Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Механизация и автоматизация обработки информации по учету основных средств на предприятии

Введение
Курсовая работа написана по теме: «Механизация и автоматизация обработки информации по учету основных средств на предприятии». Выбранная тема актуальна в современных условиях. Современный бухгалтерский учет — это преимущественно компьютерный учет, который реализуется при помощи современных средств вычислительной техники и бухгалтерских программных продуктов. Бухгалтерская программа представляет собой достаточно сложный инструмент, предназначенный для автоматизации профессиональных функций вовсе непростой сферы человеческой деятельности. Эти факторы определяют относительную сложность применения программных продуктов для успешного и повседневного отражения хозяйственных актов в электронном формате.
Целью написания работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по организации учета основных средств, овладение методикой аналитической работы, развитие умений выполнять основные экономические расчёты в области основных средств, анализировать их и делать выводы и предложения.
При написании работыиспользовались различные учебные пособия, периодические издания, федеральныйзакон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету ибухгалтерской отчетности, план счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций, Положение по бухгалтерскомуучету «Учет основных средств» и другие нормативные акты.
Задачей курсовой работыявляется изучение следующих вопросов:
o    Состав и классификация основных средств;
o    Оценка основных средств;
o    Документальное оформление движения основных средств;
o    Амортизация основных средств;
o    Учет ремонта основных средств;
o    Учет основных средств в условиях автоматизации и механизации
Предмет исследования –основные средства, порядок их учета, механизация и автоматизация обработкиинформации по учету основных средств.
Формирование рыночныхотношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельныхучастках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в томчисле учета основных средств и их налогообложения. В условиях ограниченностифинансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степениизношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетнойполитики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основногокапитала. В последние годы значительно изменилась нормативная база побухгалтерскому учету основных средств. Наряду с выходом Закона РФ «Обухгалтерском учете», введено Положение по бухгалтерскому учету «Учетосновных средств» (ПБУ 6/01). Госкомстатом России разработаны и введены вдействие типовые межотраслевые формы первичной учетной документации по учетуосновных средств. Имели место серьезные изменения и дополнения в Законы РФ«Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налогена добавленную стоимость» и ряд других Законов РФ. С 1 января 2001 г.введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации. Эти идругие нормативные документы внесли существенные изменения в технику иметодологию учета и налогообложения основных средств. Основные средства играютогромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуютпроизводственно — техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

1. Нормативно-методические основы бухгалтерского учета основных средств1.1 Порядок признания, классификация и оценка основных средств взависимости от способа их поступления
Положение побухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) былоутверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н и введено в действиеначиная с бухгалтерской отчетности 2001 года.
Непосредственноеотношение к определению понятия «основные средства» имеют п.3, п.4,п.5 ПБУ 6/01 и частично п.17 и 18 раздела «Амортизация» ПБУ 6/01.
В соответствии с п.3 ПБУ6/01 не применяется в отношении:
«машин, оборудованияи иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складахорганизаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющихторговую деятельность;
предметов, сданных вмонтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;
капитальных и финансовыхвложений».
ПБУ 6/01 определяетпонятие «основные средства» через перечень условий,«единовременное» выполнение которых необходимо при квалификации активав качестве основного средства.
Согласно п.4 ПБУ 6/01«при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средствнеобходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование впроизводстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо дляуправленческих нужд организации;
б) использование втечение длительного времени, т.е. срока полезного использования,продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
в) организацией непредполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приноситьорганизации экономические выгоды (доход) в будущем».
Напомним, что согласноп.2.1. ПБУ 6/97 основные средства — «часть имущества, используемая вкачестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказанияуслуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев».
Указанным пунктом такжебыло установлено, что не относятся к основным средствам и учитываютсяорганизацией в составе средств в обороте:
— предметы, используемыев течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости;
— предметы стоимостью надату приобретения не более стократного установленного законом размераминимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезногоиспользования;
— иные предметы,устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскомуучету.
ПБУ 6/01 отменилостоимостной критерий отнесения активов к объектам основных средств, а такжеввело следующие новые критерии, в соответствии с которыми актив должен бытьквалифицирован как основное средство:
— организацией непредполагается последующая перепродажа данных активов;
— способность приноситьорганизации экономические выгоды (доход) в будущем.
Норма п.5 ПБУ 6/01,расшифровывающая состав основных средств, аналогична нормам п.46 Положения поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:
«К основнымсредствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины иоборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительнаятехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственныйинвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетниенасаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основныхсредств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель(осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальныевложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объектыприродопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)»
«Капитальныевложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включаются всостав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым вотчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всегокомплекса работ».
В целях главы 25Налогового кодекса Российской Федерации под основными средствами понимается«часть имущества, используемого в качестве средств труда для производстваи реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управленияорганизацией».
Таким образом, налоговоезаконодательство в отличие от законодательства по бухгалтерскому учетуопределяет понятие «основные средства» через термин«имущество» (не раскрывая термин:
Указанные критерии учтеныв определении понятия «амортизируемое имущество» «амортизируемымимуществом в целях настоящей главы признаются имущество, которое находится уналогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящейглавой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашаетсяпутем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество сосроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостьюболее 10 000 рублей».
Единицей бухгалтерскогоучета основных средств является инвентарный объект. В соответствии с п.6 ПБУ6/01 инвентарным объектом основных средств признается:
— объект со всемиприспособлениями и принадлежностями или;
— отдельный конструктивнообособленный предмет, предназначенный для выполнения определенныхсамостоятельных функций, или;
— обособленный комплексконструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, ипредназначенный для выполнения определенной работы. Комплексконструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одногоили разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общееуправление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждыйвходящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составекомплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одногообъекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждаятакая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Объект основных средств,находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждойорганизацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общейсобственности.
Соответствие критериев,перечисленных в ПБУ 6/01, подходам, изложенным в Международных стандартах финансовойотчетности.
В соответствии с МСФО 16«основные средства — это материальные активы, которые:
— используются компаниейдля производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другимкомпаниям, или для административных целей; и которые
— предполагаетсяиспользовать в течение более чем одного периода» (п.6).
В отношении признанияобъекта основных средств действуют общие критерии признания активов, которыепредусматривают следующее:
— с большой долейвероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активом будущиеэкономические выгоды; и
— себестоимость активадля компании может быть надежно оценена.
Таким образом, всоответствии с МСФО 16 объект основных средств должен:
— иметь материальнуюформу;
— приобретатьсяисключительно для использования в процессе функционирования компании;
— использоваться втечение длительного времени (больше одного периода);
— приносить компании вбудущем экономические выгоды или быть необходимым для получения выгод отиспользования других активов;
— быть надежно оценен приприобретении.
Одним из требованиймеждународного стандарта признания основного средства является возможностьнадежно оценить его стоимость. Российское законодательство не содержит данноготребования в качестве обязательного критерия квалификации актива как основногосредства.
Аналогично МСФО 16 ПБУ6/01 содержит такой критерий, как «способность приносить доход».
«Принятие объектовосновных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основанииутвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачиосновных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект,и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию вустановленных законодательством случаях».
Налоговым законодательствомподразумевается возможность эксплуатации объектов недвижимости до завершенияпроцесса государственной регистрации, в том случае, если надлежащие документыуже поданы в органы регистрации.
Согласно ПБУ 6/01«основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальнойстоимости».
Российскимзаконодательством установлены различные требования к определению первоначальнойстоимости, которые зависят от способа поступления объекта основных средств.
Нормативные акты побухгалтерскому учету выделяют следующие способы поступления объектов основныхсредств:
— приобретение;
— сооружение иизготовление;
— внесение учредителями всчет их вкладов в уставный (складочный) капитал;
— получение по договорударения;
— другие.
Основной правовой формойприобретения основных средств является договор купли-продажи, и как егоразновидность, — договор поставки.
Договор подряда, какдоговор на выполнение работ, с одной стороны, служит основанием возникновенияправа собственности у заказчика на результат выполненных работ (например,строительство здания по договору на капитальное строительство), а с другойстороны, посредством договора подряда могут выполняться капитальные вложения наулучшение земель, в многолетние насаждения и в арендованные основные средства,а эти капитальные вложения являются самостоятельными объектами основных средств.
При приобретении за плату«первоначальной стоимостью основных средств… признается суммафактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, заисключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кромеслучаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)» (п.8 ПБУ6/01).
Такими фактическимизатратами, согласно ПБУ 6/01, могут быть:
суммы, уплачиваемые всоответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемыеорганизациям за осуществление работ по договору строительного подряда и инымдоговорам;
суммы, уплачиваемыеорганизациям за информационные и консультационные услуги, связанные сприобретением основных средств;
регистрационные сборы,государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи сприобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги,уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения,уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объектосновных средств;
иные затраты,непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектаосновных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средствк бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены дляприобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
«Фактическиезатраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленнуюстоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учетакапитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Согласно новому Планусчетов и Инструкции по его применению:
»Основные средствапринимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» попервоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственностидвух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01«Основные средства» в соответствующей доле.
Принятие к бухгалтерскомуучету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их придостройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01«Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения вовнеоборотные активы»:
Аналитический учет посчету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарнымобъектам основных средств. При этом построение аналитического учета должнообеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств,необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местамнахождения и т.д.)" – таблица 1.1.Таблица 1.1 Приобретениеотдельных объектов основных средств за плату
/>

Для обобщения информации,в частности, о затратах организации в объекты, которые впоследствии будутприняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в новом Планесчетов предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
К счету 08 «Вложенияво внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета:
08-1 «Приобретениеземельных участков»,
08-2 «Приобретениеобъектов природопользования»,
08-3 «Строительствообъектов основных средств»,
08-4 «Приобретениеобъектов основных средств»,
08-5 «Приобретениенематериальных активов»,
08-6 «Переводмолодняка животных в основное стадо»,
08-7 «Приобретениевзрослых животных» и др.
По дебету счета 08«Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затратызастройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств:
Сформированнаяпервоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию иоформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения вовнеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства» –таблица 1.2.
С 1 января 2002 годавведено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов икредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное приказомМинфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н, в котором также устанавливается порядокпризнания затрат по оплате процентов по заемным средствам.
Согласно п.11 ПБУ 15/01затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают, вчастности, «проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам пополученным от них займам и кредитам».
В соответствии сПоложением указанные проценты либо:
— признаются расходамитого периода, в котором они произведены (далее — текущие расходы); либо
— включаются в стоимостьинвестиционного актива (п.12).
Обращаем внимание на то,что ПБУ 15/01 вводит такое понятие как «инвестиционный актив»,которое для целей Положения определено как «объект имущества, подготовкакоторого к предполагаемому использованию требует значительного времени».Согласно п.13 ПБУ 15/01 «к инвестиционным активам относятся объектыосновных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы,требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство.Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываютсякак товары и к инвестиционным активам не относятся».
Таблица 1.2 Сооружение иизготовление объектов основных средств хозяйственным способом
/>

В соответствии с п.23 ПБУ15/01 «затраты по полученным займам и кредитам, непосредственноотносящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должнывключаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисленияамортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начислениеамортизации актива не предусмотрено.
Согласно п.27 ПБУ 15/01»включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальнуюстоимость инвестиционного актива производится при наличии следующих условий:
а) возникновение расходовпо приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;
б) фактическое началоработ, связанных с формированием инвестиционного актива;
в) наличие фактическихзатрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению".
В соответствии с п.11 ПБУ6/01 под первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам,предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами,признается «стоимость ценностей, переданных или подлежащих передачеорганизацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передачеорганизацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимыхобстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей .
Проводки при принятии кбухгалтерскому учету основных средств, приобретенных в обмен на другоеимущество, согласно новому Плану счетов и Инструкции по его применению будутвыглядеть следующим образом – таблица 1.3.
Одним из способовпоступления основных средств является получение объектов в счет вклада вуставный (складочный) капитал вновь образуемой или увеличивающей уставный(складочный) капитал организации. Внося вклады в уставный (складочный) капитал организации,учредители действуют на основании учредительного договора. Передача вклада вуставный (складочный) капитал влечет за собой потерю права собственности наэтот вклад, за исключением вклада государства и муниципальных образований вуставный капитал унитарных предприятий.
Таблица 1.3
/>
Послегосударственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладовучредителей (участников), предусмотренных учредительными документами,отражается по кредиту счета 80 „Уставный капитал“ в корреспонденциисо счетом 75 „Расчеты с учредителями“.
Фактическоепоступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 „Расчеты сучредителями“ в корреспонденции со счетами по учету денежных средств идругих ценностей.
Всоответствии с пояснениями к счету 75 „Расчеты с учредителями“:
»Прифактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средствпроизводятся записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» вкорреспонденции со счетами по учету денежных средств. Взнос вкладов в видематериальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями покредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции сосчетами 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10«Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей» и др.
Ваналогичном порядке отражаются в бухгалтерском учете расчеты по вкладам вуставный (складочный) капитал с учредителями (участниками) организаций другихорганизационно-правовых форм".
Схемапроводок согласно новому Плану счетов – таблица 1.4:
Таблица1.4
/>
«Первоначальнойстоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения(безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия кбухгалтерскому учету» (п.10 ПБУ 6/01).
Согласноновому Плану счетов на субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления»счета 98 «Доходы будущих периодов» учитывается стоимость активов, полученныхорганизацией безвозмездно.
«Покредиту счета 98 „Доходы будущих периодов“ в корреспонденции сосчетами 08 „Вложения во внеоборотные активы“ и другими отражаетсярыночная стоимость активов, полученных безвозмездно: „Суммы, учтенные насчете 98 “Доходы будущих периодов», списываются по безвозмезднополученным основным средствам по мере начисления амортизации в кредит счета 91«Прочие доходы и расходы».
1.2 Инвентаризация основных средств
Цель инвентаризации –выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондовпредприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику,проект и т.д.) и уточнить данные бухгалтерского учета.
Положением обухгалтерском учете и отчетности установлено, что инвентаризация основныхсредств проводится не реже одного раза в год перед составлением годовогоотчета.
До начала инвентаризациирекомендуется проверить:
— наличие и состояниеинвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистрованалитического учета, а также технических паспортов или другой техническойдокументации;
— наличие документов наосновные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение(при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).
При обнаружениирасхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или техническойдокументации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризацииосновных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи ихполное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические илиэксплуатационные показатели.
При инвентаризациизданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов,подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется такженаличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природныхресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, непринятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учетаотсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссиядолжна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этимобъектам.
Оценка выявленныхинвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночныхцен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов соформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятв описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Еслиобъект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованиюи вследствие этого изменилось основное его назначением, то его вносят в описьпод наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссиейустановлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройкановых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (сломотдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, тонеобходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения илиснижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенныхизменениях.
Машины, оборудование и транспортныесредства заносят в описи индивидуально с указанием заводского инвентарногономера, организации изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.
Однотипные предметыхозяйственного инвентаря, инструменты станки и др. одинаковой стоимости,поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации иучитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описяхприводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства,которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (вдальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав,автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.),инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, неподлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельнуюопись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объектык непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризациейсобственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся наответственном хранении и арендованные.
По указанным объектамсоставляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы,подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Выявленные излишкиосновных средств приходуют:
Дебет 01 «Основныесредства»
Кредит 91«Прочиедоходы и расходы».
При выявлении конкретныхвиновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным(рыночным ценам), действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, исписывают с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницумежду рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают подебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредитусчета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженностиее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 «Доходы будущихпериодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Инвентаризацию проводиткомиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В задачу комиссиивходит и проверка правильности использования, и хранения основных средств. Онадолжна выявить ненужные предприятию машины, оборудование. В результатепроведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись, форма № инв-1.
Инвентаризационная описьосновных средств составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождениюценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств.Опись подписывается комиссией, материально-ответственными лицами и передается вбухгалтерию.
Объекты, которые нечислятся в учете, записываются в описи и оцениваются по современной стоимостивоспроизводства. При этом определяют сумму износа по фактическому состояниюобъектов. Данные инвентаризации сличают с данными учета путем сопоставления.Излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие вэксплуатации, безвозмездно поступившие (по рыночной цене) с определениемстепени изношенности объекта.
Приходуются излишки попервоначальной стоимости:
Дебет 01 «Основныесредства»
Кредит 91 «Прочиедоходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Отражается износ по ним:
Дебет 91 «Прочиедоходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Кредит 02 «Амортизацияосновных средств»
Недостача основныхсредств отражается следующей корреспонденцией:
Списание суммначисленной амортизации отражается записью:
Дебет 02 «Амортизацияосновных средств»
Кредит 01 «Основныесредства»
Отражение сумм недостачв пределах остаточной стоимости:
Дебет 94 «Недостачии потери от порчи ценностей»
Кредит 01 «Основныесредства»
В дальнейшем суммы,начисляющиеся на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»относят в дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Сумма разницы междурыночной стоимостью, взыскиваемой с виновного лица аналогичного объекта и егоостаточной стоимостью отражается в корреспонденции:
Дебет 73 «Расчеты сперсоналом по прочим операциям»
Кредит 98 «Доходыбудущих периодов»
По мере взыскания свиновного лица будут осуществляться записи:
Дебет 50 «Касса»или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 73 «Расчетыс персоналом по прочим операциям».
Одновременно отражаетсясоответствующая сумма разниц:
Дебет 98 «Доходыбудущих периодов»
Кредит 91 «Прочиедоходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Расхождение междуданными инвентаризации и данными бухгалтерского учета оформляются бухгалтериейпутем составления Сличительной ведомости результатов инвентаризации основныхсредств.
1.3 Особенности учетаосновных средств в условиях автоматизации. Основные принципы механизации учетаосновных средств
Автоматизация учета основных средств отличаетсятем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учетаосновных средств применяются коды:
·         синтетическихсчетов и субсчетов и объектов аналитического учета,
·         структурныхподразделений предприятия;
·         инвентарных объектов, норм амортизационных отчислений;
·         бухгалтерских операций и др.
Коды синтетических счетов, субсчетов и объектов аналитического учетадолжны обеспечить сбор информации по счету 01 «Основные средства» вследующих группировках:
1)объекты, облагаемые и не облагаемые платойза фонды;
2) сфера применения объекта(промышленно–производственные
и т. д.);
3)объекты, находящиеся в эксплуатации или взапасе
4)вид основных средств (здания, машины и т.д.) согласно разделу 11 ф. № 11 годового отчета (номер строки);
5) по нормам эксплуатации.
В части счета 85 «Уставный фонд» характеризуются разделы иномера строк по ф. № 3 годового отчета.
Счет 86 «Амортизационный фонд» по субсчетам счетного плана истрокам ф. № 11 годового отчета.
Счет 02 «Износ основных средств» кодируется по характеруизноса, группе основных средств.
Счет 03 «Капитальный ремонт»–кодируется способ выполненияработ, вид основных средств и т. д.
Коды структурных подразделений те же, что и в учете материалов.
Коды инвентарных облетов аналогичны инвентарным номерам.
Коды норм амортизационных отчислений соответствуют нормам амортизационныхотчислений.
При автоматизации учета основных средств (фондов) используются типовыемежотраслевые формы первичных документов. Документы на ВУ сдаются бухгалтериейпредприятия по утвержденному графику.
Особенностью организации автоматизированного учета основных средствявляется создание постоянного файла (массива) информации, соответствующегокартотеке инвентарных объектов (номеров). По данным первичных документов,оформленных в отчетном месяце на ВУ, фиксируется движение основных средствамортизационного фонда и т. п. В результате обработки документов получаютследующие машинограммы (отчетные разработки); ведомости движения основныхсредств по счетам: «Основные средства (фонды)», «Износ основныхсредств (фондов)», «Капитальный ремонт», «Уставный фонд»,«Амортизационный фонд». Оборотная ведомость основных средств поместам нахождения и эксплуатации (счет 01), расчет амортизационных отчислений,ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат иначисления износа основных средств, обеспечивающие проведение инвентаризации,составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.
На суммы амортизационных отчислений составляется бухгалтерская справкадля последующего расчета движения амортизационных отчислений и износа основных средств.
На основании документов, отражающих операции по капитальному ремонту, наВУ составляют машинограмму–ведомость аналитического учета по счету «Капитальныйремонт», а вместо журнала–ордера № 13 по дебетуемым и кредитуемым счетам –машинограммы–ведомости аналитического учета. Данные машинограмм аналогичны «журналу–ордеру№13.
Основные принципы механизации учета основных средств (фондов)
1. На предприятиях и в организациях следует применять, как правило, типовые проекты механизации учета основных средств (фондов) на вычислительных перфорационных и электронных машин соответствующего типа, что обеспечивается однородностью и однотипностью операций по учету движения основных средств (фондов).
Для механизации учета на перфорационных вычислительных машинах в типовом проекте механизации учета основных средств (фондов) предусмотрена система шифров. В частности, для шифровки норм амортизации используются шифры, приведенные в сборнике утвержденных норм амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства, для шифровки инвентарных объектов — их инвентарные номера и др.
2. При механизации учета основных средств (фондов) картотеки инвентарных объектов (инвентарные книги), а также порядок оформления первичной учетной документации полностью сохраняются. Исключение составляют карточки учета движения основных средств, которые в условиях механизированного учета не ведутся.
3. При механизации учета основных средств (фондов) с применением вычислительных перфорационных машин обеспечивается получение следующих важнейших табуляграмм (отчетных разработок):
ведомость движения основных средств (фондов) по бухгалтерским счетам: Основных средств (фондов), Износа основных средств (фондов); Капитального ремонта; Уставного фонда, Амортизационного фонда;
оборотная ведомость по счету Основных средств (фондов) в резерве
производств, отделов, цехов и других мест их эксплуатации и хранения;
оборотная ведомость по счетам: Основных средств (фондов); Износа
основных средств (фондов); Капитального ремонта; Уставного фонда и Амортизационного фонда;
расчет амортизационных отчислений по шифрам производственных затрат и начисления износа основных средств (фондов);
ведомость амортизационных отчислений по шифрам производственных затрат и начисления износа основных средств (фондов);
ведомость наличия основных средств (фондов) по инвентарным номерам (инвентаризационная опись);
ведомость наличия основных производственных фондов для расчета платы в бюджет;
ведомость распределения оборудования по возрастному составу; ведомость наличия оборудования в разрезе видов и шифров для контроля за его использованием.
В типовых проектных решениях (ТПР) по учету основных средств (фондов) с помощью ЭВМ предусматривается решение следующих задач:
формирование информации о движении основных средств (фондов) по местам хранения и эксплуатации в инвентарном разрезе;
составление регистров аналитического учета основных средств (фондов) в инвентарном разрезе;
формирование бухгалтерских записей по движению основных средств(фондов) и составление регистра аналитического учета по счету Основных средств (фондов);
расчет сумм амортизационных отчислений и формирования соответствующих бухгалтерских записей;
формирование данных для платы в бюджет за производственные основные средства (фонды).
Информация о наличии основных средств (фондов) формируется на основании данных инвентарной картотеки и хранятся в разрезе производств, цехов (отделов) и инвентарных номеров. По каждому инвентарному объекту формируются следующие данные:
инвентарный номер объекта;
место его эксплуатации или хранения;
шифры синтетического и аналитического учета;
первоначальная стоимость объекта;
норма амортизационных отчислений в процентах
восстановление и на капитальный ремонт); дата начала платы за основные
средства (фонды) в бюджет;
вид и шифр оборудования;
дата выпуска (изготовления) оборудования и дата ввода в эксплуатацию;
наименование инвентарного объекта.
Указанная информация ежемесячно корректируется на основании документов по движению основных средств (фондов), что позволяет получать необходимые регистры аналитического учета основных средств (фондов) по требованию.
4. Перечень и периодичность получения табуляграмм (отчетных разработок) определяются предприятием (организацией) в зависимости от требований контроля и анализа.
Содержание табуляграмм (отчетных разработок), составляемых по основным средствам (фондам) на основании перфокарт, обеспечивает заполнение форм периодической, годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Табуляграммы следует использовать не только в качестве вспомогательных ведомостей для записи информации в учетные регистры, но и вместо соответствующих бухгалтерских регистров.
 

2. Организация бухгалтерского учета основных средств в ООО „Родничок“
2.1 Учет основных средств
Движение основныхсредств, связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению,внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операцииоформляются типовыми формами первичной учетной документации.
Операциями по поступлениюосновных средств являются ввод их в действие в результате осуществлениякапитальных вложений, безвозмездно поступление вложений, аренда, лизинг,оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации,внутреннее перемещение.
Поступающие основныесредства в ООО „Родничок“ принимает комиссия, назначаемаяруководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одномэкземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (Форма ОС-1) накаждый объект в отдельности (Приложение А). Общий акт на несколько объектовможно составить лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковуюстоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указываютнаименование объекта, год постройки или выпуска завода, краткую характеристикуобъекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, местоиспользования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учетаосновных средств.
После оформления актаприемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К актуприлагают техническую документацию, относящуюся к одному объекту (паспорт,чертежи и т. д.).
На основании этихдокументов бухгалтерия производит соответствующие записив инвентарные карточки основных средств (Форма ОС-6), после чего техническуюдокументацию передают в технический или другой отдел предприятия – приложение Б.
Акт приемки-передачиосновных средств, в ООО „Родничок“ утверждается руководителем.
При передаче основныхсредств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации,сдающей и принимающей основные средства).
Поступившее на складоборудование для установки ООО „Родничок“ оформляет актом о приемкеоборудования (Форма ОС-14) (Приложение В). В акте указывают наименованиеоборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость,обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всемичленами приемной комиссии. В случае невозможности произвести количественнуюприемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудованияявляется предварительным, составленным по наружному осмотру.
При передаче оборудованиямонтажным организациям оформляют акт приемки-передачиоборудования в монтаж (Форма ОС-15) (приложение Г) с указанием монтажнойорганизации, наименования и стоимости переданного оборудования, его компетентностьи выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.
Акт подписываютпредставители заказчика и монтажной организации, материально ответственноелицо, принявшее переданное оборудование нахранение.
Не дефекты выявленные впроцессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляет акт о выявленных,дефектах оборудования (Форма ОС-16). В нем указывают по каждому наименованиюоборудования обнаруженные дефекты и мероприятия или работы для устранениявыявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика иорганизации-исполнителя.
Приемку законченных работпо ремонту, реконструкции и модификации объекта оформляют актом приемки-сдачиотремонтированных, реконструированных и модифицированных объектов (Форма ОС-3)– приложение Д. В акте указывают изменения, в технической характеристике ипервоначальной стоимости объекта, вызванное, реконструкцией и модификацией(стоимость выполненных работ по договору и фактическую).Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основныхсредств, и представитель цеха (предприятия) производящего реконструкцию имодификацию, и сдают в бухгалтерию организации, которая производитсоответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств.
Если ремонт,реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляютв двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).
Внутреннее перемещениеосновных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, атакже их передача из запаса (со склада) в эксплуатацию в ООО „Родничок“оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладнуювыписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземплярс распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи винвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытиисоответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Операций по списанию всехосновных средств, кроме автотранспортных, оформляют на списание основныхсредств (Форма ОС-4) – приложение 6, а списание грузового или легковогоавтомобиля, прицепа или полуприцепа — актом на списание — автотранспортныхсредств (Форма ОС-4а).
В актах на списаниеосновных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта,первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимостьматериальных ценностей (запасных частей,металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации),результат от списания.
Аналитический учетосновных средств. Основнымрегистром аналитического учета основных средств, в ООО „Родничок“являются инвентарные карточки (форма № ОС 6) (Приложение Б). На лицевой сторонеинвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, кодвыпуска (постройки), дату и номер акта о приемке,местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений,шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации,внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной сторонеинвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по доставке,дооборудовании реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтныхработах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточкисоставляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре изаполняются на основе первичных документов (актов приемки-передачи, техническихпаспортов и др.).
В бухгалтерии инвентарныекарточки сформированы в инвентарную картотеку, построенную в разрезеклассификационных групп по видам основных средств.
Синтетический учетналичия и движения основных средств. Синтетический учет наличия и движения основных средств,принадлежащих ООО „Родничок“ на правах собственности, осуществляетсяна следующих счетах:
• 01 „Основныесредства“;
• 02 „Износ основныхсредств“;
• 08 „Вложения во внеоборотные активы“
• 91 „Прочие доходыи расходы“).
Счет 01 „Основныесредства“ предназначен для получения информации о наличии и движениипринадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихсяв эксплуатации, запасе, на консервации илисданных в текущую аренду.
Стоимость основныхсредств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, отражается следующимобразом:
1. Д-т счета 08 — К-тсчета 75 „Расчеты с учредителями“ — отражена стоимость основныхсредств, согласованная с учредителями.
2. Д-т счета 08 — К-тсчета 60 (76, 70, 69...) — отражены затраты на доставку и установку основныхсредств;
3. Д-т счета 01 — К-тсчета 08 — введены в эксплуатацию основные средства.
Объекты основных средств,приобретенные покупателями в рассрочку, в договоре купли-продажи могут бытьоценены в условных денежных единицах. Платой за предоставление коммерческогокредита на условиях рассрочки платежа будет являться возникшая отрицательнаясуммовая разница.
Фактические затраты наприобретение основных средств до момента принятия объекта к бухгалтерскомуучету включают суммовые разницы, когда оплата производится в рублях в сумме,эквивалентной сумме в иностранной валюте (п.8 ПБУ 6/01). После включения объектав состав основных средств затраты следует относить на внереализационные расходытого периода, когда они возникли.
Так, например. ООО»Родничок" приобрело и ввело в эксплуатацию формовочную машинустоимостью 3840 евро, в том числе НДС 640 евро. Условиями договоракупли-продажи оплата в сумме 2160 евро, в том числе НДС 360 евро, предусмотренав момент передачи машины, а оставшаяся часть стоимости объекта — 1680 евро, втом числе НДС 280 евро, — в десятидневный срок после получения.
Формовочная машина былапередана ООО «Родничок» 8 апреля текущего года (курс евро,установленный ЦБРФ, составил 33,1941 руб.), а остальная часть стоимости былаперечислена 12 апреля текущего года (курс евро, установленный ЦБ РФ, составил33,7251 руб.).
Учетная политика ООО«Родничок» для целей налогообложения прибыли использует методначисления.
На счетах бухгалтерскогоучета составляются записи:
Д-т сч.08-4«Приобретение объектов основных средств»,
К-т сч.60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»
106221 руб. (3840 евро — 640 евро) х 33,1941 руб.) учтена в составе основных средств формовочная машина;
Д-т сч.19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
К-т сч.60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»
21244 руб. (640 евро х33,1941 руб.) отражен НДС по приобретенной формовочной машине;
Д-т сч.01 «Основныесредства»,
К-т сч.08-4«Приобретение объектов основных средств»
106221 руб. принята кучету формовочная машина;
Д-т сч.60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»,
К-т сч.51 «Расчетныесчета»
71699 руб. (2160 евро х33,1941 руб.) часть стоимости объекта основных средств перечислена продавцу;
12 апреля текущего года:
Д-т сч.60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»,
К-т сч.51 «Расчетныесчета»
56658 руб. (1680 евро х33,7251 руб.) перечислена оставшаяся часть стоимости объекта основных средств;
Д-т сч.91-2 «Прочиерасходы»,
К-т сч.60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»
743 руб. (1680 евро — 280евро) х (33,7251 руб. — 33,1941 руб.) отрицательная суммовая разница отнесенана внереализационные расходы;
Д-т сч.19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
К-т сч.60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»
149 руб. (280 евро х(33,7251 руб. — 33,1941 руб.) отражен НДС от суммовой разницы;
Д-т сч.68 «Расчетыпо налогам и сборам», субсч.«Расчеты по НДС»,
К-т сч.19 «НДС поприобретенным ценностям»
21095 руб. (21244 — 149)принят к зачету НДС.
Основные средства могутбыть проданы, безвозмездно переданы, списаны в случае морального илифизического износа, ликвидированы при авариях,стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, переданы в виде вклада вуставной (складочный) капитал других предприятий.
В любом случае, есливыбытие актива связано с его продажей, выручка должна быть согласованасторонами договора. Причем доходы и расходы в этом случае являютсяоперационными.
Учет операций по выбытиюосновных средств в ООО «Родничок» осуществляетсяна счете 91 «Прочие доходы и расходы». Выявленные при инвентаризациинеучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 скредита счета 99 с последующим устранением причин возникновения излишка ивиновных лиц.
При уценке основныхсредств впервые или повторно ее сумма отражается записью по дебету счета 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет«Переоценка основных средств» и кредиту счета 01 «Основныесредства» (п.15 ПБУ 6/01). Начисленная амортизация корректируется накоэффициент, исчисленный как отношение рыночной стоимости объекта порезультатам переоценки к его первоначальной стоимости до переоценки. Сумма, накоторую уменьшается амортизация переоцениваемого объекта основных средств,отражается записью по дебету счета 02 «Амортизация основных средств»и кредиту счета 84, субсчет «Переоценка основных средств».
В ситуации уценкиимущества, которое ранее было дооценено, сначала исчисляют разницу междусуммами настоящей уценки и прошлой дооценки этого объекта.
Если сумма уценки непревышает сумму дооценки в предыдущем учетном периоде, она уменьшает добавочныйкапитал организации бухгалтерской записью по дебету счета 83 «Добавочныйкапитал», субсчет «Переоценка основных средств» и кредиту счета01 «Основные средства». На сумму уменьшения амортизации в результатеуценки объекта дебетуется счет 02 «Амортизация основных средств» вкорреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал», субсчет«Переоценка основных средств». Превышение суммы уценки над суммойпредыдущей дооценки будет учитываться по дебету счета 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)», субсчет «Переоценка основныхсредств» и кредиту счета 01, а на сумму уменьшения амортизации объектаосновных средств над суммой увеличения амортизации в результате прошлой дооценки- по дебету счета 02 и кредиту счета 84, субсчет «Переоценка основныхсредств».
Дооценка объектовосновных средств впервые или в течение прошлых отчетных периодов влечеткорректировку их первоначальной или восстановительной стоимости по дебету счета01 «Основные средства» и кредиту счета 83, субсчет «Переоценкаосновных средств». На сумму доначисленной в результате переоценки амортизациидебетуется счет 83, субсчет «Переоценка основных средств» икредитуется счет 02 «Амортизация основных средств». Если организацияв прошлом отчетном периоде провела уценку объекта основных средств, а внастоящем — дооценку, то сумма дооценки, равная сумме уценки, отражаетсязаписью:
Д-т сч. 01 «Основныесредства»,
К-т сч. 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсч.«Переоценка основных средств».
В результате доооценки насумму амортизации, равной сумме уменьшения амортизации при предыдущей уценке,будет выполнена корреспонденция счетов:
Д-т сч. 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,
К-т сч. 02«Амортизация основных средств».
Сумма увеличениявосстановительной стоимости приведет к росту добавочного капитала организациизаписью:
Д-т сч. 01 «Основныесредства»,
К-т сч. 83«Добавочный капитал», субсч. «Переоценка основных средств».
Дооценка амортизации,превышающая сумму ее предыдущей уценки, уменьшит добавочный капитал:
Д-т сч. 83«Добавочный капитал», субсч. «Переоценка основных средств»,
К-т сч. 02 «Амортизацияосновных средств».
Сумма дооценки объектаосновных средств на счете 83 «Добавочный капитал» списывается за счетнераспределенной прибыли бухгалтерской записью:
Д-т сч. 83«Добавочный капитал», субсч. «Переоценка основных средств»,
К-т сч. 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)».
Пример. ООО«Родничок» в сентябре текущего года продало холодильник за 9600 руб.,в том числе НДС 1600 руб. Первоначальная стоимость холодильника составляет 8000руб., восстановительная стоимость после дооценки на 1 января текущего года — 10000 руб., сумма начисленной амортизации по данному объекту основных средств — 8500 руб., сумма амортизации, доначисленной на дату переоценки основныхсредств, — 1500 руб.
Записи на счетахбухгалтерского учета в январе текущего года:
Д-т сч. 01 «Основныесредства», субсч. «Собственные основные средства»,
К-т сч. 83«Добавочный капитал», субсч. «Переоценка основных средств»
2000 руб. (10000 — 8000)отражена сумма дооценки холодильника;
Д-т сч. 83«Добавочный капитал», субсч. «Переоценка основных средств»,
К-т сч. 02«Амортизация основных средств»
1500 руб. увеличена суммаамортизации холодильника в связи с переоценкой.
Записи на счетахбухгалтерского учета в сентябре текущего года:
Д-т сч. 01 «Основныесредства», субсч. «Выбытие основных средств»,
К-т сч. 01 «Основныесредства», субсч. «Собственные основные средства»
10000 руб. списанапервоначальная стоимость проданного холодильника;
Д-т сч. 02«Амортизация основных средств»,
К-т сч. 01 «Основныесредства», субсч. «Выбытие основных средств»
8500 руб. списананачисленная амортизация проданного холодильника;
Д-т сч. 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 91-1 «Прочиедоходы»
3600 руб. отраженавыручка от продажи холодильника;
Д-т сч. 91-2 «Прочиерасходы»,
К-т сч. 68 «Расчетыпо налогам и сборам», субсч.«Расчеты по НДС»
600 руб. начисленазадолженность бюджету по НДС;
Д-т сч. 83«Добавочный капитал», субсч. «Переоценка основных средств»,
К-т сч. 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
2000 руб. списана суммадооценки проданного холодильника;
Д-т сч. 91-2 «Прочиедоходы»,
К-т сч. 01 «Основныесредства», субсч. «Выбытие основных средств»
1500 руб. (10000 — 8500)списана остаточная стоимость проданного холодильника;
Д-т сч. 91-9 «Сальдопрочих доходов и расходов»,
К-т сч. 99 «Прибылии убытки»
1500 руб. (3600 — 600 — 1500) получена прибыль от продажи холодильника.
Объекты основных средстввыбывают в результате — продажи, списания в случае морального или физическогоизноса, передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал другихорганизаций, списание объектов основных средств ранее сданных в аренду с правомвыкупа в момент перехода собственности.
Для определениянепригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию ворганизациях создаются комиссии в состав которых входят должностные лица в томчисле и главный бухгалтер.
В компетенцию комиссиивходит: осмотр объекта подлежащего списанию, установление причин списанияобъекта, осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных идрагоценных металлов, составляется акт на списание основных средств (ф. №ОС-4.)
Эти акты утверждаютсяруководителем организации и передаются в бухгалтерию. На основании оформленныхактов делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарныхкарточках. Бухгалтерский учет операций связанных с выбытием объектов основныхсредств ведется на результативном счете 91/3 «Выбытие основных средств».
Выбытие — это списаниестоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно неиспользуются в деятельности организации. Стоимость объекта основных средств,которые выбывает или постоянно не используется для производства продукциивыполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организацииподлежит списанию с бухгалтерского баланса.
Выбытие имеет место вслучаях продажи безвозмездной передачи списания в случае морального ифизического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иныхчрезвычайных ситуациях передачи в виде вклада в уставный капитал другихорганизаций. Если списание объекта основных средств производится в результатеего продажи от выручки от реализации принимается бухгалтерскому учету в сумме,согласованной сторонами в договоре. Доходы, расходы и потери от списания сбухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерскомучете в отчетном периоде к которому они относятся.
Доходы, расходы и потериот списания объектов основных средств с, бухгалтерского баланса подлежитзачислению соответственно в прибыль или убыток организации.
2.2 Использованиепрограммного обеспечения по учету основных средств
При выборепрограммного обеспечения автоматизации бухгалтерского учета, предприятии ООО «Родничок» учитывало такие факторы как:
1.        Структурасистемы. Любая система представляет собой достаточно большой и сложныйпрограммный продукт, который выполнен в виде набора взаимосвязанных модулей,каждый из которых может функционировать как независимо, так и в составекомплекса. Поэтому необходимо определить, что конкретно требуется — полныйкомплекс программы или отдельные модули (склад, заработная плата и т.п.).
2.        Техническиевозможности и организационно-методические принципы построения программногообеспечения.
3.        Требованияк оборудованию в зависимости от варианта программного комплекса — локальногоили сетевого. Данный фактор очень важен, так как для сетевого вариантапрограммы (для одноранговых сетейили сетей с выделенным сервером) дополнительно требуется сетевое оборудование ипрограмма поддержки сетевого обмена, что потребует дополнительные затраты.
4.        Степеньзащиты программного комплекса.
5.        Методическаяподдержка.
6.        Информационно-техническоесопровождение.
7.        Модификацияпрограммы.
8.        Операционнаясистема, в которой работает программа.
9.        Мобильностьв части обновления методологии учета и законодательной базы по бухгалтерскомуучету.
10.     Сопровождениеработы программного комплекса.
11.     Возможностьэкспорта данных аналитического учета в электронные таблицы, в которых наиболееудобно проводить всевозможные расчеты, анализы, строить графики и диаграммы.
12.     Доступностьпрограммного комплекса для всех пользователей вне зависимости от их подготовки.
13.     Стоимостьпрограммного комплекса, наличие скидок.
Выбор системдля автоматизации должен соответствовать критерию затраты/результат иопределяется в внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы учитываютспецифику организации:
·          целиавтоматизации;
·          размерамиорганизации;
·          направлениемдеятельности организации;
·          структуройбизнес — процесса организации.
Выбор программ, предлагаемый сегодня разработчиками, впечатляет и пугает. Каждый заявляет, что его программа лучшая. Трудно разобраться во всем этом многообразии.
Однако далеко не всем фирмам, занимающимся индустрией программных технологий, удается открыть формулу успеха и «сводить Баланс» интересов со своими партнерами, пользователями, конкурентами, с государством, многие годы получать положительное «Сальдо» практически на всех направлениях этого нелегкого пути в условиях нынешней российской действительности.
Среди разработчиков прикладного экономического программного обеспечения особо выделяются следующие: 1С, Галактика, ДИЦ, Интеллект-Сервис, Информатик, Иифософт, Ий-фин, программный комплекс бухгалтерского учета RS-Balance компании R-Style Software Lab, КомТех +, Ланке, ЛокИС, система DiasoftBALANCE компании «Диасофт», Парус, R-Style, Цефей, Электронные деньги, а из разработчиков информационно – правовых систем — Гарант, ЦКР (Кодекс), Консультант + и другие.
Предприятие ООО «Родничок» для учёта основных средств пременяет программное обеспечение Парус.
ООО «Родничок»уже имеет длительный опыт использования програмных продуктов фирмы «Парус»,данная фирма представляет интегрированную программу бухгалтерского учета, гдепредставлен и бухгалтерский учет основных средств. Программа дает возможностипри обработке бухгалтерских проводок сразу заполнять первичные документы. Напримерпри обработке проводки Д 01, К 08, программа реагирует на появление комбинациисчетов и просит заполнить форму, содержащую инвентарную карточку объекта. Послезаполнения такой формы, содержащей все нужные статьи, появляется возможность:автоматического заполнения программой описи инвентарных карточек,автоматического начисления износа, значительного облегчения и ускоренияпроцесса переоценки.
 

3. Рекомендательная часть
 
3.1 Рекомендации поиспользованию программного обеспечения по учету основных средств
Среди разработчиковприкладного экономического программного обеспечения выделяются следующие: 1С,АйТи, Галактика, Интеллект-Сервис, Информатик, Инэк, Парус, КомТех+ и другие, нодля данного предприятия рекомендуется использовать программу 1С.
Это обосновывается следующимипреимуществами 1С перед другими программами:
«1С: Предприятие 8» является мощной системой,предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всехмасштабах. Эта система позволяет в каждом индивидуальном случае подобратьоптимальное решение, учитывающее специфику организации.
Одной из существенных положительных сторон данной программыявляется упрощение заполнения первичных документов. Появляется возможностьавтоматического заполнения описей инвентарных карточек, автоматическогоначисления износа, значительного облегчения и ускорения процесса переоценки.
3.2 Практическое применение комплекса «1С: Предприятие 8.0» в сфере автоматизации учета основных средств
 
1. Методика повседневного применения комплекса.
Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
Компьютерная технология ведения учета отличается от ведения учета «вручную». Регистрация факта совершения финансово-хозяйственной операции в информационной базе программы производится всего один раз – при вводе суммы проводки. Как только сумма проводки будет введена, она изменит итоги по счетам бухгалтерского учета, затронутым в проводке, и будет отражаться в отчетных документах, формируемых из программы.
В «1С: Бухгалтерии» имеется несколько способов регистрации учетнойинформации: ввод проводок «вручную», использование механизма типовых операций, использование настроенных документов.
Ввод проводок «вручную»
Все факты хозяйственной деятельности учреждения в «1С: Бухгалтерии» хранятся в виде операций. Каждая операция содержит одну или несколько проводок, отражающих хозяйственную операцию в бухгалтерском учете в натуральном и денежном выражении. Например, операции по вводу входящих остатков вводились «вручную».Каждая проводка, в свою очередь, может состоять из одной или нескольких корреспонденций. Проводки, содержащие несколько корреспонденций, называются «сложными». В сложных проводках дебет одного счета корреспондирует с кредитом нескольких счетов, и наоборот.
Режим ручного ввода отличается максимальной гибкостью: можно указать любое содержание операции и ввести любые проводки. Кроме того, этот режим не требует предварительной настройки в «Конфигураторе» и прост в освоении.
В справочнике «Основные средства» (меню «ОС»— «Основные средства») хранятся сведения об основных средствах,которые, как предполагается, не изменяются со временем и не зависят отспецифики конкретной организации при постановке его на учет. В частности, этонаименование, группа учета основного средства («Здания», «Машиныи оборудование», «Транспортные средства»), сведения обизготовителе и т.п.
Эту информацию об основных средствах нужно внести всправочник перед принятием их на учет.
Для добавления в справочник основных средств сведений огруппе однотипных объектов основных средств, отличающихся только инвентарныминомерами, предназначена специальная форма, вызываемая кнопкой «Групповоедобавление» на форме списка справочника.
В форме группового добавления необходимо указать:
• группу, в которую добавляются новые элементы;
• код, с которого начнется нумерация добавляемых элементовсправочника;
• количество создаваемых элементов;
• наименование элемента справочника.
Для более быстрогозаполнения табличной части документов однотипными объектами, имеющимиодинаковые наименования, необходимо воспользоваться сервисом заполнения понаименованию (кнопка «Заполнить» в командной панели табличной частидокумента). Если в табличной части документа выбран хотя бы один объект изгруппы однотипных объектов, то табличная часть документа будет заполнена всемиобъектами, имеющими такое же наименование, как у уже выбранного.
Такжеможно заполнить другие сведения, общие для добавляемых объектов.
Дляанализа данной информации и печати необходимых бумажных форм предназначеныследующие отчеты:
• «Инвентарнаякнига ОС» (унифицированная форма № ОС-66, меню «ОС» — «Инвентарнаякнига ОС»);
• «Ведомостьпо амортизации ОС» (меню «ОС» — «Ведомость амортизации ОСза период (бухгалтерский учет)»).
Поступление оборудованияпринятие к учету основных средств
Поступлениеоборудования регистрируется документом «Поступление товаров и услуг»(меню «Покупка» — «Поступление товаров и услуг») с видомоперации «Оборудование».
Оборудованиеи объекты основных средств, не требующие монтажа, учитывается в бухгалтерскомучете на субсчете 084 «Приобретение объектов основных средств».
Дляоборудования, требующего монтажа, ведется количественно-суммовой учет на счете07 «Оборудование к установке». При регистрации факта поступлениятакого оборудования документом «Поступление товаров и услуг» этотсчет следует указать в колонке «Счет учета (БУ)» (табличная частьзакладки «Товары»).
Аналитический учет наэтом счете ведется по номенклатурным позициям оборудования (с использованиемсправочника «Номенклатура»; номенклатурные позиции оборудованияцелесообразно учитывать в отдельной группе «Оборудование» этогосправочника). Кроме того, аналитический учет на этом счете может вестись поместам хранения (с использованием справочника «Склады (места хранения)»)и партиям поступившего оборудования.
Вложенияв объекты строительства регистрируются на субсчетах счета 081 «Приобретениеземельных участков», 082 «Приобретение объектов природопользования»и 083 «Строительство объектов основных средств». Для учета объектовстроительства используется отдельный справочник «Объекты строительства»(меню «ОС» — «Объекты строительства»). Отнесение затрат наобъекты строительства осуществляется документом «Поступление товаров иуслуг» с операцией «Объекты строительства».
Стоимость оборудования,требующего монтажа, должна быть отнесена на объект строительства. Для этогоиспользуется документ «Передача оборудования в монтаж» (меню «ОС»— «Передача оборудования в монтаж»).

/>
Втабличную часть документа вносятся сведения о номенклатуре, передаваемой вмонтаж — в результате стоимость этой номенклатуры будет добавлена к стоимостиобъекта строительства, указываемого в шапке документа.
Дляцелей налогового учета по налогу на прибыль используются счета, аналогичныеприменяемым в бухгалтерском учете.
Дляпринятия оборудования или объекта строительства к учету в качестве основногосредства используется документ «Принятие к учету ОС» (меню «ОС»— «Принятие к учету ОС»). Под операцией принятия к учету основногосредства подразумевается операция формирования стоимости основного средства ипостановка его на учет. Одним документом может быть оформлено принятие к учетунескольких однотипных объектов основных средств.
/>
Принятиек учету объекта основных средств может быть выполнено несколькими способами:
• Принятиек учету оборудования, не требующего монтажа. Для оформления такого вида операциив документе «Принятие к учету ОС» выбирается вид операции «Оборудование».Стоимость оборудования определяется при его списании. Если на счете 084 «Приобретениеобъектов основных средств» ведется партионный учет, то стоимость каждогоосновного средства будет равна стоимости одной единицы оборудования согласносписываемым партиям. Операция может быть проведена по всем видам учета.
• Принятиек учету основного средства, стоимость которого формировалась из затрат,отнесенных на объект строительства. Стоимость оборудования в этом случаеуказывается пользователем вручную.
Припринятии основного средства к учету должны быть установлены его основныеучетные параметры:
• инвентарный номер в конкретной организации (устанавливаетсяна закладке «Основные средства»);
• порядокпогашения стоимости в бухгалтерском учете и порядок включения стоимости всостав расходов в налоговом учете по налогу на прибыль (устанавливаетсясоответственно на закладках «Бухгалтерский учет» и «Налоговыйучет»);
• счетаучета стоимости основного средства, а также, при необходимости, счета учетаамортизации или износа по бухгалтерскому и налоговому учету (устанавливаются назакладках «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет»).
Этипараметры могут быть определены только при принятии к учету основного средстваи не меняются в дальнейшем на протяжении всего периода учета этого основногосредства в одной организации.
Помимоэтих параметров, в момент принятия основного средства к учету могут бытьустановлены и другие параметры, например, параметры начисления амортизации илиизноса, способы отражения затрат по амортизации (погашению стоимости),материально-ответственное лицо, подразделение и другие. Такие параметры могутменяться в течение периода учета основного средства.
Если поправилам бухгалтерского учета объект должен быть отражен в составематериально-производственных запасов, необходимо указать номенклатуру, счетучета и склад, на котором эта номенклатура будет учитываться.
Крометого, имеется возможность сразу погасить всю стоимость основного средства припринятии к учету. В бухгалтерском учете стоимость будет отнесена на затраты, ав налоговом — включена в состав расходов, учитываемых при определении налоговойбазы по налогу на прибыль.
Еслистоимость основного средства в бухгалтерском учете не погашается или невключается в состав расходов в налоговом учете по налогу на прибыль, это такжеследует указать при принятии основного средства к учету.
Амортизацияв дальнейшем не начисляется по основным средствам, списанным при принятии кучету, а также по основным средствам, стоимость которых не погашается.
Назакладке «Налоговый учет» документа «Принятие к учету ОС»можно указать сумму расходов по амортизационной премии в соответствии с п. 1.1ст. 259 НК РФ. Для этого нужно установить флаг «Включить амортизационнуюпремию в состав расходов (п. 1.1 ст. 259 НК РФ)». Здесь же можно указатьсчет учета расходов по амортизационной премии и соответствующую аналитику, приусловии, что в учетной политике на закладке «Налог на прибыль» выбрандля учета таких расходов вариант «На счетах расходов по амортизационнойпремии».
Момент ввода вэксплуатацию основного средства может совпадать с моментом принятия к учету.

/>
В этомслучае в документе «Принятие к учету ОС» следует установить флажок «Принятиек учету с вводом в эксплуатацию» (на закладке «Общие сведения»).Если ввод в эксплуатацию осуществляется после принятия к учету, то операциюввода в эксплуатацию можно оформить документом «Изменение состояния ОС»(меню «ОС» — «Параметры амортизации» — «Изменениесостояния ОС»), указав событие вида «Ввод в эксплуатацию».
/>
Дляосновного средства можно вести учет по материально-ответственным лицам иподразделениям, за которыми основные средства закреплены. Эти параметры учетамогут меняться, например, при увольнении материально-ответственного лица иназначении нового, при перемещении основных средств между подразделениями. Дляотражения таких изменений служит документ «Перемещение ОС».

/>
3.3 Автоматизацияналогового учета при использовании УСН
Так какв организации ООО «Родничок» используется упрощенная системаналогообложения (УСН) с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные нарасходы», то принятые в эксплуатацию и оплаченные основные средства могутбыть признаны как расходы, уменьшающие налоговую базу.
Вдокументе «Принятие к учету ОС» на закладке «Налоговый учет(УСН)» следует указать стоимость средства для целей УСН и другие сведенияоб оплате основного средства.
/>
Реквизит «Порядоквключения стоимости в состав расходов (УСН)» становится видимым с 1 января2009 года и может принимать одно из трех значений:
• «Включатьв состав амортизируемого имущества» — устанавливается, если основноесредство признается амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК.Расходы признаются в порядке, предусмотренном п.З ст. 346.16 НКРФ.
• «Включатьв состав расходов» — устанавливается, если основное средство не признаетсяамортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК, но расходы на егоприобретение могут быть приняты в соответствии с другими подпунктами п.1 ст. 346.16 .
• «Невключать в состав расходов» — устанавливается, если основное средство непризнается амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК, и расходына его приобретение не могут быть признаны уменьшающими налоговую базу поединому налогу.
Признаниерасходов выполняется по окончании квартала регламентной операцией документа «Закрытиемесяца».
Регламентныеоперации для налогового учета по УСН доступны при условии, что дата документа «Закрытиемесяца» — последний день квартала.
Если жеосновное средство к моменту ввода в эксплуатацию еще не оплачено, то на закладке«Налоговый учет (УСН)» сведения об оплате указаны быть не могут. Ноэти сведения могут быть введены в информационную базу позже, после фактическойоплаты основного средства, документом «Регистрация оплаты основных средствдля УСН и ИП» (меню «Операции» — «Регистрация оплаты ОС иНМЛ для УСН и ИП»).
/>

Заключение
Учёт основных средств – очень важное направления вбухгалтерском учёте. Получение достоверной информации об имуществе предприятияобретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развитиярыночных отношений, поскольку именно основные фонды являются основой хозяйственнойдеятельности любой организации.
В настоящее время предприятия получают возможность проявленияинициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учёта основныхсредств, что требует от бухгалтеров больших знаний для оптимизации учёта. Сегодняпоявляется всё больше и больше фирм, занимающихся разработкой ираспространением интегрированных программ автоматизации бухгалтерского учёта вцелом, и основных средств в частности, что позволяет избавиться от многихтрудностей учёта основных средств.
Так как на предприятии используется большое количество промышленно — производственных основных средств и номенклатура выпускаемой продукции достаточно широка рекомендуется решать поставленные задачи путем механизации и автоматизации аналитических работ. При проведении анализа фондоотдачи целесообразно применять экономико-математические методы и ЭВМ.
Вторым направлением совершенствования анализа эффективности использования основных средств является совершенствование действующей методологии анализа основных средств, что вызывается целым рядом причин. В частности, отбор факторов 2-го и более высоких порядков для проведения анализа фондоотдачи промышленно — производственных основных средств. А также вопрос периодичности проведения анализа и т.д.
Автоматизация учета основныхсредств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Дляавтоматизации учета основных средств применяются коды:
-          синтетических счетов и субсчетов аналитического учета;
-          структурных подразделений предприятия;
-          инвентарных объектов;
-          норм амортизационных отчислений;
-          бухгалтерских операций и др.
При автоматизации учетаосновных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.
Особенностью организацииавтоматизированного учета является создание постоянного файла (массива)информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичныхдокументов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. Врезультате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основныхсредств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средствпо местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений,ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат иначисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации,составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.
Среди разработчиков прикладногоэкономического программного обеспечения выделяются следующие: 1С, АйТи,Галактика, Интеллект-Сервис, Информатик, Инэк, Парус, КомТех+ и другие.
«1С: Предприятие 8» является мощной системой,предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всехмасштабах. Эта система позволяет в каждом индивидуальном случае подобратьоптимальное решение, учитывающее специфику организации.
В ООО «Родничок» воспользовались такой возможностьюи перешли на автоматизированную форму учета, применяя программу «1С:Предприятие 8». В связи с переходом на автоматизированный учет, в ООО «Родничок»необходимо тщательно обучить персонал работе с ЭВМ, в частности для работы спрограммой «1С: Предприятие 8»

Список использованной литературы
1.Федеральный закон РФ «О бухгалтерскомучете» от 21 ноября 2003 года от № 129-ФЗ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть I и II М.: Проспект, 2000 г.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации: части I,II.-М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетосновных средств» ПБУ 6/01
5. Комментарий к Новому плану счетовбухгалтерского учета. Под редакцией А.С. Бакаева. — М.: Информационноеагентство «ИПБ-БИНФА», 2009
6.Постановление Госкомстата России «Об утверждении унифицированныхформ первичной учетной документации по учету основных средств» от21.01.2003 № 7.
7. Астахов В.П. Бухгалтерский учет иналогообложение основных средств. Ростов н/Д, издательский центр«Март», 2003.
8. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебникдля вузов. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008
9.Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91 н «Обутверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
10. Мордовкин А.В. Бухгалтерский учет иналогообложение основных средств. М., «Главбух», 2003г.
11.Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н.Бухгалтерский учет. М., «Финансы и статистика», 2007г.
12.Луговой В.А. Учет основных средств,нематериальных активов, долгосрочных инвестиций. М., «ФБК-ПРЕСС», 2006г.
Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. М.,«Экзамен», 2008г.
13 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2006.
14Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. — Москва:Финансы и статистика, 2005.
15.Николаева С.А. и др. Бухгалтерский учет основных средств:Справочное и учебно-методическое пособие. — Москва: Аналитика-Пресс, 2006.
16.Пастушкова В.В. Бухгалтерский учет основных средств:Учебное пособие. — Москва: Маркетинг, 2007.
17.Пошерстник Н.В., Пошерстник Е.Б. Документооборот вбухгалтерском учете. — Москва — Санкт-Петербург: Издательский дом Герда, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.