Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казпотребсоюз
Карагандинский Экономический Университет
Курсоваяработа
По дисциплине: «Управленческий учет»
На тему: Позаказный метод учета затрат на производство икалькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)
Выполнила:ст-ка гр. УА-35
КочетковаО.
Проверил:преподаватель
БульдаА.Н.
Караганда – 2008

Содержание
/>
ВВЕДЕНИЕ1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПОЗАКАЗНОЙ КАЛЬКУЛЯЦИИЗАТРАТ2 БУХГАЛТЕРСКИЕ ЗАПИСИ В СИСТЕМЕ ПОЗАКАЗНОЙКАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ2.1 Документирование учетных операций в системепозаказной калькуляции2.2 Методика калькуляции себестоимости и учет затратпри позаказном методе2.3 Синтетический учет затрат на производство припозаказном методе3 КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА,ПАРТИИ ТОВАРА И КОНТРАКТАЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Потребность в учете затрат и калькулировании себестоимостипродукции возникла в период зарождения и расцвета мануфактурного производства.Первыми методами, используемыми для целей производственного учета, былипопроцессная и позаказная калькуляции. Эти два типа систем распределения затратнаходят широкое применение и в наши дни. Так, позаказный метод чаще всегоприменяется в машиностроении с индивидуальным производством сложногооборудования, машин, агрегатов, реакторов, а попроцессный метод – в добывающихотраслях промышленности и энергетике.
В настоящее время в мировой бухгалтерской практикевопросам производственного и управленческого учетов, в том числе методикампланирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции,придается большое значение. Метод калькулирования предполагает систему производственногоучета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а такжеиздержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимостипродукции связан с технологией производства, его организацией, особенностямивыпускаемой продукции. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.
Позаказная система калькулирования предоставляетинформацию о себестоимости индивидуального продукта или группы однородныхпродуктов. Основная характеристика данного метода заключается в том, что всяинформация относится к конкретному заказу. Причем такая информация не относитсяк конкретному отчетному периоду и не является полученной в результатеусреднения, кроме случаев, когда необходимо установить стоимость единицыпродукции для заказа, состоящего из нескольких идентичных единиц. Данные,относящиеся к конкретному заказу, могут быть представлены в разрезе элементовзатрат в той степени, насколько это необходимо для целей контроля и анализа.
Принципиальные преимущества метода позаказного калькулированиязаключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат междузаказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какиеоперации в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболееэффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат ипродажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контролязатрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными и фактическимиданными, а также делает достаточно точное распределение накладных расходовмежду заказами.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические основы идействующую практику позаказного метода учета затрат на производство икалькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Данная цель реализуетсяследующими задачами:
- исследоватьобщую характеристику и виды позаказной калькуляции затрат;
- отразитьособенности документооборота и учетных процедур по учету затрат в системепозаказной калькуляции себестоимости;
- изучитьметодику калькуляции себестоимости специального заказа, партии товара иконтракта.
Объектомисследования послужило предприятие ТОО «Омега», основным видом деятельностикоторого является производство станков и оборудования, и применяющее для учетазатрат позаказный метод.
1 Общая характеристика и виды позаказной калькуляции затрат
позаказнаякалькуляция себестоимость товар контракт
Вусловиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшимпоказателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчислениеэтого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю иего динамики; определения рентабельности производства и отдельных видовпродукции; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения ценна продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчетаэкономической эффективности внедрения новой техники, технологии,организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производственовых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Себестоимостьпродукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство иреализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, вкотором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельностипредприятия, его достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимостьпродукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды,материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится какпредприятию, так и всему обществу [1, с.43].
Метод учета затрат на производство и калькулированиесебестоимости продукции — это совокупность приемов документирования и отраженияпроизводственных затрат, которые определяют фактическую себестоимость продукции[13, с.657]. Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятиемсамостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевойпринадлежности, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п.
Напроизводственных предприятиях учет затрат можно организовать различнымиметодами в зависимости от способа: оценки затрат, характера производственногопроцесса, полноты включения затрат в себестоимость продукции (Приложение 1).Все методы используют при принятии управленческих решений.
Взависимости от способа оценки затрат, выделяют методы учета затрат пофактической себестоимости, нормативной и плановой. В зависимости от характерапроизводственного процесса учета затрат выделяют попередельный и позаказныйметоды. Попередельный метод учета затрат применяется в производствах, гдеготовый продукт получается в результате последовательной обработки исходногоматериала на отдельных стадиях, переделах.
Всоответствии с темой курсовой работы более подробно рассмотрим позаказный методучета затрат и калькулирования себестоимости. Позаказный методкалькулирования себестоимости продукции применяется в организациях, гдематериалы на технологические цели, основную заработную плату производственныхрабочих и общепроизводственные расходы легко идентифицировать с конкретнойпродукцией или ее группой (заказом). Заказ – это заявкаклиента на определенное количество специально созданных и изготовленных изделий[8, с.443].
Позаказный метод обычно используется в строительстве,типографиях, самолетостроении, мебельных фабриках, машиностроении, привыполнении ремонтных работ, оказании аудиторских или консультационных услуг,НИОКР и др. [22, с.69].
Приэтом, технологический процесс между цехами взаимосвязан; готовую продукциювыпускает последний в технологической цепочке цех. Производственные затратысобирают вначале по цехам, затем суммируют по организации в целом ирассчитывают себестоимость единицы продукции по сумме затрат всех цехов.Объектом калькуляции является отдельный производственный заказ.
Организация системы позаказного учета производственныхзатрат возможна при определенных условиях производства. Главным условиемявляется возможность выделить и индивидуализировать изготовление уникальногоили выполняемого по специальному заказу изделия или небольшой партии изделий иполучить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости единицыпродукции [2].
Позаказнаясистема калькулирования предоставляет информацию о себестоимостииндивидуального продукта или группы однородных продуктов. Таким образом,позаказная система калькуляции затрат применяется для калькулированиясебестоимости индивидуального продукта для заказчика. Кроме того, бывают и внутризаводские заказы, когдаодин цех изготовляет продукцию или выполняет работы для другого цеха или отделапредприятия. Внутризаводские заказы открывают единичные (разовые) и годовые(например, годовой заказ ремонтному цеху на текущий ремонт оборудованиякакого-либо цеха основного производства).
Наряде предприятий с крупносерийным и массовым производством (машиностроения илёгкой промышленности) также применяют годовые заказы для учета по видамизделий и даже деталей.
Дляприменения позаказной системы калькулирования необходимо, чтобы продуктпроизводился в отдельной партии в четко различимых количествах. Таким образом,должны быть отличия в количестве, виде, размере или качестве продукта, или всумме основных затрат, понесенных на изготовление продукта, или в операциях поизготовлению продукта в различных производственных подразделениях.
Какуже отмечалось, позаказная система калькулирования предоставляет информацию о себестоимостииндивидуального продукта или группы однородных продуктов. Информация можетбазироваться как на фактических данных, так и на оценочных или плановыхзатратах, а также представлять собой сочетание обоих подходов в зависимости отстепени использования фактических и оценочных данных. Однако основнаяхарактеристика данного метода заключается в том, что вся информация относится кконкретному заказу. Причем такая информация не относится к конкретномуотчетному периоду и не является полученной в результате усреднения, кромеслучаев, когда необходимо установить стоимость единицы продукции для заказа,состоящего из нескольких идентичных единиц. Данные, относящиеся к конкретномузаказу, могут быть представлены в разрезе элементов затрат в той степени, насколькоэто необходимо для целей контроля и анализа.
На практике производственные условия могут отличатьсяот рассмотренного классического варианта. Например, судостроение имеетдлительный цикл производства с одновременным изготовлением частей судна.Параллельная технология изготовления не позволяет последовательно собиратьзатраты. В этом случае в дополнение к основному заказу открывают нескольковнутренних заказов, число которых соответствует конструкционным элементамизделия. Принятый порядок обеспечивает локализацию затрат по отдельным частямобщего заказа.
Кроме того, отдельные детали и узлы продукциинекоторых отраслей машиностроения взаимозаменяемы до 60—70%. Предприятиеоткрывает для таких деталей и узлов отдельный заказ, что локализирует затраты идает возможность распределить их по индивидуальным заказам.
В том случае, когда в заказ входятнесколько изделий, фактическая себестоимость каждого из них определяется путемделения суммы производственных затрат, учтенных по соответствующим статьямкалькуляции, на количество выпущенных по этому заказу изделий. Иногда изделиясдаются заказчику или на склад частями, до окончания заказа в целом. Такиеизделия оцениваются либо по плановой (сметной) себестоимости, либо пофактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетомвнесенных изменений в их конструкцию и технологию производства.
Зачастуювыполнение заказа затрагивает несколько отчетных периодов. В этом случае неследует ожидать срока окончания всех работ по заказу, чтобы получить оплатувыполненных работ. В этом случае эксперт заказчика вместе с представителемпроизводственного предприятия определяют объем выполненных работ по заказу иотмечают его в соответствующих документах. Заказчик оплачивает выполненныеработы или пропорционально отношению фактических затрат к сметным затратам, илипропорционально физическому объему выполненных работ.
Важнаяособенность показного метода состоит в том, что из-за различий между партиямипроизводимой продукции любая попытка усреднить затраты двух или более различныхпартий приводит к ошибочному определению себестоимости каждой партии.
Недостаток позаказного метода заключается в том, чтопри изготовлении сложных, неповторяющихся или редко повторяющихся заказовтрудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат, затрудненосоставление предварительного контроля и контроля за издержками в ходепроизводства. В целях его устранения при изготовлении крупных изделий сдлительным циклом производства заказы рекомендуется открывать на отдельные его узлы(агрегаты, конструкционные элементы), представляющие собой законченныеконструкции. В мелкосерийном производстве в заказ включают такое количествоизделий, которое планирует выпустить в текущем месяце.
2 Бухгалтерские записи в системе позаказной калькуляции затрат
Учетные записи при позаказном методе показываютматериальные, трудовые и накладные расходы, а также распределение накладныхрасходов, производимое на требуемом уровне детализации, но этот процесс всегдаограничивается конкретным заказом.
Технологический процесс и учетные процедуры в позаказнойсистеме калькулирования отличаются по отраслям и типам производств, однако большинство предприятий в той или иной степени применяют:
-  планирование производства в целоми в разрезе потоков затрат;
-  карточку регистрации затрат позаказу;
-  производственный график;
-  сбор и распределение затрат;
-  подготовку отчетов осебестоимости заказа;
-  ведение калькуляционных счетов,журналов, книг и других учетных регистров, формирующих структуру учета и егосвязь с системой калькулирования.
Все учетные процедуры и записи в позаказной системедолжны быть скоординированы со структурной основой для осуществления надлежащейорганизации учета и контроля. 2.1 Документирование учетных операций в системепозаказной калькуляции
Для документирования операций по учету затрат применяютсяпервичные учетные документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборныекарты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда –расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработнойплаты. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учетазатрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойныелистки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационныеописи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочныерасходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.
Заказы открывают на одно изделие в индивидуальном ина несколько изделий в мелкосерийном производстве. Основанием для открытиязаказов служат договоры с заказчиками на изготовление того или иного видапродукции. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальныхбланках, которые затем поступают в цехи-исполнители заказов и бухгалтерию.Каждому заказу присваивают код, который проставляют в карточке учета затрат напроизводство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработнойплаты рабочим и др. Следовательно, аналитический учет ведут в карточках,открываемых на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьямкалькуляции.
Таким образом, основным учетным регистром при позаказномметоде калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка можетвыполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактическиезатраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.
Охарактеризуем карточку регистрации затрат по заказу. Вкарточке регистрации затрат по заказу содержатся номер заказа, разрешение напроведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимыйдля выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужнопроизвести. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиямпроизводства, обычно соотносимым с определенными структурными подразделениями.Таким образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказаи разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений завыполнение заказа (Приложение 2).
Во многих случаях в карточку производственного заказамогут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименованиепокупателя, инструкции по транспортировке и т.п., а также итоговые данные позатратам, что дополняет отчет о себестоимости. Очевидно, что степеньдетализации информации, необходимой для обеспечения заказа, варьируется взависимости от условий конкретного контракта или требований предприятия. Однаков любом случае общая сумма затрат, зарегистрированная в карточках заказов наконец отчетного периода, будет равна остатку по счету «Незавершенноепроизводство» на указанную дату.
Перечень операций, которые должны быть произведены дляисполнения заказа, составляет производственный график. В этой части даннаяформа повторяет одну из функций рассмотренной ранее карточки заказа, такжеобеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, какправило, не требует отнесения операций к конкретному заказу, поэтому он такжеможет быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уженаходящихся в производстве, так и тех, которые еще только должны начаться.
Цель производственного графика – согласование стадийпроизводства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурнойединицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системойкалькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, посколькуона формирует многие необходимые для производственной программы показатели, какв суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от требуемыхорганизационных процедур и учетных записей.
Производственные графики являются частью фактическойсистемы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сборазатрат.
Применение графика, содержащего движение физическихединиц, будет зависеть в основном от его использования в общей системепредприятия. Он может заменять карточку производственного заказа в частиконтроля натуральных показателей для каждого заказа. Он может применяться для регистрациизаказов или этапов работ, производимых в каждом производственном подразделении.Наконец, он может быть использован в качестве общей программы по планированиюпроизводства для предприятия в целом. В последних двух случаях производственныеграфики могут принимать форму планов.
После окончаниявыполнения заказа и его технической приемки представителями заказчика,производственным отделом обычно выписывается и рассылается цехам и бухгалтериипредприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то нибыло расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, вэлектротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служитсдаточная накладная.
От четкости и оперативности обработки и движениядокументов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтомурациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание вбухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привестик отрицательным экономическим последствиям.2.2 Методика калькуляции себестоимости и учет затратпри позаказном методе
Затраты собираются покаждой завершенной партии, а не за промежуток времени; ведется только один счетнезавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельныхкарточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.
Как уже было сказано выше, группируют затраты позаказам и исчисляют себестоимость каждого заказчика в карточках учетапроизводства. На основании карточек составляют отчетную калькуляциюсебестоимости единицы продукции (Приложение 3).
Все прямые затраты учитывают в разрезе установленнойноменклатуры статей по отдельным заказам.
В отдельной карточке по заказу потребителя учитываетсяследующее:
1. материалы,приобретенные специально для осуществления заказа (на основе приемных актов илисчетов-фактур поставщиков);
2. материалы,извлеченные из запасов (на основе заявок);
3. заработнаяплата производственные рабочих (на основе карточки табельного учета времени,затраченного на выполнение заказа);
4.  прочиепрямые затраты (амортизация производственного оборудования, работы, выполненныесубподрядчиками).
По выполнении заказа, в калькуляционной карточкевыводится общая сумма прямых затрат, после чего на основе одного из принятыхметодов подсчитываются и вносятся накладные расходы. Накладные расходы невсегда попадают на счет заказа. Если размер их незначителен в сравнении ссуммой прямых затрат, то они отражаются в составе расходов периода.
Потери от брака, какправило, списываются на те заказы, при выполнении которых произошел брак.Отражение их в себестоимости незавершенного производства может быть только вслучае, если они относятся к определенному незаконченному заказу.
Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дняоткрытия его до дня выполнения и закрытия. Следовательно, составляюткалькуляцию при позаказном методе после того, как закончено выполнение работыпо заказу. Окончание работы по заказу фиксируют в документе (накладной, акте)на сдачу выполненных готовых изделий или работ. После этого заказ закрывают:выписку документов с обозначением номера закрытого заказа прекращают.
Если в конце учетного периода заказ не завершен, общий размер затрат наопределенное число, записанный в калькуляционной карточке, дает цифру понезавершенному производству. Себестоимость заказа можно сравнить спредварительными подсчетами, что дает возможность проанализировать разницумежду реальной (фактической) и ориентировочной (плановой) стоимостью.
Рассмотрим пример. ТОО «Омега» относится к среднимпредприятиям с серийным производствам. Характеризуется периодическойповторяемостью изготовления и выпуска одинаковых изделий, которые образуютсерию. Ему присущи следующие особенности: ограниченная номенклатура выпускаемойпродукции; сравнительно широкая специализация рабочих мест. Отдельные рабочиеучастки функционируют в рамках одного производственного цеха. Выработка готовойпродукции определяется нарядами на сдельные работы.
На данном предприятии применяется позаказный метод учетазатрат и калькулирования себестоимости изделия. Производствоэлектротехнического оборудования — сложный и длительный процесс,характеризуется, как правило, разнородностью структуры технологическогопроцесса в зависимости от вида изделия.
Предприятию ТОО «Омега» заказали произвести станокгазорежущий универсальный СГШ-1-60 в количестве 10 штук. Заказ открывают наосновании договора с заказчиком.
Таким образом, в данном случае объектом учета икалькулирования является отдельный производственный заказ на данную продукцию(станок газорежущий), создаваемый на заранее определенное количество продукции(10 штук).
В аналитическом учете ТОО «Омега» производственныезатраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции.Плановым отделом ТОО «Омега» установлены следующие статьи калькуляции дляпроизводства этого вида продукции:
1. Сырье иматериалы
2. Топливо иэнергия на технологические цели
3. Заработнаяплата производственных рабочих
4. Отчисления отоплаты труда
5. Расходы наподготовку и освоение производства
6. Накладныерасходы
7. Потери отбрака
Заказу присвоен номер 727, который в дальнейшемпроставляют на всех документах по прямым затратам производства (налимитно-заборных картах, в требованиях, маршрутных листах и других документахна работы по выполнению заказа). В заказе на изготовление станка газорежущегоуказано, что изготовление будет осуществляться в трех цехах предприятия втечении 2 месяцев.
Группировку затрат по данному заказу осуществляют втаблице распределения расхода материалов, заработной платы в карточках учетапроизводства. Себестоимость одного вида изделий определяют делением суммызатрат по заказу на количество изготовленных изделий. Разделив сумму по каждойстатье на количество выпуска, получают постатейную сумму затрат на одноизделие.
При изготовлении и реализации единичного заказа наизготовление станка газорежущего имели место следующие прямые и косвенныерасходы, тенге (таблица 1).
Таблица 1 – Затраты на изготовление заказа 727 Статьи калькуляции май июнь итого затрат
цех
№ 1
цех
№ 2 цех №3
цех
№ 1
цех
№ 2
цех
№3 Сырье и материалы 24000 15000 12000 32000 18000 6000 107000 Топливо и энергия на технологические цели 1000 900 600 800 800 600 4700 Заработная плата производственных рабочих 12720 8480 10600 13460 13780 8800 67840 Отчисления от оплаты труда 2404 1603 2003 2544 2604 1663 12821 Расходы на подготовку и освоение производства 1850 1850 3700 Накладные расходы 12230 11290 10370 13290 12740 9170 69090 Итого 55504 37273 35573 65044 47924 26233 267551
Кроме того, первый сборочный цех вернул материалы насклад в сумме 1200 тенге в мае месяце и 1100 тенге в июне, поскольку онипревышали потребность в материалах для выполнения заказа. Стоимость материаловопределяется в конце каждого месяца на основе средневзвешенной стоимости(используется периодическая система).
Также в первом сборочном цехе были испорченыкомплектующие на станок, которые классифицировались бухгалтерской службойпредприятия как потери от брака. Данные комплектующие учитывались предприятиемв качестве сырья и материалов, стоимость их составила 1300 тенге в мае 2007года и 1100 тенге в июне. Рассчитаем себестоимость выпуска продукции:
1) Расчет прямых материальных затрат:
- материальныезатраты по цехам в мае 2007 года составили 51000 тенге;
- материальныезатраты по цехам в июне 2007 года составили 56000 тенге;
- итого 107000тенге
- возвратныеотходы (- 1200) + (-1100) = -2300 тенге.
- затраты натопливо и энергию в сумме 4700 тенге (2500 в мае + 2200 в июне).
Итого прямые материальные затраты составили 109400 тенге.
2) Расчет прямых затрат на оплату труда производственныхрабочих:
- оплата трудапроизводственных рабочих трех сборочных цехов в мае 2007 года составила – 31800тенге;
- отчисления отоплаты в мае составили – 6010 тенге;
- оплата трудапроизводственных рабочих трех сборочных цехов в июне 2007 года составила –36040 тенге;
- отчисления отоплаты в июне составили – 6811 тенге;
Итого прямые затраты на оплату труда составили 80661тенге.
3) Накладные расходы за два месяца составили 69090 тенге.
4) Расходы вспомогательных производств на подготовкуи освоение производства, которые были затем отнесены на затраты первогосборочного цеха в сумме 3700 тенге.
5) Потери от брака за два месяца составили 2400тенге.
Итого себестоимость заказа №727: 109400 + 80661 + 69090 +3700 + 2400 = 265251 тенге.
Данная себестоимость заказа отражена как в карточке учета производства(Приложение 2). Себестоимость заказа можно сравнить с предварительнымиподсчетами, что дает возможность проанализировать разницу между реальной(фактической) и ориентировочной (плановой) стоимостью. Бухгалтерская служба ТОО«Омега» по каждому заказу составляется отчетная калькуляция себестоимости, вкоторой сравнивается фактическая и плановая себестоимость и выявляютсяотклонения.2.3 Синтетический учет затрат на производство при позаказном методе
 
Сводный синтетический учет затрат по заказам организуетсяпо нескольким вариантам с помощью:
— контрольных счетов;
— раздельного учета;
— калькуляции себестоимости по контракту.
Раздельный учет — система учета, предусматривающаяотдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом всчетах затрат не делают записей о финансовых операциях. Этот вариантпредусматривает дублирование записей в двух видах учета.
Контрольные счета — система учета, предусматривающаяоткрытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядкефинансового учета. Контрольный счет — это итоговый счет, в котором записисделаны по итоговым суммам операций периода. Например, остаток по контрольномусчету складской книги будет подтверждаться данными объемистого тома счетовскладской книги, которые в сумме должны равняться итоговой цифре контрольногосчета складской книги. Система контрольных счетов позволяет проверитьправильность различных учетных записей, так как сумма всех отдельных записей наразличных счетах складской книги должна соответствовать контрольному счету, вкоторый вносится итог всех операций. Все бухгалтерские записи производят введомостях, итоги переносят в счета главной книги.
Таким образом, сводный синтетический учет затрат позаказам в ТОО «Омега» организован по системе контрольных счетов в традиционномпорядке финансового учета.
Для позаказного метода учета затрат икалькуляции себестоимости существует восемь типичных корреспонденций счетов:
1. Поступлениеосновных и вспомогательных материалов от поставщиков;
2. Отпускосновных и вспомогательных материалов в производство;
3. Начислениезаработной платы;
4. Выплатазаработной платы за месяц;
5. Запись прочихобщепроизводственных расходов;
6. Распределениеобщепроизводственных расходов по заказам;
7. Окончаниезаказа или выпуск готовой продукции;
8.  Реализация исписание себестоимости реализованной продукции.
Таким образом, при позаказном методе калькуляциюзаказа нельзя составить до тех пор, пока не будет выполнена вся работа позаказу, что является существенным недостатком позаказного метода учета,особенно если заказы выполняют в течение нескольких месяцев и в этот период временииз серии машин, станков и т.п. производят частичный выпуск. В этом случаенеобходимо определить себестоимость частично выполненного заказа. До окончаниявыполнения заказа себестоимость части его обычно определяют условно, наосновании плановой калькуляции или фактической калькуляции изделия,изготовлявшегося раньше, с учетом изменения технических условий его изготовления.
Анализ системы учета затрат строится по данным 2007года. В 2007 году бухгалтерия предприятия для учета затрат на производствоприменяла комплексную систему счетов, в которую входили счета подразделов 8110«Основное производство», 8210 «Полуфабрикаты собственного производства», 8310«Вспомогательные производства», 8410 «Накладные расходы» согласно Типовомуплану счетов по МСФО.
Счета данного подраздела, предназначенные для учетазатрат на основное производство, состоят из одного обобщающего счета инескольких «транзитных», что позволяет группировать расходы по ихсодержанию, местам возникновения и другим признакам. Информация, отраженная на«транзитных» счетах, представляет собой часть определенной информациио фактически произведенных затратах, обобщив которую (с использованиемустановленных (выбранных) принципов и правил), можно получить данные офактической производственной себестоимости всего выпуска продукции, единицыпродукции и т.д.
По дебету счета 8410 и кредиту соответствующихсчетов по учету накладных расходов. По дебету счета 8110 и кредитусоответствующих счетов по учету прямых затрат. По дебету счета 8310 и кредиту соответствующихсчетов по учету затрат вспомогательных производств. По кредиту счета 8110 идебету счета 1320 отражают выпуск готовой продукции, если продукция сдана насклад или дебету счета 1330 – если производство незавершенное.
По вышерассмотренному примеру, производство заказа №727осуществлялось в двух месяцах, следовательно затраты по каждому месяцуотражались отдельно (таблица 2).
Таблица 2 – Корреспонденция счетов по учету затрат вмае 2007 года по ТОО «Омега»
Содержание
операции
Основание
для записей Корреспонденция Сумма, тенге Дебет Кредит 1 2 3 4 5
Списание
сырья Ведомости расхода сырья и материалов по цехам 8110 1310 51000 Возврат материалов на склад Возвратная ведомость 1310 8110 1200 Отпущено топливо и энергия на технологические цели Счета поставщиков 8110 3310 2500 Начислена заработная пата работникам основного производства Табель учета рабочего времени, Расчетная ведомость 8110 3350 31800 Произведены отчисления от оплаты труда (социальный налог) 8110 3150 6010 Произведены расходы на подготовку и освоение производства Смета расходов, акт выполненных работ 8310 3310 1850 1 2 3 4 5 Списаны затраты вспомогательных производств 8410 8310 1850 Оплачены услуги по ремонту оборудования сторонним организациям Смета расходов, акт выполненных работ 8410 3310 33890 Отражены потери от брака Бракировочный акт 8410 1310 1300 Списаны накладные расходы 8110 8410 35190 Отражена стоимость незавершенного производства на конец мая 2007 года Инвентариза-ционная ведомость 1330 8110 127150
Как уже было рассмотрено выше, затраты по производствоконкретного заказа, например заказа №727 «Станок газорежущий универсальный» дляцелей аналитического учета собираются в разрезе цехов в карточке учетапроизводства. В производстве оборудования осуществляетсяколичественно-качественный учет, т.е. учитывают количество и качествоизрасходованного сырья, материалов, запасных частей и потери по заказу. Накаждый заказ ведут производственные журналы для записи этих данных, которыеполучают с помощью измерительных приборов и точно измеренной вместимостиаппаратов и тары. На основании данных журналов составляются производственныеотчеты, по результатам которых в сравнении с плановыми нормами выхода и расходасырья, оценивается как выполненный заказ, так и производство в целом заотчетный период.
3 Калькуляция себестоимости специального заказа, партии товара иконтракта
 
Калькуляция себестоимости специального заказа – это общий термин, обозначающийкалькуляцию себестоимости заказа, партии товара и контракта. Отличительныечерты включают в себя то, что:
1.  В отличие от непрерывного потока, имеет месторазделение рабочего процесса;
2.  Работа может быть идентифицирована согласноопределенному потребительскому заказу или контракту.
Данныйметод калькуляции себестоимости применяется в том случае, когда компаниявыпускает распоряжение на производство одной единицы калькулируемой продукциипо заказу потребителя. Фирмы, выполняющие заказы, занимаются производствомспециальных разовых товаров, таких как, инструменты, станки, запасные части ит.д. Фирма может удовлетворять спрос на продукцию, стандарт качества которойдолжен быть выше стандарта качества продукции массового производства, либоколичество необходимой продукции настолько маленькое, что не имеет смыслапривлекать к производству другие фирмы и специально заниматься планированием иустановками.
Многиекомпании объединяют калькуляцию себестоимости заказа с калькуляциейсебестоимости партии товара. Такие случаи имеют место в компаниях, осуществляющихсборку продукта согласно техническим требованиям клиента, причем самаконструкция (сборка) содержит ряд комплектующих деталей, которые могутиспользоваться в других конструкциях. Т.е. изготовляется партия комплектующихдеталей и все затраты учитываются в калькуляционной ведомости определеннойпартии изделий. По завершении изготовления комплектующих деталей, наряд-заказзакрывается и изготовленная продукция передается на склад готовых деталей посредней себестоимости всей партии изделий. Когда клиент заказывает какую-либоопределенную конструкцию, составляется новый наряд-заказ, требуемые детализабираются со склада и затраты начисляются в счет наряда-заказа по сборке.
Когдапродукция производится партиями и затем передается на склад в ожиданиидальнейшей продажи или использования в изготовлении определенной конструкции(сборки), основной и частой проблемой является определение количестванеобходимых деталей. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть следующиемоменты:
1.  Норму потребления
2.  Затраты на хранение и эксплуатационная готовность
3.  Время, необходимое для установки и разборкипроизводственных линий
4.  Производительность станков, рабочей силы и услуг вотношении требований к другой продукции
Предварительныйподсчет партии оптимальной величины можновыполнить посредством:
1.  Проведения анализа табличных данных; расчетсебестоимости единицы продукции по различному количеству партий в целяхопределения самой низкой себестоимости единицы продукции.
2.  Графического анализа: нанесение на график данных позатратам на хранение в сравнении с производственными затратами.
Калькуляция себестоимости партии товара обычно применяется там, гдесуществует большое разнообразие продуктов на складе. Бухгалтеру по учету затратнеобходимо представлять подробную информацию о себестоимости продукции в целяхудовлетворения следующих потребностей:
- планирование и контроль производства. Планированиеподдержания уровня запасов и удовлетворение колебаний спроса может статьбольшой проблемой, требующей непрерывного поступления информации о затратах наустановку, загрузки станков и движений запасов.
- калькуляция прибыльности продукта. Управление, скореевсего, потребует проведения регулярных анализов себестоимости продукции иприбыли; поддержание или увеличение разницы между себестоимостью и размеромприбыли может стать проблематичным. Информация, полученная в результатепроведения анализа, помогает в процессе регулирования продаж и формированияполитики продаж.
- исследования.В специальных случаях данные осебестоимости могут потребоваться в процессе разработки новой продукции либоусовершенствования существующих производственных операций.
Многиеорганизации (например, по производству мотоциклов) используют в производствеодну или несколько производственных линий, осуществляя индивидуальные заданияна каждой производственной линии и получая в результате готовую продукцию.Такие организации не работают по специальным требованиям клиентов, однако, онимогут использовать калькуляцию себестоимости партии товара в целях определениясебестоимости.
Калькуляциясебестоимости по контракту — система учета и калькулирования крупных изделий сдлительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточныевыплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежейопределяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. Помере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить всебестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период.Здесь же определяется величина неистекших издержек, т. е. себестоимостьнезавершенных и не сданных заказчику работ.
Впроцессе калькуляции себестоимости контракта, каждый контракт представляетсобой отдельную единицу калькулируемойпродукции, поэтому по каждомуконтракту затраты собираются на отдельном счете в главнойбухгалтерской книге. Различные элементы затрат связаны с:
- основнымиматериалами. Материалы,относимые на контракт, могут включать как специально приобретенные материалы,так и материалы со склада подрядчика. Соответствующие затраты при этомдебетуются на счет контракта. Контролю материалов на месте производства можетпомешать трудность организации эффективных процедур учета поступлений ивозвратов излишков материала со строительного участка на склад согласно требованиямконтракта.
- заработнойплатой производственных работников. Труд, относимый на контракт, может включать офисную работу, связанную ссоставлением планов и документов (включая учет рабочего времени для работниковс твердым окладом), производственные операции непосредственно на фабрике иработа на строительном участке. Вся работа на месте строительства по контрактурассматривается как прямой труд. Для раскрытия времени работы строителями наразличных участках может оказаться не0бходимым готовить табели учета рабочеговремени. Все затраты по такому труду дебетуются на счет контракта.
- прямыерасходы. Помимо материала итруда, существуют прямые затраты по контракту, которые имеют большое значение.Под данную категорию подпадают две основные статьи, а именно производственные помещения и работа по суб-подряду.
Производственныеустановки и оборудование могут быть приобретены специально для контракта. Вданном случае счет контракта дебетуется по себестоимости. Либо производственныеустановки могут быть переданы другим контрактом. В этом случае мы имеемчacтично списанную стоимость, которая дебетуется на счет нашего контракта икредитуется на счет контракта, с которого она была списана. В конце каждогофинансового периода стоимость амортизации производственных установок,находящихся в собственности, представляется как кредитовая проводка на счетеконтракта (т.е. сальдо переносится на начало следующего периода). Чистыйрезультат бухгалтерских проводок заключается в том, что амортизацияпроизводственных установок автоматически дебетуется на счет контракта.Производственные установки могут быть арендованы для использования поопределенному контракту. Так как компания не владеет данными производственнымиустановками, единственной журнальной проводкой будут расходы по аренде, которыедебетуются на счет контракта. Также возможно дебетовать счет контрактаусловными затратами по аренде производственных установок, принадлежащихкомпании, тем самым, арендованные производственные установки будут учитыватьсякак отдельная экономическая единица.
Стоимостькаждого контракта согласуется между компанией и клиентом и известна подназванием стоимость контракта. В случае, когда имеют место крупные контракты игде работа растягивается на многие месяцы или даже годы, подрядчик будетожидать получения промежуточных платежей от своего клиента соответственностоимости контракта. Такие платежи будут соотноситься с размером работ поконтракту, выполненных на данный момент времени.
Прииспользовании системы калькуляции по контракту рекомендуется придерживатьсяустановленных для этой системы принципов:
1.Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта — это низкаядостоверность оценки доходов и затрат.
2.Проявлять осмотрительность — убытки, выявленные в отчетном периоде, должны бытьотнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода. Если ожидаютсяубытки, то их сумма включается в себестоимость реализованной продукции послетого как установлена вероятность убытков. Например, создается резерв на оплатуотпусков рабочих и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм.
3. Быть осмотрительным при значительных затратах наконтракт, выполненный в пределах 35—85%.
Принимаярешение относительно того, какой размер прибыли может приписываться понезавершенным контрактам, должны приниматься во внимание следующие аспекты:
1. Прежде, чем брать любой размерпромежуточной прибыли, должно быть точно известно, что контракт будет успешным;
2. Любая прибыль должна братьсяпропорционально степени работы по контракту, завершенной на данное число;
3. Как можно скорее должны бытьприняты меры в отношении любого размера ожидаемых общих потерь по контракту.
Такимобразом, расчет прибыли по незавершенному проекту включает пять этапов:
Этап 1. Определить общую стоимость реализации контракта (дляконтракта с фиксированной ценой это будет стоимость контракта).
Этап 2.Рассчитать общий размер затрат, которые могут возникнуть в ходе выполненияконтракта:
1. Фактические затраты понесенные наданное число – плюс
2. Ориентировочные будущие затраты,необходимые для завершения контракта.
Этап 3. Ориентировочнаяобщая прибыль по контракту определяется посредством вычитания результатов поэтапу 2 из результатов по этапу 1
Этап 4. Объяснимаяприбыль на данное число должна отражать размер работы, выполненной к данномумоменту времени. Она рассчитывается следующим образом:
/>
Этап5. Прибыль по незавершенному контракту на текущий год (т.е. дебетуемая на счет контракта втекущем году) представляет собой кумулятивную объяснимую прибыль, рассчитаннуюсогласно шага 4 за вычетом прибыли по контракту за предыдущие годы.
Прибыль,которая будет получена в текущем годупредставляет собой прибыль на данное число (заниженную, еслинеобходимо) минус прибыль по контракту за предыдущие годы.
Заключение
Позаказный метод учета себестоимости используется приизготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. Впромышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типоморганизации производства. Такие предприятия организуются для изготовленияизделий ограниченного потребления.
В данной системе калькуляции себестоимости объектомкалькуляции является производственный заказ (например, постройка корабля,строительство конкретного дома и др.), фактическая себестоимость которогоопределяется после его изготовления.
Сущность данного метода заключается в следующем: всепрямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основныхпроизводственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленныхстатей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затратыучитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельныхзаказов в соответствии с выбранной базой распределения. Таким образом, системапозаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:
— концентрацией данных о расходах и отнесением затрат наотдельные виды работ или серии готовой продукции;
— изменением величины затрат по каждой завершеннойпартии, а не за промежуток времени;
— ведением в главной книге счета «Основноепроизводство», по дебетовому остатку которого показывается величинанезавершенного производства.
В позаказной калькуляции себестоимости и калькуляциисебестоимости контракта роль бухгалтера по управленческому учету является оченьответственной. Бухгалтера принимают решения в отношении многих аспектов:
Информационные требования. Должны быть разработаны табеляучета рабочего времени, наряды и т.д., выпущены инструкции в отношении ихзаполнения. Если система компьютеризирована, должны быть созданы файлы ивыпущены инструкции в отношении введения данных.
Методы контроля за затратами. Это становится особенноважным в том случае, когда цена на заказ назначается заранее. Бухгалтер поуправленческому учету должен обеспечить наличие соответствующей информации,которая позволит контролировать затраты на данное число и проводитьпредварительную оценку до момента завершения по сравнению с заранееопределенными сметными уровнями. В случае, если разница между затратами вышесогласованного размера заранее определенных сметных уровней, должны бытьпредприняты действия по корректировке.
Способы распределения накладных расходов по заказам;поcлeдующиe корректирующие проводки в случае возникновения ситуаций с неполностью или излишне распределенными накладными расходами.
Основным недостатком позаказного метода считается то, чтопри изготовлении сложных, неповторяющихся или редко повторяющихся заказовтрудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат, затрудненоосуществление предварительного контроля, а также контроля за издержками в ходепроизводства.
Список использованной литературы
1. ВахрушинаМ.А. «Бухгалтерский управленческий учет» М.: ЗАО Финстатинформ.-2000.-365с.
2. Друри К.Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. (под ред.Мабалиной С.А.) – М.: Аудит, Юнити, 1994. – 146с.
3. Каверина О.Д.Управленческий учет: система, методы, процедуры-М.: Финансы истатистика.-2003.-350с.
4. КаменицерС.Е. Организация, планирование и управление деятельностью промышленныхпредприятий, — М.: Наука и просвещение, 1991.-195с.
5. Керимов В.Э. Управленческий учет.-М.-2003.- 413с.
6. Международныестандарты финансовой отчетности. – М.: Аскери, 2005.
7. Мычкина О.В.МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов. Практическое пособие. –Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006.– 104с.
8. Нидлз Б.,Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Подред.Я.В.Соколова – 2-е изд., стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1997. –496с.
9. НурсеитовЭ.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие. -Алматы, 2006.-472с.
10. Обухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 28февраля 2007г., №234-111.
11. ПашигореваГ.И., О.С.Савченко, Цели и задачи управленческого учета// Бухгалтерский учет,2000, N 19, С. 33.
12. Попова Л.А.Бухгалтерский учет на предприятии. Учебное пособие – Караганда, 1999. – 174с.
13. РадостовецВ.К. и др. Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп. и перераб. — Алматы: Центраудит, 2002. – 728с.
14. РадостовецВ.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии – Алматы: НАН«Центраудит», 1997.-311с.
15. РазливаеваЛ.В. Производственный учет: Учебное пособие – Караганда: КЭУ, 1998.-210с.
16. РазливаеваЛ.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие – Караганда, 2001. –200с.
17. СейдахметоваФ.С. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. — Алматы: Экономика,2000.-468с.
18. СейдахметоваФ.С. Учет финансовый и управленческий// Қаржы-қаражат: Финансы Казахстана. – 1998. — №1.-С.85-88
19. Терехова В.А.Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб:Питер, 2005. – 311с.
20. Торшаева Ш.М.Теория бухгалтерского учета – Караганда: 2000г. – 155с.
21. Управленческийучет/Под ред. В.Палия и Р.Вандер Виля – М.: Инфра-М, 1997
22. ХорнгренЧ.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М., 2002. С. 69.
23. Шеремет А.Управленческий учет. Учебное пособие – М.: ФБК-Пресс
24. Якимец О.В.Этапы развития и становления управленческого учета – М.: Инфра –М ,1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2. кредитно-модульна система організації навчального процесу
Реферат Определение рыночной стоимости недвижимости затратным методом
Реферат Расчет трафика сжатых пакетов
Реферат A Long Hard Road Of Adolescenc Essay
Реферат Фирма как экономический субъект
Реферат The Industrial Revolution Essay Research Paper There
Реферат Henrik Ibsen A Biography Essay Research Paper 2
Реферат Договор проката договор финансовой аренды лизинг
Реферат Склад витрат підрозділ і порядок їх планування 2
Реферат Свистящие стрелы. Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат Мо Цзы
Реферат Эриксоновский гипноз
Реферат Писарро, Франсиско
Реферат Бизнес-план фирмы СТРОЙИНДУСТРИЯ
Реферат Государственная социальная политика Республики Беларусь. Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства Республики Беларусь