Реферат по предмету "Экономика"


Бизнес-план как основной инструмент планирования

» советует указать, в какой отрасли вы собираетесь работать: развивающейся, стабильной, стагнирующей. Описание товаров (услуг) С этого пункта начинается основная часть бизнес-плана. В нем описываются те товары и услуги, производством которых будет заниматься фирма. Следует отметить, что целесообразность выбора типа товара зависит от уровня экономики в целом. Например, при общем спаде производства или нестабильности в экономике разумно изготовлять те товары


(услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. Итак, производство нового товара начинается с разработки предварительной идеи самого товара. Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. В реальном исполнении товар может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, специфической упаковкой и марочным названием.


Прежде всего предприниматель должен решить вопрос с маркой товара. Представление товара в качестве марочного может повысить его ценностную значимость, и поэтому данное решение является очень важным аспектом товарной политики, однако фирме необходимо помнить, что использование марки указывает на определенный уровень качества товара (сюда входят как долговечность товара, его надежность, точность, так и простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства).


После определения марки товара производитель должен решить вопрос относительно упаковки. Разработка эффективной упаковки для нового продукта требует большого числа решений: определить, какой в принципе должна быть упаковка, какую роль она будет играть продвижении конкретного товара, принять решение о размерах, форме, цвете, текстовом оформлении упаковки, подвергнуть серии испытаний, для того чтобы удостовериться, что разработанная упаковка отвечает требованиям нормальной эксплуатации.


Нельзя забывать и о том, что хорошая упаковка – один из маркетинговых ходов. Следующий этап разработки товара – его сопровождение. На этом уровне определяются необходимый монтаж, гарантия, послепродажное обслуживание товара, его доставка и условия возможного кредитование. Каждому предпринимателю, решившему предоставлять определенные дополнительные услуги потребителям, следует помнить, что потребителя интересуют не только определенные услуги сами


по себе, но и их объем и качество. Поэтому фирме необходимо следить за тем, насколько уровень ее собственных услуг отвечает ожиданиям заказчиков. В бизнес-плане необходимо указать технологию производства товара, сделать акцент на его преимуществах или уникальности. Всесторонняя разработка товара – еще не залог его успеха на рынке. Необходимо выбрать правильную конкурентную политику.


Существует три типа конкурентных преимуществ: 1. Более низкие издержки – фирма разрабатывает, производит и реализует товар при меньших затратах, чем конкуренты; 2. Дифференциация – способность фирмы выделяться в толпе конкурентов, предлагая товар, заметно отличающийся или высоким уровнем качества, или нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя [3] . 3. Фокусирование - ориентация усилий фирмы на какую-то группу потребителей или на ограниченную часть


ассортимента продукции или на специфический географический рынок. Следует отметить, что необходимо использовать лишь одну из конкурентных стратегий, так как совмещение их, как показывает опыт, приводит к краху фирмы. Проводя подобный анализ конкурентов, предприниматель должен всеми силами удержаться от страшной ошибки при составлении бизнес-плана - лакировки действительности. Т.е. здесь нужно провести реалистичную оценку сильных и слабых сторон конкурентов, поскольку даже если


ему и удастся ввести в заблуждение инвесторов и это в последствии обнаружится, то за предпринимателем закрепится репутация низкоквалифицированного бизнесмена или злостного обманщика. И тогда о получении следующих кредитов не может быть и речи. Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает предприниматель. Например, если на его фирме стоит устаревшее оборудование, невысокая квалификация работников, и вместе


с этим невелики и затраты на производство, то она может производить недорогие товары невысокого качества, предназначенные для менее обеспеченной (но обычно многочисленной) группы покупателей. Другой случай, когда сырье и материалы обходятся дорого, на фирме есть хорошее оборудование, работники обладают высокой квалификацией. При этом фирма может достичь конкурентоспособности путем организации выпуска уникальных или высококачественных товаров, что окупит у покупателей их высокую цену.


Естественно, что предприниматель не обязан на протяжении всего периода своей деятельности придерживаться только одной выбранной стратегии. Выбор наиболее приемлемого и оптимального конкурентного преимущества товара необходимо осуществлять в зависимости от условий, в которых находится предприниматель, т.к. это позволяет получать прибыль на всех этапах нахождения товара на рынке. Очень важный и часто забываемый нашими деловыми людьми момент - наглядное изображение предлагаемого


товара. Очень трудно бывает получить деньги под идею, которая еще не реализована хотя бы в одном экземпляре нового товара. Поэтому для успеха бизнес-плана надо обязательно включить в него фотографию или очень хороший рисунок товара, позволяющий составить о нем достаточно четкое представление[5]. Итак, идея товара разработана, теперь необходимо проанализировать рынок сбыта товара, маркетинговые мероприятия. Маркетинг Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех фирм.


Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому данный раздел бизнес-плана является наиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвесторов и кредиторов в существовании рынка для товара и показать, что предприниматель может продать свою продукцию на нем. Анализ рынков сбыта осуществляется на основе маркетинговых исследованиях и происходит в несколько этапов: 1) Сегментирование – разбивка рынка на четкие группы покупателей по


определенным принципам (географическому, психографическому, поведенческому, демографическому). 2) Решение об охвате сегментов рынка – после отбора нескольких сегментов рынка перед фирмой стоит вопрос: ”Сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные сегменты?”. Фирма может пренебречь различиями в сегментах и обратится ко всему рынку в целом с одним и тем же предложением (недифференцированный маркетинг), вступить в несколько сегментов и для каждого из них разработать отдельное


предложение (дифференцированный маркетинг) или сконцентрировать усилия на большой доле одного или нескольких рынках (концентрированный маркетинг). Какую бы стратегию маркетинга фирма не выбрала, ей необходимо учитывать свои ресурсы (при ограниченности ресурсов рациональной является стратегия концентрированного маркетинга), степень однородности продукции (для единообразных товаров подходит недифференцированный маркетинг, а для отличающихся друг от друга товаров больше подходит стратегия дифференцированного или


концентрированного маркетинга), степень однородности рынка. 3) Выбор наиболее привлекательных сегментов – фирме необходимо собрать информацию обо всех сегментах: об объемах продаж в денежном выражении, прогнозируемых размерах прибыли, ожидаемых темпах роста сбыта. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормой прибыли. Однако редко на практике один сегмент отвечает все этим требованиям, поэтому фирме приходится


идти на компромисс и выбирать наиболее значимые для нее сегменты. 4) Оценка емкости сегмента – этот показатель характеризует возможные объемы сбыта товаров (услуг) и определяется количеством реализованных или потенциально реализуемых товаров (услуг) в течение определенного периода. 5) Оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую фирма надеется захватить, и значит, той максимальной суммы продаж, на которую она может рассчитывать при своих возможностях.


6) Оценка реального объема продаж, т.е. необходимо оценить, сколько реально сможет продать фирма в конкретных условиях деятельности, при затратах на рекламу, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом и т.д. После анализа рынка сбыта необходимо проанализировать аспекты ценообразования. Процесс формирования фирмой рыночных цен на свои товары включает в себя несколько этапов: 1. Постановка задач ценообразования – руководитель фирмы должен определить, чего он хочет добиться


с помощью варьирования цены товара. Например, если цель фирмы – завоевание наибольшей доли рынка, то в таком случае следует использовать политику ценового проникновения (установление первоначально пониженных цен на товар). Если же цель фирмы – получение наибольшей прибыли, то цена устанавливается максимально возможная (разумеется, с учетом возможности сбыта); 2. Определение спроса на товары – точнее будет сказать «определение эластичности спроса на товар по


цене». Этот этап маркетинга требует привлечения грамотного специалиста, что требует немалых затрат. Если же у фирмы нет денег для оплаты услуг такого рода специалистов, стоит отыскать и изучить экспертные оценки специалистов по торговле товарами, подобных тем, которые фирма собирается выпускать. Оценка спроса на товар состоит в определении количества товаров, которые может продать фирма при различных уровнях цен. Кроме того, оценка спроса позволяет выявить максимальную цену, по которой товар может быть


воспринят рынком. Однако не стоит забывать, что максимальная цена не есть лучшая цена. 3. Определение себестоимости товара – чем выше себестоимость товара, тем выше будет его цена, а значит, уже будут границы ценового маневрирования на рынке. Определив себестоимость товара, необходимо предусмотреть возможности снижения себестоимость, так как это может дать определенные преимущества на рынке. 4.


Анализ цен на товары конкурентов – один из самых сложных этапов, так как всю информацию по издержкам и прибыли конкурентов на товар получить очень сложно. Изучение цен конкурентов необходимо для определения цены безразличия – той цены, при которой покупателю равновыгодна покупка аналогичных товаров различных фирм. Определив цену безразличия, следует решить, как вы можете преодолеть «безразличие».


5. Выбор метода установления цен – существует несколько наиболее распространенных методов. Затратный метод – определяется себестоимость, а к ней прибавляется желаемая величина прибыли. Такой метод удобен при монополии фирмы, а на конкурентном рынке велика вероятность появления конкурентов с более низкими издержками. 6. Определение окончательной цены и методов её дальнейшего регулирования – на этом этапе необходимо установить цену и условия её варьирования (система скидок), а также определить


механизм коррекции цены с учетом внешних эффектов, например, инфляции. Необходимо помнить, что товар имеет свой жизненный цикл, и в зависимости от текущей стадии жизненного цикла необходимо проводить снижение или увеличение цен (на стадии выпуска товара и на этапе уменьшения спроса необходимо снижать цены, а на стадии зрелости и увеличения спроса на него - поднимать цену). 7. Учет мер государственного регулирования цен – в большинстве стран мира государство в той или иной


мере принимает участие в деятельности экономики. Поэтому, решая вопросы ценообразования, необходимо подумать, в какой мере и с какой стороны могут подействовать на ваш бизнес государственная политика регулирования цен и их динамики [6] . После определения ценовой политики необходимо продумать вопросы сбыта товаров, то есть определить, по каким каналам продукция будет переходить от производителя к потребителю. Участники каналов сбыта выполняют определенные функции, основными из которых являются: 


сбор необходимой для организации и планирования сбыта информации;  создание и распространение информации о товаре, которая способствовала бы его приобретению потребителем, а также стимулированию оптовых покупок;  налаживание и поддерживание связи с потенциальными покупателями;  предпродажное приспособление товара к требованиям потребителей;  согласование цен и условий для последующего акта передачи собственности или владения товаром;  транспортировка


и складирование товара, поиск средств для покрытия издержек по функционированию каналов сбыта;  принятие на себя ответственности за функционирование канала сбыта. Эти функции могут быть выполнены различными участниками канала сбыта, что позволяет сэкономить ресурсы. Канал сбыта может быть охарактеризован по числу составляющих его уровней (уровень канала сбыта - любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара к конечному потребителю).


Например, при одноуровневом канале сбыта посредниками на рынке обычно бывают розничный торговец, агент по сбыту или брокер. Для любого предпринимателя эффективное решение данного вопроса состоит не в том, чтобы отдать предпочтение какому-то одному каналу сбыта, а в выборе наилучшей комбинации нескольких каналов. Ни один товар или не может обойтись без рекламы (хотя бы на начальной стадии производства). Расходы на рекламу также включаются в бизнес-план.


Вопросы, которые необходимо решить в этом разделе разработка стратегии рекламы, определение конкретных рекламоносителей, объем рекламы и т.д. Конечно же, при разработке данных вопросов лучше всего обратится к специальным рекламным агентствам, которые профессионально занимаются всеми этими вопросами. Но если руководитель предприятия уверен в своих силах и знаниях, то можно и самой фирме разработать рекламную компанию. Единственное, что хотелось бы подчеркнуть, что реклама должна быть направлена на


тех людей, на которых рассчитан товар[7]. Начиная своё дело, предприниматель рассчитывает на получение регулярной прибыли. Чтобы прибыль была регулярной, необходимо поддерживать интерес покупателя к продукту – стимулировать сбыт. Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана маркетинга учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта. Основными средствами стимулирования сбыта являются:  образцы (предложение товара


потребителям на пробу или бесплатно);  купоны (дают право на обговоренную экономию при покупке конкретного товара);  премии (товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара);  экспозиции и демонстрации товара в местах продажи;  стимулирование сферы торговли (предоставление скидки с определенного количества проданных товаров в определенный отрезок времени, нескольких бесплатных дополнительных товаров посреднику,


купившему у фирмы определенное количество товара и т.д.);  профессиональные встречи и специализированные выставки (производитель выявляет на выставках новых потенциальных покупателей, поддерживает контакты с клиентурой, знакомится с новыми заказчиками);  конкурсы, лотереи и игры (они предоставляют возможность удачливым и усердным потребителям выиграть какие-то призы). Какой вид стимулирования выбрать - задача предпринимателя.


Но в бизнес-плане он должен показать, как осуществлялся выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта и насколько каждый из выбранных методов способствует повышению сбыта товаров (услуг). Надо отметить, что сейчас очень много фирм уделяет большое внимание стимулированию сбыта. Но следует помнить, что оно эффективно на стадии зрелости товара и лишь ненамного увеличивает доход предприятия в том случае, когда объем покупок товара стал снижаться.


В план маркетинга входит и аспект послепродажного обслуживания клиентов. Здесь необходимо осветить вопросы, связанные с условиями гарантийного и послегарантийного обслуживания клиентов, с предоставлением определенных услуг в каждом из этих видов обслуживания, структурой и месторасположением сервисных подразделений. В итоге фирма решает: соответствует ли ассортимент и качество послепродажных услуг запросам потребителей? Оптимально ли по отношению к потребителю расположены сервисные пункты и


склады запасных частей? Как организован гарантийный ремонт? Какова частота использования отдельных деталей и узлов? Каково среднее время устранения неисправностей в сравнении с конкурентами? Какова средняя стоимость ремонта и запчастей в сравнении с ценами конкурентов? Обладают ли необходимой квалификацией и коммуникабельностью работники сервиса фирмы?


Решения этих вопросов и есть содержание обслуживания клиентов. Производственный план Данный пункт бизнес-плана включает в себя описание производственных и рабочих процессов. Главная задача – доказать потенциальным инвесторам, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества в указанные сроки. От предпринимателя требуется показать, что он полностью понимает, как поставить дело и все подготовил


к началу коммерческих операций. Надо помнить, что внешние инвесторы обычно рассматривают бизнес-план с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка. Перед написанием этого раздела предприниматель должен собрать предварительную производственную информацию. Необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, составить список


всех видов сырья и материалов, установить названия фирм-поставщиков, их ориентировочные цены. Кроме того, предпринимателю нужно составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единицы оборудования выяснить, можно ли его арендовать или нужно покупать; определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки; определить ориентировочно расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию и другие


муниципальные услуги и т.д. На основе полученной информации предприниматель решает вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Необходимо описать, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование.


По всем операциям необходимо дать схему производственных потоков: показать, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий с указанием поставщиков, в каких цехах и как они будут перерабатываться, чтобы получить продукцию, каким образом и куда эта продукция будет поставляться с предприятия, какое оборудование может понадобиться в будущем. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, в соответствии с теорией выбирается на основе оценки издержек, кривой спроса и тем типом рынка,


на котором действует фирма. Один из важнейших аспектов производственного плана – выбор поставщиков и местоположения фирмы. Ни одна коммерческая фирма не может существовать по модели Робинзона Крузо: всю производить самому, ничего ни у кого не покупая. Вне зависимости от того, торговое ли предприятие или производственное, предприниматель будет иметь дело с поставщиками. Вопрос о будущих поставщиках чрезвычайно важен и должен волновать и предпринимателя,


и инвесторов, потому что от правильно его решения зависит и качество производимого товара, и затраты на покупку ресурсов (а следовательно, цена продукции). Для нахождения наиболее подходящего поставщика необходимо вначале определить круг возможных поставщиков, собрав о них как можно больше достоверной информации (источниками могут служить промышленные каталоги, отраслевые журналы, промышленная реклама или рекомендации других людей).


Чаще всего окончательный выбор поставщика осуществляется после получения от него детальной информации. Запрос на получение данной информации делается письменно; в запросе указываются требования к объему закупок, качеству продукции, регулярности и срокам поставок, размерам партий, рассматриваются варианты условий оплаты и уровня цен. Иногда лучше искать не конкретного поставщика, а обратиться к посреднику – оптовой торговой бирже. Товарная биржа как поставщик предпочтительнее в тех случаях, когда предприниматель


впервые обратился к изготовлению данного товара, а также в случае, если производитель не имеет возможности самостоятельно найти эффективного поставщика. Если же для производителя необходим большой ассортимент поставок, также лучше обращаться в торговую биржу. В проекте бизнес-плана обязательно следует указать, с каким поставщиком собирается работать фирма и обосновать свой выбор. Желательно указать и запасного поставщика – на случай, если в работе наиболее


предпочтительного поставщика возникнут какие-то проблемы. Один из важнейших аспектов производственного плана – выбор местоположения нового производства. Методы выбора нового местоположения варьируются в зависимости от характера деятельности будущей фирмы. Необходимо рассмотреть инфраструктуру, населенность района, в котором предполагается поместить производство, доходы населения, санитарные условия и аспекты строительства в данном районе.


Итогом анализа выбора места для производства должно быть сопоставление двух переменных: затрат на создание фирмы в этом месте и возможной выручки фирмы именно в этом месте. Желательно, чтобы в бизнес-план была включена копия карты той местности, где будет размещена фирма. На этой карте следует показать, где будет размещаться фирма и где находятся основные клиенты и поставщики. Макет бизнес-плана, предложенного «РосБизнесКонсалтингом», в производственный план включает аспекты


амортизационных отчислений (денежные средства, направляемые на преодоление физического и морального износа основных фондов), а также обеспечение экологической и технической безопасности [8] . Организационный план «РосБизнесКонсалтинг» требует, чтобы в данном пункте бизнес-плана была форма собственности будущей фирмы. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по акционерным обществам - состав основных акционеров и принадлежащие им доли.


По открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и объем их эмиссии. Кроме того, следует указать, обладает ли данный проект поддержкой местной администрации [9] . После ответа на вопрос, как будут изготавливаться товары, важно решить проблему набора сотрудников и планирования их работы, если фирма только создается или меняет направление работы, для чего необходимо набрать новый штат. Команда управления является ключом к внедрению хороших идей в успешный бизнес.


Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки. В данном разделе рассматриваются вопросы руководства и управления фирмой. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические данные обо всех членах директоров (возраст, образование), анализируются знания и квалификация всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут


дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, производственный процесс). Также в этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя.


Не менее важным является разработка системы подбора кадров. Фирмой оговариваются принципы отбора сотрудников, принципы найма, создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе. Желательно, чтобы данный раздел бизнес-плана составлял профессиональный менеджер.


Таким образом, ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства на практике, какова система расстановки кадров и какова кадровая политика фирмы. Финансовый план К разработке данного раздела бизнес-плана следует приступать в самом конце работы по обоснованию создания новой фирмы, так как финансовые расчеты должны опираться на информацию предыдущих


разделов бизнес-плана. Вначале следует указать, за счет каких средств фирма собирается начинать производство. Согласно макета бизнес-плана, разработанного агентством «РосБизнесКонсалтинг», в финансовом плане следует указать согласие коммерческих банков или других заимодателей, включая иностранных, на предоставление средств. Это согласие должно быть документально подтверждено соответствующими руководителями с обязательным указанием условий предоставления кредитов: наличие государственной гарантии, процентная ставка, сроки


предоставления и погашения кредита, дополнительные требования. Если же фирма претендует на средства федерального бюджета на возвратной и платной основе, то данное ходатайство должно быть подкреплено сведениями об отсутствии других источников финансирования проекта и обязательством целевого использования испрашиваемых государственных средств. В случае стремления фирмы получить государственную гарантию при потере вложенного капитала в разделе


необходимо охарактеризовать риски и обосновать значение гарантии. С точки зрения «РосБизнесКонсалтинга», главное, что интересует потенциального инвестора реализуемость и эффективность проекта. Исходными данными определения эффективности инвестиционного проекта служат данные плана денежных поступлений и выплат. Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала времени.


Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта. Срок окупаемости представляет собой период времени с начала работы фирмы по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение. Точка безубыточности соответствует тому объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен


приносить прибыль. Рассчитанный объем выпуска продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия. Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта [10] .


Выше было приведено то, что наиболее интересно инвесторам. Но финансовый план – это тот раздел бизнес-плана, которым будущая фирма будет активно пользоваться в дальнейшем, например, при составлении финансовых отчетов. Поэтому наибольшее внимание следует уделить разработке данного раздела бизнес-плана. Основными пунктами финансового плана являются:  план доходов и расходов;  план


денежных поступлений и выплат;  анализ состояния потока реальных денег (наличности);  балансовый план; Прогноз доходов и расходов. Данный прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает в себя такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.


Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции


может часто меняться и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке. План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана).


В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.


Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.


План денежных поступлений и выплат Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.


Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится, например, взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления. Прогноз потока наличности Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат.


Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат,


например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия. Балансовый план В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов


и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Проанализировав финансовые аспекты будущей фирмы, следует задуматься о возможных рисках и устанавливаемых


гарантиях. Риски и гарантии Необходимость подготовки такого раздела связана с тем, что любая коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с риском. Избежать рисков полностью невозможно, но можно научиться их оценивать и снижать опасность, которую риски несут с собой. Рискованность проекта зависит от его сложности. «РосБизнесКонсалтинг» приводит таблицу, в которой указан примерный проект, величина риска, процент возможных потерь:


Величина риска Пример цели проекта Р, процент Низкий вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники 3-5 Средний увеличение объема продаж существующей продукции 8-10 Высокий производство и продвижение на рынок нового продукта 13-15 Очень высокий вложения в исследования и инновации 18-20 [6] Существует множество факторов, которые могут помешать реализации проекта или сделать его более дорогим.


Это такие факторы, как природные катастрофы, финансово-экономические, а также социальные неурядицы, технические проблемы. Чтобы оценить рискованность проекта, необходимо составить перечень возможных источников риска. Затем необходимо проконсультироваться со специалистами по каждому типу рисков, для того, чтобы определить вероятность того, что будущая фирма пострадает от того или иного происшествия. Чем вероятнее риск, тем ближе оценка его наступления к единице – уровню неизбежности наступления нежелательного


события. Следует помнить о том, что риски одних и тех же типов могут представлять различную опасность для предприятий различных типов. Проведение ранжирования типов рисков по степени их опасности именно для данного проекта помогает найти суммарный риск. Он равен среднеарифметической величине от рисков определенных типов, помноженных на значимость каждого типа рисков для будущей фирмы. Чем ближе полученная величина к 1 – уровню абсолютной рискованности,


тем опаснее ваш проект, стоит серьезно подумать, следует ли вообще браться за него. Определив уровень рискованности проекта, необходимо продумать, как можно эти риски снизить. В бизнес-плане должна быть приведена информация о намечаемых мерах по профилактике рисков (что предприниматель собирается сделать, когда, сколько на это придется потратить денежных средств), о программе страхования для вашего проекта (от каких рисков руководитель фирмы собирается страховаться, по какой схеме и сколько


это будет стоить). Большинство фирм в мире страхуют свои предприятия от пожара, хищений, потерь вследствие злоупотребления сотрудников, ответственности за несчастные случаи на производстве. Таким образом, в бизнес-плане в разделе «Риски и гарантии» предприниматель должен указать возможные риски, меры их преодоления и аспекты страхования. Вывод В заключении необходимо сделать вывод о целесообразности старта производства.


Кроме того, в заключении следует указать перспективы развития фирмы, долгосрочные цели. Необходимо предусмотреть пути изменения политики фирмы в зависимости от изменения экономической ситуации. И, наконец, следует снова заверить потенциальных инвесторов в жизнеспособности проекта. Заключение Из моего реферата следует, что составление бизнес-плана – очень трудоемкое и ответственное дело. Несмотря на всю сложность составления бизнес-плана, крайне важно, чтобы он разрабатывался именно


руководителем будущей фирмы. Предприниматель может опираться на помощь юридических и экономических экспертов, однако если он не может написать бизнес-план, то и руководить фирмой он также не сможет. Включаясь в работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя - хватит ли у него сил довести дело до успеха и двигаться дальше. Бизнес-план является одним из главнейших инструментов планирования в условиях рыночной экономики.


Примечания 1. Агентство «РосБизнесКонсалтинг», макет бизнес-плана; 2. В.А. Райсберг «Основы экономики и предпринимательства», Москва, 1993 год; 3. И.В. Липсиц «Экономика», книга 1, Москва, 2002 год; 4. Н.В. Минаева «Экономика и предпринимательство», Москва, 1994 год; 5. Л.И. Абалкин «Трудный поворот к рынку»,


Москва, 1990 год; 6. И.В. Липсиц «Экономика», книга 1, Москва, 2002 год; 7. В.А. Райсберг «Основы экономики и предпринимательства», Москва, 1993 год; 8. Агентство «РосБизнесКонсалтинг», макет бизнес-плана; 9. Агентство «РосБизнесКонсалтинг», макет бизнес-плана; 10. Агентство «РосБизнесКонсалтинг», макет бизнес-плана;


Список используемой литературы 1. Л.И. Абалкин «Трудный поворот к рынку», Москва, 1990 год; 2. Агентство «РосБизнесКонсалтинг», макет бизнес-плана; 3. Беличко А.Н. «Как подготовить успешный бизнес-план», Киев, 1990 год; 4. Е.Ф. Борисов «Хрестоматия по экономической теории», Москва, 2000 год; 5. Д. Бэнгз «Руководство по составлению бизнес-плана»,


Москва, 1998 год; 6. А.В. Лазарев «Актуальные проблемы бизнес-планирования»; 7. И.В. Липсиц «Экономика», книга 1, Москва, 2002 год; 8. Л.Л Любимов, Н.А. Раннева «Основы экономических знаний», Москва, 2004 год; 9. Н.В. Минаева «Экономика и предпринимательство», Москва, 1994 год; 10. В.А. Райсберг «Основы экономики и предпринимательства»,


Москва, 1993 год;



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.