Реферат по предмету "Государство и право"


Административно-процессуальная деятельность. Обеспечение законности в государственном управлении. Основы административно-правовой организации управления

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
покурсу «Административное право»
потеме: «Административно-процессуальная деятельность. Обеспечение законности вгосударственном управлении. Основы административно-правовой организацииуправления в современных условиях. Организационно-правовые основыгосударственного управления в сфере экономики»

1.Административно-процессуальная деятельность
Перечень органовадминистративной юрисдикции правомочных рассматривать дела об административныхнарушениях и налагать меры административной ответственности определен в разделеIII КоАП РФ.
К нимотносятся:
·    судьирайонных судов по делам, производство по которым осуществляется в формеадминистративного расследования и по административным правонарушениям, влекущимадминистративное выдворение;
·    судьиарбитражных судов по определенным в КоАП правонарушениям, совершеннымюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (незаконноеиспользование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное илипреднамеренное банкротство и др.);
·    судьивоенных судов по указанным в КоАП правонарушениям, совершенным военнослужащимии гражданами, признанными на военные сборы;
·    мировыесудьи;
·    комиссиипо делам несовершеннолетних;
·    федеральныеорганы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения итерриториальные органы;
·    иныегосударственные органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административныхправонарушениях исходя из задач и функций, возложенных на них федеральнымизаконами либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ.
Дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ,рассматриваются:
·    мировымисудьями;
·    комиссиямипо делам несовершеннолетних;
·    уполномоченнымиорганами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ;
·    административнымикомиссиями, иными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектовРФ.
Полномочия органовдолжностных лиц, компетентных рассматривать дела об административныхправонарушениях, могут устанавливаться соответствующими отраслями права,земельными, таможенными, муниципальными и др.
Основными задачами этогопроизводства являются всестороннее, полное, объективное и своевременноевыяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин иусловий, способствующих совершению административных правонарушений.
Производствопо делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое делоподлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
·    отсутствиесобытия административного правонарушения;
·    отсутствиев деянии состава административного правонарушения;
·    действиелица в состоянии крайней необходимости;
·    изданиеакта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
·    отменак моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административнуюответственность.
Содержаниеадминистративно-деликтного процесса составляет производство по делам обадминистративных правонарушениях. Это производство представляет собойустановленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения,рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Участникамиадминистративно-деликтного процесса являются компетентные органы и должностныелица, наделенные правом принимать юридически властные акты и составлятьправовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К ним относятся:
·    государственныеорганы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (оприменении санкций), изменяют или отменяют их;
·    компетентныеорганы (должностные лица), которые создают процессуальные основания дляпринятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы обадминистративном правонарушении, направляют дела по подведомственности,опротестовывают постановления и т.д.);
·    органы(должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители и т.д.).
Субъекты,имеющие личный интерес в деле:
·       лицо,привлекаемое к административной ответственности;
·       потерпевший;
·       законныепредставители (родители, опекуны, попечители, руководители);
·       адвокат.
Лица иорганы, содействующие осуществлению производства – свидетели, эксперты,переводчики.
Административно-деликтныйпроцесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормамиправа процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадияадминистративно-деликтного процесса – это относительно самостоятельная частьпроизводства по делам об административных правонарушениях, которой присущиконкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.
Производствопо делам об административных правонарушениях, составляющее содержаниеадминистративно-деликтного процесса, включает четыре стадии:
·    возбуждениеадминистративного дела и направление его по подведомственности;
·    рассмотрениедела компетентным органом;
·    обжалованиеи опротестование решения (пересмотр постановления);
·    исполнениерешения, вынесенного по административному делу.
Главная цель рассмотрениядела по существу – установление фактических обстоятельств совершенияправонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновномузаконной, обоснованной и справедливой меры административного наказания.
Длядостижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:
·    былоли совершено административное правонарушение;
·    виновноли данное лицо в его совершении;
·    подлежитли оно административной ответственности;
·    имеютсяли смягчающие или отягчающие обстоятельства;
·    причиненли ущерб и каков его характер и размер;
·    иныеобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2.Обеспечение законности в государственном управлении
Занеисполнение своих обязанностей, несоблюдение ограничений и правонарушениягосударственные служащие несут дисциплинарную, административную, материальную иуголовную ответственность. Дисциплинарная ответственность налагается засовершение дисциплинарных проступков, связанных с нарушением служебнойдисциплины. В зависимости от тяжести дисциплинарного проступка служащему могутбыть объявлены: замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполномслужебном соответствии, увольнение. Государственный служащий, допустившийдолжностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), дорешения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнениядолжностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Данное отстранениепроизводится распоряжением того руководителя, который назначил его на этудолжность. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении)руководителя, наложившего взыскание, и сообщается наказанному под расписку.Отказ последнего от расписки не влияет на действенность объявленного взыскания.
В предметадминистративного права входят отношения, возникающие в связи с осуществлениемконтроля за деятельностью государственной администрации. Этот контроль можетбыть внутренним и внешним. Внутренний (административный) контроль осуществляетсяорганами самой государственной администрации. Для его проведения могутсоздаваться специализированные контрольные структуры (например, Контрольноеуправление администрации Президента РФ). Внешний контроль осуществляютзаконодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетнаяпалата и т.д.
Надзор – одиниз способов обеспечения законности в государственном управлении. Существуетпрокурорский, административный надзор и т.д.
3. Основыадминистративно-правовой организации управления в
современныхусловиях
Управленческийпроцесс осуществляется не только путем использования определенныхадминистративно-правовых форм, но и в рамках установленных административныхпроцедур. Под административной процедурой в широком смысле слова понимаетсяопределенный правовыми нормами порядок осуществления органом исполнительнойвласти (должностным лицом) установленных для него полномочий в процессеуправленческой деятельности. Административная процедура представляет собойсовокупность (систему) юридически значимых действий, операций и формальностей,совершение и соблюдение которых необходимо для принятия или исполненияправового акта нормативного либо индивидуального характера.
Административнаяпроцедура заключается в последовательности правовых действий или операций,которые обычно должны быть осуществлены в определенном порядке и в определенныйсрок. Срок – это установленный правовой нормой промежуток времени, в течениекоторого какой-либо акт, операция или действие должны быть осуществлены либо,наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать. Срокиустанавливаются для охраны и защиты права, для сохранения существующегоправового положения либо для разработки правового акта. Цель установленияопределенных сроков состоит в том, чтобы заставить субъектов права действоватьбыстрее, ускорить их вступление в правоотношение, либо, напротив, замедлить ихактивность, предоставив минимальное время для раздумий и консультаций.
Существенныйэлемент процедуры – последовательность операций, следующих друг за другомстадий и формально установленных действий. В силу этого отдельные процедурыкажутся громоздкими и стесняющими свободу действий. Однако почти все онипризваны защищать права и законные интересы лиц, заинтересованных в принятиилибо исполнении правового акта. Соответствующая процедура являетсядополнительной, а иногда и определяющей гарантией законности акта илисправедливости разрешения юридической ситуации.
Административныепроцедуры закрепляются правовыми нормами и выступают как определенные правиласовершения управленческих действий. Они регулируют как правотворческую(правоустановительную), так и правоприменительную деятельность органовисполнительной власти. Соответственно, их можно подразделить на правотворческиеи правоприменительные.
Административные(регулятивные) процедуры в узком смысле слова характеризуются рядомспецифических черт:
·    обеспечиваютприменение не санкций, а диспозиций административно-правовых норм;
·    призваныразрешать индивидуальные административные дела неконфликтного, бесспорногохарактера;
·    врамках этих процедур реализуется основной объем компетенции органовисполнительной власти;
·    обеспечиваютреализацию всех организационно-управленческих функций государственнойадминистрации (процедуры планирования, организации контроля, мотивации,регистрации и т.д.);
·    регулируютдействия, которые не связаны с применением принуждения и осуществлениемюрисдикционных функций, направленных на разрешение административно-правовыхконфликтов.
Различного родаадминистративные процедуры есть способ существования управленческого процесса,который может быть представлен как система административных процедурправотворческого и регулятивного характера. Административные процедурыобеспечивают конструктивное регулирование позитивных, неконфликтных отношениймежду органами исполнительной власти и частными лицам.
Российскоезаконодательство пошло по пути составления перечней полномочий и функцийфедеральных и региональных органов исполнительной власти.
Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в субъектах РФявляются министерства, государственные комитеты, комитеты (в республиках),главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты (в другихсубъектах). Все эти органы подчинены главе субъекта РФ, руководители органовназначаются им же (кроме органов внутренних дел и комитетов по управлениюимуществом РФ). Структура, полномочия этих органов определяются конституциямиреспублик, уставами других субъектов.
4.Организационно-правовые основы государственного управления
в сфереэкономики
Министерства РФ – это центральные органы исполнительной власти.Свою деятельность они осуществляют на основе единоначалия, руководятпорученными им отраслями народного хозяйства или сферами деятельности.Считается, что государственные комитеты в отличие от министерств осуществляютмежотраслевое управление. Поэтому четких критериев отграничения министерств отведомств (в их число включаются помимо госкомитетов и другие органыисполнительной власти: комиссии, агентства, службы, надзоры), почти не осталось.
Государственноеуправление в сфере экономики осуществляется следующим образом:
Управлениепромышленностью.
1) Общее руководство:Правительство РФ (Промышленный департамент и Департамент оборонных отраслейпромышленности).
2) Межотраслевое руководство:Министерство экономики, Министерство государственного имущества, Министерствопо антимонопольной политике.
3) Непосредственноеуправление: министерства топлива и энергетики, по атомной энергии, сельскогохозяйства и продовольствия и др.
4) Надзор: Федеральныйгорный и промышленный надзор, Федеральный надзор по ядерной и радиационнойбезопасности.
Управление сельскимхозяйством.
1) Общее руководство:Правительство РФ (Департамент агропромышленного комплекса и потребительскогорынка).
2) Непосредственноеуправление: Министерство сельского хозяйства и продовольствия. В его составе:Департамент ветеринарии, по охране и рациональному использованию охотничьихресурсов и др.
3) Надзор:Государственная хлебная инспекция при Правительстве, государственные инспекциипри Министерстве сельского хозяйства и продовольствия и др.
Управление связью.
1) Общее руководство:Правительство РФ (Департамент транспорта и связи).
2) Непосредственноеуправление: Госкомитет по связи и информации. В его составе: Федеральное управлениепочтовой связи; Федеральная служба по регулированию естественных монополий вобласти связи.
3) Надзор: Главноеуправление государственного надзора за связью при Минсвязи.
Управлениетранспортно-дорожным комплексом.
1) Общее руководство:Правительство РФ (Департамент транспорта и связи).
2) Непосредственноеуправление: Министерство путей сообщения (железнодорожный транспорт);Министерство транспорта. В его составе: департаменты воздушного, морского,речного, автомобильного транспорта, дорожный, развития транспортной системы;Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлениявоздушным движением и другие; Федеральная служба по регулированию естественныхмонополий на транспорте.
3) Надзор:Государственная автомобильная инспекция МВД РФ, надзорные органы на транспортеи др.
Управление строительствоми жилищно-коммунальным хозяйством.
1) Общее руководство:Правительство РФ (Департамент инвестиций и строительства).
2) Непосредственноеуправление: Госкомитет по жилищной и строительной политике; Федеральная службаспециального строительства.
3) Надзор:Государственная жилищная инспекция при Госкомитете.
Управление финансами икредитом.
1) Общее руководство:Правительство РФ (Департамент финансов, бюджета и денежного обращения).
2) Непосредственноеуправление: Министерство финансов. В его составе: Федеральное казначейство;Центральный Банк, Внешэкономбанк, Министерство налогов и сборов.
3) Финансовый контроль:те же органы, а также Федеральная служба налоговой полиции и др.
Элементом управлениявнешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенныеорганы и таможенное законодательство.
В РоссийскойФедерации в систему таможенных органов входят:
1.Государственный таможенный комитет (ГТК) – центральный орган федеральнойисполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможеннымделом.
2.Региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможнями,расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (ихвсего 17).
3. Местныетаможенные органы:
таможни(154),
таможенныепосты (510).
Таможня – этогосударственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов черезтаможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин итаможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе РоссийскойФедерации таможенный контроль осуществляют таможни.
Таможенно-тарифноерегулирование внешнеторговой деятельности:
государственноеуправление внешнеэкономической деятельностью охватывает меры контрольно-регулирующегофинансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного методалежит механизм применения таможенной пошлины.
Управление охранойприродных ресурсов.
Управление торговлей.
1) Общее руководство;Правительство РФ (Департамент агропромышленного комплекса и потребительскогорынка).
2) Непосредственноеруководство: Министерство внешних экономических связей и торговли.
3) Надзор:Государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите правпотребителей при МВЭС и Минторговли.

Списокиспользованных источников
1. Конституция РФ от 25.12.93.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях(в ред. от 30 декабря 2005 г., №219-ФЗ).
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.
4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски ирешения. М.: Норма. 2006.
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административноеправо РФ. М.: Зерцало, 2005.
6. Бахрах А.Д. Административное право. М., 2007.
7. Тихомиров Ю.А. Административное право ипроцесс. М, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.