Реферат по предмету "Военная кафедра"


Основы гражданской обороны

Методическая разработка ктеме №1
«ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ»

1.Гражданская оборона (ГО), ее организационная структура, роль и место в общейсистеме национальной безопасности России. Гуманитарная направленность ГО
Чтобы подорвать способность вооруженных сил к ведению боевыхдействий, воюющие стороны будут стремиться максимально дезорганизоватьдеятельность тыла противника.
Впервые возможность такой дезорганизации тыла появилась и годымировой войны 1914–1918 гг., когда в ходе военных действий нашлаприменение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам втылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защитыкрупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушнойобороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванныхобеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха ибыструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекатьсянаселение. Это привело к созданию систем местной противовоздушной бороны,опирающихся на мирное население городов.
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г.она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладыватьсяв первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО былиосуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушнойбомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годыгражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когдавозникала угроза воздушных налетов.
Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значениеавиации, Советское правительство начиная с 1925 г. издало рядпостановлений, направленных на создание и укрепление Противовоздушной обороныстраны. В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противовоздушнойобороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этойзоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени,предписывалось в ходе нового строительства осуществлять соответствующиеинженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народногохозяйства.
В 1926 г. Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издалпостановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной оборонена железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, прижелезнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаватьсяспециальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.
В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было изданопостановление «Об организации воздушно-химической обороны территории СоюзаССР». Согласно этому постановлению территория страны была разделена наприграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне сталиименоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО быловозложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязалНаркомат по военным и морским делам создать специальные курсы но подготовкеруководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов.Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.
В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делампервом Положении о противовоздушной обороте СССР было записано, чтопротивовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушныхнападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих каквоенному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонныморганизациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимостьорганизации обучения населения защите от воздушного и химического нападения.Выполнением этой задачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз обществКрасного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП). Они охватили обучением сотнитысяч активистов местной противовоздушной обороны.
Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне ипротивохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс.добровольных формирований МПВО. Более 3,5 млн. человек было обеспеченопротивогазами, для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовленонесколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия посветомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующейсистемы оповещения населения об угрозе нападения.
Таким образом, необходимые организационные и материальныепредпосылки для создания единой общегосударственной системы местнойпротивовоздушной обороны в стране к 1932 г. были созданы. Между тем,быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектамглубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защитынаселении и народного хозяйства.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новоеПоложение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местнаяпротивовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всейсистемы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принятоотсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой сталаГражданская оборона СССР.
Основными задачами МПВО являлись:
§ предупреждениенаселения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
§ осуществлениемаскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения своздуха (особенно светомаскировки);
§ ликвидацияпоследствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющихвеществ;
§ подготовкабомбоубежищ и газоубежищ для населения;
§ организацияпервой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения своздуха;
§ оказаниеветеринарной помощи пострадавшим животным;
§ поддержаниеобщественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органамивласти и МПВО в угрожаемых районах.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствамиместных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось иназвание данной системы противовоздушной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах ина тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действияавиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия попротивовоздушной обороне м противохимической защите проводились в полномобъеме.
Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Посколькуона являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны,общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морскимделам (с 1934 г. – Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов–их командованием.
Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы – воинскиечасти МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольныеформирования МПВО: в городских районах – участковые команды; на предприятиях – объектовыекоманды; при домоуправлениях – группы самозащиты. Формирования МПВО создавалисьиз расчета 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и вучреждениях и от 200–500 человек жителей – при домоуправлениях. Участковыекоманды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты,как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного,противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного иобслуживаний убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялисьначальнику отделения милиции.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсахМПВО, а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонныхорганизаций.
С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне ипротивохимической защите приобретает еще более широкий размах. В частности,были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной ипротивохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составедобровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов кПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.
В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонныхзнаний и навыков были введены нормативы комплексов «Готов к санитарной обороне»(ГСО) для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) для школьников.Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Крестаи Красного Полумесяца.
Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНКСССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной оборонеМосквы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилениюместной противовоздушной обороны в этих городах; в частности, непосредственноеруководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти – Советыдепутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов быливведены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатовтрудящихся по МПВО.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи,медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной,торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановлениязданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базесоответствующих предприятии и организаций городских органов власти, в работе ихучаствовал широкий круг специалистов, которые располагали значительнымиматериальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятияи угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особоважных объектах были введены штатные должности заместителей директоровпредприятий по МПВО.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделанабольшая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничном зоны кпротивовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, чтовсе население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средствнападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количествопротивогазов.
В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО инеобходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР па подготовкеВооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлениемСИК. СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркоматувнутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведеныв боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокуюготовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которыебыстро устранялись.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставшихв связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыгралопостановление СНК СССР от 2 июля 1041 г. «О всеобщей обязательнойподготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлениювсе советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимымизнаниями до МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 летобязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии иправительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердилоПоложение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важнуюроль в активизации МПВО сыграла речь И.В. Сталина 3 июля 1941 г., вкоторой указывалось на необходимость немедленно «наладить местнуюпротивовоздушную оборону».
МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность се формированийпревысила 6 млн. человек, участковые формирования были реорганизованы вгородские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинскихчастей значительно возросло.
Мероприятия полностью оправдали себя. Силы МПВО успешно справилисьсо своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс.налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезныхаварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб ипочти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО былоликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частямиВооруженных Сил, МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защитынаселения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаевее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника нагорода.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт ВеликойОтечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введенов действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашелотражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Былиуточнены задачи и организационная структура МПВО.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстроенаращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организациюМПВО. Впервые МПВО была названа системой общегосударственных мероприятий,осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения,создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйствав условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложныхаварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось,но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защитыименно от него.
На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовкивсего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической ипротивобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр внутреннихдол СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлисьминистры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО быловозложено на Советы Министров союзных и автономных республик, а в областях,краях, городах и районах, в министерствах и ведомствах – на исполкомы Советовдепутатов трудящихся, министерства и ведомства.
Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских,краевых, областных и районных служб МПВО – отряды, бригады, команды и т.д. Вжилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание группсамозащиты.
Были пересмотрены также способы защиты населения и объектовнародного хозяйства.
Авантюристическая политика США и стран НАТО, форсированноеразвитие стратегических ракетно-ядерных сил США и других империалистическихдержав, а также возросшие возможности средств доставки ядерного оружия вызвалив конце 60-х годов необходимость дальнейшего совершенствования не толькоВооруженных Сил, но и системы мероприятий по защите населения и народногохозяйства.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону.Утвержденная втом же году организационная структура Гражданской обороныСССР в наибольшей степени стала соответствовать возросшим требованиям корганизации защиты тыла страны.
В современных условиях, когда тыл страны стал одним из основныхобъектов вооруженного нападения противника, гражданская оборона становитсяважным фактором, обеспечивающим обороноспособность государства.
Жизнедеятельностьчеловека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешнейприродной средой. Человек – продукт и неотъемлемая часть природы. Если напротяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целомпротекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие всебольшее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывалонакопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственнойдеятельности человечества изменялась природная среда обитания, возниклавторичная природа, города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги,искусственные лесонасаждения и.т.д.
В XX в. усилилосьантропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второймировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-техническойреволюцией во второй половине этого века.
Крупномасштабнаягонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировойвойны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями дляжизнедеятельности человека ядерного оружия.
США, какизвестно, первыми применили ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки),а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон вштате Невада).
СССР и странысоциалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз – Варшавскийдоговор, вынуждены были принять ответные адекватные военно-технические меры.Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения наслучай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а такжехимического и бактериологического (в начале 50-х гг. XX в. в Корее во времявоенных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие противмирного населения).
Об этихфактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советскиелетчики, танкисты-инструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловойзоне Кореи. Еще в 1947 г. советскими разведчиками стало известно оразработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупнымпромышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси).
Дляобеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным принялорешение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии. В ответ на агрессивныедействия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай подруководством «великого кормчего» Мао Цзэдуна.
СССР и Китайпроводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей (в СССР – в Тоцкихлагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае – вСеверо-Западной провинции, недалеко от границы с СССР).
Последнееиспытание водородной бомбы в атмосфере Китая произвел в 1982 г.,образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облакадважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаруженытогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей, и СССР с помощьюспециальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерногооружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на ОгненнойЗемле).
Вскоре послеядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний срединаселения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» потаким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г.Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американскихатомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечалисьрождение мутантов-детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированнымиконечностями и т.д.
В результатеширокого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубныхпоследствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомногооружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний ипроизводства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическимистранами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блоком), оноимело успех – в 60-х гг. XX в. были приняты международные договоры: «Озапрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «Онераспространении ядерного оружия».
Ноодновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемамишла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей,подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различногоназначения – от тактических до стратегических и т.д.), а также производиласькосмическая техника – от спутников-шпионов до спутников связи, космическихкораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленноепроизводство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложнойинфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природуЗемли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.
12 февраля 1998 г.был принят Федеральный Закон РФ №28 – ФЗ «О гражданской обороне», которыйопределяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы ихосуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительнойвласти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независима отих организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средстваГО.
ГО – это система мероприятийпо подготовке к защите и на защите населения, материальных и культурныхценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий.
Служба ГО – служба,предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовкунеобходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО входе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при видениивоенных действий или вследствие этих действий.
Гражданскаяорганизация ГО – формирования, создаваемые на базе организаций потерриториально-производственному принципу, не входящие в состав ВС РФ,владеющие специальной техникой по подготовке для защиты населения и организацийот опасностей, возникающих при видении военных действий или вследствие этихдействий.
Территория,отнесенная к группе по ГО – территория, на которой расположен город или инойнаселенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, снаходящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасностивозникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
ГО тесносвязана с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайныхситуациях (РСЧС), которая была создана постановлением Правительства РФ №261от 18.09.92 г. и является направлением подготовки стран к деятельности вособых условиях военного времени.
РСЧС состоитиз территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный,региональный, территориальный, местный и объектовый (схема №1).
Территориальныеподсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах ихтерриторий и состоят из звеньев, соответствующихадминистративно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация,состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистемопределяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующимиорганами государственной власти субъектов РФ.
Функциональныеподсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной властидля организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере ихдеятельности и порученных им отраслям экономики. Организация, состав сил исредств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяютсяположениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральныхорганов исполнительной власти по согласованию с МЧС.
Исключениесоставляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидациипоследствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается ПравительствомРФ.
Каждыйуровень РСЧС имеет:
– координирующиеорганы;
– постояннодействующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач вобласти защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по деламгражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
– органыповседневного управления;
– силыи средства;
– системысвязи, оповещения, информационного обеспечения;
– резервыфинансовых и материальных ресурсов.
Координирующиеорганы РСЧС:
Нафедеральном уровне:
Межведомственнаякомиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС вфедеральных органах исполнительной власти;
Нарегиональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ:
– региональныецентры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС)
Натерриториальном, охватывающем территорию субъекта РФ:
– комиссиипо ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;
Наместном, охватывающем территорию района, города, (района в городе) – комиссии по ЧС органовместного самоуправления;
Наобъектовом, охватывающем территорию организации или объекта
– объектовыекомиссии по ЧС.
Положения оКЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной властиорганизаций.
Органыуправления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО ЧС):
– нафедеральном уровне – МЧС России;
– нарегиональном – региональные центры;
– натерриториальном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органахисполнительной власти субъектов РФ;
– наместном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местногосамоуправления;
– наобъектовом – отделы (сектора, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органыповседневного управления РСЧС:
– пунктыуправления (центры управления в кризисных ситуациях);
– оперативно-дежурныеслужбы ОУ ГО и ЧС всех уровней;
– дежурно-диспетчерскиеслужбы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительнойвласти;
– дежурно-диспетчерскиеслужбы и специализированные подразделения организаций.
Силы исредства РСЧС:
Основу сил исредств РСЧС на всех уровнях составляют:
– силы исредства федеральных органов исполнительной власти;
– силы исредства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.
– силы исредства органов местного самоуправления;
– силы исредства организаций.
Все эти силыподразделяются:
– насилы и средства наблюдения и контроля;
– силы исредства ликвидации ЧС
Силы исредства наблюдения и контроля состоят:
– изслужб(учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти,наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановкуна потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а такжеанализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;
– формированийГосударственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;
– ветеринарнойслужбы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
– геофизическойслужбы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды иподразделений Министерства РФ по атомной энергии;
– учрежденийсети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы исредства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:
– из военизированных иневоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, и органовфедеральной исполнительной власти;
– формированийи учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
– формированийветеринарной службы и службы защиты растений;
– военизированныхслужб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральнойслужбы России.
– формированийгражданской обороны (ГО) территориального, местного, объектового уровней;
– специальноподготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований,предназначенных для ликвидации ЧС;
– аварийно-техническихцентров Министерства РФ по атомной энергии;
– службпоискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиацииФедеральной авиационной службы России;
– восстановленныхи пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
– аварийно-спасательныхслужб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включаяГосударственный морской спасательно-координационный центр.
В состав этихсил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетомобеспечения работ в аварийном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиесяв состоянии постоянной готовности.
Силы исредства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии сзадачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФи субъектов РФ.
Решениямируководителей организаций и объектов на базе существующих специализированныхорганизаций, служб, и подразделений (строительных, медицинских, химических,ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательныеформирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и другихнеотложных работ при ЧС.
Организацияи ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная частьоборонного строительства, элемент национальной безопасности.
В мирноевремя ГО своими органами управления, специально уполномоченными на решениезадач в области ГО (они же – органы повседневного управления РСЧС), сетьюнаблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГОучаствуют в решении задач РСЧС. Для достижений целей ГО заблаговременно, вмирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО.
Общееруководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ.
НачальникомГО России является Председатель Правительства РФ.
Министр РФпо делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийявляется на должности первым заместителем начальника ГО РФ.
РуководствоГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях,районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятияхнезависимо от форм собственности возлагается на руководителей исполнительнойвласти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Этируководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов,министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий.
Они несутперсональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО,соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективныхсредств защиты пи имущества, а также за подготовку на обучение населения иперсонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях иобъектах.
Непосредственноеруководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает заобщую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основноенаправление ее развития и совершенствования.
РСЧС и ГОсозданы и функционируют по территориально – производственному принципу. Это значит, чтоорганизация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всехорганов власти и управления, от Правительства РФ до органов обязанностью всехорганов власти и управления, от Правительства РФ до органов местногосамоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений иорганизаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательнойдеятельности.
Подготовкагосударств к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетомразвития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей,возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий.
Ведение ГОна территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявлениясостояния войны, фактического начала военных действий или введения ПрезидентомРФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также вмирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах,ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведенияаварийно-спасательных и др. неотложных работ.
Граждане РФ всоответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актамиРФ:
– проходятобучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
– принимаютучастие в проведении других мероприятий по ГО;
– оказываютсодействие органам государственной власти и организациям в решении задач вобласти ГО.
Длявыполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые,областные, автономной области и автономных округов. Для выполнения мероприятий поГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономнойобласти и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГОорганизаций.
Силы ГО – воинскиеформирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО,организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.
Для решениязадач в области ГО воинские части и подразделения ВС РФ, других войск ивоинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Аварийно-спасательныеслужбы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач вобласти ГО в соответствии с законодательством РФ.
На вооружениивойск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое ихолодное оружие.
В гражданскиеорганизации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 летдо 60 лет, женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет, за исключениемвоеннообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 или 3группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а такжеженщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей ввозрасте до 3-х лет.
Организации впределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами ииными нормативными правовыми актами РФ:
– планируюти организуют проведение мероприятий по ГО;
– проводятмероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
– осуществляютобучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих приведении боевых действий или вследствие этих действий;
– создаюти поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальныесистемы оповещения;
– создаюти содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных,медицинских и иных средств.
Дляобеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО,которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителяорганизации.
Работу штабаГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГОорганизации и несет полную ответственность за выполнение возлагаемых на штабзадач.
Федеральнымзаконом «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи ГО:
– обучениенаселения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
– оповещениенаселения об опасностях, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий;
– эвакуациянаселения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– предоставлениенаселению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведениемероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
– проведениеаварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих действий;
– первоочередноеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий иливследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включаяоказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятиедругих необходимых мер;
– борьбас пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этихдействий;
– обнаружениеи обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическомуи иному заражению;
– обеззараживаниянаселения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимыхмероприятий;
– восстановлениеи поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий иливследствие этих действий;
– срочноевосстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
– срочноезахоронение трупов в военное время;
– разработкаи осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существеннонеобходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения ввоенное время;
– обеспечениепостоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданскаяоборона как составная часть системы национальной безопасности иобороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любыхвариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершениякрупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должноуделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применениемразличных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна приниматьучастие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, а также при террористических актах.
В мирноевремя гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления,подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты,планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий,созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий,сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер,направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивогофункционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случаечрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального ирегионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсыгражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по ихпредотвращению и ликвидации.
В периоднарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизацииглавной задачей гражданской обороны является выполнение комплексазапланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органовуправления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителеймобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальныхформирований к переводу на организацию и состав военного времени, а такжефедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций –к переходу на работу в условиях военного времени.
В военноевремя гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающихмаксимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурныхценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противникомсовременных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружиямассового поражения.
Повседневноеуправление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решениезадач в области гражданской обороны.
Возглавляетсистему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России,которое создает территориальные органы – региональные центры по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийныхбедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи попредупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.
В федеральныхорганах исполнительной власти для планирования, организации и контролявыполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителейсоздаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатныеструктурные подразделения (управления, отделы, секторы группы), специальноуполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организацияхуправление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения илиработники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются(назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ихколичество в зависимости от численности работников организации указано втаблице №1.
Ворганизациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количествомработников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник погражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников посовместительству.
Таблица №1. Количествоосвобожденных работников, специально уполномоченных на решение задач в областигражданской обороны, в организациях, отнесенных к категориям по гражданскойоборонеОбщая численность работников организации, чел. Количество работников, уполномоченных на решение задач по ГО До 500 1 500–2000 2–3 2000–5000 3–4 Более 5000 5–6
Силыгражданской обороны включают в себя воинские формирования, специальнопредназначенные для решения задач в области гражданской обороны. Ониорганизационно объединены в войска гражданской обороны. Для решения задачгражданской обороны привлекаются также Вооруженные силы Российской Федерации,другие войска и воинские формирования, а также аварийно – спасательные службы иаварийно – спасательные формирования.
Войскагражданской обороны организационно состоят из спасательных центров,спасательных и учебных бригад, отдельных механизированных полков, вертолетныхотрядов и некоторых других частей и подразделений. Управление войскамиосуществляет министр МЧС России.
Важнойсоставляющей гражданской обороны являются нештатные аварийно – спасательныеформирования (НАСФ), которые создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующихпотенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонноеи экономическое значение или представляющих высокую степень опасностивозникновения чрезвычайных ситуаций. НАСФ оснащены специальной техникой,имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей отопасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно – спасательныхработ и других мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметьразную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные,инженерные, аварийно – технические, автомобильные, разведки, радиационного ихимического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизацииработ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.
В составформирований входят:
– сводныеотряды, команды и группы;
– спасательныеотряды, команды и группы;
– отрядыи команды механизации работ; команды, группы и звенья разведки и связи;
– медицинскиеотряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарныепосты;
– аварийно– технические команды и группы;
– автомобильныеи автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.
Большая частьаварийно – спасательных формирований представляет собой спасательные службыгражданской обороны, подготовленные для проведения специальных мероприятий,требующих высокой технической оснащенности и высокопрофессиональной подготовкиличного состава. Руководство службами осуществляют начальники, которыхназначает своим приказом руководитель объекта.
Начальникислужб участвуют в разработке плана гражданской обороны объекта и самостоятельноразрабатывают положенные документы. На них возлагается поддержание в постояннойготовности сил и средств и своевременное обеспечение подчиненных формированийспециальным имуществом и техникой.
Службаоповещения и связи создается на базе узла связи объекта. На нее возлагаетсяорганизация связи и своевременного оповещения руководящего состава, персоналаобъекта и населения, проживающего вблизи объекта, об угрозе чрезвычайнойситуации.
Медицинскаяслужба организуетсяна базе медицинского подразделения (здравпункта, поликлиники). Службаобеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинскихформирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средствиндивидуальной защиты, проводит медицинскую разведку и санитарно –эпидемиологическое наблюдение, оказывает медицинскую помощь пострадавшим иэвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обслуживаниеработников объектов экономики и членов их семей в местах рассредоточения иэвакуации.
Службарадиационной, химической и биологической защиты разрабатывает иосуществляет мероприятия по защите персонала и населения от воздействиярадиоактивных, химических и биологических веществ, организует подготовкусоответствующих формирований, обеспечивает контроль за облучением и заражениемперсонала, а также за состоянием средств индивидуальной защиты и специальнойтехники, проводит радиационную и химическую разведку и мероприятия поликвидации очагов радиоактивного загрязнения и химического заражения.
Службаохраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственнойохраны. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка вовремя проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ,контролирует режим соблюдения светомаскировки.
Службаэнергоснабжения и светомаскировки формируется на базе отдела главного энергетика.Она обеспечивает бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект,проводит мероприятия по светомаскировке и первоочередные восстановительныеработы на энергосетях.
Аварийно –техническая служба организуется на базе отдела главного механика (производственного,технического). Она осуществляет мероприятия по защите уникального оборудования,повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей икоммуникаций, проводит работы по локализации и ликвидации аварий накоммуникациях и сооружениях объекта.
Службаубежищ и укрытий создается на базе отдела капитального строительства (жилищно-коммунальногоотдела, строительного цеха). Она обеспечивает готовность убежищ и укрытий,контроль за правильностью их эксплуатации, организует строительство защитныхсооружений гражданской обороны, проведение аварийно – спасательных и другихнеотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.
Транспортнаяслужбаформируется на базе транспортного отдела (гаража). Она осуществляет мероприятияпо обеспечению перевозок, по рассредоточению работников объектов экономики идоставке их к месту работы, организует подвоз необходимых сил и средств кочагам поражения, перевозит пострадавших в лечебные учреждения, проводит работыпо обеззараживанию транспорта.
Службаматериально – технического обеспечения организуется на базе отдела материально –технического снабжения. Она осуществляет снабжение формирований специальнойтехникой, имуществом и продовольствием, организует хранение, учет и ремонттехники и имущества, а также их подвоз к местам проведения работ, обеспечиваетпредметами первой необходимости персонал объекта на предприятии и в местахрассредоточения.
На небольшихпредприятиях службы гражданской обороны обычно не создаются, а их функциивыполняют структурные органы управления этих объектов.
Организациипри подготовке к ведению гражданской обороны в пределах своих полномочий и впорядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации проводят следующую работу:
– планированиеи организацию проведения мероприятий по гражданской обороне;
– проведениемероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждения(предприятия) в военное время;
– обучениеработников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
– создание иподдержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных системоповещения;
– создание исодержание запасов материально – технических, продовольственных, медицинских ииных средств, необходимых для ведения гражданской обороны.
Ведениегражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ееместностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического началавоенных действий или введения Президентом Российской Федерации военногоположения.
Дляорганизации выполнения основных задач гражданской обороны из числа заместителейруководителя организации назначаются ответственные лица.
Дляпроведения рассредоточения и эвакуации обычно назначается заместительруководителя объекта по общим вопросам. Являясь председателем эвакуационнойкомиссии, он разрабатывает план эвакуации и рассредоточения, организуетподготовку мест в загородной зоне, эвакуацию персонала и доставку рабочей силык месту работы, а также руководит службой охраны общественного порядка.
Главныйинженер предприятия руководит разработкой мероприятия по переводу объекта наособый режим работы, организует выполнение мероприятий по повышениюустойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и ввоенное время, непосредственно руководит службами (аварийно – технической,противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническоеобеспечение аварийно – спасательных и других неотложных работ.
Заместитель(помощник) руководителя объекта по материально – техническому обеспечениюорганизует накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента,средств защиты и транспорта. На него возлагается материально – техническоеобеспечение работ по строительству защитных сооружений гражданской обороны, атакже спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противникаон осуществляет рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.
Структурноеподразделение по гражданской обороне организации (отдел, сектор, группа и т.п.)является органом, осуществляющим управление, и выполняет функции штабагражданской обороны объекта. Его работа организуется на основании приказов,распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решенийорганов управления по делам ГОЧС. Структурное подразделение осуществляетмероприятия по защите персонала организации, разрабатывает план гражданскойобороны объекта и организует его выполнение, проводит обучение персоналаобъекта по гражданской обороне и подготовку нештатных аварийно – спасательныхформирований и спасательных служб.
2. Основыгосударственной политики в ГО. Принципы организации ведения ГО
К настоящемумоменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опаснымиприродными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужнацеленаправленная государственная политика. Россию к решению вопросовпредотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровнеподвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.
В конституцииРоссийской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации исубъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе скатастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий».Основной закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья,благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии,возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционныеположения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов,законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства РоссийскойФедерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.
Насовременном этапе основной целью государственной политики в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечениегарантированного уровня безопасности личности, общества и государства впределах научно – обоснованных критериев приемлемого риска.
Разработкаи реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основныхпринципов:
– защитаот чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения РоссийскойФедерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства,находящихся на территории страны;
– подготовкаи реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется сучетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления;
– привозникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач поспасению жизни и сохранению здоровья людей;
– мероприятияпо защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характерапланируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорамии соглашениями Российской Федерации, федеральными законами и другиминормативными правовыми актами;
– основнойобъем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, атакже на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае ихвозникновения, проводится заблаговременно;
– планированиеи осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных ииных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальнойопасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
– объеми содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимойдостаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
– ликвидациячрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствамиорганизаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайнаяситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органовисполнительной власти, а также при необходимости силы и средства другихсубъектов Российской Федерации.
Реализациягосударственной политики в области защиты населения и территории отчрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов инормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных ирегиональных целевых программ, научно – технических программ, планов развития исовершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мерорганизационного, инженерного, экономического и административного характера.
Рольгосударства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенныхи других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системысоответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированыорганы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защитынаселения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежитгосударству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайныхситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г.№924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения иконтроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциальноопасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайныхситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуетсязаконодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующаязащиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство всовременных условиях уделяет вопросам научно – технической политики. Внастоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно – техническихпрограмм. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятийв области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесьречь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районамбедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайныхситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширениимеждународного сотрудничества в области защиты населения и территорий откатастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлятьцеленаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила поэтим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в созданиисовместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международныхорганизаций.
Важное местов государственной политике отводится нормативно – творческой деятельности вобласти гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящемувремени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановленийПравительства Российской Федерации и других нормативных документов.
В ЗаконеРоссийской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. даноопределение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересовличности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определенысубъекты безопасности и пути ее достижения.
Общие дляРоссийской Федерации организационно – правовые нормы в области защиты гражданРФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашейстраны, земельного, водного и воздушного пространства, объектовпроизводственного и социального назначения, а также природной среды отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральномзаконе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природногои техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органовгосударственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защитынаселения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросыгосударственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области,порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а такженеобходимость создания единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработанысоответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативныеправовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.
Федеральнымзаконом РФ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введенопонятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно –правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно –спасательных служб и аварийно – спасательных формирований на территорииРоссийской Федерации а также определены отношения между различными органами,организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно –спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основыгосударственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Федеральныйзакон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны иправовые основы их выполнения, полномочия органов государственной властиРоссийской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от ихорганизационно – правовых форм и форм собственности, а также силы и средствагражданской обороны.
Рядпринципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в другихзаконах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «Опожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения»,«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Обезопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан,подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,«О санитарно – эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайномположении», «О военном положении».
Вопросызащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей,возникающих при ведении военных действий, нашли отражение также в «Основахзаконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовомкодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единойгосударственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны»и других документах.
В целяхпрактической реализации требований законов разработано, принято и действуетбольшое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органыисполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовыхактов, регулирующих отношения в этой сфере.
Сегодня можноконстатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная инормативная правовая база в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий, в которой четко определены основныенаправления государственной политики в данной области.
3. Степениготовности ГО и их краткая характеристика
ПереводГО на военное положение – это один из наиболее ответственных и сложных периодовдеятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех мероприятийосуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяютсязаблаговременно в мирное время.
ВРоссийской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:
· «Повседневная»;
· «Первоочередныемероприятия ГО первой группы»;
· «Первоочередныемероприятия ГО второй группы»;
· «Общаяготовность гражданской обороны».
Приведениев готовность ГО и перевод ее с мирного на военное положение обеспечиваетустойчивое управление силами ГО в военное время, снижение потерь населения иличного состава службы путем проведения мероприятий по медицинской защите,повышению устойчивости работы объектов ГО в военное время и подготовку сил исредств к всестороннему обеспечению населения при нападении противника.
ПриведениеГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно,либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, собязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенямиготовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнениюзадач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО можетприводиться в высшие степени готовности заблаговременно.
Длясокращения сроков перевода ГО на военное положение, еще до ввода в действиепланов гражданской обороны, предусматривается выполнение первоочередных мероприятийГО первой и второй группы, повышающих готовность служб гражданской обороны. Этимероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок иремонтных работ.
Припланомерном переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение,с получением распоряжения о проведении первоочередных мероприятий ГО первойгруппы, начальник ГО осуществляет оповещение и сбор руководящего составаГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органауправления по делам ГОЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяетруководящий состав согласно штату и направлениям деятельности.
Непосредственнов пункте постоянной дислокации органа управления организуется круглосуточноедежурство руководящего состава штаба ГО, члены которого приступают к выполнениюсвоих обязанностей согласно штатному расписанию. Специалистами органауправления и членами штаба ГО в соответствии со своими функциональнымиобязанностями уточняются разделы плана ГО по обеспечению населения в военноевремя.
Входе выполнения первоочередных мероприятий ГО первой группы приводятся в готовностьзащищенные стационары для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающегоперсонала.
Вэтот период осуществляется подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты личномусоставу формирований из запасов объектов экономики. Со складов мобилизационногорезерва организуется вывоз на пункты выдачи противогазов и прибороврадиационной и химической разведки.
Назапасные загородные пункты управления (ЗЗПУ) министерств и ведомств, субъектов РФ,в целях медицинского обеспечения боевых расчетов ПУ осуществляется закладкамедикаментов.
Вучреждениях государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН),входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля ГО (СНЛК) приводятсяв рабочее состояние технические средства и оснащение, предназначенные дляобнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического зараженияпродуктов, пищевого сырья и питьевой воды.
Уточняетсяукомплектованность формирований и учреждений ГО личным составом и дефицитнымиспециалистами, обеспеченность техникой и имуществом. Определяется наличие иисправность автомобильной и другой техники, поступающей на доукомплектование изразличных организаций; подготавливается заявка соответствующему начальнику ГОна недостающее количество техники и имущества согласно нормам оснащения.
Важнымразделом работы штаба ГО при выполнении первоочередных мероприятий ГО первойгруппыявляется уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивостиработы в военное время по следующим показателям:
1. Обеспеченностьформирований и учреждений ГО автономными источниками электроэнергии.
2. Состояниеукомплектованности формирований и учреждений ГО специалистами.
3. Обеспеченностьформирований и учреждений ГО всеми видами имущества.
4. Готовностьдублеров штабов ГО взять на себя управление.
5. Состояниесвязи и управления.
Одновременнона объектах ГО проводятся подготовительные мероприятия к введению режимовсветомаскировки и усилению мер противопожарной защиты.
Привыполнении первоочередных мероприятий ГО второй группы осуществляется переводруководящего состава ГО на круглосуточную работу. Начальник ГО даетраспоряжение всем подчиненным штабам на организацию посменной круглосуточнойработы и контролирует его выполнение. На загородный запасный пункт управленияГО направляется оперативная группа.
Приводитсяв полную готовность система связи со всеми подчиненными штабами ГО. Уточняетсяплан выезда на ЗЗПУ основного состава штаба ГО, доводятся до работников штабаместа сбора и их основные обязанности.
Загородныезапасные пункты управления ГО создаются заблаговременно. Они оборудуются внезон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, атакже вне зон возможного катастрофического затопления. При выборе местрасположения ЗЗПУ учитывается возможность использования существующих истроящихся линий связи.
Вэтот период приводятся в готовность в пунктах постоянного размещениямедицинские формирования повышенной готовности и санитарно-транспортныеформирования. Для этого соответствующий начальник ГО дает распоряжениеоповестить и собрать личный состав формирований в установленных местах;организовать выдачу и получение личным составом средств индивидуальной защиты,табельного имущества и приборов; доукомплектовать медицинские формированияличным составом, подготовить технику и приборы к работе; проверить готовность,организовать обучение личного состава формирований, не прошедших подготовку поГО.
Одновременноприводятся в готовность все имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения,предназначенные для укрытия личного состава службы и больных. Осуществляетсяпроверка убежищ на герметичность и работоспособность систем, наличия аварийныхзапасов воды, продовольствия, наличия средств связи и оповещения и подготовкаих к работе. В убежища категорированных городов закладываются коллективныемедицинские аптечки, предназначенные для оказания медицинской помощиукрываемым. Закладка коллективных медицинских аптечек осуществляется непосредственномедицинскими службами ГО городов, городских районов, объектов экономики в срокдо 12 часов, а в быстровозводимые убежища – по мере их введения в эксплуатацию.Номенклатура и количество медикаментов, перевязочных средств, медицинскихпредметов зависят от количества укрываемых.
На100–150 человек закладывается аптечка коллективная по описи №1, на 400–600человек – по описи №2. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежищафельдшера комплектуется дополнительно набор фельдшерский, врача – набор врачебный.
Аптечкиколлективные и наборы комплектуются медицинскими учреждениями (медпунктами),медико-санитарными частями, амбулаториями (поликлиниками), обслуживающимиобъекты экономики в период приведения в готовность защитных сооружений за счетимущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов в аптечнойсети и магазинах ТПО «Медтехника».
Иззапасов объектов рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты имедицинские средства индивидуальной защиты.
Вэтот период производится выписка части больных из лечебных учреждений наамбулаторное лечение. Сокращаются госпитализация больных для планового леченияи сроки стационарного лечения.
Учреждениясети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточнуюработу с ведением постоянного наблюдения за радиационной, химической ибактериологической обстановкой на закрепленной за ними территории.Специалистами СНЛК два раза в сутки снимаются показания на зараженностьобъектов внешней среды отравляющими и радиоактивными веществами. Мероприятия поиндикации бактериальных (биологических) средств проводятся по показаниям.
Приналичии эпидемических показаний в этот период проводится массовая иммунизациянаселения. Прививочные бригады создаются на базе лечебно-профилактических учреждений.Соответствующие вакцины и сыворотки обеспечиваются за счет учрежденийгосударственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вцелях обеспечения радиационной безопасности, персоналу АЭС и населению,проживающему в 30-километровой зоне, выдаются препараты стабильного йода. Наобъектах здравоохранения проводятся неотложные мероприятия по повышениюустойчивости работы объектов здравоохранения – приводятся в готовностьавтономные источники энергоснабжения, пункты управления объектов,подготавливается аварийное освещение.
Однимиз наиболее важных мероприятий, проводимых в этот период, является проведениеподготовки к дополнительному развертыванию больничных коек в загородной зоне. Вэтих целях начальник МС ГО субъекта РФ во взаимодействии с начальником отделамедицинской защиты главного управления по делам ГО и ЧС области (края,республики в составе РФ) организуют проверку наличия ордеров приписываемыхзданий и помещений для развертывания лечебных учреждений больничной базы, атакже степени готовности этих зданий к развертыванию в них лечебных учрежденийББ МС ГО в соответствии с заданием. Проводятся мероприятия по завершению всжатые сроки выполнения приспособительных работ второй очереди.
Вцелях обеспечения своевременного развертывания лечебных учреждений в загороднойзоне за каждым лечебно-эвакуационным направлением закрепляется необходимоеколичество формирований гражданской обороны. Для оснащения лечебных учрежденийМС ГО подготавливается медицинское имущество, уточняется их обеспеченностьсанитарно-хозяйственным и специальным имуществом. В этот период осуществляетсявыдача медицинского имущества лечебным учреждениям загородной зоны со складовмобилизационного резерва.
Одновременноприводятся в готовность имеющиеся противорадиационные укрытия (ПРУ), ведетсяработа по приспособлению подвалов для укрытия медицинского персонала и больныхв лечебных учреждениях. Личному составу формирований ГО выдаются приборырадиационной и химической разведки, медицинские средства индивидуальной защитывывозятся со складов мобилизационного резерва. В убежищах объектов экономикикатегорированных городов, продолжающих производственную деятельность в военноевремя, развертываются медицинские пункты.
Привведении «Общей готовности ГО» штаб ГО совместно с отделом медицинской защитыглавного управления по делам ГОЧС области (края, республики) приводит вготовность органы управления, формирования и учреждения службы, организуетработу учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора всоставе СНЛК, проводит мероприятия по защите личного состава служб ГО. С этойцелью организуется своевременное оповещение и сбор личного состава органовуправления, их работа по установлению связи с выше- и нижестоящими штабами ГО,взаимодействие со службами ГО, уточнение планов обеспечения населения.
Вэтот период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и квывозу запасов медицинского имущества из категорированных городов. Проводитсякомплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждениевозникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Безпрекращения работы в медицинских учреждениях, на базе которых они создаются,приводятся в готовность все формирования медицинской службы ГО. В этот период вкруглосуточном режиме организуется работа учреждений СНЛК по ведению наблюденияи лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды, атмосферноговоздуха, продовольствия и питьевой воды РВ, ОВ, БС.
Припереводе ГО на военное положение особое внимание должно уделяться проведениюмероприятий по защите личного состава формирований МС ГО, медицинскогоперсонала и больных, находящихся в лечебных учреждениях, от средств поражениявероятного противника путем укрытия их в защитных сооружениях. Укрытиеназванных контингентов осуществляется следующим образом: в категорированныхгородах – в защитных сооружениях и быстровозводимых убежищах; в загородной зоне– в противорадиационных укрытиях и приспособленных подвалах.
Вэтот период приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинениесоответствующим начальникам МС ГО санитарно-транспортные формирования ГО.
Нетранспортабельныебольные в категорированных городах укрываются в защищенных стационарах,развертываемых в убежищах, строительство которых предусматривается из расчета 10%коечной емкости учреждения мирного времени.
Припроведении мероприятий «Общей готовности ГО» проводится подготовка лечебных учрежденийкатегорированных городов к эвакуации в загородную зону, что требует большоговнимания со стороны медицинской службы ГО: необходимо провести подготовку квыписке части больных на амбулаторное лечение; определить группынетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации; наметитьочередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказаниимедицинской помощи; выслать оперативные группы к местам развертывания лечебныхучреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений иорганизации приспособительных работ; уточнить количество необходимых дляэвакуации ЛПУ транспортных средств.
Сучетом возможности внезапного нападения противника, важным мероприятием в этотпериод является развертывание в загородной зоне дополнительных больничных коекМС ГО силами здравоохранения сельской местности и некатегорированных городов.
Проведениекомплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий при степени готовности«Общая готовность ГО» направлено на сохранение здоровья населения и личногосостава формирований и учреждений ГО, а также на профилактику возникновения ираспространения массовых инфекционных заболеваний. Эти мероприятия проводятсяЦентрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и создаваемымина их базе санитарно-противоэпидемическими формированиями ГО на всей территорииобласти (края, республики в составе РФ), в том числе в районах, предназначенныхдля размещения рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуированногонаселения, а также на маршрутах эвакуации и в местах развертыванияэвакуационных органов.
Приполучении соответствующих распоряжений медицинская служба ГО организуетмедицинское обеспечение частичной эвакуации населения и вывод медицинскихформирований повышенной готовности в загородную зону.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Территориальные особенности машиностроительной отрасли в г. Севастополь
Реферат Договор поставки и мены
Реферат Franklins Road To Humility Essay Research Paper
Реферат The Debate Over A Century Old Law
Реферат Номотетическое моделирование социально-психологической процессов
Реферат Разработка моделей принятия управленческих решений
Реферат Эволюция систем органов живых существ
Реферат Механизм банковского мультипликатора Кредит как экономическая категория
Реферат Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли Их классификация и характеристика
Реферат How Ph Of Soil Affects A Plant
Реферат Показатели платежеспособности, фондорентабельности и фондоотдачи предприятия
Реферат Международный кредит 4
Реферат Дэниел Клемент Деннет
Реферат Assisted Suicide Essay Research Paper Imagine you
Реферат Место гражданского права в системе отраслей права Признание сделки недействительной