Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Особенности организации бухгалтерского дела на малом предприятии

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине:«Бухгалтерское дело»На тему:«Особенности организации бухгалтерского дела на малом предприятии»

Содержание
 
Введение
1. Критерии отнесения предприятий к категории малых
2. Особенности организации бухгалтерскогоучета на малых предприятиях
3. Отчетность субъектов малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Малый бизнес — одна изнаиболее актуальных тем сегодняшних предпринимателей. Объясняется это, преждевсего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности можетобеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономическогокризиса.
На большинстве малыхпредприятий руководством не уделяется должного внимания организациибухгалтерского учета, в особенности такой важной процедуре учетного процесса,как правильное и своевременное документирование хозяйственных операций.Рациональная организация бухгалтерского учета на предприятии невозможна безустановления схемы документирования операции, выполненной на основе изученияобъектов учета, хозяйственных и производственных процессов.
Роль бухгалтерии какорганизатора учета и контроля на предприятии должна проявляться в созданиихорошо продуманного графика движения документов, в его умелом и настойчивомвыполнении.
Обязательным условиемявляется повсеместное использование программ автоматизации регистрации иобработки бухгалтерских данных.
Множество вопросоввозникает у руководства малого предприятия в связи с выбором системыорганизации бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием указаний поведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерскогоучета для субъектов малого предпринимательства от 21.12.98 г. № 64 н «Типовыерекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства» малые предприятия получили право самостоятельного выбораформы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего производства иуправления, их сложности и численности работников. В этих условиях онисталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава ивидов применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота.
Как правило,бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки,закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерииколеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметьвысокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализироватьполученные данные и формировать отчетность.
Сам факт, что предприятие относится ккатегории малых, а, следовательно, имеет ряд льгот, как в частиналогообложения, так и в части организации и ведения бухгалтерского учета,часто побуждает бухгалтеров на ошибки. Так, принимая решение о сокращениисчетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственныхопераций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерскихсчетов не освобождает его от знания их функций и порядка использования.
Таким образом,организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшемсовершенствовании. И зависит это не только от высокой квалификации и компетентностибухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и техническихвопросов, а также от совершенствования налоговой системы.
Становлениеи развитие малого бизнеса является актуальной перспективной проблемой в нашейстране и за рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточнорешенных вопросов. Среди них, важными являются вопросы учета, отчетности,налогообложения.
Цель курсовой работы: раскрытьособенности учета и налогообложения на малых предприятиях.
Для достижения цели курсовой работы автором будут рассмотренытакие вопросы как критерии отнесения предприятий к категории малых, особенностиорганизации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотримотчетность субъектов малого предпринимательства.
При написании курсовой работыиспользовались труды ученых, периодические издания, статьи, учебная литература,нормативно правовые акты.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили трудыотечественных авторов, классических и современных ученых по проблемам учета иналогообложению на малом предприятии. В работе использованы оригинальныедокументы, регламентирующие учет и налогообложение на малом предприятии.
При решении поставленных задачиспользованы такие методы исследования, как системный и ситуационных анализ,метод логического мышления, методы прогнозирования и моделирования.
/>1. Критерии отнесения предприятий к категории малых
По российскому законодательству до 14июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различнымихарактеристиками.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ). Этотзакон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическимилицами, органами государственной власти Российской Федерации, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства,определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства,инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видыи формы такой поддержки.
Отметим, что до этого временидействовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.
Понятие субъектов малого и среднегопредпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторыеизменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Закономотносятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):
— внесенные в ЕГРЮЛ потребительскиекооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
— внесенные в ЕГРИП физические лица;
— крестьянские (фермерскиехозяйства).
Причем перечисленные выше субъектыдолжны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц — ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевомфонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридическихлиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, неявляющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключениесоставляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевыхинвестиционных фондов.
Ограничение участия 25% перешло вновый Закон из Закона N 88-ФЗ.[1]
Первый критерий — ограничение средней численностиработников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующийкалендарный год:
— для средних предприятий — от 101 до250 человек;
— для малых предприятий — до 100человек.
Причем среди малых предприятийзаконодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которыхсоставляет до 15 человек.
Средняя численность работниковопределяется с учетом всех работников, в том числе работающих погражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реальноотработанного времени, работников представительств, филиалов и другихобособленных подразделений.
В Законе N 88-ФЗ средняя численностьставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.
Второй критерий — выручка от реализации товаров(работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, илибалансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств инематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ обухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельныезначения, установленные Правительством Российской Федерации.
Предельные значения второго критерияотданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлениемопределять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. Пословам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ АндреяШарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании.Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса — 60 млн руб., длямалого бизнеса — 400 млн руб., для среднего бизнеса — 1 млрд руб.
Предельные значения активов будут устанавливатьсяПравительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистическихнаблюдений за малыми и средними предприятиями.
 Обращаем внимание, что данноеположение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
Категория субъекта малого илисреднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельныезначения выше или ниже предельных установленных значений средней численности ипоказателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации изарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднегопредпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, еслиперечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня ихрегистрации.
Отдельно стоит отметить, чтозаконодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающимиподдержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказаннойподдержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).[2]
Таким образом, в соответствии суказанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужнопринимать во внимание три критерия: численность работников и участие другихорганизаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.
В международной практике дляотнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют трипоказателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажипродукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся кмеждународным стандартам.
Законом N 209-ФЗ более детальнорегламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политикив области развития малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации, к которым, в частности, относятся:
— специальные налоговые режимы,упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговыхдеклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
— упрощенная система ведениябухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные видыдеятельности;
— упрощенный порядок составлениясубъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
— льготный порядок расчетов заприватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственноеи муниципальное имущество;
— особенности участия субъектовмалого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) вцелях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услугдля государственных и муниципальных нужд;
— меры по обеспечению прав и законныхинтересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлениигосударственного контроля (надзора);
— меры по обеспечению финансовойподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— меры по развитию инфраструктурыподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— иные направленные на обеспечениереализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.[3]2.Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
Руководитель малогопредприятия может в зависимости от объема учетной работы:
— создать бухгалтерскуюслужбу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— ввести в штат должностьбухгалтера;
— передать на договорныхначалах ведение бухгалтерского учета специализированной организации(централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерскийучет лично.
Принятая малымпредприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица,ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Начальным этапомбухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственныхопераций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могутприменять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся вальбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственныеформы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующиеобязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерскомучете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учетесовершенных хозяйственных операций.
Большое значение для субъектов малого и среднегопредпринимательства имеет такая льгота, как возможность вести бухгалтерскийучет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Приорганизации бухгалтерского учета средним и малым предприятиям следуетруководствоваться едиными методологическими основами и правилами,установленными Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «Обухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом МинфинаРФ от 29.07.1998 г. N 34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету(ПБУ). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке,установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Особенности бухгалтерского учета на малыхпредприятиях, находящихся на общем режиме налогообложения, определены Типовымирекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н. Данныйдокумент разработан до утверждения нового Плана счетов, поэтомуруководствоваться им следует в части, не противоречащей более позднимнормативным актам.
В первую очередь субъектам малогопредпринимательства Рекомендациями предложен упрощенный план счетовбухгалтерского учета. В отличие от традиционного Плана счетов в нем непредусмотрены счета для обобщения информации о нематериальных активах (04 и05), оборудовании, требующем монтажа (07), отложенных налогах (09, 77).Сокращено количество материальных и затратных счетов до одного — 10 и 20соответственно. Отсутствуют привычные для предприятий общественного питания счета44 «Расходы на продажу» и 42 «Торговая наценка», однакоесть счет 41 «Товары». Счета учета денежных средств, расчетов икапитала в упрощенном плане счетов практически такие же, как и в традиционном,нет только счетов для учета доходов и расходов будущих периодов, резервов подпредстоящие расходы. Объясняется это тем, что малые предприятия могут вестибухгалтерский учет кассовым методом. В таком случае производственные затратыотражаются в части оплаченных материальных ценностей, работ и услуг, а учет приобретенных(проданных) товаров (работ, услуг) до их оплаты ведется обособленно.
Следует отметить, что упрощенные правила учетапредполагают отказ от применения некоторых бухгалтерских стандартов, в числекоторых ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв.Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. На сегодняшний день он остаетсяодним из самых сложных в применении бухгалтерских стандартов, обязывающиморганизации вести на базе бухгалтерского налоговый учет.
Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главныйбухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия в зависимости отколичества операций и объема документооборота, опыта и квалификацииспециалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств ипрограммного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии.Бухгалтерский учет в малых предприятиях может быть организован по обычной формеучета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной и т.п.
На малых предприятиях, совершающих незначительноеколичество хозяйственных операций (как правило, не более ста), Типовыерекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64нрекомендуют применять упрощенную форму, которая включает в себя:
1) простую форму бухгалтерского учета (безиспользования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
2) форму бухгалтерского учета с использованиемрегистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Кратко рассмотрим особенности каждой формы учета.
Без использованиярегистров. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производствапродукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количествохозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуетсяприменение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной формебухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетовбухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятийсоставляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций,который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерскогоучета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием исохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данныхбухгалтерского учета.
Отражение хозяйственныхопераций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерскогоучета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждойсовершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.Например, операция по покупке материалов, взаимо увязывает показатели,отражаемые на счете учета ценностей (дебет счета 10 «Материалы») и счетах учетарасчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счета 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетный счет» и др.), начисление суммы пооплате труда взаимо увязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат напроизводство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 «Основное производство» идр.), и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредитсчета 70 «Расчеты по оплате труда») и т.д.
Малые предприятия, совершающие незначительноеколичество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), неосуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратамиматериальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрациитолько в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем- Книга) по форме № К-1
Наряду с Книгой для учета расчетов пооплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом малоепредприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.
Книга (форма № К-1) являетсярегистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можноопределить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малогопредприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга является комбинированнымрегистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малымпредприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операцийна каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснованиясодержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу ввиде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладныелисты для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операцийведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована ипронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в нейстраниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица,ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а такжеоттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями суммостатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) Покаждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе 3 «Содержание операций»записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом,на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операцииэтого месяца.
При этом суммы по каждой операции,зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записиодновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видовимущества и источников их приобретения.
В течение месяца на счете 20«Основное производство» в графе «Затраты на производство — дебет» собираютсязатраты на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данныезатраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию(работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи» с отражениемсоответственно в графах Книги «Затраты на производство — кредит» и «Продажи — дебет», при этом в графе 3 Книги «Содержание операции» делается запись — «Списаны затраты на производство проданной продукции».
Финансовый результат от реализациипродукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным пографе «Продажи — кредит», и оборотом по графе «Продажи — дебет».
Выявленный результат отражается вКниге отдельной строкой:
в графе 3 делается запись «Финансовыйрезультат за месяц»
в графах «Сумма», «Продажи — дебет»(если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование — кредит» или «Продажи — кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование — дебет»показывается сумма финансового результата за месяц.
По окончании месяца подсчитываютсяитоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и ихисточников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4.
После подсчета итоговых дебетовых икредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяцвыводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Форма бухгалтерского учета сиспользованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Малое предприятие, осуществляющеепроизводство продукции (работ, услуг), может применять для учетафинансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
Ведомость учета основных средств,начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;
Ведомость учета производственныхзапасов и товаров, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного поценностям, — форма № В-2;
Ведомость учета затрат напроизводство — форма № 3;
Ведомость учета денежных средств ифондов — форма № 4;
Ведомость учета расчетов и прочихопераций — форма № В-5;
Ведомость учета реализации — форма №В-6 (оплата);
Ведомость учета расчетов и прочихопераций — форма № В-6;
Ведомость учета расчетов споставщиками — форма № В-7;
Ведомость учета оплаты труда — форма№ В-8;
Ведомость (шахматная) — форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило,применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записываетсяодновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номеракредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредитукорреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. Вобеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию)делается запись на основании форм первичной учетной документации о сутисовершенной операции, либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельныхведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, наосновании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков идр.).
Данная оборотная ведомость являетсяоснованием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостяхуказывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотовведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяцепо операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрахбухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшениеоборотов — красной).
Обе формы лишь условно считаютсяпростыми. Их заполнения является достаточно трудоемким процессом при веденииучета ручным (не автоматизированным) способом.3.Отчетность субъектов малого предпринимательства
Все организации обязаны составлять на основе данныхсинтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
В настоящее время общие требования к порядкусоставления бухгалтерской отчетности и представления ее пользователямустановлены Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерскомучете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. N 34н, Положением по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерскаяотчетность организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г.N 43н, а также Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н «О формахбухгалтерской отчетности организации».
В соответствии с перечисленными актами бухгалтерскаяотчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, атакже общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, неосуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшегоимущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса (форма N 1);
б) отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
в) приложений к ним, в частности отчета обизменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
г) аудиторского заключения, подтверждающегодостоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии сфедеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Согласно п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерскойотчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н, субъектымалого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверкудостоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерскойотчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса истатьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанныхформах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчетоб изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанныепроводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности всоответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право непредставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (формаN 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение кбухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Кроме того, как правило, субъекты малогопредпринимательства не относятся к числу лиц, которые должны ежегодно подвергатьсяобязательному аудиту в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Поэтому малые предприятияобычно предоставляют только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Следует иметь в виду, что малые предприятия,получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности обязаныпредставлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств поформам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.[4]
В настоящее время вопросы, связанные состатистической отчетностью малых предприятий, урегулированы ПостановлениемФедеральной службы государственной статистики от 24.01.2006 г. N 4 «Обутверждении Порядка заполнения и представления формы федеральногогосударственного статистического наблюдения N ПМ „Сведения об основныхпоказателях деятельности малого предприятия“.
Названная форма введена в действие с отчета за 1квартал 2006 года в отношении коммерческих организаций, являющихся субъектамималого предпринимательства.
Для малых предприятий, применяющих упрощеннуюсистему налогообложения, сохраняется действующий порядок представлениястатистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Данные предприятияпредставляют форму N ПМ на общих основаниях.
Физические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, форму федеральногогосударственного статистического наблюдения N ПМ не представляют. Формафедерального государственного статистического наблюдения N ПМ служит только дляполучения сводной статистической информации и не может быть предоставленатретьим лицам без согласия организации, представившей статистическую информациюпо указанной форме.
Малые предприятия сведения по форме N ПМпредставляют ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного годаи за соответствующий период прошлого года.[5]
Заключение
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации“. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства всоответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектаммалого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ): потребительские кооперативыи коммерческие организации; индивидуальные предприниматели; и крестьянские(фермерские хозяйства).
Причем перечисленные выше субъектыдолжны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц — ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевомфонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридическихлиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, неявляющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключениесоставляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевыхинвестиционных фондов.
Первый критерий — ограничение средней численностиработников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующийкалендарный год:
— для средних предприятий — от 101 до250 человек;
— для малых предприятий — до 100человек.
Причем среди малых предприятийзаконодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которыхсоставляет до 15 человек.
Второй критерий — выручка от реализации товаров(работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, илибалансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств инематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ обухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельныезначения, установленные Правительством Российской Федерации.
Категория субъекта малого илисреднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельныезначения выше или ниже предельных установленных значений средней численности ипоказателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Руководитель малого предприятияможет в зависимости от объема учетной работы:
— создать бухгалтерскуюслужбу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— ввести в штат должностьбухгалтера;
— передать на договорныхначалах ведение бухгалтерского учета специализированной организации(централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерскийучет лично.
Большое значение для субъектов малогои среднего предпринимательства имеет такая льгота, как возможность вестибухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.
В первую очередь субъектам малогопредпринимательства Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учетадля субъектов малого предпринимательства предложен упрощенный план счетовбухгалтерского учета.
Следует отметить, что упрощенные правила учетапредполагают отказ от применения некоторых бухгалтерских стандартов, в числекоторых ПБУ „Учет расчетов по налогу на прибыль“ ПБУ 18/02, утв.Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. На сегодняшний день он остаетсяодним из самых сложных в применении бухгалтерских стандартов, обязывающиморганизации вести на базе бухгалтерского налоговый учет.
Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главныйбухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия в зависимости отколичества операций и объема документооборота, опыта и квалификацииспециалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств ипрограммного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии.Бухгалтерский учет в малых предприятиях может быть организован по обычной формеучета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной и т.п.
На малых предприятиях, совершающих незначительноеколичество хозяйственных операций (как правило, не более ста), Типовые рекомендациипо организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства,утвержденные приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н рекомендуют применятьупрощенную форму, которая включает в себя:
1) простую форму бухгалтерского учета (без использованиярегистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
2) форму бухгалтерского учета с использованиемрегистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Все организации обязаны составлять на основе данныхсинтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Согласно п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерскойотчетности, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводитьаудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлениибухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерскогобаланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок вуказанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерскойотчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежныхсредств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5),пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводитьаудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составебухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет одвижении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу(форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Для малых предприятий, применяющих упрощеннуюсистему налогообложения, сохраняется действующий порядок представлениястатистической отчетности. Данные предприятия представляют форму N ПМ на общихоснованиях. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица, форму федерального государственногостатистического наблюдения N ПМ не представляют.
/>Список использованной литературы
1.      Авдеев А.В. Поддержимсубъектов малого и среднего предпринимательства / Предприятия общественногопитания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2007, N 8
2.      Белоусова М.В. Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации /Бухгалтер и закон, N 1, январь 2008 г.
3.      Базарова А.Отчетность субъектов малого предпринимательства / Аудит и налогообложение, N 1,январь 2008 г.
4.      Вахрушина М.А.,Пашкова Л.В. „Учет на предприятиях малого бизнеса“. 2006 г. С. 177
5.      Демина В.А.Поддержка малого бизнеса: вступает в силу новый закон / Российский налоговыйкурьер, N 23, декабрь 2007 г.
6.      Колесникова Е.В.Новости статистики: малые предприятия / Консультант бухгалтера, N 6, июнь 2008 г.
7.      Кравченко С.А.Мал золотник, да дорог / Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения,N 19, октябрь 2007 г.
8.      Петрова Е.М.Малые предприятия: в новом году новый порядок / Консультант бухгалтера, N 2, февраль 2008 г.
9.      Сергеева О.В.Малым и средним предпринимателям на заметку / Индивидуальный предприниматель:бухгалтерский учет и налогообложение, N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
10.   Смагина И.А.,Подгорная Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“
11.   Талалаева И.Государственная поддержка малого и среднего бизнеса / Малая бухгалтерия, N 1, январь-февраль 2008 г.
12.   Хоменко Е.Г.Новый закон о малых предприятиях / Актуальная бухгалтерия, N 9, сентябрь 2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.