Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Фактические методы контроля

Содержание
Введение
1.Организационно-правовые основы инвентаризации
2. Инвентаризациякак метод фактического контроля
3. Другие методы фактического контроля
Вывод
Списоклитературы

Введение
Цельюданной контрольной работы является исследование на теоретическом уровне фактическихметодов контроля.
Управление— это конкретный вид деятельности, который осуществляется специальными приемамии способами, это соответствующая организация работ.
Контроль является одной из функций управления. Деление единогопроцесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывносвязанные функции необходимо при описании системы управления какинтегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.Выделение каждой функции делается в процессе исследования и на практикедостаточно условно, так как они обычно частично совпадают и переплетаются.Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных втеории управления.
Функцииуправления — это часть управленческой деятельности. Они определяют формированиеструктуры управленческой системы. Невозможно найти один универсальный принципклассификации функций управления. Правомерные различные принципы разделенияодного и того же объема управленческой деятельности возникают под влиянием нетолько объекта управления, но и законов, присущих самому управлению.
Контроль.Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатовработы организации. При помощи контроля производятся оценка степени достиженияорганизацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий.Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужноенаправление деятельности организации и своевременно корректировать неверныерешения.
Контроль (от франц. controle — проверка) — процесс, обеспечивающий достижение системойпоставленных целей и состоящий из трех основных элементов:
• установление стандартов деятельности системы, подлежащихпроверке;
• сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми;
• корректировкауправленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются отустановленных стандартов.

1. Организационно-правовые основы инвентаризации
Самый распространенный метод фактического контроля —инвентаризация. С ее помощью не только осуществляется контроль за сохранностьюсобственности организации, но и обеспечивается достоверность фактическихданных.
Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательствюридических лиц (кроме банков) и организаций, которые финансируются за счетсредств бюджета, определяется Методическими указаниями по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. №49).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камнейпроводится согласно Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов,драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве,использовании и обращении (утверждена Минфином России 29 августа 2001 г. №68н), Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 «Обутверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней ипродукции из них, а также ведения соответствующей отчетности». Для этих целейтакже может использоваться Инструкция о порядке проведения инвентаризацииценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитетедрагоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РоссийскойФедерации (приказ Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней приМинфине России от 13 апреля 1992 г. № 326).
Сроки проведения инвентаризаций определяет руководительорганизации. Закон о бухгалтерском учете обязывает проводить инвентаризацииосновных средств не реже одного раза в три года, библиотечных фондов — не режеодного раза в пять лет, сырья, мате риалов, товаров в районах Крайнего Севера —при составлении годовой бухгалтерской отчетности, а во всех остальных случаях —в период наименьших остатков ценностей на счетах.
Кроме того, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризации обязательны:
■ при передаче имущества организации в аренду, выкупе,продаже, а также при преобразовании государственного или муниципальногоунитарного предприятия;
■ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, присмене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
■ при установлении фактов хищений или злоупотреблений, атакже порчи ценностей;
■ в случае стихийных бедствий;
■ при ликвидации (реорганизации) организации передсоставлением ликвидационного (разделительного) баланса;
■ при бригадной материальной ответственности при сменебригадира, выбытии из бригады более 50% ее членов, а также по требованию одногоили нескольких членов бригады;
■ если программой проверки контролирующего органапредусмотрена инвентаризация имущества и обязательств.
Рекомендуемаяминимально необходимая периодичность инвентаризаций приведена в табл. 1.
Таблица 1. Минимально необходимая периодичность инвентаризацийВид имущества и финансовых обязательств Срок проведения №счета Периодичность Основные средства Не ранее 1 ноября 01 Один раз в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Капитальные вложения Не ранее 1 декабря 08 Один раз в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки Не ранее 1 октября
20
21
23
29 Один раз в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Молодняк животных на выращивании и откорме, птицы, кролики, звери и семьи пчел, а также подопытные животные Определено учетной политикой организации 11 Один раз в квартал Готовая продукция на складах Не ранее 1 октября 43 Один раз в год Товары на складах и базах промышленных товаров, в книжных магазинах Не ранее 1 октября 41 Один раз в год Товары на складах и базах продовольственных товаров Не ранее 1 октября 41 Один раз в год Товары и тара в магазинах и на других предприятиях розничной торговли Не ранее 1 октября 41 Два раза в год Нефть и нефтепродукты Не ранее 1 октября 10, 41, 43 Один раз в месяц
Драгоценные металлы
и алмазы Не ранее 1 октября 10 Два раза в год Библиотечные фонды Определено учетной политикой организации 01 В порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами Сырье и прочие материальные ценности Не ранее 1 октября 10 Один раз в год Денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности Определено учетной политикой организации 50, 56, 006 Один раз в месяц Расчеты с банками по расчетным и другим счетам, ссудам, средствам, полученным из бюджета, и т.д. Определено учетной политикой организации 51, 52, 55 По мере получения выписок банка
Расчеты по платежам
в бюджет Определено учетной политикой организации 67, 68, 69 Один раз в квартал Расчеты с филиалами, вышестоящими организациями Определено учетной политикой организации На 1-е число каждого месяца Расчеты с дебиторами и кредиторами Определено учетной политикой организации 60, 62, 76 Два раза в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности)
Дляпроведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия.Методическими рекомендациями определена форма распорядительного документа насоздание комиссии и проведение инвентаризации. Распорядительный документ должениметь название: «приказ», «распоряжение» или «постановление».
Приказ издает руководитель организации, распоряжение —руководитель подразделения, постановление — вышестоящая организация иликоллективный орган, например, правление, совет директоров.
В распорядительном документе указываются председатель и члены комиссии,полное наименование их должностей по основному месту работы, фамилии, имена иотчества, какое имущество и обязательства подлежат инвентаризации, дата началаи окончания инвентаризации, причины инвентаризации и дата сдачи итоговыхдокументов в бухгалтерию.
2. Инвентаризация как метод фактического контроля
В процессе ревизии тщательной проверке подвергаются всеинвентаризационные документы, организация инвентаризаций, правильность принятыхрешений по пересортице товарно-материальных ценностей, недостачам и излишкам. Внеобходимых случаях ревизор может потребовать повторной инвентаризации в своемприсутствии. Помощь ревизору при инвентаризации товарно-материальных ценностейоказывают руководитель и главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ревизуемойорганизации.
Необходимо потребовать, чтобы к началу инвентаризации былазакончена обработка всех документов по поступлению и расходу ценностей, сделанызаписи в аналитическом учете и выведены остатки па день инвентаризации. Доначала инвентаризации у материально ответственных лиц берутся подписки о том,что все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтериюи что не оприходованных или не списанных в расход ценностей нет. Наличие такойрасписки предупреждает выписку подложных документов материально ответственнымилицами в случаях обнаружения излишков или недостач.
К началуинвентаризации все товарно-материальные ценности должны быть уложены понаименованиям, сортам, размерам. К ним нужно прикреплять ярлыки со сведениями,характеризующими эти ценности. Если ценности находятся в различных местах, тоих все, кроме проверяемых, запирают и опечатывают. Ключи от мест хранениянаходятся у материально ответственного лица, а пломбир или печать — у ревизораили председателя инвентаризационной комиссии. Такой же порядок соблюдается вовремя перерывов в работе комиссии. Одновременно проверяются измерительныеприборы, весы и т.д., наличие запасных ключей от мест хранения ценностей. Приинвентаризации обязательно присутствуют материально -ответственные лица.
В период инвентаризации прием и отпуск материальных ценностейпрекращается. Не допускаются в места хранения ценностей посторонние лица.Целесообразно до начала инвентаризации отпустить количество ценностей,обеспечивающих нормальную работу подразделений и инвентаризационной комиссии.Поступившие ценности в период инвентаризации хранятся в отдельном помещении и винвентаризационную ведомость не включаются. Инвентаризация товарно-материальныхценностей проводится по каждому месту их нахождения и ответственному лицу, нахранении у которого они находятся.
Фактическое наличие ценностей проверяется путем пересчета,взвешивания, перемеривания в натуре исходя из установленных соответствующихединиц измерения. Количество материала и товаров, хранящихся в неповрежденнойупаковке поставщика, может определяться на основании документов приобязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей.
Недостатком в организации и проведении инвентаризации является то,что отдельные вопросы в процессе пересчета денежных средств, материальныхценностей и проверки расчетов некоторые ревизоры передоверяют материальноответственным лицам.
Ревизией устанавливается правильность регулирования выявленныхинвентаризациями и другими проверками суммовых расхождений между фактическимналичием ценностей и данными бухгалтерского учета. При этом имеется в виду, чтоубыль ценностей в пределах установленных норм относится на счет 91 «Прочиедоходы и расходы». Недостачи ценностей сверх норм убыли, а также потери отпорчи ценностей относятся на виновных лиц на счет 73 «Расчеты с персоналом попрочим операциям». Ревизор проверяет соблюдение руководителями организациипятидневного срока направления результатов инвентаризации всудебно-следственные органы и предъявления гражданского иска материальноответственным лицам, злоупотребления которых привели к недостачам и потерям.
Нормыестественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактическихнедостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установленияфакта недостачи запрещается. Задача ревизоров — тщательно проверять выполнениеэтих требований. Материальные ценности нередко списываются в пределах норместественной убыли при отсутствии недостач и без оформления необходимымидокументами.
3. Другие методы фактического контроля
Из числа других методов фактического контроля в данном разделеостановимся на следующих:
■ проверка ревизуемых операций в натуре;
■ проверка фактов по конечной (заключительной) операции;
■ лабораторные анализы;
■ экспертная оценка;
■ контрольный обмер;
■ контрольный запуск сырья и материалов в производство;
■ контрольная приемка продукции по количеству и качеству;
■ обследование на месте проверяемых операций;
■ проверка соблюдения трудовой дисциплины и использованиярабочего времени персоналом;
■ проверка исполнения принятых решений.
Проверка ревизуемых операций в натуре. Цель такой проверки — удостовериться в совершении операций поприобретению материальных ценностей, правдивости составленных актов на вводобъектов в эксплуатацию после окончания их строительства или капитальногоремонта, наличии товарно-материальных ценностей, принятых на ответственноехранение.
Проверка фактов по конечной (заключительной) операции. Подробную проверку рекомендуется применять в тех случаях, когдадля экономии времени можно не проверять документы и бухгалтерские записи(например, когда нет необходимости проверять выполнение операций по всемутехнологическому циклу, а достаточно проверить фактическое наличие деталей, закоторые начислена заработная плата по конечной операции). Этот методможно использовать и для определения планового расхода сырья и материалов заотчетный период по данным складского аналитического учета и принятой отпроизводственных подразделений готовой продукции. В таких случаях нет необходимостиделать громоздкую работу по выборке данных о расходе сырья и материалов накаждой стадии изготовления изделий.
Лабораторные анализы. Этотметод применяется по требованию ревизора в случаях, когда иными методаминевозможно определить качественные признаки сырья, материалов, готовых изделий,выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ. Результаты лабораторныханализов должны оформляться письменными заключениями.
В ревизионной практике к лабораторным анализам часто приходитсяприбегать, чтобы выявить причины брака или значительных отходов сырья иматериалов (когда руководители производства основной причиной этого считаютнекачественность сырья и материалов).
Экспертная оценка. Данныйметод заключается в исследовании хозяйственных операций специалистами различныхотраслей знаний по поручению ревизора. По результатам экспертизы должно бытьсоставлено обоснованное заключение с полными и конкретными ответами на вопросы,поставленные ревизором. Достоверность выводов эксперта зависит от предоставленногоему материала, на котором они основаны. Поэтому эксперт имеет право делать всвоем заключении соответствующие оговорки. Он не может давать заключения,основанные на познаниях в области других наук, давать правовую оценкупредоставленным ему материалам. Его убеждения должны базироваться надокументальных данных. Оценка экспертом исследуемых фактов должна бытьобъективной. Одним из важных условий, определяющих качество экспертизы,является правильная формулировка вопросов эксперту.
Контрольный обмер. Такойобмер выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ ревизор можетпроводить самостоятельно и с привлечением специалистов строительных организацийили банков, финансирующих указанные работы. Контрольные обмеры проводятсянепосредственно на объекте. Проверяются выполнение объемов и стоимость работкак оплаченных, так и предъявленных к оплате. Контрольными обмерамиустанавливаются: соответствие строящегося объекта его характеристике иназначению, предусмотренным в проектно-сметной документации и во внутрипостроечномтитульном списке; полнота завершения строительных работ, принятых по актамприемки в соответствии с проектно-сметной документацией; соответствие объема,характера, стоимости работ, принятых актом приемки, данным, указанным в рабочихчертежах, журналах учета выполненный работ, а также в актах инвентаризациинезавершенного производства.
В целях усиления контроля за правильностью отражения под ряднымиорганизациями и заказчиками в периодической и годовой отчетности объемовнезавершенного производства и затрат по монтажу оборудования контрольные обмерыразрешается проводить на незаконченных строительных объектах (или этапах), актыи счета по которым не предъявлены к оплате. Такие обмеры осуществляются впорядке, установленном для объектов, расчеты по которым ведутся по единичнымрасценкам и ценникам на монтаж оборудования.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство. Этот метод используют в целях определения достоверностидействующих норм расхода сырья и материалов на производство продукции илиобъемов строительно-монтажных работ. Данный метод помогает ревизоруобнаруживать факты применения устаревших норм, в результате чего вподразделениях и на складах организации создаются неучтенные излишки сырья иматериалов.
Контрольным запуском материалов в производство устанавливаютсяслучаи завышения норм времени и расценок на выполняемые работы, неправильностьрасчетов эффективности, принятых за основу при выплате денежных вознагражденийпо внедрению новой техники и рационализаторским предложениям.
Нередко снижение качества продукции и брак объясняют низкимкачеством сырья и материалов. Применение ревизором контрольного запуска сырья иматериалов позволяет определить действительное состояние дел.
При подготовке контрольного запуска сырья и материалов впроизводство необходимо выяснить, по каким видам или ассортименту продукции иноменклатурным номерам сырья и материалов будет осуществляться проверка. Воснову отбора должна быть положена имеющаяся информация о наличии бракапродукции, непроизводительных потерях и отходах материалов, перерасходах сырьяи материалов и значительных отклонениях от норм расхода, фактах хищенийматериалов, готовой продукции, полуфабрикатов и деталей.
По требованию ревизора в комиссию по проведению контрольногозапуска сырья и материалов в производство могут привлекаться рабочие и инженерыданной организации и специалисты со стороны.
Контрольная приемка продукции по количеству и качеству. Подобнаяприемка необходима для определения достоверности данных отдела технического контроляо количестве и качестве выпускаемой продукции, проверки сигналов о хищенияхсырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, готовой продукции, правильностиначисления заработной платы рабочим, соблюдения условий хранения материальныхценностей на производственных участках и складах и т.д. Этот метод проверкицелесообразно использовать в случаях выявления приписок в сведениях о выпуске иреализации продукции.
Обследованиена месте проверяемых операций. Данный метод целесообразен при проверках:соблюдения порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей;установления степени готовности объектов капитального ремонта; изношенностиосновных средств, временных нетитульных сооружений и приспособлений;организации производства и технологических процессов.
Проверка соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочеговремени персоналом. Такая проверка ведется непосредственно на производственныхместах путем выборочного наблюдения, хронометража и фотографий рабочего дня.Это позволяет устанавливать неявки и опоздания на работу, степень занятостиработников, факты их использования на других должностях, не по специальности.Результаты проверки требуются в последующем при ревизии заработной платы.
Проверкаисполнения принятых решений. Этот методприменяется в ревизионной практике для изучения и анализа соблюденияисполнительской дисциплины и необходим, когда ревизуемая организация невыполняет предложения по акту предыдущей ревизии. Все перечисленные методыизучения документов и хозяйственных операций способствуют повышениюэффективности и качества ревизии. Однако большую часть вопросов ревизорамприходится решать с учетом взаимосвязи различных хозяйственных и финансовыхситуаций.   

Вывод
В этойконтрольной работе я изучила фактические методы контроля и выяснила, что этиметоды контроля являются важными и значительными для контрольной ревизии.
Контроль является совершенно необходимым по следующим причинам:
1) исчезает неопределенность. Никакие тщательно разработанныепланы и программы действий не могут учесть всевозможные осложнения иобстоятельства. Контроль нужен для того, чтобы, корректируя решение задачи,устранять или уменьшать неопределенность;
2) появляется возможность предвидеть кризисные ситуации. Ошибки имелкие нерешенные вопросы, которые есть всегда, порой так многочисленны, чтопревышают критическую массу. Конечно, это происходит в том случае, если ошибкине исправлять и вопросы не решать. Контроль позволяет фиксировать и исправлятьошибки до того, как их последствия приведут к кризису;
3) выявляются не только (и не столько) ошибки, сколько успехи.Контроль позволяет определить направления деятельности, которые наиболееперспективны.
Во-первых, контроль как управленческое (или, шире — каксоциальное) действие вызывает негативное отношение к себе со стороны иконтролируемых, и контролирующих, а общая «нелюбовь» психологически сближаетлюдей, делая контроль проформой. Во-вторых, если контроль — это сравнение того,что есть, с тем, что должно быть, значит, контролировать может только человек,который знает, что должно быть. Он доводит это до сведения подчиненных. И,конечно, он имеет достоверную информацию о состоянии дела, т.е. знает, чтоесть. Из этого следует очень важный вывод: своевременные подсказка, совет,информирование и корректирование действий сотрудников с учетом их права наошибку есть несомненная услуга, которую шеф оказывает свои»; подчиненным. И этосближает людей, но уже не в негативном («нелюбовь» к контролю), а в позитивномсмысле.
Также фактические методы контроля выполняют ряд функций.
Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности:установление отклонений в исполнении законов в части использования средствгосударственного бюджета; в формировании доходной части и использованиирасходной части бюджета; в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств,предприятий и организаций.
Анализ причин отклонений предполагает исследование фактов,определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных заотклонение.
Функция коррекции заключается в разработке предложений поустранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета,а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий иорганизаций.
Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основойукрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическаяработа, цель которой — выявление причин и условий совершения правонарушений иих последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий,снижения их уровня в обществе.

Список литературы
1. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб.пособие. под ред. проф. М.В.Мельник .-М.: ИНФРА-М,1009-346с.
2. Мельник М.В.Ревизия и контроль: учеб.пособие. М.: КНОРУС 2006.-520с.
3. БелухаН.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. — М.: Финансы истатистика, 2002.-456с.
4. МаренковН.Л., Веселова Т.Н. Практика контроля и ревизии: учебное пособие. — М.: КНОРУС,2005.-259с.
5. МаренковН.Л. Контроль и ревизия. Ростов на Дону: Феникс, 2004.-433с.
6. Мельник М.В., Пантелеев А.С, Звездин А.Л. Ревизия и контроль:Учебное пособие // Под ред. проф. М.В. Мельник. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.-356с.
7. КрамаровскийЛ.М. Ревизия деятельности производственного предприятия. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС,2001.-432с.
8. МаренковН.Л. Ревизия и контроль для студентов вузов. — Ростов на Дону: Феникс,2004.-356с.
9. ПупкоГ.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. — М: Новое знание, 2003.-421с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.