Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Процедура аудита издержек обращения

Содержание
Введение
Глава 1. Основныеаспекты проведения аудита издержек обращения
1.1 Законодательнаябаза и основные категории
1.2 Классификацияаудита
1.3 Основныеэтапы проведения аудита
Глава 2. Практическийпример аудита издержек обращения ОАО «Фотон»
2.1 Общаяхарактеристика ОАО «Фотон»
2.2 Процедурааудита издержек обращения в ОАО «Фотон»
2.3Выявленные проблемы и пути их решения
Глава 3. Способыулучшения процедуры проведения аудита издержек обращения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
Перед большинством коммерческих организаций стоит задачаувеличения прибыли от продаж. Этой цели можно достичь путем наращивания объемовпродаж, за счет повышения цен реализации, а также за счет снижениясебестоимости продукции, работ, услуг. Возможности наращивания объемовпроизводства и продаж ограничены конъюнктурой рынка. В этих условиях увеличениеприбыли может быть достигнуто лишь за счет снижения себестоимости продукции,работ, услуг (издержек обращения).
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собойстоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основныхфондов, трудовых ресурсов, а также включает другие затраты на производство иреализацию.
Себестоимость продукции, работ, услуг — это важный финансовыйинструмент. На базе себестоимости исчисляются показатели прибыли ирентабельности.
Полный и своевременный учет издержек обращения позволяетсвоевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана поиздержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режимаэкономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.
Аудиторская проверка издержек обращения является одним из наиболеетрудоемких процессов в аудиторской деятельности, требует большойсосредоточенности, знаний нормативных и инструктивных материалов с последующимиизменениями, а также особенностей правильного исчисления издержек обращения вотдельных видах хозяйственной деятельности организации.
Задачей аудита является проверка обоснованности формирования иправильности учета издержек обращения, от которых в конечном итоге зависитуровень достоверности конечного финансового результата от реализацииприобретенных ранее товаров.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что издержки обращенияявляются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективностипотребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльностьдеятельности организаций.
Целью написания данной курсовой работы является углубление ирасширение теоретических знаний в области аудита издержек обращения торговогопредприятия, рассмотрение методики проведения аудита издержек обращения,выявление ошибок в учете издержек обращения и предоставление рекомендаций по ихустранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
— изучить порядок нормативно-правового регулирования аудитаиздержек обращения;
— представить план проведения аудита издержек обращения;
— проанализировать порядок организации аудита издержек обращения;
— изучить методику оформления результатов проверки по учетуиздержек обращения на торговом предприятии.
— выработать рекомендации по совершенствованию учета и контроляиздержек обращения в исследуемой организации.
Объектом исследования, данной курсовой работы, является открытоеакционерное общество «Фотон».
Предмет исследования – аудит расходов открытого акционерногообщества «Фотон».

Глава 1 Основные аспекты проведенияаудита издержек обращения
1.1 Законодательнаябаза и основные категории
ВРоссии начало аудиторской деятельности можно датировать подписанием ПрезидентомРФ Указа № 2263 от 22.12.1993 г. «Об аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации». Данным Указом были утверждены Временные правила аудиторскойдеятельности в Российской Федерации. Следующим основополагающим документом поаудиторской деятельности стал федеральный закон № 119-ФЗ от 7.08.2001 г.«Об аудиторской деятельности» и как следствие Указ от 22.12.1993 г. №2263 утратил силу.
Внастоящее время система нормативного регулирования состоит из шести уровней.Эти уровни условно можно разделить на два вида:
v   Государственныеуровни регулирования:
—    ФЗ№ 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности»;
—    законодательныеи под законодательные нормативные акты;
—    федеральныеправила (стандарты);
—    нормативныеакты министерств и ведомств;
v   Негосударственные уровни регулирования:
—    правила(стандарты) аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений;
—    внутрифирменныестандарты аудита.
Основнымдокументом, регулирующим, аудиторскую деятельность в РФ является Федеральныйзакон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Вфедеральном законе дано понятие как аудита так и аудиторской деятельности,сформулирована цель и задачи. Также в законе перечислены сопутствующие услуги,которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы. Закономустановлены требования к аудиторам и аудиторским организациям, определеныэкономические субъекты, для которых аудит является обязательным, установленаответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
Вст. 1 Закона № 307-ФЗ установлено, что аудиторская деятельность — этопредпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета ифинансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.
Аудит– независимая экспертиза финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия наоснове проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствияхозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точностиотражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.
Вфедеральном законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»предлагается материал о стандартах аудиторской деятельности. Согласно ст.9стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществленияаудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующихему услуг, а также требования к подготовке аудитора и оценке их квалификации.
Внастоящий момент разработаны и утверждены 34 федеральных стандарта аудиторскойдеятельности. В основном российские стандарты разрабатываются на основемеждународных. Федеральные стандарты имеют обязательный характер дляаудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и проверяемых экономическихсубъектов, если не оговорено что какое-то положение носит рекомендательныйхарактер.
Цельюаудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведениябухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Задачиаудита при проверке издержек обращения предполагают выполнение следующихконтрольных действий:
— за соответствием документального оформления и отражения в учете операцийсвязанных с издержками обращения действующему законодательству;
— за законностью организации синтетического и аналитического учета операций поиздержкам обращения;
— за подтверждением достоверности показателей в бухгалтерской отчетностиорганизации;
— за правильностью включения в издержки обращения отдельных видов затрат;
— за обоснованностью, целесообразностью и правомерностью включения в затраты,оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов ит.д.;
— за правильностью разграничения расходов по отчетным периодам.
Основнымиисточниками информации, необходимыми для аудиторской проверки издержекобращения, служат первичные документы по учету издержек обращения, анализ икарточка счета 44, Главная книга; баланс (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках(ф. № 2).
Нормативныедокументы, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета операций сосновными средствами и нематериальными активами:
— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 1/2008,утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008г. № 106н.;
— Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденоПриказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 24н. в редакции от30.03.2001г;
— План счетов б/у и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н;
— 25 глава Налогового Кодекса Российской Федерации.
1.2 Классификацияаудита
Значениеприменяемых аналитических процедур в процессе аудита издержек обращения врозничной торговле состоит в том, что они дают доказательства верности учетаотдельных видов расходов и статей, позволяют дать оценку эффективностипроизведенных расходов как на дату составления отчетности, прошлые периоды, таки в обозримом будущем, а также помогают сконцентрировать внимание аудитора нанаиболее важных моментах, на так называемых узких местах, что сокращает объем проверки,ее трудоемкость, сроки и стоимость.
Масштабыприменения аналитических процедур зависят от ряда факторов:
·         профильорганизации и особенности ее функционирования;
·         опытработы с клиентом;
·         наличиефинансовой и нефинансовой информации, исследование которой дает в некоторыхслучаях более убедительные результаты, чем анализ только финансовых данных;
·         надежностьи достоверность различных форм информации;
·         сопоставимостьи независимость источников информации;
·         трудоемкостьи стоимость других методов проверки.
Приоценке надежности аналитических процедур необходимо учитывать существенностьстатей отчетности и точность, с которой ожидаемые результаты аналитическихпроцедур могут быть предсказаны. Например, ряд мелких затрат (канцелярские, нателефонные разговоры и др.) обычно не нуждаются в детализированной проверке,так как их сумма незначительна и риск фальсификации сравнительно мал.
Аналитическиепроцедуры в процессе аудита издержек обращения используются на всех этапахаудита (при планировании аудита, в процессе проверки, на заключительной стадииаудита).
Настадии планирования аналитических процедур издержек обращения осуществляетсяанализ:
·         бухгалтерскойотчетности прошлых периодов;
·         прогнознойи сметной бухгалтерской отчетности;
·         внутреннейуправленческой отчетности;
·         сведенийо влиянии внешних факторов (например, снижении спроса, вызвавшем изменениеструктуры товарооборота и, как следствие, уровня издержек обращения);
·         информациио воздействии внутренних факторов (например, приобретение основных средств,открытие новых торговых точек, увеличение численности персонала, что влияет наизменение соответствующих видов издержек обращения);
·         отраслевыхстатистических данных;
·         нефинансовойинформации (например, количественных показателей объема реализации, численностиработников, размера торговой площади, количества магазинов в составе холдинга).
Главнойцелью использования аналитических процедур на этой стадии является привлечениевнимания аудитора к тем показателям расходов, по которым наблюдается отклонениеот базовых величин и которые являются наиболее существенными.
Впроцессе планирования аудита издержек обращения на предприятиях розничнойторговли необходимо поставить следующие задачи.
1.Определение сущности и содержания деловой активности аудируемой организации.Здесь оцениваются изменения, произошедшие за отчетный период. Если аудитпроводится не впервые, то сравниваются учетные и отчетные данные текущего годас уже проверенной информацией прошлых лет.
Например,факторами, которые могут вызвать изменение издержек обращения в розничнойторговле, являются:
·         увеличениеобъемов деятельности организации и, как следствие, — увеличение запасов;
·         росттоварных запасов вследствие их нерентабельности;
·         изменениеспособа доставки товаров;
·         изменениеструктуры источников финансирования и т.п.
2.Определение зон возможных ошибок в учете издержек обращения. Для этогопроизводится анализ структуры и динамики издержек обращения, списанных нареализованные товары и отраженных в общей сумме в Отчете о прибылях и убытках(форма N 2), и по статьям Отчета о расходах на продажу (форма N 5).Существенные неожиданные разницы могут быть следствием преднамеренных инепреднамеренных ошибок в учете и отчетности.
Еслисумма необычных колебаний велика, то аудитор должен установить, является ли этоследствием воздействия нормальных экономических явлений (рост цен на услуги илиснижение спроса на товары данной организации вызвали увеличение уровня издержекобращения и т.п.) или ошибкой (завышение суммы расходов вследствие неправомерногоотнесения расходов на издержки обращения).
3.Сокращение детализированного тестирования. Если в ходе использованияаналитических процедур на стадии планирования не обнаруживается необычныхколебаний, то возможность существенных ошибок в учете расходов можно считатьминимальной. Следовательно, аудитор может сократить дальнейшее детальноетестирование по проанализированным объектам, что экономит его время иматериальные затраты.
1.3 Основные этапыпроведения аудита
Наподготовительном этапе аудитор знакомится с внешними и внутренними факторами,влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта. Далее онизучает организационно — управленческую структуру экономического субъекта, видыего деятельности, структуру капитала и курс акций, технологические особенности,СВК (систему внутреннего контроля), уровень рентабельности, порядокраспределения прибыли, формирование фонда оплаты труда.
Формаи содержание рабочих документов предварительного планирования могут бытьразработаны аудиторской фирмой самостоятельно.
Результатомподготовительного этапа, прежде всего, является оценка возможности проведенияаудита экономического субъекта и ориентировочная оценка объема и стоимостиработ.
Еслиаудиторская фирма считает возможным проведения аудита, то составляется письмо — обязательство о согласии и отправляется экономическому субъекту.
Письмаоб аудиторском задании готовятся аудиторской организацией согласноМеждународному стандарту аудита МСА 210.
Формаи содержание письма – обязательства определяются необходимостью включения внего ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии сособенностями предстоящей проверки и пожеланиями экономического субъекта обоказании сопутствующих аудиту услуг.
Послесогласия клиента с доводами письма — обязательства формируется группа аудиторовдля проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.
П.2 ст. 779 ГК РФ четко определяет, что аудиторские услуги оказываются в рамкахдоговора возмездного оказания услуг.
Существеннымиусловиями подобного договора являются: предмет договора, порядок и срокиуплаты.
Договорна аудиторскую проверку может быть разовым (на проверку года) или иметьдолгосрочный характер (ежегодные проверки в течение срока действия лицензииаудитора).
Всоответствии со стандартом №3 «Планирование аудита», результаты планированияоформляются в виде двух документов: плана и программы аудита.
Общий план служитруководством в осуществлении программы аудита и составляется на основаниирезультатов предварительного анализа, оценки надежности СВК и рисков аудита. Впроцессе аудиторской проверки при необходимости возможна корректировкаотдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины ихвозникновения аудитором подробно документируются. В общем планепредусматриваются сроки проведения аудита, подготовка отчета (письменнаяинформация руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. Впроцессе планирования аудитор должен учесть трудозатраты, уровеньсущественности, произведенные оценки рисков аудита. В случае решения провестивыборочный аудит исполнитель формирует аудиторскую выборку.
План должен бытьподписан руководителем аудиторской организации и руководителем аудиторскойгруппы, проводящей проверку экономического субъекта.
Программа аудитаявляется развитием общего плана аудита. Она должна содержать подробнуюинформацию о видах аудиторских процедур, их документировании и служитьподробной инструкцией для членов аудиторской группы.
Аудиторские процедурывключают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учетеоборотов и сальдо по счетам и представляют собой перечень действий аудитора длятаких проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именноразделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудитапо каждому разделу учета.
Выводы аудитора покаждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочихдокументах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета(письменная информация руководству экономического субъекта) и аудиторскогозаключения. Они служат основанием для формирования объективного мнения аудиторао бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Программа аудита должнабыть подписана руководителем аудиторской организации и руководителемаудиторской группы, проводящей проверку экономического субъекта.
Оформиврезультаты планирования в виде плана и программы, аудиторы приступают косуществлению проверки.
Дляобоснованности своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитордолжен получить достаточные для этого аудиторские доказательства (определеныстандартом № 5 «Аудиторские доказательства») на основе аудиторских процедур.
Аудиторскиедоказательства — информация, собранная и проанализированная аудитором в ходепроверки.
Аудиторскиедоказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренниеаудиторские доказательства — включают в себя информацию, полученную отэкономического субъекта в письменном или устном виде.
Внешниеаудиторские доказательства — включают информацию, полученную от третьей стороныв письменном виде.
Смешанныеаудиторские доказательства — включают информацию, полученную от экономическогосубъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной вписьменном виде.
Источниками информациипри аудите издержек производства и обращения являются:
— Бухгалтерский баланс(форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2);
— Приказ об учетнойполитике организации;
— Журнал-ордер №10 иведомости №12-15 (при журнально-ордерном учете);
— Карточки и анализсчетов 20-29, 44, 91, 96, 97, 99 при автоматизированном учете;
— Акты о приемкевыполненных работ (ремонтно-строительных работ по форме КС-2 и КС-3);
— Лимитно-заборныекарты (форма М-8);
— Требования-накладные(форма М-11);
— Путевые листы (форма3, 4-с,6);
— Табели учетаиспользования рабочего времени (форма Т-12, Т-13);
— Расчетные ведомости(форма Т-51);
— Авансовые отчеты(форма АО-1);
— Документы,свидетельствующие о факте оказания услуг;
— Акты инвентаризациинезавершенного производства;
— Расчеты бухгалтерии;
— Производственныепланы, сметы, нормы и нормативы расхода сырья, материалов;
— Договоры подряда,оказания услуг.
Длясбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры.
Процедура- определенный метод сбора доказательств как неотъемлемая частьсоответствующего технологического процесса.
Рекомендуемые дляпроверки расходов организации аудиторские процедуры:
— инвентаризации(прием, позволяющий получить точную информацию об имуществе экономическогосубъекта и денежных обязательствах. При проведении инвентаризации в присутствииаудитора, он только наблюдают за ходом процесса, что помогает правильно оценитьнадежность системы бухгалтерского учета и действенность СВК);
— осмотр и обследование(например, производственных участков, технологических цепочек и т.д.);
— наблюдение (например,за технологическим процессом изготовления продукции);
-контрольные замеры(например, фактического объема израсходованных материалов);
— технологическийконтроль (например, осуществление контрольной операции),
— лабораторный контроль(например, соответствия свойств израсходованных материалов установленнымнормам, требованиям);
— аналитическиепроцедуры (например, сравнение отраженных в учете расходов, рентабельности сплановым, нормативными, среднеотраслевыми данными, данными предыдущихпериодов);
— опрос, подтверждение,(например, от третьего лица о фактически выполненных для проверяемогопредприятия работах);
-просмотр документов,сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии.
Аудиторскаяпроверка должна сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражениемполученной информации в рабочей документации аудита.
Единыетребования по подготовке рабочей документации аудита установлены федеральнымстандартом № 2 «Документирование аудита».
Крабочей документации аудита относятся:
1.Планы и программы проведения аудита.
2.Описания применяемых аудиторами процедур и их результатов.
3.Объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта.
4.Копии, в т.ч. фотокопии, документов экономического субъекта.
5.Описаниесистемы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономическогосубъекта.
6.Аналитические документы аудиторской организации.
7.Другие документы.
Рабочаядокументация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит,либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудитили от других лиц. Состав, количество и содержание документов, входящих врабочую документацию аудита, определяется аудиторами.
Рабочаядокументация считается собственностью аудиторской организации, проводившейаудит. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являютсяконфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией. Поокончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного храненияв архиве аудиторской организации.
Вовсех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить ипредоставить письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам)проверяемой организации по результатам проведения аудита. Письменная информацияимеет цель довести до руководства проверяемой организации сведений онедостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и СВК, которые могутпривести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. Она может содержатьконструктивные предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета ивнутреннего контроля проверяемой организации.
Стандартаудиторской деятельности №22, разработанный сучетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования вотношении сообщения информации, полученной по результатам аудита бухгалтерскойотчётности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этоголица.
Вписьменной информации аудитора обязательно должны содержаться реквизитыаудиторской фирмы и проверяемой организации; основные сведения об аудиторскойфирме и аудиторах, которые будут проводить проверку; перечень должностных лиц,ответственных за составление бухгалтерской отчетности юридического лица.
Вписьменной информации аудитора обязательно должно быть указано, какие изсделанных замечаний являются существенными, а какие — нет; влияют или нетперечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторскомзаключении. В случае условно — положительного или отрицательного аудиторскогозаключения, либо отказа от выражения мнения, в письменной информации аудиторадолжна содержаться развернутая аргументация причин, приведшим к такому решениюаудитора.
Посогласованию с руководством проверяемой организации возможен и предварительныйвариант письменной информации аудитора. В нем могут содержаться требования овнесении исправлений в данные бухгалтерского учета и о подготовке перечняуточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности.
Всоответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от07.08.2001 г. аудитор, проведя аудиторскуюпроверку годовой бухгалтерской отчетности, обязан в установленный договоромсрок представить проверяемому экономическому субъекту аудиторское заключение.
Аудиторскоезаключение — это официальный документ, предназначенный для пользователейбухгалтерской отчетности проверяемого субъекта. Аудиторское заключение содержитвыраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерскойотчетности проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядкаведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Форма, содержание ипорядок представления аудиторского заключения определены федеральнымиаудиторскими стандартами, такими как:
·«Аудиторскоезаключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
·«Применимость допущения непрерывности деятельности».
Мнениеаудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономическогосубъекта основывается на выводах и результатах, сформулированных в отчете ианалитической части заключения, и, в зависимости от этих выводов и результатов,подразделяется на:
·         Безусловно-положительноезаключение составляется в том случае, когда аудитор уверен в том, чтобухгалтерская отчетность проверяемого экономического субъекта не содержитсущественных ошибок и все финансово-хозяйственные операции совершались безсущественных отклонений от установленного порядка.
·         Отрицательноезаключение составляется тогда, когда аудитор уверен в том, что бухгалтерскаяотчетность проверяемого экономического субъекта недостоверна (не соответствуеттребованиям законодательных и нормативных актов РФ), поскольку содержитсущественные ошибки либо отражает финансово-хозяйственные операции,осуществленные с существенными нарушениями установленного порядка.
·         Условно-положительноезаключение занимает промежуточное положение (бухгалтерская отчетность заисключением определенных обстоятельств во всех существенных аспектах отражаетактивы и пассивы предприятия на отчетную дату и финансовые результатыдеятельности за отчетный период).
·         Заключениес отказом от выражения мнения составляется в том случае, когда аудитор не можетсформировать свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключениедолжно быть подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленномею порядке, составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели,выраженные в рублях. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, вотношении которой проводится аудит. Исправления в аудиторском заключении недопускаются./>
2. Практическийпример аудита издержек обращения ОАО «Фотон»
2.1Общая характеристика ОАО «Фотон»
ОАО «Фотон» (додекабря 1992г. — ЦМРО «Фотон») образовано в 1960-е годы, с января1978г. находится по адресу: Фотон, а также имеет структурные подразделения(магазины запчастей) в шести районах области.
С первых днейсуществования основным видом деятельности предприятия является снабжениесельскохозяйственных предприятий области продукциейпроизводственно-технического назначения, в том числе техникой,сельскохозяйственными, автомобильными и тракторными запчастями.
На базе предприятиясоздан сервисный центр по гарантийному и техническому обслуживанию техники.
В настоящее время помимоснабженческой деятельности, предприятие предоставляет в аренду складские иофисные помещения, оказывает услуги по переработке груза, транспортные услуги.
Организационнуюструктуру ОАО «Фотон» можноопределить как линейно-функциональную (Приложение 1).
 Основные отделы:
— Отдел сбыта;
— Отдел снабжения;
— Транспортный отдел;
— Бухгалтерия.
Бухгалтерский иналоговый учет организации ведется бухгалтерией, возглавляемой главнымбухгалтером, непосредственно подчиненным руководителю организации. Предприятиедля учета использует единую журнально-ордерную форму счетоводства. Предприятиеиспользует автоматизированную систему учета 1С «Бухгалтерия» с наличиемлокальной сети. Бухгалтерская отчетность составляется ежемесячно ипредоставляется ежеквартально. Месячная бухгалтерская отчетность составляетсярегулярно и детализировано.
Основные показателидеятельности ОАО «Фотон»по данным бухгалтерской отчетности (Приложение 2,3) за 2008-2009 г. приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Основные показателидеятельности ОАО «Фотон»за 2008-2009 гг.Показатели 2008 год 2009 год Изменение (+,-) Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 8288 9094 806 Стоимость материально- производственных запасов, тыс. руб. 39370 41192 1822 Среднесписочная численность работающих, чел 42 44 2 Себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), тыс. руб. 99169 118426 19257 Выручка от реализации товаров (работ, услуг), тыс. руб. 164123 202138 38015 Валовая прибыль, тыс. руб. 41460 61250 19790 Дебиторская задолженность, тыс. руб. 15375 14051 -1324 Средняя заработная плата, тыс. руб. 14 17 3 Средняя величина торговой надбавки, % 25 26 1 Рентабельность продаж, % 25,26 30,3 5,04
Анализируяработу ОАО «Фотон» за 2008-2009 годы можно сделать вывод, что всепоказатели имели положительную тенденцию. Среднегодовая стоимость основныхсредств в 2009 году повысилась с 8288 тыс. руб. до 9094 тыс. руб., т.е. на 806тыс. руб. за счет приобретения нового оборудования и дополнительной площадискладских помещений.
Возрослитакже выручка от реализации товаров, работ, услуг и балансовая прибыльсоответственно за счет увеличения объемов продаж и номенклатуры товаров. Какследствие этого возросла рентабельность продаж с 25,26% — в 2009 году, до 30,3% — в 2009 году, что на 5,04 % выше чем за аналогичный период 2008 года.

2.2Процедурааудита издержек обращения в ОАО «Фотон»
Перейдемк рассмотрению порядка организации планирования аудиторской проверки издержекобращения в ОАО «Фотон».По результатам предварительного планирования ОАО «Фотон» заключило договор наоказание аудиторских услуг (Приложение 4).
В работе примененасистема критериев правильности бухгалтерской отчетности, приведенная в таблице2.2.
Таблица 2.2.
Система критериев правильностибухгалтерской отчетности№/№ Наименование критерия Содержание 1. Критерий существования Все затраты отражены в бухгалтерском балансе 2. Критерий возникновения В отчетности отражены результаты операций по рас фактически имевшие место в отчетном периоде 3. Критерий полноты
А) все операции по расходам на продажу отражены в регистрах бухгалтерского учета;
Б) Все включенные в регистры статьи расходов на продажу в полном объеме перенесены в отчетность 4. Критерий оценки
 А) Соответствие нормативным документам;
Б) Соответствие учетной политике. 5. Критерий точности По расходам на продажу сделан арифметические расчеты и зафиксированы в правильном суммовом выражении.
/>Аудиторская проверка планируется на основедостигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономическогосубъекта. Цель планирования — организовать эффективную и экономическиоправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию итактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Работы по планированиюаудиторской проверки в ОАО«Фотон» начнем с определения уровня существенности за 2009 год поданным бухгалтерской отчетности организации. Расчет приведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Расчет уровня существенностиОАО «Фотон»за 2009 год
/>/>/>Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности за 2009 год (тыс.руб.)
Доля
% Значение, применяемое при нахождении уровня существенности за 2009 год (тыс.руб.) 1 2 3 4 Балансовая прибыль 61250 5 61250* 5% = 3062,5 Валовый объем реализации 202138 2 202138 * 2% = 4042,76 Валюта баланса 80363 2 80363* 2% = 1607,26 Общие затраты предприятия 118426 2 118426 * 2% = 2368,52 Собственный капитал 61375 10 61375 * 10% = 6137,5 Уровень существенности    - 17218,54
Среднее арифметическоев столбце 4 составляет:
17218,54/5 = 3443,71 тыс.руб.
Наименьшее значениеотличается от среднего на:
(3443,71 – 1607,26)/3443,71 *100% = 53,33 %.
Наибольшее значениеотличается от среднего на:
(6137,5-3443,71)/3443,71 *100% = 78,22 %.
Поскольку наибольшее инаименьшее значения сильно отличаются от среднего, то рациональнее отбросить ихпри расчете среднего арифметического значения.
Уточненное среднееарифметическое составит:
(3062,5+ 4042,76+2368,52) / 3 = 3157,93 тыс.руб.
Полученнуювеличину допустимо округлить до 3000 тыс. руб. и использовать данныйколичественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различиемежду значением уровня существенности до и после округления находится впределах 20 % согласно Правила (стандарта) аудиторской деятельности № 4«Существенность в аудите».
Исчисленныйуровень существенности ОАО«Фотон» означает предельно допустимую ошибку в бухгалтерскойотчетности, которая не введет пользователя отчетности в заблуждениеотносительно полученной информации.
Аудиторская организацияпри выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами(стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельностиэкономического субъекта» и «Планирование аудита». В последнем п.2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведенияаудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита суказанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 2.4.), а также в разработкеаудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществленияаудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организациейобъективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (Приложение5). Таблица 2.4.Общий план аудита издержек обращения ОАО «Фотон»Аудируемое лицо: ОАО «Фотон» Аудиторская фирма: ООО «Фирма «Фотон» Период проверки: с 01.01.2009 по 31.12.2009 г Срок проверки: с 01.02.2010 по 12.02 2010 г. Планируемый уровень существенности: 3000 тыс.руб. Состав аудиторской группы: Медведев Д.В., Зыкина Н.Ю., Пугачева А.Б., Ведущий аудитор: Медведев Д.В., аттестат № 159
Аудитор
Ассистент аудитора
Количество человеко-часов
Зыкина Н.Ю., аттестат № 1416
Пугачева А.Б.
240 № п/п Планируемые виды работ Сроки Человеко-час Исполнитель 1 Заключение договора об оказании аудиторских услуг 27.12.2009 4 Медведев Д.В. 2 Составление и направление запроса о предоставлении клиентом необходимой информации. 27.12.2009 4 Медведев Д.В. 3 Оценка системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, системы компьютерной обработки информации клиента.Уточнение программы проверки. 28.12.2009 4 Медведев Д.В. 4 Проверка учредительных документов. Учет расчетов с учредителями. Формирование уставного капитала. Наличие филиалов и рабочих мест. (Обособленных подразделений.) 28.12.2009 4 Медведев Д.В. 5 Проверка Учетной политики предприятия. 01.02.2010-02.02.2010 16 Медведев Д.В. 6 Оценка Договоров. 01.02.2010-02.02.2010 32
Зыкина Н.Ю.
Пугачева А.Б. 7 Общая оценка организации, достоверности расчетов по заработной плате
03.02.2010-
04.02.2010 48
Медведев Д.В.
Зыкина Н.Ю.
Пугачева А.Б. 8 Общая оценка организации, достоверности учета амортизации основных средств, материальных расходов, расходов на продажу, расчетов по налогам и сборам, командировочным и представительским расходам. 05.02.2010; 08.02.2010 48
Медведев Д.В.
Зыкина Н.Ю.
Пугачева А.Б. 9 Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций 09.02.2010 24
Медведев Д.В.
Зыкина Н.Ю.
Пугачева А.Б. 10 Ведение синтетического и аналитического учета расходов на продажу обращения (применение счета 44, и соблюдение принципов формирования финансовых результатов) 10.02.2010 16
Зыкина Н.Ю.
Пугачева А.Б. 11 Подготовка письменной информации (отчета) руководству экономического субъекта (отчета) по результатам аудита 11.02.2010 16
Зыкина Н.Ю.
Пугачева А.Б. 12 Подготовка аудиторского заключения по результатам аудита 11.02.2010 8 Медведев Д.В. 13 Сдача заключения 12.02.2010 16
Медведев Д.В.
Зыкина Н.Ю. Руководитель аудиторской проверки
/>Д.В. Медведев Руководитель аудиторской фирмы И.Ф. Тосунов
26.12.2009г.
Цель работы бухгалтерииОАО «Фотон» –обеспечение эффективного функционирования и непрерывного развития фирменнойсистемы бухгалтерского учета, системы налогообложения, получение полной,достоверной и качественной финансовой отчетности организации.
Должностная инструкцияглавного бухгалтера ОАО «Фотон» приведена в Приложении6.
Схема документооборотав ОАО «Фотон»по состоянию на 01.01.2010 г. разработана не на всех участках учета.Руководителем поставлена задача перед главным бухгалтером до 31.05.2010 года разработать и утвердить схему документооборота по всем участкам бухгалтерскогоучета.
Учетная политика побухгалтерскому учету в ОАО«Фотон» главным бухгалтером формируется ежегодно. Приформировании учетной политики определяет в ней лишь те способы ведениябухгалтерского учета, которые не являются очевидными. />/>/>
ОАО «Фотон» в своей деятельности использует Единый план счетовфинансово-хозяйственной деятельности. При этом рабочий план счетов утвержденПриказом по учетной политике по предприятию.
Всоответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственныеоперации в бухгалтерском учете ОАО «Фотон» оформляются оправдательными первичнымидокументами.
В соответствии с пп. 1,2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организацииобязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в соответствии стребованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств. Инвентаризации в ОАО «Фотон» подвергаются объекты учета и контроля, какпринадлежащие и не принадлежащие организации, но числящиеся в учете.
План инвентаризации ОАО «Фотон» приведенв таблице 2.4.
Таблица 2.4.
План инвентаризации ОАО «Фотон»Вид имущества или обязательств Периодичность инвентаризации (дата) Способ инвентаризации
Ответствен-
ное лицо Отчетные документы Основные средства Один раз в 3 года пересчет Гл. бухгалтер Инвентаризационная опись основных средств (Форма № ИНВ–1), Товарно-материальные ценности, вложений во внеоборотные активы, нематериальные активы, 01.10.2009 пересчет Гл. бухгалтер
Инвентаризационная опись товарно- материальных ценностей (Форма № ИНВ- 3)
Инвентаризационная опись НМА (Форма № ИНВ –1а) Денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности 31.12.2009 пересчет Гл. бухгалтер Акт инвентаризации наличных денежных средств (Форма № ИНВ-15) Финансовые вложения, расчеты, расходы будущих периодов, резервы и т.д. 31.12.2009 Сверка расчетов Гл. бухгалтер Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Форма № ИНВ-17)
Акты сверки расчетов с дебиторами икредиторами обязательно составляются перед составлением годовой бухгалтерскойотчетности, в течение года — по мере необходимости, а также в соответствии сусловиями договоров.
На систему учета ОАО «Фотон» отрицательновлияет следующий фактор: инвентаризация перед составлением годовойбухгалтерской отчетности проведена не в полном объеме.
Для сбора общих данныхи оценки системы внутреннего контроля учета издержек производства и обращения(расходов на продажу) ОАО«Фотон» составлен тест оценки системы внутреннего контроля для исследуемойорганизации по форме, представленной в Приложении 7.
Анкета предварительнойоценки надежности системы внутреннего контроля ОАО «Фотон» приведена в таблице 2.5.
Оценка надежностисистемы внутреннего контроля в ОАО «Фотон» оценена как средняя.
Аудиторская проверкаиздержек обращения (расходов на продажу) в ОАО «Фотон» проводится выборочнымметодом. Аудиторскую проверку расходов на продажу в ОАО «Фотон» следует начать с анализаположений учетной политики.
Таблица 2.5.
Анкета предварительнойоценки надежности системы внутреннего контроля ОАО «Фотон»№ п.п. Содержание вопроса Вариант ответов Ответ Комментарий 1. Система бухгалтерского учета ( методологические аспекты) 1.1. Наличие положения об учетной политике
Не разработано
2. Разработано Разработано высокая 1.2. Наличие приказа об учетной политике
1.Не разработано
2. Разработано Разработано высокая 1.3. Соблюдение сроков утверждения учетной политики
1.Соблюдаются
2. Не соблюдаются Соблюдаются высокая 1.4. Наличие рабочего плана счетов
1.Не разработан
2. Составлен формально и не соответствует особенностям организации
3. Разработан и утвержден документально Разработан и утвержден документально высокая 1.5 Наличие положения о сроках и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств
1.Отсутствует
2. Раскрывает сроки и порядок проведения инвентаризации в отношении не всех активов и обязательств
3. Содержит в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации Содержит в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации. Проведена не в полном объеме низкая 1.6. Наличие графика документооборота
1.Отсутствует
2. Разработан и утвержден документально Разработан и утвержден документально ( не на всех участках учета) средняя 1.7. Наличие фактов неправомерного внесения изменений в учетную политику
1.Имеются
Не имеются Не имеются высокая 1.8. Соблюдение последовательности применения учетной политики
1.Не соблюдается
2. Соблюдается Соблюдается высокая 1.9. Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства, в частности Федеральному закону от 21.11.1996 №129-ФЗ, ПБУ 1/2008
1.Не соответствует
2. Ряд позиций не отвечает политики требованиям действующего законодательства
3. Принятые элементы при формировании учетной политики соответствуют требованиям действующего законодательства Ряд позиций не отвечает политики требованиям действующего законодательства средняя 1.10. Степень полноты раскрытия способов ведения бухучета существенно влияющих на оценку показателей бухгалтерской отчетности
1.Не раскрыты
2. Раскрыты не все способы
3.Раскрыты Раскрыты не все способы средняя 1.11 Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета
1.Изменения не отслеживаются
2. Изменения отслеживаются и оперативно принимаются необходимые меры Изменения отслеживаются и оперативно принимаются необходимые меры высокая 1.12 Соблюдение и контроль со стороны главного бухгалтера за обработкой данных, связанных с нетипичными операциями
1.Не установлен
2. Установлен Установлен высокая 1.13 Соблюдение графика подготовки отчетности
1.Не соблюдается, отчетность сдается с опозданием
2. Соблюдается, отчетность сдается в установленные сроки Соблюдается, отчетность сдается в установленные сроки высокая 2. Система налогового учета ( организационно-технические и методологические аспекты) 2.1. Наличие положения по учетной (налоговой) политике
1.Не разработано
2. Разработано Разработано высокая 2.2. Наличие приказа руководителя по учетной(налоговой) политике
1.Отсутствует
2. Имеется Имеется высокая 2.3. Ведение налогового учета
Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета
2.Самостоятельная система Самостоятельная система высокая 2.4. Форма регистров налогового учета
1.Буажные
2. Электронные Электронные высокая 2.5. Соответствие элементов налоговой учетной политики требованиям действующего законодательства
1.Не соответствуют
2. Ряд позиций не отвечает политики требованиям действующего законодательства
3. Соответствуют Ряд позиций не отвечает политики требованиям действующего законодательства средняя 2.6. Полнота раскрытия основных способов ведения налогового учета
1.Не раскрыты
2. Раскрыты не все существенные способы ведения налогового учета
3.Раскрыты Раскрыты не все существенные способы ведения налогового учета средняя 2.7. Соблюдение установленных сроков расчетов по налогам и сборам
1.Не соблюдаются
2. Соблюдаются Соблюдаются высокая 2.8. Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения налогового учета
1. Не отслеживаются
2. Отслеживаются и оперативно принимаются необходимые меры Отслеживаются и оперативно принимаются необходимые меры высокая
Оценка учетной политики ОАО «Фотон» в части организациибухгалтерского учета расходов на продажу приведен в таблице 2.6.
По результатам проведения аудита соответствия положенийучетной политики ОАО «Фотон»нормативным актам выявлено, что учетная политика экономического субъекта на 89%соответствует действующим требованиям законодательства.
В результатепроведенного анализа положений учетной политики ОАО «Фотон» было выявлено, чтоорганизация проведения инвентаризаций в ней отражена не в полном объеме.

Таблица 2.6.
Рабочий документ аудитора сформирован на основевнутрифирменного стандарта.
Наименование проверяемой организации: ОАО «Фотон»
Аудируемый период: 01.01.2009 — 31.12.2009
Аудит соответствия положений учетной политики аудируемогосубъекта нормативным актамЭлементы учетной политики Способы организации и ведения бухгалтерского учета Обоснование Оценка Организация бухгалтерского учета Учреждение бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером п.2 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 5 Рабочий план счетов бухгалтерского учета Разработан на основании типового Плана счетов с учетом видов деятельности п.2 ст.6 Закона N 129-ФЗ 5 Форма бухгалтерского учета Компьютерная технология обработки учетной информации ст.10 Закона N 129-ФЗ 5 Проведение инвентаризации имущества и обязательств Порядок и сроки определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно ст.12 Закона N 129-ФЗ Метод определения расходов Метод начисления (по «отгрузке») Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ ПБУ 9/99, 5 Способ признания расходов на продажу Расходы на продажу в полном объеме по окончании отчетного периода списываются на счет 90 «Продажи» П.9 ПБУ 10/99 5 Способ учета затрат по заготовке и доставке товаров Затраты по заготовке и доставке товаров до централизованных складов, производимые до момента их передачи в продажу, включаются в состав расходов на продажу и учитываются на счете 44 Пункт 13 ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» 5 Организация аналитического расходов на продажу Для целей управления учет расходов на продажу организуется по статьям затрат П.8 ПБУ 10/99 Методические рекомендации 5 Структура и способы списания расходов будущих периодов Затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся П. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н 5
Источником информацииявляются следующие регистры и документы:
·       оборотно-сальдоваяведомость по счету 44 «Расходы на продажу»;
·       Главнаякнига;
·       Накладные,счета-фактуры;
·       Актывыполненных работ;
·       Договора;
·       Другиепервичные документы.
При проверке соответствия синтетического учета данныманалитического учета было установлено, что для ведения бухгалтерского учета ворганизации используется программный продукт 1С «Бухгалтерия». Учет расходов напродажу в автоматизированной системе организован на основе системы непрерывногоучета. Каждая операция отражается в системе 1С «Бухгалтерия» один раз иавтоматически находит отражение в Главной книге.
При проверке тождественности показателей бухгалтерскойотчетности и регистров бухгалтерского учета расходов на продажу была проведенасверка данных главной книги ОАО «Фотон» за 2009 год и бухгалтерского баланса (форма№1). По результатам проверки можно сделать вывод, что показатели тождественны.Расхождений не выявлено.
В ходе проверкиобнаружены ошибки в определении амортизации машин и оборудования. Нормаамортизации рассчитана неверно, отчего сумма амортизации оказалась занижена.Результаты анализа приведены в таблице 2.7.
По данным анализа,приведенного в таблице 2.7, сумма начисленной амортизации в ОАО «Фотон» заниженана 17820 руб., так как по указанным объектам основных средств не верноопределен срок полезного использования и как следствие занижена норма амортизации.
Таблица 2.7.
Перечень объектовосновных средств ОАО «Фотон»№ Наименование объектов основных средств Первоначальная стоимость По нормативным актам По данным бухгалтерского учета Отклонение (годовая сумма) 1 Компьютер «Селерон-1700» 12000 От 2 до 3 лет максимальная норма 50% годовых, минимальная 33,3% 12,5 + 4260 2 Принтер лазерный HP 25000 25 +5750 3 Монитор Sony Trinitron 0,25 10000 12,5 +3550 4 Компьютер «Селерон-1700» 12000 12,5 +4260 Итого: 17820
Необходимо провестиисправления в бухгалтерском и налоговом учете основных средств в ОАО «Фотон», атак же внести исправления в программе 1С «Бухгалтерия».
Так как аудиторскаяпроверка расходов на продажу проводится выборочным методом при проведениипроверки необходимо выявить приоритетные направления проверки исходя изособенностей деятельности организации.
По результатам проверкиправомерности списания расходов в уменьшение полученных доходов в соответствиис главой 25 НК РФ установлено, что в ОАО «Фотон» неправомерно- списываются вуменьшение полученных доходов затраты по следующим основаниям:
— первичные документынедооформлены, в актах выполненных работ на транспортные услуги не указываетсякакой груз доставлен. Номер товарно-транспортной накладной или счета-фактуры, всвязи с чем не представляется возможным сделать вывод о правильностиформирования фактической стоимости товаров и реальности расчета транспортныхуслуг на остаток товаров на конец месяца. Отсутствуют документы подтверждающие.что услуги выполнены для ОАО«Фотон»;
— в актах на оказанныеуслуги по аренде не указывается объект аренды, нет ссылки на договор;
— по лизинговымплатежам не предоставлены расчеты;
— в отдельных случаяхотсутствуют первичные документы, подтверждающие расходы в производственныхцелях.
По вышеуказаннымпричинам за 2009 год неправомерно списано на расходы, уменьшающие доходы всумме 432,3 тыс. руб. (таблица 2.8).
При проведенииналоговой проверки суммы расходов не подтвержденные первичными документамимогут быть не приняты в целях уменьшения полученных доходов как экономически необоснованные 9 п. 2. ст. 252 НК РФ). Рекомендуем дооформить первичныедокументы.
ВОАО «Фотон»частично списываются расходы на транспортировку приобретенных товаров. Этирасходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарныхзапасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажейтоваров, относятся ОАО «Фотон»на себестоимость продаж в полном объеме. В результате проверки замечаний невыявлено.

Таблица 2.8.
Рабочий документаудитора « Проверки правомерности списания расходов в уменьшение полученныхдоходов»Наименование документа № документа Дата Сумма, руб. Суть замечания Акт выполненных работ 24 10.03.2009 125800 не указывается какой груз доставлен, не указан номер товарно-транспортной накладной или счета- фактуры Акта на оказанные услуги по аренде 10 28.11.2009 306500 не указывается объект аренды, нет ссылки на договор Итого: 432300
При выборочной проверкерасхода материалов (материальные расходы) установлено: списание материаловпроизводится по недооформленным актам. Так в марте 2009 года списаны материалына сумму 53666 руб. Акт на списание членами комиссии не подписан, не указанапричина списания. Списание ГСМ производится по фактическому расходу, путевыелисты не заполняются. Нормы расхода ГСМ приказом не утверждены. За 2009 год понедооформленным документам списано ГСМ на сумму 77543 руб.
Документы оформленные снарушениями, недозаполненные, содержащие неоговоренные исправления не могутбыть приняты к бухгалтерскому учету в соответствии с п.16 Положения по ведениюбухгалтерского учета и отчетности. По счетам фактурам не заполненных должнымобразом можно говорить о неправомерном возмещении НДС.По окончании аудиторскойпроверки в ОАО «Фотон» можноконстатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программойаудита, выполнены в полном объеме.
По результатампроведенной аудиторской проверки расходов на продажу оформим Письменнуюинформацию руководству проверяемого экономического субъекта.

2.3Выявленныепроблемы и пути их решения
Бухгалтерский иналоговый учет организации ведется бухгалтерией, возглавляемой главнымбухгалтером, непосредственно подчиненным руководителю организации. Предприятиедля учета использует единую журнально-ордерную форму счетоводства. Предприятиеиспользует автоматизированную систему учета 1С «Бухгалтерия» с наличиемлокальной сети. Бухгалтерская отчетность составляется ежемесячно ипредоставляется ежеквартально. Месячная бухгалтерская отчетность составляетсярегулярно и детализировано. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетностиОАО «Фотон»не проведена инвентаризация имущества и обязательств в соответствии сзаконодательством РФ. При проверке организации и ведения бухгалтерского учета, атак же формирования показателей финансовой (бухгалтерской) отчетностиустановлено, что требования нормативно правовых актов РФ в отдельности невыполняются:
— Не все хозяйственныеоперации, проводимые организацией, оформлены оправдательными документами;
— К учету принимаютсянедооформленные первичные документы.
Наосновании проведенной аудиторской проверки система внутреннего контроля в ОАО «Фотон»оценивается как «Средняя». Основанием для оценки послужили в частностиследующие факторы:
— Имеется четкая структура управления обществом;
-Администрациейподдерживается наличие и развитие контроля в ОАО «Фотон»;
-Принимаютсямеры для предотвращения несанкционированного доступа к помещениям (охрана,замки); бухгалтерской документации (сейфы), компьютерным установкам, программами другим средствам хранения информации;
-Бухгалтерскийучет в ОАО «Фотон»ведется с использованием автоматизированной системы обработки информации 1С«Бухгалтерия».
По результатам проведения аудита соответствияположений учетной политики ОАО «Фотон» нормативным актам выявлено, что учетнаяполитика экономического субъекта на 89% соответствует действующим требованиямзаконодательства.
При проверкеиспользовались основные нормативные документы, регулирующие вопросы организациибухгалтерского учета расходов на продажу:
Источником информацииявлялись регистры и документы:
— Оборотно-сальдоваяведомость по счету 44 «Издержки обращения»
— Главная книга;
— Накладные, счетафактуры, Акты выполненных работ;
— Договоры;
— Другие первичныедокументы.
Перечень выявленныхнарушений, порядка ведения бухгалтерского учета расходов на продажу в ОАО «Фотон»приведен в таблице 3.1.
Сумма начисленнойамортизации в ОАО «Фотон»занижена на 17820 руб., так как неверно определен срок полезного использованияпо объектам основных средств:
— Компьютер«Селерон-1700»;
— Принтер лазерный HP;
— Монитор SonyTrinitron 0,25;
— Компьютер«Селерон-1700».
Таблица 3.1.
Перечень выявленныхнарушений, порядка ведения бухгалтерского учета расходов на продажу в ОАО «Фотон»

п/п Содержание нарушения Какой нормативный документ нарушен Рекомендации 1 В учетной политике ОАО «Фотон» организация проведения инвентаризаций отражена не в полном объеме. Федеральный закон о Бухгалтерском учете № 129-ФЗ. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 Необходимо внести изменения в учетную политику на 2010 год и предусмотреть порядок и периодичность проведения инвентаризации имущества и обязательств в ОАО «Фотон» 2 По результатам проверки правомерности списания расходов в уменьшение полученных доходов в соответствии с главой 25 НК РФ установлено, что за 2009 год неправомерно списано на расходы, уменьшающие доходы в сумме 432,3 тыс. руб. Федеральный закон о Бухгалтерском учете № 129-ФЗ При проведении налоговой проверки суммы расходов не подтвержденные первичными документами могут быть не приняты в целях уменьшения полученных доходов как экономически не обоснованные 9 п. 2. ст. 252 НК РФ). Рекомендуем дооформить первичные документы. 3 При выборочной проверке расхода материалов ( материальные расходы) установлено: списание материалов производится по недооформленным актам. Так в марте 2009 года списаны материалы на сумму 53666 руб. За 2009 год по недооформленным документам списано ГСМ на сумму 77543 руб. Федеральный закон о Бухгалтерском учете № 129-ФЗ Рекомендуем дооформить первичные документы в соответствии с требованиями законодательства. 4 Не разработан график документооборота Федеральный закон о Бухгалтерском учете № 129-ФЗ В кратчайшие сроки разработать график документооборота
Необходимо провестиисправления в бухгалтерском и налоговом учете основных средств в ОАО «Фотон», атак же внести исправления в программе 1-С: Бухгалтерия. Выявленные нарушения непревышают рассчитанный уровень существенности, следовательно отчетность ОАО «Фотон»достоверно отражает финансовое положение организации на 31.12.2009 года.

3. Способы улучшенияпроцедуры проведения аудита издержек обращения
При проверке издержекобращения наиболее часто встречаются следующие ошибки и нарушения:
1. Отсутствие, либонеправильное оформление первичной документации на поступившие товары. Очень частоотсутствует товарно-транспортная накладная на товар поступивший от иногороднихпоставщиков.
2. Неверный расчет либоотсутствие выплат компенсационного характера (компенсации за неиспользованныйотпуск, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми) ивыплат за неотработанное время (оплата отпусков, оплата вынужденного прогула ит.п.)
3. Ошибки в отнесениизатрат на расходы будущих периодов, в случае авансовых платежей за следующиеотчетные периоды.
4. Неверно определенныйсрок полезного использования ОС и как следствие – неверно исчисления суммаамортизации. Также ошибочное исчисление суммы амортизации может вызватьнеправильно определенная дата принятия ОС к учету.
5. При проведениифактической проверки результатов ремонта ОС не обнаружены материалы иинструменты, отраженные в сметах.
6. Списание спецодеждыне в соответствии с ее сроком службы, а по фактическому износу, без составлениясоответствующих актов и приказов.
7. В случае если ворганизации имеется собственный либо арендованный автотранспорт – отсутствиезаправочных чеков.
8. Приосуществлении расходов по страхованию собственного и арендованного имущества –ошибочное списания уплаченных сумм на издержки обращения целиком в отчетномпериоде, тогда как суммы расходов по страхованию собственного и арендованногоимущества должны списываться равномерно в течении всего периода на который былостраховано имущество
9.Неверно определенный срок полезного использования НМА и как следствие – неверноисчисления сумма амортизации.
10. При выплате компенсацииза использование личных автомобилей сотрудников – часто отсутствуютдополнительные соглашений с каждым из сотрудников чей личный автомобильиспользуется организацией в служебных целях и также как правило, нет четкогоразграничения между километражем пройденным в служебных и в личных целях и какследствие – списание организацией ГСМ потраченного на личные нужды сотрудников.
Программа мероприятийпо результатам аудиторской проверки:
1) Контроль надправильным оформлением первичной документации на поступившие товары.
2) Контроль надправильностью расчета компенсации за неиспользованный отпуск, компенсацииженщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми, выплат за неотработанноевремя и т.п.
3) Правильное отнесениизатрат на расходы будущих периодов, в случае авансовых платежей за следующиеотчетные периоды.
4) Контроль начислениясуммы амортизации, правильностью определения даты принятия ОС к учету.
5) Списаниеспецодежды должно быть в соответствии с ее сроком службы и составлениемсоответствующих актов и приказов.
6) Контроль за наличиемзаправочных чеков.
7) Суммырасходов по страхованию собственного и арендованного имущества должнысписываться равномерно в течении всего периода на который было страхованоимущество.
8) Обязательная ежегоднаяполная инвентаризация имущества.
9) Провести аттестациюматериально-ответственных лиц, бухгалтерской службы на знание законов,нормативных положений, методических указаний, других правил ведения учетаматериальных ценностей.
10) Контроль наличиядополнительных соглашений с каждым из сотрудников чей личный автомобильиспользуется организацией в служебных целях. Разработка четкого разграничениямежду километражем пройденным в служебных и в личных целях. Контроль списанияорганизацией ГСМ потраченного на личные нужды сотрудников.
Предложения потехнологии и содержанию методики.
1. Вне аудита, как правило, остаются аналитические процедуры,поэтому нужно добиваться непременного их применения в ходе проверки.
2. Выделять аудит бухгалтерского, налогового и управленческогоучета.
 Дальнейшеесовершенствование проведения аудиторских проверок лежит в области проведенияаудита с помощью компьютера и использования специализированных аудиторскихпрограмм.
Заключение
По результатам проведеннойаудиторской проверки расходов на продажу в ОАО «Фотон» за 2009 год были выявленынесущественные замечания порядка организации и документального оформленияиздержек обращения, а именно:
1.        Порезультатам проверки правомерности списания расходов в уменьшение полученныхдоходов в соответствии с главой 25 НК РФ установлено, что за 2009 годнеправомерно списано на расходы, уменьшающие доходы в сумме 432,3 тыс. руб.
При проведенииналоговой проверки суммы расходов не подтвержденные первичными документами могутбыть не приняты в целях уменьшения полученных доходов как экономически необоснованные 9 п. 2. ст. 252 НК РФ). Рекомендуем дооформить первичныедокументы.
2. При выборочнойпроверке расхода материалов (материальные расходы) установлено: списаниематериалов производится по недооформленным актам. Так в марте 2009 года списаныматериалы на сумму 53666 руб. За 2009 год по недооформленным документам списаноГСМ на сумму 77543 руб.
Рекомендуем дооформитьпервичные документы в соответствии с требованиями законодательства.
Аудит в ОАО «Фотон» проводилсяна выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестированиядоказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской (финансовой)отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности,оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых приподготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассмотрение основныхоценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценкупредставления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Мы полагаем, чтопроведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашегомнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По нашему мнению,бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Фотон»:
-  подготовленав соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в частиподготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и приказов Министерства финансовРФ от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» и от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», а также других соответствующих нормативныхактов;
-  отражаетдостоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря2009 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1января по 31 декабря 2009 года включительно.

Список использованнойлитературы
1.  Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. [Электронный ресурс] // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая Школа» выпуск 4. — М:Консультант Плюс, 2009. — 1 электрон. диск.
2.  Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. [Электронный ресурс] // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая Школа» выпуск 4. — М.:Консультант Плюс, 2009. — 1 электрон. диск.
3.   Положениепо бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»»утвержденоПриказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 24н. в редакции от30.03.2001г; [Электронный ресурс] // Информационный банк«Консультант Плюс: Высшая Школа» выпуск 4. — М.: Консультант Плюс, 2009. — 1электрон. диск.
4.   Плансчетов б/у и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ № 94н. от 31октября 2000 г. — М., 2003г. – 104с.
5.  Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1от 31.07.1998N 146-ФЗ, Часть 2 от05.08.2000 N 117-ФЗ
6.  Кодексэтики аудиторов России от 31.05.2007г.
7.  АборовР.А. Аудит в организациях торговли, промышленности и АПК [Текст].-М., 2004.-464с.
8.   ПоповаТ.Д. Шмельцер Л.А. Черная А.А. Внутренний контроль и аудит издержек.-Ростов-на-Дону, 2007. — 224 с.
9.   ПупкоГ.М.Аудит и ревизия. — Мн.: Книжный Дом: Мисанта, 2005.- 512 с.
10.              ВрублевскийН.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции вотраслях экономики.- М., 2006. — 372 с.
11.              ЮдинаГ.А., Черных М.Н. Основы аудита. – М., 2006. – 296с.
12.              ЮдинаГ.А., Черных М.Н. Теоретические, организационно-правовые и методические основыаудита. — Красноярск, 2005. — 112 с.
13.              ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит. – М., 2006. – 448с.
14.              ЖуковВ.Н. Учет издержек обращения в торговых организациях // Бухгалтерский учет. — 2005. — №: 13. — С.44
15.              Аудитсегодня. Ежемесячный журнал. №№ 1-10, 2009г., №№1-4, 2010г.
16.              http://www.consultant.ru
17.             http://new.aprussia.ru
18.             http://www.j-as.com
19.             http://www.termika.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.