Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО "Эфес"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АРЕНДЫ
1.1 Понятие иклассификация основных средств. Документальное оформление и корреспонденция
1.2Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств
1.3 Учетлизинговых операций
2. МЕТОДИКААУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ
2.1 Методикааудиторскойпроверки учета основных средств
2.2Аудиторская проверка арендованных основныхсредств
3.ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»
3.1 Краткаяэкономическая характеристика ООО «ЭФЕС»
3.2 Аудиторскоезаключение по ООО «ЭФЕС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Переход всего народного хозяйства страны крыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновениеновых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ сразличной ответственностью, производственных кооперативов и др.) имногообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системыэкономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуреконтрольно-ревизионных служб и видов контроля.
Экономический контроль в России становится однимиз важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новыеконтролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечитьнеобходимой информацией всю систему и уровни управления.
Одним из значимых в настоящее время, а такжеперспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельностиэкономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль — аудит.Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями(фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основеза счет заказчика — клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях — засчет бюджетных средств.
Главная цель аудиторской проверки деятельностиэкономических субъектов предпринимательства заключается в подтверждениидостоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов.
В стране за последние годы проведена большаяработа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовкекадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентациипрофессиональных, обязанностей, прав и ответственности аудиторов в соответствиис принятыми отдельными законодательными актами, в том числе правилами(стандартами) аудита. Опубликованы ряд учебников, учебных и практическихпособий по аудиту. История, проблемы, опыт развития и становления аудитарассматриваются учеными-экономистами и практиками на страницах различныхжурналов и других периодических изданий. Вместе с тем проблемы организации,методологии и техники проведения аудита применительно к различным экономическимсубъектам разных отраслей народного хозяйства.
Организация бухгалтерского учета и эффективностьуправления производством в организациях различных отраслей связаны сдлительностью производственного процесса, сезонным характером деятельности,несовпадением (или совпадением) процессов труда и получения продукта от этоготруда, наличием и использованием в процессах деятельности специфических средстви формированием издержек производства и др.
Поскольку информационной основой аудита восновном является бухгалтерский учет, то аудиторы, проверяющие различныеорганизации, должны уметь пользоваться специальными методами и приемамипроверки для получения аудиторских доказательств достоверности бухгалтерскойотчетности и обоснованной информации для разработки рекомендаций, проектовбизнес-планов, планов по оптимизации производств, затрат, финансов иосуществления других мероприятий с целью повышения эффективности управленияпроцессами деятельности.
В данной работе изучается методика аудиторской проверки учетааренды. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как основные средства формируют главную составляющуюматериально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществленииведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учетеосновных средств произошли существенные изменения.
Эти изменения коснулись: состава и структурыосновных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций;учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; оценки и переоценкистоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основныхсредств; учета реализации и прочего списания основных фондов.
Аудиторская проверка, следовательно, должнапроводиться по указанным направлениям.
Таким образом, конкретная цель аудита основныхсредств — проверка правильности формирования состава, полноты и реальностиучета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизацииих стоимости.
Целью данной курсовой работы является проведение аудиторскойпроверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявлениевозможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованиюсистемы учета аренды.
Для достижения указаннойцели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотрены особенностиведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств иих аренды, факторы обусловливающие эти особенности;
— определены обязанностии виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемовдокументального и фактического контроля;
— определены типичныеосновные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;
— проведена аудиторскаяпроверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО«ЭФЕС».
Привыполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическаялитература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ,инструкции Центрального Банка РФ и статьи периодической печати. Кроме того,были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемогопредприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫУЧЕТА АРЕНДЫ
 
1.1 Понятие иклассификация основных средств. Документальное оформление и корреспонденция
Основные средства — это часть имущества, используемая вкачестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ илиоказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Всоответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерскойотчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основныхсредств необходимо единовременное выполнение условий:
а) использование их в производстве продукции, привыполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени,т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев илиобычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующаяперепродажа данных активов;
г) способность приносить организацииэкономические выгоды в будущем.
Сроком полезного использования является период, втечение которого использование объекта основных средств приносит доходорганизации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использованияопределяется исходя из количества продукции (объем работ в натуральномвыражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Основнымизадачами бухгалтерского учета основных средств являются правильноедокументальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрахпоступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильноеисчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определениерезультатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонтосновных средств, за их сохранностью и эффективностью использования [9. с.139-177].
Для организации учета основных средств,отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки:классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств;установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичныхдокументов и учетных регистров. В организациях применяется единая типоваяклассификация основных средств, в соответствии с которой основные средствагруппируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельскоехозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждойотрасли.
По видам основные средства организаций подразделяются наследующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие исиловые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы иустройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент;производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий,продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственныедороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения накоренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративныеработы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения вмноголетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основныхсредств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатациюплощадям, независимо от окончания всего комплекса работ. В составе основныхсредств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки,объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Классификация основных средств по видамсоставляет основу их аналитического учета. По степени использования основныесредства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); времонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ичастичной ликвидации; на консервации. В зависимости от имеющихся прав на объектыосновные средства подразделяются: на принадлежащие организации на правесобственности (в том числе сданные в аренду); находящиеся у организации воперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные организацией варенду; полученные организацией в безвозмездное пользование; полученныеорганизацией в доверительное управление.
Единицей учета основных средств является отдельныйинвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет иликомплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющимивместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивают определенныйинвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время егонахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Арендуемые основныесредства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоеннымиим арендодателем.
Основные нормативные документы при учете основныхсредств:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от21.11.96г. № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. ЧастиI и II.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФот 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).
4. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по егоприменению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетосновных средств» — ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г.№26н (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина РФ от18.05.2002 г. № 45н).
6. Методические указания по бухгалтерскому учетуосновных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. № 91н.
7. «Об утверждении унифицированных форм первичнойучетной документации по учету основных средств». Постановление Государственногокомитета по статистике РФ от 21.01.03 г. № 7.
8. Методические указания по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
10. Единые нормы амортизационных отчислений наполное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Утвержденыпостановлением Совета Министров СССР от 22.04.90 г. № 1072. 12. «Об учетезатрат на реконструкцию основных средств, остаточная стоимость которых равнанулю». Письмо Минфина РФ от 04.08.03 г. № 04-02-05/3/65.
11. «Об отражении в бухгалтерском учете операцийпо договору лизинга». Приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. № 15. [9. с. 139-177]
Движение основных средств связано сосуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению ивыбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичнойучетной документации. Операциями по поступлению основных средств являются вводих в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездноепоступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранееосновных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающиеосновные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации.Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт оприеме-передаче основных средств (форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче объектаосновных средств (кроме зданий, сооружений); форма № ОС-1а — акт оприеме-передаче здания (сооружения); форма № ОС-16 — акт о приеме-передачегрупп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)). Основным регистроманалитического учета основных средств являются инвентарные карточки (форма №ОС-6 — инвентарная карточка учета объектов основных средств; форма № ОС-6а — инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; форма № ОС-66 — инвентарная книга учета объектов основных средств — для объектов основныхсредств малых предприятий).
В соответствии с ПБУ 6/01 в бухгалтерскойотчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующаяинформация: о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации поосновным группам основных средств на начало и конец отчетного года; о движенииосновных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление,выбытие и т.п.). Указанные сведения должны содержаться в приложении к бухгалтерскомубалансу (ф. № 5). Кроме того, в пояснительной записке к годовому отчету должнабыть раскрыта следующая информация:
— о способах оценки объектов, полученных подоговорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежнымисредствами;
— об изменениях стоимости основных средств, вкоторой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование,реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
— о принятых организацией сроках полезногоиспользования объектов основных средств (по основным группам);
— об объектах основных средств, стоимость которыхне погашается;
— об объектах основных средств, предоставленных иполученных по договору аренды;
— о способах начисления амортизационныхотчислений по отдельным группам объектов основных средств.
Таблица 1. Корреспонденции счетов по учетуосновных средств№ Операции Корр. счета Д-т К-т Поступление основных средств 1 Оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет вклада в уставный капитал 08 75 2 Оприходованы приобретенные основные средства 01 08 3 Приняты безвозмездно поступившие основные средства 08 98 4 Осуществлена дооценка основных средств 01 83 5 Осуществлена уценка основных средств 84 01 6 Оприходованы выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства 01 91 7 Принят в эксплуатацию законченный строительством объект 01 08 Начисление амортизации основных средств 8 Начислена амортизация по основным средствам, используемым в основном и вспомогательном производствах 20,23,25, 26,97 02 9 Начислена амортизация по основным средствам, используемым в строительных работах 08 02 10 Начислена амортизация по основным средствам, обслуживающим процесс реализации продукции 44 02 11 Начислена амортизация по основным средствам, используемым в торговле 44 02 12 Начислена амортизация по основным средствам непроизводственного назначения 29 02 13 Начислена амортизация, ранее зарезервированная в составе предстоящих расходов (по ремонту основных средств, возведению временных титульных сооружений и др.) 96 02 Ремонт основных средств 14 Отпущены материалы на ремонтные работы 20,23,25, 26,44 10 15 Начислена оплата труда по ремонтным работам 20,23,25, 26,44 70 16 Произведены начисления в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, государственное и обязательное медицинское страхование 20,23,25, 26 69 17 Отражены расходы по ремонту основных средств, выполненному ремонтным цехом 23 10,23, 70,69 18 Списываются затраты ремонтного цеха по выполненным ремонтным работам 20,25,44 23 19 Акцептован счет подрядчика за выполненные ремонтные работы 20,23,25, 44,19 76 20 Отражена сумма НДС по счету подрядчика 19 76 21 Создан резервный фонд на осуществление ремонтных работ 20,23,25, 26,44,29 96 22 Списаны расходы по ремонту при создании ремонтного фонда 96 10,23, 23 Отражены расходы по ремонту основных средств 97 10,23 24 Списаны расходы будущих периодов по ремонту основных средств 20,23,25 97 25 Осуществлен ремонт основных средств непроизводственного назначения 29 76 Выбытие основных средств 26 Списана с баланса стоимость основных средств 91 01 27 Списана сумма амортизации 02 01 28 Отражены расходы, связанные с выбытием основных средств 91 10,23 29 Оприходованы материалы от ликвидации основных средств 10 91 30 Поступила выручка от реализации основных средств 51 91 31 Начислен НДС на сумму выручки от реализации 91 68 32 Переданы основные средства в счет вклада в уставный капитал другой организации 58 01 33 Списана прибыль от выбытия основных средств производственного назначения 91 99 34 Списан убыток от выбытия основных средств производственного назначения 99 91 35 Начислен НДС по безвозмездно переданным основным средствам 91 68 36 Списан убыток от безвозмездного выбытия основных средств 99 91
1.2 Особенности учетаарендованных и сданных в аренду основных средств
По договору аренды арендодатель обязуетсяпредоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользованиеили во временное владение. В арендный период права и обязанности собственникаостаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения ипользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в арендуимущество на своем балансе в составе собственных основных средств ссоответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основныхсредств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду,такие карточки группируют в отдельную группу.
Передача в аренду имущества производится подоговору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре арендыпредусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, срокиаренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии,соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок ихпредстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом егофактического износа и действующих норм амортизационных отчислении, и величинаарендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило,средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметамизатрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договоромна уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент) [9. с.139-177].
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы ирасходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов ирасходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов ирасходов.
При первом варианте сдача имущества в арендупризнается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитываютна счетах учета производственных затрат (20,26,44 и др.), а доходы — на счетеучета выручки от продажи (90). При втором варианте сдача имущества в аренду неявляется предметом деятельности организации, и поэтому доходы и расходы отсдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» всоставе операционных доходов и расходов.
Произведенные затраты на ремонт сданных в текущуюаренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходыи расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 идр.).
Начисление амортизационных сумм по сданным варенду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли иоформляет следующей записью:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредитсчета 02 «Амортизация основных средств».
Начисление арендной платы за отчетный периодотражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и покредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг по сдаче в арендуимущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают подебету счета 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аренднаяплата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 икредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записываютв дебет счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» с кредита счета 76.При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в видетекущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.
На стоимость произведенных арендаторомкапитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценкаосновных средств, которая приходуется по дебету счета 01 «Основные средства» скредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Арендатор учитывает арендованные основныесредства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» попервоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учетведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.
На сумму арендной платы, начисленнойарендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25«Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами». Перечисленные суммы арендной платы отражают подебету счета 76 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета»[9. с. 139-177].
Начисление арендной платы за будущие периодыотражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 76.Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счета 97 в дебет счетовиздержек производства и обращения.
Если по условиям договора аренды капитальныйремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты наего осуществление списывают с кредита соответствующих материальных и расчетныхсчетов в дебет счетов издержек производства или счета 97 «Расходы будущихпериодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержекпроизводства.
Если капитальный ремонт осуществляет арендатор засчет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 97 илисоответствующих материальных и расчетных счетов (23 «Вспомогательныепроизводства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.).
Договором аренды может быть предусмотрено осуществлениекапитальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальныевложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются у него вдебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Если договором предусмотрены капитальные вложенияв арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончаниисрока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляетсябухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.

1.3 Учет лизинговыхопераций
Организация бухгалтерского учета лизинговыхопераций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с указаниями оботражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Учет у лизингодателя. Затраты, связанные сосуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества,отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретениеобъектов основных средств». Лизинговое имущество приходуется по дебету счета 03«Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 08.
Передача лизингового имущества лизингополучателюотражается записями в аналитическом учете по счету 03. Если по условиямдоговора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцомнепосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, то указанные вышезаписи осуществляют в бухгалтерском учете транзитом на основании первичногоучетного документа лизингополучателя.
В зависимости от условий договора лизинговоеимущество может учитываться на балансе лизингодателя или на баланселизингополучателя.
Если по условиям договора лизинговое имуществоучитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлениюлизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 и учитываются насчете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и другихсчетов (10,69,70 и др.).
Начисление амортизации на полное восстановлениелизингового имущества отражается по дебету счета 20 и кредиту счета 02«Амортизация основных средств».
Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы полизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета 90«Продажи». Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговыхплатежей отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» вкорреспонденции со счетом 90 «Продажи». Поступление от лизингополучателялизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
При возврате лизингового имущества и прекращенииего использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счета 03«Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счета 01 «Основныесредства».
Если по условиям договора лизинговое имуществоучитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имуществализингополучателю отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этомсоставляют следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» Кредит счета 91«Прочие доходы и расходы» на сумму задолженности по лизинговым платежам;
2) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на стоимостьлизингового имущества;
3) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредитсчета 98 «Доходы будущих периодов» на разницу между суммой лизинговых платежей истоимостью имущества [9. с. 139-177].
Вместо указанных трех бухгалтерских записейпередачу лизингового имущества лизингодателем лизингополучателю можно оформитьодной бухгалтерской записью:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» — на суммулизинговых платежей;
Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальныеценности» — на стоимость лизингового имущества;
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — наразницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества.
Поступающие по договору лизинговые платежиотражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 76 «Расчетыс разными дебиторами и кредиторами». Одновременно на сумму поступивших платежейдебетуют счет 98 «Доходы будущих периодов» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы ирасходы». При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточнаястоимость приходуется по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» скредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет«Задолженность по лизинговым платежам». При возврате имущества с полностьюпогашенной стоимостью оно приходуется на счет 03 по условной оценке 1 руб. Основныесредства, сданные в аренду, учитывают на забалансовом счете 011 «Основныесредства, сданные в аренду» в оценке, указанной в договорах аренды. Аналитическийучет по счету 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту ОС, сданных варенду.
Учет у лизингополучателя. Как уже отмечалось, поусловиям договора лизинговое имущество может учитываться на баланселизингодателя и лизингополучателя. Если лизинговое имущество учитывается набалансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имуществоучитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Начисленные лизингодателю лизинговые платежиотражаются по дебету счетов учета издержек производства и обращения (20,26, 44)и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет«Задолженность по лизинговым платежам». При погашении задолженности дебетуютсчет 76 и кредитуют счета учета денежных средств. При возврате лизинговогоимущества лизингодателю его стоимость списывают со счета 001.
При выкупе лизингового имущества его стоимость надату перехода права собственности списывают с забалансового счета 001 иприходуют по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02«Амортизация основных средств». В случае выкупа лизингового имущества доистечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в дебетсчета 97 «Расходы будущих периодов» или в дебет счета 91 «Прочие доходы ирасходы» (при решении использовать собственные источники) с кредита счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства».Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на баланселизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуютсчет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектовосновных средств», и кредитуют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Стоимость поступившеголизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с кредитасчета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Начисленные лизингодателюплатежи отражают по дебету счета 76, субсчет «Арендные обязательства», икредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».
Начисление амортизации по лизинговому имуществуосуществляют исходя из утвержденных норм амортизации или норм, увеличенных всвязи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3.Начисленная амортизация отражается по дебету счетов учета издержек илиобращения (20, 25, 26, 44 и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основныхсредств». Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговыхплатежей отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом остаточнуюстоимость лизингового имущества списывают в дебет счета 91с кредита счета 01«Основные средства». Сумма амортизации по лизинговому имуществу списывается вдебет счета 02 с кредита счета 01 «Основные средства». При выкупе лизинговогоимущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01«Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» осуществляют внутреннююзапись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.
Досрочно начисленные платежи за лизинговоеимущество относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или счета 91«Прочие доходы и расходы» (в случае принятия решения об использованиисобственных источников) и кредит счета 02 «Амортизация основных средств».Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 76, субсчет«Задолженность по лизинговым платежам», и кредиту счета 76, субсчет «Арендныеобязательства» [9. с. 139-177].

2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИУЧЕТА АРЕНДЫ
 
2.1 Методика аудиторской проверки учетаосновных средств
СогласноМеждународными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности- это предоставление возможности аудиторувыразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципамифинансовой отчетности. В РФ аудиторскаяпроверка определяется как предпринимательская деятельность по независимойпроверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетностиорганизаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Основыорганизации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Обаудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, атакже договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторскойорганизацией. Цель аудита — составитьмнение о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемоголица и о выполнении им требований законодательных и нормативных актов приосуществлении финансово – хозяйственной деятельности. Основные задачиаудиторской проверки являются:
— изучение наоснове тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой(бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельностиаудируемого лица;
— оценкупринципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой(бухгалтерской) отчетности;
— определениеглавных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовкефинансовой (бухгалтерской) отчетности;
— оценкуобщего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудит осуществляется согласно общего плана и программы аудита в триосновных этапа:
1. Подготовка и планирование аудиторской проверки.
2. Проведение аудиторской выборки и осуществление аудиторских процедур.
3. Оценка результатов проведенных аудиторских процедур и составлениеотчета аудитора и аудиторского заключения [2. с. 188-217].
1. Подготовка и планирование аудита включает:
— Составление списка нормативных актов, которые являются основойорганизации и ведения бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетностипо объекту проверки.
— Сбор, анализ и оценку информации о деятельности аудируемого лица иобъекту проверки, а также типичных нарушениях, вскрываемых при аудите.
— Составление списка документов, которые должны быть представленыаудиторам для проверки аудируемым лицом.
— Подготовку необходимых рабочих документов, таких как: проектов программаудиторских процедур по существу и тестов средств контроля; перечня типовыхвопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;специальных бланков и проверочных листов; блок-схем и графиков; перечнейзамечаний, протоколов или актов.
— Решение организационных вопросов.
— Знакомство, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля аудируемого лица.
— Оценка и определение приемлемого уровня аудиторского риска и уровнясущественности.
— Определение направлений аудита, аудиторских процедур, которыенеобходимо осуществить, а также объема аудиторской выборки и срок проведенияаудиторской проверки. Составление и утверждение руководителем аудиторскойпроверки программы аудита.
Программа аудита являетсянабором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средствомконтроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита должныбыть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской)отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различныеобласти или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудиторобязан принимать во внимание: полученные им оценкинеотъемлемого риска и риска средств контроля; требуемый уровень уверенности,который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу; временныерамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; координациюлюбой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица; привлечениедругих аудиторов или экспертов.
Проведение аудиторской выборки иосуществление аудиторских процедур определяется методикой аудита, разработаннойв аудиторской организации и осуществляется согласно программы. На этом этапеаудитор осуществляет проверку соблюдения аудируемым лицом основных предпосылокподготовки финансовой отчетности. Предпосылки подготовки финансовой(бухгалтерской) отчетности — сделанные руководством аудируемого лица в явнойили неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской)отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы:существование — наличие по состоянию на определенную дату актива илиобязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; права и обязанности- принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива илиобязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;возникновение — относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственнаяоперация или событие, имевшие место в течение соответствующего периода; полнота- отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств,хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета; стоимостнаяоценка — отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовойстоимости актива или обязательства; точное измерение — точность отражения суммыхозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов ксоответствующему периоду времени; представление и раскрытие — объяснение, классификацияи описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения вфинансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудитор должен проверить:
— правильность деления основных средств по классификации, так какнеправильное их деление может привести к неправильному начислению износа и, какрезультат, к неправильному отражению затрат на себестоимость продукции (работ,услуг);
— правильность деления основных средств по принадлежности, так какнеправильное их деление может привести к неправильным расчетам арендной платы иначислению износа;
— правильность деления основных средств по характеру участия впроизводстве, так как в противном случае это может привести к неправильномуначислению амортизации (на основные средства, находящиеся в запасе на консервации,амортизация не начисляется);
— правильность отнесения предметов к основным средствам [2. с. 188-217].
Окончательное решение о том, какие предметы на каком синтетическом счетеучитываются, выносит руководитель в зависимости от характера и условийдеятельности возглавляемой им организации. Это решение становится частьюучетной политики предприятия и должно приниматься в отношении видов (групп)предметов, а не по каждому предмету в отдельности.
Оценка объектов основных средств.
От правильности оценки основных средств зависит правильность отраженияфинансовых результатов, расчетов с бюджетом по налогу на имущество иправильность составления бухгалтерской отчетности. В соответствии с ПБУ 6/97«Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н, основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая включает всебя сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление. Приаудиторской проверке сначала надо детально рассмотреть, насколько правильно сформированапервоначальная стоимость поступивших основных средств, а также восстановительнаяи остаточная стоимость, числящихся на балансе предприятия основных средств. Отэтого зависят показатели себестоимости и финансовых результатов деятельностипредприятия в той части, которая определяется суммой начисленной амортизации исписанием с баланса отдельных объектов основных средств. В условиях рынка иинфляции целесообразно предоставить право предприятиям самим определятьвосстановительную стоимость основных средств экспертным путем, исходя из существующихрыночных цен и ожидаемых индексов инфляции, так как в условиях рыночной экономикипринятие правительством решений по вопросам переоценки какого-либо имущества противоречитздравому смыслу.
Аудитору необходимо проверить:
— наличие факта создания комиссии по приемке основных средств иоформлению ее результатов;
— договоры купли-продажи основных средств (при покупке у физических лиц)с указанием стоимости объекта;
— протокол договорной цены (при внесении основных средств учредителями);
— первоначальную стоимость, указанную в актах приемки-передачи;
— правильность произведения переоценки основных средств;
— правильность отражения первоначальная стоимости после достройки,дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов;
— правильность определения инвентарной стоимости законченныхстроительством объектов (письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»).
Проверка поступления и выбытия основных средств.
При покупке основные средства принимаются к учету по первоначальнойстоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, заисключением возмещаемых налогов. К фактическим затратам относятся: суммы,уплаченные поставщику в соответствии с договором; суммы, уплачиваемые запосреднические, консультационные и информационные услуги, связанные сприобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные,таможенные пошлины и другие аналогичные платежи; другие затраты,непосредственно связанные с приобретением основных средств, а также затраты подоведению их до рабочего состояния [2. с. 188-217].
При выбытии основных средств, по которым начислялась амортизация, всясумма накопленной амортизации списывается в уменьшение первоначальнойстоимости. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 02 Кредит 01 — списан начисленный износ по основным средствам;
Дебет 91 Кредит 01 — списана остаточная стоимость основных средств нафинансовые результаты предприятия.
В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» также записываются всерасходы, связанные с выбытием актива, а в кредит — доходы от выбытия объекта.Например, при выбытии основных средств в дебет счета 91 относят расходы надемонтаж оборудования, разборку зданий и сооружений, а в кредит — материалы,лом, утиль, полученные при ликвидации объектов. Таким образом, на счете 91«Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основныхсредств. При необходимости аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы»можно вести выбытию активов.
Аудитору необходимо проверить:
— перечень основных (с первоначальной стоимостью, износом и ценойсоглашения) и технической документации при передаче основных средств в качествевзноса в уставный капитал;
— договор купли-продажи (при приобретении объектов основных средств вкомплекте в инвентарной карточке должна быть обязательно расшифровка предметов,входящих в комплект);
— первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных заиностранную валюту (эта стоимость должна учитываться по курсу в рублях намомент приобретения);
— установлена ли рыночная стоимость при продаже основных средств;
— увеличена ли налогооблагаемая прибыль, в случае реализации ибезвозмездной передаче основных средств, как это предусмотрено в Инструкции опорядке исчисления и уплаты налога на прибыль;
— начислен ли НДС по безвозмездно переданным основным средствам(плательщиком НДС является передающая сторона);
— оприходованы ли на счете 10 «Материалы» делали, узлы и агрегаты(пригодные для ремонта других машин), полученные после демонтажа и разборки.Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учетуи сдаче в государственный фонд.
Проверка безвозмездно полученных основных средств.
Стоимость безвозмездно полученных ценностей учитывается на субсчете 98-2«Безвозмездные поступления». Этот счет используется для учета стоимостибезвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходовпредприятия. При этом доходы признаются в учете, когда определяютсяобусловившие их расходы, и в дальнейшем списываются в кредит счета 91 «Прочиедоходы и расходы». В бухгалтерском учете делают следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 98-2 — отражена рыночная стоимость безвозмезднополученных основных средств;
Дебет 01 Кредит 08 — введено в эксплуатацию основное средство;
Дебет 20 (23, 44 и др.) Кредит 02 — начислена амортизация по объектуосновных средств;
Дебет 98-2 Кредит 91 — включена во внереализационные доходы частьстоимости безвозмездно полученного основного средства.
Аудитору необходимо проверить:
— документы на безвозмездно полученные основные средства;
— правильность составления бухгалтерских проводок по безвозмезднополученным основным средствам;
— правильность ведения аналитического учета по счету 98-2 «Безвозмездныепоступления»;
— соответствие записей синтетического и аналитического учета записям вглавной книге и балансе;
Проверка начисления амортизации основных средств.
Амортизацию основных средств можно начислять: линейным способом; способомуменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срокаполезного использования; способом списания стоимости пропорционально объемупродукции (работ). Амортизация основных средств определяется ежемесячно, исходяиз стоимости основных средств и установленных норм амортизационных отчисленийна полное восстановление основных средств. Начисление амортизации по основнымсредствам, поступившим по импорту, производится по нормам амортизационныхотчислений на аналогичные отечественные основные средства.
Аудитору необходимо проверить:
— правильность норм амортизационных отчислений;
— правильность ведения аналитического учета;
— правильность составления бухгалтерских проводок по амортизации основныхсредств;
— наличие и правильность ведения инвентарной картотеки;
— документальное оформление операций движения основных средств.
Проверка учета затрат на ремонт основных средств.
Для учета ремонтного фонда в Плане счетов предусмотрен счет 96 «Резервыпредстоящих расходов». Если приказом об учетной политике предусмотреноформирование ремонтного фонда, то предприятие ежемесячно начисляет в этот фонднеобходимые суммы в соответствии с нормативом, самостоятельно утвержденнымпредприятием, и включает их в издержки производства. В бухгалтерском учетеежемесячно делается проводка:
Дебет 20 (23, 26) Кредит 96 — направлены средства на формированиеремонтного фонда. По мере завершения ремонта фактические затраты предприятияотносятся на уменьшение ремонтного фонда. Остатки созданного резерва на ремонтосновных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются иприсоединяются к прибыли [2. с. 188-217].
2.2 Аудиторская проверка арендованныхосновных средств
В зависимости от сроков аренды имущества выделяют долгосрочную (срокомболее 3 лет), среднесрочную (сроком от 1 года до 3 лет) и краткосрочную (срокомдо одного года).
Проверка данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей(краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизингу).
Далее необходимо проверить правильностьначисления и отнесения на счета бухгалтерского учета арендной платы заимущество. Аудитор должен тщательно проверить правильность составлениядоговоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендныхплатежей, хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций поначислению и перечислению этих платежей.
При обнаружении ошибок необходимо довести их досведения клиента, который должен их исправить путем внесения соответствующихисправительных записей в регистры бухгалтерского учета.
Аудитору необходимо проверить:
— правильность отнесения аренды основных средств к текущей илидолгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду;
— договор аренды, который оформляется приемо-сдаточным актом (припередаче имущества в аренду);
— отражение финансовых результатов от сдачи в аренду;
— ведение бухгалтерского учета текущей и долгосрочной аренды;
— начисление износа (при долгосрочной аренде);
— отражение капиталовложений в арендованные основные средства;
— учет лизинговых операций (следует руководствоваться приказом МинфинаРоссии от 17 февраля 1997 г. N 15 «Указания об отражении в бухгалтерском учетеопераций по договору лизинга») [2. с. 188-217].
Наиболее простым и эффективным способом полученияпредварительной необходимой информации о состоянии внутреннего контроляосновных средств является тестирование по вопросам, приведенным в таблице 2.
Таблица 2. Вопросник для оценки внутреннего контроля: основныесредства и учет соответствующих хозяйственных операций№ Направления и вопросы тестирования Ответы Примечание Нет ответа Да Нет 1
Условия
Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств? 2
Реальность
Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены? 3 Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду? 4 Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств? 5
Полнота
Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий? 6 Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ? 7 Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ? 8
Разрешение
Подготавливаются ли счета на арендную плату и предложения по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров? 9 Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств? 10
Точность
Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике? 11 Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица? 12
Классификация
Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике? 13
Бухгалтерский учет
Соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги? 14
Периодизация
Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи?
Практика аудиторских проверок показывает, чтонарушения и ошибки в бухгалтерском учете допускаются главным образом приоформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что, в отличиеот других материальных ценностей основные средства требуют особого первичногоучета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяютсянакладные или счета-фактуры (товарные документы) но эти документы не могутслужить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств.Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно бытьоформлено актом приема-передачи основных средств (форма № 101-АПК или ОС-1).
Только с этого момента начинается отсчетначисления амортизации (износа) и возмещения уплаченного поставщикам налога надобавленную стоимость (НДС) по основным средствам. Разумеется, НДС должен бытьвыделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следуетвывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначислениеамортизации (износа), что приводит к искажению остаточной стоимости объектов ифинансовых результатов деятельности организации, а также к увеличению платежейв бюджет по НДС в данном периоде.
Проверка основных средств не ограничиваетсявышеизложенными процедурами. Наиболее важные с учетом опыта теории и практикиаудита западных стран, приведены в табл. 3 [2. с. 188-217].
Кредитныйриск у многих людей ассоциируется с банковской деятельностью. Кредитный риск — риск потери части доходов или капитала банка, возникающий в результатенеспособности заемщика или контрагента выполнить условия договора с банком.Кредитный риск присутствует в любой деятельности, где успех зависит отконтрагента, эмитента финансовых инструментов или заемщика. Он возникает каждыйраз, когда кредитная организация предоставляет, инвестирует денежные средстваили принимает обязательства в отношении их предоставления в соответствии сдействующими соглашениями или на основании подразумеваемых в них условийнезависимо от того, отражаются ли они в составе активов на балансе или какусловные обязательства за балансом.

Таблица 3. Аудиторская программа проверки основных средств исоответствующих счетов№ Перечень процедур Источники информации 1
А. Основные средства
Детальная проверка данных регистров учета основных средств, их подсчет и сверка с данными счетов Главной книги Инвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордера 2
Выбор контрольного объекта основных средств по данным регистров учета
а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств
б) проверить документы на право собственности (если они есть) Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, акты приема-передачи, договоры, счета-фактуры 3
Подготовить список поступления и распределения основных средств:
а) подтвердить документально правильность соответствующих виз
б) проверить документально правильность определения и полноту отражения в учете первоначальной стоимости основных средств Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приема-передачи/списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная книга 4 Провести анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности использования) Аналитические расчеты (процедуры) 5 Проверить данные инвентаризации основных средств и сравнить ее результаты с данными аналитического учета Инвентаризационные описи и инвентарные карточки учета основных средств 6 Проверить правильность выделения и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов при реализации и безвозмездной передаче основных средств, а также налога на имущество по ним Расчетно-платежные документы, расчеты по налогам 7
Б. Амортизация
Проанализировать правильность начисления амортизации по соответствующим нормам, способам Ведомости амортизационных отчислений, нормативные документы 8 Проверить правильность отнесения амортизационных отчислений на соответствующие счета по учету затрат Ведомости распределения амортизационных отчислений, журнал-ордер № 10-АПК 9 Провести подсчет и сверку данных аналитического учета начисленного износа с данными счетов Главной книги Подсчет и сверка данных (пересчет, прослеживание) 10
В. Другие счета
Проанализировать, застрахованы ли объекты основных средств и выяснить, адекватно ли покрытие при наступлении страхового случая Страховые полисы, данные счета 65, расчетные таблицы 11 Проверить правильность расчета и начисления страховых платежей и своевременность их уплаты Расчеты, данные счета 65, Главная книга 12 Проверить правильность расчета и отражения на счетах арендной платы. Сверить данные учета с данными арендных договоров, установить, подходит ли тот или иной вид аренды для капитализации Договоры аренды, данные счета 76, выписки банка, Главная книга 13 Проверить обоснованность затрат на ремонт основных средств и правильность отражения этих сумм на соответствующих счетах Проектно-сметная документация, приемо-сдаточные акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных счетов и счетов 31, 89
Аренда — широко используемый метод передачи рисков.Широкое распространение получила финансовая аренда (лизинг). Часть рисков, связанных сарендованным имуществом, остается лежать на собственнике: полностью, например, риск физических повреждений собственности,увеличение налогов на имущество, иличастично, например, риск снижения коммерческойценности объекта. Однако весомая частьрисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды.
Согласно ст. 669 ГК РФ к арендатору полностью переходит рискслучайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в моментпередачи ему этого имущества.
Приреализации проекта недвижимостью заемщик может подвергаться риску, вызванномуфактором конкуренции (например, когда удельный вес недвижимости, сданной варенду, ниже запланированного показателя).
Факторконкуренции может быть вызван чрезмерно оптимистическими прогнозами спроса,снижением спроса или непредвиденным насыщением рынка. На усиление фактораконкуренции может повлиять большой объем продаж описанного имущества, когдаинвесторы, приобретающие данные объекты, взимают более низкую арендную платудля привлечения арендаторов.
Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантироватьсебе постоянный доход на определенный период. Но при длительном срокеаренды возрастает риск и для арендодателя, и для арендатора, таккак трудно предсказать будущее изменение коммерческой ценности арендованногоимущества, а следовательно, и изменение размера арендной платы.
Возможное решение, снижающее риск собственника имущества,в этом случае может быть связано с фиксированной рентой,то есть установлением арендной платы в процентах к объемупродаж арендатора, но не ниже определенной фиксированнойсуммы [2. с.188-217].

3.ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»
 
3.1Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС»
ООО «ЭФЕС» зарегистрировано 20 августа 2001 года.Администрацией Брянского района Брянской области. Общество является юридическимлицом по Российскому Законодательству и действует в соответствии с ФЗ «Обобществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами.
Цельюдеятельности Общества является получение прибыли его участниками на основеудовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законныхобразований в товарах работах, услугах, предлагаемых обществом
Обществосамостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, определяетперспективы развития, исходя из спроса предоставляемых услуг и необходимостиобеспечения производственного и социального развития общества. Обществоосуществляет свою производственную и коммерческую деятельность силами трудовогоколлектива по договорам, заключенным с гражданами и юридическими лицами.
Обществовыполняет работы, оказывает услуги и реализует отходы производства по ценам итарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе и всоответствии с действующим законодательством РФ.
Расчетыобщества по своим обязательствам производятся в наличном и безналичном порядкечерез учреждения банков в соответствии с правилами выполнения расчетных икассовых операций, утверждаемыми ЦБ РФ.
Для проверкии подтверждения правильности годовых отчетов, бухгалтерских балансов и контроляфинансово–хозяйственной деятельности общество может привлечь профессиональногоаудитора.
Проверка(ревизия) финансово–хозяйственной деятельности общества может осуществляться поокончании финансового года, а также во всякое время по инициативе руководстваобщества. Должностные лица общества обязаны по требованию ревизионной комиссииили аудитора давать объяснения и представить финансово–хозяйственные документы.
По итогампроверки (ревизии) финансово–хозяйственной деятельности, ревизионная комиссияили аудитор составляют заключение, содержащие данные о достаточностиотчетности, и иных финансовых документах, а также информацию, выявленных фактовнарушений и злоупотреблений лицами общества.
Со дняобразования ООО «Эфес» на основании выданной лицензии Госстроем РФ выполняетследующие виды работ (основной вид деятельности):
— санитарнотехнические работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей икоммуникаций;
— специальныеработы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей по прокладкегазопровода и установке оборудования.
Среднесписочная численность работников предприятия составляет28 человек. Объём выполненных работ в среднем составляет 12 млн. рублей.Средняя зарплата работников составляет порядка 5 тыс. рублей.
Предприятиеоказывает услуги (по вышеназванным наименованием работ) внебюджетныморганизациям города и области, городским организациям, коммерческим структурами частным лицам.
Предприятиепо своему характеру работ относится к отрасли строительства, по объёму работ ичисленности к разряду малых предприятий. Производственные запасы предприятиясоставляют 500 тыс. руб., основные средства предприятия составляют 100 тыс.рублей. Предприятие находятся на общем режиме налогообложения. Чистая прибыльсоставляет в среднем 350. тыс. рублей, что позволяет владельцам предприятияпоощрять трудовой коллектив материальными выплатами и создавать резервныйкапитал.
МПЗ учитываютпо фактической стоимости. Приход на склад осуществляется на основаниитоварно–транспортных накладных от поставщика с выписанной товарной накладнойМПЗ. Отпуск осуществляется на основании накладных в количестве предусмотренныхсогласно транспортно–сметной документации. По окончанию месяца составляетсяматериальные отчеты (приложение № 10) по санитарно-техническим участкам(стройплощадкам).
Раз годкомиссией производится инвентаризация материально-производственных запасов ссоставлением акта, в котором отражаются данные, акты сопоставляют с даннымибухгалтерского учета. Акт утверждается руководителем предприятия.
Расчеты споставщиками и подрядчиками ведутся в наличном и безналичном виде с отраженииих в ж/о №6.
Главнымбухгалтером ООО «Эфес» (Сеничевой Л.Н.) в соответствии с положением побухгалтерскому учету «Учетная политика» (утверждено приказом Минфина России от20.07.94 №100) на предприятии разработана и оформлена в виде положения учетнаяполитика организации на 2007 год.
В нейотражены основные методические и организационно-технические особенности веденияучета на предприятии. Положение об учетной политике утверждено директоромпредприятия (Зайка Л.Н.). Остановимся на наиболее значимых моментах:
— напредприятии применяется табличная машиноориентированная форма ведениябухгалтерского учета
— рабочийплан счетов разработан на основе единого Плана счетов;
— инвентаризация товаров на складе производится ежегодно;
— списаниеостатков продукции со склада производится методом ФИФО;
— бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией каксамостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Напредприятии для ведения бухгалтерского учета применяется программа«1С-Бухгалтерия» версия 7.7. Программа предназначена для ведения бухгалтерскогоучета, печати первичных документов, расчета итоговых показателей, формированияотчетов для налоговых органов. С точки зрения главного бухгалтера, даннаяпрограмма была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна, проста в освоении иуниверсальна. Краткая характеристика принципов работы программы.
Операции ввиде проводок заносятся в журнал. Программа автоматически разносит эти проводкипо соответствующим субсчетам, подсчитывая итоги по каждому счету и субсчету вцелом и в разрезе аналитического учета. Предусмотрены многочисленные формыстандартных отчетов, которые дают возможность немедленно в удобном видепросмотреть остатки по любому счету и по любому объекту аналитического учета.
Программа нарядус проводками позволяет вносить в журнал операций данные первичных документов.Мало того, описав один раз форму документа и правила формирования егореквизитов, при вводе данных можно автоматически рассчитать и напечатать напринтере необходимое количество экземпляров документа. Проводки же при этомформируются по каждой строке документа автоматически. Таким образом, всеосновные первичные документы можно не выписывать вручную, чтобы потом повторноне обрабатывать их в бухгалтерии, а сразу формировать документ прямо накомпьютере.
Это полностьюисключает возможность ввода проводок без первичного документа и ошибки ручноговвода. Все это позволяет главному бухгалтеру немедленно, прямо со своегокомпьютера просмотреть не только итоговые данные, но и обратитьсянепосредственно к каждому первичному документу.
Наличие вжурнале операций автоматически сформированных на основе данных первичныхдокументов аналитических проводок по всем основным операциям позволяетотслеживать всю действительную картину хозяйственного и финансового состоянияна каждый момент времени.
Программойтакже предусмотрена возможность формирования различных отчетов: бухгалтерскогобаланса, приложений к нему, форм статистической отчетности. Кроме того возможнаразработка пользователем форм отчетности необходимых ему для анализа иоперативного управления.
Разработанный рабочийплан счетов соответствует описанному в учетной политике. Учет денежных средствна предприятии осуществляется: наличных денег – счет 50 «Касса» с ведениемкассовой книги (КО-4); безналичные расчеты – счет 51 «Расчетный счет» и субсчет2 «Чековые книжки» счета 55 «Специальные счета в банках».
Чековая книжка выданадиректору ООО «ЭФЕС». Учет строительных материалов осуществляется на субсчете 1«Сырье и материалы» счета 10 «Материалы». Учет затрат на приобретение МПЗпроизводится с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»или без их использования. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета материалыучитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения.
Основнымиконтрагентами предприятия являются: ООО «Двина», ОАО «Сантехлит», ООО«Сантехкомплект», ОАО «Брянскметаллресурсы» — поставщики материалов и деталей;ОВО при Советском РОВД — поставщик услуг по пресечению правонарушений ипреступлений в зданиях мастерских и складов; ООО «СТБ» — арендодатель основныхсредств. Расчеты с данными организациями подтверждаются договорами,товарно-транспортными накладными, счетами, счетами-фактурами. На конецотчетного периода имеются акты сверок по расчетам за предоставленные услуги.
3.2Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС»
Проведение аудиторскойпроверки производственно-торгового предприятия ООО «ЭФЕС» на примере разделаучета «Аренда основных средств».
Планирование аудиторской проверки аудитор начинает сознакомства с экономическим субъектом. Краткая характеристика проверяемогопредприятия ООО «ЭФЕС» дана в пункте 3.1. настоящей работы. В этом же пунктеподробно рассмотрены организация работы бухгалтерии и системы внутреннегоконтроля на предприятии. Примерный план проведения аудиторской проверкипредставлен в приложении.
Перед началом проведенияпроверки аудитор должен проверить рабочий план счетов на предмет соответствияописанному в учетной политике. В случае ООО «ЭФЕС» рабочий план счетовсоответствует действующему законодательству и приказу «Учетная политикаорганизации»
Также до начала проверкипроверяются заданные константы — условно-постоянные величины, значения которыхдействуют в течение определенного времени. Например, название предприятия будетдействовать во всех документах до его изменения в установленном порядке.
Фамилия главногобухгалтера — действует в течение работы данного сотрудника в данной должности.В случае ООО «ЭФЕС» все исходящие первичные и отчетные документы заполняютсяпри помощи бухгалтерской программы, в которую реквизиты и другие константыпредприятия и его контрагентов уже внесены при установке программы, поэтому призаполнении реквизитов документов практически исключены ошибки.
Приступая к проведениюпроверки аудитор должен рассчитать уровень существенности – предельное значениеошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированныйпользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать наее основе правильные выводы и принимать правильные управленческие иэкономические решения.
Определим уровеньсущественности за 2006 год на основании бухгалтерского баланса и отчета оприбылях и убытках за этот период. Показатели берутся на конец отчетногопериода.

Таблица 4. Расчет уровнясущественности за 2006[1].Базовый показатель Значение базового показателя, тыс. руб. Доля % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб. 1 2 3 4 Балансовая прибыль 60400 10 604 Валовый объем реализации, без НДС 7504492 2 15008 Валюта баланса 6514241 2 13028 Сумма собственного капитала 3667076 5 18335 Общие затраты организации 6396664 2 12793
Среднее арифметическоепоказателей в столбце 4 составляет:
(604+15008+13028+18335+12793):5=11954тыс. руб.;
Наименьшее значениеотличается от среднего на:
(11954-604):11954/>100%=94,9%, т.е. почтивчетверо;
Наибольшее значениеотличается от среднего на:
(11954-18335):11954/>100%=-53,3%, т.е. почтивдвое;
Поскольку значения 604тыс. руб. и 18335 тыс. руб. отличается от среднего значительно, то принимаемрешение отбросить их при дальнейших расчетах. Новое среднее арифметическоесоставит:
(15008+13028+12793):3=13610тыс. руб.;
Полученную величинудопустимо округлить до 13600 тыс. руб. и использовать количественный показательв качестве уровня существенности. Различие между значениями уровнясущественности до и после округления составляет:
(13600-11954):11954/>100%=13,7%, что находится впределах 20%.
После знакомства спорядком организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии в процессеподготовки общего плана и программы аудиторский риск оценен как «средний», ауровень существенности установлен в размере 13600 тыс. рублей.
Для оценки системывнутреннего контроля предприятия (пункт 3 программы) проведем устный опросперсонала. Полученные в ходе тестирования сведения позволяют оценить системувнутреннего контроля как достаточно высокую (приложение №2).
В соответствии с пунктом4 программы произведен аудит учредительных документов на предмет соответствияучредительных документов ООО «ЭФЕС» действующему законодательству. В ходепроверки Устава установлено, что уставный капитал сформирован в объеме,соответствующем законодательству РФ и внесен полностью, что подтверждаетсябанковскими документами.
Порядок образования иосновные положения деятельности ООО «ЭФЕС» отвечают требованиямзаконодательства, что подтверждается тем, что Устав общества прошел регистрациюв Администрации г. Брянска Рег.№165 от 20 августа 2001 г. Проверив системувнутреннего контроля и установив соответствие учредительных документовдействующему законодательству перейдем непосредственно к аудиту банковскихопераций по прочим счетам на предприятии ООО «ЭФЕС».
Пункт 5 программыпредусматривает проверку оформления первичных учетных документов. Проверкеподвергнуты договора аренды, данные счета 76, выпискибанка, Главная книга, выписки банка за 2006 гг., платежные поручения,платежные требования.
В ходе проверкиустановлено, что все они являются доброкачественными, т.е. составлены поутвержденной форме и заполнены в соответствии с требованиями Положения одокументах и документообороте в бухгалтерском учете предприятий. Также установлено,что все операции, отраженные в первичных документах отвечают требованиямзаконности (не противоречат законодательству, инструкциям) и целесообразности(направлены на выполнение задач, стоящих перед предприятием).
Согласно пункту 6 программы произведен опрос для оценки внутреннего контроля: основные средства и учетсоответствующих хозяйственных операций. Изданных тестирования (см. табл. 5) можно сделать вывод, что в организации непроводится периодически инвентаризация отдельных объектов основных средств, атолько один раз в три года.
Даже перед составлением годовой бухгалтерскойотчетности инвентаризация не проводится. В учетной политике организации неопределены перечень объектов основных средств и сроки проведения ихинвентаризации. Не выбрана единая учетная политика по амортизации стоимостиобъектов, и организация лишена возможности применения прогрессивных способовначисления амортизации по основным средствам.
Кроме того, отсутствует контроль за правильностьюначисления амортизации со стороны специалистов и внутренних аудиторов.
Далее,основные средства не застрахованы на случай стихийных бедствий, что можетпривести к негативным финансовым последствиям.
В организациипрактически отсутствуют анализ эффективности использования основных средств ианализ правильности возмещения и начисления налогов (НДС, налог на имущество ит.д.).
Последнееможет привести к финансовым санкциям за допущенные ошибки по начислениюналогов.
В организациине выбран вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств(отсутствует внутреннее положение или инструкция по данному вопросу), что можетстать причиной искажения себестоимости продукции (работ, услуг) из-заиспользования произвольного варианта учета затрат. Отсутствует также контрольза обоснованностью сданных в аренду основных средств и расчетов арендной платысо стороны совета директоров, что может привести к созданию для отдельных лицфинансовой «лазейки».
В соответствии с пунктом7 программы аудита произведена проверка данных регистров учета аренды и сверкас данными Главной книги.
Таблица 5. Вопросник для оценки внутреннего контроля:основные средства и учет соответствующих хозяйственных операций№ Направления и вопросы тестирования Ответы Примечание Нет ответа Да Нет 1
Условия
Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств? Х 2
Реальность
Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены? Х 3 Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду? Х 4 Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств? Х 1 раз в 3 года 5
Полнота
Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий? Х 6 Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ? Х 7 Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ? Х 8
Разрешение
Подготавливаются ли счета на арендную плату и предложения по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров? Х Вопрос решает единолично руководитель организации 9 Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств? Х 10
Точность
Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике? Х Традиционный вариант учетной политики 11 Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица? Х 12
Классификация
Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике? Х 13
Бухгалтерский учет
Соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги? Х 14
Периодизация
Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи? Х
Для обобщения данных поразделу учета «Аренда» к сч.76 «Прочие дебиторы и кредиторы» открыт субсчет76-1 «Аренда помещений».
Арифметический пересчетданных регистров учета по счету 76-1 показал, что подсчет произведен верно.Обороты и сальдо на конец отчетного периода по проверяемому счету соответствуютитоговому значению дебетового и кредитового оборота за отчетный период иостаткам на конец отчетного периода данным Главной книги.
Пункт 8 программыпредусматривает аудит правомерности.
В целом, в ходепроведения аудиторской проверки не было выявлено нарушений законодательства привыполнении хозяйственных операций.
Все документы,подтверждающие совершенные операции достоверны и подлинны. Претензий к ведениюучета на предприятии нет.
Сличение учетных остатковденежных средств с фактическими не выявило недостачи. Издержки обращенияуказаны в полном объеме и отражаются в соответствии с законодательством РФ.
Итоговое аудиторскоезаключение на мой взгляд может быть безусловно положительным

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как правило, заказчик,прибегая к услугам аудиторской фирмы, желает получить не одну, а нескольковидов услуг одновременно.
Это обусловливаетнеобходимость:
— постоянного повышенияквалификации аудиторов и периодической их переаттестации;
— привлечения к проверкамвысококвалифицированных практических специалистов из числа работающих нагосударственных и коммерческих предприятиях, хорошо знающих методикубухгалтерского учета и экономического анализа финансово-хозяйственнойдеятельности;
— специализации аудиторовв конкретных сферах деятельности предприятий;
— оснащения аудиторскихслужб в целом и каждого аудитора в отдельности соответствующей вычислительной иорганизационной техникой, необходимой для их нормальной деятельности; наличиясистематически пополняемого каталога действующих нормативных актов (указов,законов, постановлений), инструктивных материалов, специальной литературы,относящихся к деятельности аудиторских служб, налоговой политике, к вопросамучета и анализа финансово-хозяйственной деятельности;
— постоянных контактов собслуживаемыми в соответствии с заключенными договорами предприятиями поконкретным хозяйственным и финансовым вопросам.
Для совершенствования каквнутреннего контроля учета денежных средств, так и для облегчения проведенияаудиторских и других внутренних и внешних проверок предлагаю руководству ООО«ЭФЕС» начать ведение журнала регистрации платежных банковских документов,имеющееся в наличии программное обеспечение бухгалтерии ООО «ЭФЕС» — «1СБухгалтерия» версия 7,7 позволяет без проблем ввести такую форму учетапервичных документов и тем самым облегчить учет поступивших на расчетный счетплатежных требований. Эта процедура регистрации действительно необходима, еслина счете образуется «картотека» для облегчения процесса установки очередностиплатежей. Кроме того налаженный контроль за процессом оформления исходящихплатежных поручений и требований позволяет экономить на услуге банка завосстановление или переоформление платежных документов.
Помимо этого, предлагаюввести такую форму расчета с арендодателем основных средств ООО «СТБ» – как взаимозачет.Занимаясь санитарно техническими работами поустройству наружных и внутренних инженерных сетей и коммуникаций; специальнымиработами по устройству наружных и внутренних инженерных сетей по прокладкегазопровода и установке оборудования ООО «ЭФЕС» вполне может обслуживать иарендуемые помещения в счет арендной платы. Таким образом при проведениивстречных проверок вопрос о «переводах в пути» ставится не будет, кроме тогоданная процедура несомненно будет способствовать улучшению отношений ООО «ЭФЕС»с его арендодателем, т.к. арендная плата будет производиться своевременно.Кроме того, при развитии подобных отношений вполне закономерно со стороныруководства ООО «ЭФЕС» было бы поднять вопрос о предоставлении скидок, какответного шага со стороны ООО «СТБ» за оказанные услуги.
Таким образомпри проведении проверки ООО «ЭФЕС» цель данной курсовой работы была достигнутаи решены все поставленные задачи.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Алборов Р.А.Основы аудита. Учеб. пособие. – М.: «Дело и сервис», 2001. – 224 с.
2.  Алборов Р.А.Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: «Дело и сервис»,2000. – 432 с.
3.  Аудит: учеб. длявузов/ под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 583 с.
4.  БелухаН.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. – М.: «Дело ЛТД», 2001. – 272 с.
5.  Бухгалтерскийучёт /Под ред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
6.  Гражданскийкодекс РФ, чч. 1 и 2.
7.  Евстегнеев Е.Н.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001 – 148 с.
8.  КамышановП. И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: -3-е издание перераб. иДоп.- М.: « МЕДпресс»;- Элиста», 2003
9.  Кондраков И.П.Бухгалтерский учёт – М.: ИНФРА М, — 2002 – 515 с.
10.      Кондраков И.П.Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, — 2005 – 717 с.
11.      КрупченкоЕ.А. Аудит. Учеб. пособие. – РнД: «Феникс», 2002. – 320 с.
12.  Налоговый кодекс РФ.Части первая и вторая. – М. – СПб.: «Тускарора» — 2001 г.
13.      Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).
14.      Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий(Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.).
15.      Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утвержденоприказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 №60н.
16.       «Помощникбухгалтера» N10 2001 г.
17.      «Помощникбухгалтера» N7 2003 г.
18.      Правовыеосновы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. — М.: Юристъ,2004. – 255 с.
19.      ТереховА.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.
20.      Федеральный Закон«О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ
21.      ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит, учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.