Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Калькулирование себестоимости продукции по системе "Стандарт-костинг". Связь с традиционными методами учета затрат

/>ФГОУ ВПО КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра«бухгалтерскИЙ учет и финансЫ»
Факультетэкономики и управления
Дисциплина«Бухгалтерский (управленческий) учет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Калькулированиесебестоимости продукции по системе «Стандарт-костинг». Связь с традиционнымиметодами учета затрат

ВВЕДЕНИЕ
В своем Послании Федеральному собранию, президент России Д.Медведев, 12 ноября 2009 года дал оценку состояния национальной экономики, иопределил направления её реформирования. В Послании отмечено, что «Условиемвыживание России, как независимого государства, в современном мире являются — модернизацияи технологическое обновление всей производственной сферы. Главными факторамиразвития отечественной экономики, которая должна переориентироваться нареальные потребности людей, должны стать: обеспечение безопасности, улучшениездоровья, доступ к энергии и доступ к информации. Модернизация и технологическоеразвитие экономики являются ключевыми для выхода России на новый технологическийуровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Основные направлениямодернизации: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационныхтехнологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальноеповышение энергоэффективности. …Мы обязаны думать, какие природные богатствасможем сохранить и передать будущим поколениям. Вот почему я считаю, чтоповышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребленияресурсов является одним из приоритетов в модернизации нашей экономики. Задачуэту можно решить только в том случае, если каждый из нас задумается, насколькоответственно он подходит к энергосбережению, так, как, кстати, это делают вовсем мире. Там об этом думают абсолютно все». [11]
«Главная проблема сегодняшней российской экономики — это еекрайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимонизкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят вРоссии в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущейглобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, наэнергоносители» — Выступление В.В. Путина на заседании Госсовета 08/02/2008 «Остратегии развития России до 2020 года».
Отличительной особенностью отечественной продукции (работ, услуг)являются — высокая материалоёмкость (особенно энергоёмкость), трудоёмкость ифондоёмкость, и как следствие низкая конкурентоспособность с импортной продукцией.
Управление производством (затратами) каксредство достижения высокого экономического результата, включает в себяфинансовое планирование, калькулирование и учет производственных ресурсов —процессы, которые осуществляются на основе разработанной стратегии, в теснойинтеграции и взаимообусловленности. Зачастую планирование и учет тесно несвязаны и осуществляются независимо друг от друга, имеют разную методологию,терминологию, отчетность.
Опыт большинства предприятий в областиучета затрат и калькулирования себестоимости продукции формировался в условияхплановой экономики, существенно отличающейся от рыночной. Все основные элементысистемы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции широкоиспользовались в отечественной практике производственного учета. Однаконедостаточная ориентированность этих элементов на конечный результат сделаланевозможным их полноценное применение в рамках новых условий осуществленияхозяйственной деятельности.
В современных условиях актуально созданиеинтегрированной системы формирования информации о затратах на производство. Этасистема должна включать такие элементы, как идентификация, измерение,накопление, подготовка и обработка экономической информации. Сформированнаясистема формирования информации на предприятии должна способствовать выработкеновых подходов к управлению затратами и обеспечивать такой информацией, чтобыможно было производить разносторонний анализ и текущий контроль затрат с учетомспецифики предприятия.
Управленческий учет — новое явление дляпрактики российских предприятий. Ранее его элементы частично использовались вотечественной системе учета затрат. Внедрение управленческого учета требуетвнимательного изучения его теоретических основ, ранее разработанных ипризнанных в мировой практике, адаптации и апробации теории на отечественныхпредприятиях производственной сферы.
Тема данной работы система учета«Стандарт-костинг». В первой главе рассматриваются основы управленческогоучета. Во второй главе затронута система «Стандарт-костинг». В третьей главеведется расчет плановых и фактических показателей операционного бюджетапредприятия.

Глава 1 Основыуправленческого учета затрат
 
1.1 Объекты, цели управленческого учета
 
Управленческий учет представляет собойсистему аналитического учета, планирования, контроля, анализа доходов,расходов, в целях оперативного принятия управленческих решений в целяхоптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной идолгосрочной перспективе.
В широком смысле управленческий учет можнорассматривать как систему управления предприятием, которая интегрирует различныеподсистемы и методы управления и подчиняет их достижению единой цели.
Основными объектами управленческого учета являются расходы(затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставлениедоходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяютсятакие объекты учета, как «центры ответственности» и системавнутренней отчетности. [11]
Цель управленческого учета — помочь управляющим в принятииэффективных управленческих решений — реализуется в его задачах, перечисленныхниже:
1) формирование достоверной и полнойинформации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности ипредоставление этой информации руководству предприятия путем составлениявнутренней управленческой отчетности;
2) планирование и контроль экономическойэффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
3) исчисление фактической себестоимостипродукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм,стандартов, смет;
4) анализ отклонений от запланированных результатови выявление причин отклонений;
5) обеспечение контроля за наличием идвижением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
6) формирование информационной базы дляпринятия решений;
7) выявление резервов повышенияэффективности деятельности предприятия.
 
1.2 Функции управленческого учета
Методы, используемые в управленческомучете, весьма разнообразны,поскольку он объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного,бухгалтерского, статистического), анализа, стратегического и оперативногопланирования и управления, экономики предприятия, статистики, математики и т.д.
Роль управленческого учетав деятельности предприятий, возрастает сростом экономических (рыночных) отношений. Модернизация промышленности невозможнабез развития управленческого учета.
Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования кквалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческомуучету.
Как правило, к функциям специалиста поуправленческому учету относят следующие обязанности:
— координация целей и планов подразделенийи предприятия в целом;
— содействие руководству в достижениипоставленных целей;
— организация работы по созданию и ведениюсистемы управленческого учета;
— обеспечение прозрачности в отношениизатрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельнымподразделениям и продуктам;
-создание методической и инструментальнойбазы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;
-разработка материалов для принятияуправленческих решений и представление их руководству предприятия;
— консультирование руководителей повопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлениизатратами и результатами.
 
1.3 Основные термины управленческого учета
 
Для ведения учета затрат необходимо четкопонимать все превращения, происходящие с активами предприятия, на пути от сырьяк продукции, иными словами, что такое производство.
Производство — это процесс потреблениянеобходимых ресурсов (активов предприятия), с целью изготовления продукции(работ, услуг).
В процессе производства формируется себестоимость продукции(работ, услуг) — совокупность затрат на производство и сбыт продукции (работ,услуг).
Затраты – стоимость и количество использованных (вошедших впродукт) и процессе производства за отчетный период материальных, трудовых,финансовых и иных ресурсов. [11]
Часто понятие «затраты» отождествляется спонятием «расходы», однако, в нашей дисциплине, эти термины имеютпринципиальные отличия и могут использоваться как синонимы только в конкретномконтексте.
Себестоимость – совокупность всех затратна выпуск единицы продукции.
Расходы представляют собой отток экономических выгод в течениеотчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации илиувеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала. Расходыпризнаются в отчет о прибылях и убытках.
Исходя из вышесказанного, следует, что расходы возникают приформировании финансового результата за конкретный период. Расходы — это затратывошедшие в реализованную продукцию. Рассматривая деятельность предприятия вдинамике, можно сказать, что сначала, в процессе производства, возникаютзатраты, и только после того, как продукцию продали, затраты превращаются врасходы отчетного периода.
Реализация — процесс извлечения предприятием доходов изотчуждаемых активов.
При этом под отчуждением следует понимать потерю организациейправообладания активами. Например, потеря правообладания (отчуждение) такихактивов организации как вещи будет заключаться в переходе права собственностина них.
Термин «издержки» — синоним понятий «затраты», «расходы». Отличиезаключается в сфере применения. В торговле термин «издержки» полностью заменяеттермин «расходы». В промышленности издержки — это коммерческие расходы(расходы, связанные со сбытом).
 

ГЛАВА 2КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИ ПО СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТИНГ»
 
2.1 История возникновения системы «Стандарт-костинг»
 
Метод нормативного определения затратвозник в начале ХХ века в США. Это был один из принципов научного менеджмента,предложенных Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и другими инженерами, которые далиимпульс для развития системы нормативного учета затрат. Они применялистандарты, чтобы выявить «единственный наилучший путь» использования труда иматериалов. Стандарты обеспечивали информацией для планирования хода работ так,что потребление материалов и труда сводилось к минимуму.
Первые упоминания о системе«Стандарт-костинг» встречаются в книге Г. Эмерсона «Производительность трудакак основа оперативной работы и заработной платы». В то время сторонникитрадиционной бухгалтерии всю процедуру калькулирования сводили к поиску«исторической», т.е. фактической себестоимости. Г. Эмерсон же предложилзаменить фактическую себестоимость на целесообразную. Он считал, чтотрадиционная бухгалтерия имеет тот недостаток, что никакого отношения междутем, что есть, и тем, что должно было бы быть, не устанавливает. По его мнению,подлинная цель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивностьпредостережений. Он подчеркивал, что «предостережения» нужны для нахожденияправильного курса хозяйственной деятельности предприятия. Суть их в фиксациивсех отклонений от нормы. Учет должен быть обращен в будущее, ибо предвидеть — значить предупреждать. Следовательно, весь хозяйственный процесс должен быть строгопроконтролирован еще до его реального начала. Однако никаких норм, кроме норм,уже достигнутых в прошлом, бухгалтерия выставить не может, а без нормхозяйственная деятельность лишается цели и, что еще хуже, администрация неможет через учет получить информацию о состоянии производительности.Производительность, по мнению Г. Эмерсона, характеризует вес смысл работыпредприятия, ибо работать напряженно — значить прилагать к делу максимальныеусилия; работать производительно — значить прилагать к делу усилия минимальные.Он предлагал при измерении производительности пользоваться соотношением«3ф/3с», т.е. отношением фактических затрат к стандартным. При этом всегдадолжно иметь место соотношение 3с
 
2.2 Система «Стандарт-костинг» в современных условиях
 
В современных условиях хозяйствованияпроцесс принятия управленческих решений тактического и стратегическогохарактера базируется на информации о затратах и финансовых результатахдеятельности предприятия.
Одним из эффективных инструментов вуправлении затратами предприятия является система учета «стандарт-костинг», воснове которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленныхнорм и нормативов и по отклонениям от них. Аналог российских методовкалькулирования — нормативный (плановый).
«Нормативный метод учета затрат» и системаучета «стандарт-костинг» не являются тождественными понятиями. Однако идеяобеих систем едина — установление нормативов (стандартов), выявление и учетотклонений с целью обнаружения и устранения проблем в производстве и реализациипродукции.
Термин «стандарт-костинг» состоит издвух слов: «стандарт», который означает количество необходимых производственныхзатрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или услуг, аслово «костинг» — это затраты, приходящиеся на единицу продукции. Таким образом,стандарт-костинг в полном смысле слова означает стандартные затраты. [3]
Эта система направлена, прежде всего, наконтроль над использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции— для контроля накладных расходов.
Система «стандарт-костинг» удовлетворяетзапросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроляпроизводственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранееопределить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий,исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составитьотчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация обимеющихся отклонениях используется руководством для принятия оперативныхуправленческих решений.
В основе системы «стандарт-костинг»лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормированиезатрат по статьям расходов:
основные материалы;
оплата труда основных производственныхрабочих;
производственные накладные расходы(заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, аренднаяплата, амортизация оборудования и др.);
коммерческие расходы (расходы по сбыту,реализации продукции).
Система учета «Стандарт-костинг» можетбыть представлена при помощи следующей схемы:
·          1. Выручка от продажипродукции;
·          2. Стандартнаясебестоимость продукции;
·          3. Валовая прибыль;
·          4. Отклонения отстандартов;
·          5. Фактическаяприбыль.
Калькуляция, рассчитанная при помощистандартных норм, служит основой оперативного управления производством изатратами. Выявляемые в текущем порядке отклонения от установленных стандартныхнорм затрат подвергаются анализу для выяснения причин их возникновения. Этопозволяет администрации оперативно устранять неполадки в производстве ипринимать меры для их предотвращения в будущем. [2]
Следует отметить, что система«стандарт-костинг» в зарубежной практике не регламентирована нормативнымиактами, в связи, с чем не имеет единой методики установления стандартов иведения учетных регистров. Даже внутри одной компании действуют различные нормы:базисные, текущие, идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные.
При установлении норм широко используются физические(количественные) стандарты, позволяющие измерить в натуральном выражении расходматериала, количество рабочей силы и объем услуг, необходимых для производстваданного изделия. Эти физические стандарты затем умножают на коэффициенты вденежном исчислении и получают стандартные стоимостные нормы.
В связи с тем, что накладные расходыохватывают множество отдельных статей, часть которых трудно или нецелесообразноизмерять точно, стандарты накладных расходов даются в денежной оценке безуказания количественных норм. Исключение составляют важнейшие составные частинакладных расходов (например, непроизводственная заработная плата), по которым внекоторых случаях могут устанавливаться количественные стандарты.
В условиях рыночной экономики цены наматериалы подвержены непрерывным колебаниям в зависимости от спроса ипредложений. Поэтому стандарты на материалы устанавливаются большей частью,либо, исходя из уровня цен, которые действуют в момент разработки стандартов,либо, исходя из определения средних цен, которые будут преобладать в течениепериода использования норм. Соответственно стандарты ставок заработной платы пооперациям технологического процесса часто являются средними расценками.
Нормы расхода материалов ипроизводственной заработной платы устанавливаются обычно в расчете на одноизделие. Для контроля над накладными расходами разрабатываются сметные ставкиза определенный период, исходя из намеченного объема продукции. Сметы накладныхрасходов носят постоянный характер. Однако при колебаниях объема производствадля контроля над накладными расходами создаются переменные стандарты и скользящиесметы.
В основе установления скользящих смет накладныхрасходов лежит классификация затрат в зависимости от величины объема выпуска напостоянные, переменные и полупеременные. Последние, в свою очередь, разбиваютсяна их постоянные и переменные составные элементы. В результате сметная ставка(норма) накладных расходов определяется как сумма переменной их части позаранее установленным нормам на единицу объема выпуска и постоянных издержек.
Для исчисления стандартной себестоимостипродукции нормативные затраты на материалы, рабочую силу и накладные расходысуммируются. Возникшие же отклонения определяют следующим образом (табл. 2.1).

Таблица 2.1
Расчетотклонений норм затрат при системе «Стандарт-костинг»№ пп Виды отклонений Расчет отклонений 1. По материалам 1 По цене используемых материалов (Нормативная цена единицы материала — фактическая цена) * количество купленного материала 2 По количеству используемых материалов (Нормативное количество материала на фактический выпуск продукции — фактический расход материалов) * нормативная цена материалов 3 Совокупное отклонение расхода материалов (Нормативные затраты на единицу материала – фактические затраты на единицу материала), фактическое количество используемых материалов на выпуск продукции 2. По труду 1 По ставкам заработной платы (Нормативная почасовая ставка заработной платы — фактическая почасовая ставка заработной платы) * фактически отработанное время 2 По производительности труда (Нормативное время на фактический выпуск продукции — фактически отработанное время) * нормативная почасовая ставка оплаты труда 3 Совокупное отклонение по трудовым затратам (Нормативные затраты труда на единицу продукции — фактические затраты труда на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции 3. По накладным расходам 1 По постоянным накладным расходам (Сметная ставка постоянных накладных расходов на единицу продукции — фактическая ставка постоянных накладных расходов на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции 2 По переменным накладным расходам (Сметная ставка переменных накладных расходов на единицу продукции — фактическая ставка переменных накладных расходов на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции 4. По валовой прибыли 1 По цене реализации (Нормативная цена единицы продукции — фактическая цена единицы продукции) * фактический объем реализации 2 По объему реализации (Объем сметной реализации – объем фактической реализации) * нормативная прибыль на единицу продукции 3 Совокупное отклонение по валовой прибыли Совокупная нормативная прибыль — совокупная фактическая прибыль
При необходимости (например, при отраженииотклонений с подразделением по причинам) каждый из этих счетов может бытьрасчленен на более мелкие аналитические счета. [2]
Главное в «стандарт-костинге» — контрольза наиболее точным выявлением отклонений от установленных стандартов затрат,что способствует совершенствованию и самих стандартов затрат. При отсутствии жетакого контроля применение «стандарт-костинга» будет иметь условный характер ине даст надлежащего эффекта.
Принципы этой системы являютсяуниверсальными, поэтому их применение целесообразно при любом методе учетазатрат и способе калькулирования себестоимости продукции.
Этой системе присущи и недостатки. Напрактике очень трудно составить стандарты согласно технологической карте производства.Изменение цен, вызванное конкурентной борьбой за рынки сбыта товаров, а такжеинфляцией, осложняет исчисление стоимости остатков готовых изделий на складе инезавершенного производства. Стандарты можно устанавливать не на всепроизводственные затраты, в связи с чем на местах всегда ослабляется контрольза ними. Более того, при выполнении производственной компанией большогоколичества различных по характеру и типу заказов за сравнительно короткое времяисчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно. В таких случаяхвместо научно обоснованных стандартов на каждое изделие устанавливают среднююстоимость, которая является базисом для определения цен на изделие.
Несмотря на эти недостатки, руководителифирм и компаний используют систему учета «стандарт-костинг» как мощныйинструмент контроля за издержками производства и калькулирования себестоимостипродукции, а также для управления, планирования и принятия необходимых решений.[7]
Таким образом, система«стандарт-костинг» представляет собой способ определениясебестоимости, основанный на оценках затрат, которые должны быть понесены всоответствии с нормами, а не на фактических издержках. При этом измеряютсяиздержки на конкретном участке.
Уделяется также большое внимание двумсложным проблемам: оценке полных издержек и калькулированию себестоимостипродукции (комбинированных и побочных продуктов).
В системе «стандарт-костинг» длякаждого изделия составляется лист нормативных издержек; он содержит переченьингредиентов (материалов) данного продукта и описывает шаги (этапы),необходимые для преобразования материалов (ингредиентов) в готовый продукт.
Нормативные издержки — это их планируемыйуровень. Следовательно, если фактические издержки выше нормативных, тоотклонение считается неблагоприятным. Если фактические издержки ниженормативных, то, наоборот, такое отклонение является благоприятным.
Для определения нормативных издержек,связанных с затратами труда на производство изделия, указываются различныетрудовые операции, необходимые для выпуска единицы готовой продукции, и длякаждой такой операции исчисляется нормативное время на ее выполнение. Затем этинормативные показатели времени умножаются на нормативные расценки. Общая суммаденежных показателей для всех операций составляет нормативные прямые трудовыезатраты производства данного изделия.
Изготовление конкретного вида продукции,выполняемая работа, оказываемые услуги связаны с расходами по обслуживаниюпроизводства и управлению, которые в противоположность рассмотренным вышепрямым затратам (сырье, материалы, энергия, затраты труда) не могут быть сразуотнесены на продукт (работу, услугу). Это так называемые общехозяйственныерасходы, которые включаются в лист нормативных издержек путем отнесенияопределенного заранее норматива общехозяйственных расходов к тому или иномуизмерителю нормируемой деятельности (например, нормативные рабочие часы илидр.).
Таким образом, система«стандарт-костинг» предполагает разработку стандартов на затратысырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, затраты труда, накладныерасходы (общецеховые, общехозяйственные), составление стандартных калькуляций иучет фактических затрат с отражением отклонений от стандартов с цельюдейственного контроля за определением фактической производственнойсебестоимости продукции и активного управления процессом ее формирования.
 
2.3 Отличия системы «Стандарт-костинг» от нормативного метода
 
Система нормативного учета, как и системаучета «Стандарт-костинг», требует систематического обобщения и анализавозникающих отклонений. Это производится для оперативного вмешательства, а нетолько в конце года, с целью устранения негативных явлений в производственномпроцессе и управлении затратами, принятия мер для их предотвращения в будущем.Многие полагают, что под негативными явлениями подразумевается лишь превышениефактических расходов над установленными нормами. Однако это не всегда так.Нормы не возникают ниоткуда, они научно разрабатываются и имеют твердоеобоснование. Например, нормы расхода сырья и материалов при производстве продукциисоответствуют всем требованиям технологического процесса, и отклонение (как всторону увеличения, так и в сторону уменьшения) от норм невозможно безнарушения технологии производства. Если же в процессе изготовления продукциидопускается нарушение технологии, то это неизбежно влечет за собой снижениекачества готовой продукции. Таким образом, экономия фактических затрат, посравнению с нормативными затратами, только на первый взгляд являетсяблагоприятным фактом. Здесь необходимо помнить, что нормы, а, следовательно, иотклонения от них, могут устанавливаться на различные элементы затрат различные- только количественные, только ценовые (суммовые), а могут быть и количественно-суммовые.
Как уже отмечалось, обе системы похожи, ноне являются идентичными. Перечислим основные различия.
В отличие от отечественной системынормативного учета при системе учета «Стандарт-костинг» обособленный учетизменений самих норм в текущем учете не предполагается. Многие нормативы вусловиях системы учета «Стандарт-костинг» применяются месяцами и даже годамибез изменений. Только существенные изменения, такие как изменение конструкцииизделия, усовершенствование технологии производства, изменение экономическихусловий, значительное повышение или снижение стоимости материалов, рабочейсилы, вызывают необходимость пересмотра нормативов.
При применении нормативного метода учета вкалькуляции участвуют показатели изменения норм.
Важным отличием является то, что прииспользовании системы учета «Стандарт-костинг» нормативные затраты списываютсянепосредственно на счета производства. Возникающие же в каждом отчетном периодеотклонения между фактическими и предполагаемыми затратами в течение годанакапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не назатраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.
Нормативный метод учета предполагаетзатраты в пределах норм, а также и отклонения от норм списывать на счета учетапроизводственных затрат. Напомним, что отклонения в стоимости приобретаемыхматериалов предварительно отражаются на счете 16 «Отклонение в стоимостиматериальных ценностей». Накопленные на этом счете разницы в стоимостиприобретенных материально-производственных запасов, по фактическойсебестоимости приобретения (заготовления) и учетными ценами списываются насчета учета производственных затрат.
Фактическая производственная себестоимостьвыпущенной из производства продукции, отражается по дебету счета 40 «Выпускпродукции (работ, услуг)». Нормативная (плановая) себестоимость произведеннойпродукции, сданных работ и оказанных услуг отражается в кредите счета 40 «Выпускпродукции (работ, услуг)».
Отклонение фактической производственнойсебестоимости произведенной продукции сданных работ и оказанных услуг отнормативной (плановой) себестоимости определяется на счете 40 «Выпуск продукции(работ, услуг)» путем сопоставления его дебетового и кредитового оборотов.Выявленные таким образом отклонения списываются в дальнейшем на счет 90 «Продажи».
Таким образом, при нормативном методе учетазатрат суммы в пределах норм и суммы отклонений от норм собираются на одних итех же счетах.
Отечественная система нормативного учетасосредоточена на производстве и не ориентирована на процесс реализации, чтозатрудняет разработку и обоснование продажных цен на изделия. [5]
Таблица 2.2
Основные отличиянормативного метода учета от системы
«Стандарт-костинг»Область сравнения «Стандарт-костинг» Нормативный метод Учет изменений норм Текущий учет изменений норм не ведется Ведется в разрезе причин и инициаторов Учет отклонений от норм прямых расходов Отклонения документируются и относятся на виновных и финансовые результаты Отклонения документируются и относятся на виновных и финансовые результаты Учет отклонений от норм косвенных расходов Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактически произведенных затрат, отклонения относятся на издержки производства Степень регламентации Нерегламентирован, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров Регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы Варианты ведения учета Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по стандартной себестоимости. Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, выпуск продукции — по нормативным, остаток незавершенного производства — по стандартам с учетом отклонений Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, в текущем учете выделяются отклонения от норм Незавершенное производство и выпуск продукции оценивается по нормам на начало года, в текущем учете выявляются отклонения от плана. Все издержки учитываются по текущим нормам

ГЛАВА 3 РАСЧЕТОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
 
3.1 Характеристика и учетная политикапредприятия
 
Рассматриваемое предприятие приобретает упоставщиков рыбу-сырец и выпускает мороженую рыбную продукцию. Имеет холодильникидля быстрой заморозки и хранения продукции, технологическую линию обработкирыбы-сырца. Основное сырье рыба-сырец различных пород рыбы. Вспомогательныематериалы (упаковка) — мешки бумажные ламинированные, вместимостью 12 килограммпродукции, как мороженной, так и охлажденной.
Для определения затрат каждого видапродукции, все косвенные расходы распределяются пропорционально доле прямыхматериальных затрат по соответствующим видам продукции. Учетная себестоимостьсырья икры-сырца – 90,00 рублей за 1 кг. Количество возвращенного сырьяикры-сырца равно количеству выпущенной продукции икры минтая мороженой.[11]
Все расчеты делаются с точностью до целыхвеличин, за исключением процентов, цен и себестоимости одного килограммапродукции. Цены и себестоимость рассчитываются с точностью до сотых долей.Проценты рассчитываются с точностью до тысячных долей.
Вначале рассчитываем операционный бюджет(плановые показатели на год). Для этого:
а) сформируем таблицы для составлениясводного бюджета предприятия;
б) возьмем персональные данные о выпускеготовой продукции в килограммах;
в) последовательно заполняем все таблицы.
 

/>3.2Операционный бюджет предприятия
Таблица 3.1
Бюджет продаж(расчет выручки от продажи продукции)№ пп Продукция Количество (кг.) Цена без НДС (руб.) Сумма (руб.) 1 Минтай б/г мороженый 445’000  40,00  17’800’000 2 Икра минтая мороженая 20’025  185,00  3’704’625 3 Камбала охлажденная 234’000  40,00  9’360’000 4 Треска б/г мороженая 100’000  45,00  4’500’000 5  Итого 799’025 х  35’364’625 6  НДС 10 %  3’536’463 7  Всего (с НДС)  38’901’088
Таблица 3.2
Бюджет прямыхматериальных затрат№пп Материалы (сырье, упаковка) Норма расхода сырья от продукции Количество цена без НДС (руб.) Сумма (руб.) 1 Минтай сырец (кг.) 173,91% 773’900   14,00 10’834’600 2 Камбала сырец (кг.) 102,04% 238’774   12,00 2’865’288 3 Треска сырец (кг.) 188,32% 188’320   15,00 2’824’800 4 Итого сырьё х 1’200’994 х 16’524’688 5 Мешки (штук) х 66’585  4,00 266’340 6 Всего (без НДС) х х х 16’791’028
Таблица 3.3
Бюджет прямыхзатрат на оплату труда и налоги от заработной платы№ Показатель ед. изм. Величина 1 Выпуск продукции кг. 799’025 2 Средняя норма затрат труда на 1 кг. продукции час  0,06 3 Норма рабочего времени (часов в год) на одного работника час 1 986 4 Количество работников на год чел.  24 5 Средняя часовая тарифная ставка рабочего руб.  144,17 6 Фонд оплаты труда (ФОТ) с учетом отпускных и прочих льгот на рабочих в год руб.  6’871’719 7 Страховые взносы + СНСиПЗ (26,9%) от ФОТ руб.  1’848’492
Таблица 3.4
Бюджетобщепроизводственных (прочих прямых) затрат№ Состав затрат
Сумма рублей
(без НДС) 1 Амортизация основных средств 845`000 2 Электроэнергия на производство 2’361’119 3 Вода на производство 399’513 4 Сброс неочищенных стоков 399’513 5 Экологические платежи 120`000 6 Спецодежда и инвентарь 164`000 Итого 4’289’145
Таблица 3.5
Бюджетпостоянных (косвенных) затрат на управление и сбыт№ Состав затрат
Сумма
(без НДС) 1 Канцтовары (бумага, и т.д.) 10`000 2 ФОТ Административно-управленческого персонала (АУП) 1`431`608 3 налоги (Страховые взносы + СНСиПЗ) от ФОТ АУП (26,9%) 385`103 4 Амортизация (мебель, оргтехника) 6`000 5 Электроэнергия 21`000 6 Аренда автотранспорта 7`867 ИТОГО 1`861`578

Таблица 3.6
Сводный расчет себестоимости продукции по статьям калькуляцийи по ассортименту продукции (в рублях)№ пп Статьи калькуляции Сумма затрат всего Затраты по видам продукции Минтай б/г мороженый Икра минтая мороженая Камбала охлажденная Треска б/г мороженая 1 2 3 4 5 6 7 1 Сырье (рыба-сырец) 16’524’688 10’834’600 Х 2’865’288 2’824’800 2 Возвратные отходы (икра минтая) Х -1’802’250 1’802’250 Х Х 3 Упаковка (мешки) 266’340 148’332 6’676 78’000 33’332 4 Итого прямые материальные затраты 16’791’028 9’180’682 1’808’926 2’943’288 2’858’132 5 Доля материалов по ассортименту (%) 100.0000 54.6761 10.7732 17.5289 17.0218 6 Зарплата рабочих 6’871’719 3’757’188 740’304 1’204’537 1’169’690 7 (Страховые взносы и СНСиПЗ) (26,9%) от зарплаты рабочих 1’848’492 1’010’683 199’142 324’020 314’647 8 Амортизация ОС 845’000 462’013 91’034 148’119 143’834 9 Электроэнергия 2’361’119 1’290’968 254’368 413’878 401’905 10 Вода 399’513 218’438 43’041 70’030 68’004 11 Сброс неочищенных стоков 399’513 218’438 43’041 70’030 68’004 12 Экологические платежи 120’000 65’611 12’928 21’035 20’426 13 Спецодежда и инвентарь 164’000 89’669 17’668 28’747 27’916 14 Производственная (сокращенная) себестоимость 29’800’384 16’293’688 3’210’454 5’223’679 5’072’562 15 Косвенные (постоянные) затраты 1’861’578 1’017’838 200’552 326’314 316’874 16 Полная себестоимость 31’661’962 17’311’526 3’411’006 5’549’994 5’389’436 Справочно 17 Выручка (без НДС) 35’364’625 19’335’998 3’809’902 6’199’029 6’019’696 18 Выпуск продукции (кг.) 799’025 445’000 20’025 234’000 100’000 19 Мешки — количество шт. 66’585 37’083 1’669 19’500 8’333 20 Себестоимость 1 кг. продукции х 36,62 160,32 22,32 50,73 21 Цена продажи (без НДС) х 43,45 190,26 26,49 60,20 22 Прибыль (без НДС) 3’702’663 2’024’472 398’895 649’036 630’260
Таблица 3.7
Плановыепоказатели хозяйственной деятельности предприятия Статья Сумма 1 Свод выручки (без НДС) 35’364’625 2 Свод прямых затрат 29’800’384 в том числе: Материалы 16’791’028 ФОТ рабочих в год 6’871’719 Страховые взносы + НС (26,9%) 1’848’492 Прочие прямые затраты 4’289’145 3 Косвенные затрат (АУП) 1’861’578 4 Прибыль 3’702’663 5 Рентабельность % 11.69%
 
3.3 Расчет фактическихпоказателей деятельности предприятия
 
По окончании года следует сделать расчет финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия на основании данных, находящихся в методическихуказаниях. Расчет делается аналогично плановому, с подстановкой фактическихпоказателей о деятельности организации. [12]
Таблица 3.8
Фактическиепродажи (расчет выручки от продажи продукции)№ пп Продукция Количество (кг.) Цена без НДС (руб.) Сумма (руб.) 1 Минтай б/г мороженый 646’000   40,00 25’840’000  2 Икра минтая мороженая 31’000   185,00 5’735’000  3 Камбала охлажденная 233’000   45,00 10’485’000  4  Итого 910’000 Х 42’060’000  5  НДС 10 % 4’206’000  6  Всего (с НДС) 46’266’000 
Таблица 3.9
Фактическиепрямые материальные затраты№пп Материалы (сырье, упаковка) Норма расхода сырья от продукции Количество цена без НДС (руб.) Сумма (руб.) 1 Минтай сырец (кг.) 173,91% 1’123’459   16,00 17’975’344  2 Камбала сырец (кг.) 102,04% 237’753   18,00 4’279’554  3 Итого сырьё х 1’361’212 х 22’254’898  4 Мешки (штук) х 75’833  4,00 303’322  5 Всего (без НДС) х х х 22’285’230 
Таблица 3.10
Фактическиепрямые затраты на оплату труда и налоги от заработной платы№ Показатель ед. изм. Величина 1 Фонд оплаты труда (ФОТ) с учетом отпускных и прочих льгот на рабочих в год руб. 7’917’000  2 Страховые взносы + СНСиПЗ (26,9%) от ФОТ руб. 2’129’67 
Таблица 3.11
Фактическиеобщепроизводственные (прочие прямые) затраты№ Состав затрат
Сумма рублей
(без НДС) 1 Амортизация основных средств 724`200  2 Электроэнергия на производство 2’689’050  3 Вода на производство 637’000  4 Сброс неочищенных стоков 637’000  5 Экологические платежи 163’800  6 Спецодежда и инвентарь 218’400  Итого 5’069’450 
Таблица 3.12
Фактическиепостоянные (косвенные) затраты на управление и сбыт№ Состав затрат
Сумма
(без НДС) 1 Канцтовары (бумага, и т.д.) 10`000 2 ФОТ Административно-управленческого персонала (АУП) 1`431`608 3 налоги (Страховые взносы + СНСиПЗ) от ФОТ АУП (26,9%) 385`103 4 Амортизация (мебель, оргтехника) 6`000 5 Электроэнергия 21`000 6 Аренда автотранспорта 7`867 ИТОГО 1`861`578
 
Таблица 3.13
Сводный расчетсебестоимости продукции по статьям калькуляций и по ассортименту продукции (врублях)№ пп Статьи калькуляции Сумма затрат всего Затраты по видам продукции Минтай б/г мороженый Икра минтая мороженая Камбала охлажденная 1 2 3 4 5 6 1 Сырье (рыба-сырец) 22’254’898 17’975’344 Х 4’279’554 2 Возвратные отходы (икра минтая) Х -2’790’000 2’790’000 Х 3 Упаковка (мешки) 303’332 215’332 10’332 77’668 4 Итого прямые материальные затраты 22’558’230 15’400’776 2’800’332 4’357’222 5 Доля материалов по ассортименту (%) 100.0000 68.2708 12.4138 19.3154 6 Зарплата рабочих 7’917’000 5’404’999 982’801 1’529’200 7 (Страховые взносы и СНСиПЗ) (26,9%) от зарплаты рабочих 2’129’673 1’459’945 264’373 411’355 8 Амортизация ОС 724’200 494’417 89’901 139’882 9 Электроэнергия 2’689’050 1’835’836 333’813 519’401 10 Вода 637’000 434’885 79’076 123’039 11 Сброс неочищенных стоков 637’000 434’885 79’076 123’039 12 Экологические платежи 163’800 111’828 20’334 31’638 13 Спецодежда и инвентарь 218’400 149’103 27’112 42’185 14 Производственная (сокращенная) себестоимость 37’674’353 25’720’582 4’676’819 7’276’952 15 Косвенные (постоянные) затраты 1’861’578 1’270’914 231’093 359’571 16 Полная себестоимость 39’535’931 26’991’496 4’907’911 7’636’524 Справочно 17 Выручка (без НДС) 42’060’000 28’714’699 5’221’244 8’124’057 18 Выпуск продукции (кг.) 910’000 646’000 31’000 233’000 19 Мешки — количество шт. 75’833 53’833 2’583 19’417 20 Себестоимость 1 кг. продукции Х 39,82 150,87 31,23 21 Цена продажи (без НДС) Х 44,45 168,43 34,87 22 Прибыль (без НДС) 2’524’069 1’723’202 313’333 487’534
Таблица 3.14
Фактическиепоказатели хозяйственной деятельности предприятия Статья Сумма 1 Свод выручки (без НДС)
42’060’000  2 Свод прямых затрат 37’674’353  в том числе: Материалы 22’558’230  ФОТ рабочих в год 7’917’000  Страховые взносы + НС (26,9%) 2’129’673  Прочие прямые затраты 5’069’450  3 Косвенные затрат (АУП) 1’861’578  4 Прибыль 2’524’069  5 Рентабельность % 6.38%


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.