Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы

Курсовая работа
«Аудит и консалтинг: проблемыи перспективы»

Содержание
Введение
1. Понятие о консалтингеи аудите
2. История консалтинга иаудита
3. Аудит и консалтинг всовременной России: проблемы и перспективы
Заключение
Литература

Введение
С переходом к рыночным отношениям экономическаяжизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Среди них далеконе последнее место занимают понятия «консалтинг» и «аудита».
В настоящеевремя резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономикеуправления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан срешением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления иорганизованного развития – консалтинг, что означает консультирование. Консалтингобычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занятоболее 700 тыс. человек. Конкуренция в этой сфере предъявляет высокие требованияк качеству такого рода услуг. В зависимости от назначения консалтинга и роликонсультанта и клиента принято выделять следующие виды консультирования:экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании выполняютсядиагностика, разработка решений и рекомендации по их внедрению. Клиент обязанобеспечить необходимой информацией и сделать оценку предоставленныхрезультатов. При процессном консультировании консультант постоянновзаимодействует с клиентом при оценке идей, решений и результатов внедрения.При обучающем консалтинге консультант предоставляет клиенту теоретическую ипрактическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий.
В Россииособое значение приобрело консультирование по вопросам антикризисногоуправления предприятием, где рассматриваются направления: стратегическийменеджмент, антикризисная маркетинговая политика, реинжиниринг, менеджментнеплатежеспособных предприятий, управление риском, контроль и контроллинг,обеспечение безопасности компании, ликвидация несостоятельных предприятий. Потребностьв консалтинге постоянно растет. В условиях переходной экономики спрос наспециалистов различных областей бизнеса, сопряженных с реализацией экономическихпрограмм, существует и продолжает расти.
С появлениемрегулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности вРоссийской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждениинормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил(стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественноновый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России уже сформировалсярынок аудиторских услуг. Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организацияобязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резкоувеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности –учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. Атакое доверие значит для предприятия очень много.
Такимобразом, актуальность темы курсовой работы очевидна. Наша цель – показатьзначение консалтинга и аудита для развития международного и российского управлениябизнесом. В задачи работы также входит:
— раскрытьтеоретическое представление о консалтинге и аудите в мировой экономическойнауке;
— проследитьисторию возникновения и развития консалтинга и аудита как в международной, таки в отечественной экономической практике;
— показатьосновные особенности и тенденции развития аудиторско-консалтинговых услуг всовременной России.
Разумеется,данная работа не претендует на исчерпывающий анализ данной чрезвычайно широкойпроблемы. В одной из интерпретаций закона Мэрфи сказано: «Если рассмотретьпроблему достаточно внимательно, то Вы увидите себя частью этой проблемы». Вэтой глубокомысленной фразе, по сути, и заключается суть настоящей работы — ощутитьвсю важность проблематики развития этих на сегодняшний день отраслей мировойбизнес-индустрии для экономического развития современной России. Общеизвестно,что ничто не возникает просто так. Любые процессы, социально-экономическиеизменения, имеющие, казалось бы, поверхностный, скопированный в духе подражаниякому или чему-либо характер, на самом деле характеризуются объективнымипричинами. Это напрямую касается и российского аудита и консалтинга.

1. Понятиео консалтинге и аудите
Существуетмного определений термину «консалтинг». Не вдаваясь в теоретические споры,остановимся на следующем толковании данного вида деятельности. Консалтинг – видбизнеса, при котором корпоративный клиент обращается за советом или помощью кнезависимым экспертам (советникам, консультантам) для решения одной илинескольких насущных задач. В общем случае консалтинговая деятельность можетвключать анализ бизнес-процессов клиента, оптимизацию управления на основенаучно-технических инноваций, передового опыта других компаний, а также анализвозможных перспектив развития предприятия и обоснование предложенных стратегий.
На практикеконсультанты готовы помочь в управленческой, экономической, финансовой,инвестиционной деятельности организации, стратегическом планировании,оптимизации общего функционирования фирмы.
Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950 — 60-е годы, которые называют «золотым веком консалтинга». В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.
Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты консалтинговых компаний:
1. Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.
2. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.
3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач:
а) поиск источников финансирования и эффективного его использования;
б) анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности;
в) перспективное укрепление финансового положения организации.
4. Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса.
5. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.
6. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.
7. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.
8. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленны видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.
Существует лиединая методика оценки эффективности консалтинговых услуг? Как оценитьэффективность работы того или иного консультанта? Какими критериями долженруководствоваться заказчик, выбирая консалтинговую компанию?
Однозначныхответов на данные вопросы тоже не существует. Прежде чем отдавать предпочтениетой или иной консалтинговой компании, заказчику необходимо, прежде всего, четкоопределиться с целями и задачами. Какую проблему компания, в конечном итоге,хочет решить с помощью консультанта? Также следует определить возможный бюджетданного проекта. Существует две принципиально различные стратегии: обратиться к«консалтинговому гиганту», или же к маленькому игроку. Большие консалтинговыекорпорации, как правило, имеют за плечами огромный опыт и безупречнуюрепутацию. У них в запасе есть отработанные, проверенные временем процедуры,что является несомненным плюсом. В таких компаниях работают профессионалывысочайшего класса, потому что у компании есть средства и желание инвестироватьв своих сотрудников.
По словамСанала Ушанова, партнера финансовой практики компании Accenture: «Главнымактивом Accenture являются сотрудники. Мы уделяем большое внимание постоянномуповышению квалификации наших специалистов. Каждый специалист на протяжении всейсвоей карьеры в Accenture проходит интенсивные тренинги для получения навыков всфере управленческого консультирования и информационных технологий, включая 750часов для начинающих в течение первых пяти лет» [24] Однако стоимость такихконсультантов зачастую бывает слишком высока для малого и среднего бизнеса. Вэтом случае, на помощь приходят небольшие консалтинговые фирмы. Они являютсядовольно гибкими, просят за свои услуги намного меньше, однако способныпредоставлять действительно качественные услуги в узких областях своейкомпетенции.
Тесно связанным с консалтингом является понятие «аудит». Вэкономической литературе, как в зарубежной, так и в отечественной, встречаютсяразличные трактовки и определения аудита:
1) Согласноглоссарию международных терминов контроля, audit (ревизия) — обзор деятельностии операций организации для того, чтобы убедиться, что они выполняются всоответствии с утвержденными целями, бюджетом, правилами и стандартами.
2) Адъюкт-профессорпо бухгалтерскому учету Высшей коммерческой школы Парижа Ж. Леворш формулируетпонятие аудит следующим образом: «аудит — систематический процесс получения иоценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий исобытий, установления степени соответствия этих данных установленным критериями сообщения результатов заинтересованным пользователям» [19].
3) Поопределению Э.А. Аренса и Дж. К. Лоббека аудит представлен, как процесс,посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оцениваетсвидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся кспецифической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своемзаключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
4) Любомупользователю аудиторской информацией стало бы понятней другое определение,которое непосредственно вытекает из всех ранее отмеченных. Аудит — это процессуменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователейфинансовых отчетов.
5) ВФедеральном законе «Об аудиторской деятельности в РФ» от 6 августа 2001 года №119-ФЗ дается следующее определение аудита: «аудиторская деятельность (аудит) –это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерскогоучета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей» [тамже].
Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учетазаконодательству. Под достоверностью понимается степень точности данныхфинансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяетпользователю этойотчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатаххозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лици принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. При этом аудитне подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской)отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством уполномоченнымиорганами государственной власти. В отличие от последнего аудит не являетсяобязательным, нополученные на основании аудиторской проверки от профессионалов рекомендации небудут лишними для руководства компании. В первую очередь, он помогает избежать многихошибок и вовремя их скорректировать. Аудитор- это не представитель контролирующих органов, а, прежде всего, консультант. Одна из частыхцелей аудита — минимизироватьналоговые риски, разработать рекомендации для подготовки к текущей налоговойпроверке. Руководителюже аудиторская проверка поможет понять, насколько эффективна системавнутреннего контроля в организации, и получить конкретные рекомендации поулучшению работы. Для финансового работника общение с профессиональнымаудитором или консультантом — это способ повысить квалификацию.
Намакроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры,необходимость функционирования которого определяется, как минимум, следующими двумяобстоятельствами:
— бухгалтерскаяотчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частностиприменения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактовхозяйственной деятельности;
— степеньдостоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может бытьсамостоятельно оценена большинством пользователей из-за затрудненности доступак учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложностихозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономическихсубъектов.
Аудитвыполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии стребованиями национального законодательства. Его результаты служат основаниемдля принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью аудита клиентыкомпании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельностикомпании.
Аудит можно классифицировать в соответствии с выполняемымифункциями на три группы, называемыми также «вариантами» аудита:
Аудитфинансовой отчетности представляет собой сбор информации касающейся представленнойфинансовой отчетности и определение степени достоверности этой информацииобщепринятым принципам бухгалтерского учета.
Аудит насоответствие требованиям предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретныхправил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказываютвоздействие на операции или отчеты.
Операционныйаудитиспользуется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, дляоценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использоватьдля контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ,работой предприятия и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективностиработы или деятельности администрации.
В зависимости от положения аудитора к клиенту различают такжевнешний и внутренний аудит. Под внешним аудитом понимают независимуюэкспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта сцелью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, атакже консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным идругим вопросам. Внутренний аудит, в отличие от внешнего,осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурнымподразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственногоконтроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системыуправления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями поповышению эффективности экономики предприятия.
С позициитребования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:
Обязательныйаудит.Этот вид аудита предусматривается законодательством и предприятие обязано дляпроверки финансово- хозяйственной деятельности приглашать аудиторов.Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведенииобязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которыхдоля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет неменее 25%, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должноосуществляться по итогам проведения открытого конкурса.
Инициативный(добровольный)аудит, проводится по инициативе собственников предприятия либо другихлиц (субъектов), в случаях, когда законодательство прямо не предусматриваетобязательность аудита. Характер и масштабы такой проверки зависят от желанияклиента.
По назначениювыделяют:
Налоговыйаудит –это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов,соблюдения налоговой политики.
Ценовойаудит –это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитыхстранах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходовна оборонный заказ).
Специальныйаудит (экологический,операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенныхпроцедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности,добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильностьсоставления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
Аудиторы посвоему усмотрению выбирают время проведения аудиторы и распределяют по срокамего отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяетсядоговором на проведение аудита, который должен заключаться с аудитором,выбранным владельцами компании. Как правило, консалтинговые компании и выступаютв роли независимых аудиторов, и уже на основании аудиторской проверкипредоставляют свои консалтинговые услуги.
В реальной бизнес-практике независимыеаудиторско-консалтинговые компании сами подбирают себе клиентов. На сегодняшнийдень существуют специальные стратегии такого выбора.
В экономической литературе всех клиентоваудиторско-консалтинговых компаний принято подразделять на 2 группы:формально-официальные клиенты, желающие получить положительное аудиторскоезаключение с минимальными трудозатратами и более короткими сроками проведенияаудиторской проверки, и неформальные. К последним относятся клиенты,заинтересованные в достоверной информации о финансово.- хозяйственнойдеятельности организации. В этом случае аудиторы одновременно выступают и каквнешние, и как внутренние. Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки,аудиторы должны иметь надлежащие критерии оценки потенциальных клиентов. К нимотносятся:
— оценка характера отрасли,
— оценка целей аудиторской проверки у данного клиента ивозможного использования его результатов;
— предварительная оценка потенциальной трудоемкости исложности аудита, а также аудиторского риска;
— оценка причин смены аудиторов;
— знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений;
— аналитическая проверка отчетности;
— предварительное знакомство с состоянием бухучета иотчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами клиента;
— выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговымиорганами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации;
— оценка собственной способности аудиторской фирмы илиаудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала,знания отрасли клиента.
В крупных аудиторских фирмах используются контрольные листы,на основании которых осуществляется оценка потенциальных клиентов по шкалериска от низкого до высокого. Если результаты перечисленных или других процедуробнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной итрудоемкой, клиенту отказывается в проверке.
Вмеждународной аудиторской практике сложился строго соблюдаемый кодекспрофессиональной этики аудиторской деятельности. Такой строгорегламентированный кодекс профессионального поведения предназначен в первуюочередь для поддержания высокой репутации данной профессии, ее морального имиджа.Необходимость в нем обусловлена также повышенной ответственностью указанныхспециалистов перед собственниками организации, деятельность которой проверяют,государством, инвесторами, кредиторами, персоналом организации и т.д.Потребность в особых правилах поведения аудитора во время проверки и поотношению к другим сторонам его деятельности и профессионального статуса, помнению ученых, вызвана рядом обстоятельств:
— рольнезависимого эксперта, которую выполняет аудитор, предполагает, что не должновозникать сомнений в честности, непредвзятости, высоком уровне квалификацииаудитора, его порядочности и других моральных качествах.
— аудитор впроверяемой организации и вне ее имеет деловые, служебные отношения с большимкругом лиц. В ходе проверки он вынужден обращаться к ним с письменными иустными запросами. Чтобы получить обстоятельный и обоснованный ответ, нужноуметь располагать людей к себе, в том числе профессиональным поведением,умением правильно формулировать вопросы, внимательно относиться к ответам,тактично проявлять профессиональный скептицизм по поводу их содержания.
— в процессепроверки и вне ее аудитору самому приходится отвечать на многочисленные вопросыбухгалтеров и других работников организации, консультировать их, разъяснятьположения новых нормативных документов. Эти ответы и консультации должны бытьоснованы на глубоком знании предмета. Аудитор не имеет права советоватьклиенту, как обойти закон, обмануть партнеров по бизнесу, нарушить налоговыетребования.
— аудиторунеобходимо уметь защищать свое мнение, свое заключение не только передклиентом, но и перед любой другой инстанцией.
— по итогампроверки аудитор выступает перед собранием акционеров, пайщиков или другихсобственников, где кроме оглашения своего заключения должен открыто и честносказать им о выявленных им нарушениях законодательства, фактахбесхозяйственности, обнаруженных приписках, подлогах и других искаженияхотчетности.
Главные требования кодекса этики аудиторов определеныМеждународной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработкиэтических требований, подробных правил и стандартов поведения в каждой стране,где осуществляется аудит. На основе Международного кодекса этикипрофессиональных бухгалтеров в РФ принят Кодекс профессиональной этикиаудиторов, который утвержден Аудиторской палатой России 04.12.1996 г. Внастоящее время действует Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом поаудиторской деятельности при Минфине РФ 28.08.2003 [16]. Международный кодексэтики устанавливает стандарты поведения профессиональных бухгалтеров и излагаетосновные принципы, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерамидля достижения общих целей в разных странах:
— владение определенными интеллектуальными умениями,приобретенными посредством подготовки образования;
— приверженность общему кодексу ценностей и поведения,принятому соответствующим административным органом, в том числе поддержкаобъективной точки зрения;
— осознание своего долга перед обществом в целом.
Естественно, ввиду всей ее важности для экономики,государство не оставляет своим вниманием аудиторскую деятельность. Кроме того,у него, как правило, есть свои аудиторские организации, которые занимаютсяпроверкой государственной финансовой документации (например, Счетная Палата вРФ). На сегодняшний день существуют различные подходы к государственномуконтролю аудиторов.
Для стран Западной (континентальной) Европы характернажесткая система регламентации аудиторской деятельности. Государственноерегулирование здесь построено на законодательных актах, охватывающих всехучастников аудиторской деятельности и все связи между ними. Государственныморганам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролюкачества, лишения лицензий и др. Устанавливается обязательный характерстандартов аудиторской деятельности. Роль профессиональных объединенийнезначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждениизаконодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций.
Другая модельхарактерна для США и Великобритании. Для нее характерна относительнаясамостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль принадлежитпрофессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качествааудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита. Государственное регулирование осуществляетсяв рамках общего регулирования экономики и других сфер. Характерно существованиенескольких типов аудиторов – независимые, внутренние, государственные,аудиторы-контролеры и др. Для данной модели характерно, что профессиональныепринципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторамизанимают центральное место в системе регулирования. Дополнительно выделяютсмешанную модель – южноамериканскую, она характерна для стран бывших колоний, изависит от того, какая страна была колонизатором.
В настоящиймомент в России применяется Европейская концепция регулирования аудиторскойдеятельности (с жесткой системой государственного регулирования).

2. Историяконсалтинга и аудита
Аудит иконсалтинг, как экономические явления, сейчас сросшиеся почти неразрывно,возникли и долгое время развивались практически независимо друг от друга.
Еще вглубокой древности у властителей были советники, зачастую выполняющие рольсовременных консультантов. Но если говорить о консалтинге в современномпонимании, то он представляет собой сравнительно молодое экономическое явление,окончательно оформившееся только к началу XX века. Исторически первым возникаетуправленческий консалтинг, который зародился в ходе промышленной революции,когда начали появляться первые фабрики, а также связанные с этиминституциональные и общественные преобразования. Консалтинг становитсявозможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опытадостигает развитой стадии. Следовательно, должны быть выявлены и описаныразличные методы и принципы консультирования, а предприниматель должен иметьуровень неудовлетворенности своим положением и желание совершенствовать своидела и методы управления. Первые условия для этого были созданы лишь во второйполовине XIX в., когда зародилось движение научного управления.Консультирование на основе научного управления концентрировалось на вопросахпроизводительности и эффективности работы фабрики, рациональной организациитруда и снижении издержек производства. Такое консультирование называлиорганизацией производства, а консультантов – экспертами по эффективности.
В начале XXв. область деятельности консалтинга возросла. Появились первые профессиональныеконсультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэррин и ГаррингтонЭмерсон. Последние двое основали первые консалтинговые фирмы. В 1914 г. вЧикаго Эдвин Буз основал службу деловых исследований «Буз-Аллен энд Хамилтон».Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, поуправлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию,давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам –«МакКинси энд Компани» и «А.Т. Карни». В 20 — 30е годы после «великойдепрессии» управленческий консалтинг завоевал признание во всех промышленноразвитых странах. Однако его объем и области применения оставалисьограниченными. Их услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Почтиодновременно появился спрос на консультирование государственного сектора ивоенного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время второй мировойвойны.
Послевоенныйпериод называют «золотыми годами» консультирования. Именно в то время спрос наконсалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Это было обусловленопослевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорениемтехнологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли ифинансов. Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют и внастоящее время и занимают лидирующие позиции. Например, «РА» (Великобритания)в 1943 г. имела лишь 6 консультантов, в 1963 г. – 370, а в 1984 г. – более 1300консультантов в 22 странах. Появилась концепция реструктуризации, т.е.разукрупнение предприятий и слияние – образование стратегических альянсов исовместное использование ресурсов для повышения гибкости предприятий исокращения управленческих издержек.
Консалтингполучил столь широкое распространение, что в США в 70-е годы на каждые 100управляющих в промышленности приходился 1 консультант. В 80-е годы появилсятермин «консультантовооруженность», который определяется отношением общегочисла жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5тыс.чел.; в США – 4,5; в странах Западной Европы – 12,5; в развивающихсястранах – 250-300.
Сначала 60-х годов управленческим консультированием начали заниматься ибухгалтерские фирмы «Большой восьмерки»: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopersand Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick,Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые извышеперечисленных фирм объединились и образовалась «Большая шестерка»: ArthurAndersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG;Price Waterhouse. В 1998 г. намечалось слияние KPMG с Ernst and Young и PriceWaterhouse с Coopers and Lybrand. Однако произошло слияние только у PriceWaterhouse с Coopers and Lybrand. Следовательно, крупнейшие аудиторско-консалтинговыекомпании называют теперь «Большой пятеркой».
Вмае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов поуправлению. В ней приняли участие консультанты из 231 консалтинговой фирмы изВеликобритании, США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании,Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии,Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин.Эта конференция открыла новую эру развития консалтинга. В последующие годынаблюдался особый рост консалтинговых услуг во всем мире.
Аудитпервоначально был не чем иным, как простой проверкой и подтверждениемдостоверности бухгалтерских документов и отчетности. Как система контроляфинансов онизвестен с глубокой древности. Уже в Древнем Риме II в. до н. э.появилась похожая должность квесторов – финансовых контролеров, осуществлявших контроль загосударственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим ивыслушивались экзаменаторами [14]. Такая практика и дала термин «аудитор» отлатинского «слушать». Самапо себе ревизионная деятельность – ровесница государству. Дошедшие до насписьменные источники свидетельствует о существовании специальных контролирующихорганов не только в Древнем Риме, но и намного древнее – в Древнем Египте иВавилоне [4]. В древнем мире имела место в основном публично-правоваяотчетность. Так, если верить Геродоту, на пирамиде Хеопса вырезано, сколькочеснока, редиски, лука и других продуктов было выдано людям, занятым настроительстве пирамиды, общая стоимость которой составила 1500 талантов. До насдошел отчет, вырезанный на стене Парфенона, согласно которому стоимостьстроительства составила 469 талантов.
Более широкоеразвитие аудит получает в Средние века в англоязычных странах и, в первуюочередь в Англии, считающейся родиной современного аудита. Официально такаядолжность при английском королевском дворе упоминается в документах XII – XIVвв. [23; 12]
Аудиторы восновном рассматривали первичные документы, регистры бухгалтерского учета, атакже составленную на их основе бухгалтерскую отчетность. Только затем аудитстал системно–ориентированным. При этом практикующие аудиторы – профессионалыстали более внимательно изучать взаимоотношения между людьми (междуорганизаторами и исполнителями бизнеса своих клиентов), составляющими ииспользующими бухгалтерские документы и записи. Первые независимые аудиторы появились вXIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводахозначает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведенияхназывали отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производилдоверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденногоматериала.
Независимыеаудиторы могут работать индивидуально, но чаще они объединяются в фирмы иорганизации (это более эффективно), которые могут иметь различные наименования.   В странах Запада сейчас функционируют десятки тысяч аудиторских фирм (тольков США их более сорока пяти тысяч), от частных, состоящих из одного человека илинескольких бухгалтеров (таких фирм около 90 — 95 %), до огромных, играющихрешающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными корпорациями.
Возникновениеаудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимаетсяуправлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладываетденьги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние немогли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которуюпредоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточночастые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенноповышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что ихне обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражаетдействительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильностифинансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди,которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями,предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако сусложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошаяпрофессиональная подготовка аудитора.
Как ужеговорилось, сторической родиной современного аудита считается Англия, где с1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правленияакционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специальногочеловека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. До конца40-х гг. XX века аудит в основном заключался в проверке документации,подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этихопераций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.После 1949 года независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросамвнутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системевнутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данныедостаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься большеконсультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками.Такой аудит получил название системно-ориентированного.
Третий этапразвития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок илипри консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при которомисходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основномтам, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началасьразработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любыеспециалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в томчисле и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимогофинансового контроля действуют две профессиональные организации:бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведениембухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационныхуслуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающихконтроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверностифинансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер. Вовсех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора,предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленныеэкзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лицэтой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторовозначает запрещение дальнейшей деятельности.
Если консалтинг в отечественной экономической практике был иостается пока экзотикой, то аудит в России имеет давнюю традицию. Историческигосударственный финансовый контроль превалировал здесь над другими видамиконтроля. Само слово «аудит» появилось в России во времена Петра I. Институтаудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными срасследованием имущественных споров. Должность аудитора совмещала в себенекоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов вРоссии также называли присяжными бухгалтерами.
Попыткисоздания в России института аудита предпринимались не раз, как вдореволюционной России (в 1888-1889 гг. и в1907-1912 гг.), так ив советское время (1929-1930 гг.). Нетрудно заметить, что это годы бурногоэкономического подъема и промышленного развития в нашей стране. Однако все онизакончились неудачей, и лишь только в настоящее время, с крушением команднойэкономической системы и переходом к рыночным отношениям появилась этавозможность.
Становлениеаудита в России на современном этапе можно условно разделить на три стадии:
Перваястадия (1987 – 1991 годы) — стадия директивного внедрения аудита — когда былапредпринята попытка создания предприятий аудиторского типа по инициативегосударства. Директивное создание института аудиторства в стране былопредпринято в период перестройки советской административно-командной экономики.
Втораястадия (1991-1994 годы) — стадия стихийного возникновения аудиторских предприятий — после принятия законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях ипредпринимательской деятельности». Стадия стихийного развития аудиторскойдеятельности приходилась на период с конца 1990 до конца 1993 года, т.е. домомента издания Президентом РФ Указа «Об аудиторской деятельности в РФ».
Третьястадия (с 1994 года и по настоящее время) — стадия регламентируемого аудита — с моментавыхода Указа Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ», положившегоначало нормативного регулирования аудиторской деятельности в России понастоящее время. С изданием Указа Президента Российской Федерации № 2263 от22.12. 1993 года «Об аудиторской деятельности в РФ» закончился периодстихийного становления аудита и было положено начало его нормативногорегулирования. Этим Указом были введены «Временные правила аудиторскойдеятельности в Российской Федерации», вступившие в силу 29.12.1993 года. 7августа 2001 года принят Федеральный закон от № 119-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности».
Тем не менее, профессиональная независимая аудиторскаядеятельность в России – явление достаточно новое, обусловленное переходом крыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционированияпредприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственныеревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массовогосоздания аудиторских фирм. Первая аудиторская фирма в нашей стране – «ИНАУДИТ»была создана в 1987г. в соответствии с постановлением СовМина СССР. Созданиеуказанной фирмы равно как и многих других аудиторских фирм было связано собразованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.Иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и развитие внашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах с вышеполутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран.Несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторскихфирм в России, развития аудиторского дела в нашей стране существеннозадержалось из-за отсутствия должной правовой базы.
 
3. Аудит иконсалтинг в современной России: проблемы и перспективы
По даннымагентства DISCOVERY Research Group, в ближайшем будущем российский рынокконсалтинговых и аудиторских услуг ждут большие изменения. Крупныеконсалтинговые компании будут ориентироваться не только на гигантскиекорпорации, но и на малый и средний бизнес, проникая в регионы России. Такжеэксперты отмечают тенденцию к вытеснению мелких консалтинговых фирм с рынкаболее крупными, что означает консолидацию отрасли.
Наиболеебыстрыми темпами среди всех направлений консалтинга сейчас развиваетсяIT-консалтинг. По словам председателя совета директоров компании «КомпьюЛинк»Сергея Сульгина: «Одной из причин динамичного развития IT консалтинга в Россииявляется стремление коммерческих организаций непрерывно повышать эффективностьбизнеса, посредством совершенствования IT инфраструктуры. Это ведет кпостоянной модернизации различных компонентов информационной системы, внедрениюновых приложений, закупке серверов и рабочих станций. Все это требуетразработки IT-стратегии, проведения диагностики IT-системы, стандартизации,анализа возможностей аутсорсинга и целого ряда других шагов, некоторые изкоторых лучше поручить консультантам. Наша компания применяет как широкоизвестные общедоступные методы, так и собственный методически оформленныйподход, который показал свою применимость во многих успешных проектах». [17] Российскийрынок IT-консалтинга сегодня настолько популярен, что притягивает внимание дажеиностранных игроков. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческогоконсалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас изападным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, заработаннойконсультантами.
Такое доминирование в консалтинге информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должно быть закреплено на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента. Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики, однако отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации пока очевидно.
Наибольшим успехов в России изначально пользовался налоговый и юридический консалтинг, тесно связанный с аудиторским услугами. Консалтинговая деятельность в России и сегодня неразрывно выступает в тандеме с аудиторской деятельностью, а точнее является чаще всего одной из сопутствующих услуг последней. В этом нет ничего удивительного, так как услуги по оптимизации налогообложения вполне логично следуют за аудиторскими услугами.
Аудиторскаядеятельность в России в настоящее время организуется с учетом опыта,сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России –регламентация централизованными органами — относят нашу страну к первойконцепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для странконтинентальной Европы.
Сейчас вотечественном аудите также преобладает государственное регулирование. В немможно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связанв основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативныхактов, второй — с воздействием на отдельные аудиторские организации:аудиторские фирмы и аудиторов — индивидуальных предпринимателей. Определяющимиз них является первый, поскольку действие второго в значительной степениименно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно черезсистему нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Правовоерегулирование представляет собой деятельность государства по внесениюорганизованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства. К основнымнормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации, относятся:
— Гражданскийкодекс Российской Федерации;
— Новый Федеральныйзакон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторскойдеятельности»
— Федеральныйзакон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции).
— Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственногорегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
— Положение олицензировании аудиторской деятельности, утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 29.03.2002 № 190;
В Россиисистема нормативного регулирования аудиторской деятельности пока еще находитсяв стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностейорганов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функцийгосударственных и общественных аудиторских организаций.
В настоящее время в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об аудиторскойдеятельности» функции федерального органа государственного регулированияаудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный органисполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Для разработки единойполитики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования иразвития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от07.03.2002 № 47 утверждено Положение о департаменте организации аудиторскойдеятельности, которое является подразделением Минфина РФ.
Основнойзадачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечениегосударственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создаетсясовет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Всостав Совета включаются представители федеральных органов исполнительнойвласти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций,подлежащих обязательному аудиту; представители аккредитованных профессиональныхаудиторских объединений (не менее 51 процента от общего числа состава совета),представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователейаудиторских услуг. Положение о Совете по аудиторской деятельности приМинистерстве финансов Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от03.06.2002 № 47н.
Согласно ст.20 аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – этосаморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторскихорганизаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целяхобеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты ихинтересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательныедля своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности ипрофессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за ихсоблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном органе.
Дляаккредитации профессионального аудиторского объединения в его составе должносостоять не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторскихорганизаций. Аккредитация в уполномоченном федеральном органе состоит вофициальном признании профессиональной аудиторской организации и еерегистрации. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могутявляться членами по крайней мере одного аккредитованного профессиональногоаудиторского объединения. В федеральном законе также определены правааккредитованных аудиторских объединений, которые представлены в приложении.
В случаеаннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторскойорганизации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всехаккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых онявляются, без повторного вступления как в эти, так и другие аккредитованныеобъединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но неболее трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организацииили индивидуального аудитора.
Кто же такой аудитор в России сегодня? В соответствии со ст.3 старого ФЗ «Об аудиторской деятельности» (2001 года) аудитором являетсяфизическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленнымуполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат.Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверкаквалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью,проводимая в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим данныйэкзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеетограничения срока своего действия.
Кпретендентам на получение квалификационного аттестата аудитора предъявляютсяследующие обязательные требования:
— наличиедокумента о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном вроссийских образовательных учреждениях высшего профессионального образования,имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшемэкономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательномучреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентностиуказанного документа российскому документу государственного образца о высшемэкономическом и (или) юридическом образовании;
— наличиестажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Программы проведения квалификационных экзаменов утверждаетМинфин РФ. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течениекаждого календарного года начиная с года, следующего за годом полученияаттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации,утверждаемым Минфином РФ.
Кроме этого, аудиторская организация осуществляет своюдеятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и впорядке, предусмотренным ФЗ и законодательством о лицензировании отдельныхвидов деятельности. Лицензирование аудиторской деятельностиосуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия наосуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который позаявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.
На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, сейчас в Россииочень велика концентрация. Около двух третей по-прежнему рынка приходится накомпании зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока.Доля компаний, расположенных в Москве, в совокупной выручке составляет 82%.
Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает,что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимообратиться к консультантам. Многие же руководители предприятий среднегомасштаба хотя и осознают, что назрела потребность в стратегическомпланировании, тем не менее, пытаются опираться на собственные силы. Однакоименно такие предприятия находятся в ситуации, когда помощь извне особенноважна. Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов постратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно иподчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых,именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностьюзависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не всостоянии.
По мере осознания клиентами пользы консалтинговых услуг иувеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причемрастут даже быстрее, чем на аудиторские услуги. Обращает на себя вниманиесущественный разрыв в стоимости услуг консультантов в России и в ЗападнойЕвропе. И это несмотря на то что ставки по России рассчитаны с учетом компаний«большой пятерки», услуги которых существенно дороже, чем у чисто российскихкомпаний.
Основной потребитель консалтинговых и аудиторских услуг вРоссии — промышленность. И это притом, что ВВП России более чем на половинусоздается в сфере услуг. Более четверти доходов консультанты получают отклиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской федерацииконсалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отраслиприходятся лишь около 5% совокупной выручки.
Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основнымисточником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период(2000 – 2008 гг.) отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях.Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющаядовольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отраслиработают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные иуправленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемыповышения эффективности и требует обращения за помощью кпрофессионалам-консультантам.
В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле — 20%.Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся вконсультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающийсформулированным объективным критериям — жесткая конкуренция и крупные игроки.И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчикамиконсалтинга и аудита.
Что касается связи, то эта отрасль представляет собой сейчасидеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентнуюсреду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийсябизнес, применение высоких технологий. К тому же на сегодняшний день этонаиболее динамично развивающийся сегмент российской экономики.
Какие же перспективы развития консалтинга и аудита в нашейстране? Прежде всего – дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы вэтой сфере услуг и постоянный контроль государства за деятельностью аудиторскихи консалтинговых компаний. В этой области основной упор делался на развитиенезависимого аудита. За государственными органами регулирования должны остатьсяфункции утверждения стандартов, программ разработки стандартов и организацияэкспертизы проектов стандартов. При этом законодательство должно определятьсаму процедуру разработки и принятия стандартов с тем, чтобы она гарантировалаполноправное участие негосударственных органов регулирования, а по существу,профессионального и бизнес-сообществ в разработке стандартов. Второенаправление – создание инфраструктурыприменения Международных стандартов финансовой отчетности.Государственной Думой принят во втором чтении проект закона «Оконсолидированной финансовой отчетности». Первая задача этого законазаключается в том, чтобы придать официальный характер консолидированнойфинансовой отчетности – той отчетности, которая в настоящее время представляетособый интерес для широких кругов пользователей. Вторая задача названногозакона видится в том, чтобы создать механизм признания международных стандартовдля применения на территории Российской Федерации.
Поправкив закон «Об аудиторской деятельности», которые были внесены Правительством РФвесной 2005 г. и приняты Государственной Думой в первом чтении, предусматриваюткомплекс мер, направленных на повышение качества аудита и общественного доверияк аудиторской профессии. Прежде всего речь идет об укреплении аудиторскойпрофессии, развитии ее саморегулирования и повышении профессиональногомастерства аудиторов. Важным представляется повышение общественного признаниязвания «аудитор», значения профессиональных стандартов и Кодекса этикиаудиторов, упорядочение основ функционирования аудиторского рынка. Итогом жедолгой и трудной работы по формированию современной нормативной базыаудиторской деятельности стал новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [2].
Входе обсуждения основ функционирования аудиторского рынка в нашей стране напервый план выходит проблема взаимоотношений аудитора и аудируемого лица.Имеются в виду такие вопросы, как: обеспечение независимости аудитора;возможность оказания аудиторской организацией услуг по проведению аудита иналоговому консультированию; возможность проведения аудиторской организациейаудита отчетности компании и оказание ей же бухгалтерских услуг; необходимостьвведения ограничений на долю вознаграждения аудитора, получаемого от одногоклиента; необходимость раскрытия сумм гонораров, выплачиваемых аудитору.Развитие саморегулирования профессии в настоящее время активно обсуждаетсяпрежде всего в аудиторском сообществе.
Неменьшее значение для успешного развития профессии имеет установлениеобщественного надзора за аудиторской профессией. Внесенные в ГосударственнуюДуму Правительством РФ поправки в Закон «Об аудиторской деятельности»предусматривают создание специального органа, который бы осуществлялнезависимый надзор за развитием аудиторской профессии. Для этого предусмотреносоздание Совета по аудиторской деятельности, большинство членов которого должнысоставлять не представители профессии, а представители пользователей отчетностии потребителей аудиторских услуг.

Заключение
 
Проникновения консалтинга и аудита практически во все сферы экономики страны свидетельствует о серьезном изменении мотивации руководителей предприятий, принимающих управленческие решения. Представители всех консалтинговых компаний, принявших участие в одном из экспертных опросов, в один голос свидетельствуют о качественно новых требованиях, которые предъявляют менеджеры фирм-клиентов к потенциальным консультантам-исполнителям.
Еще несколько лет назад соображения престижа при обращении в крупные международные компании играли не последнюю роль. В случаях выхода на международные рынки это было оправдано в большей степени, в других случаях — в меньшей. Процесс переговоров между клиентом и исполнителем подчас превращался в обычный процесс выяснения потребностей предприятия и возможностей консультанта. Обращаясь к консультантам, менеджер слабо представлял, что можно от них получить, и нередко формулировка его запроса сводилась в сущности к одному: «Помогите!». И обычно помощь требовалась в решении налоговых и юридических проблем.
Но сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании — это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает case-технологии. Причем акцент делается именно на конечный практический результат. Другими словами, умный совет, который «производит» консультант, теперь все чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых решениях.
Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий и представление обо всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия — перевод финансовой отчетности на международные стандарты — оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения — системная интеграция — выход в «новую экономику» и т. д.).
И наконец, топ-менеджер на рынке консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами. А это говорит о создании здоровой рыночной конкуренции на рынке консалтинговых услуг, а значит и всего консалтинга в целом.
То же самое можно сказать и об аудите. За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля.
Российский аудит только складывается в качестве самостоятельного института и ему еще предстоит нелегкий путь завоевания своего достойного места в противоречивой структуре российской рыночной экономики. В большинстве своем международный опыт аудита мало применим в России, имеющей свою собственную историю бухгалтерского учета и налогообложения, которая во многом определяется российскими историческими традициями превалирования государственного управления экономикой над самоуправляемыми акционерными обществами. Следует отметить, что в Российской Федерации творческим процессом в области аудита помимо государственных органов, к которым относится и Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, занимаются также и общественные организации, объединяющие аудиторов. Это внушает в какой-то мере определенные надежды.
Мы достаточно подробно рассмотрели современные понятия консалтинга и аудита, проследили историю их возникновения и становления, в том числе и в российской экономической реальности.
Сейчас наступает момент, когда происходит глобальная переоценка, и, как следствие, перестройка существующей мировой экономической модели. И сегодняшний затяжной финансовый кризис только тому подтверждение. По всей видимости, именно консалтинго-аудиторской деятельности предстоит решать многие насущные вопросы мировой экономики, а поэтому как никогда требуется быстрое и планомерное ее совершенствование.

Литература
 
1. Федеральный закон от30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторской деятельности» // Министерство финансов РФ:Официальный сайт: www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/
2. Стандарты аудиторскойдеятельности. — М.: «Книга сервис» — 2004.
3. Алешникова В.И.Современные тенденции развития управленческого консультирования / В.И.Алешникова //Российский экономический журнал. — 1997. — № 10. — С.66
4. Андреев В.Д.Практический аудит / В.Д. Андреев. — М., 2000.5. Андреев В.К. Правовое регулированиеаудита в России / В.К. Андреев. — М., 2002.6. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетнаяполитика предприятия / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. — М., 2000.7. Барышников Н.П. Организация и методикапроведения общего аудита / Н.П. Барышников. — М., 2002.8. Вельтман М. Консалтинг в России:Введение в профессиональные методы работы: Практическое пособие / М. Вельтман,В.И. Маршев, А.П. Посадский. — М., 1998. — 128 с.9. Ветров В.А. Операционный аудит-анализ/ В.А. Ветров. — М., 1998.
10. Гончарук В.А.Маркетинговое консультирование / В.А. Гончарук. — М.: Дело, 1998.11. Данилевский Ю.А. Аудит: вопросы иответы / Ю.А. Данилевский. — М., 2000.12. Данилевский Ю.А. Практика аудита /Ю.А. Данилевский. — М., 1999.13. Николаева С.А. Учетная политикапредприятия / С.А. Николаева. — М., 2002.
14. КамышановП.И. Практическое пособие по аудиту / П.И. Камышанов. – М.: ИНФРА-М, 1998.
15. КапустинП.А. Управленческое консультирование для руководителей / П.А. Капустин. – СПб.:«Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 160 с.
16. Кодексэтики аудиторов России // Министерство финансов РФ: Официальный сайт: www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/
17. Консалтингпо-русски // Группа компаний AT Consulting: Официальный сайт: www.at-consulting.ru/company/spec/2008/04/02/spec_50.html
18. МакхемК. Управленческий консалтинг / К. Макхем. – М.: Дело и Сервис, 1999.
19. Новикова Т.Ю. Аудит: учебное пособие/ Т.Ю. Новикова, Г.А. Королева. — Ярославль, 2005.
20. ПодольскийВ.И. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин; подред. Проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
21. ПосадскийА.П. Консалтинг в России / А.П. Посадский // Деловой мир. –1993. — 18 декабря.
22. СмирновС.А. Аудит: учебно-практическое пособие / С.А. Смирнов, И.В. Косорукова. – М.:МЭСИ, 2000.
23. Терехов А.А. Аудит. –М.: Финансы и статистика, 1999.
24. Трофимова О.К.История становления консалтинга / О.К. Трофимова // Интернет-проект «Корпоративныйменеджмент». – 10.04.2001; адрес в Интернет: www.cfin.ru/about/
25. ШереметА.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – М.: ИНФРА-М, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антропология человека
Реферат Сербия 1941 1944
Реферат Анализ и оценка эффективности системы управления торговым предприятием
Реферат Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история» на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Источники и цена победы»
Реферат Возникновение Османской империи
Реферат Белорусь
Реферат Дизайн презентаций
Реферат «Актуальные проблемы юриспруденции в современной России»
Реферат Контрреформы Александра III 2
Реферат Особенности политического процесса в Великобритании - традиции и современность
Реферат Проект двухпутного перегона от станции А до станции Б протяженностью 6800 метров
Реферат Формирование орфографических навыков у младших школьников
Реферат Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией 2
Реферат Должностные инструкции и их роль в регламентации труда конкретных исполнителей
Реферат Curriculum vitae Соколова Михаила Образование