Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учетная политика открытого акционерного общества ОАО

--PAGE_BREAK--



                                                                              

 
Схема 2.1.  Распределение АРМБ по уровням управления.
АРМБI категории предназначено для формирования и подготовки первичной информации, которая формируется непосредственно на местах возникновения информации (в  цехах, складах и т.д.), а также решения необходимых задач  по структурным подразделениям.

АРМБII категории предназначено для контроля прохождения первичной информации, организации регламентных и запросных учетных, контрольных и аналитических задач.

АРМБIII категории предназначается для анализа работы структурных подразделений и предприятия в целом, обобще­ния сводных данных, связанных с решением регламентных задач по составлению оперативной и периодической отчетностей, осуществления оперативного контроля по использова­нию трудовых, материальных и денежных ресурсов, соблюде­ния действующих норм материальных и трудовых затрат, выявления отклонений от действующих систем нормирования или планирования, управленческого учета, моделирования учетными данными. Данное АРМБ информационно взаимосвязано как с удаленными сетевыми устройствами, находящи­йся в филиалах, так и с отраслевыми, территориальными, межотраслевыми автоматизированными информационными системами, а также глобальными информационными системами (сети Internet).

В автоматизации учета с распределенными базами данных выделяются следующие факторы:

q      сочетание централизации и децентрализации управления средствами;

q      выбор оптимальной структуры распределенных баз данных;

q      рациональное размещение между ними задач и вопросов;

q      обеспечение достоверности передаваемой и обрабатываемой учетной информации.
3. Основные средства

3.1. Классификация и оценка основных средств
К основным средствам относятся материальные активы, которыми предприятие владеет с целью использования их а процессе производства или снабжения товаров и услуг, предо­ставления в аренду другим лицам или для осуществления ад­министративных функций, ожидаемый срок полезного исполь­зования (эксплуатации) которых превышает один год (или операционного цикла, если он превышает год).

В состав основных средств включаются: земельные участки; здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, приспо­собления и производственный и хозяйственный инвентарь (кроме объектов, учитываемых в составе материальных средств); рабочий и продуктивный скот; многолетние насаж­дения; прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вло­жения в улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы).


--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
3.4.      Учет амортизации и износа основных средств
Все основные средства, кроме земли, подвержены физиче­скому и моральному износу, то есть под влиянием физиче­ских сил, технических и экономических факторов они посте­пенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Физический износ частично можно восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства, но со временем затраты на ремонт не окупаются, что приводит к нецелесообразности их эксплуатации. Моральный износ проявляется в том, что основные средства по своей конструк­ции, производительности, расходам на эксплуатацию и обслу­живание отстают от более новых конструкций, а главное— они не могут выпускать продукцию такого качества и в ко­личестве, в которых можно выпускать ее на более совершен­ном оборудовании. Это требует замены устаревших объектов основных средств более совершенными.



--PAGE_BREAK--Сст = ---------------------------------  ,
К
зап.нп. +
К
зап.п.

            


--PAGE_BREAK--Дебет счета66 «Расчеты по оплате руда». Кредит счета30 «Касса».

Не выданная в установленный срок ранее начисленная заработная плата (из-за неявки получателей) переносится с де­та счета66 «Расчеты по оплате труда», субсчет1 «Расчеты  заработной плате», в кредит счета66, субсчет2 «Расчеты  депонентами».

 Учет депонированной суммы заработной платы ведут в бухгалтерии в книге учета депонированной заработной даты, заполняемой по данным реестра не выданной заработной платы. Для каждого депонента в книге открывается от­ельная строка. Книга ведется в течение года и содержит следующие данные: дату, табельный номер, фамилию, имя, отчество депонента, депонируемую сумму и отметки о выдаче депонированной заработной платы. Выданная сумма депони­рованной заработной платы отражается в бухгалтерском чете записью: Дебет счета66, субсчет2 «Расчеты с депонентами», Кредит счета30 «Касса». Очередные отпуска работникам предоставляются в течение года неравномерно. Чтобы обеспечить равномерное на протяжении года отнесение на себестоимость продукции сумм на оплату отпусков, производится резервирование этих затрат в размере планового процента от фактически начисленной основной заработной платы. При этом резерв создается не только на заработную плату за время отпусков, но и на предстоящие отчисления из нее соцстраху. Заработная плата за отпуска в части, соответствующей выплате премиальных вознаграждений из фонда материального поощрения, не резервируется.

На сумму резерва на оплату предстоящих отпусков дебе­туются счета, на которые отнесена основная заработная плата:

q       рабочим- дебет счета23 «Производство»;

q       прочему производственному персоналу- дебет счета91 «Общепроизводственные расходы»;

q       административному персоналу- дебет счета92 «Адми­нистративные расходы»;

q       персоналу, осуществлявшему сбыт продукции,- дебет счета93 «Расходы на сбыт»;

q       персоналу объектов социально-культурного назначения— дебет счета94 «Прочие расходы операционной деятельности».

q       Перечисленные счета кредитуются со счетом471 «Обеспе­чение выплат отпусков».

В течение отчетного года эти суммы должны быть списа­ны на производственные счета. На суммы отпускных, начис­ленные работникам в текущем отчетном периоде и причита­ющиеся за дни отпуска, формируется бухгалтерская проводка:

Дебет счета471 «Обеспечение выплат отпусков». Кредит счета66 «Расчеты по оплате труда».

Начисленная материальная помощь работникам отражает­ся в бухгалтерском учете записью: Кредит счета661 «Расче­ты по заработной плате», Дебет счета949 «Прочие расходы операционной деятельности». Выдача материальной помощи отражается бухгалтерской записью: Дебет счета661 «Расче­ты по заработной плате». Кредит счета30 «Касса».

Учет расчетов с рабочими и служащими по другим опе­рациям, не связанным с оплатой труда (расчеты за товары, проданные в кредит, и др., ведется на счете377 «Расчеты с прочими дебиторами». По кредиту данного счета отражается задолженность работников по выданным ссудам, а по дебе­ту— погашение этой задолженности.

Удержания с заработной платы подоходного налога отража­ется бухгалтерской записью: Дебет счета661 «Расчеты по за­работной плате». Кредит счета641 «Расчеты по налогам».

Удержания из заработной платы сумм на обязательное го­сударственное пенсионное обеспечение отражаются бухгалтер­ской проводкой: Дебет счета661 «Расчеты по заработной плате». Кредит счета651 «Расчеты по пенсионному обеспече­нию». Удержания на обязательное социальное страхование на случай безработицы отражаются бухгалтерской записью:

Дебет счета661 «Расчеты по заработной плате». Кредит счета653 «Расчеты по страхованию т случай безработицы».

Отражение заработной платы на соответствующих счетах производственных затрат осуществляется согласно сводной домости распределения ее по кодам производственных затрат, составляемой бухгалтерией на основании первичных документов по труду и заработной плате. В ведомости указываются назначение затрат, дебет счетов, на которые следует вести начисленные суммы заработной платы, виды заработной платы.

При журнально-ордерной форме учета начисление заработной платы отражается в журналах-ордерах№ 10 и10/1, выплаты заработной платы в журнале-ордере№ 1 (приложение 6.2.1), удержания из заработной платы налогов в бюджет, по исполнительным листам в пользу, третьих лиц, зачисление в депонированную своевременно не выплаченной заработной платы— в журнале-ордере№ 8.
6.3. Учет расчетов с органами социального страхования и отчислений в Пенсионный фонд

Социальное страхование— одна из гарантий осуществления прав трудящихся на материальное обеспечение.

Объектом налогообложения на обязательное страхование и обязательное государственное пенсионное страхование для субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединений, бюджетных, обществен­ных и других учреждений и организаций, объединений граж­дан и прочих юридических лиц, филиалов, отделений и дру­гих обособленных подразделений, не имеющих статуса юри­дического лица, расположенных на территории иной, нежели плательщик сбора, территориальной общины, а также физи­ческих лиц— субъектов предпринимательской деятельности, использующих труд наемных работников, филиалов являются фактические расходы на оплату труда работников, включаю­щие расходы на выплату основной и дополнительной зара­ботной платы и иных видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, в том числе в натуральной форме, подлежащих обложению налогом на до­ходы физических лиц.

На обязательное государственное пенсионное страхование ставка сбора установлена в размере2% от объекта налогооб­ложения, определенного по данной группе плательщиков, если совокупный облагаемый налогом доход превышает 150 гривен, и1%, если совокупный облагаемый налогом доход не превышает150 гривен.

Сбор на государственное обязательное пенсионное страхо­вание уплачивается одновременно с получением средств уч­реждениями банков на оплату труда.

В бухгалтерском учете начисления на обязательное стра­хование и обязательное государственное пенсионное страхо­вание отражаются по кредиту счета69 по соответствующим субсчетам в корреспонденции со счетами затрат производст­ва, на которые была отнесена начисленная работникам пред­приятия заработная плата.

Часть государственных страховых средств используется посредственно на предприятиях под контролем местных профсоюзов, а другая часть—через соответствующие государственные органы.

В зависимости от характера использования средств соцобеспеспечения и соцстрахования предусмотрен следующий порядок их учета.

На предприятиях наиболее распространенным видом использования средств социального страхования является оплата больничных листов нетрудоспособности. Начисления пособий работникам по временной нетрудоспособности (в связи с болезнью, беременностью и т.д.) производятся за счет средств фонда социального страхования и в учете отражаются записью: Дебет счета65, субсчет2 «Расчеты по социальному страхованию», Кредит счета661 «Расчеты по оплате труда».

Выплаты пособий единовременного характера (в связи с рождением ребенка или погребением) отражаются по дебету счета652 в корреспонденции со счетом30 «Касса».

Отчисления на социальное страхование отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета652 соответствующих субсчетов и дебету тех же счетов, на которые относится начисленная заработная плата и другие начисления— 23,91,92,93,94. После отражения всех операций по счету652 выявляется конечное состояние расчетных взаимоотношений предприятия с соответствующими органами социального страхования и обеспечения.

Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты приведена в таблице6.3.1.

Таблица 6.3.1

Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты

Содержание операции



   Дебет



 

   Кредит    

  

Начислена оплата труда рабочим основного производства

23

661

Начислена оплата труда персоналу общепроизводственного назначения

91

661

Начислена оплата труда административному персоналу

92

661

Начислена компенсация участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

91, 92

661

Начислена оплата труда работникам, связанных со сбытом и реализацией продукции

93

661

Начислена оплата труда на выполнение исследований и разработок

941

661

Начислена оплата на содержание объектов жилищно-коммунального назначения

949

661

Начислена оплата труда работникам за работы, связанные с капитальными вложениями

15

661

Поступление денег в кассу на погашение переплат и авансов, выданных ранее в счет заработной платы

30

661

Начислена оплата труда, связанного с исправлением брака

24

661

Начислены суммы заработной платы, связанные с оплатой отпусков

471

661

Выплаты наличными деньгами причитающейся оплаты труда

661

301

Депонирована заработная плата

661

662

Перечисление через счета в банке причитающейся оплаты труда

66

31

Удержание из оплаты труда налогов

661

641

Удержание из оплаты труда выданных под отчет сумм, за которые подотчетные лица не отчитались

661

372

Удержание на обязательное социальное страхование на случай безработицы

661

653

Удержание из заработной платы сумм на обязательное государственное пенсионное обеспечение

661

651

Начисленная материальная помощь работникам

949

661

Выданная материальная помощь

661

30


7.Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
Под методом учета затрат на производство и калькулирова­ния себестоимости продукции понимается совокупность приемов по сбору, группировке в бухгалтерском учете информации о производственных затратах и исчислении фактической себесто­имости продукции, для контроля за издержками предприятий.

В настоящее время существует следующая классификация основных методов учета затрат:

q       по отношению к технологическому процессу— норматив­ный, стандартный, позаказный, попередельный методы учета;

q       по объектам калькуляции— учет по деталям, узлам, изделиям, процессам, переделам, производствам, заказам;

q       по способу сбора информации, обеспечивающему кон­троль за затратами,— метод предварительного контроля и нормативный метод.

Исчисление себестоимости единицы отдельных видов про­дукции или работ и всей товарной продукции называется калькуляцией. На практике применяют плановую, сметную, нормативную и фактическую калькуляции.

Плановые калькуляцииопределяют допустимые затраты на продукцию (работы, услуги). Они составляются исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, за­трат труда, использования оборудования и норм расхода по организации обслуживания производства.

Сметные калькуляциисоставляются на разовые работы или вновь проектируемые и осваиваемые изделия, для опре­деления. цели, расчетов с заказчиком.

Нормативные калькуляциисоставляются на основе дейст­вующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат.

Фактическая калькуляциясоставляется по данным бухгал­терского учета о фактических затратах на производство про­дукции (работ, услуг), а отражает фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг).

В практической деятельности по степени полноты разли­чают себестоимость продукции цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимостьпредставляет собой стоимость из­расходованных сырья, материалов, трудовых затрат и т.д.

Производственная себестоимостьпродукции определяется с добавлением цеховых и общехозяйственных расходов.

Полная себестоимостьсостоит из производственной и внепроизводственных (коммерческих) расходов. Образец каль­куляции приведен в приложение.

     Длянормативного метода учета затрат на производство ха­рактерны следующие принципы организации учета:

q       предварительное составление нормативных калькуля­ций наоснове технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям затрат на производство в на­туральном и денежном выражениях;

q       учет изменений действующих текущих норм и опреде­ление влияния этих изменений на себестоимость продукции;

q       выявление отклонений фактических расходов от дейст­вующих норм по причинам и виновникам.

В АО «» применяется нормативный метод учета и калькулирования расходов.

Нормативный метод—это основной метод производствен­ного учета, способствующий введению прогрессивных норм расходов, действенному контролю за уровнем расходов про­изводства, что дает возможность использовать данные учета выявленных резервов снижения себестоимости продукции и оперативного управления производством.

Нормативный метод учета и калькулирования расходов на производство включает:

q       текущий учет расходов по действующим нормам с уче­том отклонений от них, выявление мест, причин и виновни­ков отклонений;

q       системный учет изменения самих норм;

q       составление и периодическую корректировку норматив­ной калькуляции, базирующуюся на действующих нормах расходов;

q       определение фактической себестоимости выпущенной продукции как алгебраической суммы нормативной стоимос­ти, отклонений от норм и изменение самих норм.

Учет, фактических расходов по нормативному методу осуществляется отдельно в части расходов по нормам и в части расходов, представляющих собой откло­нение от норм. Это достигается ежедневным документирова­нием расходов по основным видам, вызванным отклонениями от норм, или расчетами за сравнительно короткие периоды времени.

Нормативный метод учета расходов производства способ­ствует своевременному выявлению и установлению причин отклонений фактических расходов от действующих норм ос­новных расходов и смет расходов на обслуживание производ­ства и управление.

Отклонением от норм считается как экономия, так и пе­рерасходы материальных и трудовых расходов (в том числе обусловленных заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступления от нормальных условий труда и др.).

На предприятии осуществляется четкий контроль за со­блюдением норм расходов с тем, чтобы не допускать необос­нованных отступлений от установленной технологии изготов­ления изделий, нерациональной замены сырья и материалов, превышения установленных норм расходов.

Отклонения от норм допускаются только с разрешения от­ветственных работников предприятия. Все случаи отклонения от норм оформляются соответствующими документами и учитываются. Учет отклонений проводится в целях обеспечения руководителей производства своевременной информацией о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не пре­дусмотренных нормами расходов и принятия необходимых мер к их предотвращению, в случае экономии материалов— в целях распространения передового опыта.

Для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции в случае применения нормативного метода учета основанием служит калькуляция нормативной себестоимости (нормативная калькуляция). Фактическая себестоимость про­дукции исчисляется путем прибавления к нормативной себе­стоимости или вычитания из нее выявленных в отчетном пе­риоде отклонений от норм и изменения норм.

Разграничение в отчетных калькуляциях фактической се­бестоимости продукции на нормативную, отклонения норм и изменения от норм дает возможность анализировать себесто­имость отдельных изделий и выявлять резервы ее дальнейше­го снижения.

Нормативный способ калькулированияпредусматривает составление калькуляции нормативной себестоимости. Приме­нение нормативного способа предопределяет особенности калькулирования себестоимости продукции. Эти калькуляции отличаются от плановых.

Вторая особенность данного способа состоит в том, что себестоимость при нормативной калькуляции постоянно кор­ректируется в соответствии с применением норм затрат.

Затраты в отчетном периоде рассчитываются по следую­щей формуле:
Фс = Н ± О ± Изм.,

где

Н—нормативные затраты;

О—отклонения от норм;

Изм.—изменения норм.

Нормативная калькуляция себестоимости изделия отра­жается в специальной карте, в которой содержатся следу­ющие данные: наименование, код изделия, его применяе­мость, технологический маршрут обработки, дата составле­ния карты, расходные нормативы по статьям затрат, изменение норм.
8.Группировка состава затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции
В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерско­го учета16 «Затраты» определены методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о затратах предприятия и ее раскрытия в финансовой отчетности.

Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (ра­бот, услуг), которая была реализована на протяжении отчет­ного периода, нераспределенных постоянных затрат и сверх­нормативных производственных затрат.

Положением (стандартом)16 «Затраты» определен состав затрат, входящих в производственную себестоимость продук­ции, а именно:

q       прямые материальные затраты;

q       прямые затраты на оплату труда;

q       прочие прямые затраты;

q       общепроизводственные затраты.

К элементу «Материальные расходы» относятся расходы на:

q       сырье и материалы, которые приобретаются у сторонних предприятий и входят в состав производимой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым ком­понентом для изготовления продукции (работ, услуг);

q       покупные материалы, используемые в процессе произ­водства продукции- (работ, услуг) для обеспечения нормаль­ного технологического процесса и упаковки продукции или. других производственных и хозяйственных нужд (проведение;

q       испытаний, контроль, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и пр.), а также запасные части для ремонта оборудования;

q       износ инструментов, устройств, инвентаря, приборов, лабора­торного оборудования и других средств и предметов труда, не относящихся к основным производственным фондам;

q       износ спецодежды, спецобуви; прочие средства индивидуаль­ной защиты, мыло и моющие средства, обезвреживающие средства, молоко и лечебно-профилактическое питание;

q       покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подлежащие монтажу или дополнительной обработке на дан­ном предприятии;

q       работы и услуги производственного характера, которые, выполняются сторонними предприятиями или структурными подразделениями предприятия, не относящимися к основному виду его деятельности.

q       расходы, связанные с использованием природного сырья в части отчислений для покрытия расходов на геоло­горазведку и поиски полезных ископаемых, на.рекультивацию земель, плата за древесину, проданную на корню, за воду, которая забирается из водохозяйственных систем в пределах утвержденных лимитов, возмещение в пределах норматива потерь сельскохозяйственного производства при изъятии уго­дий для расширения добычи минерального сырья, а также платежи за использование природных ресурсов;

q       приобретенное у сторонних предприятий топливо, расходуемое в технологических целях на производ­ство всех видов энергии, отопление производственных поме­щений, транспортные работы, связанные с обслуживанием производства собственным транспортом;

q       приобретенную энергию всех видов, расходуемую на технологические, энергетические и другие производственные нужды предприятия;

q       потери вследствие недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

q       Из расходов на материальные ресурсы, включаемых в се­бестоимость продукции, вычитается стоимость возвратных отходов.

q       Возвратные отходы—это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материаль­ных ресурсов, образуемые в процессе производства продук­ции (работ, услуг), утратившие полностью или частично пот­ребительские свойства.

q       Квозвратным отходам не относятся:

q       остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подраз­деления как полноценный материал для производства других видов продукции (выполнения работ, предоставления услуг);

q       попутная продукция, получаемая одновременно с целе­вым (основным) продуктом в едином технологическом процессе.

q       К элементу «Расходы на оплату труда» относятся:

q       расходы на выплату основной и дополнительной зара­ботной платы;

q       выплаты, предусмотренные законодательством о труде;

q       расходы, связанные с подготовкой (обучением) и пере­подготовкой кадров: выплата работникам предприятий сред­ней заработной платы по основному месту работы за время их обучения с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

q       выплаты за выполнение работ (услуг) согласно догово­рам гражданско-правового характера;

q       выплата уволенным работникам выходного пособия и среднего заработка.

q       В составпрочих прямых затрат включаются все прочие производственные затраты, которые могут быть непосредст­венно отнесены к конкретному объекту затрат.

К элементу«Прочие расходы» относятся:

q       отчисления на социальные мероприятия;

q       плата за аренду земельных и имущественных паев;

q       амортизация;

q       прочие расходы.

В составобщепроизводственных затрат включаются:

q       затраты на управление производством (оплата труда аппарата управления цехами, участками и пр.);

q       отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование аппарата управления цехами, участками;

q       затраты на оплату служебных командировок персонала цехов, участков и пр.;

q       амортизация основных средств общепроизводственного назначения;

q       амортизация нематериальных активов общепроизводст­венного назначения;

q       затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт, стра­хование, операционную аренду основных средств, прочих не­оборотных активов общепроизводственного назначения;

q       затраты на усовершенствование технологии и органи­зации производства (оплата труда и отчисления на социаль­ные мероприятия работников, занятых усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качест­ва продукции, повышением ее надежности, долговечности, других эксплуатационных характеристик производственного процесса);

q       затраты материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплата услуг сторонних организаций и пр.;

q       затраты на отопление, освещение, водоснабжение, во­доотвод и прочее содержание производственных помещений;

q       затраты на обслуживание производственного процесса (оплата труда общепроизводственного персонала);

q       отчисления на социальные мероприятия, медицинское страхование рабочих и аппарата управления производством;

q       затраты на осуществление технологического контроля за производственным процессом и качеством продукции, работ, услуг;

q       затраты на охрану труда, технику безопасности и ох­рану окружающей природной среды;

q       прочие затраты (потери от брака, оплата простоев и пр.). Общепроизводственные затраты разделяются напостоян­ные и переменные.

К переменным общепроизводственным затратам относятся затраты на обслуживание и управление производством (цехов, участков), которые изменяются прямо (или почти прямо) пропорционально изменению объема деятельности.

Переменные общепроизводственные затраты распределяются на каждый объект затрат с использованием базы распределения (количество часов труда, заработной платы, объема дея­тельности, прямых затрат и т. д.) исходя из фактической мощности отчетного периода.

К постоянным общепроизводственным затратамотносятся затраты на обслуживание и управление производством, кото­рые остаются неизменными (или почти неизменными) при из­менении объема деятельности. Постоянные производственные накладные затраты распределяются на каждый объект затрат, с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых затрат ит.д.) при  нормальной мощности. Нераспределенные постоянные общепроизводственные затраты включаются в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в период их| возникновения.

Затраты, которые связаны с операционной деятельностью и включаются в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), подразделяются на административные затраты, затраты на сбыт и прочие операционные затраты.

К административным затратамотносятся следующие общепроизводственные затраты, направленные на обслуживание и управление предприятием:                             

q       общие затраты (организационные, представительские и пр.);

q       затраты на служебные командировки, содержание ап­парата управления предприятием и прочего общепроизводст­венного персонала;

q       затраты на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод, охрана);                                         

q       вознаграждения за профессиональные услуги (юриди­ческие, аудиторские и пр.);                              

q       затраты на связь (почтовую, телеграфную, телефонную, телекс, факс и т.п.);

q       амортизация нематериальных активов общехозяйствен­ного использования;

q       затраты на урегулирование споров в судебных органах;

q       налоги, сборы и прочие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, которые включаются в производст­венную себестоимость продукции, работ, услуг);

q       платаза расчетно-кассовое обслуживание и прочие ус­лугибанков;

q       прочие затраты общехозяйственного назначения.

Затраты на сбытвключают следующие затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг):

q       затратыматериалов на упаковку готовой продукции;

q       затраты на ремонт тары;

q       оплата труда и комиссионные вознаграждения продав­цам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспе­чивающим сбыт;

q       затратына рекламу и исследование рынка (маркетинг);

q       затраты на предпродажную подготовку товаров;

q       затраты на командировку работников, занятых сбытом;

q       затраты на содержание основных средств, других мате­риальных необоротных активов, связанных со сбытом про­дукции, товаров, работ, услуг (операционная аренда, страхо­вание, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);

q       затраты на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и прочие услуги, связанные с транспортировкой продукции (то­варов) по условиям договора поставки;

q       затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслу­живание;

q       прочие затраты, связанные со сбытом продукции, то­варов, работ, услуг.

К прочим операционным затратам относятся:

q       расходы на исследования и разработки;

q       себестоимость реализованной иностранной валюты, ко­торая для целей бухгалтерского учета определяется путем пе­рерасчета иностранной валюты в национальную денежную единицу и является эквивалентом, выраженным в денежной единице Украины по курсу Национального банка Украины на дату продажи иностранной валюты, плюс затраты, связанные с продажей иностранной валюты;

q       себестоимость реализованных производственных запа­сов, складывающаяся из их учетной стоимости и затрат, свя­занных с их реализацией;

q       сумма безнадежной дебиторской задолженности и от­числений в резерв сомнительных долгов;

q       потери от операционной курсовой разницы;

q       потери от обесценения запасов;

q       недостачи и потери от порчи ценностей;

q       признанные штрафы, пени, неустойки;

q       затраты на выплату материальной помощи, на содер­жание объектов социально-культурного назначения;

q       прочие затраты операционной Деятельности. Перечень элементов затрат и порядок их учета определя­ются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

q       Затраты подразделяются на:

q       затраты операционной деятельности;

q       финансовые затраты;

q       чрезвычайные затраты;

q       прочие затраты.

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерско­го учета16 «Затраты»затраты операционной деятельности распределяются по таким экономическим элементам:

q       материальные затраты;

q       затраты на оплату труда;

q       отчисления на социальные мероприятия;

q       амортизация;

q       прочие операционные затраты.

В состав элемента «Материальные затраты» включается стоимость израсходованных в производстве (кроме продукта собственного производства):

q       сырья и основных материалов;

q       покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;

q       топлива и энергии;

q       строительных материалов;

q       запасных частей;

q       тары и тарных материалов;

q       вспомогательных и других материалов.

В состав элемента «Затраты на оплату труда» включаются заработная плата по окладам и тарифам, премии и поощре­ния, компенсационные выплаты, оплата отпусков и другого неотработанного времени, прочие затраты на оплату труда.

К элементу «Отчисления на социальные мероприятия» от­носятся отчисления на:

q       пенсионное обеспечение;

q       социальное страхование;

q       на случай безработицы;

q       индивидуальное страхование.

В состав элемента «Амортизация» включается сумма на­численной амортизации основных средств, нематериальных активов и прочих необоротных материальных активов.

В состав элемента «Прочие операционные затраты» вклю­чаются затраты операционной деятельности, которые не вошли в состав вышеописанных элементов, в частности затраты на командировки, услуги связи, на выплату материаль­ной помощи, плата за расчетно-кассовое обслуживание и т.п.

К финансовым затратам относятся затраты на проценты (за пользование кредитами, за облигации выпущенные, за фи­нансовую аренду и т.п.) и прочие затраты предприятия, свя­занные с привлечением заемного капитала.

В состав прочих затрат включаются затраты, возникающие во время обычной деятельности (кроме финансовых затрат), но не связанные непосредственно с производством или реа­лизацией продукции (товаров, работ, услуг). К таким затра­там относятся:

q       себестоимость реализованных финансовых инвестиций (балансовая стоимость и затраты, связанные с реализацией финансовых инвестиций);

q       себестоимость реализованных необоротных активов (остаточная стоимость и затраты, связанные с реализацией необоротных активов);

q       себестоимость реализованных имущественных комплексов;

q       потери от неоперационных курсовых разниц;

q       сумма уценки необоротных активов и финансовых ин­вестиций;

q       затраты на ликвидацию необоротных активов (разбор­ка, демонтаж и т.п.);

q       остаточная стоимость ликвидированных (списанных) необоротных активов;

q       прочие затраты обычной деятельности. Налоги на прибыль также признаются затратами.

Чрезвычайные затратывключаются в финансовую отчет­ность за вычетом суммы, на которую уменьшается налог на прибыль от деятельности предприятия вследствие убытков от чрезвычайных событий.

К расходам на чрезвычайные события относятся как прямые потери от последствий этих событий, так и расходы на меро­приятия, связанные с предотвращением и ликвидацией таких последствий (возмещение, плата сторонним организациям, зара­ботная плата работников, занятых на восстановительных рабо­тах, стоимость использованных сырья и материалов и пр.).

Группировка по элементам затрат является единой для всех отраслей народного хозяйства. Она показывает что именно израсходовано на производство продукции (работ, услуг), соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

    Группировки в бухгалтерском учете по экономическим элементам и статьям калькуляции взаимосвязаны, поскольку они характеризуют одни и те же расходы предприятия по составу и целевому назначению. Все это позволяет формировать в бухгалтерском учете информацию о затратах на производство— по предприятию в целом в поэлементном разрезе— и детализировать ее по местам возникновения затрат(цехам, участкам, отделам, бригадам и т.д.) и видам продук­ции, работ, услуг, по статьям калькуляции, более достоверно исчислять себестоимость продукции, улучшать контроль за издержками предприятий.

Группировки в учете затрат по элементам и статьям каль­куляции различаются между собой по величине производственных расходов, по целевому назначению, учетно-экономической информации. Группировка затрат по экономическим  элементам применяется для изучения их структуры, а группировка по статьям калькуляции используется для организации: аналитического учета издержек предприятия, калькулирования и контроля себестоимости продукции.                

Расходы, связанные с производством, сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг), группируются по следующим статьям.

1.Сырье и материалы.

2.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

3.Топливо и энергия на технологические нужды.

4.Возвратные отходы (вычитаются).

5.Основная заработная плата.

6.Дополнительная заработная плата.

7.Отчисления на социальное страхование.

8.Расходы, связанные с подготовкой и освоением произ­водства продукции.

9.Возмещение износа специальных инструментов и ус­тройств целевого назначения, другие специальные расходы.

10.Общепроизводственные расходы.

11.Административные расходы.

12.Потери вследствие технически неминуемого брака.

13.Попутная продукция (вычитается).

14.Прочие производственные расходы.

15.Коммерческие расходы.

Итог первых четырнадцати статей образует производст­венную стоимость продукции, а итог всех пятнадцати ста­тей— полную себестоимость продукции.
9. Готовая продукция

9.1.Учет готовой продукций на складах и в бухгалтерии

 Готовой считается продукция, которая прошла все стадии обработки, отвечает соответствующим стандартам, принята отделом технического контроля, документально оформлена в установленном порядке и сдана на склад.

Сотовая продукция учитывается на предприятиях в местах хранения по отдельным видам и в установленных единицах измерения.

Учет готовой продукции ведется в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Условно-натуральные показатели используют для обоб­щенных данных об однородной продукции (например, в кон­сервном производстве- в условных банках и т.д.).

 Готовая продукция поступает на склад после приемки тех­ническим контролем. Сдачу продукции на склад цеха офор­мляют по специальным сдаточным накладным.

Склад готовой продукции ведет количественный учет продукции аналогично учету материалов. В установленные срокизаведующий складом готовой продукции сдает в бухгалтерию первичные документы, отражающие движение готовой продукции. При сальдовом методе учета готовой, продукциина 1-е число каждого месяца он составляет ведомости остатков на складе или записывает остатки в специальную книгу. За­писи, сделанные кладовщиком в карточках складского учета, систематически проверяются работниками бухгалтерии.

 Образец карточки складского учета приведен ниже.

Карточки открываются на каждый номенклатурный номер готовой продукции. Записи в карточках производятся по каждому приходному и расходному документу. После каждой записи выводится остаток готовой продукции в натуральном выражении.

Для обеспечения точности учета движения готовой продукции в бухгалтерии в течение месяца на основании первичных доку­ментов по приходу и расходу ведут накопительные ведомости вы­пуска готовой продукции в натуральном и стоимостном выраже­ниях и накопительную ведомость отгруженной продукции. По­скольку до конца месяца фактическая себестоимость готовой продукции неизвестна, ее учитывают и по приходу, и по расходу в одной оценке (в отпускной или плановой стоимости).

После того как фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции определена путем калькулирования, вы­пуск готовой продукции в аналитическом и синтетическом учетах указывается по фактической себестоимости. На пред­приятиях розничной торговли и общественного питания в учетах товары отражаются по продажным (розничным) ценам, а в оптовом звене и снабженческо-сбытовой сфере— по продажным или покупным ценам.

Синтетический учет готовой продукции ведется на счете, 26 «Готовая продукция» по первоначальной стоимости. Счет  26 «Готовая продукция» активный, сальдо дебетовое в сумме фактических затрат или полной фактической себестоимости отражает количество готовой продукции, которая осталась на складе на начало месяца; оборот по дебету отражает поступ­ление готовой продукции на склад с производства также в сумме фактических затрат или полной фактической себестои­мости; оборот по кредиту отражает отпуск продукции и ее отгрузку покупателям по фактическим затратам.

При поступлении продукции с производства в течение ме­сяца делается следующая бухгалтерская запись: Дебет счета 26 «Готовая продукция». Кредит счета23 «Производство». Эта запись произво­дится в журнале-ордере№ 10-1 .

Кроме накопительной ведомости выпуска готовой продук­ции, на предприятии также отражают движение готовой про­дукции на складах (ведомость№ 16, раздел1 «Движение го­товых изделий в ценностном выражении»).

Организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реа­лизации приведена на схеме9.1.1.





Схема 9.1.1. Организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реализации при журнально-ордерной форме учета.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица9.1.1. Корреспонденция счетов по учету готовой продукции (работ и услуг), доходов


Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов



Дебет

Кредит

1

2

3

Учет готовой продукции



Фактическая себестоимость готовой продукции, оприходованной из основ­ного производства (кроме продукции сельскохозяйственного производства)

26

23

Фактическая себестоимость продукции сельскохозяйственного производства, оприходованной на склад

27

23

Стоимость оприходованных полуфаб­рикатов собственного производства, предназначенных для реализации

26

25

Списанная себестоимость реализо­ванной продукции

901

26

Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на нужды производства

23

26,27

Списание стоимости готовой продук­ции, израсходованной на общепроиз­водственные цели

91

26,27

Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на администра­тивные нужды

92

26,27

Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на сбыт продукции

93

26,27

Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на исправление брака

24

26,27

Взнос в уставный капитал другого предприятия готовой продукции

14

26

Уценка готовой продукции до чистой стоимости реализации

946

26,27

Недостача готовой продукции, спи­санная по ее балансовой стоимости

947

26,27

Списание готовой продукции на прочие расходы операционной деятельности предприятия

949

26,27

Списание готовой продукции, утрачен­ной в результате стихийных бедствий

99

26,27

Сумма недостачи готовой продукции, под­лежащая возмещению виновными лицами

375

26

Выявленные излишки готовой продук­ции при проведении инвентаризации

26

719


9.2.Учет отгруженной и реализованной готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг

Готовая продукция отгружается покупателям согласно су­ществующим договорам (контрактам). При отгрузке работни­ки склада на отобранную и упакованную продукцию выпи­сывают накладную, в которой ставится подпись представите­ля покупателя или другого уполномоченного лица. Эта накладная и другие первичные документы (железнодорожные квитанции и т.п.) передаются в бухгалтерию предприятия, где на основании этих документов, как правило, выписывается счет-фактура (приложение 9.2.1).

Счета-фактуры на отгруженную продукцию направляются покупателям, а их копии остаются в бухгалтерии предпри­ятия-поставщика. В счетах-фактурах указываются: наименова­ние грузополучателя и грузоотправителя, их адреса, номера договора, наименование банка и его реквизиты, сумма сче­тов-фактур, наименование железнодорожной станции, дата отгрузки готовой продукции и другие необходимые реквизи­ты. Одновременно (обычно в четырех экземплярах) выписы­вается платежное поручение-требование банку на получение денег от покупателей за отгруженную им продукцию. Пла­тежные поручения-требования нумеруются в едином порядке.

Для вывоза готовой продукции с территории предприятия представителям грузополучателя выдаются товарные пропус­ка на вывоз с территории предприятия готовой продукции. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия либо уполномоченные ими лица. Пропуском может служить копия товарно-транспортной накладной  или фактуры, на которой ставятся разрешительные подписи.

При отпуске готовой продукции покупателю непосредст­венно со склада получатель обязан предъявить доверенность на право ее получения.

При журнально-ордерной форме учета в течение месяца в бухгалтерии ведется аналитический учет отгрузки готовой продукции в ведомости№ 16.

В ней по каждому счету-фактуре регистрируется отгрузка готовой продукции и делается отметка об оплате каждого счета, что дает возможность своевременно контролировать получение денег.

Ведомость№ 16 открывается ежемесячно. Существующие на начало месяца остатки по неоплаченным счетам из ведо­мости за прошлый месяц переносятся в новую ведомость. При отгрузке готовой продукции на основании отгрузочных документов делаются соответствующие записи в отчетном пе­риоде в ведомости№ 16. На основании выписок банка или других документов делается отметка об оплате счетов с ука­занием даты, суммы зачисления в счет расчетов.

Организация учета готовой продукции, ее отгрузки и ре­ализации при журнально-ордерной форме учета приведена на схеме9.2.1.

Корреспонденция счетов по учету реализации готовой продукции приведена в таблице 9.2.1.




Схема 9.2.1. Организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реализации при журнально-ордерной форме учета.
Таблица 9.2.1.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.