Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Составление бухгалтерского баланса

Содержание
Введение
1. Роль и назначениебухгалтерских балансов
2. Классификациябухгалтерских балансов
3. Структура и строениебухгалтерских балансов
4. Аналитическое значениегоризонтальных взаимосвязей статей балансов
5. Практика заполнения годовогобухгалтерского баланса организации ЗАО «Вымпел»
Выводы и предложения
Список используемойлитературы
Приложение

Введение
В современныхэкономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации,достоверность, оперативность и объективность которой позволяют всем участникамхозяйственного оборота представить и понять финансовой состояние и финансовыерезультаты деятельности конкретной компании.
Вбухгалтерском балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, поих видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупногообщественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевомуназначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается наопределенный момент, как правило, на первое число отчетного периода встоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение вбухгалтерском балансе приводится и на начало года, можно утверждать, чтосостояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.
Этозначительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, егоместа в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынкетоваров, работ, и услуг.
Сущностьбухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, онявляется частью метода бухгалтерского учёта. С другой стороны, бухгалтерскийбаланс — одна из форм периодической и годовой отчетности.
Средидругих слагаемых метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характернотолько для бухгалтерского баланса.
Вэтой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но иоснова для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступностипонимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельныхстатей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторыизучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами иподгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
Бухгалтерскийбаланс является наиболее информативной формой, которая позволяет приниматьобоснованные управленческие решения.
Умениечитать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли вдеятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этихизменений для экономики предприятия.
Все это доказывает актуальность выбранной темыисследования.
Целью данной курсовой работы являетсярассмотрение и раскрытие методики составления бухгалтерского баланса в теории ина практике.
Задачамикурсовой работы являются:
— рассмотретьроль и назначение бухгалтерских балансов;
— охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов;
— раскрытьструктуру и строение бухгалтерских балансов;
— описать практикузаполнения годового бухгалтерского баланса организации ЗАО «Вымпел»;
— представитьвыводы и предложения по проделанной работе.
Нужно так жеотметить, что в работе широко использована литература самых различныхнаправлений. Но основными являются Положение по бухгалтерскому учету,законодательные акты, законы и постановления. Большой материал был использованиз журналов: Российский налоговый курьер, МБУ и Бухгалтерский учет.

1. Роль и назначениебухгалтерских балансов
Термин «баланс»широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования иупотребляется в значении равновесия (от фр. balance — весы). В экономикеприменяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходовпредприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходовнаселения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный;межотраслевой баланс и др.
Общая идеяприменения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значенияпоказателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
Первый опытпостроения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщениеинформации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономическогосубъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектовбухгалтерского наблюдения:
— по ихфункциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовойдеятельности (экономическое содержание балансового уравнения);
— поисточникам образования имущества хозяйственной единицы (юридический подход).
Бухгалтерскиебалансы предназначены для отражения финансового положения экономическогосубъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации(регистрации Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); датысоставления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие,девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации илидр.
Основуинформационной бухгалтерской системы любого отчетного или промежуточногопериода составляет входящий бухгалтерский баланс. Последующие фактыхозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерияидентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственныеоперации согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетныхсистемах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов(допустим, в конце квартала или года).
Бухгалтерскийбаланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния предприятия,на котором нашли отражение два равновеликих изображения:
— чемрасполагает предприятие (имущество, классифицированное по функциональномупризнаку);
— за счеткаких источников появилось данное имущество (капитал собственника ипривлечённый капитал).
Припостроении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующихпринципов:
1. Денежноговыражения — показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающемобъекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.
2.Обособленного предприятия — бухгалтерский баланс относится к предприятию, а нек лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); вактиве учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственностиили находящееся под полным контролем (в американском учете — контролируемоеимущество).
3.Действующего предприятия — период времени, в течение которого будетсуществовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается (имущество,показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидациипредприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правилаоценки показателей баланса).
4. Учета посебестоимости — активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за ихприобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (вусловиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредствомгосударственного регулирования).
5.Двойственности — концепция двойственности очевидна из того факта, что активы налевой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного ипривлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.
Прирассмотрении бухгалтерских балансов в первую очередь следует классифицировать ихна статические и динамические. Статические балансы формируются на основемоментальных показателей, рассчитанных на определенную дату. Статическиебалансы подробно изучаются в следующем параграфе. Динамические балансы отражаютданные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования нетолько по моментальным показателям, но и в движении — в виде интервальныхпоказателей (оборотов за отчетный период). Примерами динамического балансамогут служить шахматный оборотный баланс и оборотная ведомость.
Бухгалтерскийбаланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработкибухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состоянияэкономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетныхпоказателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступаетнесравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственнойединицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности,направленной на совершенствование или развитие всей системы управленияпредприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованныепользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использованиересурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять,таким образом, свои информационные потребности.

2. Классификациястатических бухгалтерских балансов
Вбухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которыеотличаются в зависимости от цели их составления. В работе предлагаетсяклассифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам [7, С. 15]:
1) времясоставления;
2) источниксоставления;
3) объеминформации;
4) характердеятельности;
5) объектотражения;
6) способочистки.
Воспользуемсяпредложенной схемой классификации для выработки более четкого представления овидах балансов. Первая классификация (по времени составления) представляетсяосновополагающей. Рассмотрим 6 разновидностей баланса, выделенных по этомупризнаку.
Вступительныебалансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Совступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данногохозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемыхпредприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условияхправопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительномбалансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе предприятия, иинвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основномденежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал. Во второмслучае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего)вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационномубалансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятиевыступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационногобаланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия,приобретенного на аукционе по • цене, превышающей (занижающей) чистую стоимостьидентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести вовступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы илистоимость ее репутации).
Текущиебалансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только одинраз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются всоответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего временифункционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие),промежуточные и заключительные (исходящие).
Начальные изаключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. Приэтом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года)служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года.Коллация (тождественность) преемственных данных обязательна.
Промежуточныебалансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетногопериода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями запервый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончаниитретьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев.
Промежуточныебалансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемыхотчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой — источникамисоставления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего(книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются даннымиполной инвентаризации всех статей баланса — основных средств и нематериальныхактивов, товарно-материальных ценностей, денежных средств при расчетахпредприятия). Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражаютобъекты бухгалтерского наблюдения.
Санируемыебалансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только висключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства(несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принятьрешение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления обанкротстве или испытать последний шанс — убедить кредиторов в целесообразностиотсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимыеаудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. доокончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии делна предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия вбудущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровлениефинансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенноотличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским аппаратомпредприятия, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьибаланса, не соответствующие реальности.
Ликвидационныебалансы. Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываютсянеоднократно:
— на началопериода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
— в ходепериода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; ихколичество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационныхпотребностей владельцев и кредиторов);
— на конецпериода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).
Всоответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают всилу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационномбалансе они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной)стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности намомент ликвидации.
Разделительныебалансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколькоболее мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной илинескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (впоследнем случае баланс называется передаточным).
Объединительныебалансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в однопредприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц кданному предприятию.
Рассмотренныехарактеристики относятся к классификации бухгалтерских балансов по времени ихсоставления. Рассмотрим классификацию балансов по пяти остальным признакам.
Классификацияпо источникам составления. При изучении текущих балансов упоминались балансы,составленные по данным текущего бухгалтерского учета и по результатам, зафиксированнымв инвентарях (описях). По признаку источника составления выделяютсяинвентарные, книжные и генеральные балансы.
Инвентарныебалансы составляются только на основании инвентарей имущества, средств врасчетах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительныйили организационный баланс. Инвентари разрабатывают также в тех случаях, когданеобходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного балансаиндивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия,какими признаются Капитал собственника или Уставный фонд, а также привозникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе илипри изменении хозяйством своей формы (например, превращение его изгосударственного в акционерное).
Книжныйбаланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительнойпроверки книжных записей путем инвентаризации.
Генеральныйбаланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные(книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированиюбалансовых статей.
Единичныебалансы характеризуют деятельность только одного предприятия.
Сводные (иликонсолидированные) балансы. Различают два вида сводных балансов в зависимостиот объекта и способа их составления.
Во-первых,сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитываяагрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичнымпредприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключенияостатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.
Во-вторых,сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн),представленная материнской и ее дочерними компаниями. Сводный баланс формируетинформацию о Группе как о едином предприятии и показывает, каким был бысобственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние исама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланссоставляется не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлениемследующих корректировок:
— исключениеминвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий иисключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталахдочерних предприятий;
— исключениемостатков по взаимным расчетам внутри группы;
— исключениемдивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов идоходов.
По характерудеятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. Косновной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия изарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаютсянеосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяетсядолжного внимания и, как правило, все виды деятельности (основные и неосновные)отражаются в одном балансе (основной деятельности).
По объектуотражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельныйбаланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридическоголица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы,цехи, представительства и т.д.).
По способуочистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто– это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто– это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из балансарегулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка,износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то этоозначает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.
3. Структура и строениебухгалтерских балансов
Бухгалтерскийбаланс представляет собой способ экономической группировки имущества по егосоставу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца,квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятиярассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и поисточникам образования (пассив баланса).Повнешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой частьюкоторой является актив, а правой – пассив. В бухгалтерском балансе всегдасоблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Основным элементом балансаявляется балансовая статья. Под статьей понимается показатель (строка) актива ипассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников егоформирования, обязательств предприятия. />/>/>/>/>/>
По составуактивы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные и оборотные.
Внеоборотные(долгосрочные) активы – активы, полезные свойства которых ожидаетсяиспользовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства,капитальные и другие финансовые вложения, нематериальные активы.
Основныесредства – это часть средств производства, целиком и полностью участвующие вхозяйственной деятельности предприятий в течение длительного времени, неменяющие своей натуральной формы и переносящие свою стоимость на продуктпостепенно, по мере износа.
Практически косновным средствам относя средства со сроком полезного использования больше 12месяцев. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточныеустройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборыи устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент,производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий ипродуктивный скот, многолетние насаждения и прочее.
СогласноПоложению по бухгалтерскому учёту «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), в составеосновных средств должны учитываться находящиеся в собственности предприятияземельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природныересурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией и относятся к осязаемымактивам. Между тем в учёте отражаются и так называемые неосязаемые активы.
Нематериальныеактивы – вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, нопредставляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников(объекты интеллектуальной собственности). Стоимость нематериальных активовустанавливается индивидуально в момент их приобретения.
Кнематериальным активам относятся цена фирменной марки, стоимость патентов,авторских прав, прав на «ноу-хау». «Ноу-хау» — это специальные технические иэкономические знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены идругим предприятиям.
Правилаформирования в бухгалтерском учёте информации о нематериальных активах изложеныв ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Кроме того, к нематериальнымактивам относятся организационные расходы (расходы, связанные с образованиемпредприятия) и «гуд вилл» (деловая репутация предприятия).
Капитальныевложения – затраты, связанные со строительством, приобретением основныхсредств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываютсякак капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию.
Доходныевложения в материальные ценности – вложения предприятий в финансовую аренду,представляющую собой новые объекты основных средств исключительно для сдачи ихв аренду заранее известному арендатору с рассрочкой в оплате по договорнымпромежуточным платежам. При капитальной финансовой аренде договор на неё можетпредусматривать передачу прав собственности на имущество арендатору по окончаниидоговора аренды и полном завершении расчётов.
Финансовыевложения – инвестиции предприятия, связанные с приобретением акций и другихценных бумаг с вложением в уставные капиталы других предприятий, с цельюполучения доходов на срок более года.
Оборотныесредства (активы) – вложения финансовых ресурсов в объекты, использованиякоторых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо втечение относительно короткого календарного времени (как правило, не болееодного года). В работе большинства предприятий оборотные средства имеютрешающее значение, именно они формируют конечные результаты их деятельности.
В составеоборотных средств можно выделить:
1.Товарно-материальные ценности (запасы), методологические основы формированиякоторых установлены ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов». В ПБУвыделяются:
— материально-производственные запасы – сырьё, материалы, топливо, и т.д. Ониполностью потребляются в процессе оного производственного цикла, поэтому вся ихстоимость сразу переносится на себестоимость изготовляемой продукции.
— готоваяпродукция на складе или отгруженная потребителю учитывается по фактическойсебестоимости, которая включает в себя затраты материальных и трудовыхресурсов, начисления к фонду оплаты труда на социальные нужды (пенсионный фонд,фонд социального страхования и др.), затраты на топливо и электроэнергию,расходы на организацию производства (общепроизводственные расходы) и управленияпредприятием (общехозяйственные расходы), амортизацию оборудования.
— товары – наскладе, в пути, в торговом зале. Товары, приобретённые для перепродажи,закупаются с целью последующей реализации по более высоким ценам, бездополнительной обработки.
2. Денежные ипрочие средства;
— денежныесредства – финансовые ресурсы предприятия в банке, на расчётном и прочих счетахи наличные деньги в кассе и в пути.
— краткосрочные финансовые вложения – акции, облигации, векселя, чеки,находящиеся в распоряжении предприятия, финансирование деятельности стороннипредприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе.
— дебиторскаязадолженность – задолженность юридических и физических лиц перед предприятием,например задолженность покупателей за отгруженные, но ещё неоплаченные товары,авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должныпредприятию, называются дебиторами, а сама задолженность – дебиторской.
Оборотныесредства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
Понормируемым оборотным средствам устанавливаются нормативы запасов, например,норматив материальных запасов, незавершённого производства, товары на складеили в торговом зале, денежные средства в кассе. Ненормируемые – средства,размер которых неограничен (денежные средства на расчётном счёте в банке,товары в пути).
Отвлеченныесредства – это средства временно изъятые из оборота, участвующие в нём. Этоначисленные налоги, платежи из прибыли, убытки./>/>/>/>/>
Основнымпринципом группировки хозяйственных средств по источникам образования ицелевому назначению является степень закрепления их за данным предприятием.Исходя из этого хозяйственные средства делятся на следующие:
— собственные(закреплённые);
— заёмные(привлечённые).
Собственныесредства – фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.
Дляосуществления хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующийисточник, или, как это принято называть в мировой экономике, капитал. Капитал –это не совокупность товарно-материальных ценностей, а сумма стоимости этихтоварно-материальных ценностей, т.е. величин отношений, определяемыхобщественным характером мирового хозяйства.
Самитоварно-материальные ценности, вырванные из сложившейся структуры общественногопроизводства, стоимости не имеют и поэтому капитала не составляют. Например,кассовый аппарат на пустынном острове не имеет никакой стоимости, и владение имне делает человека собственником в общественном понимании этого слова.Товарно-материальные ценности становятся суммой стоимостей только присоответствии их уровню общественного производства. Но и это ещё не капитал.Капиталом данная сумма стоимостей становится лишь тогда, когда она используетсяс целью получения дохода. Швейная машина, стоящая у нас дома, конечно, имеетстоимость, но не является капиталом до тех пор, пока её не начинаютиспользовать для пошива одежды с целью её дальнейшей реализации.
Так каккапитал должен приносить доход, то требуется вести учёт вложения источника(капитала) в средства (товарно-материальные ценности).
Основнойсобственный источник хозяйственных средств предприятия – уставный капитал. Егопервоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования вуставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может бытьразмещён в любых средствах – как в товарно-материальных, так и в денежных.Направления и величина уставного капитала определяются собственникомпредприятия.
Уставныйкапитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах(уставе предприятия) величину собственного капитала, внесённого учредителями ввиде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:
— в обществахс ограниченной ответственностью – в сумме долей учредителей, определённыхучредительными документами;
— вхозяйственных товариществах – в сумме долей учредителей в уставный капитал;
— вакционерных обществах – в совокупной номинальной стоимости акций всех видов;
— впроизводственных кооперативах – в сумме паевых взносов в виде денежных средстви другого имущества, объединённого членами кооператива для совместного веденияпредпринимательской деятельности;
— нагосударственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на праваххозяйственного ведения или оперативного управления, — в сумме имущества,закреплённого собственником этого имущества за предприятием.
В условияхрыночной экономики у предприятий и организаций может происходить текущееизменение капитала, в принципе не определяющее необходимость перерегистрацииуставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.
Добавочныйкапитал включает в себя:
— суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном порядке;
— эмиссионныйдоход, который возникает при формировании уставного капитала путём дополнительнойэмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций).
В условияхрыночной экономики важное значение представляет создание и правильноеиспользование резервных фондов и платежей. Резервирование прибылиосуществляется для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов приотсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этих целей или дляпокрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь резервированиепредстоящих платежей путём заблаговременного включения в издержки обращениячасти расходов, до того как они фактически произведены. Благодаря образованнымрезервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчетныепериоды, несмотря на низкую прибыль всё же выдавать дивиденды в установленныхпределах.
Резервный капитал– это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков отхозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам иликредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.
Средстварезервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия исоблюдения интересов третьих лиц.
Резервныйкапитал создаётся в соответствии с законодательством и учредительнымидокументами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убыткови потерь. Образуется он за счёт отчислений от прибыли в размерах,предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. АОзачисляют в этот фонд эмиссионный доход. Резервный капитал может такжесоздавать в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия создаютрезервный фонд за счёт прибыли, оставшейся в их распоряжении.
Образованиерезервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первомслучае он создаётся в соответствии с законодательством РФ, во втором – всоответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия.В настоящее время создание резервного капитала обязательно только дляакционерных обществ и совместных предприятий.
Учетобразования резервного капитала должен обеспечивать получение информации, необходимойдля контроля соблюдения его верхней и нижней границ. Во всех случаях предельнаявеличина резервного капитала не должна превышать той суммы, которая определенасобственниками и зафиксирована в учредительных документах предприятия.
Суммарезервного капитала в АО не может быть меньше 10% суммы уставного капитала. Всовместных предприятиях сумма резервного капитала не меньше 25% уставногокапитала.
Закон об АОпредусматривает следующие направления использования средств резервногокапитала:
-  покрытие убытков;
-  погашение облигацийобщества;
-  выплата дивидендовакционерам в случае отсутствия или недостаточности прибыли;
-  выкуп акций общества вслучае отсутствия иных средств.
Фондамиспециального назначения называется совокупность средств, формируемых из прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, или образуемых за счёт безвозмездныхвзносов учредителей для использования в определённых, заранее установленныхцелях. По экономическому содержанию и назначению большинство фондов предприятияотносится к фондам потребления или накопления.
Фондынакопления – это часть чистой прибыли, предназначенная для техническогоперевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новых видовпродукции, строительства и обновления основных производственных фондов. Частьсредств этих фондов используется в качестве взносов в создание инвестиционныхфордов, совместных предприятий, акционерных обществ. Этот фонд аккумулируетсредства заранее распределённой и зарезервированной части чистой прибыли всоответствии с учредительными документами или по решению участниковпредприятия.
За счетсредств фондов накопления финансируют в основном капитальные вложения напроизводственное развитие предприятия. При этом осуществление капитальныхвложений за счёт собственной прибыли предприятия не уменьшает величину фонданакопления, а происходит преобразование финансовых средств в имущественныеценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств напогашение убытков отчетного года, распределении суммы прибыли междуучредителями, а также в результате списания за счёт фондов расходов, невключенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основныхсредств.
Фондыпотребления образуются для финансирования социального развития предприятия,материального поощрения работников и социальной защиты персонала. Средствафонда расходуются на приобретение путёвок в санатории, детские учреждения, нажилищное строительство, дотации на питание, приобретение проездных билетов,материальную помощь.
Создаетсяфонд за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в размеренормативов, установленных учредительными документами.
Отличительнаяособенность фондов потребления в том, что мероприятия и расходы,финансированные из них, не приводят к образованию нового имущества предприятия.Сами фонды создаются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятияпосле уплаты налогов и других обязательных платежей.
Фондысоциальной сферы образуются за счёт нераспределённой прибыли, направленной,согласно учредительным документам, в качестве финансового обеспечения развития(капитальных вложений) социальной сферы. В состав фонда входит также разница отпереоценки внеоборотных активов непроизводственного назначения и стоимостьбезвозмездно полученного имущества непроизводственного назначения.
Целевоефинансирование – безвозмездно выделенные другими предприятиями или бюджетомсредства, которые становятся собственностью предприятия и используются им накакие-либо цели, оговоренные при передаче либо по своему усмотрению.
К целевымфинансированию и поступлениям относят средства, получаемые предприятием настрого определённые цели:
-  содержание детскихучреждений;
-  подготовку кадров;
-  научно-исследовательскиеработы и прочее.
Финансированиеосуществляется за счёт ассигнований из государственного бюджета, взносовродителей, платы за обучение, средств фондов специального назначения,полученных от других предприятий, и др. Обычно из целевых источников частичнофинансируются соответствующие мероприятия.
Средствацелевого финансирования и целевых поступлений расходуются в строгомсоответствии с утверждёнными сметами. Запрещается использование целевых средствне по назначению и направление других средств на нужды, финансирование которыхдолжно осуществляться за счёт только целевых источников.
Резервы –источники средств, предназначенные для покрытия в будущем целевых расходов(оплата отпусков, текущий ремонт и т.д.).
Прибыль –основной источник хозяйственных средств любого предприятия, это результат егохозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница междуего доходами и расходами. Прибыль направляется на пополнение основных иоборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальноепоощрение работников, выплату дивидендов, расчёты с учредителями и другие цели.
Заемныесредства – кредиты банков, обязательства по распределению, кредиторскаязадолженность.
Кредитыбанков. В ходе производственной деятельности предприятие может испытыватьнехватку средств, особенно для осуществления каких-то крупных мероприятий.Временную нехватку средств предприятие покрывает за счёт банковских кредитов,которые банк предоставляет за определённый процент, зависящий от характерассуды, её срочности и коммерческой надёжности заёмщика. В настоящее времякредиты банков имеют большое значение в обеспечении хозяйственной деятельностипредприятий, так как именно они способствуют увеличению продукции предприятий,росту объёма реализации и услуг.
Банковскийкредит выдаётся банками в виде денежных ссуд, которые используются для расширенияпроизводства и как источник платёжных средств для текущей деятельности наусловиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности.
Кредиторскаязадолженность (временно привлечённые средства) – долги предприятия другимпредприятиям и отдельным лицам, например поставщикам за полученные, нонеоплаченные товары. При этом предприятие и лица, которым предприятие должно,называются кредиторами, а сама задолженность – кредиторской.
Обязательствапо распределению – задолженность по начисленной, но ещё не выплаченнойзаработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджетналогам, удерживаемым с рабочих и служащих.
Заработнаяплата включается в текущие издержки того периода, в котором затраты, связанныес использованием трудовых ресурсов, направленные на получение дохода,фактически имели место, а не тогда, когда она выплачивается персоналу. Домомента погашения задолженности персоналу предприятие использует эти средствакак временно привлечённые.
Задолженностьперед бюджетом как краткосрочный источник заёмных средств возникает в связи стем, что с момента возникновения обязательств до момента перечисления денежныхсредств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их вхозяйственном обороте. Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбори своевременное перечисление в бюджет налогов.
Начисления назаработную плату включаются в расходы того периода, в котором начисленазаработная плата, и до момента перечисления их третьим лицам предприятие имееткраткосрочное обязательство перед ними.
4. Аналитическое значениегоризонтальных взаимосвязей статей баланса
Горизонтальныевзаимосвязи балансовых статей позволяют осуществлять экономический анализфинансового состояния хозяйствующего субъекта непосредственно по бухгалтерскомубалансу. Наиболее простейшим представляется анализ ликвидности баланса,направленный на установление возможностей погашения текущих пассивов, сроккоторых истекает в отчетном году. Величина краткосрочных кредиторскихобязательств (КП) определяется по итогу раздела VI Пассива «Краткосрочныепассивы», уменьшенному на размер резервов предстоящих расходов и платежей,фондов потребления и доходов будущих периодов (строки 640, 650, 660).
Первоначальнорассчитывается коэффициент моментальной ликвидности (КМЛ), т.е. способностьпредприятия погасить текущую задолженность (КП) денежными средствами (ДС) – статья260:
КМЛ=ДС/КП (4.3)
Коэффициентабсолютной ликвидности (КАЛ) исследует возможность погашения текущейзадолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений(КФВ) — статья 250:
КАЛ=(ДС + КФВ)/КП(4.4)
Промежуточныйкоэффициент покрытия (ПКП) расширяет числитель показателя на дебиторскуюзадолженность (ДЗ). При этом в целях анализа в дебиторскую задолженностьвключаются не только денежные авансы, выданные и размер ожидаемых поступленийот покупателей и пользователей за товары, продукцию и услуги, право собственности,на которые перешло к покупателям или пользователям (статьи 230-240), но и себестоимостьпродукции и товаров отгруженных, находящихся под контролем экономическогосубъекта (продавца) до перехода права собственности (статья 216). Последнеевполне оправдано, так как при необходимости распродажи имущества организациидля текущих активов, учитываемых по этой балансовой статье, нет необходимостиустанавливать рынок сбыта, он уже определен договором на поставку иподтверждающими документами на отгрузку и в ближайшее время с некоторойстепенью вероятности ожидается переход права собственности к покупателю ипоследующая оплата. При анализе покрытия необходимо из величины числителяисключить просроченную дебиторскую задолженность. ПКП рассчитывается по формуле:
ПКП=(ДС+КФВ+ДЗ)/КП(8.5)
Перечисленныепоказатели числителя коэффициента ПКП составляют балансовые статьи, включенныев раздел II актива баланса “Оборотные активы”.
Последнийпоказатель из этой серии (общий коэффициент покрытия — ОКП) раздвигает границыобъектов бухгалтерского наблюдения до уровня всех оборотных активов (ОА),которые сопоставляются с текущими обязательствами (КП). В числитель показателявключаются все краткосрочные активы, учитываемые в разделе II актива баланса,за исключением балансовой статьи 217 “Расходы будущих периодов”, котораяотражает текущий низколиквидный актив (например, нельзя реализовать сторонним покупателямактив, выраженный затратами на переобучение персонала), и просроченнуюдебиторскую задолженность:
ОКП= (ОА –РБП)/ КП (8.6)
Рассмотренныепоказатели не только характеризуют аналитические функции бухгалтерскогобаланса, но и подтверждают логичность вертикальных и горизонтальныхвзаимосвязей его статей и разделов.
5. Практика заполнениягодового бухгалтерского баланса организации
Закрытоеакционерное общество «Вымпел», именуемое в дальнейшем Предприятие, создано всоответствии с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношенийРеспублики Татарстан от 30.10.02 г. №1538-р. Предприятие находится введомственном подчинении Министерства строительства, архитектуры ижилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Она является юридическимлицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учрежденияхбанков, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменноенаименование, товарный знак.
Предприятиеосуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях удовлетворенияобщественных потребностей и получения прибыли. Она осуществляет в установленномпорядке следующие основные виды деятельности:
— обеспечениетехнической эксплуатации и обслуживания зданий и помещений, закрепленных заним;
— проведениеработ по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений за счет средств,получаемых по договорам на техническое обслуживание зданий, а также работ по ихвосстановительному и капитальному ремонту, реконструкции и техническомуперевооружению за счет части средств, получаемых по договорам найма иперечисляемых на отдельный целевой счет Предприятия, а также за счетцентрализованно выделяемых средств;
— формирование заказа на работы по ремонту жилого фонда, по поставке коммунальныхуслуг, по содержанию и обслуживанию жилого фонда;
— финансовоеобеспечение заказа по ремонту жилого фонда, по поставке коммунальных услуг, посодержанию и обслуживанию жилого фонда;
— обеспечениематериально-технического снабжения зданий и сооружений;
 -обеспечение расположенных в закрепленных зданиях и помещениях организаций всемикоммунальными услугами;
 -производство строительных конструкций, изделий и материалов;
 -осуществление торгово-закупочной деятельности.
Рассмотрим составление бухгалтерского баланса ЗАО «Вымпел» на 2007год. Сначала составим актив баланса. Заполним раздел «Внеоборотные активы»(нумерация строк соответствует кодам, утвержденным приказом Госкомстата Россиии Минфина России от 14.11.2003 №475/102н.).
Строка 110. В учете организации числится нематериальный актив — зарегистрированныйтоварный знак. Его стоимость учитывается на счете 04, амортизация — на счете05. Остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета на начало периодасоставила 32000 руб. (80000 руб. – 48000 руб.). Эта сумма отражается в графе 3строки 110. За год начислена амортизация в размере 16000 руб., то есть на конецпериода остаточная стоимость нематериальных активов равна 16000 руб. (32000руб. – 16000 руб.). Она указывается в графе 4 данной строки.
Строка 120. Остаточная стоимость основных средств организации на 1января 2007 года — 596600 руб. (950000 руб. – 353400 руб.). В 2007 годуприобретен и введен в эксплуатацию компьютер первоначальной стоимостью 50 000руб. За отчетный период начислена амортизация — 177 700 руб. (обороты покредиту счета 02). Остаточная стоимость основных средств на 31 декабря 2007года составила 468 900 руб. (950 000 руб. + 50 000 руб. – 531 100 руб.).
Строка 130. В декабре 2007 года ЗАО «Вымпел» приобрело станок,который в отчетном периоде не был введен в эксплуатацию. Его стоимость (68 500руб.) учитывается на счете 08. В составе незавершенного строительства на конецгода будет отражена стоимость станка — 68 500 руб. (дебетовое сальдо по счету08).
Строка 140. В январе ЗАО «Вымпел» предоставило другой организациипроцентный заем до 31 декабря 2010 года. Сумма займа — 100 000 руб.(учитывается на счете 58 «Финансовые вложения» субсчет 3 «Предоставленныезаймы»). Данный актив является долгосрочным финансовым вложением, так как сроквозврата займа превышает 12 месяцев.
Таблица 2.2.1 Остатки по счетам бухгалтерского учета ЗАО «Вымпел» за 2007 годСчет, субсчет Сальдо на 01.01.2007 на 31.12.2007 дебет кредит дебет кредит 01 «Основные средства» 950 000,00 — 1 000 000,00 — 02 «Амортизация основных средств» — 353 400,00 — 531 100,00 04 «НМА» 80 000,00 — 80 000,00 — 05 «Амортизация НМА» — 48 000,00 — 64 000,00 08 «Вложения во внеоборотные активы» — — 68 500,00 — 09 «Отложенные налоговые активы» 2000,00 — 6000,00 — 10 «Материалы» 158 900,00 — 58 900,00 — 20 «Основное производство» 15 660,00 — 38 660,00 — 41 «Товары» 12 000,00 — 137 000,00 — 43 «Готовая продукция» 47 800,00 — 58 200,00 — 44 «Расходы на продажу» 1000,00 — 1800,00 — 50 «Касса» 890,00 — 1390,00 — 51 «Расчетный счет» 879 472,00 — 921 377,00 — 55 «Специальные счета в банках» 200 000,00 — — — 55-3 «Депозитный счет» 200 000,00 — — — 58 «Финансовые вложения» — — 100 000,00 — 58-3 «Предоставленные займы» — — 100 000,00 — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1 589 670,00 364 090,00 1 911 110,00 60-1 «Расчеты по приобретенным товарам, услугам» — 1 589 670,00 — 1 911 110,00 60-2 «Авансы выданные» — — 364 090,00 — 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 18 972,00 56 900,00 457 834,00 210 900,00 62-1 «Расчеты по проданным ТМЦ» 18 972,00 — 457 834,00 — 62-2 «Авансы полученные» — 56 900,00 — 210 900,00 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 21 756,00 — 16 104,80 68-1 «НДФЛ» — 2856,00 — 2596,00 68-2 «НДС» — 12 823,00 — 9485,00 68-4 «Расчеты по налогу на прибыль» — 4587,00 — 3113,80 68-5 «Налог на имущество» — 1490,00 — 910,00 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 15 890,00 — 27 835,00 69-1 «ЕСН» — 6110,00 — 15 663,00 69-2 «Взносы в ПФР» — 7830,00 — 11 982,00 69-3 «Взносы на травматизм» — 1950,00 — 190,00 70 «Расчеты с персоналом» — 38 954,00 — 35 714,00 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 1540,00 — 1420,00 — 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» — — 45 000,00 — 76-1 «Предоставленный беспроцентный заем» — — 45 000,00 — 77 «Отложенные налоговые обязательства» — 14 789,00 — 11 919,00 80 «Уставный капитал» — 100 000,00 — 150 000,00 82 «Резервный капитал» — 20 000,00 — 20 000,00 83 «Добавочный капитал» — 2000,00 — 12 000,00 84 «Нераспределенная прибыль» — 156 875,00 — 359 488,20 97 «Расходы будущих периодов» 50 000,00 — 10 000,00 —
Строка 145. На начало и конец периода у организации имеютсяотложенные налоговые активы (дебетовое сальдо по счету 09). В графе 3 даннойстроки указывается 2000 руб., а в графе 4 — 6000 руб.
В строку 190 нужно вписать общую величину внеоборотных активов. Сучетом округления до тысячи рублей на начало периода этот показатель равен 630 600руб. (32 000 руб. + 596 600 руб. + 2000 руб.), а на конец периода — 659 400 руб. (16 000 руб. + 468 900 руб. + 68 500 руб. + 100 000 руб. +6000 руб.). Перейдем к разделу «Оборотные активы». Сначала необходиморасшифровать запасы, имеющиеся у организации, по видам.
В строке 211 отражаются остатки по дебету счета 10. На 1 января2007 года их сумма составляла 158 900 руб., а на 31 декабря 2007 года — 58 900руб.
Строка 213. В ней указывают затраты в незавершенном производстве.В данном случае это дебетовые остатки счетов 20 и 44. На начало периода затратыв незавершенном производстве исчислялись 16 660 руб. (15 660 руб. + 1000 руб.),на конец периода — 40 460 руб. (38 660 руб. + 1800 руб.).
В строку 214 вписывают стоимость готовой продукции (счет 43), атакже товаров для перепродажи (счет 41). У организации имеются остатки по обоимсчетам. Следовательно, в графе 3 надо указать 59 800 руб. (12 000 руб. + 47 800руб.), а в графе 4 — 195 200 руб. (137 000 руб. + 58 200 руб.).
Строка 216. На счете 97 «Расходы будущих периодов» организацияучитывает стоимость бухгалтерской программы: на начало периода — 50 000 руб.,на конец периода — 10 000 руб.
В строке 210 приводится общая величина запасов (сумма показателейпо кодам строк 211, 213, 214 и 216). На 1 января 2007 года она составляла 286000 руб. (159 000 руб. + 17 000 руб. + 60 000 руб. + 50 000 руб.), а на 31декабря 2007 года — 304 000 руб. (59 000 руб. + 40 000 руб. + 195 000 руб. + 10000 руб.).
В строке 230 отражается долгосрочная дебиторская задолженность(платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).На начало периода дебиторская задолженность отсутствует. В июне 2007 года ЗАО«Вымпел» предоставило другой организации беспроцентный заем 45 000 руб. на двагода. Он не является финансовым вложением и учитывается в составе дебиторскойзадолженности (на счете 76). Дебиторская задолженность на конец отчетногопериода составила 45 000 руб.
Строка 240. Краткосрочная дебиторская задолженность на 1 января2007 года — 20 512 руб. (дебетовое сальдо по счету 62 — 18 972 руб. и счету 71— 1540 руб.). На 31 декабря 2007 года она составила:
— из авансов, выданных поставщикам (субсчет 60-2), — 364 090 руб.;
— долга покупателей за купленную продукцию и товары (субсчет 62-1)— 457 834 руб.;
— задолженности подотчетного лица (счет 71) — 1420 руб.
Общая величина — 823 344 руб.
В строке 241 отдельно расшифровывается задолженность покупателей изаказчиков (счет 62). На начало периода она равна 18 972 руб., на конец периода— 457 834 руб.
Строка 250. В ноябре 2006 года организация открыла депозитный счетна пять месяцев (до марта 2007-го). Сумма вклада — 200 000 руб. В бухгалтерскомучете депозитный вклад учитывается на отдельном субсчете счета 55. Всоответствии с пунктом 3 ПБУ 19/02 депозитные вклады в кредитных организацияхявляются финансовыми вложениями. В графе 3 строки 250 указывается 200 000 руб.
Строка 260. Величинаденежных средств организации — это сумма остатков по счетам 50 и 51. На началопериода денежные средства составляли 880 362 руб. (890 руб. + 879 472 руб.), наконец периода — 922 767 руб. (1390 руб. + 921 377 руб.).
В строке 290 приводится общая величина оборотных активов (суммапоказателей строк 210, 230, 240, 250 и 260). На 1 января 2007 года итог поразделу — 1 386 234 руб. (286 000 руб. + 20 512 руб. + 200 000 руб. + 880 362 руб.), на 31 декабря2007 года — 2 095 671 руб. (304 000 руб. + 45 000 руб. + 823 344 руб. + 922 767 руб.).
Строка 300. Общая величина активов (валюта баланса) на началоотчетного года — 2 016 834 руб. (630 600 руб. + 1 386 234 руб.), на конецотчетного периода — 2 755 071 руб. (659 400 руб. + 2 095 671 руб.).
Теперь заполним вторую часть баланса — пассив. Начнем с раздела«Капитал и резервы».
Строка 410. Уставный капитал ЗАО «Вымпел» составлял 100 000 руб. В2007 году он был увеличен в результате дополнительной эмиссии акций на сумму 50000 руб. Таким образом, в графе 3 указывается 100 000 руб., в графе 4 — 150 000руб. (кредитовое сальдо счета 80).
Строка 420. Информация о добавочном капитале отражается на счете83. Дополнительно выпущенные в 2007 году акции выкуплены акционерами по ценевыше номинальной стоимости — за 60 000 руб. Эмиссионный доход 10 000 руб. (60000 руб. – 50 000 руб.) отнесен на увеличение добавочного капитала. Еговеличина на начало периода — 2000 руб., на конец периода — 12 000 руб. (2000руб. + 10 000 руб.).
Строка 430. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федеральногозакона от 26.12.95 № 208-ФЗ акционерные общества должны создавать резервныйфонд. В уставе ЗАО «Вымпел» предусмотрена его величина — 20 000 руб. К 2007году резервный фонд полностью сформирован. Он отражается на счете 82. В графы 3и 4 вписывается величина 20 000 руб.
Строка 431. Резервный фонд организации образован в соответствии сзаконодательством. Поэтому величина резервного капитала (20 000 руб.)приводится и по строке 431.
В строке 470 фиксируют величину нераспределенной прибыли (сальдопо кредиту счета 84): 156 875 руб. на начало и 359 488,2 руб. на конец периода.
Строка 490. Общая величина по данному разделу на 1 января 2007года — 278 875 руб. (100 000 руб. + 2000 руб. + 20 000 руб. + 156 875 руб.), а на 31 декабря2007 года — 541 488 руб. (150 000 руб. + +12 000 руб. + 20 000 руб. + 359 488 руб.).
Далее заполним раздел «Долгосрочные обязательства».
Строка 520. Отложенные налоговые обязательства учитываются насчете 77. На начало периода их величина составляла 14 789 руб., на конецпериода — 11 919 руб.
Строка 590. Общий итог по разделу на начало года — 14 789 руб., наконец — 11 919 руб.
Перейдем к разделу «Краткосрочные обязательства». Кредиторскуюзадолженность организации следует расшифровать.
В строке 621 указывается задолженность перед поставщиками иподрядчиками (кредитовое сальдо счета 60). В графу 3 вписывается 1 589 670руб., в графу 4 — 1 911 110 руб.
Строка 622. Врассматриваемом примере задолженность перед персоналом организациисоответствует кредитовым остаткам по счету 70 (депонированные суммыотсутствуют). На начало отчетного года такая задолженность составляла 38 954руб., на конец года — 35 714 руб.
В строке 623 отражается задолженность по страховым взносам наобязательное пенсионное страхование и социальное страхование от несчастныхслучаев на производстве и профзаболеваний, которая учитывается по кредитусоответствующих субсчетов счета 69. На начало периода показатель равен 9780руб. (7830 руб. + 1950 руб.), на конец периода — 12 172 руб. (11 982 руб. + 190руб.).
Строка 624. Задолженность по налогам и сборам состоит из суммывеличин, отраженных по кредиту субсчетов счета 68, а также ЕСН без учетастраховых взносов в ПФР (субсчет счета 69). На 1 января 2007 года задолженностьпо налогам и сборам составляла 27 866 руб. (21 756 руб. + 6110 руб.), на 31декабря 2007 года — 31 767,8 руб. (16 104,8 руб. + 15 663 руб.).
Строка 625. Всоставе прочих кредиторов бухгалтер ЗАО «Вымпел» указал сумму полученных авансов(кредитовое сальдо счета 62). По графе 3 записывается 56 900 руб., по графе 4 —210 900 руб.
Строка 620. Общая сумма кредиторской задолженности на начало годаравна 1 723 170 руб. (1589 670 руб. + 38 954 руб. + 9 780 руб. + 27 866 руб. +56 900 руб.), а на конец года — 2 201 664 руб. (1 911 110 руб. + 35 714 руб. +12 172 руб. + 31 768 руб. + 210 900 руб.).
В строке 690 приводят общую величину краткосрочных обязательств:на 1 января 2007 года — 1 723 170 руб., на 31 декабря 2007 года — 2 201 664 руб.
Строка 700. Величина пассивов равна величине активов. То естьсумма, указанная по этой строке, должна соответствовать значению строки 300.Показатель рассчитывается как сумма значений строк 490, 590 и 690. На началопериода валюта баланса равна 2 016 834 руб. (278 875 руб. + 14 789 руб. + 1 723 170 руб.), на конец года —2 755 071 руб. (541 488 руб. + 11 919 руб. + 2 201 664 руб.).
И, наконец, заполним справку о наличии ценностей, учитываемых назабалансовых счетах.
Строка 910. Организация арендует офисное помещение. В договореаренды указана его стоимость — 1 586 900 руб. Эта сумма отражена назабалансовом счете 001. В строке 910 она указывается на начало и на конецотчетного периода.
В заключениесоставляется бухгалтерский баланс (Приложение 1).

Заключение
В переходныйпериод предприятий РФ к рыночной экономике совершенствуется не только и нестолько политические, сколько экономические отношения в обществе, а вместе сними совершенствуется и система бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтеромприходится за короткое время осваивать совершенно неизвестные термины,операции, технологии. Помочь рядовому бухгалтеру не растеряться в текущейситуации, не просто не потерять свою квалификацию, а наоборот оперативноовладевать новыми знаниями по своей профессии дело очень не простое.
Наосновании материала, изложенного в курсовой работе, можно сделать вывод, чтоосновным источником для анализа финансового состояния предприятия и принятияправильных управленческих решений служит бухгалтерский баланс.
 Бухгалтерскийбаланс, в сущности, является системной моделью, обобщенно отражающейкругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступаетпредприятие в ходе этого кругооборота.
Посложившейся традиции в большинстве стран с рыночной экономикой (что нашлоотражение в международных стандартах бухгалтерского учета) все предметыимущества (кроме денежных средств) не должны включать в себя прибыль, посколькуона должна быть показана лишь тогда, когда предмет реализован. Отсюда правило,что предметы имущества до момента их вывода из баланса никогда и ни в коемслучае не могут оцениваться по цене отчуждения, продажи, реализации,ликвидации. Значит, каждая часть имущества, каждая статья актива в моментинвентаризации, в момент составления баланса еще не является «вышедшей изнего», но находится в имуществе данного предприятия. Отсюда правилобухгалтерского учёта: каждая статья актива должна отражаться в балансе постоимости приобретения как высшей расценке на основе бухгалтерской калькуляции.
Современноесодержание актива и пассива ориентировано на предоставление информации еёпользователям. Отсюда высокая степень аналитичности статей, раскрывающихсостояние дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала иотдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибылипредприятия.
Оченьважно руководству предприятий выбрать нужный стиль и методы управленияпроизводством и финансами, стратегию и тактику работы, с учетом сложившейсяэкономической ситуации, что даст возможность предприятию выжить, выстоять ипроцветать в трудный период любых экономических реформ.
Бухгалтерскийбаланс по существу представляет собой отражение состояния имущества наопределенную дату. Поскольку познание имущественного состояния производитьсячерез сопоставления актива и пассива, то это познание будет понятно и правдиво,если все элементы баланса будут включать; с одной стороны, все составные частиактива и пассива (полного охвата) и с другой стороны, правильность оценки(стоимостное измерение) отдельных статей баланса.
Посложившейся традиции в большинстве стран с рыночной экономикой (что нашлоотражение в международных стандартах бухгалтерского учета) все предметыимущества (кроме денежных средств) не должны включать в себя прибыль, посколькуона должна быть показана лишь тогда, когда предмет реализован. Отсюда правило,что предметы имущества до момента их вывода из баланса никогда и ни в коемслучае не могут оцениваться по цене отчуждения, продажи, реализации,ликвидации. Значит, каждая часть имущества, каждая статья актива в моментинвентаризации, в момент составления баланса еще не является «вышедшей изнего», но находится в имуществе данного предприятия. Отсюда правилобухгалтерского учета: каждая статья актива должна отражаться в балансе по стоимостиприобретения как высшей расценке на основе бухгалтерской калькуляции.

Список использованнойлитературы
1.        КамышановП.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление ианализ. – М.: Омега-Л, 2003. – 232 с.
2.        НоводворскийВ.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. – М.: Инфра-М, 2003. – 456 с.
3.        НоводворскийВ.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Бухгалтерскийучет, 2004. – 286 с.
4.        СамойловИ.В. Годовая бухгалтерская отчетность. Практическое руководство. – М.:Налоговый вестник, 2003. – 336 с.
5.        СорокинаЕ.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Учебное пособие. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 148 с.
6.   БазароваА.С. Бухгалтерский баланс // Бухгалтерская отчетность организации. – 2007. — №1. – с. 1-10.
7.   БазароваА.С. Бухгалтерский баланс // Бухгалтерская отчетность организации. – 2007. — №2. – с. 1-12.
8.   БазароваА.С. Бухгалтерский баланс // Бухгалтерская отчетность организации. – 2007. — №1. – с. 3-6.
9.   БазароваА.С. Бухгалтерский баланс // Бухгалтерская отчетность организации. – 2007. — №2. – с. 3-6.
10.      ВагаповаА. Полугодовая отчетность: заполнение формы №1 // Финансовая газета. – 2007. — №26. – с. 2-3
11.      ВолковН.Г. Бухгалтерская отчетность за 2007 г.: Обеспечение достоверности показателей // Бухгалтерскийучет. — 2008г. — № 1. –с. 5-6
12.       ЕфимоваО.В. Годовой бухгалтерский отчет: раскрытие информации // Бухгалтерский учет. — 2007 г. — № 2. – с. 8-9.
13.       ЖуравлеваЕ.Г. Новое в составлении квартальной отчетности // Главбух. – 2007. — №7. – с. 15-22.
14.      ЛапинаО. Особенности заполнения баланса и Отчета о прибылях и убытках за 2003 год //Бухгалтерское приложение. – 2007. — №4. – с. 3-12
15.       ПоляковаМ. Бухгалтерский баланс за 2006 год // Аудит и налогообложение. – 2007. — №1. –с. 7-13.
16.      СамойловаВ.М. Новое в составлении отчетности за 9 месяцев 2004 г. // Главбух. – 2006. — №19. – с. 17-54
17.       СотниковаЛ.В. Заполнение форм отчетности // Бухгалтерский учет. – 2007. — №1. – с. 7-11.
18.       ФеоктистовИ.А. Бухгалтерский баланс (форма №1) // Главбух. – 2006. — №19. – с. 5-14.
19.       ШишкоедоваН.Н. Готовим годовой отчет: как правильно заполнить формы бухгалтерскойотчетности // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2007. — №2. – с.15-17.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.