Реферат по предмету "География"


Экономико-географическое положение района

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА
1.   Состав района.
2.   Физико- и экономико-географическое положение района.
3.   Природа района и природные предпосылки его развития.
4.   История освоения территории и формированиехозяйственного комплекса района.
5.   Население и трудовые ресурсы района.
6.   Народнохозяйственный комплекс района
7.   Территориальная структура расселения и хозяйстварайона.
   В состав Дальневосточного экономического районавходят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края,Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономнымокругом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
   Главная особенность Дальневосточного экономическогорайона в природном отношении — соседство с Тихим океаном и неразрывная связь сним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна —Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Всеэти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяютсяподводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественныхзащищенных бухт для стоянок судов мало.
   От Тихого океана моря отделены цепью островов:Алеутских, Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самыхглубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей повосточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатическихусловиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате, то южная часть Японского лежит в области субтропического.
   Растительный и животный мир морей Тихого океананамного богаче морей Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастаютзаросли морских трав и водорослей. Бурые водоросли, достигающие в длину 50метров, образуют иногда настоящие подводные леса.
   На островах очень много птиц: кайр, чаек,балканов, топориков, белобрюшек, глупышей. В настоящее время промысловуюценность в дальневосточных морях имеют тюлень, нерпа, белуха. У западныхберегов полуострова Камчатка ведется лов крабов.
   Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей.Важнейшими рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки, Охотскогопобережья, Амурский лиман, побережья Южного Сахалина и Приморья. На первомместе по значению стоят проходные лососевые рыбы — кета, горбуша, нерка, чавыча.На нерест они идут в Амур, в реки Охотского побережья, Камчатки и Сахалина.
   В заливе Посьет Японского моря работаетединственное в стране предприятие, где в естественных условиях моллюсков(гребешки, гигантские устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.
   Важнейшей особенностью экономико-географическогоположения Дальневосточного экономического района является большая удаленностьот основного экономического потенциала России. Район расположен на восточнойокраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальныхцентров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И попрежнему единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, покоторой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, чтосоставляет примерно неделю езды на скором поезде.
   Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам,пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяютинтенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделениитруда.
   В межрайонном разделении труда Дальний Востоквыделяется производством цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы иморепродуктов, лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью, судоремонтом ипушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный районспециализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночнойспециализации основаны на использовании местных природных богатств. ДальнийВосток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспортДальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу и т.д.
   Природные условия Дальнего Востока отличаютсярезкой контрастностью, что обусловлено очень большой протяженностью территориис севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями.Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам.Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. Назначительной части района распространена многолетняя мерзлота, что затрудняетстроительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанскомпобережье преобладают молодые горы, о чем свидетельствует вулканическаядеятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов, крупнейший из нихКлючевская Сопка, много гейзеров.
   Моря, омывающие Дальний Восток, отличаютсявысокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морямСеверного Ледовитого океана — Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моряТихого океана — Берингово и Охотское — также холодные, с длительным ледовымпериодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водахсеверо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого теченияКуросио, возможна круглогодичная навигация.
   Большое значение для развития района имеют запасыполезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редкихметаллов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождениярудного и рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы, Алдана, Зеи,Амура, Селемджи, Буреи, на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные,вольфрамовые, свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в РеспубликеСаха, Магаданской области, в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагаетбольшими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке, вЯкутии и Хабаровском крае. В Томмоте на верхнем Алдане разведаны уникальныеместорождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-западаРеспублики Саха — “Мир”, “Удачное” и др.
   В Дальневосточном районе известны запасы железныхруд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениямиТаежное, Пионерское, Сиваглинское, расположенный на юге Якутии.
   Располагает Дальний Восток и большими запасамитопливных ресурсов, особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасыугля расположены в Ленском бассейне, сильно удаленном от освоенных территорий.На юге Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегосяугля — Южно-Якутский. Остальные месторождения, сравнительно небольшие,разбросаны по территории района.
   Выявлены на территории района нефтегазоносныепровинции: на Сахалине, Камчатке, Чукотке, в Магаданской области, норазрабатываются пока только месторождения нефти  Оха и Тунгор на севере Сахалина.Нефть высокого качества, но ее не хватает для удовлетворения потребностейрайона. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один изважнейших перспективных газоносных районов.
   Располагает Дальний Восток и запасами нерудногосырья: мергелем, известняками, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, атакже серой, графитом, слюдой.
   Гидрографическая сеть района очень обширна имноговодна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены, Амура, Яны,Индигирки, Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасыгидроэнергии, богаты ценными видами рыб, являются транспортными путями, втом числе и зимой, когда по льду прокладываются зимники. Богат район итермальными водами. Горячие источники, особенно на Камчатке, питают реки,которые зимой не замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождениегейзеров. Вода горячих источников содержит цинк, сурьму, мышьяк, имеетлечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.
   Очень большое значение для экономики района имеютморя Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительнокороткий период, они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое и транспортноезначение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб: кета,нерка, чавыча, обитают тюлени, моржи, котики. Леса на Дальнем Востокепокрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, широколиственные породы: дуб, ясень, клен и т.д.
   Особенности физико-географического положенияопределили разнообразие природно-климатических условий — от резкоконтинентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерностьзаселения и освоения района.
   В северной части района климат исключительносуровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почтиповсеместно многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северногополушария. Однако теплое, хотя и очень короткое лето позволяет развиватьземледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа схолодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амурасоставляет до120 дней, и лишь на юге Приморья — до 190 дней. Большоеколичество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильноепереувлажнение почв, что создает большие трудности для сельского хозяйства.
   Вследствие суровости климата и удаленноститерритории Республика Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоениеэтих районов имеет очаговый характер.Более плотно заселены Хабаровский край иАмурская область.
   Экологические проблемы Дальнего Востока имеютспецифический характер, связанный с размещением производительных сил нанеобъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающуюсреду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезнымлокальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть районанаходится в зоне многолетней мерзлоты.
   Современное состояние окружающей Среды требуетсамых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук Россииразработало Долговременную программу охраны природы и рациональногоиспользования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложеныпринципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видовогосостава биоты, снижения генетических последствий загрязнения Среды. Открытие изаселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижениемрусских к берегам Тихого океана. Пути отрядов казаков-первопроходевсначалапролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам, лишь затемони направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья.
   В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устьявверх по Лене и основал острог, получивший название Якутск, который вскорестал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов навосток и на юг.
   В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел кОхотскому морю, заложил острожек в устье реки Улья, обследовал назначительном протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход книзовьям Амура. В 1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции вприамурские земли и основал там несколько городов — Албазин, Ачин и др.С.Дежнев и Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточнойоконечности Азии. Выступив из Анадырского острога, отряд В.Атласова добралсядо Камчатки. По “челобитным” и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым в 1667году была составлена карта — “Чертеж сибирской земли”.
   Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связансо знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга иАлексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах), во время которых былиопределены очертания северной части Дальнего Востока, открыты Алеутские иКомандорские острова, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
   Географические открытия и обследования, сделанныев 18-ом веке, подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света кберегам Дальнего Востока: И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы),В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах), М.П.Лазарева (1813-1816 и1822-1825 годах), Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др.
   В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского былиустановлены островное положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура вморе. На Дальнем Востоке были созданы опорные пункты:Петропавловск-на-Камчатке, Николаевск-на-Амуре, Владивосток.
   Организованное заселение Дальнего Востока началосьс 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостногоправа и принятия законов о переселенцах.
   Интерес к Дальнему Востоку возрос, когда в 1891году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развернутыгеологические, географические, экономические и другие исследования. Все этодало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока: появилисьпромышленные (горные, рыбные) и транспортные предприятия, расширилисьпромыслы пушнины и морского зверя (котиков), увеличилось сельскохозяйственноепроизводство, возросла торговля.
   Однако в целом Дальний Восток в экономическомотношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительствовидело в нем сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те изприродных богатств Дальнего Востока (золото, цветные металлы, пушнина,лососевые рыбы), которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важныепозиции в экономике Дальнего Востока занимали иностранные монополии, безжалостноэксплуатировавшие его ресурсы и население.
   Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставалсяслабонаселенной территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока вгоды Советской власти привели к увеличению численности населения: в 1920 годув районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году — 7 млн. человек. Темпы ростанаселения Дальнего Востока — одни из самых высоких в стране.
   Сейчас численность населения Дальнего Востока — более 7.6 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток — самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность егонаселения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещенокрайне неравномерно. Наиболее высокая плотность — более 12 человек на 1 кв. км.в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же времяв Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населениясоставляет лишь 0.3 — 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротойнационального состава. Подавляющее большинство населения — русские. Живут здесьтакже много украинцев, татар, евреев и большая группа коренных народностей — коряков, нанайцев, нивхов, ульчей, удегейцев, ительменов, эвенков,алеутов, чукчей, эскимосов и др.
                                                                 
                                                              ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
НАСЕЛЕНИЕ
 ЧЕЛОВЕК.
ПЛОЩАДЬ
КМ. КВ.
КОЛ-ВО
ГОРОДОВ
ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-
ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ. ЯКУТИЯ 900000 3103200 10 0.29 КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 443000 472300 3 0.93 ЧУКОТСКИЙ АО 110000 737300 0.15 ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 250000 36000 2 6.94 САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 709000 87100 19 8.14 ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 1794000 824600 9 2.17 ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 2189000 165900 9 13.19 АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 1053000 363700 9 2.89 КОРЯКСКИЙ АО 40000 301500 0.13 МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 410000 461400 3 0.89
  
   Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставилаэти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания,национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести правобыть хозяевами на своей земле, стремятся к возрождению.
   В последние десятилетия население Дальнего Востоказначительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счетестественного, так и за счет механического прироста, главным образомпривлечения на крупные стройки трудовых ресурсов, преимущественно измногонаселенных европейских районов.
   Особенно значительный прирост рабочей силынаблюдается в цветной металлургии, рыбной, лесной, деревообрабатывающей ицеллюлозно-бумажной промышленности, т. е. в отраслях специализации. В целяхзакрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищноестроительство, укрепление службы быта и расширение сети социально-культурныхучреждений и предприятий.
   Ведущее место среди отраслей рыночной специализацииДальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы онаособенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае.Цветная металлургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов,вольфрама, мышьяка.
   Наибольший удельный вес по запасам оловапринадлежит Республике Саха, где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение.Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный, строится обогатительнаяфабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край)и комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
   Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковыеконцентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождениясвинцово-цинковых руд — Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморскомкрае добывается вольфрам.
   Быстро растет алмазодобывающая промышленность.Построены два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал”, строитсяновый комбинат.
   К ведущим отраслям рыночной специализации районаотносится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востокупринадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играетрайон в китобойном и крабовом промыслах.
   Главными районами рыболовства и морского промыслаявляются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана.В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также вводах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащенпервоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков,Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск и др. Построены холодильныекомбинаты, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском иКомсомольске-на-Амуре.
         Производственные связи рыбной промышленностиДальнего Востока
/>
  
   Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеетзначительный удельный вес в вывозе древесины, производстве пиломатериалов,бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита восновном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центрылесопиления — Имен, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск,Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Хор, Бикин и др. Производство фанеры созданово Владивостоке и Биробиджане, мебели — в Благовещенске, Хабаровске,Владивостоке, Биробиджане, спичек — в Благовещенске, целлюлозно-бумажнаяразвита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.).
   Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетическогооборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, мостовые краны,судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструментыи т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров — Хабаровск. Судоремонтразвит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке,Находке, а речное судостроение — в Благовещенске.
   Сельскохозяйственное машиностроение размещается вгороде Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод“Амурэлектроприбор”, во Владивостоке — завод инструментов и другие заводы, вХабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре — заводподъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане — “Дальсельмаш”.
    Далее рассмотрим отрасли, дополняющие территориальныйкомплекс :
   Топливная промышленность представленадобычей угля, нефти и природного газа.
   Черная металлургия пока еще развитанедостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии — “Амурсталь” вКомсомольсе-на-Амуре, работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургическийзавод.
   Легкая промышленность Дальнего Востокапредставлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другимиотраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупныхгородах.
   Помимо развития основной отрасли пищевойпромышленности — рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли:мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровскиймелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске,Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая (сырьемдля которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске иУссурийске.
   Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство.Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои ималотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственныеугодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский иПриморский края, южные районы Республики Саха).
   Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На югеПриморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура — соя.Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где длявыращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площадиотведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивуюкормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно наюге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположеныобширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развитопантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданызверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видовценных пушных зверей.
   Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степенизависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенностьтребует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесномвзаимодействии различных видов транспорта.
   В Дальневосточном районе представлены всесуществующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На егодолю приходится до 80% перевозимых грузов.
   Начало активного транспортного освоения южной частирайона связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. Запоследнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями, иногдаявляющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаевимеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (черезКомсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.
   Железнодорожное освоение средней зоны ДальнегоВостока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этоймагистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможностьосвоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кромеширотной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск — “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющихБайкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
   В значительном объеме межрайонные и внутрирайонныеперевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. кСеверному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычкумежду железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов СеверногоЛедовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспортаТихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные имеждународные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами вперевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительныематериалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этихморей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),Владивосток, Находка, Советская Гавань.
   Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но врайонах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспортавелико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая севернаядорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере районаесть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сетьавтомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
   Огромно для Дальнего Востока значение воздушноготранспорта, как для связей с другими районами России, так и длявнутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетамиосуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствахсевера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется оленийтранспорт.
   Анализируя потоки грузов Дальневосточного района,необходимо отметить что район получает больше грузов, чем вывозит. Основнойобъем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов  всебестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Этосвязано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе ДальнегоВостока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты рудцветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развитиярайона, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие иобслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.
   Так, усиление международной торговли, развитие рыбнойпромышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в своюочередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности иинтенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
   В условиях перехода к рынку одним из наиболее узкихмест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженностьтопливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% посравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплексаДальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторожденийприсахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставаниепроизошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Врезультате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов вПриморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловойдревесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительноснизилось производство маргариновой продукции, на Камчатке и в Магаданскойобласти — кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономныхокругах — мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет местои в других отраслях промышленности.
   Найболее перспективным направлением экономикиДальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелойиндустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщенпредприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукциироссийской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплексатехнологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседиРоссии.
   Условиями успешного перехода к рынкуДальневосточного региона России являются :
·   дальнейшее разгосудаствлениеэкономики района;
·   возникновение элементов свободнойконкуренции;
·   создание рыночной инфраструктуры;
·   устранение перечисленных и другихфакторов, препятствующих развитию промышленности.
   На Дальнем Востоке в настоящее время существуют трисвободные экономические зоны: “Находка”, “Большой Владивосток”, “Сахалин”.
   Экологические проблемы Дальнего Востокаочень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов иземлетрясений, наводнения, крушения нефтиналивных танкеров, аварии нанефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки иморя, а также в атмосферу вредных отходов производства.
   Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос”, разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологическогообеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторожденийнефти и газа.
   Огромную территорию Дальневосточного района поуровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю исеверную.
   В южную зону интенсивного развития входятПриморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинскойобластей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть ДальнегоВостока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- игорнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетанияведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельскимхозяйством.
   В состав средней зоны входят северные районыХабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть РеспубликиСаха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главнаяспециализация — добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развитыслабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, котораявнесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны:идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственногоосвоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являютсяразработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМапотенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоныБайкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского иКомсомольского ТПК.
   Южно-Якутский ТПК формируется на юге РеспубликиСаха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северуот Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественныхжелезных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаныЧульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта наНерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождениипласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введенав эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
   Вблизи угольного бассейна находится Алданскийжелезорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученнымиявляются месторождения  Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которыхсоставляют 2,5 млрд. тонн.
   В бассейнах рек Олекмы и Чары разведанымагнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базудля черной металлургии на Дальнем Востоке.
   В зоне Южно-Якутского минерального комплексавыявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда,сланцев и других полезных ископаемых.
   Выход якутским углям на БАМ и к Сибирскоймагистрали дает новая железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение на Беркакит.Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительнымобъемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургическиезаводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеляпостроена первая очередь нового крупного порта — Восточный.
   В дальнейшем кроме угольных предусмотренововлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем, чтобы вперспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла.Сельское хозяйство имеет очаговый характер.
   В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитиехарактерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Болееинтенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использованияполезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленныхочагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственнаяинфраструктура. Алданское, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинскийиз мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются втерриториально-производственные узлы лесной, пищевой промышленнос-тью, машиноремонтом, рыбным и охотничьим промыслами.
   Анализ территориальной структуры Дальневосточногорайона показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуютсябольшими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещенияпромышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внеслистроительство Байкало-Амурской магистрали и создание новыхтерриториально-производственных комплексов.
   Дальний Восток имеет достаточно развитыемежрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль вовнешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки страносуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортныефункции имеют исключительное значение. Более половины грузов, ввозимых врайоны из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.
   Развитие внешнеторговых связей влечет за собойулучшение транспортной системы района, экономических показателей работы,совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
   Если до недавнего времени ввоз грузов на ДальнийВосток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется.Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее,чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственногокомплекса района.
   Совершенствование структуры хозяйстваДальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурскоймагистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитиемвнешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок междустранами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения районасельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры,решением экологических проблем.
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  Алексеев А.И., Николина В.В.География: население и хозяйство России. — М., 1996.
2.  Даринский А.В. и др. ГеографияРоссии. — М., 1993.
3.  Морозова Т.Г. и др. Региональнаяэкономика. — М., 1996.
4.  Страны и народы: Научно-популярноеи этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.
5.  Андрей Иванов, Остров сокровищ. —Новое Время, — 1996, №7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.