Реферат по предмету "География"


Мурманский морской торговый порт

Ведение
Мурманск— город в России, административный центр Мурманской области. Мурманск находится наскалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город,расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейшихпортов России.За оборону от немецких войск в годы ВеликойОтечественной войны Мурманску присвоено звание Города-героя. Мурманск — крупнейший вмире город, расположенный за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты.Город вытянулся более чем на 20 километров вдоль скалистого восточногопобережья Кольского залива, в 50 километрах от выхода в открытое море. Мурманскнаходится в 1967 километрах к северу от Москвы и в 1448 километрах от Санкт-Петербурга.В 16 км к северу от города расположено ЗАТОгород Североморск, база Северного флота. Между Североморском иМурманском имеется несколько посёлков-спутников (Росляково, Сафоново, Сафоново-1, которыеотносятся к ЗАТО). Ближайший сосед с юга — древний город Кола. Мурманск,расширяясь, уже достиг южными микрорайонами окраин этого города. С запада и востокагород окружают лесные массивы. Самая высокая точка Мурманска — безымянная сопкана восточной границе города высотой 305 метров.
мурманск порт торговый

1.  История порта Мурманск
К началу XX-говека Россия располагала всего лишь двумя портами на северо-западе, через которыепроходили торговые пути со странами Западной Европы — это Санкт-Петербург и Архангельск.Наиболее дальновидные государственные деятели того времени прекрасно понимали, чтодля развития экономики страны этого явно недостаточно, так как Архангельский портоткрыт для захода судов лишь семь месяцев в году и его пропускная способность незначительна,а замерзающий зимой Финский залив требовал ледокольной проводки судов.
Вступление Россиив августе 1914 года в войну подтвердило самые наихудшие опасения, когда черноморскиепорты и Санкт-Петербург оказались блокированными противником, а с наступлением зимыпрекратилась навигация в Архангельске. Единственным выходом было срочное строительствонового порта на севере России. В конце июня — начале июля 1915 года были проведеныпервые плановые работы на территории будущего порта, а уже 1 сентября того же годак временной пристани ошвартовался первый пароход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка.Таким образом, 1 сентября можно считать днем рождения Мурманского порта. Меньшечем за год был построен участок железной дороги до Кандалакши и по нему пошли первыепоезда. В некотором смысле можно сказать, что в те годы было «прорублено второеокно в Европу».
Время подтвердилоправильность выбора. Благодаря теплому течению Гольфстрим климатические условияв этой части Кольского полуострова относительно мягкие — залив не замерзает дажев суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовойпроводки. Ширина Кольского залива и глубины фарватера позволяют заходить и становитьсяна якорную стоянку практически любым судам — без ограничений по длине или осадке.
Именно благодаряналичию порта и железной дороги Россия получила возможность освоения природных богатствКольского полуострова, на трассу Северного морского пути и к архипелагу Шпицберген.После начала Второй мировой войны через порт шли грузы на Испанию, а в годы ВеликойОтечественной войны — принимал и разгружал караваны судов стран-союзников. В послевоенныегоды порт интенсивно развивался. Строились новые причалы, подъездные пути и перегрузочныекомплексы, в порту появлялась новая техника, совершенствовалась технология работ.Широкомасштабное освоение природных богатств Кольского полуострова и регионов КрайнегоСевера России, которое происходило в то время, требовало надежного транспортногообеспечения. И порт всегда успешно справлялся с этой задачей.
Мурманский морскойторговый порт занимает особое место среди северных портов России. С одной стороныэто связано с уникальными природно-климатическими условиями и географическим расположениемМурманского порта. С другой стороны — это его история и сегодняшний день, которыечрезвычайно богаты значительными событиями. Многие, но далеко не все знают, что,находясь за Полярным Кругом — на северной широте 68° 58' Мурманский порт, в отличиеот других портов Северо-Западного региона России, не замерзает круглый год.
Порт сравнительноблизко расположен к портам Западной Европы и через него осуществляется выход натрассу Северного Морского Пути. Именно поэтому с момента появления на карте РоссииМурманский порт приобрел и сохраняет важное стратегическое значение для всей страны.
Мурманский морскойторговый порт сегодня — это огромный транспортный узел, связавший воедино автомобильный,железнодорожный и морские пути сообщения. Это предприятие с грузооборотом более10 млн. тонн, со значительным потенциалом и хорошими перспективами для дальнейшегоразвития.    
2. Промышленность Мурманска
Основными отраслямипромышленности Мурманска являются рыболовство и рыбопереработка, морской транспорт,судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка,пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктическихморей. Другие крупнейшие предприятия города: — «Мурманское морское пароходство»,«Союз рыбопромышленников Севера», «Мурманский судоремонтный завод Минморфлота»,«Севморпуть», «Арктикморнефтегазразведка», научно-производственное предприятие «Моргео»и крупнейший в рыбодобывающей отрасли «Мурманский траловый флот».http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA- cite_note-33 Основой экономики города является Мурманскийморской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. В Мурманске начинаетсяСеверный морской путь.
Мурманский морскойторговый порт характеризуется следующими общими показателями:
· площадь территории- 104 га;
· количество причалов- 20;
· общая протяженностьпричалов — 3800 метров;
· глубины у причалов- до 15 метров;
· общая длина железнодорожныхподъездных путей — 10,5 км;
· общий грузооборот(по итогам 2007 года) — 10 255 тыс. тонн.
По объему перевалкисухих грузов Мурманский порт прочно удерживает второе место в Северо-Западном регионепосле порта Санкт Петербург и четвертое место по России.
Мурманский морскойторговый порт — единственный порт на северо-западе России, имеющий возможность обрабатыватьсуда дедвейтом свыше 140 000 тонн.
На территорииМурманского морского торгового порта осуществляют деятельность две стивидорные компании:открытое акционерное общество Мурманский морской торговый порт и закрытое акционерноеобщество Агросфера. Функции портовых властей осуществляет государственное учреждение«Морская администрация порта Мурманск» (МАПМ). Обслуживание и снабжениесудов в порту осуществляется силами ЗАО МАСКО — малой судоходной компании. На причале№ 17 ведется строительство специализированного комплекса для переработки сухих навалочныхгрузов мелких фракций.
Показатели производственнойдеятельности ОАО «Мурманский морской торговый порт»
ОАО «ММТП»было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее времяявляется крупнейшим предприятием города Мурманска. ОАО «ММТП» эксплуатирует13 причалов и оснащено современной высокопроизводительной перегрузочной техникой:52 портальных крана грузоподъемностью до 40 тонн, 1 погрузочная машина для перевалкиапатитового концентрата производительностью более 1000 тонн в час, 113 единиц автопогрузчиковгрузоподъемностью от 1,5 до 32 тонн. Для осуществления вспомогательных операцийимеются в распоряжении тягачи, ролл-трейлеры, бульдозеры, тракторы и другая техника.
Основная номенклатурагрузов, перерабатываемых в ОАО «ММТП»:
· цветные металлы исплавы в пакетах (алюминий, медь, никель);
· прокат черных металлов;
· уголь навалом;
· апатитовый концентратнавалом;
· глинозем навалом;
· металлолом и железорудныеокатыши навалом;
· продукция химическойпромышленности в мешках и биг-бегах;
· строительные материалы;
· продовольственныегрузы;
· технологическое оборудованиев ящиках и без упаковки;
· различные грузы вконтейнерах ИСО-20 и ИСО-40.
Особое место занимает перевалка угля. Мурманский морской торговыйпорт является крупнейшим и практически единственным крупным перевалочным пунктомугля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется большеугля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместевзятые.
Основное направление экспорта — это страны Западной Европы, вчастности — Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.
Ежегодно ОАО «ММТП» затрачивает значительные средствана развитие производственной базы и модернизацию основной перегрузочной техники.
Учитывая тенденцию дальнейшего роста объемов грузопереработки,предпринят ряд мер, направленных на увеличение пропускной способности порта, расширениеспектра и качества услуг. Так, за последние два года в Мурманском порту значительнорасширены складские площади, проводится планомерная модернизация основного перегрузочногооборудования, проведен комплекс дноуглубительных работ, введены в эксплуатацию 3специализированные установки для очистки, дробления и сортировки угля, закуплены4 портальных крана. Благодаря этому появилась возможность осуществлять обработкукрупнотоннажных судов типа «Cape Size» дедвейтом более 140 тыс. тонн.Сейчас совместно с итальянской фирмой «Coeclerici Carbometal» разрабатываетсяпроект поставки и введения в эксплуатацию еще нескольких установок для очистки исортировки кузбасского угля, что позволит значительно повысить его качество и конкурентоспособностьна внешнем рынке.
В ближайшее время планируется произвести модернизацию причала№ 4 путем строительства палов с целью обеспечения возможности приема и погрузкина нем угля на суда типа «Панамакс» грузоподъемностью до 65 тыс. тонни увеличения пропускной способности причала. Это позволит увеличить объем перевалкиугля в порту.
Существуют планыи на более отдаленную перспективу. Так, нефтяная корпорация «Лукойл» предполагаетначать интенсивную разработку нефтегазовых месторождений Тимано-Печорской провинции.С развитием арктической нефтегазодобычи, естественно, увеличатся потребности в перевозкахчерез Мурманск других народнохозяйственных грузов и для работы в этом направленииу нас имеются необходимые резервы.
Мурманский морскойторговый порт — один из немногих портов России стабильно работающий на протяжениимногих лет подряд и благодаря продуманной стратегии продолжает динамично развиваться.Поэтому мурманские портовики с полным основанием могут гордиться своими достижениямии с уверенностью смотреть в будущее.
 
3. Главные составляющие Мурманского транспортного узла
В 2006 году врамках Федерфальной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»открытым акционерным обществом «Особые экономические зоны» при поддержке правительстваМурманской области было разработано обоснование инвестиций по проекту «Комплексноеразвитие Мурманского транспортного узла». В настоящее время пакет документов, аэто более 50 томов, прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
Обоснование инвестиций(с учетом анализа перспективных грузопотоков) в целом подтвердило техническую возможностьи экономическую целесообразность развития Мурманского транспортного узла для всехучастников проекта.      
На сегодняшнийдень среди других Российских портов п. Мурманск имеет преимущество как самым глубоководнымпорт России, способный принимать суда дедвейтом до 300 тысяч тонн.
Основа для развитияМТУ — уникальное географическое положение Мурманска. Порт имеет свободный выходв открытый океан с относительно низкой интенсивностью судоходства и располагаетсяотносительно близко к международным морским трассам.
Порт являетсянезамерзающим, глубоководным, защищенным от штормов, круглогодичным портом – в отличиеот многих мировых портов, потенциальных конкурентов МТУ.
Порт экономическинезависим от других стран ввиду отсутствия необходимости прохождения через их территориальныеводы.
Среди других преимуществМТУ можно выделить близость зоны к европейскому и американскому рынкам; возможностьиспользования международных транспортных коридоров Севморпуть, Транссиб и Север– Юг; свободные, неосвоенные территории на западном берегу Кольского залива, пригодныедля строительства новых терминалов; надежные транспортные связи порта Мурманск спромышленно-развитыми регионами России.
По предварительнымданным, к 2015 году грузооборот увеличится до 79,82 миллиона тонн, из них сухогрузы38,82 миллиона тонн, налив 41,5 миллиона тонн. Для обеспечения такого грузооборотапланируется осуществить строительство и модернизацию портовых комплексов по перевалкегенеральных грузов, угля, контейнеров и нефтеналивных грузов.
Основные объектыпроекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» следующие:
— развитие морскоготранспорта: реконструкция угольного терминала ММТП (9,6 миллиона тонн); строительствоугольного терминала (20 миллионов тонн) на Западном берегу; строительство контейнерноготерминала (1 миллион TEU); строительство нефтяного терминала на 35 миллионов тонн;строительство экологического бункеровочного комплекса.
— развитие железнодорожноготранспорта: строительство новой ж/д ветки «Выходной-Лавна» (28 километров); строительствоновых ж/д станций и парков (10 штук); реконструкция путевого развития 4 станций.
Развитие логистическойи складской инфраструктуры: строительство дистрибуционно — логистического комплекса;строительство логистического центра.
— развитие автомобильноготранспорта: развитие улично-дорожной сети города Мурманска; реконструкция автодороги«Кола».
-развитие авиационноготранспорта: реконструкция аэропорта «Мурманск».
Межотраслевыевопросы проекта: оборудование пограничного перехода; внешнее энергоснабжение транспортногоузла; комплексная система безопасности мореплавания; система противопожарной защитытранспортного узла; промышленная безопасность транспортного узла; оценка воздействияна окружающую среду.
По расчетам экспертов,суммарный грузооборот МТУ к 2010 году составит 28,5 миллиона тонн в год, а к 2015и 2020 – 39 и 52 миллиона тонн в год соответственно, и это только по консервативномусценарию, который не учитывает дальнейшее развитие МТУ. Если же рассматривать оптимистическийпрогноз, то экспорт нефти и нефтепродуктов через МТУ к 2020 году составит 33 млн.тонн в год. В основном это нефть с месторождений арктического шельфа, которая будетдоставляться в порт по челночной схеме, малыми танкерами ледового класса, а затемпо формированию товарных партий будет транспортироваться из порта магистральнымитанкерами, дедвейтом до 320 тысяч тонн. Касательно оборота контейнеров через МТУ,то планомерное строительство контейнерных терминалов обеспечит их работу с мощностьюк 2015 году — 1,1 миллиона, а к 2020 году — 4,4 миллиона TEU. Основной поток контейнеровпредполагает транзитный характер Азия – Европа – Северная Америка.
Для полноценногоразвития отраслей промышленности и транспорта региона существуют определенные ограниченияпо электросетевой и железнодорожной составляющей.
Так, для обеспеченияобработки перспективных объемов грузооборота Мурманского транспортного узла долженбыть реализован ряд мероприятий, входящих в проект «Комплексное развитие Мурманскоготранспортного узла», в первую очередь должна быть произведена реконструкция железнойдороги на подходах к Мурманску — весь участок от станции Волховстрой до станцииМурманск должен стать двухпутным.
Основные перспективыразвития Мурманского порта связаны с освоением западного побережья Кольского залива,для этого необходимо строительство новой железнодорожной ветки Выходной – Лавна.
В декабре 2007было подписано соглашение с ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктурыМурманской области. Соглашение включает в себя перечень конкретных мероприятий,реализация которых позволит ликвидировать «узкие» места в Мурманском железнодорожномузле и выйти железной дорогой на западный берег Кольского залива.
 
4. Закладываем международные конкурентные преимущества портаМурманск
Итогом реализациипроекта комплексного развития Мурманского транспортного узла должны стать: созданиеравных международных конкурентных возможностей для порта Мурманск, что будет способствоватьзначительному росту экспортно-транзитного потенциала России за счет увеличения вперспективе экспортных и транзитных грузопотоков и укреплению внешнеэкономическихсвязей, а также расширению участия Мурманской области в процессе международногосотрудничества; интеграция транспортной системы Мурманской области в общероссийскуютранспортную систему и содействие в результате этого росту экономического потенциалаСеверо-Западного региона и Российской Федерации, значительное усиление конкурентныхпреимуществ транспортной системы России в целом; содействие деловой и инвестиционнойактивности в Мурманской области за счет улучшения общего инвестиционного и деловогоклимата; создание необходимых предпосылок для динамичного развития Мурманского транспортногоузла, увеличения темпов развития экономики, активизации инновационной деятельности,привлечения отечественных и иностранных инвестиций и передовых технологий в развитиехозяйства Мурманской области; создание и развитие в порту Мурманск и на западномберегу Кольского залива современных портовых комплексов по переработке экспортныхгрузов, а также условий для реконструкции портовой инфраструктуры за счет привлеченияотечественных и иностранных инвестиций; диверсификация системы экспорта нефти иугля через порт Мурманск, формирование конкурентоспособных транспортных схем дляэкспорта массовых сырьевых грузов с использованием крупнотоннажных транспортныхсудов дедвейтом до 300 тысяч тонн; приведение транспортной инфраструктуры Мурманскойобласти в соответствие с современными экономическими условиями и создание предпосылокдля строительства новых портовых терминалов на Западном берегу Кольского залива;создание объективных условий для развития перевозок грузов по Северному морскомупути; создание новых рабочих мест с высококвалифицированным персоналом, сохранениеи развитие кадрового потенциала региона, повышение качества жизни населения; получениедополнительных налоговых поступлений в бюджеты все уровней.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Быт чиновничества и разночинцев во второй половине XIX века и начала XX
Реферат Основные теории международной торговли 3
Реферат Pro Tips Of Hunting Essay Research Paper
Реферат Учет готовой и реализованной продукции, товаров, работ и услуг
Реферат Оптические характеристики материалов для изготовления оптических деталей
Реферат Особливості фонологічної системи мови
Реферат Славяне Происхождение отличительные особенности мироощущения
Реферат Славянские языки. Русский и Украинский
Реферат Основные компоненты WWW (HTML, URL, HTTP, GGI)
Реферат Части высказывания
Реферат Экологическое состояние морей России
Реферат Основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий
Реферат Учет индивидуальных особенностей склонностей и направленности учащихся в преподавании предметов эстетического
Реферат Покупатели
Реферат Проведение урока по математике в 4 класса по теме "Нахождение доли числа"