Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учёт основных средств их состав и классификация. Оценка основных средств (ПБУ 6/01)

МИНИСТЕРТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: Бухгалтерский финансовый учет
на тему:Бухгалтерский учёт основных средств их состав и классификация. Оценка основныхсредств ( ПБУ 6/01).
 
Выполнила
студентка гр. ЗБ 31
Пилипчук О.В
Научный руководитель
д.э.н. Егорова Л.В.
Шахты 2010

Содержание
 
Введение
Глава 1.Основные средства, как объект бухгалтерского учёта
1.1 Понятияоценка и классификация основных средств
1.2 Формыпервичных документов по учету основных средств
Глава 2.Организация бухгалтерского учета основных средств
2.1 Учетпоступления и выбытия основных средств
2.2Инвентаризация основных средств
2.3Переоценка основных средств
Глава3.Амортизация основных средств
3.1Амортизация и амортизационные отчисления
3.2 Общиеправила амортизации
3.3 Срокполезного использования
3.4 Способыначисления амортизации
Заключение
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
 
В новых условиях у предприятия возрастаетнеобходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать исовершенствовать свою работу.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Онотражает региональные процессы производства, распределения и потребления,характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планированияего деятельности. Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственнуюдеятельность, но и воздействует на нее. Учет является важнейшим средствомсистематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильнымих использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимостипродукции.
Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы,связанные с состоянием основных средств. Это объясняется тем, что они в своейсовокупности образуют производственно-техническую базу и определяютпроизводственную цель хозяйства. Точность показателей объема, состояния идвижения основных средств, а в известной мере и точность их качественнойхарактеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достовернопроведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка основных средствможет не только исказить общую картину, но и вызвать:
·  неточное исчисление амортизации, аотсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно,доходности, рентабельности и прибыли;
·  искажение сумм причитающегося налогакак с имущества, так и с прибыли;
·  неправильное отражение вбухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;
·  неверное исчисление рядатехнико-экономических показателей, характеризующих использование основныхсредств: износ, коэффициенты выбытия и поступления, широко применяемыепоказатели эффективности: фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность,неверно будет исчисляться и эффективность вложений в необоротные активы.

1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
 
1.1 Понятие,оценка и классификация основных средств
Основные средства – это материальные ценности, которые используются в качествесредств труда более одного года (или более длительности обычного операционногоцикла, если она превышает год). Основные средства относятся к внеоборотнымактивам, т. е. активам, используемым на протяжении более чем одногооперационного цикла.
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качествеосновных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
• использование в производстве продукции при выполненииработ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
• использование в течение длительного времени,т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцевили обычного операционного цикла организации, если он превышает 12 месяцев;
• организацией не предполагается последующая перепродажаданных активов;
• способность приносить организации экономические выгоды(доход) в будущем.
Указанные условия проверяются на момент постановки основногосредства на бухгалтерский учет, когда они еще имеют вид намерений организацииотносительно использования полученного актива. Но в дальнейшем первоначальныенамерения могут не подтвердиться. Например, основное средство может прийти вполную негодность до окончания расчетного срока его использования илиорганизация может изменить свои первоначальные намерения и продать основноесредство. Подобные ситуации легко отражаются в бухгалтерском учете.
Основные средства организации расходуются существенномедленнее, чем материалы. Для отражения факта расхода основных средств припроизводстве готовой продукции используется механизм амортизации.
Амортизация основных средств – этоодин из видов расходов организации. Амортизация представляет собой процесспостепенного переноса стоимости основных средств на стоимость проданных товаровили готовой продукции.[10]
Период,в течение которого основные средства приносят организации доход, принятосчитать сроком полезного использования. Это базовый показатель для расчетаамортизации. Устанавливаются сроки полезного использования для целейбухгалтерского учета согласно ПБУ 6/01. [2]
Классификацияосновных средств
Классификацияосновных средств предполагает их группировку по следующим признакам.
Понатурально-вещественному составу основные средства подразделяются на следующиегруппы и подгруппы.
Здания — корпуса цехов, заводоуправления, мастерских и др. Инвентарным объектом в даннойгруппе считается каждое отдельно стоящее здание или пристройка, если она имеетсамостоятельное хозяйственное значение (склад, гараж), вместе со всемикоммуникациями (освещение, отопление, вентиляция, водо- и газоснабжение,лифтовое хозяйство, внутренние телефоны и др.), обеспечивающими нормальнуюэксплуатацию.
Сооружения- шахты, мосты, водохранилища, автодороги, нефтяные и газовые скважины и др.Это инженерно-строительные объекты, предназначенные для выполнения определенныхфункций в процессе производства. Инвентарный объект — отдельное сооружение совсеми устройствами.
Передаточныеустройства — линии электропередачи, трубопроводы, теплогазосети и др. Этосовокупность объектов для передачи электрической, тепловой и механическойэнергии от машин-двигателей к рабочим машинам, а также для перемещения жидких игазообразных веществ от одного объекта к другому.
Машины иоборудование:
силовыемашины и оборудование (атомные реакторы, паровые двигатели, турбины, двигателивнутреннего сгорания и др.), которые либо производят электроэнергию илитепловую энергию, либо преобразуют ее в механическую энергию движения;
рабочиемашины и оборудование (станки, аппараты), которые предназначены длямеханического, термического, химического и другого технологического воздействияна предмет труда.
измерительныеи регулирующие приборы (весы, манометры, оборудование для дистанционногоконтроля, сигнализации, приборы и аппаратура лабораторий и т.п.), которыепредназначены для измерения различных параметров работы техники, проверкикачества материалов, сырья, готовой продукции и т.д.;
вычислительнаятехника;
прочиемашины и оборудование, не вошедшие в названные группы (пожарные машины,оборудование АТС).
В составинвентарного объекта всей группы «Машины и оборудование» входятприспособления, принадлежности и приборы, составляющие с ними единое целое.
Транспортныесредства — средства передвижения людей, различных грузов.
Инструмент,производственный и хозяйственный инвентарь (электродрели, вибраторы, отбойныемолотки, верстаки, контейнеры, инвентарная тара и т.д.), который применяют либодля облегчения ручного труда, либо для присоединения к машинам для усиления ихмощности.
Рабочийпродуктивный скот.
Многолетниенасаждения. Инвентарный объект — зеленые насаждения парка, сада, сквера, улицы,бульвара, двора, территории предприятия и т.п.
Другиевиды основных средств (библиотечные фонды, капитальные затраты в арендованныеосновные средства и т.п.).
Взависимости от степени использования основные средства могут находиться:
— вэксплуатации;
— взапасе (резерве);
— времонте;
— встадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичнойликвидации.
Попринадлежности основные средства подразделяются на следующие группы:
— собственные;
— арендованные;
— полученные в безвозмездное пользование;
— находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
— полученные в доверительное управление.
Поназначению (характеру участия в процессе производства) выделяют следующиеосновные средства:
— производственные, к таковым относят объекты, использование которых направленона систематическое получение прибыли как основной цели хозяйственнойдеятельности, то есть использование в процессе производства продукции, встроительстве, сельском хозяйстве, торговле и т.д.;
— непроизводственные, к ним относят те основные средства, которые не используютсяпри осуществлении основной хозяйственной деятельности. Это объектыжилищно-коммунального хозяйства, учреждения науки, культуры, здравоохранения ит.д.
Бухгалтердолжен учитывать отдельно производственные и непроизводственные основные фонды,поскольку есть различия их отражения в учете и в налогообложении. [3]
Оценкаосновных средств
Необходимымусловием правильной постановки учета основных средств является единообразие всистеме их оценки во всех организациях независимо от форм собственности.
Втекущем учете выделяют три вида оценки: первоначальная, восстановительная иостаточная стоимость.
Кбухгалтерскому учету основные средства принимают по первоначальной стоимости,которая зависит от способа поступления актива в организацию.
Так,если организация приобретает основное средство (новое или бывшее вэксплуатации) за плату или строит, его первоначальная стоимость будетскладываться из фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением иизготовлением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации).
При этомфактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление складываются из:
— покупной стоимости основного средства (сумм, уплачиваемых в соответствии сдоговором купли-продажи);
— сумм,уплачиваемых организациям за работы по договорам строительного подряда и другимдоговорам;
— сумм,уплачиваемых за доставку объекта основных средств и доведение до состояния, вкотором он пригоден к использованию;
— сумм,уплачиваемых за консультационные, информационные услуги, связанные сприобретением основных средств;
— регистрационных сборов, пошлин и других платежей, связанных с приобретениемосновных средств;
— таможенных пошлин и других платежей;
— невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением основных средств;
— вознаграждений, выплачиваемых посреднической организации, через которуюприобретен объект основных средств;
— иныхзатрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основныхсредств. [7]
Если основныесредства были получены в счет вклада в уставный капитал, их первоначальнаястоимость определяется в размере, согласованном участниками (учредителями),если иное не предусмотрено законодательством.
Что жекасается обществ с ограниченной ответственностью (ООО), то Минфин России вПисьме от 13.02.2009 N 03-05-05-01/10 указывает на следующее: дорогостоящееимущество (стоимостью более 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)),принимаемое в уставный капитал, должно учитываться по стоимости, определеннойнезависимым оценщиком, а не соглашением сторон.
Вместе стем первоначальная стоимость этих объектов увеличивается на расходы подоставке, по оплате консультационных, информационных услуг, на вознагражденияпосредникам и на другие фактические затраты, связанные с получением основногосредства в счет вклада в уставный капитал.
Еслиобъекты основных средств получены безвозмездно, то их первоначальная стоимостьопределяется исходя из текущей рыночной цены на дату принятия к бухгалтерскомуучету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Впервоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов основных средстввключаются затраты по доставке, оплата консультационных, информационных услуг,вознаграждения посредникам и другие фактические затраты, связанные с получениемосновного средства по договору дарения.
Еслиобъекты основных средств были получены по договорам, предусматривающимисполнение обязательств не денежными средствами (по договорам мены), то ихоценивают исходя из стоимости имущества, на которое они были обменены. При этомимеется в виду такая стоимость, по которой в обычных условиях организацияреализовала бы это имущество.
Еслиневозможно установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передачеорганизацией, стоимость основных средств, полученных по договору мены,определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствахорганизация приобрела бы аналогичные объекты.
Вместе стем в первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных подоговорам мены, включаются расходы по доставке, оплата консультационных,информационных услуг, вознаграждения посредникам и другие фактические затраты,связанные с получением основного средства.
Неучтенныеобъекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскомуучету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Излишки основныхсредств отражаются по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 91«Прочие доходы и расходы».
Припереходе арендованного предприятия после выкупа в собственность арендатораобъекты основных средств принимаются к учету по стоимости, определенной всоответствии с передаточным актом и договором аренды.
Первоначальнаястоимость основных средств не изменяется, кроме случаев, установленныхзаконодательством.
Изменениепервоначальной стоимости объектов основных средств допускается в следующихслучаях:
— достройка, дооборудование;
— модернизация;
— реконструкция;
— частичная ликвидация;
— переоценка. [3]
С течением времени первоначальная стоимость основных средствотклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых илипроизводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонениякоммерческая организация не чаще одного раза в год (на начало отчетногофинансового года) может осуществлять переоценку основных средств и определятьвосстановительную стоимость.
При принятиирешения о переоценке основных средств следует иметь в виду, что в последующемони должны переоцениваться регулярно.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств всовременных условиях (при современных ценах, современной технике и т. д.).
Переоценка осуществляется организацией самостоятельно погруппам однородных объектов основных средств путем индексации или прямогопересчета по документально подтвержденным рыночным ценам или путем привлеченияэкспертов.
Одновременно с переоценкой первоначальной стоимости основногосредства должна производиться переоценка накопленной амортизации в той жепропорции.
То есть приувеличении стоимости основного средства на 20 % на столько же должна бытьувеличена накопленная амортизация по этому основному средству. Степень жеизношенности основного средства остается неизменной.[10]
Остаточная стоимость- это стоимость, по которой объект отражается в бухгалтерскомбалансе. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объектасуммы его износа за период эксплуатации.[5]

1.2 Первичная документация по учету основных средств
 
Для целей бухгалтерского учета организация должнаиспользовать при документировании операций с основными средствами формыпервичной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от21.01.2003 N 7. В соответствии с данным постановлением организации обязаныприменять следующие первичные учетные документы для оформления операций подвижению основных средств:
1.акт (накладная) приемки – для передачи основных средств поформе №ОС–1 для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещенияосновных средств;
2.акт приемки–сдачи отремонтированных, реконструируемых имодернизированных объектов по форме № ОС–3 для оформления операций по передачев ремонт и приемке из ремонта основных средств;
3.акт на списание основных средств по форме № ОС–4 дляоформления операций по ликвидации основных средcтв (кроме автотранспорта);
4.акт на списание автотранспортных средств по форме № ОС–4адля оформления операций по ликвидации автотранспорта;
5.инвентарная карточка учета основных средств по форме № ОС–6для аналитического учета основных средств;
6.акт о приемке оборудования по форме № ОС–14 для оформленияпринятого на учет оборудования, предназначенного для капитальногостроительства;
7.акт приемки – передачи оборудования в монтаж по форме №ОС–15 для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа,строительным организациям;
8.акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС–16 дляоформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламациюпоставщику [4].

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
 
2.1 Учет поступленияи выбытия основных средств
Основные средства могут поступить на предприятие одним изследующих способов:
1. Путем приобретения за плату или в обмен на другоеимущество;
2. Могут быть сооружены и изготовлены;
3. Могут быть внесены учредителями как вклад в уставныйкапитал;
4.Путем безвозмездного получения;
5.Путем получения от других подразделений своего предприятия
6.В других случаях. [2]
Большуючасть основных средств организация приобретает за деньги у поставщиков наосновании договоров купли-продажи или договоров поставки.
Источникомдля приобретения, сооружения, изготовления объектов основных средств являютсякапитальные вложения. Капитальные вложения — это совокупность затрат наосуществление долгосрочных инвестиций организации, связанных с приобретением,сооружением, реконструкцией и модернизаций основных средств.
Всяинформация о поступлении основных средств в организацию сначала отражается насчете 08, к которому могут быть открыты следующие субсчета:
08-1«Приобретение земельных участков»;
08-2«Приобретение объектов природопользования»;
08-3«Строительство объектов основных средств»;
08-4«Приобретение объектов основных средств»;
08-5«Приобретение нематериальных активов»;
08-6«Перевод молодняка животных в основное стадо»;
08-7«Приобретение взрослых животных»;
08-8«Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ».
Счет 08- активный, сальдо дебетовое, показывает величину вложений в незавершенноестроительство, незаконченные операции по приобретению основных средств и другихвнеоборотных активов.
Подебету счета 08 отражают сумму фактических затрат на приобретение основныхсредств, строительство (создание), включаемых в первоначальную стоимость.
Сформированнуюпервоначальную стоимость объектов основных средств, оформленных в установленномпорядке, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01.
При этомделается запись:
Д-т 01К-т 08-3 (08-4) — отражена постановка на учет основного средства попервоначальной стоимости.
Приприобретении объектов основных средств, не требующих монтажа, в учете делаютследующие записи:
Д-т 08-4К-т 60 — отражается покупная стоимость основного средства без НДС;
Д-т 19-1К-т 60 — отражается сумма «входного» НДС согласно счету-фактурепоставщика.
Всоответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура — это документ, который служитоснованием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету.
Подебету счета 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств»,отражаются также иные затраты, связанные с покупкой основного средства: на егодоставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно к использованию, наоплату консультационных, информационных услуг, погрузочно-разгрузочных работ идр.[15]
Выбытиеосновных средств
Выбытиеосновных средств имеет место в следующих случаях:
— продажи;
— списания или ликвидации;
— передачи в виде вклада в уставный капитал другихорганизаций;
— безвозмездной передачи;
— по другим причинам.[2]
Дляцелей бухгалтерского учета доходы и расходы по операциям выбытия основныхсредств отражаются в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, вкотором они имели место. [2]
СогласноПлану счетов прочие доходы и расходы отражаются с использованием счета 91«Прочие доходы и расходы».[1]
Прилюбом способе выбытия основных средств сначала делают записи по списаниюстоимости объекта с учета. При этом бухгалтер оформляет акт приема-передачиобъекта основных средств по форме N ОС-1 (N N ОС-1а, ОС-1б). На основанииданных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм N NОС-6, ОС-6а, ОС-6б. При списании объектов основных средств из-за их непригодностик дальнейшему использованию оформляют акт о списании объекта основных средств,используя формы N N ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.
Дляобобщения информации о выбывающем объекте основных средств к счету 01открывается специальный субсчет «Выбытие основных средств», в дебеткоторого списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта вкорреспонденции со счетом 01, субсчет «Собственные основныесредства». Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебетсчета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетом01, субсчет «Выбытие основных средств». [10]
А) Аналитический учет
Учет основных средств организуется централизованно вбухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарныхобъектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предметили комплекс предметов со всеми приспособлениями, относящимся к данномуобъекту. Инвентарный номер является единицей учета основных средств.Обязательные реквизиты инвентарных карточек — наименование объекта, его инвентарныйномер, завод-изготовитель, номер акта и дата приема, первоначальная стоимость,источник приобретения, краткая характеристика и др.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностьюосновных средств каждому объекту присваивается инвентарный номер при принятииего к учету, который наносится на объект, и сохраняется на весь периоднахождения объекта на данном предприятии. В случае выбытия объекта егоинвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам.
Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии накарточках инвентарного учета основных средств ( ОС-6). Они открываются вбухгалтерии на основании формы ОС-1 на каждый объект. Акт составляется накаждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, котораяпосле открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующийотдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Форма ОС-1 составляется двумясторонами — принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления вэксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа вчасти полного восстановления. Бухгалтерия оформляет его бухгалтерской записью,т. е. Указывает корреспонденцию счетов на первоначальную стоимость и на суммуизноса.
Учет основных средств организуют так, чтобы можно былоустановить их наличие по каждой классификационной группе и отдельно по каждомуобъекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств накарточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетомв целом по счету 01 «Основные средства».
В организациях, имеющих небольшое число объектов основныхсредств, разрешается вести учет в инвентарной книге с указанием необходимыхсведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо.
Инвентарные карточки и инвентарные книги заполняются наоснове первичных документов, технических паспортов. Затем инвентарные карточкирегистрируются в специальных описях, записи в которые производятся поклассификационным группам основных средств. В описи для каждого вида основныхсредств отведен раздел, определенный серией инвентарных номеров.Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств, гдеих группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп — поместам нахождения, эксплуатации и видам. Карточки недействующих основныхсредств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом и отражают винвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенныевнутри предприятия основные средства после соответствующих записей до концамесяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы наоснове этих карточек можно было составить расчеты амортизации. По окончаниимесяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационнымвидам. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируются изаписываются в карточку учета движения основных средств.
Карточки открывают в начале января на текущий год. Сначала вних указывают их наличие на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов замесяц определяют и записывают наличие основных средств на первое числоследующего месяца. По данным карточек составляют оборотную ведомость движенияосновных средств, итоги которой сверяют с итогами Главной книги и на ихосновании составляют отчетность о наличии и движении основных средств.
Передачу основных средств другим предприятиям оформляютформой ОС-1. На ее основании осуществляют запись о выбытии в инвентарнойкарточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
В случае получения объекта от других подразделений своегопредприятия карточка инвентарного учета перемещается в картотеке в ячейку, гдеразмещены карточки цеха-получателя.[6]
Причинами выбытия основных средств могут быть: ликвидацияинвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости иизноса, а также уничтожения при стихийных бедствиях; ликвидация частиинвентарного объекта в связи с модернизацией; передача другим предприятиям;недостача основных средств.
Ликвидацию объектов (слом, разборку, демонтаж) постояннодействующая комиссия оформляет актом о ликвидации. На основании акта,утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарнойкарточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта о еголиквидации. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) такжеуказываются в акте. Бухгалтерия обрабатывает этот акт с выявлением результатовот ликвидации объекта.
Операции по списанию всех основных средств, кромеавтотранспортных, оформляют актом на списание основных средств (форма ОС-4), асписание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом насписание автотранспортных средств (форма ОС-4а).
В актах на списание указывают техническое состояниеи причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации,затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей и т.п.),полученных от ликвидации объекта, результат от списания.
Бухгалтерия заполняет карточку движения основныхсредств по их видам и группам на основе инвентарных карточек на поступившие ивыбывшие объекты.[12]
Б) Синтетический учет
Синтетический учёт наличия и движения основныхсредств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется наследующих счетах:
01 «Основные средства» (активный);
02 «Амортизация основных средств» (пассивный);
91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).
Счёт 01 «Основные средства» предназначен для полученияинформации о наличии и движении основных фондов организации, находящихся вэксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Поступили на предприятие основные средства Д 08 К 60 (70, 76)
Принимаются к учету основные средства Д 01 К 08
Оприходование основных средств, внесённыхучредителями в счёт их вкладов в уставной капитал отражается следующим образом:
/>Дебетсчёта 75 «Расчёты с учредителями»
Кредит счёта 80 «Уставной капитал».
Стоимость основных средств, поступивших в качествевклада в уставной капитал, оформляют бухгалтерскими записями:
/>Дебетсчёта 08 «Вложение во внеоборотные активы»
Кредит счёта 75 «Расчёты с учредителями»
Основные средства, приобретённые за плату у другихорганизаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают:
/>Дебетсчёта 01 «Основные средства»
Кредит счёта 08 «Вложение в нематериальные активы»
Основные средства, поступившие от других организацийи лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа всоответствии с новым Планом счетов приходуют по:
/>Дебетсчётов 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счёта 98 «Доходы будущих периодов»
(субсчёт 98-2 «Безвозмездные поступления»)
при этом стоимость безвозмездно принятых основныхсредств можно отражать на финансовых результатах двумя способами:
— в момент принятия основных средств к учёту впервоначальной стоимости;
— по мере начисления амортизации по принятымосновным средствам. Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствамсоставляются следующие бухгалтерские записи:
На первоначальную стоимость
/>Дебетсчёта 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счёта 98 «Доходы будущих периодов»
/>Дебетсчёта 01 «Основные средства»
Кредит счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы»
/>Ежемесячнона сумму амортизации
Дебет счетов учёта затрат (25, 26)
Кредит счёта 02 «Амортизация основных средств»
/>Дебетсчёта «Доходы будущих периодов»
Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
При выбытии основных средств вследствие продажи, попричине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимостьобъекта списывается со счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 91 «Прочиедоходы и расходы». Кроме того, по дебету счёта 91 отражают все расходы,связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления,связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимостьматериалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объекта).
Таким образом, на счёте 91 «Прочие доходы и расходы»формируется финансовый результат от выбытия основных средств. По окончаниюотчётного периода определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборота ипо каждому субсчёту счёта 91 и списывают её на счёт 99 «Прибыли и убытки».Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счёта 99 икредиту счёта 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым – по дебетусчёта 91 и кредиту счёта 99.
При выбытии основных фондов накопленная амортизацияпо объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этомдебетуют счёт 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счёт 01 «основныесредства».
/>Насумму амортизации объекта
Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счёта 01 «Основные средства»
На остаточную стоимость объекта
/>Дебетсчёта 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счёта 01 «Основные средства»
На стоимость полученных от списания объектовматериалов
/>Дебетсчёта 10 «Материалы»
Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
Неучтённые объекты основных средств, выявленные приинвентаризации, приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью:
/>Дебетсчёта 01 «Основные средства»
Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
Внутреннее перемещение основных средств отражается только ваналитическом учете, делать записи об этом перемещении в синтетическом учетенет необходимости.
2.2 Инвентаризация основных средств
Инвентаризация – это приём ревизии, используемый для проверкисоответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учёта,а также для выяснения сохранности собственности в организации. При этомфактическое наличие ценностей записывается в инвентаризационные описи, наосновании которых и данных бухгалтерского учёта составляются сличительныеведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессеинвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе объектов основныхсредств. [13]
Инвентаризация основных средств является обязательной вследующих случаях:
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчиимущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайныхситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— при выдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также припреобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кромеимущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетногогода). [3]
Инвентаризация основных средств проводится не менее одногораза в год и не ранее 1 октября отчётного года. Здания сооружения и другиенеподвижные объекты разрешено инвентаризировать не реже одного раза в год,библиотечные фонды – не менее одного раза в 5 лет по состоянию на 1 декабря.Животных должны инвентаризировать ежеквартально.
Количество и сроки инвентаризации определяются в организациируководителем, кроме случаев, когда её проведение является обязательным ификсируется в учётной политике.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя создаётсякомиссия, в состав которой включают главных специалистов, бухгалтера и других,но не менее 3 человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материальноответственного лица. За правильность и своевременность проведенияинвентаризации несут ответственность руководитель организации и главныйбухгалтер.
Перед проведением инвентаризации уточняется и правильностьоформления первичной учетной документации по наличию и движению основныхсредств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, актыприема-передачи и т. п.).
Материально ответственные лица в письменной форме должныподтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданыв бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членамиинвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью. [5]
Фактическое наличие и техническое состояние объектовустанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материальноответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.
Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризациипроверяет наличие и состояние:
— инвентарных карточек (книг), описей и другихрегистров аналитического учёта;
— технических паспортов или другой техническойдокументации;
— документов на основные средства, сданные илипринятые организацией в аренду и на хранение.
Члены комиссии в присутствии должностных иматериально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируютв инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению иинвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационныепоказатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другойнедвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождениеуказанных объектов в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учёт, а такжеобъектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указанынеправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в описьправильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценкавыявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётомрыночных цен, а износ определён по действительному техническому состояниюобъектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые вучёте капитальные работы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств,или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость,комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, покоторым конструктивные изменения объектов основных средств не получилисвоевременного отражения в учёте.
Основные средства, которые на момент инвентаризациинаходятся вне места нахождения организации (транспортные средства, отбывшие вдальние рейсы, оборудование на капитальном ремонте и т.п.), инвентаризируютсядо момента временного их выбытия.
На основные фонды, не подлежащие восстановлению,инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времениввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.
Инвентаризационные описи представляются вбухгалтерию для внесения изменений и уточнения в инвентарные карточки, сводныеведомости и другие регистры по учёту основных средств. В итоге составляют общуюпо организации сличительную ведомость результатов инвентаризации, где указываютнаименование объектов по местам нахождения или эксплуатации, переченьвыявленных неучтённых или недостающих объектов, их стоимость. [4]
Если обнаружены излишки основных средств, то составляетсяпроводка:
Дт счёта 01 «Основные средства»,
Кт счёта 91 « Прочие доходы и расходы»
Недостача или порча основных средств отражается по:
Дт счёта 94 « Недостачи и потери от порчи ценностей»,
Кт счёта 01 « Основные средства»
Одновременно списывается амортизация недостающего объектаосновных средств:
Дт счёта 02,
Кт счёта 94
При невозможности отнесения недостающих основных средств наконкретных виновных лиц эти средства списываются по остаточной стоимостибухгалтерской проводкой:
Дт счёта 91,
Кт счёта 94
Заключение по результатам инвентаризации,предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующимпротоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.
На основные средства, используемые предприятием на условияхаренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная),составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Одинэкземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес собственника.[9]

2.3 Переоценка основных средств
 
Необходимостьпереоценки основных средств может быть продиктована:
— инфляционными процессами. Рост цен приводит к тому, что организациям необходимоуточнять оценку имеющихся у них активов, с тем, чтобы привести их стоимость всоответствие с действующими рыночными ценами;
— ситуацией, когда чистые активы организации к концу отчетного года оказываютсяменьше величины уставного капитала. Уточнив оценку активов (проведя дооценку),можно избежать ликвидации, которая в соответствии с п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГКРФ грозит организации;
— необходимостью уменьшить величину налога на имущество.
С 1января 1998 г. организации получили право переоценивать объект основных средствпо восстановительной стоимости. Таким образом, процесс переоценки пересталдиктоваться Правительством РФ; организации решают самостоятельно вопрос опроведении переоценки.
Правилапроведения переоценки
Правило1.
Коммерческаяорганизация может не чаще одного раза в год проводить переоценку основныхсредств.
Правило2.
Переоценкеподлежат группы однородных объектов основных средств по текущей(восстановительной) стоимости[2].
Правило3.
Решениео проведении переоценки должно быть закреплено в учетной политике с указаниемпериодичности проведения [2].
Правило4.
Дляпроведения переоценки необходимо сформировать пакет из следующих документов:
— приказа руководителя, в котором приведены перечень сотрудников, проводящихпереоценку, и группы однородных объектов основных средств, подлежащихпереоценке;
— перечня основных средств с указанием по каждому объекту наименования, датыпокупки (постройки, создания, сооружения), даты принятия к бухгалтерскомуучету; первоначальной стоимости на дату переоценки; основания для переоценки;документов, подтверждающих рыночную стоимость переоцениваемого объекта;
— актадля отражения результатов переоценки основных средств (в произвольной форме).
Правило5.
Результатыпроведенной переоценки не отражают в бухгалтерской отчетности предыдущегоотчетного года; их отражают во входящем сальдо баланса на 1 января следующегогода. Таким образом, переоценка проводится на 1 января текущего отчетногопериода.
Правило6.
Методыпроведения переоценки определены в п. 43 Методических указаний, это методиндексации и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночнымценам. Метод индексации основан на применении индексов-дефляторов,рассчитываемых Росстатом. Согласно Письму Минфина России от 31.07.2003 N04-02-05/3/63 организация имеет право самостоятельно разработать индексы дляпереоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Росстата накоммерческой основе.
Внастоящее время метод индексации не применяется.
Переоценкаможет быть произведена как специалистом-оценщиком, так и собственными работниками.Если организация решит самостоятельно производить переоценку, то нужно создатьспециальную комиссию. Проведя переоценку, комиссия составляет акт, гдеуказываются ее результаты. К акту обязательно должен быть приложен документ,подтверждающий рыночную стоимость переоцениваемых объектов.
Правило7.
Отражениев учете результатов переоценки зависит от того, в который раз переоцениваетсяосновное средство.
Еслипереоценка производится впервые:
— тосумма уценки основного средства относится на нераспределенную прибыль(непокрытый убыток);
— тосумма дооценки основного средства относится на добавочный капитал.
Припоследующей переоценке:
— суммауценки основного средства относится на уменьшение добавочного капитала, которыйбыл сформирован ранее за счет суммы дооценки этого объекта. Если средствдобавочного капитала не хватает, то оставшаяся часть уценки относится нанераспределенную прибыль (непокрытый убыток);
— суммадооценки основного средства (если в прошлые периоды оно было уценено) относитсяна нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) в размере прошлой уценки.Разница между величиной дооценки и величиной уценки в прошлые периоды относитсяна добавочный капитал.
Следуетотметить, что в случае выбытия объекта основных средств сумма его дооценки должнабыть перенесена с добавочного капитала на нераспределенную прибыль (непокрытыйубыток). [3]
Рассмотримпорядок отражения в учете уценки и дооценки основных средств.
Отражениев учете уценки основных средств
Ситуация1: основные средства переоцениваются впервые:
Д-т 84К-т 01 — отражена сумма уценки основного средства.
Затемнеобходимо скорректировать сумму амортизации объекта, накопленную к моменту егопереоценки. Для этого рассчитывают специальный коэффициент (К):
К = ВС:ПС,
где ВС — восстановительная стоимость объекта основных средств;
ПС — первоначальная стоимость объекта основных средств до переоценки.
Суммаскорректированной амортизации (Акор.) будет равна произведению суммыамортизации до переоценки и специального коэффициента:
Акор. =А x К;
Д-т 02К-т 84 — отражена сумма корректировки амортизации (уценки).
Ситуация2: основные средства переоценивались ранее.
Если впрошлом основное средство было дооценено, то уценка отражается следующимобразом:
— суммауценки, равная прошлой дооценке, относится на добавочный капитал:
Д-т 83-1К-т 01 — отражена уценка основного средства, равная сумме прошлой дооценки;
Д-т 02К-т 83 — отражена корректировка амортизации (точно так же, как и при дооценке);
— превышение уценки над суммой прошлой дооценки относится на нераспределеннуюприбыль (непокрытый убыток):
Д-т 84К-т 01 — отражена разница между величиной уценки и суммой прошлой дооценки;
Д-т 02К-т 84 — отражена корректировка амортизации (точно так же, как и при дооценке).
Если впрошлом основное средство уценивалось, то в этом случае сумма уценки в учетеотражена так, как если бы переоценка проводилась в первый раз (то есть сотнесением суммы уценки на нераспределенную прибыль).
Отражениев учете дооценки основных средств
Ситуация1: основные средства переоцениваются впервые.
Еслиосновные средства дооцениваются впервые, то в этом случае дооценка относится надобавочный капитал:
Д-т 01К-т 83-1 — отражена сумма дооценки основного средства;
Д-т 83-1К-т 02 — отражена сумма дооценки амортизации основного средства.
Определениесуммы дооценки амортизации производится также расчетным путем (с помощьюкоэффициента).
Ситуация2: основное средство переоценивалось ранее.
Еслиосновное средство в прошлом было уценено, то сумма дооценки отражаетсяследующим образом:
— дооценка,равная сумме прошлой уценки, относится на нераспределенную прибыль (непокрытыйубыток):
Д-т 01К-т 84 — отражена дооценка, равная сумме прошлой уценки;
Д-т 84К-т 02 — отражена корректировка амортизации (равная корректировке при уценке);
— превышение дооценки над уценкой относится на добавочный капитал:
Д-т 01К-т 83-1 — отражено превышение дооценки над уценкой;
Д-т 83-1К-т 02 — отражена корректировка амортизации.[8]

3. АМОРТИЗАЦИЯОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Амортизация и амортизационные отчисления
Основные средства в процессе их использования постепенноизнашиваются, и по мере износа (амортизации) они «передают» свою стоимость наготовую продукцию и оказанные услуги.
Амортизация дает возможность переносить стоимость основныхсредств по частям на себестоимость продукции и оказанных услуг.
Вбухгалтерском учете используются два понятия – амортизация и амортизационныеотчисления.
Амортизацию можно определить как процессудешевления основных средств вследствие их использования или устаревания.Накопленная амортизация отражается на балансовом счете 02 «Амортизация основныхсредств».
Аамортизационныеотчисления – это расходы организации, связанные с амортизацией. В бухгалтерскомучете амортизационные отчисления отражаются как оборот с дебета счета 02, в кредитсчетов учета затрат на производство (20, 25 и др.)
Понятие амортизация тесно связано с понятием остаточнаястоимость,которая определяется как начальная стоимость основного средства за вычетомсуммы накопленной амортизации. Это можно выразить следующей формулой:
ОС = НС – НА
Остаточная стоимость, определенная по данной формуле,называется исторической стоимостью основного средства. Историческая стоимостьопределяется по фактическим затратам, связанным с приобретением, а также споследующими модернизациями и реконструкциями основного средства за вычетомнакопленной амортизации.
Из приведенной формулы можно получить другую формулу:
НА = НС – ОС
При расчете накопленной амортизации основного средствабухгалтерия организации может действовать в соответствии с последней формулой.При этом получится следующий алгоритм начисления амортизации.
В конце каждого месяца бухгалтерия переоценивает основныесредства, определяя их остаточную стоимость, и по последней формуле вычисляетновую сумму накопленной амортизации.
При этом предварительно выбирается один из двух вариантов, покоторому остаточной стоимости будет соответствовать определение ликвидационнаяили восстановительная стоимость.
Ликвидационная стоимость – это цена, по которой основное средство можно продать.
Восстановительная стоимость – это цена, по которой можно купить аналогичноеосновное средство с аналогичной степенью изношенности.
При определении остаточной стоимости с использованием этихвариантов получаются два разных результата расчета амортизации, посколькувосстановительная остаточная стоимость основного средства превышает еголиквидационную стоимость.
Вариантрасчета амортизации путем определения ликвидационной стоимости может датьпарадоксальный результат, поскольку в некоторых ситуациях ликвидационнаястоимость основного средства может быть в разы меньше его начальной стоимости.Например, предприятие, выпускающее уникальную продукцию, заказало и купилоуникальное оборудование, потребовавшее сложного монтажа. Если же внезапно будетпринято решение о ликвидации данного бизнеса, то это уникальное оборудованиеможно продать только по цене металлолома, причем из этой цены придется вычестьзатраты на демонтаж этого оборудования.[10]3.2 Общие правила амортизации
Определение как восстановительной, так и ликвидационнойстоимости – процедура трудоемкая и дорогостоящая. Поэтому в бухгалтерскойпрактике остаточная стоимость основных средств оценивается по историческойстоимости. Именно такой вариант принят как основной в российских стандартахбухгалтерского учета. Если организация выберет разумные правила амортизацииосновных средств и ежегодно будет проводить переоценку, то оценка стоимостиосновных средств будет корректироваться в сторону восстановительной стоимости.
Следует отметить, что амортизации подлежат не любые основныесредства. В частности, амортизация не начисляется на «вечные ценности»:земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы.
Объекты основных средств стоимостью до 20 000 руб.включительно также не амортизируются. Они списываются на затраты по основнойдеятельности сразу при передаче их в эксплуатацию.
Организация имеет право уменьшить указанный предел (20000 руб.), что следует указать в учетной политике.
При принятии объекта к бухгалтерскому учету следуетустановить срок его полезного использования и определить способ начисленияамортизации:
• линейный;
• уменьшаемого остатка;
• по сумме чисел лет срока полезного использования;
• пропорционально объему продукции (работ).
Один из способов начисления амортизации по группе однородныхобъектов основных средств применяется в течение всего срока полезногоиспользования объектов, входящих в группу.
Способначисления амортизации определяется не индивидуально, а для группы однородныхобъектов. Однажды выбранный способ должен применяться на протяжении всего срокаслужбы объекта. Хотя правила бухгалтерского учета позволяют использовать разныеспособы начисления амортизации для разных групп объектов, на практике ворганизации обычно используется один способ для всех объектов основных средств.
Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с 1‑гочисла месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен вэксплуатацию. Начисление амортизации прекращается с 1 – го числа месяца,следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либокогда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.
Начисление амортизации может периодически приостанавливаться,при этом срок полезного использования будет соответственно продлеваться. Этовозможно в случаях перевода основного средства на консервацию на период болеетрех месяцев, а также при восстановлении объекта длительностью более года.[7]3.3 Срок полезного использования
Сроком полезного использования является период, в течениекоторого объект основных средств служит для выполнения целей деятельностиорганизации. Срок полезного использования определяется организациейсамостоятельно. В дальнейшем организация имеет право увеличить срок полезногоиспользования объекта по результатам реконструкций и модернизаций.
Срок полезногоиспользования основных средств влияет на общую сумму налога на имущество,который рассчитывается прямо пропорционально остаточной стоимости основныхсредств. Поэтому, чтобы минимизировать платежи по указанному налогу,организация должна:
• установитькак можно меньший срок полезного использования имущества;
• увеличиватьсрок использования, а также уменьшить предельную стоимость амортизируемыхосновных средств (20 000 руб.), что предусмотрено законодательством.
Однако организация не вправе определить срок полезногоиспользования произвольно – этот срок должен быть обоснован. Чтобы исключитьвозможные претензии со стороны ФНС России, организации следуетруководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационныегруппы, которая предназначена для налогового учета, но допускается ееиспользование в целях бухгалтерского учета.
В соответствии с упомянутой классификацией амортизируемыеосновные средства объединяются в следующие группы:
• первая – имущество со сроком полезного использованияот 1 года до 2 лет включительно;
• вторая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 2 лет до 3 лет включительно;
• третья – имущество со сроком полезного использованиясвыше 3 лет до 5 лет включительно;
• четвертая – имущество со сроком полезногоиспользования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
• пятая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 7 лет до 10 лет включительно;
• шестая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 10 лет до 15 лет включительно;
• седьмая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 15 лет до 20 лет включительно;
• восьмая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 20 лет до 25 лет включительно;
• девятая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 25 лет до 30 лет включительно;
• десятая – имущество со сроком полезного использованиясвыше 30 лет.
В указанной классификации по каждой группе подробноперечислены виды основных средств, которые включаются в ее состав.
Конкретный срок использования объектов основных средстворганизация выбирает самостоятельно в пределах, установленных для заданнойамортизационной группы.
Чтобыминимизировать общую сумму платежей по налогу на имущество, для каждой группыследует выбрать минимальный установленный срок полезного использования.[12]
Для тех видов основных средств, которые не указаны вамортизационных группах, срок полезного использования устанавливаетсяорганизацией в соответствии с техническими условиями или рекомендациямиорганизаций ‑ изготовителей.3.4 Способы начисления амортизации
Организация может начислять амортизацию по временииспользования, для чего предназначены три способа начисления амортизации, атакже по интенсивности использования основного средства – способ списаниястоимости пропорционально объему продукции (работ).
Во всех трех способах повременного начисления амортизациипредусматривается, что в течение каждого календарного года амортизацияначисляется ежемесячно равными долями (т. е. в размере 1/12 годовойсуммы). Но если при использовании первого способа считается, что годовая сумманеизменна, то при применении двух других способов она меняется: в последующиегоды уменьшается.
При сезонном характере работы организации годовая суммаамортизации распределяется только по тем месяцам, когда основное средствореально используется.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
• при использовании линейного способа – исходя изпервоначальной стоимости (с учетом переоценок) и нормы амортизации, начисленнойисходя из срока полезного использования объекта;
Агод. =ПС x Nа,
где ПС — первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Nа — норма амортизации, рассчитанная исходя из срока полезного использования объектаосновных средств.
Пример.Исходные данные: 15 апреля 2009 г. ООО «X» приобрело партию станковдля производства продукции на сумму 300 000 руб. без НДС.
16апреля 2009 г. станки были поставлены на бухгалтерский и налоговый учет ивведены в эксплуатацию.
Согласноучетной политике для целей налогообложения амортизация начисляется линейнымспособом.
Справочныеданные: в соответствии с Классификацией основных средств приобретенные объектыотносятся к третьей амортизационной группе. Приказом руководителя былустановлен срок полезного использования станков — 38 месяцев.
Решение:
май 2009г.:
K = 1:n x 100% = 1: 38 мес. x 100% = 2,6%;
Амес. =300 000 руб. x 2,6% = 7800 руб. и т.д. в течение всего срока полезногоиспользования. [3]
• при использовании способа уменьшаемого остатка –исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетногогода и нормы амортизации, начисленной с учетом срока полезного использованияэтого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

Агод. = ОС x Nа x Куск.,
где ОС — остаточная стоимость объекта основных средств;
Куск. — коэффициент ускорения.
• при использовании способа списания стоимости по суммечисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости (сучетом переоценок) и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихсядо конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чиселлет срока полезного использования объекта.
Агод. = ПС х ЧЛПспи: СЧЛспи,
где ЧЛспи — число лет срока полезногоиспользования;
СЧЛспи — сумма чисел лет срокаполезного использования.
Сравним повременные способы начисления амортизации на примере объекта основных средствс первоначальной стоимостью 100 000 руб. и сроком службы пять лет.Переоценки объекта не проводятся.
При использовании линейного способа начисления амортизациигодовая норма амортизации составит 1/5 от начальной стоимости, т. е.20 %. Ежегодное начисление амортизации на протяжении каждого года из пятилет составит 20 000 руб.
До начала использования способа уменьшаемого остатка следуетвыбрать коэффициент ускорения. С точки зрения минимизации платежей по налогу наимущество наиболее выгоден максимальный коэффициент– 3.
При указанном значении коэффициента ускорения ежегодная нормаамортизации 20 % увеличивается трехкратно и составляет 60 %. Но вотличие от линейного способа годовая сумма амортизации рассчитывается не отпервоначальной, а от остаточной стоимости основного средства на начало года.
В первый год начисления амортизации остаточная стоимость наначало года совпадает с первоначальной стоимостью, поэтому годовая суммаамортизации составит 60 000 руб. (60 % от 100 000 руб.).
Далее остаточная стоимость составит:
– на начало второго года – 40000 руб.(100000 руб. – 60000 руб.), а годовая сумма амортизации – 24000 руб. (60 % от 40 000 руб.);
– на начало третьего года – 16 000 руб. (40000 руб. – 24 000 руб.), а годовая сумма амортизации –9600 руб. (60 % от 16 000 руб.);
– на начало четвертого года – 6400 руб. (16000 руб. – 9600 руб.), а годовая сумма амортизации –3840 руб. (60 % от 6400 руб.);
– на начало пятого года – 2560 руб.(6400 руб. – 3840 руб.), а годовая сумма амортизации –1536 руб. (60 % от 2560 руб.);
– на конец пятого года – 1024 руб.(2560 руб. – 1536 руб.). То есть по истечении назначенного срокаполезного использования основного средства его стоимость не будет полностьюпогашена, а согласно правилам начисление амортизации должно быть продолжено.
При способе списания стоимостипосумме чиселлет срока полезногоиспользования годовая сумма амортизационныхотчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основныхсредств и годового соотношения, где в числителе – количество лет, остающихся доконца срока службы.
Если установленный срок полезного использования объекта –пять лет, то сумма чисел лет срока его службы составляет 15 лет (1 + 2 + 3 + 4+ 5). В первый год эксплуатации указанного объекта должна быть начисленаамортизация в размере 5/15 начальной стоимости, что составит 33 330 руб.;во второй год – 4/15 начальной стоимости, что составит 26 670 руб.;в третий год – 3/15, что составит 20 000 руб.; в четвертый год –2/15, что составит 13 330 руб.; в пятый (последний) год – 1/15, чтосоставит 6670 руб.
При использовании способа уменьшаемого остатка и способасписания по сумме чисел лет срока полезного использования с течением временисумма амортизационных отчислений уменьшается. Это соответствует экономическомусмыслу использования основного средства, поскольку обычно со временем оноустаревает и его полезность уменьшается.
Расчетыподтверждают, что для минимизации платежей по налогу на имущество способуменьшаемого остатка является самым выгодным при любых сроках полезногоиспользования объекта. По сравнению с линейным способом общая сумманачисленного налога будет меньше в 1,5 раза при длительных сроках использованияобъекта и почти в 3 раза при сроках менее пяти лет. Экономия на налоге наимущество достигается за счет максимального снижения остаточной стоимостиосновных средств в пределах возможностей, предоставляемых законодательством.Выбор параметров амортизации основных средств должен быть тщательно согласовансо стратегическими планами организации. Следует учитывать, что однаждыустановленные в бухгалтерском учете параметры амортизации основного средства неподлежат изменению.Начисление амортизации пропорциональноинтенсивности использования основных средств
Для некоторых видов объектов основных средств организацияможет выбрать способ списания стоимости пропорционально объему продукции(работ).
Амортизационные отчисления рассчитываются пропорциональнозначению натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде исоотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемогообъема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основныхсредств.
Амес. =ОВф x ПС: ОВп,
где ОВф- фактический объем выпуска готовой продукции в отчетном месяце;
ОВп — планируемый объем выпуска готовой продукции на весь период использованияобъекта основных средств.
Этот способприменяется к автотранспортным средствам, для которых показателем объема работявляется пробег по автомобильному счетчику.
Например,если согласно техническим данным транспортное средство рассчитано на пробег200 тыс. км, то на каждую тысячу километров пробега следует списывать1/200 долю его первоначальной стоимости.
Однакоиспользовать данный способ амортизации сложнее, чем повременные способы. Позавершении каждого месяца требуется собирать показатели использования всехобъектов основных средств, амортизация по которым начисляется данным способом.Поэтому на практике этот способ применяется редко.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для осуществления своей производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальныеусловия. Они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют ихразвитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объектучета, который называется основные средства.
Отличительной особенностью основных средств является ихмногократное использование в процессе производства, сохранение первоначальноговнешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействиемпроизводственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно ипереносят свою стоимость на создаваемую продукцию частями.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, всвоей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяютпроизводственную мощность предприятия. На протяжении длительного периодаиспользования основные средства поступают на предприятие и передаются вэксплуатацию; изнашиваются; подвергаются ремонту, при помощи котороговосстанавливаются их физические свойства; перемещаются внутри предприятия;выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшегоиспользования.
В системе рыночных отношений задачами бухгалтерского учетаявляются правильное и своевременное отражение поступления, выбытия иперемещения основных средств, контроль за их наличием и сохранностью в местахэксплуатации; своевременное и точное исчисление износа основных средств иправильное его отражение в учете; определение затрат по ремонту и контроль зарациональным использованием средств, выделенных для этой цели; своевременноепроведение переоценки.

Список литературы
1. План счетов побухгалтерскому учёту. 2010.
2. Положение побухгалтерскому учёту « Учёт основных средств ПБУ 6/01, утверждённое приказомМинфина РФ №26 от 30.03.01.
3. АгабекянО.В., Макарова К.С. « Учёт и налогообложение основных средств»/Налоговыйвестник .2007. 147с.
4. АнцифероваИ. В. «Бухгалтерский финансовый учёт» -М.: Перспектива, 2005. 289с.
5. БычковаС. М., Бабмаева Д.Г. «Бухгалтерский финансовый учёт». Учебное пособие.- М.:Эксмо 2008. 528с.
6.Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. Бухгалтерский учёт: конспект лекций.- М.: 2008.189с.
7.Камарджданова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учёт-3-е. изд. СПб.:Питер, 2008. 289с.
8.Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учёт. Учебник 2-е изд. исп. и доп. –М.: ОМЕГА-Л 2005. 657с.
9.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: учебное пособие-5-е изд. перераб. и доп. –М.:ИНФРА-М, 20007.
10.Крюкова А.В. « Бухгалтерский учёт с нуля», ЭКСМО. Учебное пособие. 2010. 368с.
11.Сапожникова Н.Г. «Бухгалтерский учёт»: учебник 2-е изд. -М.: КНОРУС, 2008.
12.Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: учебно-практическое пособие .4-е изд. – М.:ОМЕГА — Л, 2008
13.Главбух « Практический журнал для бухгалтера» .4 выпуск, февраль 2010.
14.Главбух « Практический журнал для бухгалтера» апрель 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Матеріально-технічна база підприємства оптової торгівлі та робота непродовольчого магазину самообслуговування
Реферат Расчет оптимального теплообменника по параметрам эффективности теплопередачи
Реферат Лечение пароксизмальной формы фибрилляции предсердий ПФФП
Реферат Типы саморегуляции кровообращения как критерии адаптационных возможностей организма спортсмена к физическим нагрузкам различного характера
Реферат 1. Проблема,яку передбачається розв’язати шляхом державного регулювання
Реферат Мёд, Сахар, Заменители сахара
Реферат Государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений
Реферат Получение первичных профессиональных навыков по вычислительной технике, технологии и организации производства.
Реферат Шелли П. Б. Великий Дух: Стихотворения / Пер с англ. К. Д. Бальмонта
Реферат Бухгалтерский учет XXI века
Реферат Теория химико-технологических процессов органического синтеза
Реферат Аудит в современном мире развивался с тех пор, как возникла концепция компании как юридически независимой единицы
Реферат Безопасность на предприятии
Реферат Основные принципы построения сети 1-WIRE
Реферат Обов’язки та права державних службовців