Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация контрольно–ревизионной работы на муниципальных предприятиях

Министерствообразования и науки Российской Федерации
ВсероссийскийЗаочный Финансово-Экономический Институт
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине“Аудит”
на тему
Организацияконтрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях
Исполнитель: А.С. Маршуба
Специальность Бух. учет,анализ и аудит
Группа город
Руководитель: Н.В.Левицкая
Владимир
2009

Содержание
Введение
Глава 1. Сущность контрольно –ревизионной работы, ее задачи и цели
1.1       Сущность контроля
1.2       Ревизия как методфинансового контроля
1.3       Цели и задачиконтрольно – ревизионной работы
Глава 2. Организация контрольно –ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях
2.1 Планирование контрольно –ревизионной работы
2.2 Порядок проведения контрольно –ревизионной работы
2.3 Оформление и реализациярезультатов проведенной контрольно – ревизионной работы
Глава 3. Организация внешнейконтрольно – ревизионной работы на примере ММУП ЖКХ «Юрьевец»
3.1 Характеристика предприятия
3.2 Проведение контрольно –ревизионной работы
3.3 Результаты контрольно –ревизионной работы
Заключение
Список использованной литературы

ВведениеВ РоссийскойФедерации финансовый контроль осуществляется в виде государственногофинансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадиипостепенного совершенствования в соответствии с потребностями правовогогосударства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабеРоссийской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местногосамоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.Основныефункции включают: проверку правильности образования государственных средств, ихсохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективностииспользования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерностидействий кредитных учреждений в части использования средств организаций ифизических лиц.
Финансовый контрольявляется неизбежной и необходимой стороной нашей жизни. Мы постоянноконтролируем наши доходы и расходы, будь то финансы семьи,научно-исследовательского института или крупного финансового холдинга.
Врыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовойдеятельности, как следствие — усложнение и финансового контроля, которыйобъективно присущ рыночной экономике. Усложнение связано с тем, чтоосуществление государством финансовой деятельности охватывает и деятельность негосударственныхкоммерческих организаций, предприятий различных форм собственности, иностранныхинвесторов и т.д. Следовательно, финансовый контроль охватывает не толькофинансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций,физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности иправопорядка в сфере финансов.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансовогоконтроля является ревизия, представляющая собой взаимосвязанный комплекспроверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений иорганизаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического идокументального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности,обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций,проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерскогоучета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельностиревизуемого объекта. [14, с. 4]
В курсовой работерассмотрены как теоретические, так и практические, вопросы организации иметодологии проведения контрольно – ревизионной работы.
Цель курсовой работы — изучитьорганизацию контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальныхпредприятиях.
Задачи, для решения вработе:
— изучить сущностьконтрольно – ревизионной работы, ее цели и задачи;
— рассмотреть особенностиорганизации контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальныхпредприятиях;
— планирование ипроведение контрольно – ревизионной работы на ММУП ЖКХ «Юрьевец»;
— дать рекомендации ММУПЖКХ «Юрьевец» по итогам проведенной контрольно — ревизионной работы.
Объектом исследования принаписании курсовой работы является ММУП ЖКХ «Юрьевец». Источниками послужили данные финансово-экономическихпоказателей рассматриваемого предприятия, нормативно-справочная и научнаялитература по вопросам финансового контроля, ревизии, аудита и бухгалтерскогоучета.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены: сущность финансовогоконтроля, методы; ревизия как метод финансового контроля.
Вторая глава посвящена организации контрольно –ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях.
В третьей главе рассмотрено проведение внешнейконтрольно – ревизионной работы на примере муниципального многоотраслевогоунитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Владимира «Юрьевец» (ММУП ЖКХ «Юрьевец»).

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬКОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ,
ЕЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ
1.1  Сущность контроля
Государство и егоконтрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующихсубъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действийпредпринимателей; государство гарантирует сохранность собственности граждан иисполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемныхработников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.
Контроль — это труд понаблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятымуправленческим решениям — законам, планам, нормам, правилам; выявлениюрезультатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требованийуправленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования.Выявляя отклонения и их причины, работники органов контроля определяют путикорригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект сцелью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимальногофункционирования системы. [8]
Контроль может носитьадминистративный и правовой характер; большое значение имеет технический иэкономический контроль. Особое место в системе контрольных функций занимаетфинансовый контроль.
Экономический контрольизучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконногорасходования средств и условий, способствующим этим явлениям.
Хозяйственный контрольявляется системой наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, котораянеобходима для решения поставленных задач и устранения негативных условий.
Административный контрольсостоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми изакрепленными в законодательных и нормативных актах правилами, толькоуполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководствомполномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.
Технический контрольобеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ, услуг,внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями техническихусловий, лимитов, нормативов.
Указом Президента РФ от25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансовогоконтроля в Российской Федерации» (в ред. 18.07.2001) государственныйфинансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Главноеуправление федерального казначейства и Департамент регулированиягосударственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерскогоучета и отчетности, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральную службу Россиипо валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральныхорганов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль запоступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральныхвнебюджетных фондов.
Финансовым контролем внашей стране занимаются очень много организаций: прежде всего это Федеральнаяналоговая служба РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ,Федеральное казначейство РФ, банки различных форм собственности, аудиторскиефирмы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от6.08.1998г. № 888 «О территориальных контрольно — ревизионных органахминистерства финансов Российской Федерации» основной задачей деятельностиконтрольно — ревизионное управления Министерства финансов Российской Федерациив субъекте Российской Федерации является осуществление в пределах своейкомпетенции последующего государственного финансового контроля на территориисоответствующего субъекта Российской Федерации или региона РоссийскойФедерации, а так же основными функциями является:
         — осуществление последующего контроля засвоевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федеральногобюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
         — проведение в пределах своей компетенции ревизиии тематические проверки поступления и расходования средств федеральногобюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числеот ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;
         — проведение документальных ревизий и проверокфинансово — хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности помотивированным постановлениям правоохранительных органов;
         — проведение в установленном порядке по обращенияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления на договорной основе ревизии и финансовые проверкипоступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетныхсредств и доходов от имущества, находящегося в их собственности, при условиивыполнения в полном объеме ревизий и проверок. Расходы по проведению такихревизий и финансовых проверок возмещаются соответствующими органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления;
         — в соответствии с поручениями Министерствафинансов Российской Федерации осуществление контроля за качеством проведенияаудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кромеаудита в банковской системе);
         — участие в разработке проектов нормативныхправовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;
         — осуществление в необходимых случаях контроля засвоевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово — хозяйственнойдеятельности проверенных управлением организаций, а также возмещения имипричиненного ущерба;
         — координация своей деятельности с деятельностьюдругих органов финансового контроля в целях устранения параллелизма идублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности ипериодичности.
Формы финансовогоконтроля не менее разнообразны. Это могут быть ревизии финансово-хозяйственнойдеятельности или проверки целевого использования, камеральные проверкиФедеральной налоговой службы РФ или проверки соблюдения кассовой дисциплины,проводимые банками, а также аудиторские проверки, осуществляемые аудиторскимифирмами по желанию хозяйствующего субъекта.
В настоящее времяфункциями контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в РФ наделенаФедеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Федеральная службафинансово-бюджетного надзора РФ основным методом финансового контроля считаетревизию как наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий.
Цель государственного финансового контроля —обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективностираспорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадиипланирования, формирования, распределения и использования — государственнымифинансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, ихсохранности и приумножения для выполнения функций государства. [9]
Одним из наиболее верныхи полных представляется подход к определению финансового контроля как крегламентированной нормами права деятельности государственных, муниципальных,общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверкесвоевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полнотыпоступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности иэффективности их использования. [15, стр.1]
Финансовыйконтроль охватывает не только финансовую деятельность государствен­ных,муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателейв целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.
Системагосударственного финансового контроля выполняет соответствующие задачи ифункции. К основным задачам относятся: контроль за образованием ииспользованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль задеятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическоепроведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютнойполитики; контроль законности привлечения и использования средств юридических ифизических лиц кредитными учреждениями; проведение проверки выполненияфинансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всемисубъектами финансовых правоотношений; проверка правильности использованиягосударственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятияминаходящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежныхсредств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения правилсовершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средствназванными ранее субъектами; превентивная задача, состоящая в предупреждении ипредотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовойдисциплины; проверка законности в деятельности государственных и муниципальныхорганов, участвующих в финансовой деятельности.
Результатомреализации названных задач является достижение правопорядка в процессеосуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, такимобразом, обратную связь, что является необходимым условием принятия правильныхуправленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствуетизбежанию ошибок.
 Основныефункции включают: проверку правильности образования государственных средств, ихсохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективностииспользования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерностидействий кредитных учреждений в части использования средств организаций ифизических лиц.Привыявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органыгосударственного финансового контроля должны передать материалы ревизии илипроверки в правоохранительные органы.
В целом же в системуфинансового контроля входят следующие элементы:
— субъект контроля(«кто контролирует»);
— объект контроля(«кого контролируют»);
— предмет контроля(«что контролируют»);
— принципы контроля;
— метод (методика)контроля;
— техника и технологияконтроля;
— процесс контроля;
— сбор и обработкаисходных данных для проведения контроля;
— результат контроля;
— принятие решения порезультатам контроля. [15,стр.4]
Наиболее существеннымиэлементами контроля являются субъект, объект, предмет, методика и процессконтроля.
Одним извидов финансового контроля, выделяется также муниципальный финансовый контроль,осуществляемый органами местного самоуправления при утверждении местногобюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; установленииместных налогов и, сборов на основе принципов, определенных законодательствомРоссии. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицамиместного самоуправлений осуществляют местный финансовый контроль при исполненииместного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализациигосударственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектовсоциально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов(имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иныхвопросов местного значения.
К видамгосударственного финансового контроля относятся:
1. поуровню:
1)государственный финансовый контроль, осуществляемый специализированнымиорганами — Счетной палатой РФ; контрольно-ревизионными органами и органамифедерального казначейства Минфина России; органами государственного финансовогоконтроля, образуемыми субъектами РФ.
2) муниципальныйфинансовый контроль осуществляется муниципальными казначействами и (или) инымифинансовыми органами, создаваемыми муниципальными образованиями.
3) внутрихозяйственныйконтроль осуществляется как отдельными сотрудниками предприятия (бухгалтерами,экономистами), так и специально созданными на предприятии подразделениями(служба внутреннего аудита).
4)независимый контроль, который осуществляется независимыми аудиторами иаудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самымпозволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даетвозможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономическихрешений.
2. пополноте охвата:
1)полный контроль;
2)комплексный контроль;
3)сплошной контроль;
4)тематический контроль;
5)выборочный контроль;
6)частичный контроль;
1.2 Ревизия как метод финансовогоконтроля
В современных условияхревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована оченьшироко, что закреплено во многих законодательных и нормативно — правовыхдокументах.
Законом о Счетной палатеРоссийской Федерации определено, что этот постоянно действующий органгосударственного финансового контроля проводит комплексные ревизии итематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждениязаконности производственно — хозяйственной деятельности, достоверностибухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность иполнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.
Аналогичные положениясодержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемыхзаконодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
Право проведенияфинансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и еготерриториальным контрольно — ревизионным органам положениями о министерстве иназванных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ревизии проводят контрольныефинансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
В стране нетзаконодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи,порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права,способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положениеи возможности проверяемой организации.
Из-за отсутствияфедерального закона о государственном финансовом контроле законодательноопределение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны вразных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так,Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионнымиорганами Министерства финансов Российской Федерации содержит определениеревизии.
Ревизия представляетсобой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактическойпроверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периодехозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности ихотражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действийруководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых всоответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актамиустановлена ответственность за их осуществление. [7]    
Кроме того, в Порядкеорганизации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой РоссийскойФедерации указано, что ревизия представляетсобой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактическойпроверке операций со средствами федерального бюджета и государственныхвнебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлениюфинансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом вопределенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете иотчетности. [6]
Основными методами государственного финансовогоконтроля являются:
— проверки;
— обследования;
— надзор;
— анализ финансового состояния;
— наблюдение (мониторинг);
— ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственнойдеятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессепроверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия поих устранению.
Объектами документальных проверок являютсябухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметырасходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектрфинансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта дляопределения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходеобследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расходаматериалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами,получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, ипредполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушениекоторых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор состороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департаментастрахового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансовогоконтроля предполагает детальное изучение периодической или годовойфинансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовойдеятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом иэффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитныхорганизаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности можетпривести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возвратассуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансовогоконтроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверокфинансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимыхс помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизияпроводится для установления целесообразности, обоснованности, экономическойэффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюденияфинансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности –для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. [13,с. 4]
Комплексная ревизия охватывает все стороныхозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательнаячасть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертойкомплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство —ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы,но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но ипроизводственной деятельности объекта контроля.
Ревизия имеет исторические корни. Она всегдаиспользовалась в практике финансового контроля за расходованием государственныхсредств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.
Виды ревизий:
— в зависимости от объемапроверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводитсяпроверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и другихматериалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджетаи государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочнойпроверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежутоквремени;
— в зависимости от направленностии круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические исквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно всенаправления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все егооперации со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетныхфондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектамдеятельности одного или нескольких объектов, по использованию имигосударственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральнымбюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизиипроводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различныхуровнях в единой системе управления, по определенным направлениям ихфинансово-хозяйственной деятельности.
Дополнительно можетпроводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двухэкземпляров одного и того же документа или различных документов, связанныхмежду собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущихрасчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одногопредприятия.
Переходя к методикепроведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимоотметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но всеже следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.
Документальная ревизияпроводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходовбюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ееприемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречнаяпроверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценкасовершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение;способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансоваяувязка); технико-экономические расчеты.
К приемам фактическойревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качествавыполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежныхсредств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.;визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений;проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.
1.3 Цели и задачи контрольно– ревизионной работы
В соответствии с приказомМинфина России от 14.04.2000 N 42н «Об утверждении Инструкции о порядкепроведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерствафинансов Российской Федерации» целью ревизии является контроль засоблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных ифинансовых операций, их обоснованности, наличия и движения имущества и обязательств,использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденныминормами, нормативами и сметами.
Объекты ревизии — всегосударственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в РоссийскойФедерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местногосамоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другиефинансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения(независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют ииспользуют средства из федерального бюджета или используют федеральнуюсобственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральнымзаконодательством или федеральными органами государственной власти налоговые,таможенные и иные льготы и преимущества.
Основной задачей ревизии являетсяпроверка финансово — хозяйственной деятельности предприятия, учреждения иорганизации по следующим направлениям:
— соответствие осуществляемойдеятельности организации учредительным документам;
— обоснованность расчетов сметныхназначений;
— исполнение смет расходов;
— использование бюджетных средств поцелевому назначению;
— обеспечение сохранности денежныхсредств и материальных ценностей;
— обоснованность образования ирасходования государственных внебюджетных средств;
— соблюдение финансовой дисциплины иправильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
— обоснованность операций с денежнымисредствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
— полнота и своевременность расчетов сбюджетом и внебюджетными фондами;
— операции с основными средствами инематериальными активами;
— операции, связанные с инвестициями;
— расчеты по оплате труда и прочиерасчеты с физическими лицами;
— обоснованность произведенных затрат,связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
— формирование финансовых результатов иих распределение.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННАЯРАБОТА НА УНИТАРНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1 Планирование контрольно– ревизионной работы
В соответствии сФедеральным законом «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002г. №161-ФЗ (в ред. от 01.12.2007г.) унитарным предприятием признается коммерческаяорганизация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленноеза ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы толькогосударственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятияпринадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РоссийскойФедерации или муниципальному образованию.
Одним из видов унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является федеральноегосударственное предприятие и государственное предприятие субъекта РоссийскойФедерации или муниципальное предприятие.
Государственное илимуниципальное предприятие может быть создано в случае:
— необходимостииспользования имущества, приватизация которого запрещена, в том числеимущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РоссийскойФедерации;
— осуществления деятельностив целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров иуслуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных итоварных интервенций для обеспечения продовольственной безопасностигосударства;
— необходимостиосуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительнодля государственных унитарных предприятий.
Бухгалтерская отчетностьунитарного предприятия в случаях, определенных собственником имуществаунитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверкенезависимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятияосуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другимиуполномоченными органами. Результаты ревизий и проверок сообщаются муниципальномупредприятию.
Перед началом ревизиифинансово — хозяйственной деятельности муниципальных предприятий контрольно — ревизионным управлением (КРУ) составляется программа проведения ревизии,согласованная с заместителем главы администрации — начальником финансовогоуправления.
Администрация городаВладимира осуществляет ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельностимуниципальных предприятий, организаций и учреждений.
Сроки проведения ревизии,состав ревизионной группы и ее руководителя определяет руководитель контрольно– ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих изконкретных задач ревизии и особенностей деятельности ревизуемой организации.Как правило, срок ревизии не превышает 45 календарных дней. Продление первоначальноустановленного срока ревизии осуществляется руководителем, назначившим ревизию,по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
При согласованиипрограммы проведения ревизии уточняются вопросы, относящиеся к компетенцииконтрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально-ответственныхлиц ревизуемого муниципального предприятия, присутствие которых необходимо припроизводстве ревизии, а также специалистов других ведомств и организаций,привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачизаключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионныхорганов.
Программа контрольно –ревизионной работы
Конкретные вопросыревизии определяются программой, или перечнем, основных вопросов ревизии. Программаревизии включает темы, период, который должна охватывать ревизия, переченьосновных вопросов и объектов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителемконтрольно-ревизионного органа. Перед составлением программы ревизии ееисполнители обязаны изучить соответствующие законодательные и нормативныеправовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы пофинансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия, подлежащейревизии. На этом подготовительном этапе муниципальному предприятию может бытьнаправлен перечень вопросов или специально разработанные формы, которыенеобходимо подготовить к дате проведения ревизии.
В программе ревизии должнобыть указано:
— перечень проверяемыхвопросов;
— проверяемый период покаждому вопросу;
— затраты человеко-днейна проверку каждого вопроса.
Участники ревизионнойгруппы, исходя из программы ревизии, устанавливают необходимость и возможностьприменения тех или иных проверочных действий, приемов и способов полученияинформации, аналитических процедур, определяют объем выборки данных из ихсовокупности, обеспечивающих возможность сбора требуемых сведений идоказательств.
В процессепредварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизиипроверяющие определяют наличие и комплектность представленных материаловревизуемого муниципального предприятия (документов бухгалтерского учета иотчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов). Приэтом принимаются к ревизии подлинные документы, соответствующие нормам истандартам, установленным законодательством Российской Федерации.
В ходе ревизии могутвозникнуть дополнительные вопросы для проверки, и ее первоначальная программаможет быть изменена и дополнена. Как правило, первоначальный вариант программыревизии не переделывается, а все проверенные вопросы отражаются в акте ревизии.Составленная и подписанная руководителем контрольно – ревизионной службыпрограмма ревизии содержит ряд общих вопросов по финансово-хозяйственнойдеятельности, ревизуемого муниципального предприятия:
1) Наличие уставныхдокументов, лицензии.
2) Источникифинансирования. Наличие утвержденных смет расходов по каждому источникуполучения средств. Анализ результатов исполнения смет. Правильность отнесениязатрат на соответствующие статьи расходов.
3) Правильность иобоснованность составления штатного расписания. Проверка обоснованностиустановления должностных окладов сотрудникам и применяемых надбавок и доплат, атакже правильности начисления оплаты очередного отпуска и пособий по временнойнетрудоспособности.
4) Целесообразность изаконность расходования бюджетных средств на хозяйственные цели: оплатакоммунальных услуг, аренды, услуг по охране помещений, аудиторских иконсультационных услуг.
5) Ревизия денежныхсредств в кассе и кассовых операций за весь ревизуемый период. Снятие остатковденежной наличности и других ценностей в кассе.
6) Проверка соблюденияпорядка выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы.Своевременность представления авансовых отчетов, правильность оформленияоправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы. Анализпереходящих остатков задолженности, их причины и реальное состояние.
7) Ревизия банковскихопераций по бюджетным и расчетным счетам. Источники поступления денежныхсредств на указанные счета. Достоверность, законность и целесообразностьбанковских операций. Наличие оправдательных документов и их соответствиебанковским выпискам и бухгалтерским данным.
8) Использование средствна капитальный и текущий ремонт зданий, наличие смет, правильность применениярасценок, норм лимитированных и прочих затрат, применяемых в проектно-сметнойдокументации и актах выполненных работ.
9) Проверка эффективностирасходования средств на содержание автотранспортных средств.
10) Поверка сохранностиосновных средств и товарно-материальных ценностей. Состояние их инвентарного ианалитического учета, условия хранения и эксплуатации.
11) Анализ законностиобразования и использования внебюджетных средств, их учет. Источникиобразования внебюджетных средств. Наличие утвержденных смет доходов и расходов.Правильность отнесения расходов за счет внебюджетных средств на соответствующиестатьи. Полнота возмещения на бюджетные счета учреждения расходов поиспользованию коммерческими организациями зданий, сооружений, оборудования иимущества, принадлежащего учреждению. Совмещение должностей в коммерческихорганизациях штатными работниками учреждения, условия совмещения.
12) Состояниебухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Обухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
13) Анализ аналитическогоучета дебиторской и кредиторской задолженности. Правильность отражениязадолженности на балансовых счетах. Достоверность расчетно-платежных операций,связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, еереальность. Анализ задолженности по срокам и характеру ее возникновения.Принимаемые меры по снижению задолженности.

2.2 Порядок проведения контрольно– ревизионной работы
Руководитель ревизионнойгруппы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизиии распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
На период проведенияревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение,отпечатанное на официальном бланке, подписанное руководителем контрольно –ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее- руководитель контрольно – ревизионного органа), и заверенное печатью. Этоудостоверение является основанием для проведения ревизии. Кроме того, работникиуправления должны иметь постоянные служебные удостоверения установленногообразца.
Руководитель ревизионнойгруппы должен предъявить руководителю ревизуемого муниципального предприятияудостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами,представить участвующих в ревизии работников, решить организационно — технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованиюруководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имуществаруководитель ревизуемого муниципального предприятия в соответствии сдействующим законодательством РФ обязан провести инвентаризацию денежныхсредств и материальных ценностей. На практике инвентаризации наличных денежныхсредств и товарно-материальных ценностей проводятся при каждой ревизии вобязательном порядке. Более того, любая ревизия начинается со снятия остатковналичных денежных средств в кассе ревизуемой организации. Объем инвентаризацииустанавливает руководитель ревизионной группы по согласованию с руководителемревизуемой организации.   
В целях инвентаризациитоварно-материальных ценностей руководитель ревизуемого муниципальногопредприятия издает приказ о назначении инвентаризационной комиссии и проведенииинвентаризации в связи с ревизией. Представители ревизионной группы винвентаризационную комиссию не входят.
В ходе проведения ревизиии оформления ее результатов особенно значительна роль главного бухгалтера ивсей бухгалтерии проверяемой организации. Согласно закону главный бухгалтернесет ответственность за формирование учетной политики и ведение бухгалтерскогоучета, своевременное представление и достоверность отчетности. Он обеспечиваетсоответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РоссийскойФедерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтомуревизия — прежде всего экзамен для бухгалтерской службы организации.
Ревизияфинансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем:
— проверки формы исодержания учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских идругих документов для установления законности и правильности произведенныхопераций;
— проверки фактическогосоответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе пофактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальныхценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг);
— проведения встречныхпроверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использованиявнебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральнойсобственности;
— сличения имеющихся вревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующимизаписями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которыхполучены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности идокументы.
— контроля за наличием идвижением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формированиязатрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненныхработ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядкеспециалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств иматериальных ценностей через проведение инвентаризаций, обследований,контрольных закупок сырья и материалов в производство, контрольных обмероввыполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
— проверки использованияи сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося вгосударственной собственности;
— проверки достоверностиотражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в томчисле соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей врегистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов и показателейотчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичныхдокументов;
Руководитель ревизуемогомуниципального предприятия обязан создать надлежащие условия для проведенияревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи,канцелярские принадлежности, обеспечить выполнение машинописных работ.
При отсутствии илизапущенности бухгалтерского учета в ревизуемом муниципальном предприятиируководитель ревизионной группы составляет соответствующий акт и докладываетруководителю контрольно – ревизионного органа, который, в свою очередь,направляет руководителю ревизуемого муниципального предприятия и в вышестоящуюорганизацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностьюревизуемого муниципального предприятия, письменное предписание о восстановлениибухгалтерского учета в данной организации. Ревизия проводится уже послевосстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
В соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 (ред. от 26.03.2007г.) N 34н, первичные учетные документы, в том числе полученные с помощью средств вычислительной техники, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, параметры хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. В зависимости от характера операции, требований нормативных правовых актов Российской Федерации, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено их подписью с указанием даты внесения исправлений. Подлинность подписей проверяется по образцам, находящимся в бухгалтерии, и по другим документам (заявление о приеме на работу, трудовое соглашение и т.д.), наличие печатей, штампов, подписей в получении ценностей и т.п. Проверяется также наличие всех приложений к первичным документам, оснований на отпуск ценностей, спецификаций, доверенностей.
Операции по движению денежных средств проверяются сплошным методом. Проверка кассы и кассовых операций может проходить по следующим направлениям: инвентаризация наличия денежных средств; проверка своевременности оприходования в полном объеме денежных средств, поступающих в кассу; проверка правильности списания денег на расход.
Основными документами, которые изучаются при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.
Основная информация порасчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичныхдокументах, поэтому следует проверять подтверждение каждой операции, отраженнойв выписке, соответствующими первичными документами. Такая сверка должна сочетатьсяс контролем сущности проведенных операций по банковским документам.
При проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами следует проверять наличие договоров на поставку товаров, купли — продажи и других, правильность их оформления. При наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения, в случае наличия дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности выявить причины ее возникновения, а также установить, были ли приняты меры по ее взысканию.
При необходимости осуществляются сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность и перед кем имеется значительная кредиторская задолженность, при этом проверяются остатки на счетах, счета — фактуры и т.д.
Припроверке целевого использования бюджетных средств, выделенных на проведениекапитального ремонта учреждений, используются следующие документы:проектно-сметная документация; договоры подряда; акты приемки и сдачивыполненных работ; договоры на поставку оборудования в соответствии соспецификацией проектно-сметной документации; счета на приобретение строительныхматериалов по за­явкам подрядчиков. Необходимо руководствоваться Методическимиуказаниями по определению стоимости строительной продукции на территории РоссийскойФедерации МДС-35.2004, введенными в действие с 9 марта 2004г.
2.3 Оформление и реализация результатовпроведенной контрольно – ревизионной работы
Результаты ревизииоформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, апри необходимости — и членами ревизионной группы, руководителем и главнымбухгалтером ревизуемого муниципального предприятия. Данный документ имеетважное юридическое значение.
Члены ревизионной группыпосле проверки вопроса программы ревизии составляют промежуточный акт, которыйподписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверкуконкретного вопроса, и должностными лицами ревизуемого муниципальногопредприятия. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителемревизионной группы, вручается руководителю ревизуемого муниципальногопредприятия и под роспись в получении с указанием даты получения. Дляознакомления с актом ревизии и его подписания по просьбе руководителя илиглавного бухгалтера ревизуемого муниципального предприятия по согласованию сруководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней.
В случае если по актуимеются возражения или замечания, то подписавшие его должностные лицаревизуемого муниципального предприятия делают об этом оговорку перед своейподписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменныевозражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являютсяих неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы в течение 5 рабочихдней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и датьпо ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утвержденияруководителем контрольно – ревизионного органа направляются в ревизуемоемуниципальное предприятие и приобщаются к материалам ревизии. Письменныезаключения вручаются руководителем ревизионной группы не позднее 5 рабочихдней.
В случае отказадолжностных лиц ревизуемого муниципального предприятия подписать или получитьакт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись обих ознакомлении с актом и отказе. При этом акт ревизии может быть направленревизуемого муниципального предприятия по почте или иным способом, с помощьюкоторого можно засвидетельствовать дату получения акта. При этом к экземпляруакта, который остается на хранении в управлении, прилагаются документы,подтверждающие факт отправления или передачи акта.
Акт ревизии состоит извводной и описательной частей. Вводная часть должна содержать: тему ревизии;дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основаниипроведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также ссылку на плановыйхарактер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведенияревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номерналогоплательщика; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящейорганизации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельностиорганизации; сведения об имеющихся у организации лицензиях на осуществлениеотдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитныхучреждениях, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства; сведения отом, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главнымбухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты поее результатам.
Описательная часть актаревизии состоит из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программеревизии. В ней должны быть отражены все вопросы, проверенные ревизионной группой(даже если по ним не было установлено нарушений действующего законодательства).Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, содержит следующуюобязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовыеакты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чемвыразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другиепоследствия этих нарушений.
Не допускается включениев акт ревизии различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденныхдокументами или результатами проверок, сведений из материаловправоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.Акт ревизии не должен содержать правовой и морально-этической оценки действийдолжностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации,квалифицировать их поступки, намерения и цели. Объем акта ревизии не ограничен.
По результатам ревизиируководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю провереннойорганизации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений,возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственностивиновных лиц. Результаты ревизии также могут быть направлены в вышестоящуюорганизацию. Контрольно-ревизионный орган следит за ходом реализации материаловревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательствоммеры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Материалы по каждойревизии в делопроизводстве контрольно – ревизионного органа должны составлятьотдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количествомтомов. Руководитель контрольно – ревизионного органа по представленнымматериалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядокреализации материалов ревизии и по результатам проведенной ревизии направляетруководителю проверенной организации представление для принятия мер попресечению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны храниться копии актаревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных ввыявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
Результаты ревизии руководителемконтрольно — ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящейорганизации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностьюревизуемой организации, для принятия мер.
Контрольно — ревизионныйорган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и принеобходимости принимает другие предусмотренные законодательством РоссийскойФедерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненногоущерба.
Контрольно — ревизионныйорган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого внеобходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системыгосударственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотредействующих в Российской Федерации законодательных и других нормативныхправовых актов.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ КОНТРОЛЬНО –РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ММУП ЖКХ «Юрьевец»
3.1 Характеристикапредприятия
Унитарные предприятия(государственные и муниципальные предприятия) могут создаваться на правехозяйственного ведения по решению уполномоченного государственного илимуниципального органа и соответственно имущество находится в государственнойили муниципальной собственности. Управляет унитарным предприятием руководитель,назначенный собственником, либо его уполномоченный. Размер уставного фондаунитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в законе огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный капитал долженбыть полностью оплачен к моменту регистрации унитарного предприятия. Унитарныепредприятия, основанные на праве оперативного управления (казенныепредприятия), создаются по решению Правительства РФ. Их имущество находится вгосударственной собственности. Предприятия вправе распоряжаться своимимуществом лишь с согласия собственника.
ММУП ЖКХ «Юрьевец» г.Владимира создано по распоряжению комитета по управлению имуществом г.Владимира от 24.04.1995г. №183 (с 2000г. – управление муниципальным имуществомг. Владимира).
Юридический адрес: 600901.,г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Михалькова д. 1А.
Предприятиезарегистрировано как налогоплательщик в инспекции Министерства РФ по налогам исборам по Ленинскому району г. Владимира Владимирской области, где ему присвоенидентификационный номер налогоплательщика ИНН 3302002497.
Деятельность предприятияосуществляется на основании Устава, утвержденного распоряжением комитета поуправлению имуществом г. Владимира от 09.08.1999г. №415, зарегистрированногоадминистрацией г. Владимира 10.08.1999г., и его новой редакцией, утвержденнойраспоряжением УМИ г. Владимира от 01.08.2007г. №471.
Для осуществленияуставной деятельности муниципальным предприятием были открыты расчетные счета вОАО АКБ «МИнБ» г. Владимира и в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Владимирской области г.Владимир.
Основными видамидеятельности предприятия являются:
— выполнение работ поремонту, содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда и других объектов;
— начисление и сбор платыза коммунальные услуги и техническое обслуживание.
К дополнительным видамдеятельности относятся:
— предоставление платныхуслуг населению;
         — обслуживание иремонт коллективных антенн;
         -осуществлениепроизводственной и торгово-закупочной деятельности.
         Уставный фондпредприятия составляет 149 075,0 тыс. руб., который образовался за счетвклада учредителя – администрации г. Владимира в лице комитета по управлениюимуществом.
         Имуществопредприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
         По состоянию на01.01.2007г. предприятием обслуживалось 65 домов общей площадью 348,0 тыс.кв.м., в т.ч. 2 общежития и 2 административно – производственных здания площадью1,3 тыс. кв.м.
         По отчетнымданным общие затраты на содержание жилого фонда, общежитий и нежилых помещенийза 2006г. составили 29495,0тыс. руб., а доходы получены в сумме 36056,0 тыс.руб., в т.ч.:
         — оплата засодержание и ремонт жилого фонда – 28634,0 тыс. руб.;
         -дотация изгородского бюджета на покрытие убытков от предоставления льгот по квартирнойплате – 1707,0 тыс. руб.;
         — из городскогобюджета на покрытие убытков по содержанию жилого фонда – 4648,0 тыс. руб.;
         — от реализацииматериалов – 3,0 тыс. руб.;
         — прочиевнереализационные доходы (пени, санкции) – 126,0 тыс. руб.
         От реализациидополнительных услуг населению и обслуживания коллективных антенн предприятиемполучен доход в сумме 404,0 тыс. руб. Прибыль от указанной деятельности составилав 2006г. 26,0 тыс. руб. По отчетным данным в 2006г. убытки ММУП ЖКХ «Юрьевец»,полученные в результате финансово – хозяйственной деятельности, составили 967,0тыс. руб., в т.ч. по основной деятельности 457,0 тыс. руб.
         А в первомполугодии 2007г. затраты на содержание жилого фонда составили 13254,0 тыс.руб., а доходы получены в сумме 14561,65 тыс. руб. За первое полугодие 2007г.предприятием получена прибыль в сумме 284,0 тыс. руб.
3.2 Проведение контрольно – ревизионнойработы
Проверяемая организация: ММУПЖКХ «Юрьевец».
Проверяющий: главныйспециалист контрольно — ревизионного отдела финансового управления администрацииг. Владимира — Николаенко Т.Д.
Период проверки:01.01.2006г. по 09.08.2007г.
Основные вопросыпроверки:
1. Анализфинансово-хозяйственной деятельности и себестоимости услуг (за 2006 – 2007г.г.);
2. Правильность ведениябанковских и кассовых операций (сплошным порядком);
3. Проверка полнотыоприходования и законность списания материалов, запчастей, ГСМ (выборочно);
4. Проверка объемоввыполненных работ по текущему и капитальному ремонту. Анализ работы подрядныхорганизаций (2006 – 2007г.г.);
5. Проверка расчетов ссобственниками и арендаторами нежилых помещений (выборочно);
6. Достоверность расчетовс подотчетными лицами (выборочно);
7. Проверкаобоснованности расходования средств на оплату труда и использования прибыли(выборочно);
8. Проверка результатовпроведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
9. Проверка работы скадрами, выполнения коллективного договора (2006-2007г.г.)
По договору от 07.10.2006г.поставщиком тепловой энергии в отопительном сезоне 2006 – 2007г. являлось ОАО«Владимирские коммунальные системы». На конец отопительного сезона (31.05.2007г.)в расчетах предприятия с теплоснабжающей организацией сложилась задолженность вразмере 8 360 395,89 руб., в результате, в июне 2007г. ОАО«Владимирские коммунальные системы» подало исковое заявление от 24.06.2007г.№103 – 951 в Арбитражный суд Владимирской области о взыскании с ММУП ЖКХ«Юрьевец» указанной задолженности и госпошлины в размере 53401,97руб. Арбитражнымсудом, состоявшимся 02.09.2007г., вынесено решение о взыскании с предприятия впользу теплоснабжающей организации указанного долга и госпошлины в сумме 3000,0руб. Основанием принятия решения в пользу исца явилось то, что ответчик (ММУПЖКХ «Юрьевец») не предоставил суду доказательств, опровергающих данные исца околичестве отпущенной тепловой энергии, наличие и размер долга не оспорил.
В ММУП ЖКХ «Юрьевец» неосуществляется должный контроль за состоянием дебиторской и кредиторскойзадолженности, что также повлияло на отрицательный финансовый результат. В марте1999г. ММУП ЖКХ «Юрьевец» заключило договор со Средней Общеобразовательнойшколой №44 сроком действия с 01.03.1999г. по 31.12.1999г., в соответствии скоторым предприятие принимает на себя обязательство по оказанию услуг по уборкеи охране здания: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Институтский городок, д.7, а средняяобщеобразовательная школа №44 — ежемесячно оплачивать расходы исполнителя,связанные с уборкой и охраной в размерах, обусловленных договором. Кроме того,п. 4.2. указанного договора предусматривал пени в размере 1% за каждый деньпросрочки платежа. В результате, с марта 1999г. в регистрах бухгалтерскогоучета предприятия производится ежемесячное отражение сумм, подлежащих оплате завыполненные в соответствии с договором работы. Поскольку оплата услуг среднейобщеобразовательной школой №44 не производилась, письмом 23.11.1999г. ММУП ЖКХ«Юрьевец» сообщило о расторжении договора на оказание услуг по уборке и охране СОШ№44.
По данным бухгалтерскогоучета на 01.01.2007г. в расчетах предприятия с управлением ЖКХ за услуги поуборке и охране СОШ №44 по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Институтскийгородок, д.7, числилась задолженность в общей сумме 122542,6 руб.,образовавшаяся в период с 01.03.1999г. по 01.02.2003г. Поскольку, в нарушениеМетодических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995г. №49, инвентаризациирасчетов бухгалтерией ММУП ЖКХ «Юрьевец» не проводились и акты сверок сумм,числившихся на счетах бухгалтерского учета предприятия с СОШ №44 за выполненныепо указанным договорам работы не составлялись, подтвердить наличиезадолженности предприятие не имело возможности. В результате издан приказ от31.12.2006г. без номера, и сумма 122542,0руб., как нереальная к взысканию, неподтвержденная актами сверки с СОШ №44, с истекшим сроком исковой давности,списана на убытки предприятия.
В учете предприятиязначилась дебиторская задолженность в сумме 11112,0 тыс. руб., в т.ч. 155,0тыс. руб. – с истекшим сроком исковой давности.
При проверке правильностиначисления пособий по больничным листам в марте 2006г., установлено, что запериод с 01.01.2004г. по 01.03.2006г. сотрудникам предприятия излишне начисленопособий по нетрудоспособности в общей сумме 12303,13 руб., из которых 1384,02руб. удержаны с лиц, кому было излишне начислено пособие, а остаток в сумме10919,11 руб. отнесен на убытки предприятия.
На предприятиисреднесписочная численность работающих составляет 185 человек против 320,предусмотренных штатным расписанием.
Оплата труда напредприятии регламентировано «Положением об образовании и расходовании фондазаработной платы рабочих, руководителей, специалистов и служащих в ММУП ЖКХ«Юрьевец»», введенным в действие с 01.02.2005г. и его новой редакцией,введенной в действие с 01.01.2007г., утвержденным руководителем предприятия исогласованным с профсоюзным комитетом. В соответствии с этим Положением,основой организации оплаты труда на предприятии является единая тарифная сетка(ЕТС). Соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатогоразрядов ЕТС установлено в размере 1 к 10,07. Однако на предприятии применяютповышенные коэффициенты.
Тарифная ставка 1 разрядаосновной профессии устанавливается «Отраслевым тарифным соглашением предприятийЖКХ Владимирской области», однако данная система установления тарифной ставкине нашла отражения в Коллективном договоре.
Установление рабочимпредприятия доплат к заработной плате за совмещение профессий, расширение зоныобслуживания и увеличения объема работ, а также выполнение обязанностейвременно отсутствующего работника, производится с нарушением порядка,определенного постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1981г. «1145 «Опорядке и условиях совмещения профессий (должностей)» и Инструкцией от14.05.1982г. № 53-ВЛ «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)».
В нарушение требований п.2 постановления №1145 и п.3 Инструкции №53-ВЛ в ММУП ЖКХ «Юрьевец» соглашение осовмещении профессий (должностей), а также расширении зон обслуживания илиувеличения объема выполняемых работ оформляется приказами руководителей безуказания объема выполняемой работы и размера доплат. В результате, рабочимтекущего ремонта доплата производится исходя их тарифной ставки и фактическиотработанного по совмещаемой профессии времени, либо согласно часовой тарифнойставке и фактически выполненному объему работ, а в отдельных случаях и безсоответствующих приказов.
Так, электромонтерыотносятся к категории рабочих с повременно – премиальной оплатой труда,работающих в режиме 40 –часовой рабочей недели. Однако доплаты имустанавливаются исходя из тарифной ставки и фактически выполненного объемаработ, определяемого как сумма норм времени, затрачиваемого на выполнениеединицы работы. Приказом руководителя ММУП ЖКХ «Юрьевец» от 15.06.2007г. №593Кна период очередного отпуска электромонтера участка №1 Трунина А.М. с 14.06.2007г.электромонтерам того же участка Каулину А.А. и Афанасьеву А.В. начисленадоплата, за расширение зоны обслуживания исходя из тарифной ставки и фактическивыполненного объема работ. В июне 2006г. на отпуск Трунин А.М. приходится 12рабочих дней или 96 часов, однако Каулину А.А. и Афанасьеву А.В. начисленадоплата за 166 часов. Всего, при отсутствии соответствующих приказов навыполнение дополнительного объема работ, бухгалтерией предприятия начислено КаулинуА.А. и Афанасьеву А.В. 896,9 руб., а с учетом премии – 1507,73 руб.
Начисление премийработникам предприятия производилось в больших размерах, чем было указано вприказах о премировании.
Например, начальникуучастка №1 Горбунову А.Д. приказом от 12.01.2007г. №7 размер премии за декабрь2006г. за упущения в работе снижен на 5%, однако, премия ему начислена в полномобъеме. Таким образом, за декабрь ему излишне начислено 109,83 руб. За июль 2006г.премия директору Мальцеву Ю.И. начислена как за месяц, отработанный полностью,а не за фактически отработанное время, как следовало. В результате, излишненачислено 2666,78руб. Слесарю – сантехнику Кириллову А.М. приказом по ММУП ЖКХ«Юрьевец» от 07.05.2007г. №103 предусмотрена премия за апрель 2007г. в размере50% тарифной ставки, однако начисление произведено в размере 70% (излишненачислено 704,45 руб.). Всего в результате указанных нарушений в проверяемомпериоде работникам предприятия излишне начислено заработной платы в сумме11123,38руб., а с учетом ЕСН – 15116,67руб.
В административно –производственном здании по ул. Ноябрьская, 11-а часть площадей на основаниидоговоров аренды, заключенных с участием управления имуществом г. Владимира,сдается в аренду ООО «Фирма Хелс-М» и ЧП Колчанову С.Б. Договоры напредоставление коммунальных услуг, заключенные в дополнение к договорам аренды,предусматривают компенсацию балансодержателю расходов на их оплату в размерах,определяемых в процентом соотношении арендуемой площади к общей площадиадминистративного здания. Количество и стоимость электроэнергии, предъявленныеЧП Колчанову С.Б., рассчитанные вышеуказанным способом, меньше фактическипотребленного, т.к. в магазине установлено много энергоемкой техники. В периодревизии сделан перерасчет, в результате стоимость электроэнергии, подлежащаяоплате за период с 01.01.2006г. по 01.08.2007г. определена в сумме 8177,53 руб.вместо 4219,23руб., т.е. на 3958,3 руб. больше. Платежным поручением от30.08.2007г. №57 денежные средства в сумме 3958,3 руб. Колчановым С.Б. внесеныв кассу предприятия.
При проверке правильностисписания ГСМ установлено, что в проверяемом периоде на предприятии на отдельныемарки автомобилей применялись завышенные нормы списания бензина. Распоряжением Министерства Транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р введены в действие Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильномтранспорте, в соответствии с которыми базовая норма расхода топлива наавтомобиль ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» установлена в размере 10,5л на100км пути. На предприятии же списание бензина на автомобиль указанной маркипроизводилось исходя из базовой нормы 11,5л на 100км пути. В результате, запериод с 01.01.2006г. по 31.05.2007г. на автомобиль ВАЗ-212300«Шевроле-Нива» гос. номер Н394 ВХ33 излишне списано 206,5л бензина насумму 2541,8руб.
На предприятии неосуществлялся должный контроль за оформлением путевых листов, являющихсяосновным документов, подтверждающим обоснованность списания бензина.
Кроме объемов, в нарядахза июнь и июль 2006г. завышены нормы времени, установленные нормативнымидокументами. Так, в нарушение п.4 технической части Сборника укрупненных нормзатрат труда и расхода материалов на текущий ремонт жилых зданий (СУН),используемом на предприятии, в наряды отдельными позициями включались работы попогрузке, выгрузке и переноске материалов, которые уже учтены в каждом видевыполняемых работ.
При определениитрудоемкости с учетом данных контрольных обмеров, установлено, что в наряде накровельные работы за июнь 2006г. завышена трудоемкость на 275,89 чел.-час., заиюль – на 374,47 чел.-час. Это привело к необоснованному начислению заработнойплаты в сумме 4803,55 руб. и 7134,11 руб. соответственно, а с учетом ЕСН –6528,02руб. и 9695,26руб.
Договора подряда навыполнение работ по текущему ремонту заключаются с нарушением требованийГражданского Кодекса Российской Федерации. В нарушение ст.708 ГК РФ в договорахне указываются сроки выполнения работ, в нарушение ст. 709 ГК РФ в договорахотсутствует цена работы или указания о способах ее определения, в нарушение ст.724 ГК РФ в договорах отсутствуют сроки устранения возможных недостатков,обнаруженных в выполненных работах.
Проверкой правильностиотнесения на затраты расходов по выдаче спецжиров сотрудникам ММУП ЖКХ«Юрьевец», занятым на работах с вредными условиями труда, установлено, что напредприятии не контролируется выдача талонов на молоко. Всего в декабре 2006г.– июле 2007г. выдано 3962 талона на молоко, из которых подтверждено распискамиработников на получение 1413. Магазин, отпускающий молоко, предъявил к оплате3883 талона на сумму 24840,6руб.
При проверке кассовыхопераций и расчетов с подотчетными лицами установлено, что в нарушение п. 15«Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденного Советом Директоров ЦБР22.09.1993г. №40, в январе 2006г. из кассы предприятия выданы 50,0 руб., неподтвержденные распиской получателя. Костюкова Л.Н., на которую были списаныденежные средства, подтвердила их получение. В нарушение Порядка ведениякассовых операций, имели место случаи выдачи под отчет авансов без письменныхзаявлений получателей, указывающих цель расхода.
Не соблюдались срокипредставления в бухгалтерию авансовых отчетов об израсходованных суммах.Установлены случаи, когда при наличии остатка за подотчетным лицом, емувыдавались под отчет новые суммы.
В нарушение п.23 Порядкав кассовой книге допускались неоговоренные исправления.
Имел место случайпревышения лимита денежной наличности, установленного письмом ВФ ОАО АКБ «МИнБ»от 05.01.2006г. №5-29.
Установленонесоответствие записей в кассовом отчете с данными первичных документов.Например, запись в кассовом отчете за 31.12.2006г. свидетельствует, чтоденежные средства поступили по трем приходным кассовым ордерам, тогда какфактически приложено четыре.
Инвентаризацией денежныхсредств, находившихся в кассе предприятия, установлены излишки в количестве 0,7руб.
При инвентаризациихозяйственных и строительных материалов у материально — ответственных лицГринцовой М.А., Гавриловой Р.И. и Мальцевой Н.А. установлена недостача на общуюсумму 12961,25руб. и излишки на общую сумму 5787,67руб.
3.3 Результаты контрольно – ревизионнойработы
В результате проведеннойревизии финансово – хозяйственной деятельности, проведенной работникамиконтрольно – ревизионного отдела финансового управления администрации г.Владимира в ММУП ЖКХ «Юрьевец» установлен ряд нарушений финансовой ихозяйственной дисциплины.
ММУП ЖКХ «Юрьевец» населениюсчета на оплату за тепло и горячее водоснабжение выставляло с учетом нормативовпотребления и утвержденных тарифов, а МУП «Тепловые сети» по результатамотопительного сезона 2005 – 2006г.г. предъявило счета — фактуры на 5086,26тыс.руб. больше расчетной суммы, не представив предприятию документов,подтверждающих обоснованность предъявленных к оплате счетов. Руководствопредприятия списало 5086,26 тыс. руб. на убытки предприятия.
В соответствии слокальными нормативными актами основой организации оплаты труда в ММУП ЖКХ«Юрьевец» является единая тарифная сетка (ЕТС). Однако установлено, чтофактически в ММУП ЖКХ «Юрьевец» действует система, отличная от оплаты труда наоснове ЕТС, тарифные коэффициенты которой устанавливаются Правительством РФ,так как на предприятии применяются собственные, более высокие коэффициенты.
В результате применениязавышенных базовых норм списания ГСМ, необоснованно списано бензина на сумму3,33 тыс. руб.
На убытки предприятиясписана сумма излишне начисленных пособий по нетрудоспособности, выявленная входе проверки, проведенной в марте 2006г. работниками фонда социальногострахования, в размере 10,9 тыс. руб.
Установлены грубыенарушения при расчетах с подотчетными лицами, допускались нарушения приосуществлении кассовых операций.
Инвентаризацией,проведенной в период ревизии, установлена недостача товарно-материальныхценностей на общую сумму 12,96 тыс. руб.
После завершения ревизиикомиссией составлен акт от 03.09.2007г. В ММУП ЖКХ «Юрьевец» направлено письмоот 29.09.2007г. №37-07/1629 с предложениями по устранению установленныхнарушений и недостатков, а также о результатах ревизии доложено управлению ЖКХ(как вышестоящей организации, для принятия мер).
В целях устраненияустановленных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятияпредлагается:
— подготовить материалыдля решения спорного вопроса по количеству тепловой энергии, отпущенной МУП«Тепловые сети» в период отопительного сезона 2005 -2006г.г.;
— принять меры и усилитьконтроль за обеспечением сохранности товарно-материальных ценностей,правильностью оприходования ТМЦ на склад и отражения в бухгалтерском учете.Списание материалов в производство вести строго по нормам в соответствии сутвержденной приказом учетной политикой предприятия;
— списание расходов поустранению механических повреждений, произошедших по вине отдельных лиц,производить в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от21.11.96г. №129-ФЗ;
— усилить контроль заработой автотранспорта. Установить нормы расхода топлива для автотранспорта всоответствии со справочником «Нормы расхода топлива и смазочных материалов наавтомобильном транспорте». Списание расходов на бензин производить согласноустановленных норм и фактического пробега автотранспорта. Правильно оформлятьпутевые листы (указывать маршрут и километраж). Возместить необоснованносписанный бензин в сумме 33,3 тыс. руб.;
— взыскать с виновных лицнеобоснованно начисленной заработной платы в сумме 21,2 тыс. руб. (с учетом ЕСН- 28,8 тыс. руб.);
— возместить излишненачисленные пособия по нетрудоспособности, необоснованно отнесенных на убыткипредприятия в сумме 10,9 тыс. руб.
— принять меры поуменьшению дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

Заключение
Задача по осуществлению впределах своей компетенции государственного финансового контроля наМинистерство финансов РФ возложена в соответствии с подп. 9 п. 5 Положения оМинистерстве финансов Российской Федерации, утвержденного ПостановлениемПравительства РФ от 6 марта 1998г. № 273. Этот контроль проводитсяконтрольно-ревизионными органами Минфина России (Департамент государственногофинансового контроля и аудита Минфина России и контрольно-ревизионные управленияМинфина России в субъектах Российской Федерации) и органами федеральногоказначейства Минфина России (Главное управление федерального казначействаМинфина России и управления федерального казначейства Минфина России посубъектам Российской Федерации).
Ревизия как формафинансового контроля в новых экономических условиях, характеризующихся отходомот жесткой централизованной системы планирования экономики и провозглашениемсвободы предпринимательства, применима только в отдельных, строго определенныхсферах.
Объем проверяемыхвопросов и степень использования методов фактического контроля не могутявляться критериями, позволяющими разграничить ревизию финансово-хозяйственнойдеятельности и документальную проверку. Существенным отличием ревизии отпроверки является то, что при проведении проверки контролируется соблюдениезаконодательства при осуществлении экономической деятельности, а при проведенииревизии наряду с законностью контролируется также целесообразность иэффективность экономической деятельности.
Ревизия представляетсобой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактическойпроверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периодехозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности ихотражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действийруководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых всоответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актамиустановлена ответственность за их осуществление.
В курсовой работерассмотрена организация и проведение контрольно — ревизионной работы на муниципальном многоотраслевомунитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства г. Владимира «Юрьевец».

Список использованнойлитературы
1. Федеральный закон «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г. №161 — ФЗ.
2. Федеральный закон от 7 августа2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
3. Постановление Правительства РФ от6 марта 1998г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансовРоссийской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от6 августа 1998г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органахМинистерства финансов Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от15.06.2004г. №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службефинансово-бюджетного надзора».
6. Постановление Коллегии Счетнойпалаты РФ. Протокол №37 (273) от 19.10.2001г.
7. Приказ Министерства финансов РФ от14 апреля 2000г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизиии проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РоссийскойФедерации».
8. Ревизия и контроль: Учебноепособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. — 520с.
9. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалысайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/
10. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н.Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. — 2001. — №16.
11. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н.Финансовый контроль: нарушения и наказания // Бухгалтерский учет. — 2004.- №3.
12. Кисилевич Т. Ревизия каксоставная часть внутреннего контроля // Финансовая газета. Региональныйвыпуск.- 2002.- №2.
13. Некрасова Ю. Ревизии росфиннадзора// Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006.- №1.
14. Опенышев С.П., Жуков В.А.Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля //Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000. — № 4.
15. Степанов М.В. Ревизия какосновной метод финансового контроля и ведущая форма деятельности счетной палатыРФ // Современное право.- 2004.- №7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.