Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Проблемы и перспективы автоматизации бухгалтерского учета

Содержание
Введение
1.Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии
1.1 Компьютерные системы бухгалтерского учета. Выбор вариантов автоматизации учета
1.2Классы систем автоматизации бухгалтерского учёта
1.3 Роль и задачи бухгалтера при автоматизации учета
2.Проблемы и перспективы автоматизации бухгалтерского учета
2.1 Тенденции в развитии автоматизациибухгалтерского учета
2.2Использование пластиковых карт
2.3 Бухгалтерские проблемы автоматизации фирмы
Заключение
Список использованной литературы

Введение
автоматизациябухгалтерский учет
Автоматизациябухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности вналоговые органы в условиях переходной экономики России является одной изнаиболее важных задач.
Ситуация такова, что сампо себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннеедело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельностипредприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс имногочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартальнопредоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия.
Кроме того, существуютплановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могутпотребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.
Несмотря на то, что вмире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетов различноймощности и стоимости, российские бухгалтеры и предприниматели предпочитаютотечественные пакеты, более подходящие для условий переходной экономики ибыстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета.
Вышесказанное определяетактуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Целью работы являетсяисследование и описание возможностей и проблем автоматизации бухгалтерскогоучета в условиях перехода к рыночным экономике в России.
1. Изучитьавтоматизацию бухгалтерского учета на предприятии;
2. Рассмотретькомпьютерные системы бухгалтерского учета. Выбор вариантов автоматизации учета;
3. Описать классысистем автоматизации бухгалтерского учёта;
4. Выделить роль изадачи бухгалтера при автоматизации учета;
5. Проанализироватьпроблемы и перспективы автоматизации бухгалтерского учета;
6. Рассмотретьтенденции в развитии автоматизации бухгалтерского учета;
7. Определитьбухгалтерские проблемы автоматизации фирмы.
Предметом исследования:является исследование общих принципов автоматизации бухгалтерского учета.
Объектом исследованияявляется процесс автоматизации бухгалтерского учета.
Информацией дляисследования служит учебно-методическая литература, периодические издания,средства Интернета.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе работырассматривается автоматизация бухгалтерского учета на предприятии.
Вторая глава курсовойработы посвящена проблемам и перспективам автоматизации бухгалтерского учета.
1. Автоматизациябухгалтерского учета на предприятии1.1 Компьютерныесистемы бухгалтерского учета. Выбор вариантов автоматизации учета
Современный уровеньразвития компьютерной техники сделал возможным обработку первичных документов,учетных данных, ведение счетов, формирование отчетности с помощью компьютера.
На российскомрынке средняя цена персонального компьютера, с помощью которого можноавтоматизировать учет на малом предприятии, составляет 500 — 700 долларовСША, что делает компьютеризацию бухгалтерского учета доступной для большинствапредприятий малого бизнеса.
Компьютеризациявозможна для всех уровней учета:
сбора и регистрации первичнойинформации (учет готовой продукции, сырья и материалов на складах, рабочеговремени и неявок сотрудников);
ведения учетных регистровхозяйственных операций;
организации учетарасчетов предприятия, учета затрат на производство и калькулирования себестоимостипродукции (работ, услуг);
расчета и печати(переноса на бумажный носитель) отчетных форм.
Компьютерныесистемы учета позволяют оперативно формировать информацию по различным аспектамфинансового состояния предприятия, необходимую руководству для принятия текущихрешений по управлению предприятием.
К такойинформации, в частности, относится:
состояние расчетного ивалютного счета;
дебиторская икредиторская задолженность;
состояние кредитных линийи т.п.
Комплекснаяавтоматизация бухгалтерского учета, обеспечивающая полную обработку всейучетной информации, первичный экономический анализ по отдельным показателям,эффективное планирование предстоящих налоговых выплат, повышает информационныевозможности Вашего предприятия.
/>Крометого, ведение бухгалтерского учета с помощью компьютерных систем предоставляетвозможность сэкономить один из самых важных ресурсов — время, которое можноиспользовать для принятия решений, для более углубленного анализа хозяйственнойдеятельности своего предприятия, планирования и прогнозирования.
Чтобы научить компьютервести бухгалтерский учет, необходим специализированный программный продукт.
Существуетнесколько путей его получения:
Первый —разработка собственными силами;
Второй —заключение договора с профессиональной организацией на разработку программногопродукта;
Третий —копирование готового программного продукта у другого пользователя;
Четвертый —приобретение готового программного продукта.
Первыйвариант связан с необходимостью содержать в штате высококвалифицированныхпрограммистов, что делает полученный в итоге программный продукт крайнедорогостоящим.
Второйвариант имеет сходный недостаток — большую цену, поскольку исполнениеединичного заказа связано с высокой себестоимостью продукта для специализированнойкомпьютерной фирмы (они обычно выпускают тиражируемые программные продукты).Кроме того, при этом варианте вряд ли удастся найти серьезную фирму исполнителя(крупные предприятия этой отрасли просто не возьмутся за такой заказ), а мелкиефирмы не в состоянии обеспечить надлежащую гибкость программного продукта и егопоследующее сопровождение.
Третийвариант помимо нарушения авторских прав фирмы-изготовителя программногопродукта ограничен тем, что в этом случае нет технической поддержки со стороныразработчика, которая предоставляется только официальным пользователям.
/>Поэтомус точки зрения экономии средств и времени, а также эффективности использованияпрограммного продукта наиболее приемлемым оказывается четвертый вариант —приобретение программы автоматизации бухгалтерского учета у разработчика илидилера, обеспечивающего необходимый сервис и обновление программы по мересоздания новых ее версий.
Выбор из множествапрограммных продуктов, предлагаемых сегодня на российском рынке должен бытьобусловлен теми целями автоматизации учета.
Если напредприятии руководитель и главный бухгалтер представлены в одном лице и важнане всесторонняя автоматизация учета и гибкость программных средств, а вопросыпростого соблюдения формальной отчетности перед налоговыми органами, банком ит.д., то нужен относительно простой и недорогой программный продукт.
Этот продуктдолжен помогать в решении формальных вопросов без перегрузки дополнительнымифункциями и возможностями, которые не нужны.
Необходимаяпрограмма должна иметь готовую настройку и жесткую схему работы, т.е. нетребовать дополнительной настройки со стороны пользователя. Продавец программыдолжен обеспечить обновление по мере изменений в законодательстве и правилахбухгалтерского учета.
Если же надоавтоматизировать учет как можно полнее и воспользоваться всеми преимуществамитакой автоматизации, то необходим программный продукт, который может бытьадаптирован к специфике деятельности, индивидуальным особенностям предприятия.
/>Такойпродукт должен иметь настройку не только на план счетов, используемыйпредприятием, его учетную политику и автоматическое формирование бухгалтерскихпроводок, но и на структуру бухгалтерии с выделением необходимых участков иопераций на них.
Разработкой и созданиемкомпьютерных систем автоматизации бухгалтерского учета занимается большоеколичество специализированных фирм.
Другоенаправление использования компьютерной техники в учетной деятельности —использование для автоматизации начальной стадии бухгалтерского учета —первичного учета.
Здеськомпьютеры применяются для автоматизации труда на складах материальныхценностей и готовой продукции, при учете выработки и заработной платы вподразделениях предприятия.
Это позволяетисходную информацию без бумажных носителей передавать на дальнейшую обработку,улучшает качество учета и его оперативность.
Компьютерыможно успешно использовать для считывания штриховых кодов при организациипервичного учета в магазинах, на складах и т.д.  1.2 Классы систем автоматизациибухгалтерского учёта
Бухгалтерская система(система автоматизации бухгалтерского учёта, САБУ) — компьютернаяпрограмма (программное обеспечение), предназначенная для ведения учета:
бухгалтерского,
фискального, то естьнаправленного на удовлетворения требования государства по расчёту и уплатеналогов.
По масштабности исложности учёта САБУ можно разделить на несколько условных классов:персональные, для малых и средних предприятий, для крупных предприятий и длябанков.

Персональные системы.
В первое десятилетиеXXI в. в России, в силу усложнения структуры финансовых взаимоотношенийличности и личных финансовых операций (из-за появления института кредитования,дифференциации доходов по слоям населения и во времени, увеличении статей расходов,появлении возможности частных инвестиций и пр.), набирает популярностьуправление личными финансами. Чаще всего для этих целей используют персональныесистемы бухгалтерского учёта.
К отличительным чертамтаких систем можно отнести (не все признаки могут встречаться в системеодновременно):
Простая системаиспользования и управления.
Предварительная настройкасчетов для бытовых применений.
Малая стоимость, либополная бесплатность (возможно, за просмотр рекламы или с потенциальнымпереходом к более функциональной платной версии).
Упрощённая системабезопасности (аутентификация, как правило, производится с помощью комбинации«имя пользователя — пароль» и / или комбинации «имя базыданных — пароль»).
Закрытый формат базыданных (БД), что не позволяет импортировать данные в другие системы ипривязывает пользователя к используемой.
Упрощённые средстваанализа и генерации отчётов.
Возможность храненияданных на сервере, доступном из глобальной сети Интернет, что позволяетсвязываться и работать со своей бухгалтерской БД с любого компьютера и/иливыполнять синхронизацию БД на нескольких компьютерах.
Примерами таких системмогут служить отечественные разработки Домашняя бухгалтерия и DomEconom. В СШАнаиболее популярной системой такого рода является Quicken, раньше популярностьюпользовалась также система Microsoft Money. Среди открытого программногообеспечения можно упомянуть GnuCash и KMyMoney.
Альтернативойперсональным системам бухгалтерского учета являются программы для веденияэлектронных таблиц, такие как Microsoft Excel либо OpenOffice.org Calc.
В последнее время, сростом аудитории Интернета, стали пользоваться популярностью онлайн-системы дляведения домашней бухгалтерии, такие как Mint.com, Home.Finance.Ua. Предоставляятот же набор возможностей по анализу и планированию бюджетов они имеют рядпреимуществ: мобильность доступа к финансовой информации, независимость отОперационных систем, мониторинг состояния банковских счетов.
Системы для малых исредних предприятий.
Основные требования кбухгалтерским системам для малых и средних предприятий в условиях российскойспецифики:
Автоматизация подготовкиобязательной отчетности для государственных органов (в основном подразделенийМинФина России)
Регулярный выходобновлений в связи с изменениями нормативных документов (законов, постановленийи т.п.)
Многопользовательскаяработа
Автоматизация расчетазарплаты, налогов, учета материальных ценностей
Наличие модулей дляавтоматизации учета в специфических областях деятельности предприятий, такихкак торговля, производство и т.п.
В этом классе системраспространение получили такие российские системы, как 1С: Предприятие, БЭСТ, ПППАРУС и др.
Из программ зарубежногопроизводства стоит отметить Microsoft Dynamics NAV (Navision).
Современные версии данныхпрограмм интегрируют в себя модули для автоматизации учета и управления вразличных отраслях деятельности, что позволяет формально отнести их к классуERP.

Системы для крупныхпредприятий
Бухгалтерский учет вкрупных предприятиях ведется при помощи современных ERP-систем, позволяющихавтоматизировать не только бухгалтерский учет, но и управление производством. Вэтих целях обычно используются такие системы, как SAP, Oracle E-Business Suite,1С: Предприятие, Microsoft Dynamics NAV (Navision), ERP «Галактика» и другиесистемы.
Системы для банков икредитных организаций.
В соответствии со статьёй4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)», для банков и кредитных организаций действуют особые правилабухгалтерского учета и отчетности, устанавливаемые Банком России и отличающиесяот таких правил для предприятий. Специальный план счетов и большой объемспециализированной отчетности перед Банком России делает невозможнымиспользование в банках обычных бухгалтерских систем, не имеющих средствавтоматизации получения такой отчетности.
В связи с этим,большинство российских банков и кредитных организаций используютспециализированное программное обеспечение (автоматизированные банковскиесистемы) таких фирм, как Диасофт, R-Style, ЦФТ, ПрограмБанк, Инверсия, ЮниСАБ,Новая Афина. Системы иностранного производства не пользуются большойпопулярностью в силу сложности адаптации к российскому законодательству.1.3 Роль и задачибухгалтера при автоматизации учета
На что должен обратитьвнимание бухгалтер при проектировании и внедрении автоматизированной системыбухгалтерского учета? Перед началом проектирования должны быть решенныенекоторые общие вопросы.
При внедренииавтоматизированной системы можно ориентироваться на существующую структурубухгалтерии, при этом происходит лишь модернизация методов работы бухгалтеров,так что затраты и степень риска минимальные. Второй вариант — просмотрорганизационной и функциональной структуры подраздела, перераспределениеобязанностей, разработка новых информационных взаимосвязей. Эффективностьработы подраздела при этом может существенным образом срастить. Хотя это болеепродолжительный и рискованный процесс, который требует всестороннего анализа итщательной обработки.
Выбор направленияавтоматизации бухгалтерской службы предприятия содержит в себе предыдущий выборпрограммных средств.
Наиболее эффективной естьавтоматизация бухгалтерского учета с помощью специализированной бухгалтерскойпрограммы «1С: Предприятие», кроме которой Вам предложатдополнительные услуги:
ˉ отладка;
ˉ внедрение;
ˉ сопровождение;
ˉ обучениеперсоналу
Вопрос определенияпреимуществ сводится к выбору не столько программы, сколько надежной фирмы, скоторой придется работать весь период использования программы.
Стадии и этапы созданияавтоматизированной системы:
ˉ обследование инаписание технико-экономической задачи;
ˉ проектирование;
ˉ введение вдействие;
ˉ сопровождениеавтоматизированной системы.
На стадии передпроектного обследование должны быть осуществлена постановка задачи, котораясостоит в формировании исходных ссылок, необходимых результатов решения задачи,и описании ее математического содержания.
В постановке задачиобязательно должен активно участвовать главный бухгалтер, привлекая при этомпрактически всех работников своего отдела. Постановка задачи значительнооблегчается, если на предприятии есть такие документы, как учетная политика ирабочий план счетов, должностные инструкции на каждого работника, графикдокументооборота, утвержденные порядок и сроки выполнения учетных работ.
Без таких документовпостановку задачи нужно начинать из изучения организационной и функциональнойструктуры бухгалтерии, распределения обязанностей, формализации системы ведениядокументооборота, изучение информационных связей и маршрутов движенияинформации.
Перед автоматизациейучета необходимо привести его в порядок, усовершенствовать. Нужнопроанализировать все формы первичных документов, которые используются вбухгалтерском учете, и возможность замены не унифицированных формунифицированными, проанализировать реквизиты и показатели документов.
Работы по постановке задач,которые необходимо выполнить бухгалтеру.
Разработать рабочий плансчетов.
Особое внимание при этомнеобходимо уделить субсчетам и аналитическим счетам. По каждому счету, субсчетуможет быть необходимо вести несколько видов аналитического учета. Аналитическийучет наиболее трудоемкий, его данные используются не только учетными работниками,но и всеми руководителями.
Нужно составить локальныеклассификаторы массивов постоянной (справочной) информации (подразделов,сотрудников, товарно-материальных ценностей и т.д.).
Выбор постояннойинформации из справочника облегчает заполнение документов. Многоклассификаторов (справочников) используются для ведения аналитического учета,т.е. показатели в них представляют собой аналитические счета.
Показатели нужноупорядочить, разбить на группы, присвоить коды, которые должны облегчить поиск,группирование информации. Системы классификации и кодирование информациирассмотрены в специальной литературе. Эта работа особенно необходимая для техмассивов, количество показателей в которых исчисляется сотнями и тысячами(материалы). Без правильной классификации и кодирование с массивами неудобноработать, что может привести к ошибкам (повторное введение и нарушениеаналитического учета).
Проанализировать иусовершенствовать документооборот по каждому участку учета, по каждомуавтоматизированному рабочему месту: формы первичных документов, показатели иреквизиты, которые содержатся в них, порядок и сроки их заполнения.
По возможностипредусмотреть использование унифицированных форм, так как они разработанные сучетом автоматизированной обработки и большинство из них уже содержатся вбухгалтерских программах. Формы документов, которые в программе отсутствуют,придется формировать и вводить дополнительно.
Желательно, чтобывведение первичных документов происходило одновременно с их составлением илиполучением, потом их можно распечатать. В компьютер необходимо вводить всереквизиты документов. Должны проводиться одноразовое введение информации, аесли документы связаны информационно, то это должно быть отмечено бухгалтером.
Много бухгалтерскихкорреспонденций однотипные, поэтому их введение в компьютер следует автоматизировать,хотя треба предусмотреть возможность вручную ввести, если понадобится, любуюкорреспонденцию.
Но будет удобнее иправильнее, если большая часть бухгалтерских корреспонденций будет составлятьсяавтоматически на основе соответствующих первичных документов, которые ипредусматривает большинство бухгалтерских программ.
Необходимо рассмотреть,как будет происходить введение всех корреспонденций.
Исходящие документы(реестры и отчетные формы) формируются автоматически на основе введенной вкомпьютер информации. «1С: Предприятие» предлагает достаточно широкийнабор исходных форм, которые при необходимости можно изменить или ввести новые.
Если объем бухгалтерскихработ небольшой, а предприятие не имеет достаточно финансовых ресурсов, томожно предусмотреть выполнение части работ вручную (введение корреспонденцийвручную, а не по документам, распределение накладных затрат, закрытие счетов идр.).
Для наибольшейэффективности внедряемой автоматизированной системы бухгалтерского учетаследует автоматизировать работу по всем его участкам. Главную книгу и оборотноесальдовое сведение нужно формировать автоматически.
На этапе введенияавтоматизированной системы в действие необходимо указать в программе реквизитыпредприятия, некоторые параметры учетной политики, откорректировать плансчетов, заполнить классификаторы и ввести вступительный баланс (удобнее на 1- ечисло года или квартала).
Введение остатков посчетам нужно делать одной датой по всем аналитическим счетам, тогда сальдо посинтетическим счетам будет получено автоматически. Конечно, это довольнобольшой объем работ, и выполнить их нужно довольно быстро. Вот чему к введениювступительного баланса следует подготовиться, по возможности привлечь к этойрутинной работе не только бухгалтеров, но и специальных помощников.
При очень больших объемахбухгалтерских работ введения новой системы в действие можно делать отдельно поучасткам учета, но только после выполнения всех предыдущих работ, так какучастка учета взаимозависимые между собой и представляют единую систему.[1]
В первойглаве курсовой работы мы рассмотрели:
ˉ преимуществаведения бухгалтерского учета с помощью компьютерных систем;
ˉ выбор вариантовавтоматизации учета;
ˉ критерии выборапрограммных продуктов для бухгалтерии;
ˉ предложениепрограмм для бухгалтерии на российском рынке;
/>ˉ общие принципыработы бухгалтерской программы.
2. Проблемы иперспективы автоматизации бухгалтерского учета2.1 Тенденции вразвитии автоматизации бухгалтерского учета
Компьютерные методыобработки уже надежно вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас набелорусском рынке большую популярность завоевали такие программные продукты,как «1С-Бухгалтерия», «Анжелика», «Галактика».
Основная идея развитияпрограммного обеспечения на сегодняшний день — решение не тольконепосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельностипредприятия, реализация оперативного учета. Это происходит по причинеориентации сегодняшних систем не только на работников бухгалтерии, но также ина работников склада, менеджеров и руководителей. Причем преимущество отдаетсяпрограммным продуктам, которые позволяют автоматизировать целое направлениедеятельности фирмы.
На западе популярнаконцепция управления ресурсами предприятия в целом, что означает анализизменений этих ресурсов и использование полученной информации при планированиии формировании бухгалтерской отчетности.
В нашей странепрограммное обеспечение по автоматизации бухучета постоянно модернизируется.Представляя на рынке оригинальный продукт, российские фирмы изучают накопленныйдо них опыт и успешно используют его в своих разработках.
Программные продукты поавтоматизации бухгалтерского учета сегодня широко востребованы как на малых, таки на крупных предприятиях. Интерес к ним возрастает с каждым днем.
В условиях рыночнойэкономики, жесткой конкуренции для достижения успехов просто необходимоиспользование передовых технологий.
Автоматизированныебухгалтерские программы — именно то, что нужно современному бухгалтеру.
Автоматизированныйбухгалтерский учет сегодня — повседневная реальность.
В начале 90-х это былипростые программы, похожие на сложный калькулятор, с функциями не толькосложения и вычитания, но и вывода баланса, просто помощник бухгалтеру.
В середине 90-х масштабыдеятельности многих предприятий выросли, появилась потребность в налаживанииуправленческого и оперативного учета. Сегодня автоматизация учета сильнорасширяет возможности бухгалтера. С помощью средств автоматизации бухучетстановится более масштабной задачей, т. к. может использоваться при принятииоперативных решений в реальном режиме времени. В настоящее время разработчиковПО интересует программа, которая позволила бы полностью автоматизироватьдеятельность предприятия.
Эффективная автоматизациябухгалтерского учета — не только вопрос удобства в работе бухгалтера, это тенденциявремени.
В настоящее время чащевсего разработки по автоматизации бухгалтерского учета ведутся по тремнаправлениям:
1. автоматизацияотдельных участков бухгалтерского учета (так называемая «кусочная» или«лоскутная» автоматизация);
2. комплекснаяавтоматизация финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий;
3. создание корпоративныхинформационных систем для комплексной автоматизации крупных предприятий.
Программные продукты,реализующие второе направление, являются наиболее популярными.
Российская фирма «1С»владеет значительным сегментом рынка — порядка 40-50-ти процентов; дляпрограммного продукта «Анжелика» этот показатель равен 19-21%; третью ичетвертую позицию занимают программы «Галактика» (15%) и «БЭСТ» (9%)соответственно; многие предприятия до сих пор пользуются программами, которыеразрабатывались под заказ, еще до появления специализированных фирменныхразработок, а также собственными разработками на основе популярного табличногоредактора Excel.
Уровень подготовкиспециалистов-бухгалтеров постоянно растет, потребности развивающихсяпредприятий не уменьшаются, техническое обеспечение становится болеесовершенным и доступным. Все это говорит о том, что переход наавтоматизированную форму работы закономерная тенденция нашего времени.[2] 2.2 Использование пластиковых карт
Способрасчета с использованием пластиковых карт имеет несколько преимуществ.
Во-первых,уровень продаж может вырасти из-за привлечения покупателей, оплачивающих товарыс использованием карт.
Во-вторых,снижаются расходы на инкассацию и уменьшается степень рисков, связанных сприемом наличных денег.
Порядокработы с пластиковыми картами установлен в Положении об эмиссии банковских карти об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (далее –Положение). В пункте 1.9 Положения определено, что деятельность банка,связанная с осуществлением расчетов с организациями торговли (услуг) пооперациям, совершаемым с использованием платежных карт, называется эквайрингом.Банк, производящий эти расчеты, признается эквайрером.
Компаниимогут использовать для проведения расчетов по пластиковым картам два видаоборудования – POS-терминал и импринтер.
POS-терминал– электронное устройство, которое позволяет считывать информацию с магнитнойполосы или чипа карточки и связываться с банком для проведения авторизации вавтоматическом режиме. Такое оборудование позволяет принимать к оплате все типымеждународных банковских карт.
При примененииPOS-терминала авторизация происходит автоматически. Кассир вставляет карту втерминал, который считывает с магнитной полосы необходимую информацию ипроверяет ее платежеспособность. В случае успешной авторизации со счетавладельца карты списывается стоимость приобретенных товаров, и терминалраспечатывает чек в двух экземплярах. Покупатель подписывает их, после чего емувозвращается карта и передается один экземпляр чека.[3]
Импринтер –механическое устройство, позволяющее получить на слипе (специальном чеке оплатыпо пластиковым картам) оттиск рельефных реквизитов карты. В отличие отPOS-терминала при его использовании кассиру для проведения авторизации нужносозваниваться с банком по телефону при каждой оплате товаров с помощью карты.Кроме того, установив импринтер, фирма не сможет принимать к оплате некоторыевиды платежных карт.
Припроведении расчетов с использованием пластиковых карт в первую очередь следуетубедиться в их подлинности. Кассир должен проверить наличие на карте всехобязательных реквизитов. Также нужно установить личность держателя карты,попросив покупателя предъявить соответствующий документ (паспорт гражданина РФ,заграничный паспорт, удостоверение личности офицера и др.). Дальнейшие действиязависят от применяемого магазином оборудования.
Прииспользовании импринтера операции по картам проводятся при помощи голосовойавторизации. После того как кассир организации созвонился с банком, последнийсвязывается с кредитной организацией, выпустившей пластиковую карту, и получаетот нее разрешение на проведение операции.
Этопроисходит через специальные процессинговые центры, которые обеспечиваютнепрерывный обмен информацией между банками.
Кассир,получив подтверждение от банка, снимает с карты денежные средства за товары ивыдает на подпись покупателю три экземпляра слипа, два из которых остаются вмагазине.
В концерабочего дня плательщику ЕНВД нужно представить в банк отчет о проведенныхоперациях. Для этого оформляется реестр платежей в двух экземплярах, один изкоторых вместе со вторыми экземплярами слипов передается в банк. Реестрнеобходимо заверить подписью уполномоченного лица и печатью организации. Наосновании данного отчета банк зачисляет денежные средства (как правило, заминусом комиссии) на расчетный счет организации.
Приприменении POS-терминала авторизация происходит автоматически. Кассир вставляеткарту в терминал, который считывает с магнитной полосы необходимую информацию ипроверяет ее платежеспособность. В случае успешной авторизации со счетавладельца карты списывается стоимость приобретенных товаров, и терминалраспечатывает чек в двух экземплярах. Покупатель подписывает каждый из них,после чего ему возвращается пластиковая карта и передается один экземпляр чека.
Некоторыеплатежные терминалы позволяют при авторизации вводить ПИН-код. В данном случаеподписи покупателя может и не потребоваться, так как ПИН-код признается ееаналогом.
В концерабочего дня составляется электронный журнал, который передается в банк. Послеобработки полученной информации банк осуществляет расчеты с фирмой попроведенным операциям.
При расчетахс помощью пластиковых карт денежные средства в кассу организации не поступают.Поэтому суммы, отраженные в Z-отчете, не будут совпадать с суммой наличныхденежных средств, находящихся в кассе.
Согласнопункту 22 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Советадиректоров Банка России от 22.09.93 № 40, в кассовой книге учитываются всепоступления и выдачи наличных денег. В связи с этим на сумму денежных средств,полученных путем безналичных расчетов с использованием пластиковых карт,приходный кассовый ордер не составляется. Аналогичный вывод содержится в письмеУФНС России по г. Москве от 11.05.2006 № 09-24/038509.
Вместе с темданную сумму необходимо отразить в журнале кассира операциониста (форма №КМ-4). При этом в графе 12 указывается количество пластиковых карт, по которымпроизводилась оплата, а в графе 13 – сумма выручки от продажи товаров сприменением карт. Затем информация из журнала кассира-опрерациониста о суммевыручки, полученной как за наличный расчет, так и с использованием пластиковыхкарт, переносится в справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6 и сведенияо показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации по форме№ КМ-7.[4]
Также,сегодня многие организации переводят заработную плату сотрудникам на их лицевыесчета в банке, и бюджетники в данном случае не исключение. Перечислять зарплатуна банковские карты намного удобнее, чем выдавать ее через кассу. Но, преждечем принять решение о переходе на эту форму расчетов с сотрудниками, необходимовнимательно изучить все ее плюсы и минусы. Главная проблема заключается в том,как отразить расчеты по выдаче зарплаты с помощью пластиковых карт вбухгалтерском учете.
Выдачазаработной платы сотрудникам учреждения с помощью пластиковых карт имеетсущественные преимущества:
— максимальноупрощается процедура выдачи заработной платы;
— сокращаетсяобъем кассовых операций;
— не нужнодепонировать неполученную зарплату и сдавать остатки на лицевой счет вказначействе;
— сокращаютсярасходы по доставке наличности в кассу учреждения, снимаются проблемы,связанные с хранением денежных средств.
Порядоквыдачи заработной платы работникам установлен ст. 136 ТК РФ, в которойотмечено, что зарплата выдается работнику, как правило, в месте выполнения имработы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях,определенных коллективным или трудовым договором. Поэтому, если учреждениерешило воспользоваться безналичной формой расчетов, ему следует предусмотреть вдоговорах место и сроки выдачи зарплаты.[5]
Использоватьпластиковые карты можно при расчетах, связанных с хозяйственной деятельностьюучреждений образования, в том числе с оплатой командировочных ипредставительских расходов.
Согласно п.2.5 Положения N 266-П осуществлять такие расходы учреждения могут как натерритории РФ, так и за ее пределами. В связи с этим оплата командировочных ипредставительских расходов может производиться как в валюте РФ, так и виностранной валюте.
Всоответствии с п. 3.5 Положения N 266-П при расчетах с помощью пластиковойкарты составляются документы либо на бумажном носителе и в электронной форме,либо только в электронной форме, которые служат основанием для осуществлениярасчетов по таким операциям и подтверждения их совершения.[6]
2.3 Бухгалтерскиепроблемы автоматизации фирмы
В настоящеевремя каждая фирма применяет компьютерные программы. Однако споры о порядке ихотражения в бухгалтерском и налоговом учетах компаний – владельцев имущества,используемого в собственной хозяйственной деятельности, продолжаются.[7]
Невозможнопредставить себе современный офис без компьютеров. А компьютер, к сожалению, небудет работать без программного обеспечения, поэтому мало приобрести компьютеркак основное средство – надо еще купить соответствующие программы. Всегда липриобретенная программа считается нематериальным активом? Как правильноучитывать программы?
Чаще всегопри покупке программного обеспечения – например, операционной системы Windows,пакета офисных программ Microsoft Office, бухгалтерской программы (например,1С: Бухгалтерия, АМБА, Галактика, БЭСТ, Парус и т.д.) – фирма приобретаетнеисключительные права. То есть становится одним из множества пользователейаналогичного программного продукта, но не получает права тиражировать,перепродавать или иным образом извлекать доходы от обладания данным программнымпродуктом. Более того, купив однопользовательскую (локальную) версию,руководство фирмы не вправе устанавливать программу одновременно на несколькокомпьютеров – для этого придется приобретать сетевую версию или несколько«локальных» комплектов.
В случаеприобретения неисключительных прав в соответствии с нормами ПБУ 14/2007 «Учетнематериальных активов» нематериальный актив не формируется, так как несоблюдается подп. «б» п. 3 ПБУ 14/2007. А потому учитывать такую программу насчете 04 «Нематериальные активы» не нужно.
С другойстороны, включить всю сумму расходов на приобретение программы единовременно всостав текущих общехозяйственных (управленческих) или коммерческих расходовтоже нельзя, ведь программа будет использоваться в течение длительного времени,и понесенные расходы следует распределить равномерно на соответствующееколичество месяцев пользования программой.
Поэтомурасходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ необходимосначала отнести в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерносписывать их с кредита данного счета в дебет счетов 26 «Общехозяйственныерасходы», 44 «Расходы на продажу» или иных счетов учета затрат в течение срокаиспользования программы. Этот срок может определяться сроком, оговоренным вдокументах на программу (если время пользования программой ограничено условиямилицензионного договора), либо устанавливаться руководством организации исходяиз ожидаемого (планируемого) срока пользования программой. Иными словами, приполучении программы необходимо оформить акт или приказ, в котором будетустановлен срок списания расходов на покупку программы.
Компьютерныепрограммы и справочно-правовые системы обычно поставляются на дисках илидискетах, и к ним, как правило, прилагаются сопроводительные документы ируководства в печатном виде (книги, брошюры, буклеты). Весь комплектматериалов, передаваемых продавцом при покупке программного обеспечения,является составной частью данного программного обеспечения, поэтому приходоватьдиски, дискеты, брошюры и прочие материалы отдельно – например, в составе материальныхзапасов – не нужно.
Нередкоприобретателю программного продукта или справочно-правовой системы (СПС)впоследствии оказываются дополнительные услуги по сервисному обслуживанию –например, производится периодическое пополнение базы данных СПС, обновлениенастроек бухгалтерской программы с учетом изменений законодательства и т.д.
Расходы насервисное обслуживание программы учитываются в составе текущих расходов фирмы.Если пополнения и обновления осуществляются еженедельно или ежемесячно и каждыймесяц предоставляется акт об оказанных услугах, сумму расходов можно сразуотносить в дебет счетов 26, 44 или иных счетов учета затрат. Если жеобслуживание производится ежеквартально, раз в полгода или раз в год, суммурасходов корректнее отражать на счете 97 и производить их равномерное списаниев течение соответствующего периода.
В случаевыплаты авансов за сервисное обслуживание они учитываются в общеустановленномпорядке – по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» наотдельном субсчете, предназначенном для учета предоплаты и авансов.
В случае,если фирма приобретает исключительные права на компьютерную программу, котораябудет использоваться более одного года – например, если программа быларазработана по заказу фирмы программистом или специализированной компанией иоформлены соответствующие документы, подтверждающие исключительные права фирмына использование данной программы – расходы на приобретение и созданиепрограммы формируют стоимость нематериального актива в соответствии с нормамиПБУ 14/2007.
Соответственно,при приемке такой программы на основании акта, составляемого в произвольнойформе (за основу можно взять форму акта приемки основных средств ОС-1,модифицировать ее и утвердить полученную форму в учетной политике фирмы), заполняетсяинвентарная карточка формы НМА-1. Исходя из срока полезного использования,определенного при приемке программы, и метода амортизации, закрепленного вучетной политике фирмы с учетом требований ПБУ 14/2007, с месяца, следующего завводом программы в эксплуатацию, производится начисление ее амортизации.
Согласно п.26 ПБУ 14/2007 определение срока полезного использования НМА производитсяисходя из:
срокадействия прав организации на результат интеллектуальной деятельности и периодаконтроля над этим активом;
ожидаемогосрока использования актива, в течение которого организация предполагаетполучать экономические выгоды.
В отличие отосновных средств – для нематериальных активов в бухгалтерском учете не можетбыть установлен лимит стоимости. Иными словами, если ПБУ 6/01 «Учет основныхсредств» разрешает организации самостоятельно установить в учетной политикепредел стоимости, но не выше 20 000 рублей, и относить объекты, в целомотвечающие определению основных средств (используемые более 12 месяцев), ноимеющие стоимость ниже установленного лимита, в материальным запасам, ПБУ14/2007 «Учет нематериальных активов» такой возможности – не включать «дешевые»объекты в состав нематериальных активов и, следовательно, не амортизировать ихв течение длительного срока – не предусматривает.
А потомунезависимо от стоимости, даже если исключительное право на программу обошлосьфирме, скажем, всего лишь в пару тысяч рублей, данный объект придется включитьв состав нематериальных активов и амортизировать его в течение установленногосрока полезного использования.[8]
В данной главе курсовойработы рассмотрены возможные проблемы и перспективы автоматизации бухгалтерскогоучета.
Заключение
В заключениикурсовой работы необходимо сделать следующие выводы:
Сегодня от бухгалтераожидают не только аккуратного ведения учета, правильного расчета заработнойплаты и налогов, точного отражения проводок по документам, своевременногопредставления отчетности в налоговую инспекцию и во внебюджетные фонды, но иквалифицированных советов в области управления предприятием при поиске путейсокращения издержек, для более рационального использования имеющихся средств,для увеличения оборота и прибыли.
Однако давать их, будучиежедневно загруженным нелегкой, рутинной работой (особенно когда речь идет одовольно большом предприятии), крайне сложно.
Много времени и силуходит на обработку немалого количества документов, контроль оформления той илииной хозяйственной операции или сделки, на выполнение утомительныхарифметических расчетов, проверку данных на смежных участках учета, не говоряуже о поиске причин различных неточностей и нестыковок.
Кроме того, бухгалтерунужно регулярно отслеживать многочисленные изменения инструкций и законов,регламентирующих ведение бухгалтерского учета и налогообложение, и принеобходимости оперативно вносить нужные коррективы. Особенно непросто этоделать, если тот или иной законодательный акт вступает в силу «заднимчислом».
За последние годынаблюдается тенденция всеобщей компьютеризации, касающаяся всех областейдеятельности. Это легко объяснимо — компьютер гораздо быстрее выполняетрасчеты, позволяет автоматизировать сложные операции. Компьютеризация коснуласьи финансово-экономической сферы деятельности человека. Финансово-экономическийанализ деятельности предприятия и ведение бухгалтерского учета значительноупрощаются при применении новых компьютерных технологий. С помощью компьютераможно представить информацию в удобном для конкретного пользователя виде,значительно ускорить и упростить операции ее ввода и обработки, повыситьнаглядность и простоту конечных отчетов.
Если еще 10 лет назадосновным инструментом аналитика и бухгалтера был калькулятор, то теперьпрактически ни одно предприятие не может обойтись без компьютера.
С внедрением компьютеровпоявилось множество специальных компьютерных программ, отвечающих нуждамбухгалтеров и других финансовых работников, компьютер стал главным помощником бухгалтера.
Разумеется, для раскрытиявсех потенциальных возможностей, которые несет в себе использованиекомпьютеров, необходимо применять в работе на них комплекс программных иаппаратных средств. максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому внастоящее время велика потребность коммерческих компаний в компьютерныхпрограммах, поддерживающих работу управленческого звена компании, а также винформации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерногооборудования для автоматизации бухгалтерского учета.
Список использованнойлитературы
1. Астахов В. П.Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. — Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 958 с.
2. Астахов В. П.Теория бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: ИПЦ «Март», 2002. – 448 с.
3. Богатая И. Н.Бухгалтерский учет/И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. – 4 – е изд., перераб. идоп… – Ростов н/д: Феникс, 2007. – 858 с.
4. Бухгалтерскийуправленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон.специальностям/М. А. Вахрушина. – 6- е изд., испр. – Москва. – Омега – Л, 2007.– 570 с.
5. Бухгалтерскийучет. Хрестоматия/ под ред. В. И. Видяпина. – Спб.: Питер, 2007. – 864 с.
6. Бухгалтерскийучет: учеб. / Ю. А. Бабаев [и др. ]; под ред. Ю. А. Бабаева. – М.: ТК Велби,изд – во Проспект, 2007. – 392 с.
7. Бухгалтерскийучет: Учебник / Под ред. Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.А.Галанин, 2-е изд. доп.-М.: Финансы и статистика, 2004.
8. Бухгалтерскийучет: Учебник/ И. И. Бочкарева, В. А. Быков и др.; Под ред. Я. В. Соколова. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 768 с.
9. Вахрушина М.А.Управленческий анализ. – Омега – Л; 2004. 432 с.
10. Владимирова М.А.Расчеты платежными картами в программе 1С: Бухгалтерия 8// Бухгалтерский учет,№9- 2009.
11. Гинзбург А. И.Экономический анализ. – 2- е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 208 с.
12. Губчик Е.Автоматизация бухгалтерского учета: тенденции в развитии //Главный Бухгалтер№21- 2001.
13. Гусева Т. М.,Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. прктическое пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 504 с.
14. Дорохова Е.А.Выдача заработной платы с применением пластиковых карт//Оплата труда:бухгалтерский учет и налогообложение. N 7- 2008.
15. Ивашкевич В. Б.Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. – М.: Экономист, 2006. –618 с.
16. Каверина О. Д.Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика,2004. – 352 с.
17. Комментарии к положениямпо бухгалтерскому учету / Глинистый В. Д. и др.; отв. ред. А. С. Бакаев. – 2-еизд., доп. – М.: Юрайт.,2006 – 419 с.
18. Кондраков Н. П.Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Инфра –М, 2007. – 717с.
19. Кондраков Н.П.,Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
20. Кутер М. И.Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец… –3-е изд., перераб. и доп… – М.: Финансы и статистика, 2004. – 591 с.
21. Ларионов А. Д.,Нечитайло А. И. Бухгалтерский учет: учеб. – М.: ТК Велби, ИздательствоПроспект, 2007. – 360 с.
22. Любушин Н. П.Анализ финансового состояния организации: учебное пособие/Н. П. Любущин. – М.:ЭКСМО, 2006. – 256 с.
23. Любушин Н. П.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. –2- изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 448 с.
24. Нетёсова О. Рольи задачи бухгалтера при автоматизации бухгалтерского учёта//Бухгалтер иКомпьютер" №4- 2004.
25. Николаева К.С.Используем в расчетах пластиковые карты//«Вменёнка» №12 – 2008.
26. Пошерстник Н. В.Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. пособие: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007. – 532 с.
27. Пыжова Л. Бухгалтерскиепроблемы автоматизации фирмы//Московский бухгалтер N 12-2006.
28. Савицкая Г. В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3- е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 425 с.
29. Савицкая Г. В.Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,2006. – 281 с.
30. Сергеева А.Производим расчеты с использованием пластиковых карт //Бюджетные учрежденияобразования: бухгалтерский учет иналогообложение", N 1-2009.
31. Соколов Я. В.Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.- 496 с.
32. Суглобов А. Е.Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова.– М.: КНОРУС, 2007. – 496 с.
33. Финансовый учет:Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд., перераб. и доп… — М.:Финансы и статистика, 2004.-784 с.
34. Шишкоедова Н.Покупаем компьютерную программу: тонкости бухгалтерского учета //Российскийбухгалтер», 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.