Реферат по предмету "География"


Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области

Министерство Образования и наукиРоссийской ФедерацииГосударственное образовательноеучреждение высшего профессионального образованияОРЕНБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Естественно-Научныйфакультет
Кафедра географии ирегионоведения 
Курсовая работа
по курсу
«Региональнаяполитика»
Элементы региональной миграционной политики вОренбургской области
                                                                                         
                  
                                                                                                                
                                                                                                                 Руководитель работы
                                                                                                                   _______АхметовР.И.
                                                                                                                '_____'_______ 2006 г.
                                                                                                                   Исполнитель
                                                                                                                  студент гр. 02 — ГЕО
                                                                                                                   __________ЯвкинЕ.А.
                                                                                                                 “_____’’________2006г.
Оренбург 2006
Содержание
1.Миграционная ситуация в Российской Федерации…………………………..3
1.1. Общая миграционная активность населения вовнутренней и внешней миграции…………………………………………………………………………...3
1.2.Внутренние миграции………………………………………………………..8
2.Миграционные процессы на территории Оренбургской области…………17
2.1. Миграционнаяситуация в Оренбуржье……………...……………...…….17
2.2.Внутренние миграции в Оренбуржье……………………………………...19
3.Современные факторы и перспективы динамики миграционной активности населенияОренбуржья…………………………………………………………..23
4. Инструментыразвития и регулирования миграционной политики в Оренбуржье………………………………………………………………………28
5. Приоритетыдемографического развития в области миграции и расселения………………………………………………………………………..30
Вывод……………………………………………………………………………..32
Приложения(Таблицы 1 – 6)……………………………………………………35
                      (Картограммы)……………………………………………………40
Списоклитературы………………………………………………………………43



1. Миграционнаяситуация в Российской Федерации
1.1. Общая миграционная активность населения вовнутренней и внешней миграции.
Напротяжении последних лет, при всех закономерных и неожиданных измененияхмиграционной ситуации в России общая миграционная активность населения страныснижалась. Однако суммарное число только внутренних миграционных актов (включаяперемещения населения как между отдельными регионами страны, так и в пределахобластей, республик и краев — между городами, поселками и сельскими районами)за 13 лет — с 1989 по 2001 год составило 41,1 миллиона человек. Кроме того, заэтот период из-за пределов России прибыло 9,6 миллиона человек, в том числе изстран СНГ и Балтии — 8,9 и из других стран — 0,7 миллиона человек. Выезд изстраны составил 5,4 миллиона человек, в том числе в страны СНГ и Балтии — 4,1миллиона, в другие страны — 1,4 миллиона.
Общеечисло миграционных актов, зафиксированных статистикой, составило, такимобразом, 56,1 миллиона. Это не значит, что столько жителей страны (более 1/3)участвовали в миграции, так как один человек мог совершать миграционныеперемещения за этот значительный промежуток времени не один раз, это — общийобъем переселений. Чем более продолжителен рассматриваемый период, тем большевероятность повторных, в том числе возвратных миграций, совершаемых одними итеми же людьми. Многие миграции осуществлялись между соседними городами,поселками и районами, а часть мигрантов преодолевала тысячи километров,переселяясь из одной части страны в другую.
Однакоэти цифры не учитывают нерегистрируемую миграцию. Ее масштабы все это времяоставались неясными. Понятие нерегистрируемой миграции очень широкое, онаобъединяет как иностранных граждан, находящихся на территории страны снарушением действующих правил пребывания, так и граждан России, сменивших местожительства без регистрации по месту проживания.
Соотношениерегистрируемой и нерегистрируемой миграции точно не известно, но есть основанияполагать, что они тесно взаимосвязаны. Чем сложнее процедура регистрации (а онав России меняется не только во времени, но и в пространстве, то есть условиярегистрации в Москве могут быть иными, чем, скажем, во Владимирской области),тем больше латентная составляющая миграции, и наоборот. Считается, чтонаибольших масштабов нерегистрируемая миграция достигла в крупнейших городах, внекоторых приграничных регионах. Количественные оценки ее приводить не имеетсмысла, так как какой-то внятной методики, позволяющей оценить масштабы данногоявления, пока не существует. Существуют веские основания полагать, что вподавляющем большинстве случаев нерегистрируемая миграция направлена именно вте регионы и города, куда и регистрируемая. Эти данные дают основанияутверждать, что большая часть мигрантов, не имеющих должным образом оформленнойрегистрации и подвергавшихся в связи с этим штрафным санкциям в ходе проверокОВД соблюдения паспортного режима, проживают в крупных городах, куда инаправлены основные миграционные потоки.
Снижениемиграционной активности населения России все последние годы не следует считатьследствием адекватного по масштабам увеличения нерегистрируемой составляющей,хотя некоторый ее рост, вследствие усложнения процедуры регистрации,несомненно, был. Особенно заметным было распространение на граждан стран СНГ иБалтии с октября 2000 года режима регистрации, применяемого к гражданам странтрадиционного зарубежья, увязывающего получение регистрации по месту проживанияс получением вида на жительство. Уже с октября регистрация прибытий из этихстран резко сократилась, а 2001 год по сравнению с 2000 характеризовалсядвукратным снижением числа прибывших. Проблема нерегистрируемости этого видамиграции, до этого существовавшая в основном локально, приняла всеобщийхарактер.
Дляхарактеристики миграционной активности населения чаще всего используютпоказатель миграционного оборота, который рассчитывается как сумма чиселприбывших и выбывших для территории или страны в целом за какой-то промежутоквремени. Применительно к внешней для страны миграции, в миграционный оборотвключаются как прибывшие, так и выбывшие, т.к. это разные миграционныеперемещения, они совершаются разными людьми. Для России же в целом миграционныйоборот внутренней миграции рассчитывается как сумма чисел прибывших. Выбытия вданном случае не суммируются, так как прибывшие одновременно являются ивыбывшими, и если эти цифры сложить, получится, что одно и то же миграционноеперемещение посчитано дважды.
С 1989по 2001 год общий миграционный оборот в России сократился с 6,5 миллиона до 2,5миллиона человек, то есть более чем вдвое. Тренды миграции по отдельным потокам(рисунок 1) показывают, что сокращение миграционной активности во внутреннеймиграции (как в миграции в пределах субъектов Федерации, так и в переселенияхмежду субъектами) наиболее быстрыми темпами шло в 1989-1993 годах, затем, в1994-1995 годах был отмечен даже небольшой рост, а затем — новое снижение, ужене такое резкое. С 1996 года объемы внутренней миграции сокращаются ежегодно на6-8% в год. Стабильный темп сокращения миграционной активности удивляет,интересно и то, что внутри- и межсубъектная (межрегиональная) миграциясокращаются синхронно.

Источник: здесь и далее — данные Госкомстата России
Рисунок1. Миграционный оборот внутренней и внешней миграции в 1989-2001 годах, тысяч человек
Масштабыже внешней миграции на протяжении конца 80-х — первой половины 90-х годов былистабильны, а затем стали сокращаться с темпом 10-20% в год. Стабильностьобъемов внешней миграции в начале 90-х годов обеспечивалась некоторым ростомчисла прибывших в Россию, достигшего пика в 1994 году, когда в страну только изстран СНГ и Балтии прибыли 1146 тысяч человек при существенном сокращении числавыбывших. С 1995 года шло сокращение и числа прибывших в страну, и числавыбывших за ее пределы.
Внешняямиграция в России по своим объемам никогда не превосходила внутреннюю, даже в1992-1994 годах на нее приходилось только треть всей миграции, а к 2001 году еедоля в совокупном обороте сократилась до 12,8%. Но в начале 90-х годов онаприобрела наиболее драматичный характер, нередко принимала форму массовогоэкстренного исхода тысяч людей из регионов вооруженных конфликтов в рядереспублик бывшего СССР. Именно на первые годы после распада Советского Союзапришелся пик миграции в Россию русскоязычного населения из всех без исключенияновых независимых государств. Когда этот пик был пройден, миграционныйпотенциал русских и других некоренных народов (т.н. «русскоязычных»)в ряде государств — страны Закавказья, Таджикистан, отмеченные вооруженнымиконфликтами, практически исчерпался, а в других выезд принял затяжной характер.Постепенно вынужденные стрессовые миграции уступили местосоциально-экономическим, и вплоть до последнего времени основным ограничителеммиграции в Россию являлись сложности с обустройством, вызванные прежде всегодиспаритетом цен на жилье в России и других странах СНГ.
«Разъезд»населения по своим этническим “квартирам” после распада СССР не состоялся, экономикаоказалась сильнее стремления к этноцентризму. Благодаря этому никакогомассового оттока из России титульных народов бывших республик не наблюдалось.Выезд русских в большинство стран, за исключением Украины и Белоруссии,фактически прекратился. Это привело к сильному — на порядок, с 692 тысяч в 1989году до 62,5 тысяч в 2001 году — сокращению выезда из России в страны СНГ иБалтии. По масштабам он стал сопоставим с выездом в страны традиционногозарубежья, и не исключено, что в недалеком будущем будет еще меньше. А еслипринять во внимание, что эмиграция из России в страны Запада определеннобольше, чем ее регистрируемые объемы, то уже сейчас выезд в развитыеэкономические страны превосходит по масштабам миграцию в страны СНГ и Балтии.
Все этоподводит к выводу, что вряд ли внешняя миграция в России будет в ближайшие годыиграть столь же важную роль, как в начале 90-х годов. Несмотря на то, чтоРоссия остро нуждается в притоке населения для компенсации естественной убылинаселения, нехватка трудовых ресурсов с особой остротой скажется черезнесколько лет. В таких условиях, а также при настороженно-неодобрительномотношении властей к иммиграции, росте ксенофобии в обществе, ожидать ростамасштабов въезда в Россию пока не приходится. Явных посылок к росту эмиграциитакже ждать не следует.
1.2. Внутренниемиграции
Несомненно,есть регионы, в которых существует специфика направлений межпоселенноймиграции. Так, в Москве и Московской области в 2001 году 80% прибывших издругих регионов страны являлись выходцами из городских поселений и только 20% — из сельской местности, по городским поселениям страны в целом это соотношенийвыглядело как 63% и 37%. Большая доля «сельских» мигрантов в Москвуявлялись выходцами из Московской области, а это довольно специфическая«сельская местность». Поэтому миграция в столичный регион в меньшейстепени зависит от потенциала сельско-городской миграции. Кроме того, это ещераз показывает «шаговый» характер миграции в современной России:миграция идет не напрямую из села в крупнейший городской центр, а сначала вмалые и средние города.
Различия миграционной активности населения пофедеральным округам. Определенные изменения произошли в миграционнойактивности в разрезе регионов страны. В России в целом интенсивность миграции впределах субъектов федерации (т.н. «внутриобластной» миграции)сократилась с 18,2 человека на тысячу населения в 1989 году до 8,3 человека натысячу в 2001 году. Если посмотреть изменение интенсивности внутриобластноймиграции по федеральным округам, тренды были очень схожие, значения показателейуменьшались синхронно. Наибольшая интенсивность внутриобластной миграции была вСибирском и Дальневосточном округах, наименьшая — в Центральном иСеверо-Западном. По всем округам наиболее значительное сокращение интенсивностимиграции в пределах субъектов федерации происходило вплоть до 1993 года, затембыл небольшой рост частоты переселений, и снова снижение, но уже очень плавное.
Существенныеизменения произошли в интенсивности миграции между отдельными субъектами Федерации.По России в целом она сократилась с 13,8 человек на тысячу в 1989 году до 6,5на тысячу в 2001 году, тренд ее был схожим с трендом внутриобластной миграции.Но ситуация по федеральным округам была не столь однозначна.
Интенсивностьприбытий в начале рассматриваемого периода (1989 год) варьировала по округам вочень большом диапазоне: от 11,6 на тысячу в Центральном и Приволжском округахдо 23 — в Дальневосточном, т.е. вдвое (рисунок 2). Затем, вплоть до 1993 года,по всем округам она стала сокращаться достаточно синхронно, разрыв вдвое почастоте прибытий между округами сохранялся, но уже на более низком уровне.После этого интенсивность прибытия в ряде округов стабилизировалась, а вЦентральном и Северо-Западном в 1994-1995 годах увеличилась. Затем вновьотмечено плавное снижение, но оно шло с разной скоростью, что привело кснижению дифференциации округов по частоте прибытий. В итоге по интенсивностиприбытий Центральный округ сравнялся с Дальневосточным (7,1 на тысячу), аСеверо-Западный вышел на первое место (8,2). Самая низкая частота прибытий былав Приволжском округе.
Интенсивностьвыбытий варьировала в 1989 году в еще больших пределах: от 9,4 человека натысячу в Центральном округе до 21,9 в Дальневосточном. Затем, в 1990-1991 годахона сокращалась по всем округам, а в 1992-1994 года стала расти вСеверо-Западном, Уральском, но наиболее быстро — в Дальневосточном, достигнув28 на тысячу. В остальных округах рост был незначительным и длился не болеегода. Затем по большинству округов продолжилось сокращение частоты выбытий, нов Дальневосточном оно было наиболее мощным — начало сказываться сокращениемиграционного потенциала из-за предшествующего тому массового выезда населения,в результате чего они снизились до 11,5 (в 1989 году с такой интенсивностьвыбывало население из Приволжского округа). Разрыв между округами поинтенсивности выбытий существенно сократился.


Рисунок2. Интенсивность прибытий (А) и выбытий (Б) в миграции между субъектамиФедерации по федеральным округам России в 1989-2001 годах, на тысячу
Такимобразом, дифференциация крупных регионов России по миграционной активности населения,как в прибытиях, так и в выбытиях, сократилась. Восточная часть страны уже неможет рассматриваться как регион с высокой частотой миграции, она там сейчас натаком же уровне, как десятилетие назад в Центральных районах страны. Впоследних же сокращение миграционной активности также велико, но не такзаметно; кроме того, можно допустить, что именно в этих регионах увеличиласьлатентная составляющая миграции, а также в большей степени распространены еевременные и сезонные формы.
Различияпо субъектам Российской Федерации. Как менялась миграционная активностьнаселения на уровне субъектов Российской Федерации? Учитывая, что существенныхмежрегиональных контрастов и подвижек в динамике интенсивности внутриобластноймиграции на уровне федеральных округов России не просматривается, ограничимсяанализом частоты переселений между отдельными областями, краями, республиками.
Сравнимчисло прибытий по регионам на рубеже 90-х годов и в настоящее время. Учитывая,что чем ниже таксономический уровень территории и, соответственно, меньше числомигрантов, тем выше зависимость расчетов от влияния случайных флуктуаций числамигрантов в конкретном году. Поэтому сравним данные не за один, как в случае смиграцией по стране в целом или по округам, а за три года: 1989-1991 и1999-2001 годы. Понятно, что на 1989-1991 годы пришлось наиболее существенноесокращение миграционной активности, как было показано раньше, но в целяхмежсубъектных сопоставлений это не так принципиально.
В1999-2001 годах число прибытий в среднем по России составило 55,5% от уровня1989-2001 годов. При этом в 14 субъектах федерации из 72 оно составило от 23 до40%, а в 12-62% и более, в т.ч. 2 — даже увеличилось (таблица 1).
Таблица1. Изменение числа прибытий в 1999-2001 годах в сравнении с 1989-1991 годами посубъектам Российской России
Федеральные округа
Общее число субъектов
В т.ч. имели число прибытий, в 1999-2001 годы в % к 1989-1991 годам
Менее 40%
От 40 до 50%
От 50 до 60%
Более 60%
Центральный
18
0
6
8
4
Северо-Западный
10
1
4
3
2
Южный
12
2
3
4
0
Приволжский
14
1
6
6
1
Уральский
4
0
1
2
1
Сибирский
12
3
4
3
0
Дальневосточный
7
7
0
0
0
Итого
72
14
24
26
8
Десятьиз 14 субъектов с наиболее сильным сокращением числа прибытий расположены навостоке страны, тогда как регионов с наименьшим сокращением этого показателясреди них всего 1 (Тюменская область с автономными округами). Среди регионовДальневосточного округа нет ни одного, где число прибытий превышало бы 37% отуровня рубежа 90-х годов. Напротив, у регионов Центрального округа этотпоказатель превышает 42%, а в большинстве и 50%. Кроме того, в Москве и Белгородскойобласти число мигрантов из других регионов страны возросло за последние десятьлет на 8% и 3% соответственно.
Соответственно,изменялась и интенсивность прибытий по субъектам Федерации (таблица 2). Если в1989-1991 годах наибольшие значения этого показателя были характерныисключительно для регионов восточной части страны, то в 1999-2001 годахситуация была иной. В регионы-лидеры по данному показателю переместилисьБелгородская область и г. Москва, Краснодарский и Ставропольский края, заменивсобой почти все регионы Дальневосточного округа. Последние ранги по-прежнемузанимают регионы Европейской части, но перечень их также изменился.
Таблица2. Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих максимальную и минимальнуюинтенсивность прибытий в миграции с другими субъектами Российской Федерации в1989-1991 и 1999-2001 годах
Ранги*
1989-1991 годы
на 1000
1999-2001 годы
на 1000
1
Магаданская область
34,9
Ленинградская область
16,3
2
Амурская область
23,3
Тюменская область
13,8
3
Хабаровский край
23,2
Магаданская область
13,2
4
Республика Калмыкия
22
Мурманская область
11,1
5
Камчатская область
21,9
Белгородская область
10,2
6
Тюменская область
21
Республика Калмыкия
10
7
Сахалинская область
20,9
г. Москва
9,3
8
Ленинградская область
20,7
Краснодарский край
9,3
9
Республика Саха
19,6
Хабаровский край
9,2
10
Мурманская область
19,1
Ставропольский край
9,1
 
Россия
12,5
Россия
7
63
Тульская область
9,8
Оренбургская область
4,9
64
Брянская область
9,8
Пермская область
4,8
65
Пермская область
9,8
Курская область
4,8
66
Курская область
9,5
Нижегородская область
4,5
67
Московская область
8,9
Удмуртская Республика
4,2
68
Пензенская область
8,7
Республика Дагестан
4,1
69
Республика Мордовия
8,3
Республика Тыва
4
70
г. Москва
8,3
Кабардино-Балкарская Республика
3,9
71
Республика Татарстан
8,3
Архангельская область
3,7
72
Нижегородская область
7,5
Республика Мордовия
3,6
·         в перечень невошли автономные округа, республики, область, данные по которым в 1989-1991годах были включены в состав соответсвующих краев и областей, а также Чеченскаяи Ингушская республики.
Какой-тогеографической закономерности динамики абсолютных объемов числа выбытий в1999-2001 гг. в сравнении с 1989-1991 гг. не прослеживается. В наибольшейстепени сократились выбытия из Тывы и Магаданской области (составив 24% и 40%от уровня рубежа 90-х), а из Мурманской, Московской и Курской областисокращение выезда было минимальным.
Межрегиональнаядифференциация показателя интенсивности выбытий, как и прибытий, за последнеедесятилетие изменилась, однако, в отличие от последних, перечень регионов,имеющих наибольшую интенсивность выезда, за десятилетие претерпел малоизменений (см. таблицу 3). По-прежнему его возглавляют субъекты Федерации,расположенные на востоке и севере страны. Среди замыкающих список, практическивсе входят в Приволжский и Центральный округа. По-прежнему среди них — Москва,Нижегородская, Белгородская области и Республика Татарстан.
Таблица 3. Перечень субъектов РоссийскойФедерации, имеющих максимальную и минимальную интенсивность выбытий в миграциис другими субъектами Российской Федерации в 1989-1991 и 1999-2001 годах
Ранги*
1989-1991 годы
на 1000
1999-2001 годы
на 1000
1
Магаданская область
53,6
Магаданская область
34,5
2
Республика Тыва
29,7
Му


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Бухгалтерский учет во внешнеэкономической деятельности»
Реферат История социальной защиты России в XX веке 2
Реферат Новое представление о пространстве и времени в рамках целостной парадигмы
Реферат Osteoporosis Essay Research Paper OsteoprosisOsteoporosis is a
Реферат СССР в послевоенное время 40 нач. 50 х гг.
Реферат Рецензия на повесть В.Г. Распутина "Последний срок"
Реферат Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье
Реферат Lord Of The Flies Summary Essay Research
Реферат Euthanasia 7 Essay Research Paper EuthanasiaIn this
Реферат Зоопсихология
Реферат Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»
Реферат Администрация города Рубцовска Алтайского края постановление
Реферат Исследование функциональных характеристик нервно-мышечных аппарата верхних конечностей у юношей спортсмнов-единоборцев и тяжелоатлетов разной квалификации
Реферат A Critical Analysis Of Moby Dick Essay
Реферат Органы государственной власти в XIX-ХХ веках