Реферат по предмету "Логистика"


Логистика на предприятии

      СОДЕРЖАНИЕ Место и роль дистрибьюции на предприятии Среди базисных логистических активностей, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, главная роль принадле­жит сбыту. В последние 10-15 лет на Западе в связи с бур­ным прогрессом логистики несколько сместились акценты и “размылись” границы между сбытом, маркетингом и логисти­кой. Все в большей степени сбытовые функции отождествля­ют с маркетинговыми и логистическими.


Например, в моно­графии Г.Д. Болта приводится определение сбыта как "пер­сонифицированного" непосредственного и двухстороннего про­цесса осуществления контактов и убеждения с целью дости­жения определенных результатов, и, прежде всего, увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка”. Таким образом, главной проблемой сбыта в рыночной экономике яв­ляется максимизация объема продаж в условиях конкурен­ции. В зарубежной литературе также нет четкого разграниче­ния целей и функций сбыта


и маркетинга. Большинство авто­ров придерживается мнения, что сбытовые функции являются частью маркетинга фирмы. В то же время ряд отечественных исследователей считает, что основ­ным отличием сбытовой деятельности от маркетинговой яв­ляется наличие для сбыта установившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) товара по­требителям. Для маркетинга же характерно увеличение объе­ма продаж путем освоения новых сегментов рынка или рас­ширения имеющихся за счет изменения ассортимента продукции,


улучшения политики продвижения товаров и т.п. Выделяя собственно логистические проблемы в сбыте, не­обходимо, прежде всего, остановиться на таких ключевых активностях, как дистрибьюция и физическое распределение. Эти две логистические активности зачастую отождествляются. В то же время в последние годы ясно прослеживается тенденция расширительного толкования дистрибьюции в смысле включения в ее сферу дополнитель­ных функций по продажам продукции и сервису.


Учитывая вышеизложенное, определим дистрибыоцию как комплексную логистическую активность, заключающуюся в продвижении продукции от производителей к конечным (или про­межуточным) потребителям, организации продаж, предпродаж­ного и послепродажного сервиса. Как и другие логистические активности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактичес­ких целей бизнеса фирмы на рынке. Если эти цели и конкрет­ные сегменты рынка определены,


то с логистических позиций основной задачей дистрибьюции является максимальная эко­номия всех ресурсов в цепи "производитель-потребитель" при обеспечении требуемого уровня качества продукции и сервиса. Многие фирмы, чаще все­го крупные корпорации, стремятся создавать свои (фирмен­ные) дистрибутивные сети для обеспечения полного конт­роля над рынком сбыта продукции. Однако это требует значительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку,


грузопереработку, управление запасами и т.д. Большинство фирм-производи­телей поэтому предпочитают при организации дистрибью­ции пользоваться услугами торговых и логистических фирм-посредников, стараясь в то же время сохранить за собой пра­во собственности на продукцию на как можно более длинных участках дистрибутивных каналов (в смысле максимальной прибли­женности к конечным точкам продаж). В этом случае могут возникать конфликтные ситуации между фирмой-производи­телем и логистическими посредниками


в плане распределе­ния между ними затрат и прибыли, разрешение которых также является прерогативой логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции. Дистрибьюция является ключевой логистической активно­стью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными функциями логистического ме­неджмента дистрибьюции являются: построение организационной структуры дистрибутив­ных каналов и сетей; дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической


сети в дистрибутивных каналах; транспортировка продукции, возвратной тары и отходов; складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе; управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров; передача прав собственности на продукцию; обеспечение сохранности и защиты товаров, страхова­ние рисков; поддержание стандартов качества продукции и логистическо­го сервиса; ценообразование; мониторинг и информационно-компьютерная поддерж­ка логистических активностей в дистрибьюции и т. д.


Укрупненно эти функции можно разделить на функции об­мена, физического распределения и поддерживающие. Между производителя­ми и потребителями находится большое количество посредни­ков, играющих важную роль в дистрибьюции, которых услов­но можно разделить на две большие группы: оптовики и роз­ничные торговцы (ритейлеры — от англ. термина "retailer"). Число оптовых торговых посредников в дистрибутивных ка­налах современных организаций бизнеса находится


в преде­лах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от на­циональных, отраслевых и внутрифирменных особенностей воспроизводства. Также широк диапазон изменения логисти­ческих издержек в дистрибьюции, которые составляют в среднем от 30 % до 70 % и могут доходить до 300 % и более от себестоимости производства по различным отраслям и компаниям. Каждой отдельной активности, а дистрибьюции соответ­ствуют свои издержки, которые укрупненно можно разделить на издержки создания и управления запасами, транспортные расходы


и так называемые трансакционные затраты ("trans­action costs"), связанные с поиском логистических партнеров в дистрибутивной сети, оформлением договоров, передачей прав собственности на продукцию и другими подобными операциями. Формирование дистрибутивных каналов и сетей Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по оп­ределенным дистрибутивным каналам, которые в совокупнос­ти образуют дистрибутивную сеть фирмы.


По определению Американской ассоциации маркетинга "дистрибутив­ный канал — это структура внутрифирменных организацион­ных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптови­ков и ритейлеров, через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок". Назовем дистрибутивным каналом упорядоченное множество звеньев логистической сети, включающее в себя все логи­стические цепи и их участки, проводящие материальные пото­ки продукции одного наименования


(или ассортимента), а также со­путствующий сервис от фирмы-производителя до конечных или промежуточных потребителей. Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть фирмы. Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависят от: стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта продукции; логистической стратегии фирмы; видов и параметров материальных (сервисных) пото­ков; продуктовых атрибутов и ряда других факторов.


Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотно­шения между звеньями логистической сети в них, а также решения логистического менеджмента в дистрибьюции во многом определяют две ба­зисные концепции фирмы-производителя продукции: специализация и ассортимент. Специализация имеет фундаментальное значение для поли­тики дистрибьюции. Специализация на определенных логисти­ческих активностях позволяет внутрифирменным или при­влеченным


звеньям логистической сети выполнить их наилучшем образом. Привле­чение в структуры дистрибутивных каналов и сетей логис­тических посредников для фирмы может быть оправдано тог­да, когда эти посредники выполняют основные функции в ди­стрибьюции (транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.) более эффективно (с более высоким качеством и мень­шими затратами), чем сама фирма-производитель.


Логика специализации базируется на экономии в масшта­бе и охвате. Когда фирма специализируется на совершении определенной функции в дистрибьюции (например, на грузопереработке), она развивает масштаб и охват специфических активностей для достижения операционной экономии. Логистический сервис в дистрибьюции включает большое количе­ство специализированных фирм: оптовых и розничных торго­вых посредников, транспортных и экспедиторских фирм, компа­ний физического распределения,


фирм, занимающихся упаков­кой, сортировкой, грузопереработкой, страховых и финансовых компаний и т.д. Специализацию считают своего рода надстройкой продук­тового ассортимента. Концепция продуктового ассортимента заключается в со­здании и позиционировании так называемого продуктового микса, требуемого конкретными потребителями. С точки зре­ния фирменного стратегического позиционирования на рынке товары должны быть сконцентрированы, отсортированы и рас­пределены в определенных местах (точках)


дистрибутивных каналов. Ассортиментный процесс включает три основных этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание. Концентрация (или консолидация) представляет собой сбор больших количеств одного продукта или нескольких различ­ных продуктов таким образом, чтобы они немедленно могли быть проданы (распределены) группой. Простой пример — это консолидационный склад производителя. Обычно большие гру­зовые отправки производятся различными заводами и направ­ляются на консолидационные


базы (склады). Использование в дистрибутивных каналах центров консолидации (например, грузовых терминалов) позволяет уменьшить общее количество трансакций (сделок) за счет того, что потребители могут разме­стить ассортиментный заказ на консолидационном центре бы­стрее, чем делать отдельные заказы на специфические позиции каждому производителю отдельно. Альтернативной схемой может быть привлечение промыш­ленных дистрибьюторов и оптовиков. Использование этих ло­гистических посредников позволяет фирме-производителю и ритейлерам


получить прибыль от концентрации без непосред­ственного выполнения, связанных с нею работ. Основным принципом концентрации является минимизация суммы возмож­ных трансакций, что проиллюстрировано примером. На схеме показано, что концентрация продукции1, продукции2 фирм-производителей на оптовом складе торгового посредника позволяет уменьшить общее количество трансакций с восьми "А" до шести "Б". А) Производители Ритейлеры


Б) Производители Оптовик Ритейлеры Вторым этапом установления ассортимента является кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и груп­пирования продуктов в уникальные комбинации. Результа­том кастомизации являются такие продуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребите­лей. Производители могут доставить потребителям смешан­ные или комбинированные групповые отправки продукции, которые позволяют последним поддерживать минимальные запасы, а производителям экономить


на транспортных издержках. Тенденция кастомизации в современном бизнесе далеко превосходит просто сортировку продукции в стандартные комбина­ции. Кастомизация часто включает специальную упаковку для создания уникального в смысле продаж товара и продвижения его в эксклюзивных дистрибутивных каналах. Одной из рас­пространенных современных функций кастомизации является специальная подборка товаров для показа на выставках в це­лях продвижения новых продуктов группового ассортимента на рынок.


Конечным этапом ассортиментного процесса является рас­сеивание (dispersion), которое состоит в отправке уникальных ассортиментных групп продукции потребителям в заданное время и место. Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно клас­сифицировать по нескольким признакам. По числу торговых точек различают: интенсивное распределение (относится к большому числу торговые точек, что позволяет наиболее интен­сивно "покрыть" рынок; например, для товаров по­вседневного


спроса); селективное распределение (относится к незначитель­ному числу торговых точек, рассчитанных на обслужи­вание особых потребностей специального сегмента рынка). По признаку прямолинейности (то есть количеству звеньев вертикального канала распределения) различают: прямую дистрибьюцию (когда производитель осуще­ствляет продвижение и продажу продукции в основном не­посредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж); непрямую дистрибьюцию (когда товары поступают потребителям


через систему посредников — оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и т.п.). Структура дистрибутивной сети и схемы возможных товаропроводящих цепей зависят от вида производимой продукции и, соответственно, групп потребителей. Для товаров широкого потребления более типичным явля­ется использование в дистрибутивных каналах оптовиков и ритейлеров, хотя некоторые фирмы, обладающие значительны­ми ресурсами, могут позволить себе прямую дистрибьюцию и продажу продукции населению (домашним хозяйствам).


Обычно, чем более массовым является спрос (или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивные сети. Распределение продукции для промышленных потребителей в основном осуществляется через агентов (брокеров) с помощью промышленных дистрибьюторов. В ряде случаев для этого привлекаются джобберы. При построении схемы дистрибутивной сети, выборе каналов распределения продукции и логистических посредников в дистрибьюции следует учитывать целый комплекс


факторов. Сюда входит характер производства и спроса, имеющиеся ресурсы в дист­рибьюции, территориальные особенности сбыта продукции, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая террито­рия, знание товара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями и т.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки и др. В зависимости от объемов производства (спроса) и типа товаров различают три наиболее распространенные возмож­ные схемы (модели) дистрибутивных сетей.


Схемы реализуют два упомянутых выше принципа орга­низации распределения и продаж: интенсивное (товары мас­сового спроса) и селективное (товары среднего спроса и спе­циальные товары). Массовые продукты Товары среднего спроса Специальные товары Логистические посредники в дистрибьюции Современный бизнес с его высоким уровнем специализации, как правило, приводит к необходимости использования в дистрибутивных каналах фирмы логистических посредников,


вы­полняющих различные функции. Укрупненно эти функции, как указывалось выше, можно разделить на: функции (операции) физического распределения; функции обмена (купли-продажи); поддерживающие функции (стандартизации качества дистрибьюции, финансирования, информационной под­держки, страхования рисков и т.п.). Посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экс­педиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения,


грузовые терми­налы и терминальные комплексы, грузовые распределитель­ные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упа­ковке продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Ло­гистические активности, относящиеся к физическому распре­делению, могут выполняться и торговыми посредниками. Среди посредников в дистрибьюции, выполняющих поддерживающие функции, можно указать на предприятия и уч­реждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры


и компании и т.п.), предпри­ятия информационного сервиса (информационно-диспетчерс­кие центры, вычислительные центры коллективного пользова­ния, предприятий связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации и т.д. Центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли-продажи) товара мо­гут выполнять и многие другие функции


физического распре­деления и поддерживающие (например, транспортировки, экс­педирования, страхования, грузопереработки, управления запа­сами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса и т.д.). Торговые посредники в зависи­мости от их функций в дистрибутивной сети фирмы-произво­дителя продукции могут быть классифицированы по трехуровневой системе. Третий уровень, непосредственно приближен­ный к потребителям, включает такие признаки классификации,


как оказываемые сервисные услуги, класс потребителей, право собственности, контроля или представления, продуктовые атри­буты, методы организации торговли. Оптовые торговцы 1-го уровня приобретают право соб­ственности на товар со всеми сопровождающими это право коммерческими рисками. Функциональные комиссионеры обычно избегают риска, связанного с приобретением товара в собственность, однако осуществляют определенные сервисные услуги, как для производителя, так


и для потребителя продукции. 2-й уровень классификации характеризует в основном степень полноты охвата посредниками всех торгово-распределительных функций в дистрибьюции и уровень сопутствую­щего сервиса. Особое место среди торговых посредников занимают то­варные биржи, которые играют роль организаторов оптовой торговли и выявляют равновесные цены на важнейшие бир­жевые товары. Среди звеньев розничной торговой сети (ритейлеров), осу­ществляющих непосредственную продажу продукции


потребителям, можно отметить независимых розничных торговцев, франшизу, кооперативы ритейлеров, розничные магазины фирм-изгото­вителей продукции, предприятия, торгующие по почте, супермаркеты и др. В настоящее время различают три основных типа органи­зации продаж фирмы-изготовителя: ориентированная на потребителя (вертикальная дист­рибутивная сеть, возглавляемая директором по прода­жам, которому подчинены менеджеры оптовиков и ри­тейлеров); регионально-ориентированная (горизонтальная дист­рибутивная сеть,


когда директор по продажам возглав­ляет соответствующие отделения по регионам рынка сбыта); продуктово-ориентированная (смешанная дистрибу­тивная сеть, когда директору по продажам подчинены региональные менеджеры по видам продукции). На практике все эти три базовых типа организации продаж могут комбинироваться в различных сочетаниях для достиже­ния целей логистической стратегии фирмы. Организация физического распределения Операции физического распределения


Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в звенья логистической сети дистрибутивной сети, составля­ют ключевую логистическую активность — физическое распределение. К этим операциям (элементарным активностям) относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консоли­дация и т. д. Элементарные активности объединяются в комп­лексные: транспортировку, складирование, защитную упаков­ку,


грузопереработку, управление запасами и другие с целью повышения эффективности работы логистической сети и оптимизации каче­ства логистического сервиса в дистрибьюции. Как было указано в предыдущем разделе, операции физи­ческого распределения выполняют как структурные подразде­ления сбыта продукции фирмы-производителя, так и многочисленные логистические посредники. Многие логистические посредни­ки в дистрибьюции объединяют свои логистические активно­сти, например,


перевозку, экспедирование, складирование и хранение груза, сортировку, грузопереработку и т.п. Широко известны в мировом бизнесе крупные транспортно-экспедиторские и логистические фирмы такие как "ASG АВ" и "Bilspedition" (Швеция), "Rydere", "Federal Express", "Leasnay", "American Express" (США), "Welchelt" (Германия), "


TNT" (Да­ния/Голландия), "Sped-Bertraud Fauree", "Сarlberson” (Фран­ция), которые имеют крупнейшие грузовые терминалы и тер­минальные комплексы, осуществляя интеграцию подавляющей части логистических активностей в физическом распределе­нии, эффективно обслуживая потребности сбыта продукции сотен про­изводителей. Фирмы, осуществляющие подобное комплексное обслужи­вание производителей или владельцев продукции, часто


на За­паде называют логистическими фирмами или компаниями фи­зического распределения. Особенностью деятельности таких компаний является то, что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область и т.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), или определенную группу клиентов. Компании физического распределения, как правило, заинтересованы как в транспор­тировке, так и других операциях физического распределения на протяжении возможно большей части


логистических кана­лов фирм-производителей (владельцев) товаров в опреде­ленной территориальной зоне. Обычно компании физического распределения работают с не­сколькими видами товаров или несколькими товарными скла­дами по материальным потокам. Они являются менеджерами товарных запасов, консолидируют, распределяют продукцию, обеспечи­вая даже ее упаковку и предпродажный сервис. Современные тенденции в развитии деятельности компаний физического распределения заключаются в попытках


захватить как можно больший конт­роль над материальными потоками, обеспечив себе тем самым максимальную прибыль. Это проявляется, например, в специализации снабжения-сбыта и контроле всей дистрибу­тивной сети по отдельному виду продукции или захвате рынка транспортных услуг по продвижению определенной номенк­латуры грузов в территориальной зоне. При этом такие компании, как правило, не являясь владельцами товаров, берут на себя только часть финансового риска, связанного с движением, хранением и обработкой товаров


по дистрибутивному каналу (или сети). Изготовитель (продавец) товара должен учитывать издер­жки и финансовый риск, фиксировать цену на каждом этапе товародвижения, чтобы сохранить контроль над потоками то­варов и защитить свою прибыль или обеспечить выполнение иной целевой функции интегрированной логистической сети. Так, если изгото­витель заключает контракт на транспортировку или физичес­кое распределение своих изделий, необходимо это делать лишь после того, как будет определена конечная цена продажи и со­ответствующие


расценки на каждом этапе товародвижения. В операциях физического распределения для каждого звена логистической сети в дистрибутивном канале обычно рассматриваются два так называемых центра тяжести: — центр "IN" (Вход); центр "OUT" (Выход). Деятельность центров "IN" и "OUT" соединяется в пово­ротной точке, которая большую часть времени является точ­кой (линией) отбора, где различные виды товара, обрабатываемые в данном звене логистической сети, должны


консолидироваться или разукруп­няться. В некоторых случаях такая операция отбора ограничи­вается деятельностью по грузопереработке или чаше по тран­зиту через товарный склад, на котором консолидируется партия товара. Изучение центра тяжести "IN" в дистрибьюции должно начинаться со звена логистической сети, конечного для производителя, причем некоторые компоненты (изделия) могут быть уже консолидирова­ны во время производственного процесса. Центр тяжести "


IN" может не совпадать с центром "OUT", дислокация кото­рого, например, полностью определяется оптимальной задачей дистрибьюции. Метод определения центров тяжести должен основываться на экономических принципах, диктуемых страте­гией интегрированной логистики. Этот подход подразумевает определение уровня качества сервиса, который всегда должен соблюдаться в физическом распределении. Когда продукт достигает конечной точки в цепи внутри­производственной логистики,


т.е. является пригодным для фи­зического распределения в дистрибутивной сети и конечного потребления, с этого момента продукт будет проходить через так называемые центры консолидации. Каждый центр консолидации может быть определен как центр, товары которого сгруппированы или разделены на час­ти, либо в котором выполняются операции, как группирования, так и разделения. Каждой передачей груза будет осуществ­ляться: либо группирование товаров для получения более крупных


единиц в целях снижения расходов на хране­ние, погрузочно-разгрузочные работы и перевозку; либо операции по разделению на части, так чтобы полу­ченная единица измерения продукта в конце логисти­ческой цепи была пригодна для потребления. Одно из основных правил логистики в дистрибьюции зак­лючается в транспортировке как можно дальше и как можно чаще самых крупных из возможных производственных или транспортных единиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо "консолидировать", насколько


это возможно, все различные предметы материального потока, направляемого к конечной точке этой цепи. Примерами такой консолидации являются сортировочные станции в железнодо­рожных перевозках и грузовые терминалы — в автомобиль­ных. На протяжении всей логистической сети внешней или интегрированной должна быть обеспечена связность и не­прерывность материального потока независимо от единиц из­мерения продукта или транспортных единиц, участвующих в перемещении.


Роль и значение учетно-договорных единиц Любая единица является результатом согласований и оп­ределений в соответствующих звеньях логистической сети. По этой причине в за­падной литературе по логистике они называются "transaction units" — учетно-договорные единицы. Эти едини­цы являются соглашением по обмену между партнерами внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. Как только такая единица определена, она будет иметь снабженческо-сбытовые характеристики,


достаточно долго закреп­ленные, чтобы облегчить повторные логистические операции физического распределения. Эти характеристики многочис­ленны и различны: вес брутто, вес нетто, высота, ширина, дли­на, прочность на раздавливание, климатическая стойкость, вес тары, полезная нагрузка, высота груза, объем груза, различные способы защиты, скорость транспортировки, взаимозависимость или независимость единиц измерений продукции и транспортных единиц при любом способе транспортировки, пригодность единицы для любых способов погрузки,


разгрузки и хранения и т. д. Многообразие характеристик вызывает необходимость по­стоянного согласования (гармонизации) между ними в логис­тических каналах продвижения не только одного товара, но всех товаров вместе на определенных рынках и в коммерчес­ких товаропроводящих структурах. Продуктивная гармониза­ция означает не только договоренность (соглашение) о харак­теристиках, но и в большей степени рационализацию и стан­дартизацию учетно-договорных единиц во всех логистических активностях.


Стан­дартизация приводит к экономии за счет эффекта масштаба в логистике. Фактически стандартизация должна начинаться, когда товар проектируется, с тем чтобы, например, размерыупаковки соответствовали объемным модулям транспортных средств для экономичного физического распределения. Продуктивная гармонизация должна быть найдена между различными учетно-договорными единицами, например, упаковки, продажи, конечного по­требления, грузовых единиц физического перемещения, грузовых и транспортных


документов, ин­формационных характеристик и т.п. Эти единицы образуют иерархию, причем переход от наименьшей учетно-договорной единицы к наибольшей должен осуществляться гармонически. Особое значение при­обретает гармонизация и стандартизация при осуществлении перевозок различными видами транспорта, например, стан­дартизация грузовместимости контейнеров в смешанных (мультимодальных) перевозках. В физическом распределении важную роль играет стан­дартизация и гармонизация продуктовых и транспортных


учетно-договорных единиц. В пределах заданного дистрибутивного канала логисти­ческие характеристики должны быть определены для транс­портных средств, имеющих наибольшую грузовместимость (грузоподъемность). Затем можно вывести учетно-договорные единицы, кратные раз­личным вместимостям меньших транспортных средств и упа­ковочным характеристикам продукции. Аналогично можно опреде­лить продуктивную гармонизацию между различными видами транспорта в физическом распределении, требующем сме­шанных перевозок (например,


в транспортных узлах). Основой такой гармонизации являются стандартные учетно-договорные единицы продукции и тары, такие как паллет (поддон) и контейнер. При­менение паллетов для перевозок продукции явилось первой необрати­мой тенденцией, которая изменила в мировом бизнесе все про­цессы физического распределения, получив название "паллетизация". Вторая необратимая тенденция, которая коренным образом изменила логистику, вызвана применением контейнеров в фи­зическом распределении — "контейнеризация"


. Стандартиза­ция грузовместимости универсальных контейнеров, регламен­тированная ISO привела к появлению новой учетно-договорных единиц продукции (тары) и вызвала настоящую революцию в логистике, так как следующая за паллетом грузовая единица — контейнер — превратилась в стандарт, который необходимо было интегриро­вать на все виды транспорта. Продуктивная гармонизация должна быть найдена также между иерархической лестницей учетно-договорных


единиц продукции и иерархи­ческой лестницей транспортных учетно-договорных единиц для всех видов транс­порта. Основной особенностью, связываю­щей эти две шкалы единиц, является тот факт, что транспортные единицы, характеризуются имеющимися у них конструк­тивными параметрами и возможностями: грузоподъемностью, грузовместимостью, надежностью, скоростью и т. д а учетно-договорные единицы про­дукции должны быть приспособлены к этим возможностям. Задачей логистики в физическом распределении должно быть нахождение баланса между имеющимися


возможностями транспортных средств и возможностью их оптимального ис­пользования с точки зрения учетно-договорных единиц продукции. В любом виде транспорта каждая учетно-договорная единица продукции будет рассчитываться в отношении транспортной единицы либо через соотношение т/м3, либо наоборот — м3/т. При организации физического распределения необходимо рационально интегрировать учетно-договорные единицы измерения продукции и их возможности, а также транспортные учетно-договорные единицы и их вместимости


до конца логистического канала. Кроме того, возникает потреб­ность в многочисленных согласованиях в звеньях логистической сети между учетно-договорными единицами различных этапов физического распределения. Управление подобным согласованием и координация работы на всех эта­пах физического распределения должны быть прерогативой верхнего уровня руководства фирмы-изготовителя продукции (интегрального менеджера, отдела логистики). Задачи физического распределения должны быть точно ориентированы на те цели, которые


оптимизируют результаты интегрированной логистики. В этом плане современные тен­денции физического распределения связаны с концепцией контейнеризации перевозок грузов. В странах ЕС принято не­сколько программ, направленных на создание межнациональ­ных логистических центров перевозок и консолидации гру­зов на основе использования контейнеров в смешанных перевозках (программы Collomodul, UNCTAD). Одной из главных задач этих программ является отыскание продуктивного


согла­сования (гармонизации) внутри иерархии учетно-договорных единиц измерения про­дукции и использования контейнеров в большей части учетно-договорных единиц межвидовых перевозок грузов. Если раньше контейнеризация была проблемой лишь эко­номики транспорта, то сейчас она рассматривается с точки зрения логистики, а именно: различные виды транспорта дол­жны интегрировать стандартную учетно-договорную единицу измерения продукции — контейнер — в межвидовые перевозки.


Кроме того, каж­дый вид транспорта должен обладать новой техникой и необ­ходимыми параметрами транспортных средств, которые позво­ляли бы ему экономично перевозить контейнеры (в соответ­ствии со стандартами ISO). Фактически именно контейнер должен иметь возможность выбирать, на каком участке логис­тической цепи он намерен использовать тот или иной вид транспорта. Как следует из вышеизложенного, особо актуальным явля­ется использование контейнеров в процессах физического


распределения для макрологистических систем (региональ­ных, республиканских и межнациональных), требующих при­менения нескольких видов транспорта или включающих в свою сферу деятельности транспортные узлы. Однако и на уровне микрологистических интегрированных систем будущее в физическом распределении принадлежит контейнеризации. При этом необходимо обеспечить гармонизацию трех основ­ных учетно-договорных единиц продукции, принятых при заключении сделок по дистрибьюции или продаже: единица груза — упаковка; единица


груза — паллет (поддон); единица груза — контейнер. При физическом распределении, кроме того, могут исполь­зоваться учетно-договорные единицы продукции, кратные этим трем единицам. Например, паллет половинной высоты, мини-паллеты, контейнеры типа "Roll"; мини-контейнеры, которые после их установки бок о бок снова будут образовывать контейнерную единицу груза. Главной задачей для каждого из этих трех основных уров­ней является нахождение технологии,


которая позволяет про­изводить действия по группированию и разделению грузов наиболее экономичным образом. Это означает: начиная с ка­кой-то однородной единицы воссоздать идентичную с точки зрения перевозок и снабжения единицу, но состоящую из раз­личных изделий, которые все направляются в одно и то же место назначения. Отправляющаяся единица будет идентичной, но разнородной с точки зрения изделий, поэтому ее называют гетерогенной. В дистрибутивном канале самые высокие расходы по физи­ческому распределению


вниз и вверх по материальному пото­ку от центра своей деятельности несут посредники, стоящие перед конечными потребителями. Только после оптимизации их функционирования можно рассматривать продуктивные организационные схемы для других посредников и направлять их на то, чтобы в конечном итоге сократить логистические затраты вверх и вниз по потоку от центров по производству, консолидации или упаковки товаров. В дистрибутивных сетях физического распределения необ­ходимо определить размещение центров обработки


грузов (дистрибутивных платформ), применяющих автоматизирован­ное оборудование для трех уровней учетно-договорных единиц продукции: пакетного, паллетного и контейнерного. Исследования показывают, что учетно-договорной единицей между производственными центрами, работающими без складов, и дистрибутивными платформами должен быть кон­тейнер. Дистрибутивные платформы в этом случае должны содержать высокомеханизированное оборудование для обра­ботки


крупномасштабных запасов на уровне контейнерной единицы. Второй уровень консолидации, нацеленный на автоматизи­рованную обработку паллетов, должен располагаться, как пра­вило, на местных рынках и представлять собой складской консолидационный центр, работающий со всеми типами производ­ственных центров и грузополучателей. В таком центре осу­ществляется переход от контейнеров, загружаемых однород­ными паллетами с изделиями


одного наименования к отгру­зочным единицам — паллетам, загружаемым коробками (па­кетами) с одними и теми же изделиями, но способным быть транспортированными в контейнерах, содержащих различные изделия. При перевозках автомобильным транспортом отгру­зочная партия должна состоять из одного контейнера в один пункт назначения. Третий уровень консолидации, непосредственно прибли­женный к конечному потребителю, — это сортировочная ли­ния на уровне паллетной единицы, загруженной упаковками, содержащими различные


изделия. Эта сортировочная линия должна быть оборудована таким образом, чтобы принимать одно­родные паллетные единицы, питаясь от автоматизированного скла­да. На этом паллетном уровне сортировочная линия должна выда­вать однородные паллетные единицы, которые должны загружать­ся в контейнеры для доставки, например, в супермаркеты. Изложенная схема физического распределения продукции (вниз по потоку) может применяться в обратном


порядке на всех трех уровнях для пустой оборотной тары. В идеальном случае местные центры консолидации могут быть использованы для выполнения сбытовых функций постав­ки продукции потребителям на локальном рынке с использованием учетно-договорных единиц контейнеров. При этом вся логистическая цепь должна быть построена и оборудована таким образом, чтобы осуще­ствить обработку и хранение грузов на уровне этой единицы.


Золотые правила физического распределения Сформулируем три "золотых" правила логис­тики в физическом распределении. Правило 1 Для наиболее эффективного удовлетворения потре­бителей дистрибутивная логистическая цепь долж­на проникать возможно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществ­лять транспортировку на возможно большее рас­стояние путем использования грузовых единиц про­дукции и грузовых транспортных единиц, обеспе­чивающих получение возможно больших вместимостей.


Для применения этого правила необходимо первоначально ранжировать критерии построения дистрибутивной сети. При этом "возможно большие расстояния" означают длину логис­тического участка, а не расстояние в км, причем время прева­лирует над пройденным расстоянием, а надежность и качество перевозок над скоростью транспортировки. Грузовые единицы должны рассматриваться с точки зре­ния перевозки многими видами транспорта, т.е. с точки зрения максимальной вместимости стандартизированных контейне­ров, которые


возможно могут быть предложены каждым из видов транспорта. Правило 2 Для наиболее эффективного решения задачи физи­ческого распределения в логистической цепи необхо­димо использовать минимальное количество учетно-договорных единиц из­мерения продукции и минимальное количество учетно-договорных единиц транспорта, независимо от их вместимостей. Данная концепция "минимального количества учетно-договорных единиц" согла­суется, независимо


от вместимости, с концепцией количества оборота этих единиц, т.е. количества раз, когда эти учетно-договорные единицы могут быть предоставлены потребителям вовремя. Это подразуме­вает интенсивное использование оборудования для технологи­ческой обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации учетно-договорных единиц при перевозках многими видами транспорта. Применение этого правила требует, чтобы в сфере физи­ческого распределения


производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроэко­номическом уровне, в частности, по используемому техноло­гическому оборудованию. Правило 3 Если нельзя избежать создания стационарного скла­да. Он должен располагаться из логистической цепи в центре консолидации, который размещается возмож­но ближе к конечным торговым точкам, если это ка­сается физического распределения в плане транс­портировки.


И в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу, если это касается сортировки. Этому правилу должны подчиняться все уровни групповых единиц продукции. В идеальном случае, когда существует адек­ватность между темпами производства и потребления, можно было бы действовать уплотненными потоками с нулевым запа­сом во всех звеньев логистической цепи, через которые проходит дистрибутивный ка­нал, и минимальным запасом в конечных торговых точках сбыта.


В реальных же условиях всегда имеется расхождение меж­ду темпами производства продукции и темпами местного (на локальном рынке) потребления. Поэтому наличия стационарного склада в дистрибу­тивной сети, как правило, избежать нельзя. Правило 3 как раз и отвечает на вопрос, где должен быть расположен стационарный склад. Применение этого правила открывает новые перспективы относительно выбора, который должен быть сделан между со­зданием стационарного склада, размещенного на местном рынке, и концепцией мобильного, подвижного


запаса. Другими словами, мы должны выбиратьмежду скоростью распределе­ния и надежностью распределения. Координация и интеграция действий логистических посредников Рыночные взаимоотношения посредников Наличие в дистрибутивной сети фирмы большого количества посредников в значительной степени усложняет принятие эффективных решений для логистического менеджмента. Ос­новная трудность заключается в согласовании локальных це­лей и задач функциональных групп посредников


с маркетин­говыми и логистическими глобальными (стратегическими) це­лями фирмы. Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой функциональной группе логистических посредников возника­ют, действуют и трансформируются определенные рыночные взаимоотношения, которые укрупнено можно разделить на ко­операцию, конфликты и конкуренцию. Кооперация проявляется в том, чти фирмы-посредники выполняющие одинаковые или различные логистические опера­ции (функции) в дистрибьюции, объединяют свои усилия для


достижения цели (системы целей) на своем сегменте рынка. Например, автотранспортные фирмы, занимающиеся транспор­тировкой однотипных грузов, могут объединяться в союзы (ассоциации) для проведения единой тарифной, инвестицион­ной политики с целью упрочнения положения на рынке транс­портных услуг. Другим примером является логистическая коо­перация, когда транспортная фирма кооперируется с экспедитором и фирмой, выполняющей операции грузопереработки, для захвата как


можно более длинного участка дистрибутивного канала товаропроизводителя и получения стабильной прибыли. Распространенной практикой кооперации являются посто­янные отношения партнерства между торговыми оптовыми и розничными посредниками в вертикальных дистрибутивных сетях. Конфликты возникают как между логистическими посред­никами, сгруппированными в дистрибутивных каналах по функциональному признаку, так и между посредниками и фир­мой-производителем продукции.


Конфликты возникают, когда посредники имеют конкуриру­ющие цели, а достижение оптимального взаимодействия во всем дистрибутивном канале затруднительно. Различают го­ризонтальные и вертикальные конфликты между посредника­ми в дистрибьюции. Горизонтальные конфликты могут возникать между по­средниками одного уровня в дистрибутивном канале, напри­мер, между среднеоптовыми торговыми фирмами, реализующи­ми одинаковый ассортимент продукции в определенной территори­альной зоне.


Вертикальные конфликты могут возникать между функци­онально сгруппированными посредниками в логистической цепи: "производитель — оптовик — ритейлер — потреби­тель". Например, оптовый торговый посредник может быть не согласен с ценовой, продуктовой и другой политикой фирмы-производителя. Конфликты между производителем и логис­тическими посредниками в физическом распределении (так­же относящиеся к вертикальным) чаще всего возникают при согласовании цен (тарифов) на логистические


активности (пе­ревозку, экспедирование, грузопереработку, хранение и т.п.) и установление требований к их качеству. Мотивирующим поведением, формирующим совершенные взаимоотношения посредников в дистрибьюции, является возрастание канальной конкуренции. Здесь необходимо под­черкнуть два момента. Во-первых, параллельную конкуренцию между возможными посредниками на конкретном дистрибу­тивном уровне (например, между автомобильными дилерами в определенной географической зоне).


Во-вторых, конкурен­цию между дистрибутивными каналами, которая в современ­ных условиях все более усиливается. Это связано с возраста­нием роли интегрированной логистики в бизнесе, когда логи­стические посредники в дистрибьюции, стремясь захватить конкретный дистрибутивный канал и установить длительные связи с производителями, конкурируют с посредниками дру­гой структуры канала распределения. Формы логистической интеграции Зачастую в определенных дистрибутивных каналах функ­ционирует одна или


несколько фирм-посредников, являющихся лидерами в своей функциональной группе (например, круп­ные независимые оптовые торговцы, мощные транспортно-экспедиторские фирмы и т.п.). Такой лидер во многом определя­ет политику дистрибьюции для фирмы-производителя продукции, так как, как правило, занимает большую долю соответствующего рынка услуг и работает с лучшим качеством или меньшими тарифами, чем конкуренты. Установление длительных партнерских взаимоотношений с канальными лидерами


является распространенной практикой дистрибьюции. Некоторые ка­нальные лидеры захватывают большой объем комплексных логистических активностей (например, физического распреде­ления) в дистрибьюции, устанавливая свои цены. В конкурентной борьбе с лидерами другие посредники все в большей степени используют новые формы логистической интеграции между собой и с товаропроизводителями, основ­ными из которых являются: Двойная дистрибьюция. Многие фирмы в логистичес­кой практике дистрибьюции развивают и поддерживают


два и более дистрибутивных канала для одной продукции с перемен­ной интенсивностью материалопотока в них в зависимос­ти от спроса (объема продаж). Взаимодействие с эксклюзивным партнером (парт­нерами). Распространенной практикой в современном за­падном бизнесе является использование фирмой-производите­лем эксклюзивных дилеров, дистрибьюторов, торговых агентов, которым предоставляется исключительное право на опреде­ленные логистические активности. Эксклюзивное партнерство наблюдается также между логистическими


вертикальными по­средниками, что способствует повышению их канальной конку­рентоспособности. Захват определенной группы, категорий продукции или то­варной номенклатуры (вертикальная интеграция). В этом случае посредник или группа посредников стремятся захва­тить весь дистрибутивный канал продукта или товарной категории фирмы-производителя за счет снижения общих логисти­ческих затрат для конкретного канала, повышения качества сервиса или другими способами.


Интеграция действий посред­ников охватывает обычно все активности, начиная от приема и обработки заказов и кончая послепродажным сервисом. Связанные взаимоотношения. Логистические партне­ры в дистрибьюции для обеспечения конкурентоспособности связывают себя определенными (иногда полулегальными) обя­зательствами в торговых или других отношениях (например, не получать или не продавать товар фирмы-конкурента и т.п.). Приведенные выше направления взаимодействия и интег­рации


логистических партнеров, также как и лидерство в дис­трибьюции обычно ограничены национальными антимоно­польными (антитрестовыми) законодательными актами. Качество сервиса в дистрибьюции Как уже указывалось выше, основной целью функциониро­вания систем дистрибьюции является выполнение заказов конечных потребителей с возможно более высоким уровнем качества. Качество сервиса дистрибутивной системы (в част­ности, такой важнейший показатель, как быстрота выполнения


заказа) напрямую зависит от числа звеньев системы и уров­ней запасов в них. Если воспользоваться таким показателем сервиса как вероятность удовлетворения заказа покупателя со склада (при фиксированном времени доставки), и принять при вероятности 95 % уровень запаса за единицу, то для улучше­ния уровня сервиса до 98 %, необходимо увеличить уровень запасов в складской системе вдвое, а логистические издержки при этом возрастут почти на 20 %.


Сокращение времени доставки товаров потребителям в некоторой локальной территории требует значительного уве­личения числа складов в дистрибутивной сети. Так по дан­ным сокращение времени доставки продукции в два раза требу­ет почти пятикратного увеличения количества складов. С другой стороны возрастание числа складов резко увели­чивает логистические издержки. Проведенный анализ моделей и методов дистрибьюции по­казывает, что при синтезе логистической сети "


производитель — система дистрибьюции — потребитель" важную роль играют два момен­та: 1) соотношение уровня сервиса дистрибьюции и логисти­ческих издержек; 2) количество и цели логистических посредников в дис­трибутивной сети. С одной стороны, стратегической целью производителя яв­ляется максимальное удовлетворение потребителя качеством товара и сервисом дистрибьюции. Количественными показа­телями — критериями, выражающими эту


цель, являются, на­пример, максимум доли рынка, максимальный объем продаж или величина акционерного капитала фирмы (рыночной сто­имости акций). С другой стороны, повышение качества дистрибьюции неиз­бежно связано с ростом логистических издержек и, следовательно, возрастанием цены товара, что в свою очередь может привести к уменьшению сбыта или объема продаж. Таким образом, необходимо достижение определенного комп­ромисса между уровнем сервиса дистрибьюции


и величиной логистических издержек за счет оптимизации организацион­ной структуры, транспортировки и управления запасами това­ров в дистрибутивной сети. Кроме того, необходимо учитывать, что производители и логистические посредники (транспортные компании, оптовые и розничные торговцы и другие звенья логистической сети) хотя и кооперируют деятельность по удовлетворению спроса конечного потребителя, могут иметь различные точки зрения относительно способов


достижения этих целей. К тому же, как производители товаров, так и логистические посредники стремятся получить прибыль, общая величина которой в системе дистрибьюции должна быть поделена между ними, что может явиться причиной кон­фликта. Принимая во внимание изложенные выше соображения, у персонала логистического менеджмента фирмы возникает комплекс задач по координации и оптимизации функциониро­вания системы дистрибьюции, а именно: координация работы логистических посредников; создание интегрированных с производителем продукции


дистрибутивных каналов и сетей, позволяющих миними­зировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в дистрибьюции; оптимизация планирования, контроля и регулирования уровней запасов продукции в дистрибутивной сети: оптимизация организационной структуры количества звеньев логистической сети в дистрибьюции; оптимизация параметров физического распределения материальных потоков в дистрибутивных каналах. В заключении отметим направления развития сбытовой деятельности в развитых западных странах


в ближайшие 15 лет. во-первых, это централизация систем распределения, позволяющая повысить надежность поставок при сокращении уровня запасов на предприятиях и одновременно обеспечить доступ к рынкам сбыта мелким поставщикам; во-вторых, концентрация объемов заказов на поставку продукции по большинству товаров; в-третьих, действия поставщиков по сочетанию стимулирования сбыта выпускаемой ими продукции с рекламой предприятий торговли; в-четвертых, развитие информационного обеспечения всех участников хозяйственных


договоров о поставке товаров. Список использованной литературы 1.Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике М.: "Филин", 1997 772 с. 2.Аникин Б. А. Логистика: учебное пособие М.: "Инфра-М", 1997 465 с. 3.Смехов А. А. Основы транспортной логистики М.: "Транспорт",


1995 197 с. 4.Козлов В. К Старкова С. А Коммерческая деятельность производственных предприятий СПб.: “Из-во СПбУЭВ”, 1998 150 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :