Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учёт приобретения материальных ценностей и расчётов с поставщиками

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
/>Карагандинский банковский колледж
/>Кафедра: «Финансы ибухгалтерский учёт»
/> 
Допущена к защите
"_____ " _______2008 г./> КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Бухгалтерский учёт»
на тему«Учётприобретения материальных ценностей и расчётов с поставщиками»
/>Караганда 2008 г.

/>СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПРИОБРЕТЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХЦЕННОСТЕЙ И РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
1.1 Формы и принципы расчетов с поставщиками и постановка их учета
1.2 Сущностьтоварно-материальных запасов, методика оценки и учета их приобретения
2. УЧЁТ ПРИОБРЕТЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РАСЧЁТОВ СПОСТАВЩИКАМИ
2.1 Документальное оформление приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками
2.2 Учет и оценка приобретения материальных ценностей
2.3 Учет кредиторской задолженности поставщикам
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕММАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Внутренний контроль за поступлением материальныхценностей
3.2 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью любого коммерческого предприятия в условияхрыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибыль формируетсяв результате хозяйственной деятельности предприятия, одним из основныхнаправлений которой является взаимодействие с поставщиками различных товаров иуслуг. Учет расчетов с поставщиками является важным элементом в системебухгалтерского учета. Основной задачей данного раздела учета является — формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов споставщиками за товарно-материальные ценности, необходимой внутреннимпользователям финансовой отчетности – руководителям, учредителям, участникам исобственникам организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другимпользователям финансовой отчетности. В результате взаимодействия с поставщикамипроисходит приобретение предприятием материальных ценностей, которые являютсячастью оборотного капитала и обеспечивают бесперебойный процесс производства иреализации продукции субъектом хозяйствования.
Материальные ценности — это ценности в вещественной форме,в виде имущества, товаров, предметов. В соответствии с Международнымистандартами бухгалтерского учета (IAS), что согласуется с казахстанскойсистемой бухгалтерского учета, товарно-материальными ценностями считаютсяактивы, которые:
¾       хранятся дляперепродажи при нормальном ходе деятельности;
¾       находятся впроцессе производства для дальнейшей продажи; или
¾       существуют вформе материалов или запасов, которые будут потреблены в процессе производстваили оказания услуг.
Учет материальных ценностей являетсяодной из наиболее важных задач административно-хозяйственной деятельности любойорганизации. Способ учета материальных запасов должна определить в своейучетной политике каждая организация, так как без его решения невозможнаорганизация складского учета — непременного атрибута системы учета материальныхценностей на предприятии. Четкая организация учета и оценки приобретаемыхматериальных ценностей и расчетов между поставщиками и покупателями оказываетнепосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств исвоевременное поступление денежных средств. Этим характеризуется актуальностьютемы курсовой работы. Целью данной курсовой работы является изучениесовременной системы учета приобретения материальных ценностей и расчетов споставщиками в Республике Казахстан.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
¾       рассмотреть формыи принципы расчетов с поставщиками, изучить постановку их учета;
¾       выявить сущностьтоварно-материальных запасов, изучить методику их оценки и порядок учета ихприобретения;
¾       на примере ТОО«Восток» изучить действующую систему учета приобретения материальныхценностей и расчетов с поставщиками;
¾       рассмотретьдействующую практику документального оформления приобретения материальныхценностей и расчетов с поставщиками;
¾       рассмотреть цели,задачи и порядок работы системы внутреннего контроля на предприятии запоступлением материальных ценностей;
¾       изучить порядокпроведения инвентаризации расчетов с поставщиками.
Объектом исследования послужили данные предприятия ТОО«Восток». Методологической и теоретической базой для исследованияпослужили нормативно-законодательные акты, а также труды отечественных ироссийских авторов по бухгалтерскому учету и аудиту.
Методы исследования анализ и синтез методологической и теоретическойбазы по проблеме исследования.

/>1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТАПРИОБРЕТЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
1.1 Формы и принципы расчетов с поставщиками и постановка ихучета
Поставщикамисчитаются организации, которые в соответствии с заключенными договорамиосуществляют поставки сырья, товаров, полуфабрикатов, основных средств и другихтоварно-материальных ценностей.
Правовойрежим расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставкам товаров, оказаниюуслуг и выполнению работ определяется договором, отвечающим требованиямГражданского кодекса РК. Вдоговоре указываются: наименование материалов (ценностей), количество, цена,сроки действия договора и поставок, способ транспортировки, порядок расчетов,порядок приемки материалов, санкции за нарушение условий договора и т.д.
Предприятия,поставщики и покупатели, в зависимости от местонахождения производятиногородние и одногородние расчеты. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются,как правило, в безналичном порядке. Формы безналичных расчетов устанавливаетНациональный банк РК.
Внастоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов:
¾       платежные поручения;
¾       платежные требования-поручения;
¾       инкассовые распоряжения;
¾       платежные карточки;
¾       чеки для расчетаза товары и услуги;
¾       прямоедебетование банковского счета;
¾       исполненныеаккредитивы.
Наиболеераспространенными на территории Казахстана платежными инструментами являютсяплатежные поручения и платежные карточки. В таблице 1 приведены сведения поплатежам на территории Республики Казахстан в разрезе платежных инструментов за2 квартал 2007 и 2008 гг.
Таблица 1 Сведения поплатежам в разрезе платежных инструментов за II квартал 2008г.Платежный инструмент II квартал 2007 года II квартал 2008 года Изменение Абс, в % от общего объема Абс, в % от общего объема Платежные поручения К 8 828,1 27,49% 9 137,9 24,95% 3,5% С 20 758,2 95,73% 25 907,5 95,96% 24,8% Платежные требования-поручения К 39,8 0,12% 145,8 0,40% в 3,6 раза С 20,5 0,09% 79,6 0,29% в 3,9 раза Инкассовые распоряжения К 105,3 0,33% 214,5 0,59% в 2 раза С 47,7 0,22% 45,1 0,17% -5,6% Платежные карточки К 20 720,9 64,53% 25 064,5 68,45% 21,0% С 411,6 1,90% 530,0 1,96% 28,8% Прочие инструменты* К 2 418,8 7,53% 2 055,0 5,61% -15,0% С 446,7 2,06% 436,9 1,62% -2,2%  Общий итог К 32 113,0 100,00% 36 617,7 100,00% 14,0% С 21 684,7 100,00% 26 999,1 100,00% 24,5%
(К – количество, в тыс,транзакций; С – сумма, в млрд, тенге)
*Прочие платежныеинструменты включают в себя чеки для расчета за товары и услуги, прямоедебетование банковского счета и исполненные аккредитивы.
Изданных таблицы 1 видно, что во II квартале 2008 года наименее используемыми платежнымиинструментами являются платежные требования – поручения и инкассовыераспоряжения. Незначительная доля использования данных инструментов в общемколичестве и объеме обусловлена их спецификой.
Выборнаиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временемполучения покупателями товарно-материальных ценностей и совершением платежа,ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и ростостатков товарно-материальных ценностей в пути.
В случае поступления товара или продукции, оказания услуг ивыполнения работ без последующей оплаты у предприятия возникает кредиторскаязадолженность или долг перед поставщиком. Согласно законодательству, поистечении срока истребования или погашения задолженности ее сумма относится вдоход предприятия, при этом списанные суммы кредиторской задолженностиучитываются и как доход в целях налогообложения.
Правильная организация и постановка расчетных операцийобеспечивает устойчивость оборачиваемости средств предприятия. От организациирасчетных операций зависит правильность отражения их в учете, соответственноэто служит предупреждением от нежелательных последствий. Надлежащая организацияи постановка учета расчетов с поставщиками обеспечиваются наличием иправильностью:
-    оформлениядокументов, определяющих права и обязанности сторон по поставкетоварно-материальных запасов (работ, услуг);
-    правильностьоплаты за поставку товаров (работ, услуг):
-    оценки полученныхтоваров, выполненных работ, оказанных услуг при осуществлении обмена (бартера);
-    достоверностью иреальностью учета расчетов с поставщиками посредством векселей;
-    полнотойоприходования товаров и учета выполненных работ и оказанных услуг.
Для учета расчетов с поставщиками по Типовому плану счетовпредназначены, в зависимости от срока и ликвидности, следующие счета: 1610«Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансывыданные», 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщиками подрядчикам», 4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам иподрядчикам».
Указанные счета предназначены для обобщения информации повыданным авансам под поставку товаров, внеоборотных активов, выполнение работ,оказание услуг, частично полученных покупателем от поставщиков.
Выплата аванса под поставку товаров, выполнение работ,оказание услуг отражается на счетах бухгалтерского учета: Дебет 1610, 2910 —Кредит счетов по учету денежных средств. При возврате сумм авансов по различнымобстоятельствам в учете производятся записи: Дебет счетов по учету денежныхсредств — Кредит 1610, 2910. Зачет ранее выданного аванса в погашениезадолженности поставщикам отражается: Дебет 3310, 4110 — Кредит 1610, 2910.
Группа счетов 3310, «Краткосрочная кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам», 4110 «Долгосрочнаязадолженность поставщикам и подрядчикам» предназначена для отраженияопераций по расчетам за приобретенные товары, принятые работы, оказанныеуслуги, в том числе для учета расходов по доставке или переработкетоварно-материальных запасов.
На группе счетов 3310 «Краткосрочная кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам», 4110 «Долгосрочнаязадолженность поставщикам и подрядчикам» учитываются расчеты по:
— полученным товарам, принятым работам, потребленным услугам,в том числе предоставление электроэнергии, газа, воды и т.д., доставке илипереработке товарно-материальных запасов, расчетные документы на которыеприняты к оплате;
— товарам, продукции, работам, услугам, на которые расчетныедокументы от поставщиков (подрядчиков) не поступили;
— излишкам товаров, установленным при их приемке;потребленные услуги по перевозкам, в том числе недоплаченной или переплаченнойсуммам тарифов; по всем видам услуг связи и т.п.;
— операциям, связанным с расчетами по приобретенным товарам,принятым работам, потребленным услугам, отражаемым на счете 3310,4110,независимо от факта оплаты.
Аналитический учет по счету 3310 «Краткосрочнаякредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», 4110«Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» должен вестисьпо каждому выставленному счету, поставщику и подрядчику. Аналитический учетдолжен обеспечивать получение информации по:
— поставщикам по акцептованным расчетным документам, срокоплаты которых не наступил;
— поставщикам, по расчетным документам которых оплата в срокне произведена;
— поставщикам по поставкам, по которым расчетные документы непоступили;
— поставщикам по выданным векселям, по которым срок оплаты ненаступил;
— поставщикам по полученному товарному кредиту;
— другим необходимым сведениям, согласно учетной политикепредприятия.
/> 
1.2 Сущность товарно-материальныхзапасов, методика оценки и учета их приобретения
Любое предприятие,осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь основной и оборотныйкапитал. Оборотный капитал (краткосрочные активы) обеспечивает бесперебойныйпроцесс производства и реализации продукции. Краткосрочные активы являютсяважнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия ивключают в себя: товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство,готовая продукция, товары), дебиторскую задолженность, авансы выданные,денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.
Осуществлениенепрерывного технологического процесса производства предприятия поддерживаетсясоздаваемыми запасами материалов, полуфабрикатов, топлива и др.
В общем понимании запасы- это активы в виде:
-  запасов сырья, материалов, покупныхполуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов,запасных частей, прочих материалов предназначенных для использования впроизводстве или при выполнении работ и услуг;
-  незавершенного производства;
-  готовой продукции;
-  товаров, предназначенных для продажи.
Запасы (сырье, материалы,топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с цельюполучения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих впроизводственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продуктпостепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят своюстоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.
Бухгалтерский учет товарно-материальных запасов занимаетважное место в системе управления хозяйственной деятельностью предприятия. Онформирует информацию обратной связи о показателях, характеризующих фактическое состояниеи качественные показатели использования товарно-материальных запасов. Все этоспособствует улучшению ресурсосбережения на предприятии.
Перед учетомтоварно-материальных запасов стоят следующие задачи:
-    правильное исвоевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлениюи отпуску материалов;
-    выявление иотражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений понаправлениям затрат;
-    контроль надсохранностью товарно-материальных запасов в местах их хранения и на всехстадиях движения;
-    постоянный контроль за соблюдениемустановочных норм товарно-материальных запасов;
-    систематическийконтроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных нормих расходования;
-    контроль затехнологическими отходами и потерями и их использование;
-    своевременноеполучение точной информации о величине экономии или перерасхода материальныхресурсов по сравнению с установленными лимитами;
-    своевременноеосуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных запасов, контрольнад товарно-материальными запасами, находящимися в пути, неотфактурованнымипоставками.
Учеттоварно-материальных ценностей на предприятии организуется в соответствии сТиповым планом счетов бухгалтерского учета от 23.05.2007 в разделе 1«Краткосрочные активы» в подразделе 1300 «Запасы».
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
-  1310 «Сырьеи материалы», где учитываются сырье и материалы, в том числесельскохозяйственные, предназначенные для дальнейшего использования впроизводственном процессе;
-  1320«Готовая продукция», где учитывается готовая продукция, в том числесельскохозяйственная продукция;
-  1330«Товары», где отражаются операции, связанные с движением товаров, втом числе сельскохозяйственных, закупленных и хранящихся для перепродажи;
-  1340«Незавершенное производство», где учитываются затраты понезавершенному производству;
-  1350 «Прочиезапасы», где учитываются прочие запасы, не указанные в предыдущих группах;
-  1360 «Резервпо списанию запасов», где отражаются операции, связанные с созданием идвижением резервов на снижение стоимости запасов до чистой стоимости реализациив связи с повреждением или моральным устареванием.
Основнаязадача учета товарно-материальных запасов — определение стоимости, по которойзапасы поступают и списываются с баланса предприятия. Решению этой задачиспособствует такой метод бухгалтерского учета, как оценка.
По МСФО (IAS) №2 «Запасы»первоначальное признание, оценка и учет запасов ведется по наименьшей из двухвеличин: фактической (исторической) стоимости и возможной чистой ценыпродаж. То есть компании должны отражать запасы в финансовой отчетности поправилу низшей оценки. Суть его состоит в том, что в силу действия принципаосмотрительности запасы оцениваются по наименьшей из возможных стоимостей.
При этом, фактическаястоимость включает в себя все затраты по приобретению,производству (conversion costs), и все прочие затраты, произведенные придоведении запасов до текущего состояния и местонахождения. Невозмещаемые налогии пошлины входят в фактическую стоимость, предоставленные торговые скидки ивозмещения — уменьшают ее.
Схема определенияфактической себестоимости изображена на рисунке 1.
Затраты, произведенныепри доведении запасов до текущего состояния и местонахождения — это: затраты наприобретение запасов, транспортно – заготовительные расходы, связанные с ихдоставкой к месту хранения и приведением в надлежащее состояние. Затраты наприобретение товарно-материальных запасов включают в себя цену покупки; пошлинына ввоз; комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническиморганизациям: транспортно – заготовительные и прочие расходы, прямо связанные сприобретением запасов. Торговые скидки, возвраты переплат и прочие подобныепоправки вычитаются при определении затрат на приобретение.
Затраты на переработкутоварно-материальных запасов (выполнение работ, услуг) включают стоимостьиспользуемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов,топлива, энергии, трудовых ресурсов, амортизацию основных средств, а такжедругие затраты, прямо связанные с единицами производства продукции,обусловленные технологией и организацией производства и признаются какпроизводственная себестоимость продукции.
/>
Рисунок 1 — Схема дляопределения фактической себестоимости товарно-материальных запасов,приобретенных за плату
Чистая стоимостьреализации товарно-материальных запасов представляет собой предполагаемую продажнуюцену за минусом расходов на комплектацию и организацию их продажи. Чистаястоимость реализации используется обычно тогда, когда себестоимость не можетбыть восстановлена по следующим причинам:
-  данные товарно-материальные запасыбыли повреждены;
-  они частично или полностью устарели;
-  их продажная цена снизилась.
Всоответствии с МСФО (IAS) №2«Запасы», возможная чистая цена продаж (net realisable value, NRV) — оценка цены продаж при нормальном ведении деятельности, за вычетом необходимыхзатрат на сбыт продукции, которые могут оцениваться как сумма прямых затрат иликак нормативный процент к стоимости. Не допускается вычет планируемой прибылиот продаж.
Как правило, впромышленных производствах запасы материалов и прочих вспомогательных средствне списывают ниже себестоимости (до чистой стоимости реализации), еслиожидается, что готовая продукция, в которую они будут переработаны, будетреализована по цене равной или превышающей себестоимость. Если же ожидается,что снижение цены на материалы приведет к тому, что доход, полученный отреализации готовой продукции, будет ниже ее себестоимости, стоимость материаловчастично списывают до чистой стоимости реализации.
Себестоимость запасовможет оказаться невозмещаемой в случае их повреждения, физического илиморального устаревания, снижения их продажной стоимости, т.е. цена продажи нижесебестоимости. В этом случае определяется возможная чистая цена продажи илипереоценка по возможной чистой цене продаж. Переоценка производится по каждомувиду оборотных материальных активов или по группам однородных активов. При этомнеобходимо соблюдение следующего порядка:
-  если активы предназначены дляреализации, расчеты производятся на основе текущих рыночных цен реализации;
-  если активы предназначены для продажипо заключенным контрактам, расчеты производятся по контрактным ценам в объеме,предусмотренном контрактом, а оставшиеся запасы переоцениваются по текущимрыночным ценам;
-  сырье и материалы не переоцениваются,если готовая продукция будет реализована по ценам равным или превышающимсебестоимость, в противном случае они переоцениваются по восстановительнойстоимости.
Разница по переоценкесписывается в расход в отчетном периоде, в котором такая разница былаустановлена. Если запасы сохраняются в будущих отчетных периодах, то в каждомпоследующем периоде происходит переоценка по новой возможной чистой ценепродаж. Новая стоимость определяется по меньшей величине себестоимости илипересмотренной возможной чистой цене продаж.

/>2.УЧЁТ ПРИОБРЕТЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
/> 
Рассмотрим организациюбухгалтерского учета приобретения материальных ценностей и расчетов споставщиками на примере конкретного предприятия – ТОО «Восток».
Основным видомдеятельности ТОО «Восток» является торговля непродовольственнымитоварами, оказание сопутствующих услуг. ТОО «Восток» находится поадресу г.Караганда, ул.Складская, 15.
ТОО «Восток»обслуживается в АО «Казкоммерцбанк» — ИИК 246766, БИК 1918011832 и вКФ Народного Банка — ИИК 23467155 БИК 191801625.
Учетная политикапредприятия строится в соответствие с предъявляемыми требованиями к ведениюбухгалтерского учета в Республике Казахстан. Предприятие ведет бухгалтерскийучет способом двойной записи в соответствии с Типовым планом счетовбухгалтерского учета от 23.05.2007 за №185.
Для учетафинансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета,при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо вжурналы-ордера, либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячножурналы-ордера закрывают и их итоги переносят в Главную книгу.
Для автоматизациибухгалтерского учета на ТОО «Восток» используется программа 1 С: Бухгалтерияверсии 8.0.
/> 
2.1 Документальное оформлениеприобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками
Приобретениетоварно-материальных ценностей сопровождается оформлением пакета документов накаждую сделку купли-продажи. К таким документам относятся:
¾       доверенность;
¾       товарно-транспортнаянакладная;
¾       счет-фактура;
¾       приходный-ордер.
Документооборот,сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа ихполучения на склад предприятия.
Доверенность(Приложение 1) применяется для оформления права должностного лица выступать вкачестве доверенного субъекта при получении материальных запасов. Доверенностьоформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Для регистрациивыданных доверенностей и расписки о их получении применяется Журнал учетавыданных доверенностей.
При доставке материальныхзапасов на склад покупателя автотранспортом поставщика материальноответственное лицо покупателя принимают у экспедитора поставщика материальныхзапасов по количеству мест и массе брутто и сопоставляет их с даннымитоварно-транспортной накладной, заполненной в двух экземплярах.
В случае если недостачиили другие расхождения (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактического наличияматериальных запасов с данными накладной не обнаружено, кладовщик, принявшийтоварно-материальные запасы подтверждает приемку штампом предприятия и росписьюв товарно-транспортной накладной (Приложение 2). Один экземпляр накладнойостается у кладовщика, а второй возвращается лицу, доставившему материальныезапасы на склад покупателя. На отгруженные товары поставщик помимо накладнойпредоставляет покупателю счет-фактуру (Приложение 3). На поступившие на складтовары оформляется приходный ордер (Приложение 4).
В процессе осуществления деятельности предприятие ТОО«Восток» ведет расчеты с поставщиками по поступившим материальнымценностям.
Расчеты с поставщиками оформляются следующими первичнымидокументами:
¾       договор поставки;
¾       счет на оплату;
¾       платежноепоручение;
¾       выписка по банку.
Поступление материальных ценностей от поставщиков наданном предприятии производится на основании заключенных между предприятием ипоставщиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемыхматериальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные истоимостные показатели поставок материальных ценностей, сроки отгрузкиматериальных ценностей, порядок расчетов (условия платежей) между предприятиеми поставщиком.
Предприятия-поставщики на поставляемую продукцию выписываютплатежные требования-поручения и счета на оплату (Приложение 5), передают ихили пересылают почтой покупателю.
Оперативный учет выполнения договорных обязательств напредприятиях осуществляет финансовый отдел, поэтому платежные требования-порученияи счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел. Там проверяютсоответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов,делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е. даютсогласие на оплату.
После регистрации платежные документы получают внутреннийномер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты.Главный бухгалтер на основании подписанного договора поставки и выставленногопоставщиком счета на оплату готовит в банк платежное поручение на оплатутоваров (Приложение 5).
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникаютрасчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписываетсяприходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется иприкладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документабухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств впользу предприятия-поставщика.
Расчеты с поставщиками производятся независимо от того,поступили товарно-материальные запасы на склад покупателя или находятся в пути.Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет дляоплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют попрейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. Приполучении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая- предъявленная поставщиком.
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия ТОО«Восток» получает платежные документы поставщиков, акцептованные финансовымотделом, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выпискииз расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты,закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Таким образом, основаниемдля записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы,фиксирующие факт совершения операции и события. Первичные документы попоступлению и расходу материальных запасов являются основой организации ихучета.
/> 
2.2 Учет и оценка приобретенияматериальных ценностей
Учетприобретения товарно-материальных ценностей на ТОО «Восток»происходит на складе и в бухгалтерии в программе 1 С: Бухгалтерия версии 8.0.
С точки зрения разделениябухгалтерского и складского (оперативного) учета, учет материальных ценностейможет вестись двумя методами:
1. Сальдовый метод (наскладах организуется только количественный учет по видам ценностей — номенклатурным номерам; бухгалтерия ведет только суммовой учет — в денежномвыражении).
2. Количественно — суммовой метод (на складах и в бухгалтерии организуется одновременноколичественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей).
Сальдовый методприменяется, как правило, для снижения трудоемкости учетных процедур иувеличения оперативности их выполнения (чаще всего, в условиях отсутствияэффективной автоматизации учета) при наличии широкой номенклатуры используемыхценностей. Количественно — суммовой метод является более предпочтительным вслучае необходимости существенного усиления контроля сохранности и движенияматериальных ценностей; территориальной удаленности и иных условий,определяющих сложности оперативного получения бухгалтерией информации соскладов.
НаТОО «Восток» учет товарно-материальных ценностей ведетсяколичественно-суммовым методом.
Учетматериальных ценностей на складе ведут материально ответственные лица либо, сих согласия, операторы. Информация о различных видах товарно-материальныхценностей в системе 1С: Бухгалтерия хранится в Справочнике Номенклатурав карточках учета (Рисунок 2). На каждый номенклатурный номер материальныхценностей открывается отдельная карточка, в которой фиксируется его основныесвойства.
Припоступлении материальных ценностей на склад предприятия на основании приходнойнакладной, полученной от поставщика, в бухгалтерии оформляется приходный ордер(Приложение 4). При его вводе в информационной базе 1С: Бухгалтерии такжерегистрируется счет фактура, предоставленная поставщиком.
Проведениеприходного ордера в системе 1С: Бухгалтерия автоматически формирует проводки,которые фиксируются в Журнале проводок (Рисунок 3) и влекут засобой изменения в информационной базе, которые можно отследить в отчетах.Приход товаров отражается в Оборотно-сальдовой ведомости по счету1330 «Товары» (Рисунок 4) и Карточке счета 1330«Товары» (Рисунок 5).
/>
Рисунок2 – Карточка учета материальных ценностей в программе 1С: Бухгалтерия
/>
Рисунок3 – Проводки, автоматически сформированные в результате проведения приходногоордера на партию елок

/>
Рисунок4 – Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1330 «Товары» ТОО«Восток» за 27.11.2008
/>
Рисунок5 – Карточка счета 1330 «Товары» ТОО «Восток» за 27.11.2008
Отчет Оборотно-сальдовая ведомость по счету используетсядля получения остатков и оборотов по выбранному счету. Отчет позволяет получитьдетализацию по субсчетам счета, а для счетов, по которым ведется аналитическийучет — детализацию по конкретным объектам аналитического учета.
В отчет Карточка счета включаются все проводки с выбраннымсчетом или проводки по данному счету по конкретным значениям объектованалитического учета — наименованию материала, организации-поставщику и т.д.Кроме того, в карточке счета показываются остатки на начало и конец периода,обороты за период и остатки после каждой проводки.
Таккак информационная база системы 1С: Бухгалтерия на складе и в бухгалтерии ТОО«Восток» общая, то данные, внесенные кладовщиком, при поступлениипартии материальных ценностей, сразу становятся доступны бухгалтерии предприятия.
Такимобразом, учет товарно-материальных ценностей в программе 1С: Бухгалтерияпозволяет в любой момент получать оперативную информацию по остаткам на складе.При этом устраняется разрыв между оперативным и бухгалтерским учетом ценностей.
Бухгалтерскийучет основывается на оперативном учете и органически связан с ним; появляетсявозможность оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а,следовательно, и устранения допущенных ошибок в отчетном месяце; применениеучетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению среднейстоимости запасов; обеспечивается своевременное получение сведений об остаткахна складах. Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативныефункции учета; расширяется возможность применения компьютерной техники пообработке документации и составлению учетных регистров; исключается отставаниеаналитического учета запасов от синтетического.
Как уже было выявленовыше, в Республике Казахстан, в соответствие с национальными и международнымистандартами учета и отчетности, товарно-материальные запасы оцениваются понаименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации.
Для определениянаименьшейвеличины из себестоимости и чистой стоимости реализации товарно-материальныхзапасов могут быть использованы следующие методы:
-   постатейный метод, при которомвыбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимостиреализации каждого наименования товарно-материальных запасов;
-     метод основныхматериальных групп, при котором выбирается наименьшее значение из балансовойстоимости и чистой стоимости реализации группы товарно-материальных запасов;
-     метод общегоуровня запасов — выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости ичистой стоимости реализации всех товарно-материальных запасов.
Цена за одни и те жематериалы при приобретении в течение отчетного периода варьируется и для того,чтобы правильно оценить, сколько по стоимости запасов осталось и сколько ушло всебестоимость продукции, применяют один из трех методов оценки себестоимоститоварно-материальных запасов, предусмотренных МСФО (IAS) №2 «Запасы». При этом каждый изприведенных методов определяет списание запасов как поток стоимостей, а не какпоток физических единиц.
При использовании постатейного метода производится сравнениесебестоимости и чистой стоимости реализации для каждого отдельного вида илиединицы запаса. В каждом отдельном случае определяется наименьшая величина,которые затем суммируются.
При использовании метода основных товарных групп производитсясравнение себестоимости и чистой стоимости реализации основных категорий(групп) запасов, по каждой из которых выбирается наименьшая величина, которыезатем суммируются. При использовании метода общего уровня запасов производитсясравнение себестоимости и чистой стоимости реализации всех запасов компании,затем наименьшая величина берется для оценки запасов.
Рассмотрим на примере методы оценки запасов ТОО«Восток» по правилу низшей оценки по данным о запасах компании на31.12 2007 г (таблица 2).

Таблица 2 Метод оценки запасов по правилам низшей оценки ТОО«Восток» на 31.12.2007Группа запасов Себестоимость, тенге Чистая стоимость реализации, тенге Балансовая (наименьшая), тенге Елки 130 200,00 140 000,00,00 130 200,00 60 600,00 60 000,00,00 60 000,00,00 90 600,00 90 000,00 90 000,00 Итого 290 400,00 290 000,00 280 200,00 Электрогирлянды 11 400,00 10 800,00 10 800,00 9 000,00 10 800,00 9 000,00 8 400,00 11 200,00 9 000,00 Итого 28 800,00 32 800,00 28 800,00 Новогодние фигуры 7 200,00 12 000,00 7 200,00 11 300,00 8 400,00 8 400,00 9 600,00 12 000,00 9 600,00 Итого 28 100,00 32 400,00 25 200,00 Всего 347 300,00 355 200,00 334 200,00
Если ТОО «Восток» определит в своей учетнойполитике оценку запасов методом оценки наименьшего значения из себестоимости ичистой стоимости реализации, то:
1. Метод общего уровня запаса, то в бухгалтерскомбалансе на 31.12.2007 года будут отражены запасы в размере 347 300,00 тенге,так как эта стоимость является наименьшей. Никакой корректировки вбухгалтерском учете не производится.
2. Метод товарных групп, то в бухгалтерском балансе на31.12.2007 г. будут отражены запасы в размере 346 900,00 тенге (290 000,00 + 28800,00 + 28 100,00) как сумма наименьших значений по каждой группе товаровкомпании. В бухгалтерском учете на 31.12.2007:

/>
Из приведенного примера видно, как влияет применениеразличных методов оценки наименьшей из себестоимости чистой стоимостиреализации на показатели финансовой отчетности компании. Расчеты чистойстоимости возможной реализации основываются на самом надежном доказательстве,то есть величине запасов, предназначенных для реализации, на момент выполнениярасчетов. Эти расчеты учитывают колебания цены или себестоимости,непосредственно относящиеся к событиям, происходящим после окончания периода, втой степени, в какой такие события подтверждают условия, существовавшие наконец периода. При списании запасов до чистой стоимости реализации необходимоследовать определенным правилам, основанным на предназначении запасов:
-  если онипредназначены для реализации, то расчеты производятся на основе текущихрыночных цен реализации;
-  если онипредназначены для продажи по заключенным договорам, то расчеты проводятся поконтрактным ценам в объеме, предназначенном для выполнения договора. Запасы,превышающие необходимые по договору, переоцениваются по текущим рыночным ценам;
-  сырье и материалыне переоцениваются, если готовая продукция, выпущенная на их основе, будетпродана по ценам, равным или превышающим себестоимость. Если такой уверенностинет, сырье и материалы переоцениваются по их восстановительной стоимости(стоимость замещения).
Оценки чистой стоимости реализации проводятся периодическикаждый отчетный период. Когда меняются обстоятельства, которые первоначальнопривели к частичному списанию запасов до чистой стоимости реализации, списаннаясумма возмещается до величины, характеризующей себестоимость запасов (новаябалансовая стоимость должна представлять собой наименьшее значение из:себестоимости и чистой стоимости реализации). Это происходит, например, тогда,когда статья запаса, учтенного из-за снижения его продажной цены, по чистойстоимости реализации все еще остается в запасе на конец следующего отчетногопериода, а его продажная цена возросла. При этом разница относится на уменьшениерасходов данного отчетного периода, то есть признается как снижениесебестоимости реализованных товарно-материальных запасов. В этом случае вбухгалтерском учете компании производят запись: Дебет 1320 «Готоваяпродукция», 1350 «Прочие запасы» — кредит 7010«Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг».
Таким образом, методы определения себестоимости пофактическим затратам и ценам продажи могут использоваться для удобства, если ихрезультаты приближенно выражают значение себестоимости. Нормативы сырья иматериалов, труда, эффективности и мощности должны регулярно проверяться ипересматриваться с учетом конкретных обстоятельств.
Существуют идополнительные методы оценки товарно-материальных запасов. Это методы оценкитоварно-материальных запасов по рыночной стоимости и метод оценкистоимости с использованием валовой прибыли или метод оценки товара врозничной торговле.
Метод рыночнойстоимости. Когдаполезность товаров не столь велика, как их себестоимость, необходим отход отправила установления цены товарно-материальных запасов на основе себестоимости.Полезностью товаров обычно считается их рыночная стоимость, откуда и идетназвание данного метода оценки товарно-материальных запасов. Для расчета термин«рыночная стоимость» означает текущую восстановительную стоимость, непревышающую верхний предел чистой стоимости реализации (продажная цена минусопределяемые затраты на завершение и выбытие) и не падающую ниже нижнего уровнячистой стоимости реализации, скорректированной на сумму обычной нормы прибыли.По этому методу могут учитываться как все товарно-материальные ценности вместе,так и каждая статья в отдельности.
Метод розничных цен используется в розничной торговле.Этот метод применяется для оценки запасов, имеющих одинаковый процент торговойнаценки. Себестоимость определяется путем уменьшения общей стоимости проданныхтоваров на соответствующий процент валовой маржи.
/> 
2.3 Учет кредиторскойзадолженности поставщикам
Учетрасчетов ведется на группе счетов 3310 «Краткосрочная кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам», 4110 «Долгосрочнаякредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Все операции порасчетам за приобретение материальных ценностей производятся по этим счетам взависимости от времени оплаты предъявленного счета.
Учетрасчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется нагруппе счетов 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам иподрядчикам». Счет по отношению к балансу — пассивный:
-   сальдо кредитовое свидетельствует осуммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченнымсчетам и неотфактурованным поставкам;
-   оборот по дебету — о суммах оплат,списаний и зачетов за отчетный месяц;
-   оборот по кредиту — о суммах попринятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованнымпоставкам за ответный месяц.
По кредиту счета 3310 отражают стоимость приобретенныхТМЗ, внеобортных активов в корреспонденции со счетами 1310, 1350, 1330 и др.(см. Рисунок 2). Сумма НДС по приобретенным ценностям отражается по кредитусчета 3310 «Краткосрочнаякредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» и дебету счета 1420«Налог на добавленную стоимость». Сумма обнаруженных недостач приприемке на склад оплаченных материальных ценностей относится с кредита счета3310 в дебет счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторскаязадолженность». Оплата счетов поставщиков отражается по дебету счета 3310и кредиту счетов по учету денежных средств.
В системе 1С: Бухгелтерия проводки формируютсяавтоматически, через ввод платежного поручения, в котором отмечается егооплата. В результате проведения платежного поручения, показанного в Приложении6 были автоматически сформированы проводки, показанные на рисунке 6.Органи-зация Счет Дт Субконто Дт Количество Дт Счет Кт Субконто Кт Количество Кт Сумма       Валюта Дт     Валюта Кт Содержание       Вал. сумма Дт     Вал. сумма Кт Номер журнала Восток 1610 ИП Иманов   1030 КазКом   102 500   Договор поставки KZT     KZT Оплата (аванс)     102 500     102 500  
Рисунок 6 – Проводки, автоматически сформированные врезультате проведения платежного поручения из Приложения 6
Воктябре 2008 г. ТОО «Восток» была приобретена партия продукции насумму 29 072,00 тенге. При этом оприходование прибывших на склад отражается подебету счета 1330 «Товары», по стоимости их приобретения без НДС вкорреспонденции с кредитом счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам иподрядчикам». Также предприятию быловыставлено несколько счетов-фактур: от АО «КазакТелеком» на сумму 7500,00 тенге.
В результате на счетах бухгалтерского учета было отраженоследующее: таблица 3.
Таблица3 Корреспонденция счетов за январь 2008 годаСодержание операций Корреспонденция счетов Сумма, тенге Дебет Кредит
Отражено поступление товарной продукции на склад 1330 3310 25727,00
Отражена сумма НДС по приобретенным товарам, сумма принята к зачету 1420 3310 3345,00
Получен счет-фактура от поставщика услуг АО «КазакТелеком» 7210 3310 6637,00 Отражена сумма НДС, принятая к зачету 1420 3310 863,00
Таким образом, итоговые обороты по дебету счета 1420«Налог на добавленную стоимость за октябрь 2008 года составили в сумме4208,00 тенге. Данная сумма была отнесена на возмещение: дебет счета 3130»Налог на добавленную стоимость" в корреспонденции с кредитом счета1420 «Налог на добавленную стоимость».
В соответствии со статьей 235 Налогового Кодекса РеспубликиКазахстан суммы налога на добавленную стоимость, входящие в суммы, уплаченныепоставщикам продукции, коммуникационных услуг, аренды, предприятие имеет правоотнести в зачет при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающихфактическую оплату поставщику.
Впрактике учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ТОО«Восток» существует несколько нетиповых хозяйственных операций,требующих также отражения на счетах бухгалтерского учета:
1) Учет расчетов поавансам, выданным поставщикам и подрядчикам.
Учет расчетов по авансам,выданным поставщикам и подрядчикам ведется на группах счетов 1610«Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансывыданные».
На счетах подраздела обобщается информацияпо выданным авансам под поставку ТМЗ или выполнение работ, а также по оплатепродукции, работ и услуг, принятых от заказчиков по их частичной готовности.
Покредиту счетов 1030 «Денежные средства на текущихбанковских счетах», 1010 «Денежные средства в кассе» и др.
Аналитическийучет выданных авансов ведется в ведомости аналитического учета расчетов по прочейдебиторской и кредиторской задолженности в разрезе счетов 1610«Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансывыданные» по каждому дебитору отдельно.
2)Учет недостач и потерь от порчи материальных ценностей
При расчетах с поставщиками за материальные ценностимогут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества посравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишкиоформляются в приходном ордере совместно с остальными поставленными ценностями,при этом возникает кредиторская задолженность на сумму излишне поставленныхценностей. Отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставитьдополнительный счет на оплату. В случае выявления недостач бухгалтериярассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику.
Анализ расчетов с поставщиками можновыполнить в любой момент на основании Оборотно-сальдовой ведомости(Рисунок 7) или Карточки счета по счетам 3310, 4110 (Рисунок 8).Субконто Сальдо на начало периода Оборот за период Сальдо на конец периода   Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит ТОО «Восток»     102 500,00 102 500,00     Валюта KZT     102 500,00 102 500,00     Валютная сумма     102 500,00 102 500,00     ИП Иманов     102 500,00 102 500,00     Валюта KZT     102 500,00 102 500,00     Валютная сумма     102 500,00 102 500,00     Договор поставки     102 500,00 102 500,00     Валюта KZT     102 500,00 102 500,00     Валютная сумма     102 500,00 102 500,00     Итого     102 500,00 102 500,00    
Рисунок 7 — Оборотно-сальдоваяведомость ТОО «Восток» по счету 3310 за период с 25 по 27.11.2008
/>
Рисунок 8 – Карточка счета 3310 ТОО«Восток» за период с 25 по 27.11.2008
Оборотно-сальдовая ведомость по счету3310 дает информацию о сальдо начальном и конечном, дебетовых и кредитовыхоборотах в разрезе поставщиков и договоров, а также общие суммы.
Карточка счета 3310 позволяетполучить более детализированную информацию по расчетам с поставщиками уже вразрезе номенклатуры приобретенных ценностей.

/>3.ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙНА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Внутренний контроль запоступлением материальных ценностей
Службе внутреннего контроля предприятия необходимо учитывать,что поступление материальных ценностей осуществляется по следующим основаниям:
— по договорам купли-продажи, договорам поставки;
— внесению в счет вклада в уставный капитал;
— получению активов на безвозмездной основе.
По активам, поступающим на основе договоров поставки иликупли-продажи, предприятие должна получить от поставщиков расчетные документы исопроводительные документы, в том числе товаротранспортные накладные, счета,спецификации, сертификаты и т.д. Предприятие должно установить порядок приемки,регистрации, проверки, прохождения документов (график документооборота) попоступающим товарам. Ответственные лица должны:
— произвести регистрацию документов в журнале учетапоступающих грузов;
— проверить соответствие данных документов по количеству,номенклатуре, ценам, срокам поставки в соответствии с договором;
— проверить правильность показателей расчетных документов;
— принять к оплате расчетные документы;
— передать документы в соответствующие службы и отделыпредприятия (в небольших предприятиях — в бухгалтерию) согласно графикудокументооборота.
Если товар получается со склада поставщика или транспортнойорганизации, работнику выдаются необходимые документы и доверенность наполучение товарно-материальных запасов (Приложение 1). В этом случае необходиморуководствоваться Методическими рекомендациями к Стандартам бухгалтерскогоучета 7 «О порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальныхзапасов и отпуска их по доверенности». Доверенностью признается письменноеуполномочие доверителя для представительства от его имени, выдаваемое им поверенному,согласно ст. 167 Гражданского Кодекса РК. Доверенность подписываетсяруководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью. При выдачедоверенности перечень подлежащих получению товаров приводится тогда, когда вдокументе на отпуск не приведены наименования и количество товаров, подлежащихполучению. Поверенное лицо на следующий день после каждого получения товаров,независимо от того, получены они полностью или частями, представляет вбухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче товаров на склад илиматериально ответственному лицу. Если поверенное лицо не отчиталось обиспользовании доверенности по истечении срока, новые доверенности ему невыдаются. Предприятию рекомендуется определить перечень лиц, которые должныобеспечить:
— контроль соблюдения правил оформления, выдачи и регистрациидоверенностей;
— инструктаж лиц, которым выдается доверенность о порядкепредставления документов о выполнении поручений;
— контроль своевременности представления соответствующихприходных документов в пределах срока действия доверенности;
— своевременный контроль возврата неиспользованныхдоверенностей.
Приемка товаров от транспортных организаций по количеству икачеству производится по правилам, действующим на транспорте, и условиямдоговоров купли-продажи, поставки и т.д.
Если счет поставщика был принят к оплате и оплачен, а припоступлении товаров обнаружилась их недостача по сравнению с даннымисопроводительных или иных документов, обнаружены несоответствия цен,оговоренных в контракте, обнаружены арифметические ошибки, счет 3310«Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»,4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам»кредитуется со счетом 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»,2180 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность».
Списание кредиторской задолженности в пределах и за счетдебиторской задолженности при наличии акта сверки отражается в учете: Дебет3310, 4110 — Кредит 1210, 2210, 1280, 2180. Погашение кредиторскойзадолженности поставщикам зачетом аванса Дебет 3310, 4110 — Кредит 1610,2910.
Дебиторскаязадолженность с истекшим сроком исковой давности, а также другие, нереальные квзысканию, долги списываются по каждому обязательству на основании материаловинвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя предприятия и,согласно учетной политике, учитываются на счетах по учету резерва посомнительным требованиям. Если эти суммы не учитывались в составе резервов посомнительным требованиям, то они отражаются на счете 7210. За балансом такаязадолженность отражается как списанная задолженность неплатежеспособногодебитора для наблюдения за возможностью ее взыскания.
Предприятия могут создавать резерв по сомнительнымтребованиям. Задолженность может быть текущей или нормальной, т.е. когда онаобразуется закономерно в соответствии с действующими формами и видами расчетов.Задолженность с истекшими сроками исковой давности определяется сопоставлениемсроков возникновения права на иск и установленных законодательством сроков предъявленияисков. Понятие «сомнительные требования» относится к дебиторскойзадолженности предприятий, не погашенной в срок и не обеспеченной гарантиями.Организация оценивает и признает сумму сомнительных требований (долгов) какрасход в соответствии с определенным методом оценки. При этом в финансовойотчетности раскрывается дебиторская задолженность за вычетом резерва посомнительным требованиям. В бухгалтерском учете операции по резервированиюсомнительных требований рекомендовано осуществлять следующим образом:
Дебет 7440 – Кредит 1290 – создание резерва по сомнительнымтребованиям;
Дебет 1290 – Кредит 1210,2210,1280,2180 – списаниезадолженности за счет созданного резерва по сомнительным требованиям;
Дебет 7440 – Кредит 1290 – восстановление неизрасходованныхсумм резервов по сомнительным требованиям (сторно).
Особенности возникновения сомнительного требованияопределяются гражданским законодательством, где срок исковой давностиустановлен в три года. В соответствии с главами 6 и 7 Гражданского Кодекса РКсрок, установленный законодательством или сделкой, определяется календарнойдатой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течениесрока исковой давности начинается по окончании установленного срока исполнения.Существуют и иные условия возникновения обстоятельств течения срока исковойдавности, в данном случае рассматривается порядок определения сроков исковойдавности по контрактам, предусматривающим их исполнение на определенную дату.Предприятие в бухгалтерском балансе раскрывает дебиторскую задолженность завычетом резерва по сомнительным требованиям. В налоговом учете суммы резерва посомнительным требованиям на вычет не относятся.
В соответствии с главами 6 и 7 Гражданского Кодекса РК срок,установленный законодательством или сделкой, определяется календарной датой илиуказанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока исковойдавности начинается по окончании установленного срока исполнения. Существованиесальдо по счетам 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность», 2110«Долгосрочная дебиторская задолженность» обусловлено действующейсистемой расчетов за продукцию, товары, услуги. Так как продукция (работы,услуги) оплачивается в основном перечислением денежных средств на расчетныйсчет, то и возникает временной разрыв между поступлением товаров и их оплатой.В случае выплаты аванса под поставку товаров или полной предоплаты и непоставкипоставщиком товаров по разным обстоятельствам применяются соответствующие меры,предусмотренные гражданскимзаконодательством. Например, взыскание с недобросовестного поставщика суммоплаты и неустойки, с применением ставки рефинансирования. Применение ставкирефинансирования предусмотрено Гражданским кодексом РК в части ее использованияпри расчетах неустойки за неправомерное пользование чужими деньгами. В статье353 Гражданского КодексаРК, которая, затемупоминается в других законодательных актах, отмечено, что размер неустойкиисчисляется, исходя из официальной ставки рефинансирования на день исполненияденежного обязательства или его соответствующей части.
Суммы кредиторской задолженности, с истекшим сроком исковойдавности, списываются по каждому обязательству на основании материаловинвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя предприятия иучитываются на счете 6160 «Прочие доходы от финансирования», 6280«Прочие доходы».
/> 
3.2 Инвентаризация расчетов споставщиками и подрядчиками
Впроцессе хозяйственной деятельности могут возникнуть расхождения данныхбухгалтерского учета с фактическим наличием.
Расхожденияможно выявить путем периодической сверки данных фактических остатков средств сданными бухгалтерского учета путем сверки. В системе 1С: Предприятие для этогопредназначен документ Акт сверки взаоморасчетов (Приложение 7).
ДокументАкт сверки взаоморасчетов предназначен для проведения сверкивзаиморасчетов организации с поставщиками. Сверка взаиморасчетов может бытьпроведена как сразу по всем договорам с поставщиками, так и по конкретномудоговору. Можно указать период, за который необходимо провести сверку; еслипериод не указан, произойдет сверка по всем операциям с контрагентом,осуществленными с момента начала ведения учета в информационной базе. Сверкуможно производить как в тенге, так и в иностранной валюте.
Сверкарасчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков итщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Сверка – этоспособ бухгалтерского учета, при помощи которого сопоставляются и регулируютсяучетные данные в средствах субъекта с их фактическим наличием с цельюобеспечения соответствия этих показателей.
Сверкарасчетов проводится с целью обоснованности и сокращения сумм дебиторской икредиторской задолженности, для контроля за соблюдением платежной дисциплины,взаиморасчетов по заключенным договорам, уточнению сроков оплаты, чтобы недопустить выплату штрафных санкций, неустоек и образование резерва посомнительным долгам.
Расчетыс покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками – проверяют всоответствии с выбранной учетной политикой субъекта. Необходимо помнить, чтосрок исковой давности составляет три года (ст.178 Гражданского Кодекса РК), вналоговом учете – два года (п.43 ст.5 Закона РК «О налогах и другихобязательных платежах в бюджет»). Срок исковой давности начинается смомента просрочки долга, который устанавливается исходя из условия договора.Дебиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек, должна бытьсписана по решению руководителя субъекта либо за счет созданного резерва(Международный стандарт бухгалтерского учета №18 «Выручка»), а еслирезерв не создавался, то на результат хозяйственной деятельности и подлежитвычетам при налогообложении (ст.17 Налогового Кодекса РК).
Проверкапо счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям:наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанностисторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплатыили получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнотаоприходования и списания полученных ценностей.
Припроверке следует обратить внимание на следующее:
-     имеются ли договора на поставкупродукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
-     при наличии дебиторской и кредиторскойзадолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
-     имеется ли задолженность систекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.
Приэтом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка приосуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг)относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполненияобязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срокадоговора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленнойГражданским кодексом РК формы, не в полном объеме или несвоевременно, всоответствии с Гражданским кодексом РК являются ничтожными. Установлено, чтообязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнениеработ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательствпо расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы илиоказанные услуги).
Установленотакже, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленныетовары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с моментафактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммынеистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указаннымисделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактическогополучения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) какбезнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, заисключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел; при поступлениитоварно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы(неотфактурованные поставки), необходимо проверить:
-  не числятся ли эти поступившиеценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складовпоставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторскаязадолженность;
-  проводилась ли инвентаризациярасчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречнуюпроверку расчетов;
-  полнота оприходования материальныхценностей;
-  правильность установления цен наматериальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорахпоставки;
-  правильность списания затрат скредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ,услуг);
-  правильность списаниязадолженности с истекшим сроком исковой давности.
СогласноЗакона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в РК, дебиторскаязадолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальныедля взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятсясоответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результатыхозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этихдолгов не резервировались или на уменьшение финансирования (фондов). Списаниедолга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не являетсяаннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом втечение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взысканияв случае изменения имущественного положения должника. Суммы кредиторской идепонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежатотнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования(фондов).
Проверяется:
-     правильность отражения операцийпри оплате векселями;
-     предъявлялись ли претензиипоставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленныхдоговорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружениинесоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу грузав пути сверх норм естественной убыли;
Припроверке расчетов с подрядчиками следует установить:
-     обеспечены ли объекты источникомфинансирования;
-     имеется ли проектно-сметнаядокументация на строящиеся объекты;
-     нет ли приписок объемоввыполненных работ;
-     правильность веденияаналитического и синтетического учета по счетам 3310 «Краткосрочнаякредиторская задолженность»;
-     правильность составления бухгалтерскихпроводок по счетам расчетов.
/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данного курсового проекта была изучена система учетаприобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками, действующая вРеспублике Казахстан в настоящее время.
Поставщиками считаются организации, которые надоговорной основе осуществляют поставки различных материальных ценностей.Документальное оформление расчетов с поставщиками предполагает работу соследующими первичными документами: договором, счетом на оплату, платежнымпоручением, выпиской по банку.
Правовой режим расчетов с поставщиками определяетсядоговором, отвечающим требованиям Гражданского кодекса Республики Казахстан. Вдоговоре указываются: ассортимент и количество поставляемых материальныхценностей, цена, сроки действия договора и поставок, способ транспортировки,порядок расчетов, порядок приемки материалов, санкции за нарушение условийдоговора и т.д.
Фома оплаты также определяется в условиях договора и можетосуществляться в наличном и безналичном порядке, а также путем обмена товарами,работами, услугами, известными как бартерные сделки. Формы безналичных расчетовустанавливает Национальный банк Республики Казахстан. Наиболее распространенными на территории Казахстанаплатежными инструментами являются платежные поручения и платежные карточки.
Для учета расчетов с поставщиками по Типовому плану счетовпредназначены, в зависимости от срока и ликвидности, следующие счета: 1610«Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансывыданные», 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщиками подрядчикам», 4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам иподрядчикам».
В случае поступления материальных ценностей без последующейоплаты у предприятия возникает кредиторская задолженность или долг передпоставщиком. Согласно законодательству, по истечении срока истребования илипогашения задолженности ее сумма относится в доход предприятия, при этомсписанные суммы кредиторской задолженности учитываются и как доход в целяхналогообложения.
Таким образом, в рыночных условиях значительно возрастаетроль организации учета и контроля расчетов с поставщиками. Этот кругооборотхозяйственных расчетов требует постоянного внимания для принятия правильногоуправленческого решения.
В результатевзаимодействия с поставщиками предприятие приобретает различные материальныеценности. Материальные ценности составляют часть оборотного капиталапредприятия и обеспечиваютбесперебойный процесс производства и реализации продукции. В общем пониманииматериальные ценности — это активы в виде:
-  запасов сырья, материалов, покупныхполуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов,запасных частей, прочих материалов предназначенных для использования в производствеили при выполнении работ и услуг;
-  незавершенного производства;
-  готовой продукции;
-  товаров, предназначенных для продажи.
Приобретениетоварно-материальных ценностей сопровождается оформлением пакета документов накаждую сделку купли-продажи. К таким документам относятся: доверенность;товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходный-ордер. Документооборот,сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа ихполучения на склад предприятия.
Учет товарно-материальныхценностей на предприятии организуется в соответствии с Типовым планом счетовбухгалтерского учета от 23.05.2007 в разделе 1 «Краткосрочные активы»в подразделе 1300 «Запасы». С точки зрения разделения бухгалтерскогои складского (оперативного) учета, учет материальных ценностей может вестисьдвумя методами: сальдовым и количественно-суммовым.
Основнаязадача учета товарно-материальных запасов — определение стоимости, по которойзапасы поступают и списываются с баланса предприятия. Решению этой задачи способствуеттакой метод бухгалтерского учета, как оценка.
ПоМСФО (IAS) №2 «Запасы» первоначальное признание, оценка и учетзапасов ведетсяпо наименьшей из двух величин: фактической (исторической) стоимости и возможнойчистой цены продаж. Товарно-материальные запасы отражаются в учете и отчетностипо их фактической себестоимости.
Фактическойсебестоимостью товарно-материальных запасов, приобретенных за плату, признаетсясумма фактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога надобавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Бухгалтерский учет товарно-материальных запасов занимаетважное место в системе управления хозяйственной деятельностью предприятия. Онформирует информацию обратной связи о показателях, характеризующих фактическое состояниеи качественные показатели использования материальных ценностей. Этоспособствует улучшению ресурсосбережения на предприятии.
Применениеавтоматизированных систем бухгалтерского учета, например программы1С: Бухгалтерия, значительно упрощает ведение учета приобретения материальныхценностей и расчетов с поставщиками. При этом устраняется разрыв междуоперативным и бухгалтерским учетом материальных ценностей, появляетсявозможность оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а, следовательно,и устранения допущенных ошибок в отчетном месяце.
Применениеучетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению среднейстоимости запасов; обеспечивается своевременное получение сведений об остаткахна складах. Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативныефункции учета; расширяется возможность применения компьютерной техники пообработке документации и составлению учетных регистров; исключается отставаниеаналитического учета запасов от синтетического.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        http://www.nationalbank.kz– Официальный сайт Национального Банка РК
2.        Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализдебиторской и кредиторской задолженности. — Бухгалтерский учет, 2003 г., 192 с./>3.        Кодекс Республики Казахстан от 01.07.1999 N 409-1«Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)»
4.        Кодекс РеспубликиКазахстан от 12.06.2001 N 209-2 «О налогах и других обязательных платежахв бюджет (Налоговый кодекс)»/>5.        Кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 года«Гражданский кодекс Республики Казахстан (Часть общая)»
6.        Кондраков Н.П. Бухгалтерскийучет. Учебное пособие 5-е изд. — Инфра-М, 2008 г., 717 с.
7.        Коцюбинский А.О.,Грошев С.В. 1С. Бухгалтерия 8.0. Учет операций с денежными средствами. — Издательство:Триумф, 2006 г., 192 с.
8.        Коцюбинский А.О.,Грошев С.В. 1С. Бухгалтерия 8.0. Учет торговых операций. — Издательство:Триумф, 2006 г., 208 с.
9.        Коцюбинский А.О.,Грошев С.В. 1С: Бухгалтерия 8.0 -Триумф, 2006 г., 400 с.
10.      Международныестандарты финансовой отчетности. МСФО (IAS) 2. «Запасы»
11.    Методическиерекомендации по применению международного стандарта финансовой отчетности (IAS)2 «Запасы»
12.    Методическиерекомендации к Стандартам бухгалтерского учета 7 «О порядке выдачидоверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их подоверенности»
13.    О бухгалтерскомучете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007г.,№234-111.
14.    О налогах идругих обязательных платежах в бюджет. Закон Республики Казахстан (Налоговыйкодекс), от 30 декабря 2006г., №209-11. — Алматы: БИКО, 2001.-362с.
15.     Полякова С.И., Соловьева О.В., Старовойтова Е.В.Бухгалтерский учет. — Инфра-М, 2004 г., 391 с.
16.    ПосланиеПрезидента Республики Казахстан народу Казахстана от 06 февраля 2008 года«Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственнойполитики».
17.     Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современномпредприятии. — Проспект, Велби, 2008 г., 552 с.
18.    Приказ Министрафинансов РК «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» от22.06.2007 г. №221.
19.    Приказ Министрафинансов РК от 21.06.2007 г. №217 «Об утверждении Национального стандартафинансовой отчетности №2»
20.    Приказ Министрафинансов РК от 23.05.2007 г. №185 «Об утверждении Типового плана счетовбухгалтерского учета»
21.      Радостовец В.К,.Радостовец В.В, Щмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии – Алматы: Центраудит Казахстан, 2002.
22.      Райзберг Б. А.,Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-еизд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007, 495 с.
23.      Рязанцева Н., Рязанцев Д. 1С: Предприятие.Бухгалтерский учет. Секреты работы. — BHV-Санкт-Петербург, 2007 г., 320 с.
24.      Сборникметодических рекомендаций по применению МСФО. Издательский дом «БИКО»г. Алматы, 2006.
25.      Сейдахметова Ф.С.Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. Алматы: Экономика, 2000.
/> 

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
/>

Приложение 2
/>

Приложение3
/>

Приложение 4
 
/>
 

Приложение 5
/>

Приложение 6
 
/>
 

Приложение 7
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.