Реферат по предмету "Экология"


Теоретические аспекты взаимодействия общества и природы

СОДЕРЖАНИЕ Введение….…… 1. Исторический аспект взимоотношений человека с природой………… 2. Понятие географической среды… 3. Проблемы взаимодействия общества и природы… 8 Заключение… … 13 Список использованной литературы… ….… 14 ВВЕДЕНИЕ. В последние десятилетия XX в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена.


Ее буквально сотрясают энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы, грандиозные социально-политические перемены планетарного масштаба. В этих условиях сохранение природы и рациональное природопользование стали одними из наиболее важных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех народов. Они отражаются на многих сторонах современных международных политических и экономических отношений. Природа в широком смысле слова - все существующее, наш мир в многообразии его форм, сложная саморегулирующаяся


система земных предметов и явлений. Для человека природа - среда жизни и единственный источник существования. Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его обитания. Целью данной работы является рассмотрение процесса взаимодействия природы


и человека в теоретическом аспекте. Задачи данной работы: 1. Рассмотреть взаимоотношение человека с природой с исторической точки зрения; 2. Изучить понятие географической среды; 3. Ознакомиться с проблемами взаимодействия общества с природой. 1. Исторический аспект взаимоотношений человека с природой. Природа – это, прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую


деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям [5.c. 12]. В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей.


У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем


сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть, или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней


насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы [2.c. 234]. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации.


Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от естественного природного начала к социальному является источником всех наших несчастий. Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное


существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, что формировало зачатки нравственных норм. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.


В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических закономерностей. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла


превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений [5.c. 120]. 2. Понятие географической среды. Между природным и общественным понятиями нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды.


Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил [6]. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но


и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить


современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим. В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы


средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов [3.c. 48]. Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой.


Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система [2.c. 357]. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие


преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное


воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники [5.c. 105, 1.c. 214]. 3. Проблемы взаимодействия общества и природы. В отличие от прошлых времен антропогенный фактор сейчас играет глобальную роль в изменении природной среды - это с одной стороны. С другой стороны, в современном обществе больше, чем раньше, проявляется его зависимость от состояния природной среды. Поэтому следует познать законы взаимодействия общества


и природы. Вернадский В.И. выделил три важнейших закона: 1. закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы; 2. закон возрастающего воздействия человека (общества) на природную среду; 3. закон возрастающей зависимости общества от природной среды [2.c. 392]. До недавнего времени считалось, что природный фактор изменяется медленно, а социальный - быстро


и поэтому по мере развертывания НТР зависимость общества от природной среды уменьшается. В действительности это не так. Общество и природа - эта единая динамическая система, части которой находятся в отношении друг к другу по принципу обратной связи. Это значит, что чем больше претерпевает изменение одна часть, тем больше происходит необходимое для равновесия и целостности системы изменение в другой части [4.c.


76, 6]. Уже было сказано, что планета все больше обнаруживает конечные возможности (запасы пресной воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности). Но инерция мышления не позволяет в это поверить. Противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы стало основным противоречием системы "общество - природа" (Рис.1). Рис. 1 Общая схема взаимодействия общества и природы


Стрелками 1, 2, 3, 4 обозначены потоки отходов: газообразных, жидких, твёрдых, энергетических [1. c. 228]. Учеными разработана теория взаимодействия общества и природы, исходя из требований закона оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества. Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать следующим принципам [6]:  Первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия общества и природы


должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды. Это значит, что общество должно поддерживать целостность биосферы на основе познания и использования естественных процессов.  Вторым принципом теории взаимодействия общества и природы рассматривается принцип естественного равновесия биосферы. Этот принцип означает, что проблему использования ресурсов нельзя рассматривать без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы.


 Третий принцип взаимодействия общества и природы -принцип компенсации производимых у природы изъятий. Он тесным образом связан со вторым принципом, так как базируется на значениях меры.  Четвертый принцип - принцип экологической чистоты человеческой деятельности, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.  Пятый методологический принцип природопользования - принцип комплексности и экологической обоснованности


принимаемых решений, что означает доминирование долгосрочных решений над краткосрочными.  Шестой методологический принцип - принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным. Этот принцип требует иной организации общественной жизни людей (объединение народов мира в ассоциацию трудящихся). В подтверждение можно привести слова Ф. Энгельса: "Только общество, способное установить гармоническое сочетание производительных сил


по единому общему плану " может "устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы " [4.c. 71]. Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы. Теория взаимодействия общества и природы требует уточнения и понятийного аппарата, таких, в том числе понятий, как "производительные силы", "национальное богатство"


. Производительные силы - это не просто средства производства и труд, но и состояние природных ресурсов общества. Национальное богатство - это не только все, что создано в обществе в виде материальных благ, но и биологические ресурсы. Теория взаимодействия общества и природы выявляет необходимость формирования у человека экологической культуры поведения, так как без этого ни один из методологических принципов природопользования не может быть реализован. К сожалению, на указанном пути стоит культура потребителя.


Резко, но справедливо об этой личности сказала экономист С. Любимцева: "В массе своей это - личность деградирующего типа, расслабленного ума (речь идет о волевой и нравственно-волевой расслабленности). Это личность, не умеющая работать целенаправленно и продуктивно. Ее "творческий" потенциал вписывается в "информационное потребительство", мир мнимых переживаний и собственных пристрастий" [4.c.


85]. Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни.


Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе. НТР заставляет отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать


ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс. "Мы отнюдь не властвуем над природой так, – писал Ф.Энгельс, – как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее все наше


господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять" [7.c. 496]. Совершенствуя свои физические и духовные потенции, человек одновременно развивает и потенции остальной природы. При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений.


Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла бы показать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального общественного строя, уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии [5.c. 106]. Вершина и исходный пункт нового рационализма – осмысление ценности жизни каждого человека в структуре


общественного целого. Такое изменение и есть начало новой цивилизации, в которой должно быть надежно обеспечено первейшее право человека на жизнь, на мир, на труд. Таким образом, экологические задачи – как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных


областях науки и техники становится жизненной потребностью [3.c. 49, 4.c. 101]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе антропогенной деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра¬зующее воздействие на природу. В условиях со¬временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен¬ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи¬ем сил самой природы.


В результате стали оче¬видными критические пределы влияния на при¬роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са¬мого человека. Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо¬стью организации рационального использования и воспроизводства природ¬ных ресурсов, специального


регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы – охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес¬кой функции государства и права. Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов госу¬дарственно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной


и правовой экологии. Список использованной литературы. 1. Банников, А. Г.Основы экологии и охрана окружающей среды : Учебник для сельскохозяйственных вузов / А. Г. Банников, А. А. Вакулин, А. К. Рустамов. – М.: «Колос», 1999. – 303 с. 2. Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера : Сборник /


В. И. Вернадский, А. Л. Яншин. – М.: Наука, 1994. – 669 с. 3. Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологических проблем: Сборник статей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. – М.: Наука, 1986. – 348 с. 4. Глобальные проблемы биосферы / Серия: Чтения памяти академика А. Л. Яншина. Антология. –


М.: Наука, 2003. – 200 с. 5. Горелов, А.А. Человек-гармония-природа / А. А. Горелов. – М.: Наука, 1990. – 186 с. 6. ЖИБИНОВА, К.В. Экономические основы экологии / К.В. Жибинова // Электронный учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс]. Красноярский государственный аграрный университет.


Центр дистанционного обучения, 2005. Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/ur_4/ekology /cont/00b_sod.html 7. Маркс, К. Сочинения. / К.Маркс, Ф. Энгельс. // 2-е изд Т. 20. – М.: Государственное издательство, 1923. – 628 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Скиталец
Реферат Анализ теоретических и практических проблем уголовной ответственности за мошенничество по УК РФ
Реферат Преступления против половой неприкосновенности и личных прав и свобод человека и гражданина
Реферат Відкриття провадження у цивільній справі у суді
Реферат Перестройка в СССР 1985-1991 годов
Реферат Ведение суда по административным правонарушениям
Реферат Производство строительных малярных работ
Реферат Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева
Реферат Памятники древнеанглийского языка
Реферат Верховна Рада України в системі органів влади
Реферат О недостатках правового регулирования отношений по финансовой аренде (лизингу)
Реферат Верховный Суд США
Реферат «Золотой век» Тверского княжества пришелся на время Михаила Ярославича Тверского. Он родился осенью 1271 года
Реферат Основные идеи русского космизма
Реферат Донателло