Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Инвентаризация основных средств: порядок проведения и учет результатов

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский ЭкономическийУниверситет Казпотребсоюза
Кафедра бухгалтерского учёта и аудитаКурсовая работа
По дисциплине: Промежуточныйфинансовый учет
Тема: Инвентаризация основных средств:порядок проведения и учет результатов
Выполнила:
ст-ка гр.УА-35
Фомина Е.
Проверил: к.э.н., доцент
Нургалиева Р.Н.
 Караганда — 2007
Введение
В послании Президента Республики Казахстан народуКазахстана от 01.03.2006г. четко обозначена стратегия вхождения Казахстана вВТО. Одним из приоритетов разрабатываемой стратегии является «…инициатива поучастию в бизнесе высоких технологий, …овладению передовыми технологическимиидеями в наиболее «прорывных» направлениях экономического развития.» [1]
Технический прогресс в Казахстане обуславливаетзависимость общественного производства от состояния и уровня использованияосновных средств. Качественное состояние основных средств, степень их развитияи соответствия последним достижениям научно-технического прогресса определяютуровень производительных сил общества, их способность достигать поставленныхцелей.
В процессе функционирования предприятия возникаетнеобходимость в проверке фактического наличия и состояния хозяйственных средстви расчетов предприятия. Зачастую на предприятиях возникает ситуация, когда врезультате каких либо причин учетные данные не совпадают с фактическимналичием. Например, корпус оборудования есть, а внутри ничего уже нет, особенноесли речь идет о дорогостоящих и дефицитных материалах, пользующихся большимспросом на «черном рынке». Причины могут быть различными. Это можетбыть воровство, неточный учет основных средств при их поступлении или выбытии.Надо также отметить, что срок эксплуатации некоторых основных средствограничен. Неожиданное отсутствие требуемых средств может весьма отрицательносказаться на производстве или вообще остановить производственный процесс. Этоприведет к значительным потерям как для предприятия, так и для экономики вцелом.
Из чего можно сделать вывод, что необходимопроводить проверки фактического наличия и состояния основных средств как можночаще и точнее. Такие проверки называются инвентаризацией, цель которойзаключается в том, чтобы фактическое наличие основных средств не расходилось сучетными (книжными) данными. Для повышения эффективности функционированияпредприятия необходимо обеспечить четко действующую систему учета и контроляего средств и источников. Самофинансирование и самоокупаемость большинствапредприятий повышает роль учета и контроля за рациональным использованием всехсредств, в том числе и основных средств.
Цель инвентаризации имущества – проверкадостоверности данных бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Онапозволяет в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документациивсех хозяйственных операций организации, выявить фактическое наличие икачественное состояние имущества предприятия.
Инвентаризацияосновных средств — это проверка соответствия их фактического наличия даннымбухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводится в целяхобеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности,в соответствии с СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы» от 31.12.1997 и методическими рекомендациями к нему за №455. В задачи инвентаризации основныхсредств входит получение точных данных о фактическом наличии и техническомсостоянии основных средств, а также сверка фактического наличия с даннымибухгалтерского учета.
Актуальность исследования выражается в том, что вусловиях рыночной экономики повышается роль учета и контроля за рациональнымиспользованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
Цель данной работы – исследовать действующуюпрактику организации, проведения и учета результатов инвентаризации основныхсредств.
В соответствии с заданной целью были сформулированыследующие задачи исследования:
- изучить нормативно-законодательную и учебную литературу по темеисследования;
- определить сущность и характеристику инвентаризации основных средствпредприятия;
- выявить порядок организации и проведения инвентаризации основныхсредств;
- исследовать основные аспекты организации документального оформления иучета результатов инвентаризации основных средств на предприятии;
- сделать выводы.
Объектом исследования послужили материалыдействующего предприятия ТОО «Авеста», осуществляющего свою деятельность всфере производства асфальтобетонной продукции. В своей деятельности предприятиеиспользует современный технологический комплекс с компьютерным и дистанционнымуправлением.
Методы исследования – изучение теоретической инормативно-законодательной литературы по проблеме исследования, анализбухгалтерской документации предприятия, относящейся к рассматриваемой темекурсовой работы, синтез вышеописанных источников.
Теоретической и методологической основой послужилитруды и Указы президента Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан,постановления правительства Республики Казахстан, монографические трудыотечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов.
1. Теоретические основы инвентаризации основныхсредств, ее виды, роль и значение в учете
Активы предприятия — все хозяйственные средствапредприятия, которые сгруппированы в балансе по составу и их размещению. [9]Понятие «актив» отражает совокупность имущественных средств хозяйствующейединицы. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активытрактуются более широко — как ресурсы, контролируемые предприятием, получаемыев результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидаетэкономические выгоды в будущем.
В соответствии с классификацией видов имущества(активов) предприятия в Республике Казахстан активы подразделяются на:
- долгосрочные активы;
- краткосрочные активы.
Долгосрочные активы– это активы, полезный эффект которых ожидается потребить в течение несколькихлет. Стоимость таких активов переходит в издержки производства товаров и услуг.
Долгосрочные активы — стоимость собственности,оборудования и другого основного капитала за минусом амортизационных отчислений- отражаются в статье «Долгосрочные активы» бухгалтерского балансапредприятия и рассчитываются, как правило, на основе первоначальной ценыактивов и, таким образом, необязательно соответствуют их рыночной стоимости.
К долгосрочнымактивам предприятия относятся основные средства, нематериальные активыпредприятия и долгосрочные инвестиции предприятия.
Таким образом, в состав долгосрочных активовпредприятия включаются основные средства – здания, машины, оборудование,транспортные средства, инвентарь и др., которые действуют и используются вхозяйственной деятельности предприятия длительное время (более 12 месяцев), неизменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет включатьих стоимость в себестоимость продукции путем начисления амортизации поразработанным нормам. [9, с.10]
Согласно СБУ 6 «Учетосновных средств» от 28.01.2003г. основные средства (ОС) — материальные активы,действующие в течение длительного периода времени (более одного года) вкачестве средств труда, как в сфере материального производства, так и внепроизводственной сфере. [3, с.20]
Согласно МСФО 16 «Основные средства»,основные средства (Plant, Property and Equipment) – это материальные активы,срок использования которых превышает один период, предназначенные дляпроизводства и поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду или дляуправленческих целей.
К основным средствам относятся: недвижимость(земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и другиеобъекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущербаих назначению), транспортные средства, оборудование, орудия лова,производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий скот, специальныеинструменты и прочие основные средства (библиотечные фонды, музейные ценности,экспонаты животного мира и другие).
Бухгалтерский учет предназначен для своевременного иточного отражения всех изменений, произошедших в составе хозяйственных средстви источников их образования, в хозяйственных процессах и их результатах. Данныеучета должны соответствовать фактическому наличию хозяйственных средств и ихисточников, но на практике иногда имеют место расхождения данных учета сдействительностью.
Это вызывает необходимость периодической сверкиданных учета с фактическим наличием ценностей, уточнения расчетов. Такуюпроверку называют инвентаризацией.
Инвентаризация является одним из методовбухгалтерского учета и представляет собой сверку фактического наличия имуществас показателями бухгалтерского учета на определенную дату. [9, с.8]
Инвентаризация осуществляется путемнепосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуреи сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета. [12, с.18]
Слово «инвентаризация» относительно новое.Считается, что оно появилось в 1931 году, а глагол«инвентаризировать» — еще позже — в 1935 году. Но существительное, откоторого эти слова произошли, «инвентарь» — весьма старое и датируется,как минимум, 1713 годом. Первоначально оно существовало в формах — инвентариуми инвентарий. Но победила немецкая версия — инвентарь. Слово это возникло влатинском языке, где inventar или inventarium означало «опись»,теперь оно означает «совокупность предметов». [15, с.212]
Инвентаризацию проводят на всех предприятиях,независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы. Онаявляется обязательным дополнением документации, как метода бухгалтерскогоучета. Только при помощи документации и инвентаризации в бухгалтерском учетеобеспечивается полное и правильное отражение всех хозяйственных явлений.
Принципы инвентаризации, как методабухгалтерского учета:
- внезапность;
- сопоставимостьединиц измерения;
- плановость;
- объективность;
- юридическаяправомочность результатов;
- непрерывность;
- полнота охватаобъектов;
- воспитательноевоздействие и материальная ответственность;
- оперативность иэкономичность;
- гласность.
Путем проведения инвентаризациивыявляются и документируются изменения в составе хозяйственных средств, которыене были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли. Например,уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли.
Инвентаризация не может проводитсябез оценки, в основе которой лежит калькуляция, которая позволяет определитьфактическую себестоимость объектов.
Периодическое обобщение информации погодовой инвентаризации отражается в годовой финансовой отчетности, а текущие — в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация.
Основной цельюинвентаризации являются проверка реальной стоимости учтенных на балансеосновных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, суммденежных средств в кассе, на текущем, валютном и других счетах, денежныхсредств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов,резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторскойзадолженности и других статей баланса.
С помощью инвентаризации:
- проверяются полнота идостоверность данных бухгалтерского учета,
- выявляются ошибки, допущенные вучете,
- принимаются на учет неучтенныехозяйственные объекты,
- контролируется сохранностьхозяйственных средств,
- выявляются и предупреждаютсянеучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи,
- контролируется работаматериально-ответственных лиц
Кроме того, инвентаризация занимаетважное место в процессе осуществления экономического анализа. Значениеинвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работникипредприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников задеятельностью предприятия.
Инвентаризацияосновных средств — это проверка соответствия их фактического наличия даннымбухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводится в целях обеспечениядостоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, всоответствии с СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы» от 31.12.1997 и методическими рекомендациями к нему за №455. [5, с.20]
Взадачи инвентаризации основных средств входит получение точных данных офактическом наличии и техническом состоянии основных средств, а также сверкафактического наличия с данными бухгалтерского учета. Данные о фактическомналичии и техническом состоянии основных средств записывают в«Инвентаризационные описи основных средств», которые после проведенияинвентаризации передаются в бухгалтерию предприятия.
Инвентаризация основных средств являетсяобязательной процедурой в следующих случаях:
- при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение,выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачидел);
- после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
- перед составлением годовой отчетности;
- при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества(сразу после установления таких фактов);
- в других случаях, предусмотренных законодательством РеспубликиКазахстан.
Инвентаризации делятсяпо объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые ивнезапные.
Сплошная инвентаризация охватываетпроверку всего без исключения наличного имущества финансовых обязательствпредприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится одинраз в год, обычно перед составлением годового отчета.
Выборочная — это инвентаризация, при которойпроверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материальноответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия,например, только денежные средства в кассе или только основные средства.Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематическипроводиться на предприятии в межинвентаризационный период. Они осуществляютсяпо распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией.
Основной задачей выборочныхинвентаризаций и проверок является контроль за сохранностью имущества,выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицамиустановленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируютработников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуютсохранности имущества предприятия.
В зависимости от основания проведенияинвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятсявнезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственнымлицам. Иногда могут проводиться по требованиям ревизора, независимых аудиторов,финансовых и следственных органов.
Плановые инвентаризации основных средств не менееодного раза в два-три года, а библиотечных фондов — не реже одного раза в пятьлет.
Контрольно-перепроверочная проводитсяв период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает неменее 10% проверенных основных средств.
По частоте или периодичностипроведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) игодовые инвентаризации.
Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризациейявляется годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличиехозяйственных средств, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованностьсумм, созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности идругих пассивов.
Другие сроки проведенияинвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяетсостав инвентаризационной комиссии.
Таким образом, своевременное икачественное проведение инвентаризации основных средств обеспечиваетдостоверность учетных данных фактического наличия основных средств, их технического состояния и сохранности, а также правильностьотнесения стоимости их ремонта, амортизации на расходы.2. Подготовительные мероприятия и порядок организацииинвентаризации основных средств на предприятии
Одной из основных задач бухгалтерского учетаявляется формирование полной и достоверной информации о деятельностипредприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерскогоучета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.
Для обеспечения достоверности данных учета иотчетности перед составлением годовой финансовой отчетности все предприятиядолжны провести инвентаризацию имущества и обязательств. [2, с.5]
Международные стандарты финансовой отчетностинапрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имуществапредприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетностипредприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. [13, с.492]
Порядок проведения инвентаризаций установленметодическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета №24. В них определеныкак общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведенияинвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств. [3]
Количество инвентаризаций, даты их проведения,перечень проверяемого имущества устанавливается предприятием, когда проведениеинвентаризации является обязательным.
В ТОО «Авеста» инвентаризацияначинается с издания приказа о проведении годовой инвентаризации, которыйиздается обычно в ноябре месяце отчетного года. Согласно приказу в определенныйсрок (обычно это начало ноября) необходимо провести инвентаризацию статейбаланса за отчетный год. Приказом по предприятию назначается инвентаризационнаякомиссия для проведения инвентаризации и оформления материалов. В приказеоговаривается в какой срок необходимо закончить инвентаризацию.
На предприятии ТОО «Авеста» инвентаризацию основныхсредств организует и руководит ее проведением заместитель директора или главныйбухгалтер. Данное должностное лицо является председателем инвентаризационнойкомиссии, который должен обеспечить не только все условия для полной и точнойпроверки фактического наличия имущества в установленные сроки, но и обеспечитьвнезапность в случае внеплановой проверки. Председатель инвентаризационнойкомиссии несет ответственность за организациюинвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководительпредприятия.
В состав инвентаризационной комиссии на ТОО «Авеста»также включаются специалисты бухгалтерской службы. При отсутствии хотя быодного члена комиссии результат проведенной инвентаризации признаетсянедействительным.
Проверка основных средствпроизводится в обязательном присутствии материально-ответственного лица.
В ТОО «Авеста» имеется несколькоучастков, которые закреплены за непосредственными материально-ответственными лицами,согласно приказа директора ТОО. С каждым из них заключен договор о полнойматериальной ответственности по утвержденной форме.
В договоре отражены следующие данные:
- предмет договора,где сказано, что работник несет перед работодателем полную индивидуальнуюматериальную ответственность за сохранность имущества и товарно-материальныхзапасов, переданных работодателем работнику в связи с выполнением им своихдолжностных обязанностей;
- обязанностисторон – здесь отражены обязанности работодателя и работника, которому вверенытоварно-материальные запасы;
- порядоквозмещения ущерба, который в каждом случае определяется работодателем, исходяиз размера и характера причиненного ущерба;
- порядок действиядоговора, где оговорены сроки действия договора на материальную ответственность;
- юридическиеадреса и подписи сторон
Данный договор составляется в двухэкземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой изсторон.
Все первые экземпляры договоров оматериальной ответственности хранятся в бухгалтерии.
Бухгалтер ТОО «Авеста» к моменту проведенияинвентаризации составляет инвентаризационную опись основных средств по местамхранения и по материально-ответственным лицам.
Инвентаризационная опись составляетсякомиссией назначенной приказом руководителя ТОО «Авеста», отдельно по каждомуместу проверки. В ней указываются состав комиссии, основание проверки (приказ),место проверки, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, датапроверки. В конце инвентаризационной описи пишется распискаматериально-ответственного лица о согласии с внесенными в опись комиссиейматериальными ценностями.
Порядок проведения инвентаризации вТОО «Авеста» осуществляется в соответствии с общими правилами проведенияинвентаризации. Инвентаризация в ТОО «Авеста» проводится не ранее ноября отчетногогода.
Председатель комиссии до начала проведенияинвентаризации визирует все представленные документы, приложенные к отчетам,что является для бухгалтерии определением остатков имущества на началоинвентаризации. Материально-ответственные лица дают расписки о том, что кначалу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы вбухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, и все ценности,поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны.Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности наполучение имущества.
Для организации учетаи обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объектуприсваивается инвентарный номер. Он сохраняется за ним на весь период егонахождения в данном учреждении. Аналитический учет основных средств ведется наинвентарных карточках. [12,c.51]
Во время инвентаризациипроверяется соответствие инвентарных номеров, особенно на сложных инвентарныхобъектах (например, компьютер состоит из нескольких составляющих – монитор,клавиатура, системный блок). На каждом элементе такого сложного инвентарногообъекта должен быть обозначен один и тот же инвентарный номер.
До начала инвентаризации основных средствбухгалтером ТОО «Авеста» проверяется:
а) наличие и состояние инвентарных карточек,инвентарных книг или описей;
б) наличие и состояние технических паспортов илидругой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданныеили принятые предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. Приотсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружениирасхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или техническойдокументации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Таким образом, задачейинвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации на ТОО «Авеста»является проверка правильности использования и хранения основных средств,своевременное нахождение ошибок в бухгалтерском учете. 3.Процедуры инвентаризации
Учет основных средств организуется в бухгалтерии ТОО«Авеста» по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Подинвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекспредметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данномуобъекту. [14, с.9]
При инвентаризации основных средств на ТОО «Авеста»комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование,назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационныепоказатели.
Структура основных средств ТОО «Авеста» представленав таблице 1.
Таблица 1 — Структура основных средств ТОО «Авеста»(тыс.тенге)
Группы основных
средств Наличие на начало года Тыс. тг. Здания и сооружения 4000 Рабочие машины и оборудование 48217 Вычислительная и орг.техника 300 Транспортные средства 3500 Инструменты 250 Всего основных средств 56267

При инвентаризации зданий, сооружений и другойнедвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождениеуказанных объектов в собственности предприятия (учреждения).
Проверяется также наличие документов на земельныеучастки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся всобственности предприятий (учреждений).
При выявлении объектов, не принятых на учет, а такжеобъектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаныне правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в описьправильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, позданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены,объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь),число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; поканалам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственныесооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения,род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе,профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией не уточненныхобъектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен подейственному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке иизносе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиямв соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергсявосстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствиеэтого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись поднаименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитальногохарактера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичнаяликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) неотражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документамопределить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта ипривести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средствазаносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводскогономера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты,станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно изструктурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовойинвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям суказанием количества этих предметов.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации ине подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельнуюопись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объектык непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основныхсредств, проверяются основные средства, находящихся на ответственном хранении иарендованные.
Поэтим объектам составляются отдельно по каждому предприятию инвентаризационныеописи, в которых дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этихобъектов в аренду или ответственное хранение. В них кроме установленныхсведений, указываются наименование предприятия, сроки аренды или хранения. Одинэкземпляр инвентаризационной описи высылается этим предприятиям.
Инвентарным объектом по группе зданий в ТОО «Авеста»является каждое отдельно стоящее здание. Надворные постройки, ограждения идругие надворные сооружения, обслуживающие здание, составляют вместе с нимединое целое. Если же они обслуживают несколько зданий, то это отдельныеинвентарные объекты.
Наружные пристройки к зданию, имеющие отдельноехозяйственное значение, отдельно стоящие котельные, а также капитальныенадворные постройки (склады, гаражи и т.п.)являются самостоятельными инвентарными объектами.
В состав здания входят все коммуникации внутриздания, необходимые для его эксплуатации, как-то: вся система отопления внутриздания, включая и котельную установку для отопления (если последняя находится всамом здании), вся внутренняя сеть водо-газопровода и канализации со всемиустройствами, вся внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки совсей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети ивентиляционные устройства обще санитарного назначения, подъемники (лифты).
Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а такжеустройства канализации включаются в состав зданий, начиная от вентиля илитройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца в зависимости от местаприсоединения подводящего трубопровода.
Проводка электрического освещения и внутренниетелефонные и сигнализационные сети включаются в состав инвентарного объектаздания, начиная от вводного ящика, или кабельных концевых муфт (включая ящик имуфты), или проходных втулок (включая втулки).
Фундаменты под всякого рода объектами (неявляющимися строениями) — котлами, генераторами, станками, машинами, аппаратамии т. п., хотя бы эти объекты были расположены внутри здания, — не входят всостав здания. Фундаменты этих объектов входят в состав тех инвентарныхобъектов, которым они служат. Фундаменты под крупногабаритное оборудование,сооруженные одновременно со строительством здания, входят в состав здания.
К сооружениям относятся инженерно-строительныеобъекты, назначением которых является создание условий, необходимых дляосуществления процесса производства путем выполнения тех или иных техническихфункций, не связанных с изменением предмета труда. К сооружениям такжеотносятся отдельные инженерно-строительные объекты (сооружения городскогоблагоустройства и др.), предназначенные для целей непроизводственногообслуживания. Инвентарным объектом считается каждое отдельное сооружение совсеми устройствами, составляющими с ним одно целое.
Инвентарным объектом по группе «Рабочие машиныи оборудование» являются каждая отдельная машина, аппарат, агрегат,установка, прибор и т.д., включая входящие в их состав приспособления,принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, а такжеиндивидуальное ограждение и фундамент (если инвентарный объект смонтирован наотдельном фундаменте).
Инвентаризационной комиссией 15 ноября 2006 годабыла проведена инвентаризация отдельной группы основных средств предприятия ТОО«Авеста», а именно мини асфальтобетонногокомплекса контейнерного типа ФЕНИКС Т-1500, совместного производстваРоссия-Великобритания).
Перед проведениеминвентаризации бухгалтером ТОО «Авеста» была составлена инвентаризационнаяопись основных средств по местам хранения и по материально-ответственным лицампо форме ИНВ-01. (Приложение 1)
Также до начала инвентаризации основных средствбухгалтером ТОО «Авеста» были проверены следующие первичные документы по учетуосновных средств:
— акт приема-передачи объекта основного средства,форма № ОС-1; (Приложение 2)
— инвентарные карточки основных средств, форма №ОС-7; (Приложение 3)
— технические паспорта на каждый объект ОС;
Инвентарная карточка учета основных средств (длямашин, оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря)(форма № ОС-7) ведется в бухгалтерии ТОО «Авеста» на каждый объект, заполняетсяв одном экземпляре на основании акта приемки-передачи основных средств,технической и другой документации на данный объект.
Инвентарными объектами мини асфальтобетонного комплекса контейнерного типа Феникс Т-1500 являются каждыйаппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности иприборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарныйобъект.
Перечень инвентарных объектов мини-асфальтобетонного завода Феникс Т-1500 приведен втаблице 2.
Таблица 2 — Асфальтобетонный завод Феникс Т-1500контейнерного типа (быстро монтируемый)Объект группы Сумма Приемная секция 500 000 Cушильный барабан с горелкой 6 234 000 Башня грохочения, дозирования и смешивания 4 184 000 Система очистки воздуха 9 345 783 Кабина управления АБЗ 3 245 000 Система управления АБЗ 2 347250 Система хранения минерального порошка 6 274 198 Система хранения битума 6 345 871 Электрооборудование АБЗ 4 562 115 Пуско-наладочный комплекс 445 879
В процессе проведения инвентаризации асфальтобетонного комплекса контейнерного типа ФениксТ-1500 расхождений с учетом не было выявлено, все объекты основныхсредств имеются в наличии и находятся в исправном техническом состоянии.
Если же обнаружена недостача основных средств,руководитель обязан назначить административное расследование, котороепроводится, как правило, в течение 10 дней. Привлечение виновных лиц кматериальной ответственности производится в соответствии с положениями статейЗакона о труде в Республике Казахстан.
Если инвентаризация основных средств проводится втечение нескольких дней, то помещения, где они хранятся, при уходеинвентаризационной комиссии опечатываются. Во время перерыва в работеинвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам)описи должны хранится в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, гдепроводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственныеобнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (дооткрытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателюинвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверкууказанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленныхошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводитьсяконтрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следуетпроводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материальноответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., гдеповодилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильностипроведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учетаконтрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Далее инвентаризационной комиссией была проведенаинвентаризации группы основных средств «Вычислительная и орг.техника». К даннойгруппе в ТОО «Авеста» относятся компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер, модем идр.
Комиссия в обязательном порядкепроизвела осмотр данных инвентарных объектов, объектов не принятых на учет, атакже объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют илиуказаны неправильные данные. После оформления инвентаризации в установленном порядке опись передаетсяв бухгалтерию для составления сличительной ведомости.
4. Документальное оформление и учет результатовинвентаризации и переоценки основных средств
Итоги инвентаризации оформляются инвентаризационнойописью основных средств и сличительной ведомостью результатов инвентаризацииосновных средств. Указывается основание для проведения инвентаризации:
— приказ, постановление, распоряжение;
— порядковый номер документа;
— начало и окончание инвентаризации.
В инвентарной описи указываются фактические данные иданные бухгалтерского учета. В сличительной ведомости указываются только теобъекты, по которым имеются расхождения. Оба документа подписываются членамиинвентаризационной комиссии, материально-ответственными лицами и бухгалтером,который проводил подсчеты.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как сиспользованием средств вычислительной и другой организационной техники, так иручным способом.
На каждой странице описи указывают прописью числопорядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральныхпоказателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в какихединицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярахописей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутымиправильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членамиинвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненныестроки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Напоследней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировкии подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссиии материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лицадают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, оботсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного вописи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличияимущества в случае смены материально-ответственных лиц принявший имуществорасписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче имущества.
Для определения результатов инвентаризации вбухгалтерии составляется «Сличительная ведомость результатовинвентаризации основных средств» (ф.№ инв.- 18) с включением в нееобъектов, по которым выявлены отклонения от учетных данных.
При установлении фактов недостачи или излишковосновных средств инвентаризационная комиссия собирает письменные объяснения опричине расхождений у материально-ответственных лиц. Недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счетвиновных лиц. По решению администрации предприятия (приказ или распоряжение поитогам работы инвентаризационной комиссии) на него закладывается взыскание.Виновное в недостаче или порче материально-ответственное лицо обязановозместить ущерб предприятию по рыночной стоимости объекта. Разница междурыночной и остаточной стоимостью пропавшего или испорченного объекта отражаетсяв бухгалтерском учете как внереализационные доходы предприятия.
На неучтенные основные средства выписывают новыеинвентарные карточки; по недостающим объектам, списанным с баланса, карточкипомещают в раздел картотеки «Архив».
Протокол заседания инвентаризационной комиссииутверждается руководителем предприятия не позднее 10 дней после окончанияинвентаризации.
Результаты инвентаризации находятсвое отражение на счетах бухгалтерского учета. Результаты должны быть отраженыв учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
Как уже было исследовано в предыдущем пунктекурсовой работы, инвентаризационной комиссией была проведена инвентаризациигруппы основных средств «Вычислительная и орг.техника». К данной группе в ТОО«Авеста» относятся компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер, модем и др.
В результате проведения инвентаризации комиссиейбыли выявлены неучтенные основные средства по данной группе: струйный принтер HP-deskjet 3520. Излишки, выявленные при инвентаризации, приняты кучету по рыночной стоимости.
Также инвентаризационной комиссиейбыла выявлена недостача модема марки Acorp 56 kbs. По данной недостаче был составлен протокол инвентаризационной комиссии,в котором приведены подробные сведения о причинах и виновниках недостачи, атакже о мерах, которые следует принять по отношению к виновным и попредупреждению отрицательных явлений в дальнейшем. (Приложение 4)
Недостача основных средств отражена как выбытиеосновных средств, но с отнесением балансовой стоимости в начет виновному. Нанеучтенный объект основных средств выписана новая инвентарная карточка. Также вбухгалтерии была составлена «Сличительная ведомость результатовинвентаризации основных средств» с включением в нее объектов, по которымвыявлены отклонения от учетных данных. (Приложение 5)
По недостающему основному средству,списанному с баланса, карточку помещают в раздел картотеки «Архив».
Выявленные врезультате инвентаризации излишки и недостачи имущества принимаются к учету исоответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия ТОО«Авеста» в Отчете о доходах и расходах. (Приложение 6)
Корреспонденция счетов по учету результатовинвентаризации в ТОО «Авеста» приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Корреспонденция счетов поучету результатов инвентаризации

п/п Наименование хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма 1
Стоимость выявленных неучтенных объектов основных средств:
— на сумму износа 2415 2425 150,0 2 на балансовую стоимость основных средств 2415 6280 4380 3 Списывается балансовая стоимость недостающего объекта 1280 2415 3500 4 Списывается износ 2424 2415 525 5 Недостача относится в начет виновному 1253 1280 2975 6 Относится разница между баланс.стоимостью и суммой к взысканию 1253 3520 525 7 Сумма материального ущерба возмещается в кассу 1010 1253 2975 8 Списывается разница 3520 6280 525 10 по итогам года 6280 5411 4905 5. Раскрытие информации о результатах инвентаризации вотчетности
Всоответствии со стандартом бухгалтерского учета 6 «Учет основных средств» вфинансовой отчетности предприятия раскрываться следующая информация об основныхсредствах:
1)первоначальная стоимость на начало и конец следующего периода по каждому видуосновных средств с учетом их движения:
-ввод;
-выбытие;
-изменение первоначальной стоимости, причины изменений,
2)при начислении амортизации по каждому виду основных средств:
- используемыйметод начисления амортизации;
- первоначальнаяили текущая стоимость амортизируемых основных средств на начало и конецотчетного периода;
- сумма накопленнойамортизации на начало и конец отчетного периода;
3)при проведении переоценки:
- текущая стоимостькаждого вида основных средств на начало и конец отчетного периода;
- основание ипериодичность проведения переоценки;
- дата проведенияпереоценки;
- метод проведенияпереоценки;
- кем данаэкспертная оценка.
Крометого, для пользователей финансовой отчетности также раскрывается информация наконец отчетного периода о:
1)первоначальной или текущей стоимости временно неиспользуемых основных средств;
2) первоначальной илитекущей стоимости основных средств, находящихся в эксплуатации, по которымполностью начислена амортизация;
3)наличии и ограничении по праву собственности на основные средства, отданные взалог в качестве гарантии за обязательства;
4) непогашенныхобязательствах по приобретению основных средств;
5)стоимости незавершенного строительства на конец отчетного периода;
6)стоимости отдельных видов основных средств на конец отчетного периода, выбывшихиз эксплуатации, но числящихся в составе основных средств с целью дальнейшей ихреализацией;
7) учетной политике, связанной сзатратами на постановление основных средств. [3, с.23]
При этом для установления реальнойбалансовой стоимости основных средств необходимо производить инвентаризацию сцелью фактического наличия основных средств и контроля за их сохранностью.Инвентаризация проводится в соответствии с действующими нормативными иправовыми актами Республики Казахстан. Таким образом, будет обеспечиватьсядостоверность данных финансовой отчетности. [3, с.23]
В соответствии с СБУ 24 «Организациябухгалтерской службы», регулирование и раскрытие информации о результатахинвентаризации в отчетности происходит следующим образом: выявленные приинвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с даннымибухгалтерского учета признаются: излишки – доходом и подлежат оприходованию,недостачи – расходом.
Результаты инвентаризации должны быть отражены вучете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а погодовой инвентаризации – в годовой финансовой отчетности.
В результате проведения инвентаризации комиссиейбыли выявлены неучтенные основные средства по данной группе: струйный принтер HP-deskjet 3520. Выявленные в результате инвентаризации излишкиимущества принимаются к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовыерезультаты предприятия ТОО «Авеста» в Отчете о доходах и расходах по статье«Доход (убыток) от прочей деятельности». (Приложение 4)
Заключение
В результате проведенногоисследования было выявлено, что вопросы организации и проведения инвентаризацииосновных средств являются многоаспектными и значимыми на современном этаперазвития рыночной экономики, поскольку состояние общественного производстванапрямую зависит от состояния и уровня использования основных средств.
Инвентаризацияосновных средств преследует цель — проверка соответствия их фактическогоналичия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводитсяв целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовойотчетности.
Международные стандарты финансовой отчетностинапрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имуществапредприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетностипредприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств.
В бухгалтерском учете роль инвентаризации основныхсредств очень велика — с ее помощью проверяется правильность данных текущегоучета основных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются научет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность основныхсредств, которые числятся у материально ответственных лиц.
Инвентаризация имеет большое значение дляправильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ иоказанных услуг, для сокращения потерь, предупреждения хищений имущества и т.п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможныеимущественные потери. Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можноустановить соответствие между количеством и качеством имущества, указанного вбухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся напредприятии.
В курсовой работе были исследованы порядокорганизации и проведения инвентаризации на предприятии ТОО «Авеста», а такжеотражение результатов инвентаризации в учете.
По существу данного вопроса можно отметитьследующее:
1) Задачей инвентаризационной комиссии припроведении инвентаризации на ТОО «Авеста» является проверка правильностииспользования и хранения основных средств, своевременное нахождение ошибок вбухгалтерском учете.
2) В ТОО «Авеста» инвентаризацияначинается с издания приказа о проведении годовой инвентаризации, который издаетсяобычно в ноябре месяце отчетного года. Приказом по предприятию назначаетсяинвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации и оформленияматериалов. Напредприятии ТОО «Авеста» инвентаризацию основных средств организует и руководитее проведением заместитель директора или главный бухгалтер. Проверка основныхсредств производится в обязательном присутствии материально-ответственноголица.
3) Бухгалтер ТОО «Авеста» к моментупроведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись основных средствпо местам хранения и по материально-ответственным лицам. Председатель комиссиидо начала проведения инвентаризации визирует все представленные документы,приложенные к отчетам, что является для бухгалтерии определением остатковимущества на начало инвентаризации.
4) Для организацииучета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объектуприсваивается инвентарный номер. Во время инвентаризации проверяетсясоответствие инвентарных номеров, особенно на сложных инвентарных объектах. Вовремя инвентаризации основных средств на ТОО «Авеста» комиссия производитосмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение,инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.
5) Инвентарным объектом по группе зданий в ТОО«Авеста» является каждое отдельно стоящее здание. Инвентарным объектом погруппе «Рабочие машины и оборудование» являются каждая отдельнаямашина, аппарат, агрегат, установка, прибор и т.д. Инвентарным объектом погруппе «Компьютерная орг.техника» считается каждый отдельный блок выполняющийдействия своего функционального назначения (напр.мышь, монитор, сканер и т.д.)
6) Инвентаризационной комиссией 15 ноября 2006 годабыла проведена инвентаризация отдельной группы основных средств предприятия ТОО«Авеста», а именно мини асфальтобетонногокомплекса контейнерного типа ФЕНИКС Т-1500, совместного производстваРоссия-Великобритания). Перед проведением инвентаризации бухгалтером ТОО«Авеста» была составлена инвентаризационная опись. Также до началаинвентаризации основных средств бухгалтером ТОО «Авеста» были провереныпервичные документы по учету основных средств: акт приема-передачи объектаосновного средства, инвентарные карточки основных средств и техническиепаспорта на каждый объект ОС. В процессе проведения инвентаризации асфальтобетонного комплекса контейнерного типа ФениксТ-1500 расхождений с учетом не было выявлено, все объекты основныхсредств имеются в наличии и находятся в исправном техническом состоянии.
7) Также инвентаризационной комиссией была проведенаинвентаризации группы основных средств «Вычислительная и орг.техника». Итогиинвентаризации были оформлены сличительной ведомостью результатовинвентаризации основных средств. с включением в нее объектов, по которымвыявлены отклонения от учетных данных. На неучтенный объект основных средстввыписана новая инвентарная карточка.
В результате проведения инвентаризации комиссиейбыли выявлены неучтенные основные средства по данной группе: струйный принтер HP-deskjet 3520. Выявленные в результате инвентаризации излишкиимущества принимаются к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовыерезультаты предприятия ТОО «Авеста».
/>Списокиспользованной литературы
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегиявхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира до 2015 года» от01 марта 2006г. //Индустриальная Караганда №65 от 04.03.2006г.
2. О бухгалтерском учете и финансовойотчетности. Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 №234-111.
3. Стандарты бухгалтерского учета. СБУ № 6 «Учет основных средств».Методические рекомендации к стандарту бухгалтерского учета № 6 «Учет основныхсредств», Алматы, «ЮРИСТ», 2002 г.
4. Методические указания к Стандартам бухгалтерского учета. Приказ МФ РК идепартамента Методологии бухгалтерского учета и аудита от 21 ма 1997 г., №7
5. Инструкция (основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций,составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартамифинансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426)
6. Жакупова О.М. Промежуточный финансовый учет: Учебное пособие. –Караганда: Изд-во КЭУ, 2001
7. Мычкина О.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов.Практическое пособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104с.
8. Нургалиева Р.Н. Промежуточный финансовый учет. – Караганда, 2003
9. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ учебное пособие. –Алматы, 2006. – 472с.
10. Нурсеитов Э.О.Особенности национального учета и МСФО. – Алматы: Изд-воБИКО, 2004 – 300с.
11. Попова Л.А. Бухгалтерский учет: Финансовый аспект — Учебное пособие.Караганда, 2003 – 257с.;
12. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии.Алматы, Центраудит-Казахстан, 2002 г.
13. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. учебное пособие.Издание 2-е переработанное и дополненное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005.-548с.
14. Скала Н.В., Скала В.И. Сборникбухгалтерских проводок – изд. 8-е. – Алматы: Издательство LEM,2005 – 172с.
15. Словарь банковских ифинансово-экономических терминов. / Под ред. проф. Мамырова Н.К. – Алматы:Экономика, 2000
16. Терехова В.А. Международные инациональные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб: Питер, 2005 – 311с.
17. Толпаков Ж.С. Бухгалтерский учет основных средств. Караганда, — 2000
18. Торшаева Ш.М. Теория бухгалтерского учета. – Караганда: Изд-воКУБУП, 2000. – 155с.
19. Гилек Ю.Н Международные стандарты финансовой отчетности. Краткийперекрестный конспект-комментарий// Вопросы учета и налогообложения. – 2006,№4. –с.7-19
20. Лехина А.Л. «Переоценка основных средств: отражение в финансовой отчетности,налоговые последствия» // Бюллетень бухгалтера, № 28, июль 2004 г., с.6-7
21. Полтушев Д., Мамонтова О. Инвентаризация активов: подтверждениедостоверности данных учета// Бюллетень бухгалтера, №50, дек.2004г., с.8-12
22. Эльгер П.А. Проблемы оценки и переоценки основных средств при переходе кМСФО// Вопросы учета и налогообложения. – 2006, №5. –с.9-12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.