Реферат по предмету "География"


Вопросы истории отечественного береговедения

Внашей стране учение о морских берегах – береговедение – прошло длительный путьразвития, в ходе которого произошли значительные изменения в его научномсодержании и в практике использования получаемых знаний о береговой зоне.Впервые исторический очерк развития представлений о морских берегах былвыполнен О.К. Леонтьевым (20), который поместил его в своей известноймонографии, посвященной геоморфологии морских берегов и дна. В ней краткоописывается общее состояние знаний о морских берегах в XIX – XX веках, а такжев Советском Союзе. В 1961 году О.К. Леонтьевым приведен в учебном пособии погеоморфологии морских берегов дополненный исторический очерк, в котором впервыевыделяются три основные направления в их познании в советский период — географическое (с геоморфолого-географическим содержанием), литологическое игидродинамическое. Более подробно им характеризуется в отдельной статьесоветское береговое учение по состоянию к середине 60-х годов (22).Анализируется вклад в изучение морских берегов научных учреждений и отдельныхученых, причем несколько уточняется наименование выделенных прежде основныхнаучных направлений, названных геоморфологическим, гидролитодинамическим илитологическим.
Довольноподробно рассматривается история изучения береговой зоны, написанная В.В.Лонгиновым (26) с акцентом на динамику ее вод, наносов и рельефа.Подчеркивается необходимость такой работы, так как «знание истории основныхгипотез и представлений может помочь правильному их использованию и правильнойоценке позднейших высказываний и утверждений» (с.162). Наряду с достижениямизарубежных ученых отмечаются и научные заслуги отечественных исследователей вобласти изучения динамики береговой зоны. Указывается на необходимость усиленияколичественных береговых исследований, внедрения приборов с наиболеесовершенной техникой изменений.
Основныеисторические сведения о развитии берегового учения за последние два столетияприводятся В.П. Зенковичем (14) в его фундаментальной монографии о морскихберегах. Автором указывается, что на протяжении этого времени существовалинаучные направления о береговедении: гидротехническое, гидрографическое игеолого-геомор-фологическое. В 1970 году В.П. Зенковичем (15) опубликованисторический обзор, раскрывающий состояние советского учения о морских берегах.Он подчеркивает важность успехов в изучении потоков береговых и донных наносов,благодаря которым в основном и определяется заносимость и разрушение берегов. Всвязи с этим рассматривается прикладное значение теории о потоках наносов впредотвращении заносимости морских портов и каналов, а также дляберегоукрепления. Отмечается интенсивность исследования в СССР берегов морей иводохранилищ, на которых происходят сходные береговые процессы. При этомобращается внимание на «правильность принятых советскими учеными теоретическихустановок, которые существенно отличаются от зарубежных комплексным охватомпроблемы и выделением ведущих факторов развития прибрежной зоны» (c. 167).
Общиеисторические сведения о состоянии знаний о морских берегах можно получить из«Введения» монографии, посвященной проблемам физической географии океана (29).Специально история отечественного береговедения впервые рассмотрена в книгеприродопользовании морских берегов (31). Выделены исторические периоды вразвитии учения о морских берегах: предистория (XII — XVII века), зарождение(конец XVII — первая треть XX века), становление (с 30-х годов ХХ века). Крометого, определены главные научные направления — гидрографическое,геолого-географическое и гидротехническое, географо-геомор-фологическое,гидролитодинамическое и литологическое, ландшафтное и инженерно-географическое.Ныне требуется выполнить историко-географическое исследование, в которомследует исходить из теоретических представлений об уровнях географическогопознания, а также о научных школах в географии применительно к учению о морскихберегах. Ведь история науки позволяет не только познать прошлое, но являетсяорудием для выявления новых тенденций ее развития (6). Как географическаянаука, береговедение подчиняется общим закономерностям процесса географическогопознания, который имеет свои региональные особенности, могущие сказаться на созданиинаучных школ.
Значительныйинтерес вызывают теоретические разработки, связанные с обособлением уровнейфизико-географических закономерностей (47). Им вводится понятие «уровеньоткрытия», отражающее разное теоретическое содержание географического открытияна различных стадиях развития географической науки. Выделяются трипоследовательных уровня открытий физико-географических закономерностей:элементно-хорологический (первоначальное накопление и элементарнаясистематизация разнообразных данных о природных телах и явлениях),компонентно-исторический (выяснение закономерностей распространения и развитияприродных компонентов) и комплексно-динамический (изучение в динамике сложныхсочетаний отдельных компонентов – природных комплексов на ландшафтно-зональнойоснове).
Развернутоепредставление об уровнях науки развивает Л.И. Воропай (7), которая исходит изпонимания эволюционного процесса географического познания в формеразвертывающейся спирали. В уровнях различаются две ветви — прогрессивного истабильного развития, а в них 5 ступеней (этапов):
преимущественноэмпирических исследований,
теоретическихобобщений,
практическогоиспользования научных достижений,
наступающегокризиса в науке,
постепенногоразвертывания прогрессивной ветви с более высоким уровнем географическогопознания.
Сменауровней развития географических закономерностей определяется наступлениемпериодов научных революций. По времени I — й уровень познания начинается 3500годом до н. э. и заканчивается XV веком н. э.; II-й — охватывает XV век — 30-егоды ХХ века; III – й — начинается с 30-х годов нашего столетия. Происходитускорение географического познания, образно говоря « географическая спираль»сжимается.
Периодизациигеографического познания посвящена работа А.Б. Дитмара (10), которым выделяется4 главнейших периодов, близких по времени 3 уровням Л.И. Воропай. Количество жеступеней (этапов) сокращается с пяти до четырех:
накоплениефактов;
систематизация;
уточнениезаконов;
«кризис».
Представляется,что применительно к познанию истории отечественного береговедения, каксоставной части физической географии океана, можно различать уровни, периоды иэтапы в его развитии. Для историко-географического анализа следует применитьнаиболее ценные положения, разработанные названными исследователями, учитываяприродное своеобразие морских берегов. Кроме того, необходимо использоватьинтересные высказывания В.С. Преображенского (39) о возможностях историигеографии в области прогнозирования развития географических наук, а также Ф.Н.Милькова (34) о признаках выделения научных школ.
Визвестном согласии с периодизацией указанных исследователей нами вначалеобособлены уровни развития в нашей стране берегового учения — I –й (с XII векадо 70-х годов XVIII века), II-й (с 70-х годов XVIII века до 30-х годов ХХ века)и III-й (c 30-х годов ХХ века). Далее в каждом уровне выделено иохарактеризовано по два периода — восходящего и стабильного развития, Периодыделятся соответственно на два взаимосвязанных этапа – предистория и зарождение;становление и перестройка. Получается, что обособленные четыре этапа, на стадиипериодов, составляют замкнутый цикл, который отображает последовательный ходразвития берегового учения применительно к каждому его уровню. Это позволяетустановить уплотняющееся во времени спиралеобразное изменение этапов данногоуровня. Оно направлено на усложнение процесса познания от уровня к уровню –элементно-хронологический (I- й уровень); компонентно-исторический (II-йуровень) и комплексно-динамический (III-й уровень). Кратко охарактеризуемкаждый из них.
Элементно-хронологический уровень развитияучения о морских берегах
Действительно,на I-й уровень приходится почти 700 лет. Для него характерно развитиеобщегеографического и гидрографического направлений. Данному уровню свойственносоздание преимущественно лоций и морских карт для навигационных целей. Основноевнимание уделялось пространственному описанию береговых элементов природы,поэтому по своему содержанию этот уровень зачаточного развития береговогоучения является элементно-хронологическим.
Преждевсего, в нем следует выделить начальный период появления ростков учения оморских берегах, отображающего восходящее его развитие (XII век – перваяполовина XVIII века). Самым длительным в этом периоде является открывающий егоэтап — накопление первичных сведений и представлений о морских берегах (XII век- конец XVII века). Господствующее положение занимает описательноеобщегеографическое направление в познании морей и берегов. Большой вклад внеслив основном поморы, которыми составлялись рукописные лоции и морские карты,передаваемые из поколения в поколение.
Последующийнепродолжительный этап восходящего периода – появления зачатков учения оморских берегах (конец XVII века — начало XVIII века). Этот этап характерентем, что тогда началось выполнение первых инструментальных гидрографическихработ. Впервые они были проведены в самом конце XVII века на Азовском и Черномморях Петром I и К. Крейсом, а вскоре на Балтийском и Каспийском морях. Врезультате работ появились первые печатные морские карты. Можно говорить осозревании ростков отечественного учения о морских берегах, имеющегопреимущество гидрографическую направленность.
Прогрессивныйпериод рассматриваемого уровня зачаточного характера сменился завершающимпериодом укрепления в нем гидрографического направления (1725 — 1770 годы). Этовыразилось в том, что начальные годы периода относятся уже к этапу становлениягидрографического направления в изучении морских берегов как ученияэлементно-хорологического содержания. Усилились морские гидрографические работына Каспии и Балтике; они начали развертываться на морях Северного Ледовитогоокеана и Дальнего Востока. Гидрографическое направление – первая ступень вистории современного берегового учения – укрепилось и стало основным в изучениив изучении морских берегов. Огромную роль в этом сыграли выдающиеся российскиегидрографы Ф.И. Соймонов и А.И. Нагаев.
Стабильныйпериод I-го уровня заканчивается этапом назревания перестройки в учении оморских берегах (1750 — 1770 годы). Еще продолжались гидрографические работы,но появилась необходимость в геолого-географическом объяснении природныхособенностей береговой зоны. Большая заслуга в этом принадлежит М.В. Ломоносову(25), который принимал активное участие в научной подготовке морских экспедицийв Северный Ледовитый океан. В составленных им инструкциях обращается внимание ина сбор разнообразного берегового материала по физической географии и геологии.Такой материал должен был расширить научные представления о существенныхприродных компонентах береговой зоны — горных породах и формах рельефа.
Компонентно-исторический уровень развитияучения о морских берегах
Началомформирования II уровня — охватывается около 150 лет (70-е годы XVIII века –30-е годы XX века), то есть по своей продолжительности он почти в пять разменьше I-го уровня. Совершенствующее гидрографическое направление былоподкреплено зарождающимся гидротехническим направлением. В результате водныйкомпонент береговой зоны стал изучаться более углубленно, что связано с дальнейшимразвитием навигации и строительства портов, потребовавшим также развитиягеолого-географического направления для познания наземного береговогокомпонента. Благодаря этому учение о морских берегах приобрело преимущественнокомпонентный эволюционный характер и поднялось на вторую ступень своегоразвития. Начался процесс формирования береговедения как научной отрасли.
Начальныйпериод рассматриваемого уровня — постепенного оформления компонентного учения оморских берегах на базе новых направлений (70-е годы XVIII века — конец XIXвека) — открывается этапом усиленного сбора преимущественно гидрографическихданных и попытокгеолого-географического объяснения (конец XVIII века — серединаXIX века). Это связано с расширением гидрографических работ, многочисленнымикругосветными плаваниями и созданием Отдельных гидрографических съемок морей. Кданному этапу относится усовершенствование Г.А. Сарычевым (43) теории ипрактики морской съемки, которая использовалась гидрографами на протяжениистолетия. Кругосветные плавания способствовали появлению первых попытокгеолого-географического толкования генезиса коралловых островных берегов (О.Е.Коцебу и Ф.Ф. Беллинсгаузен), а также морских террас (Ф.П. Литке).
Этотпрогрессивный период II-го уровня продолжился этапом зарождения компонентногоучения о морских берегах (вторая половина XIX века). Замечается постепеннаязамена собственно гидрографических работ более всесторонним изучением морей иберегов. Именно в начале 60-х годов появляется гидротехническое направление благодарятрудам М.Н. Герсеванова (8), которым была создана первая сводка по морскимсооружениям. Научное обоснование геолого-географического направления обязано,прежде всего, классическим монографиям Н.Я. Данилевского (9) о дельте Кубани иН.А. Соколову о береговых дюнах. Оформление обоих научных направленийспособствовало усилению хозяйственного развития пореформенной России.
ЗавершающийII — ой уровень период — дальнейшего развития компонентного учения о морскихберегах и его «кризис» (1900 – 1930 годы) — продолжился этапом усилениягидротехнического и формирования геолого-географического направлений. В самомначале ХХ века по- прежнему развивается гидротехническое направление с акцентомна познание гидродинамики береговой зоны в связи с нуждами строительства портов(В.И. Чарномский и другие). Усиливается специализация в изучении наземной частибереговой зоны, что выражается в перерастании геолого-географическогонаправления в геолого-морфологическое (Л.С. Берг и другие).
Каки на I-ом уровне, рассматриваемый стабильный период, а, следовательно, и весьцикл взаимосвязанных этапов II-го уровня завершился «кризисным» этапом — намечающегося деления в развитии основных направлений берегового учения (20-егоды ХХ века). Дело в том, что геолого-геоморфологические исследования всеболее отрывались от гидродинамического изучения береговой зоны. Тем самым ведином природном береговом комплексе познания составляющих его взаимосвязанныхчастей — наземной и прибрежной – шло обособление друг от друга. Назреваланеобходимость в ликвидации противоречия между активно развивающимсягидротехническим и начинающимся несколько отставать геолого-геоморфологическимнаправлениями. Наметились тенденции к появлению гидролитодинамическихисследований, уделяющих внимание комплексному изучению прибрежных наносов. Этостало началом перехода к следующему уровню эволюции учения о морских берегах.
Комплексно-динамический уровень развитиябереговедения
С30-х годов ХХ века береговое учение, переходя на третью ступень своегоразвития, по научному содержанию становилось все более комплексной наукой оморских берегах. Продолжительность полного цикла комплексного уровня примерновдвое меньше предыдущего компонентного, причем соответственно сократились вовремени и его периоды, и некоторые этапы. Прежние компонентные направленияпреобразовались в комплексные: геоморфолого-географическое,гидролитодинамическое, ландшафтное. Это способствовало созданию советской школыисследователей морских берегов, занимавшей значительное время, ведущееположение в мировой науке.
Периодвосходящего развития (30 – 60-е годы ХХ века) — зарождение своевременногобереговедения на комплексной основе – начался с этапа предистории — возникновения ростков гидролитодинамического и геоморфолого-географическогонаправлений в ходе интенсивного накопления новых данных (30 – 40-е годы ХХвека). Этому способствовало и совершенствование гидрографических работ,проводимых на новой инструментально-технической основе. П. К. Божичем (4)развивается теоретическое представление о потоке наносов в береговой зоне,поэтому его следует считать зачинателем гидролитодинамического направления вотечественном береоведении. По моему мнению (30), зачинателем же геоморфолого — географического направления является Б.Ф. Добрынин, который применил ландшафтно-геоморфологическийподход в организованных в 30-х годах специальных береговых экспедициях. По егоинициативе тогда же была создана Комиссия по изучению морфологии побережий приМГУ, объединяющая ученых различных научно-исследовательских учреждений. К этомувремени относится опубликование первых научных сборников по морским берегам.Существенное значение имела монография В.П. Зенковича (12) по динамике иморфологии морских берегов, основу которой составляет теоретическое положение овзаимосвязи и взаимообусловленности наземной и прибрежной частей береговойзоны.
Впоследующей стадии данного прогрессивного периода – этапе формированиякомплексного береговедения (50 — 60-е годы ХХ века)- происходит зарождениесовременного берегового учения на широкой географической основе. В эти примернодва десятка лет огромную работу — научно-исследовательскую инаучно-организационную — проводит В.П. Зенкович, общепризнанный основоположниксоветского берегового учения. Принятый им принцип единства наземной иприбрежной частей береговой зоны дополнялся дальнейшей разработкойпредставления П.К. Божича о берегоформирующей роли наносов. В системе Академиинаук СССР В.П. Зенковичем была организована Лаборатория динамики и морфологииморских берегов, а в 1952 году по его инициативе была создана Береговая секцияпри Океанографической комиссии АН СССР. В результате теоретического обобщенияотечественных и иностранных работ им была написана фундаментальная монография«Основы учения о развитии морских берегов» (14). В ней изложена теория берегообразованияпод воздействием различных физико-географических факторов при главенствеморского волнения; поставлена задача широкого использования географическойзональности в береговом учении. Монография была удостоена Ленинской премии ипереведена на английский язык.
Большойвклад в комплексное изучение береговой зоны внес И.В. Самойлов — авторвсестороннего географического обобщения по устьевым процессам, отличающимсяисключительным разнообразием и сложностью взаимодействия (42), инициаторсоздания Лаборатории морских устьев рек в Океанографическом институте в системеГидрометеослужбы. Много сделал для развития комплексного берегового учения О.К.Леонтьев (21), который в первом пособии по морским берегам, преимущественно нагеоморфолого-географической основе, большое внимание уделил наряду с волновымипроцессами и не волновым. В пособии нашли место и такие проблемы какнароднохозяйственное использование знаний о морских берегах, их классификация,районирование и картирование.
В50 – 60-е годы значительные успехи были достигнуты в разработке теоретическихположений в области гидродинамики и литодинамики, то есть важнейшихпредставлений о движениях воды и наносов в береговой зоне. К крупным трудамследует отнести монографию В.В. Лонгинова (27), в которой обобщены обширныелитературные материалы, а также результаты собственных наблюдений и измерений,с использованием оригинальной методики исследований. В основу положенопредставление о едином процессе перемещения воды и наносов, что подтверждаетправильность идеи комплексности береговой зоны как природного объекта и нагидролитодинамическом уровне.
Всвязи с этим усиленное развитие получили также литодинамические исследования,главной задачей которых является познание закономерностей осаждения напобережье различных отложений и образование прибрежно-морских россыпей.Обобщение преимущественно экспедиционных материалов, основанных наиспользовании новейшей методики исследований, представляет собой монографияЕ.Н. Невесского (36); в ней рассматриваются важнейшие процессы прибрежногоосадкообразования (на материале Черного моря). Вопросы изучения закономерностейсовременного осадкообразования переплетаются с познанием голоценовой историиформирования отложений, что имеет не только научное, но и практическое значение.
Начало60-х годов стало временем зарождения ландшафтного направления в изученииморских берегов. Ландшафтные исследования были впервые выполнены К.М. Петровым(37) на Кавказско-Таманском побережье Черного моря. Им применена специальнаяметодика экспедиционных работ, основанная на получении материалов посредствомаэросъемки и водолазных погружений. Результатом явилось выделениеприбрежно-морских ландшафтов и их составных частей — урочищ и фаций, которыебыли закартированы и описаны. К этому десятилетию относится и использованиеландшафтно-зонального подхода к изучению берегов Аральского моря, находящегосяцеликом в пределах аридной зоны (28).
Последующийпериод стабильного развития (c 70-х годов ХХ века) ознаменовался завершениемпереформирования учения о морских берегах в науку береговедение. Процесс ееусиленного становления приурочен к этапу 70 – 80-х годов, когда происходилодальнейшее развитие теории и практики, ориентированное главным образом наинтеграцию основных направлений береговой науки. На этом этапе новейшегопериода происходит преобразование его научных направлений вландшафтно-геоморфологическое и ландшафтно-литодинамическое. Кроме этого,обособляются инженерно-географическое и природоохранное направления.Усиливается прогнозно-конструктивный характер береговых исследований.Результатом и явился постепенный переход преимущественно компонентногоберегового учения в самостоятельную комплексную науку. Все больше публикуетсяоригинальных региональных, теоретических и прикладных трудов по береговедению.Успешно ведутся совместные исследования берегов с зарубежными учеными (вчастности, на Кубе). На Балтийском и Черном морях созданы службы охраныберегов. Организована подготовка кадров в ряде университетов страны.
Рядрегиональных монографий посвящен преимущественно геоморфолого-географическойхарактеристике берегов отдельных морей. Среди них выделяются сводки по берегамЧерного (13, 15), Берингова (17), Аральского (28), Каспийского (24), Азовского(33) морей. В этих трудах рельеф и осадки все большей степени рассматриваетсяна фоне всего природного комплекса (ландшафта) береговой зоны. По многимрегиональным монографиям можно заметить, как чисто геоморфологическоенаправление в береговом учении перерастало в ландшафтно-геоморфологическое.
Втеоретическом аспекте этот процесс нашел отражение в сводке О.К. Леонтьев, Л.Г.Никифорова, Г.А. Сафьянова (23), которая полностью основывается на важной идеекомплексного географического изучения морских берегов, на понимании рельефа какодного из основных компонентов природной среды. В историческом аспектеизменения береговой среды, а также влияния зональности на берегоформированиеосвещены в специальной монографии П.А. Каплина (19). Все это позволяетутверждать еще с большей убедительностью о перерастании прежнегогеоморфологического направления в ландшафтно-геоморфологическое.
Наданном этапе произошла по существу интеграция гидродинамического направления вландшафтно-литодинамическое. Одну из первых специальных работ, в которойбереговая зона рассматривается как своеобразный литодинамический ландшафт,представляет монография А.А. Аксенова (2). Позднее ландшафтно-зональномуподходу к изучению литодинамических процессов в береговой зоне или верхнейчасти шельфа, были посвящены новые теоретические монографии. Так, Ю.Д. Шуйский(48) ввел понятие элементарной литодинамической подсистемы, связав ееособенности с положением в той или иной ландшафтной зоне. В монографии А.С.Ионина, В.С. Медведева, Ю.А. Павлидиса (18) отражено усиление интегральностирассмотренного направления, достигаемого проведением морфолитодинамическихисследований, которые имеют целью познание взаимосвязанных процессов рельефо — и осадкообразования в различных географических зонах. При этом увеличиваетсязначение географической комплексности в ландшафтно-лито-динамическомнаправлении, устанавливаются более тесные связи последнего сландшафтно-зональным направлениями.
Важноотметить, что вопросы географической зональности берегов привлекают вниманиеисследователей, которые принадлежат к разным направлениям берегового учения.Влияние природной зональности на берегоформирование с наибольшей отчетливостьюстало выявляться при проведении ландшафтных исследований береговой зоны. Так,разработка программы комплексного физико-географического изучения побережий исистематизации их ландшафтов позволила выяснить, что существенное значение дляразвития данных ландшафтов приобретает их нахождение в тех или иных природныхзонах. Ландшафтно-зональный подход широко используется для определенияглавнейших положений и основных понятий учения о морских берегах, а также длясоздания классификации берегоформирующих факторов и типизации берегов (29).Недавно проблемы изучения и картирования прибрежно-морских ландшафтов былиосвещены в монографии К.М. Петрова (38). В ландшафтном аспекте рассматриваетсяП.Ф. Бровко (5) и развитие дальневосточных прибрежных лагун в связи срациональным их использованием.
Значениеландшафтного подхода усиливается в условиях все большего влияния антропогенногофактора на развитие морских берегов, которому посвящена новейшая монографияЮ.В. Артюхина (3). Это способствовало оформлению инженерно-географическогонаправления в береговедении. Одним из зачинателей его еще в 50 — 60-х годахвыступил А.М. Жданов (11), создавший впервые в мире искусственные галечныепляжи с целью защиты черноморского берега Кавказа от размыва. По разработаннойим методике в 70-х годах были сооружены аналогичные пляжи и на ряде береговыхучастков других морей.
Позднееукраинскими учеными, работающими в Институте гидродинамики АН УССР, былразработан принцип самозащиты берегов путем инженерного их укрепления,основанного на занятиях природных закономерностей развития берегов (45).Инженерными средствами на побережье рекомендуется формировать такую обстановку,которая благоприятствовала бы естественному ходу береговых процессов. Для этогоиспользуются сооружения – аналоги природным береговым формам (молы,искусственные косы, острова, искусственные атоллы и другие). Этот методиспользования морфологических элементов берега для создания новыхберегоукрепительных сооружений весьма перспективен для развитияинженерно-географического направления.
В80-е годы новое направление продолжало развиваться с появлениемнаучно-производственного объединения «Грузморберегозащита». В его составе тривзаимосвязанные структурные части — научно-исследовательский сектор,проектно-конструктивное бюро и специализированное строительное подразделение.Основным средством для берегоукрепления является сооружение пляжей, для чего вприбрежье производится неоднократная отсыпка галечного материала, в частности,на участке Гагры-Пицунда. Аналогичные методы берегоукрепления применяются и надругих береговых участках Черного, Азовского и Балтийского морей, о чем сказанов научном сборнике «Природные основы берегозащиты» (41).
Успешнаяразработка проблемы инженерного преобразования природной среды невозможна безрешения проблем комплексного использования береговых ресурсов, охраны ивосстановления природы береговой зоны. Это привело к возникновениюприродоохранительного направления в учении о морских берегах. Одна из первыхпопыток освещения берегового природопользования была предпринята в 70-х годах(29). Тогда же вышла в свет монография Г.А. Сафьянова «Береговая зона океана вХХ веке» (44). Часть этой книги отведена вопросам взаимодействия океана счеловеком (строительство портов, инженерная берегозащита, эксплуатацияподводных карьеров и другие мероприятия), а также загрязнения береговой зоны.
Вопросырационального использования и охраны природной среды нашли место вопубликованном специальном сборнике «Морские берега» (35). Весьма интересныздесь соображения В.А. Дергачева о социально-экономических аспектах береговыхисследований. В частности, его трактовка понятия природно-хозяйственнойконтактной зоны «суша-океан» как зоны интенсивного взаимодействия населения,хозяйства и природной среды. В 1986 году автором была опубликована книга (31),полностью посвящена вопросам берегового природопользования; в ней трактовалисьего основные проблемы: рациональное использование, охрана природы ипреобразование береговой среды. В последнее время говорят о геоэкологииберегов, как о новом направлении в береговой науке. Под этим терминомпонимается главное: «разработку стратегии природопользования береговой зоныморей и океанов в различных географических зонах, достижения такого положения,при котором геоэкология в большей степени стала бы направляющим факторомразвития хозяйственной деятельности человека на морских берегах» (1). Читаетсяуниверситетский курс по береговому природопользованию (32).
Такимобразом, к 90-м годам в нашей стране сформировалось комплексное береговедение — результат взаимосвязанного сочетания ландшафтно-гео­мор­фо­ло­ги­чес­ко­го,ландшафтно-литодинамического и ландшафтно-зонального направлений с инженерно-графическими природоохранным (геоэкологическим). Современный синтез возникших интегральныхнаправлений основывается, прежде всего, на богатом региональном материале,полученном изучением морских берегов, которые находятся во всех географическихзонах, как СССР, так и за его пределами. Это позволило создать в советскуюшколу береговедения при активном участии ее основоположника В.П. Зенковича.
Общепризнанно,что в географии, как и в других отраслях знания, научная школа возглавляетсявыдающимся ученым, который является ее идейным руководителем, организаторомисследований и учителем новых исследователей (34). Всем этим признакам отвечаетнаучная деятельность В.П. Зенковича, известного, прежде всего, своимимногочисленными трудами, базирующимися на идее понимания береговой зоны, какподвергающейся в основном воздействию волнением природного целого,взаимосвязанных наземной и прибрежной его частей. Это фундаментальное положениеявляется ныне общепринятым советскими и зарубежными исследователями, поэтому вомногих работах по морским берегам можно найти ссылки на труды В.П. Зенковича.
Егонаучно-исследовательская деятельность подкреплялась научно-организационнойработой, направленной на расширение береговых исследований. В.П. Зенковичемпроведены экспедиции по изучению берегов на морях нашей страны и ряды другихгосударств. Он руководил в течение 25 лет специальной научной организацией — Лабораторией динамики и морфологии морских берегов, ставшей центромформирования советской школы береговедения. Большую координирующую работувыполнял В.П. Зенкович на протяжении свыше 30 лет как председатель Береговойсекции Океанографической комиссии АН СССР, преобразованной впоследствии вРабочую группу «Морские берега» Комиссии АН СССР по проблемам Мирового океана.
Важно,что за полвека своей деятельности В.П. Зенкович воспитал в своей школе десяткидокторов и кандидатов наук, а сотни специалистов стали ими, изучая основыучения о морских берегах по его книгам. Ученики В.П. Зенковича, среди которыхнемало преподавателей университетов, подготовили, в свою очередь, сотниисследователей. Через своих учеников и последователей он участвовал в созданиинаучных коллективов по исследованиям берегов в Грузии, на Украине, вПрибалтике, на Каспии и Дальнем Востоке. Более того, среди учеников В.П.Зенковича имеются крупные ученые, которые возглавили отдельные направления вбереговедении — В.В. Лонгинов (ландшафтно-литодинамическое) и О.К. Леонтьев(ландшафтно-геоморфологическое). О заслугах В.П. Зенковича перед береговойнаукой сказано в научном сборнике «Проблемы развития морских берегов» (40),подготовленного учениками в честь его 80-летия.
СамВ.П. Зенкович выступал в научном сборнике «Теоретические проблемы развитияморских берегов» (46) с критическим обзором и некоторыми сопоставлениями в областиизучения морских берегов в СССР и за рубежом. Отмечается, что в этом отношениипередовое положение занимают СССР, США и Япония. Применительно с СССРподчеркивается: «Подтверждены основные закономерности, установленные ранее. Ихдетализация, уточнение и количественное обоснование успешно продолжаются.Однако размах работы у нас совершенно недостаточен, а ее организация оставляетжелать лучшего». Существенным недостатком является отсутствиенаучно-исследовательского института береговедения в нашей стране.
Ещеболее тревожны выводы XVII Всесоюзной береговой конференции, которая состояласьв 1990 году (первая была организована В.П. Зенковичем в 1952 году). В еерешении указывается, что прежнее лидирующее положение советской береговой школыв значительной степени утрачено, при этом обнаруживается «существенноеотставание в развитии фундаментальных исследований береговых процессов,вызванное, прежде всего, отсутствием серьезных государственных и академическихпрограмм, финансирования и материально-технического обеспечения». Отмечаетсятакже, что экологическое обоснование большинства принимаемых научных ипроектных разработок, не удовлетворяют требованиям, которые к ним предъявляютсяв эпоху научно-технического прогресса. Снова ставится вопрос об организации институтабереговых исследований, хотя бы в составе создаваемой Российской Академии наук.
Изсказанного вытекает, что в наступившие 90-е годы наметилась смена этаповинтенсивного развития береговой науки – зарождения (50 –60-е годы) истабилизации (70 — 80-е годы) — «кризисным» этапом, когда ее теоретическая базане стала в достаточной мере способствовать решению прикладных проблем, вособенности проблемы рационального берегопользования. Можно говорить онаступающем этапе перестройки тенденций развития береговой науки III –гоуровня, подобного тем, которые отмечались для заключительных этапов, как I-го,так и II –го ее уровней. Перейдем к прогнозированию науки о морских берегах впоследующие два десятилетия.
Перспективы развития отечественногобереговедения в ближайшем будущем
Приступаяк выяснению этого важного вопроса, нужно исходить из того, что ныне можноговорить о береговой науке – береговедении, которое обладает своим предметом иметодами исследования, определяющими научное содержание и задачи как современнойкомплексной географической науки. Таким предметом является одна из трехкрупнейших геосистем – аквально-территориальная (побережная), изучающаяодновременно на компонентном и комплексном уровнях ее организации с цельюрационального использования, охраны и преобразования природной среды.Формируется и система методов комплексного исследования берегов – геосистемных(ландшафтных), историко – географических и геопрогнозных.
Компонентно-комплексныйподход к изучению предмета – береговедения посредством методов, среди которыхныне выделяется группа ландшафтных методов, определил развитие, с однойстороны, компонентно-комплексных направлений – ландшафтно-геоморфологического иландшафтно-литодинамического — с другой, комплексного ландшафтно-зонального. Очевидно,для инженерно-географического направления, как прикладного, используются своиметоды исследования — инженерно-конструктивный, в частности, а дляприродоохранного – геопрогнозные, в особенности. Как показывает ознакомление смногочисленными работами по береговой тематике, все названные методыиспользуются в той или иной мере исследователями, однако, применение некоторыхиз них, в частности, ландшафтно-геохимического и прогнозного математическогомоделирования, находятся еще в зачаточном состоянии.
Попытаемсяна основе выполненного исторического анализа отечественного учения о морскихберегах произвести прогнозирования его развития на ближайшие два десятилетия — 90-е годы ХХ века и первое десятилетие ХХI столетия. По всей вероятности, этапстановления на комплексно-динамическом уровне, закончившийся к началу 90-хгодов, сменился в этом десятилетии этапом перестройки тенденций развитиябереговой науки, о чем упоминалось выше. Подобные завершающие этапы, какизвестно, были свойственны элементно-хорологическому икомпонентно-историческому уровням развития берегового учения. По-видимому,наступивший этап перестройки будет приобретать все в большей мерепреобразовательно-прикладной характер, определяемый таким направлениемразвитием географической науки в связи с усиливающимся усложнениемвзаимодействия природы и общества.
Дляболее полного прогноза необходимо использовать теоретические разработки,основанные на анализе истории географии. Прежде всего, надо исходить из того,что «интересы прогнозирования пробуждают усилить внимание к изучению историиновейшего периода, когда темпы изменений и преобразований географических наукстали особенно высокими» (39). Им рекомендуется сделать акцент на познаниеизменений в составе географической науки, ее связей с другими науками ипроизводством, а также на развертывание географических служб. Такоеподчеркивание конструктивных возможностей истории географии расширитьпредставления о предмете и методах, собрать новые факты и выдвинутьобоснованные гипотезы.
Применительнок береговедению можно ожидать, прежде всего, дальнейшего совершенствованиятеоретических представлений в научном содержании предмета и методовисследования. Поэтому получит развитие более расширенное представление осовременном предмете береговой науки – по преимуществу о природно-хозяйственныхкомплексах береговой зоны, а не только о природных, которые являлись основнымпредметом исследований. По той же причине следует ожидать усилениягеопрогнозных методов изучения морских берегов.
Врезультате укрепления связей с рядом фундаментальных наук, прежде всего сфизикой, химией, биологией, математикой и экономикой, окончательно сформируютсяинтегральные направления в береговедении. Среди них появятся:ландшафтно-геофизическое (ныне, в основном, ландшафтно-литодинамическое);ландшафтно-геохимическое; ландшафтно-экологическое (сейчас — частьландшафтно-зонального) и геокибернетическое. Развитие связей с народнымхозяйством приведет к совершенствованию инженерно-географического иприродоохранного направлений.
Измененияв составе науки и ее связей определяет соответствующие изменения в системенаучно-производственных, научных и учебных учреждений. Несомненно, на моряхбудет расширена сеть научно-производственных объединений по защите морскихберегов, опираясь на имеющийся опыт «Грузморберегозащиты», Можно надеяться, чтобудет осознана, наконец, необходимость в создании научного центрабереговедения, в котором будут разрабатываться теоретические и прикладныепроблемы, в особенности геоэкологии береговой зоны. Следует ожидать также, чтов целях усиления природоохранной пропаганды будет организовано Береговоеобщество, а для подготовки нужных кадров увеличены учебно-научные подразделенияв университетах нашей страны.
Список литературы
1.Айбулатов Н.А. Геоэкология береговой зоны моря. — Проблемы развития морскихберегов. М., 1989.
2.Аксенов А.А. О рудном процессе в верхней зоне шельфа. М., 1972.
3.Артюхин Ю.В. Антропогенный фактор в развитии береговой зоны моря.Ростов-на-Дону, 1989.
4.Божич П.К. Морские наносы. М.-Л., 1930.
5.Бровко П.Ф. Развитие прибрежных лагун. Владивосток. 1990.
6.Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний. — Труды Комиссиипо истории знаний, вып.1, Л., 1927.
7.Воропай Л.И. К вопросу об уровнях и ступенях процесса географического познания.- Вестник Московского Университета. Серия география, N 4, 1977.
8.Герсеванов М.Н. Лекции о морских сооружениях. СПб, 1861, 1862.
9.Данилевский Н.Я. Исследования о Кубанской дельте. — Записки Русскогогеографического общества. СПб., т.2, 1869.
10.Дитмар А.Б. О главнейших периодах и этапах истории географического познанияЗемли. — Вопросы истории и теории физической географии. Саратов, вып. 6 /13/,1980.
11.Жданов А.М. Конструирование и расчет берегоукрепительных сооружений на основезакономерностей динамики берега. — Труды Института океанологии АН СССР, т.10,1954.
12.Зенкович В.П. Динамика и морфология морских берегов. Ч.1, Волновые процессы.М.-Л., 1946.
13.Зенкович В.П. Морфология и динамика советских берегов Черного моря, т.1. М.,1958: т.II. М., 1960.
14.Зенкович В.П. Основы учения о развитии морских берегов. М., 1962.
15.Зенкович В.П. Развитие учения о прибрежной зоне морей в СССР. М., 1970.
16.Зенкович В.П. Изучение береговой зоны моря в СССР и за рубежом. — Теоретическиепроблемы развития морских берегов. М., 1989.
17.Ионин А.С. Берега Берингова моря. М., 1959.
18.Ионин А.С., Медведев В.С., Павлидис Ю.А. Шельф: рельеф, осадки и ихформированием. М., 1987.
19.Каплин П.А. Новейшая история побережий Мирового океана. М., 1973.
20.Леонтьев О.К. Геоморфология морских берегов и дна. М., 1955.
21.Леонтьев О.К. Основы геоморфологии морских берегов. М., 1961.
22.Леонтьев О.К. Береговая зона морей и океанов. — Развитие наук о Земле в СССР.М., 1967.
23.Леонтьев О.К., Никифоров Л.Г., Сафьянов Г.А. Геоморфология морских берегов. М.,1975.
24.Леонтьев О.К., Маев Е.Г., Рычагов Г.И. Геоморфология берегов и дна Каспийскогоморя. М., 1977.
25.Ломоносов М.В. Краткое описание разных путешествий по северным морям ипоказание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию. СПб., 1763.
26.Лонгинов В.В. Из истории изучения динамики береговой зоны. — Вопросы морскихберегов. М., 1959.
27.Лонгинов В.В. Динамика береговой зоны беприливных морей. М., 1963.
28.Лымарев В.И. Берега Аральского моря – внутреннего водоема аридной зоны. Л.,1967.
29.Лымарев В.И. Основные проблемы физической географии океана. М., 1978.
30.Лымарев В.И. Б.Ф. Добрынин и учение о морских берегах. — Вестник Московскогоуниверситета. Серия география, N 6, 1985.
31.Лымарев В.И. Морские берега и человек. М., 1986.
32.Лымарев В.И. Основы природопользования морских побережий — содержаниевузовского курса. — Вестник Московского университета. Серия география, N 1,1990.
33.Мамыкина В.А., Хрусталев Ю.П. Береговая зона Азовского моря. Ростов-на-Дону,1980.
34.Мильков Ф.П. Физическая география: современное состояние, закономерности,проблемы. Воронеж, 1981.
35.Морские берега. Вопросы географии, сб.119. М., 1982.
36.Невесский Е.Н. Процессы осадкообразования в прибрежной зоне моря. М., 1967.
37.Петров К.М. Подводные ландшафты Черноморского прибрежья Северного Кавказа иТаманского полуострова. — Известия ВГО, вып.5, 1960.
38.Петров К.М. Подводные ландшафты. Теория, методы исследования. Л., 1989.
39.Преображенский В.С. Требования к истории географии как научной дисциплине,выдвигаемые задачами прогнозирования развития системы географических наук. — Труды Международного конгресса по истории науки. Секция VIII. История наук оЗемле. М., 1974.
40.Проблемы развития морских берегов. М., 1989.
41.Природные основы берегозащиты. М., 1987.
42.Самойлов И.В. Устья рек. М., 1952.
43.Сарычев Г.А. Правила, принадлежащие к морской геодезии. СПб., 1804.
44.Сафьянов Г.А. Береговая зона океана в XX веке. М., 1978.
45.Сокольников Ю.Н. Инженерная морфодинамика берегов и ее приложение. Киев, 1976.
46.Теоретические проблемы развития морских берегов. М., 1989.
47.Фрадкин Н.Г. Географические открытия и научное познание Земли. М., 1972.
48.Шуйский Ю.Д. Проблемы исследования баланса наносов в береговой зоне морей. Л.,1986.
49.В.И. Лымарев (Российский государственный гидрометеорологический университет). Вопросы истории отечественного береговедения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.