Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Ведение бухгалтерского учёта в акционерных обществах

Введение
 
Экономика Молдовы внастоящее время находится в развивающемся состоянии, поэтому экономические механизмыне достаточно хорошо работают. Молдавским предпринимателям необходимо применятьвсе свои навыки, знания и находчивость для того, чтобы их бизнес был успешным истабильным.
Для того чтобы открытьболее крупный и прибыльный бизнес необходимо объединять капитал и знания. Иименно для этого существует акционерное общество – одна изорганизационно-правовых форм коммерческих организаций. Уставный капитал АОразделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные праваучастников общества (акционеров) по отношению к обществу. В отличие от ОООучастники АО — акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут рискубытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих имакций. Акционерные общества могут быть открытые и закрытые.
Актуальность темы состоитв том, что акционерные общества, как правило, крупные предприятия, которыеявляются основой экономики развитых стран. Для тог чтобы деятельностьакционерного общества была эффективной, необходим квалифицированный бухгалтер.Как известно бухгалтер является очень важным работником на любом предприятии,так как он осуществляет организацию бухгалтерского учетахозяйственно-финансовой деятельности и ведет контроль над экономнымиспользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностьюсобственности предприятия. Для того чтобы бухгалтер мог правильно исполнятьсвои обязанности ему необходимо досконально изучить закон об акционерныхобществах, а также изучить особенности ведения бухгалтерского учета в акционерныхобществах. Особенно начинающим бухгалтерам очень важно знать специфику ведениябухгалтерского учета в акционерных обществах. Это можно сделать, проанализировавработу бухгалтерского отдела акционерного общества.
Задачами курсовой работыявляется:
— изучить особенностиведения бухгалтерского учета в акционерном обществе в соответствии с законом обухгалтерском учете и национальными стандартами бухгалтерского учета;
— изучить первичнуюдокументацию по видам счетов бухгалтерского учета, правильность их учета,заполнения и оформления.
Цели курсовой работы:
— получить общие иконкретные знания об акционерных обществах;
— получить знания оведении бухгалтерского учёта в акционерных обществах, так как данная темаизучена не в полной мере и здесь есть еще пространство для выявления новыхправил и закономерностей.
Характеристикаакционерного общества «Comgaz— Plus».
Акционерное Общество «Comgaz-Plus» было основано 28 июня 2000 года и зарегистрировано вРеспублике Молдова по адресу: город Унгень, улица Бойко-15а.
Уставный капиталакционерного общества «Comgaz-Plus» составляет 6010000 леев, которыйразделен на 6010000 акций с номинальной стоимостью одной акции 1 лей. 99,75%акций находится у Примэрии города Унгень.
Главные типы деятельностиАкционерного Общества «Comgaz-Plus» это:
— снабжение паром игорячей водой;
— сбор, транспортировка ираспределение электроэнергии по электросети;
— продукция ираспределение газового топлива.
Организационно- правоваядеятельность предприятия — Акционерное Общество.
На предприятии ведётсяполная система бухгалтерского учета, так как среднесписочная численностьработников больше 49 человек, общий итог бухгалтерского баланса превышает 6млн. леев, годовой объём доходов больше 15 млн. леев.
Амортизациянематериальных активов и основных средств начисляется прямолинейным методом.Этот метод предусматривает равномерное размещение стоимости активов по годамего использования. Сумма амортизации начисляется, ежемесячно начиная с месяцаследующего за месяцем ввода актива в эксплуатацию, поэтому сначала рассчитываютгодовую сумму амортизации, а затем её распределяют на 12 месяцев.
В Акционерном Обществе «Comgaz-Plus» применяются вес виды регистров, а именно:журнал-ордер, главная книга, кассовая книга, банковская книга, аналитическаяведомость и оборотно-сальдовая ведомость.
Таблица 1Показатели код Период управления
Период соответствующий
предыдущему году Доходы от продаж (611) 010 15792602 12921057 Себестоимость продаж (711) 020 12267200 11342048 Валовая прибыль (глобальная потеря) (ст.010-ст.020) 030 3525402 1579009 Другие операционные доходы (612) 040 208932 201796 Коммерческие расходы (712) 050 Общие и административные расходы (713) 060 1070414 930356 Другие операционные расходы (714) 070 242440 4159549 Результат операционной деятельности: прибыль (убыток) (ст.030+ст.040-ст.050-ст.060-ст.070) 080 239480 (3309100) Результат инвестиционной деятельности: прибыль (убыток) (621-721) 090 25000 16562 Результат финансовой деятельности: прибыль (убыток) (622-722) 100 4 250 Результат финансово-экономической деятельности: прибыль (убыток) (±ст.080±ст.090±ст.100) 110 264484 (3309100) Чрезвычайный результат: прибыль (убыток) (623-723) 120 1268249 Прибыль (убыток) действующего периода до налогообложения (±ст.110±ст.120) 130 264484 (2024059) Расходы (экономия) по подоходному налогу (731) 140 Чистая прибыль (убыток) (±ст.130±ст.140) 150 264484 (2024059)
Отчет о прибылях иубытках от 01.01.08 до 01.01.09.
А.О. «Comgaz-Plus» является рентабельным т.к. находится в прибыли.Такой же вывод можно сделать, рассмотрев бухгалтерский баланс за 2008 год, гдечистая прибыль (убыток) составляет 264484 леев (Приложение №1).

1. Теоретические основыучета в акционерных обществах
 
1.1 Понятиеакционерных обществ
акционерныйобщество бухгалтерский учет
Акционерное общество АО — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признается коммерческаяорганизация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций,удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) поотношению к обществу. Деятельность акционерного общества в Республике Молдоварегулируется  законом «Об акционерных Обществах».Участники акционерногообщества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих имакций. Выделяются открытые и закрытые акционерные общества.
В соответствии с ЗакономРеспублики Молдова об акционерных обществах Nr.1134-XIII от 02.04.97 г.
Акционером признаетсялицо, ставшее собственником одной или более акций общества в порядке,установленном настоящим законом и иными законодательными актами. Еслинескольким лицам принадлежит одна акция, все они признаются по отношению кобществу одним акционером и могут осуществлять свои права через представителя.
Акционеры не отвечают пообязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащихим акций.
Акцией признаетсядокумент, имеющий одну из форм, предусмотренных частью (2) статьи 11, иудостоверяющий права его собственника (акционера) на участие в управленииобществом, на получение дивидендов, а также части имущества общества в случаеего ликвидации.
Самыми важнымидокументами на любом предприятии является Устав предприятия и Учетная политикапредприятия. Так и на акционерных обществах существуют такие документы.
Устав общества является учредительнымдокументом общества.
Требования уставаобщества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Устав общества долженсодержать следующие сведения:
— полное и сокращенное фирменныенаименования общества;
— место нахожденияобщества;
— тип общества (открытоеили закрытое);
— количество, номинальнуюстоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типыпривилегированных акций, размещаемых обществом;
— права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
— размер уставногокапитала общества;
— структуру и компетенциюорганов управления общества и порядок принятия ими решений;
— порядок подготовки ипроведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решениепо которым принимается органами управления общества квалифицированнымбольшинством голосов или единогласно;
— сведения о филиалах ипредставительствах общества. (Приложение №2).
Учетная политикаакционерного общества разработана на основании:
а) Закона о бухгалтерскомучете №113-XVI от 27 апреля 2007 г;
б) Плана счетовбухгалтерского учета;
в) Национальногостандарта бухгалтерского учета №1 «Учетная политика», утвержденного приказомМинистерства финансов Республики Молдова №174 от 25 декабря 1997 года;
г) Других нормативныхактов. (Приложение №3)
Появление акционерныхкомпаний стало следствием необходимости концентрации капитала, в первуюочередь, для торговли с отдалёнными колониями и странами. Эта необходимостьвозникла в Эпоху Великих географических открытий (с конца XV века). Основныечерты акционерных компаний наиболее чётко прослеживались в компаниях, которыевпервые появились в Голландии в XVI веке… Правда, многие учёные придерживаютсяиной точки зрения и обнаруживают черты, присущие акционерным компаниям, у юридическихлиц в более раннем времени - родиной акционерных обществ называется и средневековаяИталия, и Древний Рим. Так А.И. Каминка утверждал, что мнение, будто голландскиеакционерные компании являются старейшими, сложилось лишь потому, что они былистоль яркими, что обратили на себя внимание всей Европы.
В качестве первого акционерногообщества, как правило, называют Генуэзский банк, учреждённый в 1345 году(по другим данным - в 1371). Капитал банка был разделён на 20400 равныхдолей, которые были отчуждаемы; управление его было выборным, его органами былиобщее собрание и правление. По образцу Генуэзского банка был учреждёнАнглийский банк Патерсона в 1694 году.
В Молдове одним из первыхакционерных обществ стала брокерская компания «ФИНКОМ».
Брокерская компания«ФИНКОМ» АО была основана в Кишинёве как акционерное общество 05апреля 1995. Первоначальный уставный капитал Брокерской компании«ФИНКОМ» АО составлял 82.000 молдавских лей. Целью учреждениякомпании было и остается до настоящего времени качественное обслуживаниеКлиентов по достижению ими своих инвестиционных целей. Компания являетсяучредительным членом Фондовой Биржи Молдовы, Ассоциации Брокеров и ДилеровРеспублики Молдова, акционером Национального Депозитария Ценных Бумаг. Компанияявляется одним из первых обществ, которые действуют на рынке капиталаРеспублики Молдова

1.2 Ведениебухгалтерского учета в акционерных обществах
Ведение бухгалтерскогоучета способно приносить пользу не только государственным органам. Также онопозволяет наглядно представить финансовую картину на предприятии. В какомсостоянии находятся основные средства, сколько денег поступило от покупателей,какова чистая прибыль – все это отражается в пяти основных формах отчетностипредприятия в денежном эквиваленте.
В акционерных обществах,как правило, ведется полная система бухгалтерского учета. Бухгалтерские учетотражает хозяйственно-финансовую деятельность предприятия и в частностизаработную плату, себестоимость продукции, движение денежных средств, основныесредства и материалы.
 
1.2.1 Заработная плата
Любое вознаграждение илизаработок, исчисляемые в денежном выражении, выплачивается работодателем или уполномоченнымим органом работнику на основании индивидуального трудового договора завыполненный труд или за труд, который должен быть выполнен.
Заработная плата включаетв себя основную заработную плату (тарифную ставку, должностной оклад), дополнительнуюзаработную плату (доплаты и надбавки к основной заработной плате) и другиестимулирующие и компенсационные выплаты.
Основная заработная платаустанавливается в виде тарифных ставок для рабочих и должностных окладов для служащих,специалистов и руководящих работников за работу, выполненную в соответствии снормами труда, установленными в соответствии с квалификацией, уровнемпрофессиональной подготовки и компетентностью работника, качеством,ответственностью и сложностью выполняемых работ.
Дополнительная заработнаяплата представляет собой вознаграждение за работу сверх установленных норм, за эффективностьтруда и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты инадбавки к основной заработной плате, другие гарантированные выплаты и текущие премии,которые устанавливаются в соответствии с достигнутыми результатами, конкретнымиусловиями труда, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством, — и сучетом стажа работы.
Другие стимулирующие и компенсационныевыплаты включают вознаграждения по итогам работы за год, премии в соответствии соспециальными системами и положениями, компенсации, а также другие выплаты, непредусмотренные законодательством, но не противоречащие ему.
Личное освобождение. Каждыйналогоплательщик (физическое лицо — резидент) имеет право на личноеосвобождение в размере 8100 леев в год. Личное освобождение составляет 12000леев в год для следующих лиц: а) заболевших и перенесших лучевую болезнь,вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС; б) инвалидов, в отношениикоторых установлена причинная связь наступившей инвалидности с аварией наЧернобыльской АЭС; в) родителей или супруги (супруга) погибшего или пропавшегобез вести участника боевых действий по защите территориальной целостности инезависимости Республики Молдова, а также боевых действий в РеспубликеАфганистан; г) ставших инвалидами вследствие участия в боевых действиях позащите территориальной целостности и независимости Республики Молдова, а такжев боевых действиях в Республике Афганистан; д) инвалидов войны, инвалидов сдетства, инвалидов I и II группы; е) пенсионеров — жертв политическихрепрессий, впоследствии реабилитированных.
Освобождение для супруги(супруга). 1. Физическое лицо — резидент, состоящее в браке, имеет право надополнительное освобождение в размере 8100 леев в год при условии, что супруга(супруг) не пользуется личным освобождением. 2. Физическое лицо — резидент,состоящее в браке с лицом, указанным выше имеет право на дополнительноеосвобождение в размере 12000 леев в год при условии, что супруга (супруг) непользуется личным освобождением. Освобождение на иждивенцев. Налогоплательщику(физическому лицу — резиденту) предоставляется освобождение на каждогоиждивенца в размере 1800 леев в год, за исключением инвалидов с детства,освобождение на которых составляет 8100 леев в год.
Каждый работодатель,осуществляющий выплату работнику заработной платы (включая премии ипредоставленные льготы), обязан с учетом требуемых работником освобождений ивычетов исчислять и удерживать из этих выплат налог, определяемый в порядке,установленном Главной государственной налоговой инспекцией при Министерствефинансов.
Согласно статьи 15Налогового кодекса Республики Молдова установлены следующие ставки подоходногоналога: 1) для физических лиц, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальныхпредпринимателей, в размере: — 7 процентов годового облагаемого дохода, непревышающего 25200 леев; — 18 процентов годового облагаемого дохода,превышающего 25200 леев; 2) для юридических лиц — в размере 0 процентовоблагаемого дохода; 3) для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальныхпредпринимателей — в размере 0 процентов облагаемого дохода.
Рассмотрим условныйпример расчета заработной платы.
Пример №1. Работник состажем 8 лет получает ежемесячную заработанную плату в размере 3500 леев. Онполучает личное освобождение в сумме 675 леев в месяц и освобождение на двухдетей по 150 леев в месяц за каждого.
Освобождения составляет:675+150+150=975 леев/месяц.
Увеличение за стаж работы– 15% от оклада.
Премия за заслуги – 15%от оклада.
Расчет.
3500*15%=525 (леев)- застаж работы;
3500*15%=525 (леев) –премия за заслуги;
3500+525+525=4550 (леев)– начислено.
Удержания из начисленнойзаработной платы.
4550+3,5%=159,25 (леев) –на медицинское страхование;
4550+6%=273 (леев) – впенсионный фонд;
4550-159,25-273=4117,75(леев).
Подоходный налог до 2100леев – 7%
2100*7%=147 (леев)
4117,75-147=3970,75(леев)
3970,75-975=2995,75(леев)
Подоходный налог от 2100леев – 18%
2995,75*18%=539,23(леев).
Итого подоходный налог:147+539,23=686,24 (леев).
К оплате:4550-159,25-273-686,24=3431,51 (леев).
 
1.2.2 Учетсебестоимости
Себестоимость какэкономическая категория определяет отношение трудовых коллективов по поводупроизводства и использования средств и живого труда в производственномпроцессе.
Как один из показателейэффективности производства себестоимость показывает, во что обходитсяпредприятию производство продукции.
Рассчитываетсясебестоимость как плановая (бюджетная), так и фактическая.
Для расчета фактическойсебестоимости используется метод калькулирования. В расчет себестоимостивключаются состав затрат, представляющие собой 4 основные стать калькуляции (затратныестатьи):
— прямые материальныезатраты;
— прямые затраты наоплату труда;
— отчисления насоциальное и медицинское страхование;
— косвенныепроизводственные затраты.
Документы:
— лимитно-заборные карты;
— расходные накладные;
— накладные требования идругие документы, разработанные предприятием.
В документах как правилоуказываются следующие реквизиты: количество, качество, место использования(цех, участок), вид расходов или направление расходов. А фактический расходматериалов оформляется особым документом, который называется «Производственныйотчет» или «Ведомость — отчет».
Для учета себестоимостиреализованной продукции применяется счет 711 «Себестоимость продаж». Счетактивный, по дебиту — отражениефактической себестоимости реализованных товаров, продукции и услуг, по кредиту- списание на финансовый результат. Сальдо счет не имеет, открывается в началеотчетного периода и закрывается в конце периода.
 
1.2.3 Учет основныхсредств и их износ
Материально-техническаябаза любого предприятия, к которой, прежде всего основные средства являютсяосновным фактором производства. В настоящее время в условиях рынка существуетконкурентная борьба между организациями, и выживает тот, кто более эффективноиспользует ресурсы организации. Все организации вынуждены постоянно искатьрезервы для повышения использования всех материальных ресурсов, в первуюочередь это основные средства. Определить, где лучше использовать эти основныесредства можно при помощи экономического анализа предприятия. Более полное ирациональное использование основных фондов и производственных мощностейпредприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей:росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпускапродукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений. Основныесредства, задействованные в организациях, служат для них важнейшимэкономическим ресурсом и, безусловно, влияют как на показатели коммерческойдеятельности, так и на финансовую результативность работы. В их эффективномиспользовании заинтересованы и собственники предприятия, взносы которых вуставный капитал способствовали формированию имущества предприятия. Сформированныена первоначальном этапе деятельности торговой организации основные средстватребуют постоянного управления ими. Это управление осуществляется в рамкахбухгалтерского учета и управленческого анализа. Основным отличительнымпризнаком основных средств является длительное время пользования, их износ ипередача их стоимости на себестоимость вновь созданного продукта (изготовленнойпродукции, выполненных работ и услуг). Основные средства предприятий составляютоснову их материально-технической базы, рост и совершенствование которыхявляется важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции.Вследствие этого важнейшими задачами бухгалтерского учета основных средствявляются: — обеспечениеконтроля за сохранностью основных средств при их поступлении, хранении,использовании, внутреннем перемещении и выбытии; — точное и своевременное начисление и отражение в учетеамортизации и износа основных средств; — контроль над расходами по ремонту основных средств; — правильное определение результатовот выбытия и ликвидации основных средств; — своевременное и достоверное исчисление налога на недвижимость в соответствии с действующим законодательством. Более полное ирациональное использование основных средств и производственных мощностейорганизации способствует улучшению всех её технико-экономических показателей:росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению объёмавыпуска продукции (работ или услуг), снижению себестоимости продукции (работили услуг), экономии капитальных вложений. Это и есть результаты, вернопроведенного экономического анализа основных средств.
Основные средстваучреждений представляют собой совокупность материально- вещественных ценностей,действующих в натуральной форме в течение длительного времени, которыеизнашиваются постепенно и утрачивают свою стоимость по частям по мереснашивания.
Согласно НСБУ №16 косновным средствам относятся:
1. Здания
2. Сооружения
3. Машины, оборудования ипередаточные устройства
4. Транспортные средства
5. Рабочий и продуктивныйскот
6. Многолетние насаждения
7. Прочие основныесредства
8. Долгосрочноарендованные основные средства.
Очень важным моментом вучете основных средств является документальное оформление основных средств.
При поступлении основныхсредств оформляется налоговая накладная, инвентарная карточка по Ф — ОС №6, актприемки основных средств по Ф – ОС №1. (Приложение №4)
При выбытии основныхсредств составляется акт на списание по Ф – ОС №3. Внутренне перемещение основныхсредств оформляется внутренней накладной. (Приложение №5)
Износ основныхсредств. Методы его начисления и отражения в учете.
Износ рассматривается вбухгалтерском учете как процесс возмещения средств, вложенных в основныесредства как актив.
НСБУ №16 предлагает 4метода начисления износа:
— прямолинейный
— производный
— метод уменьшаегосяостатка
— кумулятивный.
Прямолинейный методначисления износапредусматривает равномерное размещение стоимости материального актива по годамего использования. Сумма износа начисляется с месяца следующего за месяцемввода актива в эксплуатацию, поэтому сначала рассчитывают годовую сумму износа,а затем ее распределяют на 12 месяцев.
Игод. = ППСма/Тлеет
И — износ;
ППС – полнаяпервоначальная стоимость материального актива;
Пример №2. Первоначальнаястоимость актива равна 40000 леев, а срок службы актива равна 5 лет. Рассчитатьсумму износа.
Игод=40000/5=8000 леев;
Имес.=8000/12=666,66леев.
Метод уменьшаегосяостатка. По этомуметоду начисляемый износ постепенно снижается в течении всего срокаэксплуатации актива. В данном методе рассчитывают норму амортизации иувеличивают её в 2 раза. Поэтому этот метод считается методом ускоренногоначисления износа.
Ни=100/Тлеет*2
Ни – норма износа.
Затем сумму износаопределяют по этой норме, причем за 1 год
Игод=ППСос*Ни
За последующие годы суммаизноса рассчитывается по следующей формуле

И = Балансовая стоимость ОС*Ни
где балансовая стоимостьза каждый год определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммойначисленного износа.
Пример №3. в основноепроизводство поступил станок стоимостью 6000 леев и сроком эксплуатации 5 лет.
Ни=100/(5*2)=10 %
И1г.=6000*10%=600 (леев)
И2г.=5400*10%=540 (леев)
И3г.=4860*10%=486 (леев)
И4г.=4374*10%=437,4(леев)
И5г.=3936,6*10%=393,66(леев)
И6г.=3542,94(леев).
Производственный методзаключается в том, чтовеличина начисленного износа поэтому методу зависит от производственнойпрограммы предприятия и первоначальной стоимости основного средства,используемого в этой производственной программе. При пользовании этим методомдостаточно определить сумму износа на единицу производственной программы. Еёопределяют путём деления первоначальной стоимости материального актива напроизводственную программу.
Иед. производ. программы= ППСма/Производ. программа
Пример №4. В производствопоступило оборудование на сумму 7450 леев, производственная программасоставляет 10000 единиц в год.
Иед.=7450/10000=0,745(леев)
Кумулятивный метод. По этому методу начисленияизноса основных средств необходимо знать:
1. Изнашиваемую стоимостьосновного средства, которая определяется как разница между полнойпервоначальной стоимостью актива и предполагаемой остаточной стоимостью, приэтом последняя представляет собой не что иное как стоимость запчастей и металлолома,остающихся после выбытия актива и бухгалтер определяет её на своё усмотрение.
2. Расчетный коэффициент,который рассчитывается по формуле
Коэффициент расчётный =Количество лет оставшихся до окончания срока актива в обратном порядке / С,
где С – кумулятивноечисло
С = N*(N+1)/2
N – число лет службы актива
Игод = Изнашиваемаястоимость ОС* Коэффициент расчетный.
Пример №5. Стоимостьпроизводственного оборудования составляет 3050 леев, срок эксплуатации – 3года, предполагаемая остаточная стоимость составляет 400 леев.
С=3*(3+1)/2=6.
Коэф. Расч.=3/6=0,5.
Изнаш.ст-ть.=3050-400=2650(леев).
Иг.=2650*0,5=1325 (леев).
Начисленный износосновных средств отражается по кредиту счета 124 «Износ основных средств», т.к.счет пассивный. При этом если основное средство занято в производстве, тоначисленная сумма износа должна включаться в затраты, а если основное средствоиспользуется в коммерческих или общехозяйственных целях, то начисленная суммаизноса включается в расходы.

1.2.4 Учет денежныхсредств
Бухгалтерский учетденежных средств имеет важное значение для правильной организации денежногообращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежнойдисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.
От успешности ее решенияво многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплатызаработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др.
Целью бухгалтерскогоучета денежных средств — является контроль за соблюдением кассовой и расчетнойдисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств икредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. Вусловиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, чтоумелое использование денег и денежных средств само по себе может приноситьпредприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональномвложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозитыбанков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Из этой цели вытекаютследующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:
— своевременное иправильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
— контроль засохранностью денежных средств в кассе предприятия;
— использованием денежныхсредств по их целевому назначению;
— своевременностьрасчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками,органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;
— своевременная проверкарасчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченнойзадолженности;
— своевременное выявлениерезультатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.
Для ведениябухгалтерского учета денежных средств предназначены следующие счета:
— счет 241 «Касса» — активный, по дебету отражается поступление денежных средств в кассу, по кредитуотражается их выбытие. Сальдо дебетовое и представляет собой сумму денежныхсредств в кассе на конец отчетного периода.
— счет 242 «Текущий счет»- активный, по дебету отражается поступление денежных средств, а по кредиту ихвыбытие. Сальдо дебетовое и представляет собой сумму денежных средств на конецотчетного периода.
— счет 243 «Валютныйсчет» — активный, по дебету отражается поступление денежных средств виностранной валюте на валютный счет, по кредиту отражается их выбытие. Сальдодебетовое и представляет собой сумму денежных средств в иностранной валюте наконец отчетного периода.
Чтобы увидеть, какработают данные счета, рассмотрим следующие примеры.
Пример №6. Выданазаработная плата рабочему в размере 2300 леев.
1) Отражается выдачазаработной платы из кассы предприятия.
Дебит счета 531«Обязательства персоналу по заработной плате»
Кредит счета 241 «Касса»- 2300 (леев).
Пример №7. Строительная компанияприобрела строительных материалов на сумму 50000 леев на условиях отсрочкиплатежа, сроком до 1 года. Через полгода компания погасила свои обязательстваперед поставщиком.
1) Отражаетсяприобретение строительных материалов на сумму 50000 леев на условиях отсрочкиплатежа.
Дебит счета 211/8«Строительные материалы»
Кредит счета 521«Краткосрочные обязательства по торговым счетам » — 50000 (леев).
2) Отражается погашениекраткосрочного торгового обязательства на сумму 50000 леев.
Дебит счета 521 «Краткосрочныеобязательства по торговым счетам »
Кредит счета 242 «Текущийсчет» — 50000 (леев).
Движение денежных средствоформляется следующими документами:
— При поступленииденежных средств в кассу акционерного общества оформляется приходный кассовыйордер. (Приложение №6)
— При выдачи денежныхсредств из кассы акционерного общества оформляется расходный кассовый ордер.(Приложение №7)
— Выписка банка -финансовый документ, подтверждающий поступление денег на клиентский счет. (Приложение№8)
По поступлениям ивыбытиям денежных средств ведется кассовая книга, в которой собираютсяежедневные отчеты по кассе. А так же ведется банковская книга, где отражаетсядвижение денег через текущий счет.
1.2.5 Учет материалов
Материалы представляютсобой активы, используемые в качестве предмета труда, которые принимаютнепосредственно участие в производстве продукции и оказании услуг.
Материалы – материальные ценности,принадлежащие предприятию и предназначены для производственного потребления. Ихотличительной особенностью является полное использование в производстве ипревращение в готовую продукцию.
Классификация материалов.
В зависимости отэкономического назначения выделяют следующие группы материалов:
1. сырьё и основныематериалы
2. покупные полуфабрикатыи комплектующие изделия
3. топливо
4. тара и тарныематериалы
5. запасные части
6. прочие материалы
7. материалы, переданныев переработку
8. строительные материалы
9. материалысельскохозяйственного назначения.
В зависимости от роли,которую выполняют материалы в производственном процессе, они делятся на сырьё иосновные материалы; вспомогательные материалы.
Для учета материалов вплане счетов имеется счет 211 «Материалы». Счет активный, по дебиту отражаетсяпоступление материалов, по кредиту их выбытие.
Сальдо счета дебетовое ипредставляет собой сумму материалов на конец отчетного периода.
Рассмотрим несколькохозяйственных операций, в которых задействован счет 211.
1)  Отражается приобретение сырья насумму 5000 леев.
Дебит счета 211/1 «Сырьёи основные материалы»
Кредит счета 2412«Текущий счет» — 5000 (леев).
2)  Отражается продажа запасных частей наусловиях отсрочки платежа, на сумму 4230 леев.
Дебит счета 221«Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам»
Кредит счета 211/5«Запасные части» — 4230 (леев).
Документальное оформлениеучета материалов.
Поступление материаловподтверждается коммерческими договорами, при этом оформляются расчетные исопроводительные документы (счета на оплату, налоговые или товаротранспортныенакладные, сертификаты происхождения и качества, таможенные декларации).
Внутреннее перемещениематериалов оформляется внутренней накладной или лимитно-заборной картой. Кромеэтого можно использовать карточки складского учета, возможно составление актови отчетов по качеству материалов.

2. Практические основыучета в акционерном обществе
 
2.1 Расчет заработнойплаты в акционерном обществе «Comgaz— Plus»
Под оплатой труда принятопонимать, выраженную в денежной форме долю труда работников в общественномпродукте, которая поступает в личное потребление.
Синтетический учетобязательств по оплате труда ведется на счете 531 «Обязательства по оплатетруда персоналу». Счет пассивный, обязательства начисляются по кредиту счета, апо дебету этого счета отражают все удержания из заработной платы, сумму,выданную на руки.
Сальдо счета кредитовое иуказывает на задолженность предприятия перед персоналом по заработной плате.
Начисленная заработнаяплата включается либо в затраты, либо в расходы предприятия. Это зависит откатегории работников.
 Если начисленазаработная плата по производственным рабочим, т.е. которые заняты впроизводстве продукции, то начисленная им заработная плата представляет собойэлемент прямых или косвенных производственных затрат, следовательно должнавключаться в затраты.
Пример № 8. В январе 2009году в акционерном обществе «Comgaz-Plus» была начислена заработная плата всоответствии с категориями работников на общую сумму 6970, в том числепроизводственным рабочим на сумму 1450 леев; рабочим, занятым вовспомогательном производстве на сумму 3020 леев; управленческому персоналу насумму 2500 леев.
1)Отражается начислениезаработной платы производственным рабочим, занятым в основном производстве насумму 1450 леев.
Дебит счета 811 «Прямыематериальные затраты»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» -1450 леев.
2) Отражается начислениезаработной платы рабочим, занятым во вспомогательном производстве на сумму 3020леев.
Дебит счета 812«Вспомогательное производство»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» — 3020 леев.
3) Отражается начислениезаработной платы управленческому персоналу производственных подразделений насумму 2500 леев.
Дебит счета 813«Косвенные производственные затраты»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» — 2500 леев.
Если заработная платаначислена работникам, занятым приобретением активов, погрузкой,транспортировкой, монтажом, включаемых в первоначальную стоимость активов.
Пример № 9. В феврале2009 года в акционерном обществе «Comgaz-Plus» была начислена заработная платарабочим занятым приобретением активов, погрузкой, транспортировкой, монтажом,включаемых в первоначальную стоимость активов на общую сумму 4790.
1) Отражается начислениезаработной платы работнику, занятому приобретением основных средств, на сумму854 леев.
Дебит счета 123 «Основныесредства»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда»- 854 леев.
2) Отражается начислениезаработной платы рабочему, занятому приобретением незавершенных материальныхактивов, на сумму 986 леев.
Дебит счета 121«Незавершенные материальные активы»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда»- 986 леев.
3) Отражается начислениезаработной платы рабочему, занятому приобретением материалов, на сумму 1400леев.
Дебит счета 211 «Материалы»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» — 1400 леев.
4) Отражается начислениезаработной платы рабочему, занятому приобретением товаров, на сумму 1550 леев.
Дебит счета 217 «Товары»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» — 1550 леев.
Если заработная платаначислена аппарату управления, специалистам, служащим, то данная заработнаяплата относится на расходы.
Пример № 10. Отражаетсяначисление заработной платы работникам аппарата управления на сумму 2030 леев.
Дебит счета 713 «Общие иадминистративные расходы»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» — 2030 леев.
Пример № 11. Расчетзаработанной платы в А.О. «Comgaz-Plus» .
Работник со стажем 7 летполучает заработанную плату в размере 7000 леев ежемесячно.
Освобождения составляют1500 леев.
Увеличение заработаннойплаты за стаж работы — 15% от оклада.
Премия за заслуги — 15%от оклада.
Бригадирские — 15% отоклада.
За вредность — 100 леев
Расчет.
7000*15%=1050 (леев) — застаж работы;
7000*15%=1050 (леев) — премия за заслуги;
7000*15%=1050 (леев) — бригадирские;
1050*3+100=3250 (леев) — увеличение.
7000+3250=10250 (леев) –начислено.
Удержания.
3,5%*10250=358,75 (леев)- на медицинское страхование;
6%*10250=615 (леев) – впенсионный фонд;
1%*10250=102,5 (леев) –профсоюзные.
10250-358,75-615=9276,25(леев)
Подоходный налог до 1400леев – 7%
1400*7%=98 (леев)
9276,25-1400=7876,25(леев)
7876,25-1500=6376,25(леев)
Подоходный налог от 1400леев и больше 15%
6376,25*15%=956,43 (леев)
Итого подоходный налог:98+956,43=1054,43 (леев).
К оплате:10250-358,75-102,5-615-1054,43=8119,32 (леев)
1) Отражается начислениезаработной платы производственному рабочему.
Дебит счета 811 «Прямыематериальные затраты»
Кредит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда» — 7000 леев.
2) Отражаетсяиндивидуальный взнос в пенсионный фонд.
Дебит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда»
Кредит счета 533/2«Обязательства профсоюзным органам по отчислениям на социальное страхование»-615 леев.
3) Отражается отчислениеиз заработной платы на медицинское страхование.
Дебит счета 531«Обязательства персоналу по оплате труда»
Кредит счета 533/3«Обязательства по медицинскому страхованию» — 358,75 леев.
4) Отражение в учетеподоходного налога.
Дебит счета 531 «Обязательстваперсоналу по оплате труда»
Кредит счета 534/7«Обязательства по подоходному налогу с физических лиц»
5)Выдана заработаннаяплата работнику.
Дебит счета 531-«Обязательства персоналу по оплате труда»
Кредит счета 241 –«Касса» -8119,32 леев.
 
2.2 Расчетсебестоимости термической энергии в акционерном обществе «Comgaz— Plus»
 
Себестоимость — это стоимостная оценка используемыхв процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и другихзатрат на ее производство и реализацию.
Как правило, всебестоимость продукции входят производственные затраты.
Для учета затратосновного производства в плане счетов предназначен счет 811 «Основноепроизводство» — счет активный, по дебиту счета на основании первичныхдокументов отражаются прямые затраты и включение косвенных затрат после ихраспределения. По кредиту счета отражается производственная себестоимость,выпущенной готовой продукции, а так же незавершенное производство, брак илиотходы. Сальдо счет не имеет, открывается в начале отчетного периода изакрывается в конце периода
Для того чтобы рассчитатьсумму себестоимости продукции акционерного общества «Comgaz — Plus»- термическая энергия необходимы следующие расчеты и программы:
1. программа производстватермической энергии на 2009 – 2010 год. (Приложение №9)
2. износ основных средствакционерного общества «Comgaz- Plus» за 2009 год. (Приложение №10)
3. расчет объема водыпланируемый акционерным обществом «Comgaz — Plus» г. Унгень на 2009 – 2010 год.(Приложение №11)
4. регистр бригад наремонт теплосетей на 2009 – 2010 год. (Приложение №)
5. расчет фондазаработанной платы, входящий в расходы термической энергии на 2009 – 2010 год.(Приложение №12)
6. электроэнергия,планируемая акционерным обществом «Comgaz — Plus» на 2009 – 2010 год. (Приложение №13)
7. приложение для расчетатарифа термической энергией на 2009 – 2010 год. (Приложение №14)
8. расчет фондазаработной платы, входящей в стоимость термической энергии. (Приложение №15)
8. структура тарифапоставляемой термической энергии акционерным обществом «Comgaz — Plus». (Приложение №16)
Таблица 2№ НАЗВАНИЕ У/Е ТАРИФ ТЕРМОЭНЕРГИИ НА СЕЗОН 2009-2010 В натуральных единицах Тыс. леев 1 2 3 4 5 1. Производство Гкал 31499 2. Собственное потребление Гкал 917 3. Продажа Гкал 30582 4. Потери в сети Гкал 4995 5. Полезная доставка Гкал
25587 6. Удельный расход топлива кг 156,9 7. Обычное потребление топлива Тыс. тон 4798 8. Коэффициент трансформации в природное топливо 1,1467 9. Натуральное потребление Тыс. м3 4184 10. Цена приобретения газа леев 3106 11. Прямые материальные затраты – всего Тыс. леев 14366,1 -Натуральный газ 4184 12995,5 -Вода, канализация 14,8 193,7 -Энергия всех типов 823 1176,9 12. Другие затраты – всего 5786 -Заработная плата 2048,5 -Социальное страхование 542,8 -Материалы 998,0 -Износ основных средств 1608,0 -Другие производственные затраты 289 -Реклама 5 -Налоги и таксы 13,4 -Другие административные затраты 280,4 13. Всего затраты Тыс. леев 20152,1 14. Возобновляемый фонд Тыс. леев 357,5 15. Рентабельность 5% Тыс. леев 307,2 16. Всего: Тыс. леев
20816,7 17. Тариф продажи термической энергии Леев/Гкал
813,56 18. К поверхности нагрева М2 129846 19. Цена 1 м2. леев 23,70
Структура тарифапоставляемой термической энергии акционерным обществом «Comgaz — Plus».
Цена 1 Г/кал =20816,7/25587=813,56 леев
Примэрия города Унгеньвзяла на себя часть затрат- 11,34%, для того чтобы снизить продажную ценю натермическую энергию для населения. В итоге цена 1 Гкал для населения = 721,24леев.
 
2.3 Учет основныхсредств и их износ в акционерном обществе «Comgaz— Plus»
Порядок отражения вбухгалтерском учете поступления основных средств предопределен требованиямиНСБУ 16 «Учет долгосрочных материальных активов» и зависит от условийпокупки и создания соответствующих активов.
 Каналы поступления основныхсредств на предприятие известны: в результате строительства объекта; приобретениеза плату от других юридических и физических лиц; безвозмездное получение; внесениеучредителями в счет взносов в уставный капитал; выявление излишних основныхсредств в результате инвентаризации; приобретение в порядке обмена и др.
Порядок оприходования машиндействует следующим образом. Дата принятия объекта в эксплуатацию являетсямоментом включения его в состав основных средств. С этой даты начинается начислениеизноса основных средств. Основным документом при принятии объекта вэксплуатацию является акт приема- передачи основных средств.
В плане счетов для учета основныхсредств на предприятии предусмотрен счет 123 «Основные средства».
Основные средства,приобретенные у других юридических и физических лиц, отражаются в учетеследующим образом:
— В случае, когда моментввода в эксплуатацию объектов, не требующих монтажа, совпадает с моментомприобретения, их покупная стоимость, а также все затраты по доставке и приобретениюучитываются непосредственно по дебету счета 123 «Основные средства».
— Момент приобретения основныхсредств, не требующих монтажа, не совпадает с моментом ввода в эксплуатацию (например,по правилам технической эксплуатации новые средства автотранспорта должны быть включеныв состав основных средств лишь после прохождения обкатки).
Условный пример.Предприятие приобрело комплект мебели в январе месяце текущего года, а собранон был в феврале, тогда накопленные затраты по приобретению основных средствпредварительно учитываются на счете 121 «Незавершенные материальные активы».
— Затраты на приобретениеосновных средств, требующих длительного периода времени до ввода их в эксплуатацию(строительство зданий, сооружений, дорог, мостов, колодцев и других объектов), предварительноучитываются на синтетическом счете 121 «Незавершенные материальные активы».
Накопленные затраты по счету121 «Незавершенные материальные активы» списываются в дебет счета 123«Основные средства».
Пример № 12.Акционерноеобщество «Comgaz-Plus» приобрело автомобиль на сумму 24500 леев, наусловиях отсрочки платежа. Эти данные отражаются в Оборотно-сальдовой ведомостиза 2009 год.(Приложение №).
1) Отражаетсяприобретение автомобиля на сумму 24500 леев на условиях отсрочки платежа.
Дебет 123/4 «Транспортныесредства» 24500 леев
Кредит 521/1 «Счета коплате внутри страны» 24500 леев.
2) Отражается погашениекраткосрочного торгового обязательства.
Дебет 521/1 «Счета коплате внутри страны» 24500 леев
Кредит 241/1 «Касса внациональной валюте» 24500 леев.
Пример № 13. Материалыпоступили со складаА.О. «Comgaz-Plus» подотчётным лицам на сумму 84240,78леев
Дебет 211/1/1 «Сырьё иосновные материалы на складе» 84240,78 леев
Кредит 211/1/2 «Сырьё иосновные материалы подотчётным лицам» 84240,78 леев
Пример № 14. Акционернымобществом «Comgaz-Plus» были проданы малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы на условиях отсрочки платежа на сумму 113,33 леев. Даннаязадолженность была погашена.
1) Отражается выбытиемалоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Дебет 213/1 «Малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы в запасе» 113,33 леев
Кредит 221 «Краткосрочнаядебиторская задолженность по торговым счетам» 113,33 леев
2)Отражается погашениекраткосрочной дебиторской задолженности в кассу предприятия.
Дебет 221 «Краткосрочнаядебиторская задолженность по торговым счетам» 113,33 леев
Кредит 241/1 «Касса внациональной валюте» 113,33 леев

2.4 Учет денежныхсредств в акционерном обществе «Comgaz— Plus»
Все денежные расчетыосуществляются наличным или безналичным путем. Согласно инструкции ЦБ РМденежные расчеты должны производится главным образом безналичным путем, т.е.через банковские операции. Наличным путем разрешается осуществлять платежимежду юридическими лицами в сумме не больше 1000 леев по каждой хозяйственнойоперации.
Расчеты наличным путемназываются кассовыми операциями. Документально они оформляются такимипервичными документами как кассовые ордера (приходные и расходные). Всекассовые ордера ежедневно отражаются в Кассовой книге.
У акционерного общества «Comgaz-Plus» существуют большая кредиторская задолженность,которая возникает из-за неоплаты потребителями предоставленной им продукции.
Для отражения даннойзадолженности в плане счетов предназначен счет 221 «Краткосрочная дебиторскаязадолженность по торговым счетам». Счет активный, по дебету отражаетсяобразование задолженности, по кредиту погашение задолженности. Сальдо счетадебетовое и представляет собой сумму задолженности на конец отчетного периода.
У акционерного общества «Comgaz-Plus» также существует краткосрочные торговыеобязательства перед поставщиком газа.
Данные обязательства, вплане счетов, отражаются 521 счетом «Краткосрочные обязательства по торговымсчетам». Счет пассивный, по кредиту отражается образование обязательств, подебету отражается погашение обязательств. Сальдо кредитовое и представляет собойсумму накопленных обязательств на конец отчетного периода.
Пример № 15. I.M. «Apa – Canal» потребило термическую энергию уакционерного общества на условиях отсрочки платежа и погасило своюзадолженность на сумму 113267,17 леев. Эти данные отраженны в оборотно-сальдовойведомости по счету 221.(Приложение №17)
1)  Отражается приобретение термическойэнергии.
Дебет счета 221/1 «Счетак получению внутри страны»
Кредит счета 216 «Готоваяпродукция» — 113267,17 (леев).
2) Отражается погашениезадолженности.
Дебет счета 242- «текущийсчет»
Кредит счета 221/1 «Счетак получению внутри страны» — 113267,17 леев.
Пример № 15.Краткосрочныеторговые обязательства акционерного общества «Comgaz — Plus»за 2009 год составили 13,298,997.08 леев. Эта задолженность была погашена насумму 53,642.39 леев. Эти данные отражаются в Главной книге. (Приложение №18)
Отражается начислениезадолженности:
Дебит счета 521«Краткосрочные торговые обязательства»
Кредит 242 «Текущий счет»- 13,298,997.08 леев.
Отражается погашениекраткосрочных торговых обязательств:
Дебит счета 242 «Текущийсчет»
Кредит счета 521«Краткосрочные торговые обязательства» — 53,642.39 леев.

Заключение
 
Пройдя производственнуюпрактику на А.О. «Comgaz-Plus», автор курсовой работы можетсделать следующие заключения:
— на акционерном обществеведется полная система бухгалтерского учета, которая соответствует всемстандартам бухгалтерского учета Республики Молдова. Отличительных особенностейведения бухгалтерского учета на акционерном обществе автор не выявила.
— изучила первичнуюдокументацию акционерного общества, что помогло мне в большей мере осознатьспецифичность работы бухгалтера и применять документацию при осуществлениибухгалтерских проводок.
Проведя сравнительныйанализ заполнения первичных документов на акционерном обществе с законом обухгалтерском учете и национальными стандартами бухгалтерского учета, авторможет сделать вывод, что первичные документы были заполнены, верно.
Руководитель практики напредприятии доступно разъясняла автору курсовой работы все возникающие вопросы,показала работу кассиров, а так же дала некоторые навыки в работе скомпьютерной программой 1с – бухгалтерия.
Как выяснилось, даннаяпрограмма заменяет работу десяти бухгалтеров и облегчает её. Но для того, чтобыработать с данной программой для начинающего бухгалтера необходимо очень хорошовыполнять бухгалтерские операции вручную.
Для того чтобы улучшитьработу А. О. «Comgaz-Plus» необходимо принять на работу квалифицированногоменеджера в финансовый отдел. Так как бухгалтер очень часто решаеторганизационные вопросы, которыми не должна заниматься, что отвлекает её отсвоих прямых обязанностей и замедляет процесс работы. Особенно помощь менеджеранеобходима в периоды сдачи бухгалтерских балансов.
Во время проверкифинансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Comgaz-Plus» возникли некоторые трудности в связи с неэффективнойработой инженерного отдела предприятия. Следовательно, необходимо повыситьквалификацию работников инженерного отдела и отправить их на переквалификацию.
А также у предприятиясуществуют большое количество задолжников, которые не оплатили запредоставленную им термическую энергию, по причине высокой продажной цены. Восновном данными задолжниками является население, а юридические лица в основномрасплачиваются за поставленную им термическую энергию. Но эту проблему оченьтрудно решить, так как примэрия г. Унгень итак взяла на себя часть расходов,чтобы снизить продажную цену на термическую энергию. В данном случае можетпомочь только государственные субсидии А.О. «Comgaz-Plus»,чтобы снизить продажную стоимость термической энергии, либо увеличениезаработных плат и пенсий населению, чтобы они могли платить за оказанные имуслуги в полной мере.

Список литературы
 
1. Устав акционерного общества «Comgaz-Plus».
2. Учетная политика акционерногообщества «Comgaz-Plus».
3. Крейган Ф.С. Эффективнаяорганизация управления акционерными предприятиями в условиях рынка.
4. Могилевский С.Д. Акционерныеобщества.
5.Сударькова Е.А. Акционерныеобщества: образцы важнейших внутренних документов.
6. Функ Я.И., Михальченко В.А, ХвалейВ.В. Акционерное общество.
7. Виорел Цуркану, Еудокия БажерянОсновы бухгалтерского учета.
8. Нидерица А. Финансовый учет.
9. Нидерица А., Бриништер А.Управленческий учет.
Интернет ресурсы:
10. www.fisk.md
11. www.statistica.md
12. www.minfin.md.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.