующего административно-правового статусагосударственных служащих.
Ранее в нашем законодательстве не было определения понятия «государственнаяслужба». В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнениеслужащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.)трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной наосуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этомгосударственными служащими считались все служащие в любой государственнойорганизации.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. «О системегосударственной службы Российской Федерации».[2] в понятия«государственный служащий» и «государственная служба» вкладывается новый смысл.
Государственная служба Российской Федерации– профессиональнаяслужебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполненияполномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральныхгосударственных органов (далее – федеральные государственные органы);
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочийфедеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственныедолжности Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями,уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственногоисполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации(далее – лица, замещающие государственные должности субъектов РоссийскойФедерации).
Деятельность лиц, замещающих государственные должности РоссийскойФедерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РоссийскойФедерации, данным Федеральным законом не регулируется.
Таким образом, к государственным служащим относятся только лица,замещающие государственные должности в государственных органах, а не в любыхгосударственных организациях (например, служащие государственных вузов несчитаются государственными служащими).
В ФЗ «Об основах государственной службы» государственные должностив государственных органах разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимостиот целей их учреждения, так как закон еще действует мы можем пользоваться этимпонятием.[3]
Однако сегодня должности гражданской службы уже следуетподразделять на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующиекатегории:
1) руководители – должности руководителей и заместителейруководителей государственных органов и их структурных подразделений (далеетакже – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителейтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти и ихструктурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителейпредставительств государственных органов и их структурных подразделений,замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срокаполномочий;
2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействиялицам, замещающим государственные должности, руководителям государственныхорганов, руководителям территориальных органов федеральных органовисполнительной власти и руководителям представительств государственных органовв реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченныйсроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты – должности, учреждаемые для профессиональногообеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функцийи замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые дляорганизационного, информационного, документационного, финансово-экономического,хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов изамещаемые без ограничения срока полномочий.
3. Должности гражданской службы подразделяются на следующиегруппы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяютсяна высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую,главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяютсяна главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Государственная должность определяет границы деятельностигосслужащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность «поисполнению и обеспечению полномочий» государственного органа. Поэтому важноотличать понятие государственной должности от близко примыкающего к немупонятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности,требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путемпрофессионального образования или практического опыта, например, в областифинансов, юстиции, экономики и др.
Под государственной службой понимается профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Деятельность государственных служащих, как это подчеркнуто в самомопределении понятия «государственная служба», носит обслуживающий,вспомогательный характер: она предназначена для того, чтобы обеспечиватьисполнение полномочий лицами, замещающими высшие должности.
Формулировка «обеспечение исполнения полномочий лицами,замещающими высшие должности, не должна вызывать понимание государственнойслужбы как службы «при» высших государственных должностных лицах, а не уобщества и государства. Государственная служба представляет собой видобщественно полезной профессиональной деятельности, которая заключается в осуществлениичасти полномочий того государственного органа, в котором государственныйслужащий занимает должность государственной службы. Иначе говоря, егопрофессиональная деятельность направлена на осуществление государственныхфункций, являясь выражением публичной власти, а не власти лица, замещающего высшуюдолжность. Это так называемые патронажные государственные должности.
К должностям категории «Б», призванным обеспечить полномочияПрезидента РФ, относятся: Руководитель Администрации Президента РФ, первыйпомощник Президента РФ, помощник (советник) Президента РФ, управляющий деламиПрезидента РФ, заведующий Канцелярией Президента РФ, пресс-секретарь ПрезидентаРФ и т.д. Всего тринадцать государственных должностей.
К должностям категории «Б», призванным обеспечить деятельностьСовета Федерации Федерального Собрания, Председателя Совета ФедерацииФедерального Собрания и его заместителей» относятся: Руководитель АппаратаСовета Федерации Федерального Собрания; Руководитель Секретариата ПредседателяСовета Федерации Федерального Собрания, его заместитель; РуководительСекретариата заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания,его заместитель; помощник (советник) Председателя Совета Федерации ФедеральногоСобрания; помощник (советник) заместителя Председателя Совета ФедерацииФедерального Собрания. Всего пять государственных должностей.
В обобщенном виде функции патронажных должностей могут бытьпредставлены в следующем виде; разработка и внесение предложений по актуальнымнаправлениям соответствующей сферы деятельности; систематическая информация иконсультирование, представление соответствующих информационно-аналитическихматериалов; участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов,требующих профессиональных знаний; контроль за ходом реализации решений понаправлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которогообеспечивается; внесение предложений о необходимости разработки нормативныхправовых актов; участие в подготовке докладов, а также иных материалов;подготовка поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность категории«А».
Как видно, в совокупности эти направления деятельностипредставляют собой постоянную и всестороннюю помощь лицам, занимающим должностикатегории «А», в формировании и реализации государственной политики в сфередеятельности соответствующего органа. Полномочия лиц, занимающих патронажныедолжности, прекращаются с окончанием срока пребывания лица на государственнойдолжности категории «А», деятельность которого они непосредственнообеспечивали.
Особенность в регламентации государственных должностей категории «В»состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены вРеестре государственных должностей федеральных государственных служащих, вреестрах государственных должностей государственных служащих субъектов РФ, ноучреждаются и ликвидируются они государственными органами самостоятельно ивключаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит отхарактера полномочий, определяющих роль конкретной должности в реализациикомпетенции данного государственного органа. Вместе с тем следует отличатьучреждение государственных должностей категории «В» и их наименование. Хотя ониучреждаются государственным органом самостоятельно (по усмотрению), однако самонаименование должности не может быть изменено, поскольку оно установленоРеестром[4].
Все государственные должности фиксируются в штатном расписании.Этот документ определяет первичные структурные единицы государственного органа –должности, количество служащих, необходимых для осуществления возможныхгосударственных функций, и фонд оплаты их труда.
Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» даетсяв Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
Государственной должностью категорий «Б» и «В» считается только тадолжность, которая включена в Реестр государственных должностей государственнойслужбы РФ. В этом отношении Реестр является исчерпывающим документом, иположение п. 2 ст. 1 Закона надо трактовать в смысле обязанностикаждого государственного органа придерживаться этого акта и представлять всеучрежденные в государственном органе должности к включению в этот Реестр.
Реестр государственных должностей представляет собой перечень(список) наименований, распределенных по группам должностей в органахгосударственной власти.
В каждом государственном органе должности категорий «Б» и «В» подразделяютсяпо группам (с пятой по первую): высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.Высшая государственная должность в центральном аппарате федерального органаисполнительной власти – руководитель (директор) федеральной службы РФ, (кромеруководителя федерального министерства), а также первый заместитель,заместитель федерального министра, руководитель департамента федеральногоминистерства.
В соответствии с федеральными законами о видах государственнойслужбы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваютсяклассные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
Для граждан, проходящих государственную гражданскую службуустанавливаются классные чины.
Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемойдолжностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы безограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатамквалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должностифедеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданскойслужбы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданскойслужбы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы – государственныйсоветник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службыведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы – советникгосударственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службыстаршей группы, присваивается классный чин гражданской службы – референтгосударственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службымладшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы –секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-гокласса.
Классный чин гражданской службы – действительный государственныйсоветник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается ПрезидентомРоссийской Федерации.
В федеральных органах исполнительной власти классный чинфедеральной гражданской службы – государственный советник Российской Федерации1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации, в иныхфедеральных государственных органах указанный классный чин присваиваетсяруководителем федерального государственного органа.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъектаРоссийской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службысубъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъектаРоссийской Федерации.2.2Правовые основы и значение государственной службы
Законодательное закрепление основ государственной службы в первуюочередь исходит из того, что государственная служба РФ включает в себя:
Государственную гражданскую службу; военную службу;правоохранительную службу.
Военная служба и правоохранительная служба являются видамифедеральной государственной службы. Государственная гражданская службаподразделяется на федеральную государственную гражданскую службу игосударственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Это деление государственной службы на виды предопределяетсуществование двух видов законодательства, регулирующегогосударственно-служебные отношения.
Законодательство о государственной службе состоит из федеральнойКонституции, Федерального закона «О системе государственной службы РоссийскойФедерации», Федерального закона «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации», а также, действующего до конца этого года, Федеральногозакона «Об основах государственной службы Российской Федерации» в части непротиворечащей вышеназванным законам, других федеральных законов имногочисленных иных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов,законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Конституция РФ играет принципиально важную роль в правовомрегулировании государственной службы. Именно она определяет, какие руководящиегосударственные должности РФ относятся к категории «А» и в чем состоят ихотличия от других государственных должностей (категорий «Б» и «В»). В нейопределена также компетенция Совета Федерации, Государственной Думы иПрезидента РФ по назначению на должности и освобождению от должностигосударственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиесяподбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системегосударственной службы Российской Федерации»[5] определил правовые иорганизационные основы системы государственной службы Российской Федерации, втом числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Этотзакон дополнил, а также отменил некоторые положения ФЗ «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» Закон способствует развитиюправовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом чиновничества,практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Он направлен наповышение требований к государственным служащим, и их обязанностям.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» всоответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Осистеме государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые,организационные и финансово-экономические основы государственной гражданскойслужбы Российской Федерации.
Предметом его правового регулирования являются отношения,связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РоссийскойФедерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правовогоположения (статуса) федерального государственного гражданского служащего игосударственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах государственной службы РоссийскойФедерации» в своё время установил правовые основы организации государственной службы,основы правового положения государственных служащих и порядок прохождениягосударственной службы. Основной целью данного закона было создание единойобщефедеральной правовой базы государственной службы, придание ейпрофессионального характера и обеспечение их правовой и социальнойзащищенности.
Имеется ряд федеральных законов, которыми регулируются особенностигосударственной службы в отдельных федеральных государственных органах. К нимотносятся: законы «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.[6];«О статусе военнослужащих» от 28 марта 1998 г.[7];«О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.[8];Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденноепостановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г.[9],и др.
По ряду вопросов государственной службы имеются указы Президента РФ:«О государственных должностях Российской Федерации» от 11января 1995 г.[10];«О федеральной программе «Реформирование государственной службы РоссийскойФедерации (2003–2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. [11].
Указ Президента от 23 августа 1994 г. «О повышенииквалификации и переподготовке федеральных государственных служащих»[12]
Многие вопросы федеральной государственной службы регулируютсядисциплинарными уставами и положениями, положениями о конкретных органах и ихподразделениях и другими нормативными актами Правительства РФ, министерств иведомств.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» предусматривает право субъектов Федерации самостоятельнорегулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий иобычаев, а именно:
определять порядок подбора лиц для замещения государственныхдолжностей категорий «Б» и «В»;
устанавливать перечень документов и условий для проведенияконкурса на замещение вакантных должностей, порядок и условия аттестации;
определять размеры расходов на денежное содержание государственныхслужащих, другие требования к государственным должностям государственнойслужбы;
устанавливать порядок ведения личных дел, реестров государственныхслужащих, рассмотрения обращений и принятия по ним Решений, участиягосударственного служащего в органе управления коммерческой организации;определять денежное содержание и иные выплаты и надбавки, создавать органы повопросам государственной службы, а также Решать некоторые другие вопросы.[13]
Достаточно давно многие специалисты по трудовому иадминистративному праву признали, что госслужащий имеет двойной отраслевой статус.С одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий нагосударственную службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. Сдругой, занимая государственную должность, он осуществляет функции государстваи потому действует как агент публичной власти, в силу которой его решения носятдля всех властный и обязательный характер. Соответственно статусгосударственного служащего как работника определяется нормами трудового права,а его статус как агента публичной власти обусловливается государственным иадминистративным правом.
Такая точка зрения, естественно, признает, что труд госслужащихобладает несомненной спецификой и потому нуждается в специальных нормах права.Однако это обстоятельство отнюдь не лишает госслужбу признаков наемного труда,который осуществляется в России, как правило, под патронажем трудового права.Данное положение было отражено в законе, п 3 ст. 4 ФЗ «Об основахгосударственной службы» он устанавливал, что на государственных служащихраспространяется действие законодательства Российской Федерации о труде сособенностями, предусмотренными Федеральным законом, данный тезис актуален ссегодня.[14]
В целом государственная служба – сложный комплексный Правовойинститут, который регулируется рядом отраслей права (конституционного,административного, трудового, финансового и др.). Трудовая деятельность вгосударственных органах на должностях, не относящихся к государственным, атакже в негосударственных организациях (хозяйственных товариществах,акционерных обществах, учреждениях, организациях и на предприятиях),регулируется законодательством о труде.
Значение государственной службы обусловливается тем, что среди всехвопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первуюочередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять вжизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основнаямасса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторскихпрограмм со стороны некоторой части аппаратчиков, хуже того – с ихкоррумпированностью. Эффективное использование добротного кадрового потенциалагосударства – приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходяти уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствахработать безупречно. Проводимое реформирование государственной службы должнообеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственногоаппарата, предотвратить возможность использования его в партийных или групповыхинтересах.
Федеральным законом «Об основах государственной службы РоссийскойФедерации» установлены следующие принципы государственной службы.[15]
1 Принципверховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативнымиправовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственнымислужащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражаеттребование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны ифедеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.Конституция предполагает формирование такой системы, в которой высшейюридической силой обладает главный закон государства – его Конституция, а всеостальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.
2 Принципприоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственногодействия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищатьправа и свободы человека и гражданина. Это новое положение в российскомзаконодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в
России, должно быть обязательным признание личности высшей
ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» ответственности всехгосударственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законныхинтересов граждан.
3 Принципединства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами.Статьей 5 Конституции РФ закреплено федеративное устройство государства. Этопредполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательствеединства основ организации государственной службы. В то же время это предполагаетразграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целяхобеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона«Об основах государственной службы Российской Федерации» субъекты Федерациивправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающиеместные условия, включая национальные особенности.
4 Принципразделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10Конституции РФ, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвейвласти, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций.В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственныйслужащий не вправе быть депутатом законодательного (исполнительного) органа. Инаоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.
5 Принциправного доступа граждан к государственной службе закреплен в ч. 4 ст. 32Конституции РФ. Его сущность заключается в том, что при приеме нагосударственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенныхограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социальногопроисхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможностьдоступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством,возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.
6 Принципобязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящимигосударственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии сзаконодательством, является одним из краеугольных устоев российскойгосударственности. Он вытекает из единства системы государственной власти иверховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим.Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины вовсех звеньях государственного механизма.
7 Принципединства основных требований, предъявляемых к государственной службе,означает, что в отношении всех государственных служащих федеральнойгосударственной службы и государственной службы субъектов Федерации должныиспользоваться общероссийская система государственных должностей иквалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождениягосударственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений игарантий, общие (с точки зрения организации методики) системы подготовки кадрови контроля их компетентности.
8 Принциппрофессионализма и компетентности – основной критерий, который используетсяпри отборе кандидата на вакантную государственную должность. Предпочтениеотдается наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работыпо специальности, показавшему на деле свои Организаторские способности.
9 Принципгласности предполагаетоткрытость законодательства о государственной службе, доступностьгосударственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положениигосударственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольностигосударственных служащих не может быть без расширения гласности, учетаобщественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работникгосударственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики. Сведенияо состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации о фактахнарушения законности органами государственной власти и их должностными лицамине подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.[16]
10       Принципответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемыерешения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен взаконодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формироватьчувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело.
11       Принципвнепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что вгосударственных органах не образуются структуры политических партий и движений,государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочийруководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных,а также религиозных объединений.
12       Принципстабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянствокадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно изважных условий качественного функционирования государственных органов.
Статья 4. ФЗ«О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» уточнила основные принципы гражданской службы
Принципами гражданской службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральнойгражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языкомРоссийской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождениянезависимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных спрофессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерноговмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Таким образом, мы видим, что закон «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» становится базовым законом, регулирующим отношениягосударственной службы. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативныхактов, как федеральных, так и субъектов РФ. Принципы, закрепленные в данномЗаконе, образуют исходные начала организации государственной службы вРоссийской Федерации, учитываются законодателем при принятии новых, отмене илиизменении действующих нормативно-правовых актов о государственной службе.
2. Основы правового положения и статуса государственного служащего
 
2.1Общие права и обязанности государственных служащих
 
Общие права и обязанности государственных служащих впервые установленыФедеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации».Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражаютне полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действийслужащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечиваетсяисполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанностивесьма разнообразны. Новый закон несколько иначе трактует объем данных прав.[17]
1. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий,необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами,определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданскойслужбы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей,показателями результативности профессиональной служебной деятельности иусловиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальнойпродолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочихпраздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительныхотпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии сФедеральным законом,иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебнымконтрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов,необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесениепредложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющимгосударственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано сиспользованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнениемдолжностных обязанностей в государственные органы, органы местногосамоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебнойдеятельности и другими документами до внесения их в его личное дело,материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменныхобъяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации истажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другимифедеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии снастоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе,включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с федеральным законом омедицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни издоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение. в соответствии сфедеральным законом.[18]
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлениемпредставителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это неповлечет за собой конфликт интересов.
Ранее государственному служащему было запрещено заниматься другойоплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной должностью вгосударственном органе. Имелось лишь одно исключение: ему разрешалосьзаниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Однакополучать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего неразрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический,научный или творческий характер.
Из числа названных, особого внимания заслуживает правогосударственного служащего на продвижение по службе
Право на продвижение по службе может возникнуть у каждогослужащего, пока он находится на государственной службе. Однако о наличии такогоправа можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемымтребованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которуюон замещает. Если же, например, у него нет требуемого по высшей должностиобразования, стажа работы на соответствующих должностях либо в последнейаттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвиженияпо службе, следует считать, что у него нет для этого оснований.
В качестве существенного элемента правового статусагосударственного служащего, также выделяется установленный для занимаемой имдолжности круг обязанностей. Однако, каждый служащий независимо от полномочийпо замещаемой государственной должности государственной службы обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые актыРоссийской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностнымрегламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные впределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права изаконные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащегоисполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и инуюохраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известнымив связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения,касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь идостоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленноеему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренныефедеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения ополученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе,являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественногохарактера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера);
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или оприобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданстваРоссийской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования кслужебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящимФедеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать о личной заинтересованности при исполнениидолжностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов,принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая нагосударственную должность, добровольно принимает и ряд установленныхзаконодательством ограничений и запретов. Они имеют своей цельюобеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу егодействий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения должныпрепятствовать возможным злоупотреблениям, проявлениям коррупции.
Исходя из принципа разделения властей государственному служащему,замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатомфедерального законодательного (представительного) органа, законодательных(представительных) органов субъектов Федерации, органов местногосамоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательскойдеятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемойбез привлечения наемного труда.
Государственному служащему не разрешается состоять членом органауправления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовойформы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы ит.д.). Но есть одно исключение – это случаи, когда федеральным законом илизаконами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать вуправлении коммерческой организацией.
Государственному служащему запрещается быть поверенным илипредставителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором онработает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтроленему.
Ему запрещается использовать в неслужебных целях средстваматериально-технического, финансового и информационного обеспечения, другоегосударственное имущество и служебную информацию. Допускать публичныевысказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, вотношении деятельности государственных органов, их руководителей, включаярешения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, вкотором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это невходит в его должностные обязанности;
Государственному служащему запрещено получать от физических июридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, втом числе и после выхода на пенсию. Этим преследуется цель устранить егозависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получаетвознаграждение в любой форме (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги,оплата развлечений, отдыха и т.п.).
Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, аименно: выезжать в служебные командировки за границу за счет физических июридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых всоответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе подоговоренности соответствующих органов.
Государственный служащий неразрывно связан с государством,представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправепринимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные званияиностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправепринимать участие в забастовках.
Учитывая существующую в стране многопартийность, государственномуслужащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех илииных политических партий, других общественных объединений, религиозныхорганизаций для пропаганды отношения к ним – он должен быть нейтральным.
Государственный служащий обязан передавать в доверительноеуправление под гарантию государства на время прохождения государственной службынаходящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капиталекоммерческих организаций в порядке, установленном законом.
Гражданин при поступлении на государственную службу, а такжегосударственный служащий ежегодно обязан представлять в налоговую службусведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности,являющихся объектами налогообложения.
Порядок представления этих сведений определен Указом Президента РФот 15 мая 1997 г.[19]
В законе также, нашло отражение положение о требованиях кслужебному поведению гражданского служащего.[20]
Как видим, запреты и ограничения, установленные длягосударственных служащих, достаточно значимы.
Однако, о компетентности государственного служащего, можноговорить лишь при соответствии его занимаемой должности.
Должностные права и обязанности производны от задач и функцийгосударственного органа и выражают его полномочия.
Государственная должность содержит основную функцию, выполняемуюгосударственным служащим. Наименование государственной должности представляетсобой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер иобщность в системе функций государственного органа. Например, должностьпомощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должностьфедерального государственного служащего; ее назначение – обеспечитьдеятельность члена Правительства РФ; уровень – главная государственнаядолжность; замещается в порядке назначения. Наименование «главный специалистадминистрации области» – отражает другие признаки: это должностьгосударственного служащего субъекта Российской Федерации, а именно области; ееназначение – выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрацииобласти; уровень – старшая государственная должность; замещается в порядкеконкурса.
Правовой статут государственной должности содержит перечень всехвидов работ (функций) по данной должности с указанием на конечные результаты,которые государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнениикаждой своей функции. Однако эти вопросы являются предметом регламентации неЗакона, а других нормативных актов, главным образом положений и должностныхинструкций. Они также содержатся в тарифно-квалификационных справочниках,которые представляют собой систематизированные перечни работ и профессий. В нихсформулированы необходимые квалификационные характеристики и требования,которым должны соответствовать служащие, выполняющие различные по содержанию,степени сложности и профилю работы, в отношении навыков, профессиональныхзнаний, приемов труда и т.д.
В Реестре государственных должностей государственной службы РФсодержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретныеправа и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующиминормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другогодолжностного лица или рядового государственного служащего.
Например, для должности руководителя характерны следующиеполномочия:
руководство деятельностью подчиненных структурных подразделенийили отдельных служащих и персональная ответственность за выполнение возложенныхна них задач; распределение обязанностей между подчиненными работниками иустановление степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей;
утверждение положений и должностных инструкций, определяющих объемдолжностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих; специальныеправа по изданию нормативных актов по вопросам, входящим в компетенциюруководителя, организация и координация работы подчиненных; полномочия пораспоряжению собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов),назначению на должность и освобождению от должности работников, их поощрению ипривлечению к дисциплинарной ответственности; права по взаимодействию с другимиорганизациями, применению специфических форм и методов работы. Таким образом, названныеправа и обязанности представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующийстиль и методы осуществления государственными служащими своих должностныхполномочий независимо от замещаемых должностей.
В законе впервые введено понятие «Конфликт интересов» – этоситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияетили может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и прикоторой возникает или может возникнуть противоречие между личнойзаинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан,организаций, общества, государства, способное привести к причинению вреда этимзаконным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РоссийскойФедерации или Российской Федерации.
3. Под личнойзаинтересованностью гражданского служащего, понимается возможность получениягражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов(неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в видематериальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов егосемьи или других лиц, а также для граждан или организаций, с которымигражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами 2.2 Основные гарантии и ответственностьгосударственных служащих
Важнейшую роль в обеспечении эффективности работы государственногоаппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые были установленыдля государственного служащего Федеральным законом «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» новый Закон существенно расширил этотвопрос выделив его в отдельную главу. (глава 11)
Их цель – обеспечение правовой и социальной защищенностигражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своихдолжностных обязанностей, укрепление стабильности профессионального составакадров гражданской службы, а также компенсация ограничений, установленныхзаконами.
Гражданским служащим гарантируются:
1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показателиоценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности призамещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное неустановлено настоящим Федеральным законом;
2) право гражданскогослужащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Денежное содержаниегосударственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок кдолжностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственнойслужбы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Размер должностногооклада, размеры и порядок установления надбавок к нему определяютсяфедеральными законами и законами субъектов Федерации.
3) условия прохождениягражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей всоответствии с должностным регламентом. Имеется в виду размещение работниковгосударственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением,разнообразной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим(распорядок дня), а также качественный состав работников,морально-психологический климат в коллективе. Очень многое здесь зависит отруководителя органа или структурного подразделения, его деловых и личностныхкачеств.
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальнойпродолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочихпраздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительныхотпусков;
5) медицинское страхование гражданского служащего и членов егосемьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугулет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страхованиигосударственных служащих Российской Федерации;
6) обязательное государственное социальное страхование на случайзаболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службылибо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а такжена время прохождения медицинского обследования в специализированном учрежденииздравоохранения в соответствии с федеральным законом;
7) выплаты пообязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах,установленных соответственно федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации. Для государственного служащего предусмотрено обязательноегосударственное страхование на случаи: а) причинения вреда здоровью и имуществув связи с исполнением им должностных обязанностей и б) заболевания или потеритрудоспособности в период прохождения им государственной службы.
8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. (Порядоки условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственноуказом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектаРоссийской Федерации);
9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданскогослужащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданскогослужащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходовгражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлениемПравительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектаРоссийской Федерации;
10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия,угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностныхобязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральнымзаконом;
11) государственноепенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральнымзаконом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходившихгосударственную службу, и их семей. Государственный служащий имеет право наполучение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Федеральнымзаконом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащимдолжностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его сгосударственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии послучаю потери кормильца. Условия и порядок назначения и выплаты этой пенсииопределяются Федеральным законом.
Важной гарантией являетсяустановление специального правового положения государственного служащего приликвидации и реорганизации государственного органа.
При ликвидациигосударственного органа или сокращении его штата государственному служащему вслучае невозможности предоставления работы в том же органе должна бытьпредложена другая должность государственной службы в другом государственноморгане с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
При невозможноститрудоустройства служащему, заключившему трудовой договор на неопределенныйсрок, гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на периодпереподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой доувольнения должности и непрерывного трудового стажа, а также предоставлениевозможности замещения иной должности государственной службы.
При увольнении в связи сликвидацией государственного органа или сокращении штата государственномуслужащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности втечение 3 месяцев (без зачета выходного пособия).
В случае непредставлениягосударственному служащему работы в соответствии с его профессией иквалификацией он остается в Реестре государственных служащих (с указанием «врезерве») с сохранением в течение года непрерывного стажа государственнойслужбы. Ответственность и поощрения государственныхслужащих
В случае освобождения гражданского служащего от замещаемойдолжности в связи с избранием или назначением на государственную должность,избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием(делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессиональногосоюза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации,созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данногогражданского служащего устанавливаются по его выбору.Ответственность государственных служащих является важным составляющим правового статуса.Законодательство предусматривает, когда это необходимо, дисциплинарную,административную, материальную (для лиц, на которых не распространяетсядействие норм трудового права, она регулируется в особом порядке) и уголовную.Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иныхмер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновноесовершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которыеюридически признаны как запрещенные и вредные. Как известно, правонарушенияделятся на преступления и проступки (деликты).
Дисциплинарнаяответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия кгосударственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушенияправил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Она установленана общих основаниях с другими гражданами (равенство всех перед законом, единаяпроцессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характерпрофессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторыеособенности регулирования их ответственности.
Например, вряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерностьответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношениислужащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение ввоинском или специальном звании и др.)
Нормативнымиактами, которые регулирует этот вид юридической ответственности, являются:Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»,Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении службы в органахвнутренних дел и др. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарныхвзысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложениюэтих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретныхусловий государственной службы.
Статьей 14Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»установлено, что дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственногослужащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на негообязанностей (должностной проступок).
Наиболеесерьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят кнарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решенийсудов. Чаще всего они выражаются в том, что должностными лицами и работникамифедеральных органов исполнительной власти и органов государственной властисубъектов Федерации нарушаются порядок реализации норм и сроки исполнения поручений,установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президентапроцедур реализации прав граждан, выполнении норм и поручений не в полномобъеме либо искажении их содержания.
Указомустановлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главыисполнительной власти субъектов Федерации несут персональную ответственность засостояние исполнительской дисциплины в руководимых ими органах. Они не позднеетрех дней обязаны рассматривать сообщения, опубликованные в средствах массовойинформации, в том числе в теле радиопередачах, о нарушениях, неисполнении илиненадлежащем исполнении подчиненными им государственным служащими федеральныхзаконов, указов Президента и вступивших в законную силу решений суда.
Указомпредусмотрено, что должностные лица и работники федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, накоторых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение федеральных законов иуказов Президента, неисполнение иди ненадлежащее исполнение федеральныхзаконов, указов Президента и вступивших в законную силу решений судов, неподлежат в течение года премированию, представлению к награждениюгосударственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, приспасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) изнаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоенияочередного квалификационного разряда (классного чина, воинского илиспециального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочереднуюаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальномзвании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского илиспециального звания).
Указом такжепредусмотрено, что материалы о правонарушениях подлежат направлению в органыпрокуратуры, могут служить основанием для привлечения виновных кадминистративной или уголовной ответственности. В целях обеспечения исполнительскойдисциплины в системе государственной службы Указом предусмотрены и другие меры(контрольно-надзорные, по совершенствованию административного и административно-процессуальногозаконодательства). Почти ежегодно за ненадлежащее исполнение обязанностей,нарушения законов, не целевое использование средств федерального бюджета,задержки выплаты заработной платы указами Президента освобождаются отзанимаемой должности главы администрации и руководители различныхгосударственных предприятий.
Статьей 10установлено, что государственный служащий должен в пределах своих должностныхобязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественныхобъединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственныхорганов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке,установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.За действия и бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересовграждан, несвоевременное рассмотрение поступивших обращений и непринятие по нимрешений государственный служащий несет предусмотренную Федеральным закономответственность, в частности дисциплинарную, если его деяния расцениваются какдолжностной проступок. При этом ответственность может быть возложена как натех, чьи действия (решения) являются незаконными, так и на тех, кемпредставлена информация, ставшая основанием для совершения действий (принятиярешений).
Видамидисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор,предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Дисциплинарноевзыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначатьгосударственного служащего на государственную должность. Это правилообусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполномслужебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должностипредоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначенияна должность.
Дисциплинарноевзыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершенияпроступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовномуделу. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарноевзыскание.
Приказ(распоряжение) о наложении взыскания в необходимых случаях доводится досведения персонала государственного органа, где служит привлекаемый к ответственности.Дисциплинарные взыскания, как и прочие меры дисциплинарного воздействия, втрудовые книжки не записываются, за исключением случаев увольнения сгосударственной службы за нарушения дисциплины.
Обжалованиедисциплинарных взысканий производится служащим по своему усмотрению вадминистративном или судебном порядке, как это определено Законом от 27 апреля1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан» и Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. «0 внесенииизменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Дисциплинарнаяответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом ВооруженныхСил, утвержденным Указом Президента от 14 декабря 1993 г. Устав определяетсущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, видыдисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, атакже порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. ПоложенияУстава распространяются не только на военнослужащих, но и на состоящих в запасеили находящихся в отставке с правом ношения военной формы одежды прапорщиков,мичманов и офицеров при ношении этой формы.
Административнуюответственность государственные служащие несут по общим правилам, наравне состальными гражданами Российской Федерации, как это предусмотрено Кодексом обадминистративных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовымиактами.
Особенностьюздесь будет то, что должностные лица, работающие в государственных органах,согласно статье 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушенияобщеобязательных правил своими действиями, но и за некоторые правонарушения,которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административныеправонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил всфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка,природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которыхвходит в их служебные обязанности.
Важноесредство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины –поощрения. Они, как стимулы, вырабатывают сознательное отношение к делу,способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизуют напреодоление трудностей. Меры поощрения к государственным служащим могутприменяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такоеправо. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренныесоответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и вустановленном порядке.
Высокаяэффективность поощрений возможна лишь при соблюдении установленных требованийпо их применению. Важнейшим требованием является соблюдение законности, иобоснованности применения любой из мер поощрения. В каждом конкретном случаеруководитель, применяющий поощрение, должен определять, насколько заслужено оноподчиненным и по праву ли объявляется.

Заключение
Цель курсовой работы достигнута, автор осуществилцелостно-логическое исследование административно-правового статусагосударственного служащего в России.
Поставленные задачи решены: рассмотрены сущность государственнойслужбы и административно-правового статуса госслужащего.
Подведем итоги по выносимым на защиту положениям:
По первому положению
Нынегосударственная служба является комплексно-публичным, социально-правовым,организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащимифункций государства, а также деятельности органов государственной власти, ихаппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии сКонституцией РФ, отдельных государственных учреждений и организаций илиполномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, учреждаемыеКонституцией РФ и федеральными конституционными законами, и конституционныедолжности субъектов Федерации, учреждаемые конституциями субъектов Федерации.
Сформировалисьуровни государственной службы – федеральная государственная служба игосударственная гражданская служба субъектов Федерации, а также фактическисложилось разделение федеральной государственной службы по видам – гражданскаяслужба, военная служба, служба в правоохранительных органах. Отдельные видыфедеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами,исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения.
Таким образом,различные виды и уровни государственной службы образуют единую системугосударственной службы.
По второму положению на основе соответствующих нормативно-правовыхактов мы показали основные права и обязанности государственного служащего,рассмотрели вопрос о гарантиях, которые установлены для данной категорииграждан государством. Выяснили,что законодательство предусматривает, когда это необходимо, дисциплинарную,административную, материальную (для лиц, на которых не распространяетсядействие норм трудового права, она регулируется в особом порядке) и уголовнуюответственность.
По третьемуположению необходимо акцентировать внимание на следующих направленияхреформирования государственной службы Российской Федерации:
·         созданиекомплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службыРоссийской Федерации;
·         разработкаэффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственнойслужбы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственныхслужащих;
·         выработкамер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих,финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственнойслужбы Российской Федерации, по рациональному использованию в системегосударственной службы современных информационных технологий;
·         внедрениепрограмм подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации ипрофессионального развития государственных служащих;
·         формированиеэффективной системы управления государственной службой Российской Федерации.

Списокнормативных актов и литературы
Нормативные акты:
1)        КонституцияРоссийской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.М., Юристъ, 1995.
2)        Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве РоссийскойФедерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) Принят ГосударственнойДумой 11 апреля 1997 года
3)        Федеральныйзакон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службыРоссийской Федерации» с изменениями на 27 мая 2003 г. СЗ РФ от 31 июля1995 г., №31, ст. 2990 (Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗпо истечении шести месяцев после дня его официального опубликования настоящийФедеральный закон признан утратившим силу)
4)        Федеральныйзакон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службыРоссийской Федерации» СЗ РФ от 2 июня 2003 г. №22 ст. 2063
5)        Федеральныйзакон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» вступает в силу по истечении шести месяцев после дня егоофициального опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50, 51 и55
6)        ЗаконРФ от 21 июля 1993 г. №5485–1 «О Государственной тайне» «Российская газета»от 21 сентября 1993 г., СЗ РФ от 13 октября 1997 г., №41, ст. 4673
7)        КодексРФ об административных правонарушениях РФ. М., ИНФА-М, 2003.
8)     Уголовныйкодекс РФ // С изменениями и дополнениями на 15 февраля 2004 г. М.: ТКВелби, 2004. – 176 с.
9)        УказПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти». «Российская газета» №50 от 12 марта 2004 г.
10)     УказПрезидента РФ от 22 декабря 1993 г. №2267 «Об утверждении Положения офедеральной государственной службе» (с изм. и доп. от 29 апреля 1994 г.,11 января, 9 августа 1995 г.) (утратил силу)
11)     УказПрезидента РФ от 19 ноября 2002 г. №1336 «О федеральной программе «Реформированиегосударственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)»
12)     УказПрезидента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принциповслужебного поведения государственных служащих»
13)     УказПрезидента РФ от 23 августа 1994 г. №1722 «О повышении квалификации ипереподготовке федеральных государственных служащих»
Комментарии к нормативнымактам:
1)  Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллективаученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина(Официальный текст на 1 августа 2003 г.). – ЗАО «Библиотечка «Российскойгазеты», 2003 г. Комментарий к статье 32
2)  Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В. Лазарев) –Система ГАРАНТ, 2003 г. Комментарий к статье 32
3)  Комментарийк Кодексу об административных правонарушениях РФ. Изд. НОРМА, Москва, 2002.
4)  Комментарийк Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» (отв.pед. Окуньков Л.А)
5)  Постатейныйкомментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (Власов В.)– Система ГАРАНТ, 2001 г.

Учебная и научнаялитература:
1)  Административноеправо. Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. Учебник, М., Изд. ЮРИСТЬ, 2000 г.
2)  Административноеправо Российской Федерации. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов.Учебник, М., Изд. ЗЕРКАЛО, 1997 г.
3)  Административноеправо Российской Федерации. (2 части). А.П. Алёхин, Ю.М. Козлов.Учебное пособие, Ч. 1, М., Изд. ТЕИС, 1994 г.
4)   Административное право. Габричидзе Б.Н.,Чернявский А.Г., Ким-Кимзн А.Н.; Москва 2004 г.
5)  Высоцкий А.В. Альбом схем по административномуправу (общая часть). Голицыно, 1998 – 116 с.
6)  Высоцкий А.В. Альбом схем по административномуправу (часть II). Голицыно, 1999 – 76 с.
7)  Высоцкий А.В., Щербак С.И. Альбом схем поадминистративному праву (часть III).Голицыно, 1999 – 105 с.
Периодическая печать:
1)  А. Куракин«Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционнуюнаправленность» «Российская юстиция», №7, июль 2002 г.
2)  С. Поляков«Возмещение вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственнойслужбы» «Российская юстиция», 1999, №5
3)  А.В. Кудашкин«К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственнойслужбы «Право в Вооруженных Силах», №8, август 2003 г.
4)  В.П. Иванов.«Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы» «Журналроссийского права», №5, май 2003 г.
5)  В.Н. БарышевГосударственная служба России: прошлое и настоящее «Гражданин и право», №1,январь 2002 г.
6)  А. Шаров«Законодательство субъектов РФ о государственной службе» «Российская юстиция»,1996, №7
7)  С.А. Иванов,Т.В. Иванкина, А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов,«Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы» «эж-ЮРИСТ», №6, февраль2004 г.
8)  В. Архипов«Резервация для чиновничьей власти» «эж-ЮРИСТ», №20, май 2004 г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Супружеская неверность и психологический анализ
Реферат Lelekanews Інформаційна війна проти українського народу: чи є шанс перемогти?
Реферат Ось Москва-Тегеран
Реферат Становище Чорногорії на початок XX століття
Реферат Долгоруков, Пётр Петрович
Реферат Задачи статистики в рыночной экономике. Система показателей демографической статистики
Реферат Вирус иммунодефицита человека и туберкулез
Реферат Туристические маршруты и рекреационные ресурсы Тульской области
Реферат Электроснабжение молокоприемного пункта
Реферат Скидання забруднювальних речовин у водні об’єкти
Реферат Методы организации дискуссий на интернет-форумах
Реферат IV. свойства неорганических веществ
Реферат Жизнь и творчество Даута Юлты
Реферат Политические партии (2)
Реферат Доктрина информационной безопасности Российской Федерации