Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет производственных запасов в строительных организациях на приме

--PAGE_BREAK--– физического лица, которому более чем на 50% принадлежит уставный капитал принимающей стороны. [2,148]
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения оно (за исключением денежных средств) не будет передано третьим лицам.
Стоимость материалов, включаемых в материальные расходы для целей налогообложения прибыли, определяется исходя из цен и приобретения и транспортно-заготовительных расходов. То есть при отпуске в производство материалов, полученных безвозмездно, их стоимость не признается расходами в налоговом учете.
При ликвидации и демонтаже объектов основных средств оставшееся имущество, пригодное к дальнейшему использованию, должно быть принято на учет.
Фактическая себестоимость производственных запасов, остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. [13,16]
Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи этих материалов.
В зависимости от дальнейшего использования, бывшего в эксплуатации имущества, оно может использоваться, как материалы, запасные части или комплектующие изделия, топливо, металлолом, утильсырье.
Детали, узлы, агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов.
При дальнейшем использовании эти материалы, будут отражаться, как сопутствующие затраты, либо реализовываться на сторону. Для целей налогообложения прибыли, стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признается внереализационным доходом.
На рыночную стоимость этих материалов увеличивается налогооблагаемая прибыль. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет по итогам соответствующего периода, увеличивается на 20% от рыночной стоимости полученных материалов.
Организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В результате проведения инвентаризации материалов могут быть выявлены излишки производственных запасов. Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуются по их рыночной стоимости, на дату ее проведения, а соответствующая сумма, признается доходом.
Стоимость излишков материалов, выявленных при инвентаризации для целей налогообложения прибыли, признается внереализационным
доходом. [2,140] Стоимость выявленных излишков производственных запасов для целей налогообложения прибыли признается равной 20% их стоимости по данным бухгалтерского учета.
Фактическая себестоимость производственных запасов при изготовлении собственными силами определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих материалов. [11,3]
Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляются в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных целях, включают в себя затраты по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом.
Работы по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретенных материалов могут выполняться как собственными силами, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных целях, включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке материалов к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненные сторонними организациями.

1.2 Списания производственных запасов в производство или иное выбытие
Производственные запасы могут выбывать с баланса по следующим причинам:
– при отпуске в производство;
– при продаже;
– при безвозмездной передаче;
– при взносе в качестве вклада в уставный капитал;
– при списании со счетов учета при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий;
– как пришедшие в негодность по истечении срока хранения;
– как морально устаревшие.
Под отпуском сырья, материалов, конструкций, деталей, топлива и полуфабрикатов на стройках понимается отпуск этих материалов для выполнения строительно-монтажных работ. [14,24] Кроме того, сюда же относятся и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды. Отпуск указанных ценностей на строительные участки следует рассматривать не как отпуск на производство, а как перемещение материальных ценностей. Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на счета учета этих расходов.
Производственные запасы должны отпускаться в производство по весу, объему, или счету, в строгом соответствии с установленными расходными нормативами и объемом производственной программы.
По мере отпуска материалов со складов на участки, в бригады, их стоимость списывается со счетов учета материала и зачисляется на соответствующие счета затрат на производство.
Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов в подразделения организации могут служить лимитно-заборная карта форма №М-8, требования-накладная форма №М-11, накладная форма №М-15.
Под отпуском производственных запасов в производство понимается выдача материалов со склада непосредственно для выполнения строительно-монтажных работ, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.
По правилам бухгалтерского учета выбытие производственных запасов может происходить:
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
– по себестоимости каждой единицы. [11,4]
Средняя себестоимость материалов, отпускаемых в производство, определяется путем деления стоимости поступивших в течение месяца материалов на количество поступивших материалов (с учетом их остатка на начало месяца в стоимостном и количественном измерении). [19,99]
На практике этот метод применяется чаще всего, так как соединяет в себе простоту расчетов и высокую достоверность отчетных данных.
Первичными документами, позволяющими отразить приобретение и выбытие материалов в регистрах бухгалтерского учета, должны служить:
– приходные ордера по форме №М-4 о поступлении материала
на склады;
– счета и счета-фактуры от поставщиков;
– требования-накладные по форме №М-11 о передаче материала со склада к месту работ;
– документы, подтверждающие расход материала на строительство (отчет по форме №М-29, акт на списание материалов на производство и пр.).
Метод списания материалов по среднемесячным ценам может вызвать неудобства при практическом применении в связи с тем, что цена, как правило, может определяться только в конце месяца, после подсчета месячных оборотов.
При оценке материалов по методу ФИФО стоимость остатка материалов на конец месяца определяется исходя из стоимости последней по времени приобретения партии материалов. [19,103]
Стоимость материалов, израсходованных в течение месяца, определяется, как разница между стоимостью материалов, приобретенных в течение месяца, с учетом остатка на его начало, и стоимостью материалов, оставшихся на конец месяца.
При расчете стоимости материалов по методу ФИФО стоимость материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости произведенной продукции учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
По себестоимости каждой единицы материалов, является самым простым, поскольку каждый из приобретаемых (в единичном количестве или партией) материалов, приходуется по отдельной позиции и оценивается при отпуске в производство, по фактической стоимости своего приобретения. [19,95]
Однако если в течение отчетного периода приобреталось несколько партий одного материала по различным ценам, то применение этого метода может вызвать значительные затруднения.
При приобретении, допустим шести ящиков гвоздей одного вида в шести разных местах по различным ценам, придется отразить их по шести позициям, хотя фактически они будут храниться на складе на одном стеллаже. При отпуске гвоздей в производство надо будет вести учет по каждому ящику отдельно, что вряд ли имеет смысл.
Применение одного из методов по конкретному материал производится в течение одного года и подлежит закреплению в учетной политике организации. При этом к разным материалам (или группам материалов) организация имеет право применять различные методы оценки.
Выбранная организацией учетная политика, должна применяться последовательно от одного учетного года к другому. Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Отсюда следует, что при выборе оптимальных для строительной организации методов определения стоимости материалов, списываемых на расходы по производству строительной продукции, необходимо иметь в виду, что они должны будут применяться в течение ряда лет, а замена их другими методами повлечет за собой большой объем дополнительной работы, которая в первую очередь, естественно ляжет на плечи бухгалтерии.
Иногда, организации проще бывает продать материалы, чем хранить их на складе. В этом случае экономятся затраты на хранение этого имущества, расходы на уценку материалов, теряющего со временем свои первоначальные свойства, и бюджет организации пополняется всегда ей необходимыми денежными средствами.
Для бухгалтерского учета следует различать реализацию товаров и реализацию производственных запасов организации.
Товарами признаются производственные запасы, приобретенные или полученные от других лиц и предназначенные для продажи. [11,2]
Материалами признаются производственные запасы, используемые для производства и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг либо для различных хозяйственных нужд организации. [11,2]
Реализация излишков материалов признается операционными доходами, обороты по реализации материалов в бухгалтерском учете отражаются по балансовому счету 91 «Прочие доходы и расходы» и в разделе «Прочие доходы и расходы» Отчета о прибыли и убытках за отчетный период.
Выручка от реализации имущества организации считается доходом от реализации и при составлении декларации по налогу на прибыль отражается по строке 010 «Доходы от реализации» листа 02 «Расчет налога на прибыль».
Приобретенные материалы не подвергаются в организации дополнительной обработке, в результате которой они утрачивают некие характеристики и получают другие. В каком виде эти материалы были приобретены, в таком же их и продали, а, следовательно, считать их готовой продукцией нельзя.
Таким образом, реализацию материалов, которая в бухгалтерском учете признается прочими доходами, для целей налогообложения можно признать реализацией покупного товара.
При продаже покупных товаров, полученная выручка уменьшается на стоимость их приобретения, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой. [4,143]
Расходы по приобретению материалов, в том числе затраты по их доставке до складов, включаются в стоимость приобретения [4,254].
Однако все затраты, связанные с приобретением товаров (кроме транспортных расходов), признаются косвенными расходами и уменьшают налогооблагаемую прибыль в периоде приобретения товара [4,320].
Таким образом, при приобретении материалов все возникающие в связи с этим расходы следует включить в их стоимость – как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли.
При последующей продаже этих материалов все прочие расходы на их приобретении следует отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли того отчетного периода, в котором они поступили в организацию.
Расходы, связанные с выбытием имущества, признаются операционными расходами организации. [10,3]
Таким образом, при безвозмездной передаче материалов расходами в бухгалтерском учете будет считаться их стоимость, по которой они приняты к учету (точнее, по которой они выбывают с учета), и другие расходы, связанные с передачей.
Для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, не признаются расходами, уменьшающими сумму полученных доходов.
При исчислении НДС необходимо различить, с какой целью передаются безвозмездно материалы.
Освобождается от налога на добавленную стоимость передача товаров (материально-производственных ценностей) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности. [4,6] При безвозмездной передаче товаров (не признаваемой благотворительной деятельностью), НДС начисляется исходя из его рыночной цены. [4,6]
Следовательно, что налоговые последствия для организации, передающей свое имущество безвозмездно, зависят от того, кому оно передается. В каких целях осуществляется благотворительная деятельность оговорено в п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ.
Если же имущество передается коммерческой организации, то его выбытие будет сопровождаться начислением НДС от рыночной стоимости.
При безвозмездной передаче материалов получение выручки изначально не предусматривается. Следовательно, данная операция налогом на прибыль не облагается. Внереализационный доход получает принимающая сторона, и она в предусмотренных ст. 250 НК РФ случаях платит налог на прибыль.
Не признается расходами организации выбытие активов в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций. [9,1]
Первоначальной стоимостью финансовых вложений предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость таких активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами (материальными ценностями), определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения. Передача имущества, имеющая инвестиционный характер не признается реализацией товара, что значит, налогом на добавленную стоимость указанная операция не облагается. [3,27]
Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.
В ходе ревизии проверяют правильность составления расчетов по списанию потерь в пределах норм естественной убыли (перечень документов, утверждающих нормы естественной убыли в строительных организациях приведен в Таблице 2) и сверх этих норм. Списание потерь должно производиться по надлежаще оформленным документам с разрешения руководителя по утвержденным нормам естественной убыли.
Таблица 2. Перечень документов, утверждающих нормы естественной убыли
    продолжение
--PAGE_BREAK--При выявлении недостач отдельных ценностей, как исключение, допускается зачет недостач излишками, образовавшимися в результате пересортицы. О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же не устранена недостача ценностей, норм естественной убыли должны выполняться только по тому наименованию ценностей, по которому была выявлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. [11,10]
Следовательно, организация имеет право отнести на уменьшение финансового результата в бухгалтерском и налоговом учете выявленную недостачу в пределах действующих норм.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке. Если недостача либо порча производственных запасов произошла по вине предприятия (бесхозяйственности, запущенности в учете и др.), то она списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Суммы, установленные в результате инвентаризации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, зачисляются на финансовые результаты отчетного года. Производственные запасы, утраченные в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций списываются с кредита счетов учета запасов в дебет «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости этих запасов с последующим отражением на счете учета финансовых результатов как чрезвычайные расходы. [11, 10]
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия производственных запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителя строительной организации, который принимает решение о зачете.
Результаты по инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.
1.3 Основы бухгалтерского учета производственных запасов
Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой весь производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость производственных запасов полностью передается на вновь созданный продукт.
Основными задачами бухгалтерского учета производственных запасов являются:
– обеспечение контроля за сохранностью строительных материалов по центрам ответственности, а также по материально ответственным лицам;
– предупреждение хищения и порчи материалов в местах хранения и центрах ответственности;
– выявление всех затрат, связанных с заготовлением и приобретением материалов;
– достоверное и своевременное отражение в учете и документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей;
– контроль за соблюдением обязательств, связанных с движением производственных запасов.
К хозяйственным операциям, связанным с движением производственных запасов, относятся:
– заготовление (приобретение) у поставщиков;
– внутреннее перемещение, отпуск в производство;
– реализация юридическим или физическим лицам;
– отпуск на непроизводственные нужды.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет производственных запасов, отражены в Таблице 3.
Таблица 3. Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет производственных запасов
Для более успешного решения задач бухгалтерского учета по производственным запасам в строительных организациях должно быть правильно организовано складское хозяйство, хорошо налаженный документооборот; обеспечение подбора и подготовки кадров материально ответственных лиц и лиц, связанных с учетом запасов; рациональное ведение аналитического и синтетического учета производственных запасов.
Характеристика счетов, которые применяются для учета производственных запасов, и корреспонденции этих счетов даны в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 №94.
На основе этих документов организация может сформировать ряд элементов учетной политики по учету производственных запасов. В частности, это вопросы, касающиеся оценки производственных запасов, выбора способа отражения в учете процесса их приобретения.
При организации бухгалтерского учета производственных запасов в первую очередь необходимо определить:
– вариант оценки производственных запасов;
– вариант учета процесса заготовления и приобретения производственных запасов, то есть выбрать бухгалтерский счет, на котором они будут учитываться;
– порядок списания отклонений фактической себестоимости производственных запасов от учетной цены.
Выбор варианта учета производственных запасов влияет в определенной степени на формирование себестоимости готовой продукции, на величину прибыли. Чтобы решить, какой вариант оценки использовать, организации необходимо проанализировать номенклатуру и объем закупаемых и используемых в производстве материалов, формы расчетов с поставщиками, порядок оплаты (предоплата или последующая оплата), а также совокупность
других расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов.
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными документами. [11,8]
Первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых регистров [11,8].
Для формирования показателей о наличии и движении производственных запасов используется счет: 10 – «Материалы».
Этот счет относится к активным инвентарным счетам. По дебету этого счета в начале года отражают остаток средств и все дальнейшие поступления, а по кредиту – выбытие, списание средств. Остаток на конец отчетного периода указывается по дебету счета и отражается в активе баланса [19,54]
Материалы на счете 10 отражаются на отдельных субсчетах:
На субсчете 10–01 «Сырье и материалы» – учитываются наличие и движение основных и вспомогательных строительных материалов;
На субсчете 10–02 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» – учитывают строительные конструкции и детали;
На субсчете 10–3 «Топливо» – учитываются наличие и движение нефтепродуктов (нефти, дизельного топлива, керосина, бензина и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства;
На субсчете 10–4 «Тара и тарные материалы» – учитываются все виды тары, кроме той, которую используют как хозяйственный инвентарь;
На субсчете 10–5 «Запасные части» – учитываются запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;
На субсчете 10–7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» – отражается движение материалов, которые переданы в переработку на сторону, а затем включены в себестоимость изделий, полученных из них;
На субсчете 10–8 «Строительные материалы» – этот субсчет применяют
организации-застройщики, на нем они учитывают наличие и движение материалов, которые участвуют непосредственно в процессе строительных и монтажных работ;
Застройщик – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы собственности, имеющее в собственности или на правах аренды земельный участок и привлекающий денежные средства участников долевого строительства для создания на этом участке объект недвижимости на основании полученного разрешения на строительство [17,11].
На субсчете 10–9 «Возвратные отходы, лом, утиль».
На субсчете 10–10 «Инструменты, приспособления, инвентарь» – учитывается движение, наличие инвентаря, инструментов хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые имеют срок полезного использования менее 12 месяцев или одного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
На субсчете 10–11 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – учитывается поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды находящейся на складах организации или в иных местах хранения;
На субсчете 10–12 «Специальная одежда и специальная оснастка в эксплуатации» – при выдаче специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды со склада их стоимость переносится с кредита субсчета 10–11 в дебет счета 10–12;
На субсчете 10–13 «Прочие материалы» – учитывается наличие и движение прочих материалов, не нашедших отражение на других счетах.
При построении рабочего плана счетов организация имеет право при необходимости сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.
Хотелось бы отметить, что в строительных организациях, работы могут выполняться из материала, который не принадлежит строительной организации. Такие производственные запасы учитываются, как давальческие на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Корреспонденция счета 10 «Материалы» приведена в Таблице 4.
Таблица 4. Счет 10 «Материалы» корреспондируют со счетами

2. Организация учета производственных запасов в ООО «СтройДом»
2.1 Краткая характеристика организации и система ее учета
Общество с Ограниченной Ответственностью «СтройДом» создано согласно ГК РФ. Общество является производственной коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.
Деятельность общества, права и обязанности его учредителей регулируются ГК РФ и другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, а также Уставом, утвержденным руководителями. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен Уставом общества.
Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетный счет и другие счета в банке, круглую печать со своим наименованием, фирменные и товарные знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование.
Имущество ООО «СтройДом» составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия и формируется за счет собственных и заемных средств. Предметом деятельности ООО «СтройДом» является реконструкция зданий и сооружений.
Реконструкция – это переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту. [16,78]
При реконструкции зданий могут осуществляться:
– изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек,
пристроек, а при наличии необходимых обоснований их частичная разборка;
– повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию
инженерных сетей (кроме магистральных);
    продолжение
--PAGE_BREAK--– улучшение архитектурной выразительности зданий.
Основными поставщиками материалов в ООО «СтройДом» является ООО «Монолит».
Высшим органом управления этого общества является общее собрание участников общества. Собрания учредителей бывают очередные и внеочередные. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать для принятия решений.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором – единоличным исполнительным органом общества. Директор общества подотчетен общему собранию участников и избирается общим собранием участников на 5 лет.
В ООО «СтройДом» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение организации на основании распоряжения директора организации. Структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.
Бухгалтерский учет в ООО «СтройДом» ведется в соответствии с порядком его ведения, предусмотренным законодательством РФ. Применяется автоматизированная форма учета. Эта форма учета основана на использовании компьютерной техники, которая с помощью специальных программ позволяет автоматизировать весь учетный процесс. В ООО «СтройДом» используется автоматизированная система бухгалтерского учета 1С: Предприятие.
На предприятии ООО «СтройДом» склад не автоматизирован, поэтому бухгалтер материального отдела на основании первичных документов заносит данные по движению материальных ценностей в электронную базу, выводит остатки материалов и сверяет их с данными карточек учета материалов.
При автоматизированной форме данные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей, отражающих движение производственных запасов, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных и др.).
Применение в ООО «СтройДом» автоматизированной программы учетных работ позволяет обеспечивать формирование необходимых регистров бухгалтерского учета производственных запасов.
Автоматизация учета обеспечивает группировку движения производственных запасов по запросу в разрезе, требуемом для управления, контроля и составления отчетности. По мере необходимости бухгалтерия получает распечатки – оборотные ведомости движения производственных запасов по материально-ответственным лицам и местам хранения. В текущей работе по мере совершения операций из памяти компьютера извлекаются по запросу бухгалтерии распечатки о движении и остатках запасов на складах предприятия.
Особенности организации и ведения учета в ООО «СтройДом» определяются рабочими документами. Основными из них являются:
– документ об учетной политике предприятия;
– утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
– графики документооборота;
– утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
– утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Бухгалтерская служба в ООО «СтройДом» состоит из 6 человек:
Главный бухгалтер – 1 человек;
Заместитель главного бухгалтера – 1 человек;
Бухгалтера участков – 4 человека;
Кассир – 1 человек.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета в ООО «СтройДом» сформирована главным бухгалтером в виде отдельного документа, а утверждена распоряжением директора организации. Информация об изменениях учетной политики отражается в отдельном разделе пояснительной записки. Отражение последствий изменения учетной политики проводится в виде корректировки данных за периоды, предшествующие отчетному периоду. При формировании учетной политики учитывалась специфика деятельности организации и другие факторы, связанные с задачами управления.
Учетная политика ООО «СтройДом» для целей налогообложения применяется с 1 января по 31 декабря отчетного года. В соответствии со статьей 313 главы 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения ООО «СтройДом» устанавливает порядок ведения налогового учета.
Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.
Регистры налогового учета защищены от несанкционированных исправлений, за их ведение отвечает специально назначенный бухгалтер.
Учетная политика предприятия на 2009 г. принимается в соответствии с действующим законодательством РФ, другими действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Учетной политикой установлено:
1. Для ведения бухгалтерского учета организация использует Рабочий план счетов, созданный в соответствии с действующим планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. №94н. Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Структура рабочего плана счетов, включая субсчета второго, третьего и последующих порядков установлена организацией исходя из особенностей технологии производственных процессов, графика документооборота и схемы распределения общехозяйственных (для целей бухгалтерского учета) и прямых (для целей налогообложения) расходов.
2. Бухгалтерский учет вести по автоматизированной форме учета (с применением компьютерной техники). Учет ведется с использованием бухгалтерской программы (1С: Предприятие). Учетные регистры формируются в электронном виде и подлежат распечатке на бумажные носители по истечении квартала.
3. Материально-производственные запасы отражать в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости на счете 10–01. Материально-производственные запасы, отпускаемые в производство (или для иных целей) оценивать по средней себестоимости в соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
4. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном балансовом счете 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Сумма отклонений по окончанию отчетного периода в полном объеме списывается на балансовый счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия и ее учет осуществлялся в 2009 г. согласно принятой учетной политики.
Вносить изменения в учетную политику можно в следующих случаях:
– когда изменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы по бухгалтерскому учету;
– когда организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (более точные или менее трудоемкие);
– когда изменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, смена собственников, изменились виды деятельности).
Внесение изменений в учетную политику оформляется приказом руководителя.
Если у организации возникли операции, схема учета которых не была установлена, то учетную политику следует дополнить. Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.
2.2 Учет поступления производственных запасов
Производственные запасы поступают в ООО «СтройДом» путем:
– приобретения производственных запасов за плату;
– изготовления производственных запасов самой организацией;
– поступление производственных запасов при разборе и демонтаже основных средств.
Вышеуказанные материалы принимают к бухгалтерскому учету на ООО «СтройДом» по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов (сырье, топливо, тара, запчасти и т.п.) складывается из трех величин:
– договорной стоимости;
– транспортно-заготовительных расходов;
– расходов, которые необходимы, чтобы довести материалы до пригодного состояния.
Договорная стоимость – это цена материалов, по которой они приобретены.
Транспортно-заготовительные расходы – это затраты ООО «СтройДом», непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся:
– суммы, уплаченные за погрузо-разгрузочные работы и транспортировку материалов до склада покупателя;
– расходы по содержанию складов аппарата
– вознаграждения, уплаченные посредникам.
На предприятии ООО «СтройДом» доставка материальных ценностей осуществляется собственным автомобильным транспортом, а так же могут осуществляться сторонними организациями.
Согласно учетной политике предприятия ООО «СтройДом» транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном балансовом счете 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Сумма отклонений по окончанию отчетного периода в полном объеме списывается на балансовый счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Изменения в учете можно произвести только при изменении учетной политики, где указывается, как необходимо вести учет.
Рассматриваемое предприятие получает производственные запасы по месту нахождения поставщика на имя сотрудника, который будет их получать.
Для получения производственных запасов со склада поставщика менеджеру по снабжению ООО «СтройДом» выдаются доверенность на получение материально-производственных запасов, платежные документы, подтверждающие факт оплаты, в некоторых случаях договорные копии договоров.
Если получение материальных ценностей у поставщика осуществляется регулярно, то доверенность выписывают по форме №М-2а (Приложение 1), если нет – по форме №М-2 (Приложение 2), формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а.
Доверенности по форме №М-2 имеют корешки, которые подшиваются в хронологическом порядке. Доверенности по форме №М-2а корешков не имеют, поэтому их регистрируют в специальном журнале.
В ООО «СтройДом» доверенность по форме №М-2а выписывают на 15 дней. Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее менеджеру по снабжению, который будет получать товарно-материальные ценности.
Менеджер по снабжению должен расписаться в получении доверенности на ее корешке (если доверенность выписана по форме №М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (если доверенность выписана по форме №М-2а). Кроме того, менеджер должен поставить свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается директором и главным бухгалтером.
Менеджер, которому выдана доверенность, обязан не позднее следующего дня после каждого получения ценностей, независимо от того, получил он их полностью или частично, представить в бухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче на склад или соответствующему материально ответственному лицу полученных им товарно-материальных ценностей.
Не использованная доверенность должна быть возвращена обратно на следующий день по истечению срока действия.
О возвращении неиспользованной доверенности делается отметка в журнале учета выданных доверенностей (в графе «Отметки о выполнении поручений»). Возвращенная неиспользованная доверенность хранится у бухгалтера до конца отчетного года. По окончанию года уничтожается с составлением об этом соответствующего акта.
Сотрудникам, которые не отчитались в использовании доверенности, по которой истек срок действия, новые доверенности не выдаются.
Доверенность, в которой не указана дата ее действия, недействительна.
Выдача, доверенности лицу, не работающему в ООО «СтройДом» не допускается.
Схема документооборота в ООО «СтройДом» при поступлении производственных запасов на склад приведена на рисунке 1

 

Рисунок 1. Схема документооборота в ООО «СтройДом» при поступлении производственных запасов на склад
Поступающие в ООО «СтройДом» производственные запасы направляются на склад. На производственные запасы, поступающие по договорам поставки, ООО «СтройДом» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. Расчетные документы счета-фактуры (Приложение 3), платежные поручения (Приложение 4) на поступающие производственные запасы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются на склад.
На основании первичных документов происходит оприходование поступившего материала. Такими документами являются накладная, счет-фактура. Накладная, которой оформляется отгрузка товара, называется товарной накладной. Для нее предусмотрен типовой бланк по форме №ТОРГ-12(Приложение 5). Форма бланка утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132.
Обычно оформляют два экземпляра накладной: первый остается на складе продавца у материально ответственного лица, отпустившего товар (в дальнейшем после передачи накладной в бухгалтерию на ее основании будет произведено списание производственных запасов); второй передается покупателю (ООО «СтройДом») и является основанием для оприходования этих ценностей.
Счет-фактура – документ, служащий для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Счет-фактура выставляется не позднее 5 дней с момента отгрузки материалов. Составляют в двух экземплярах: первый экземпляр передается покупателю, второй остается у продавца.
На основании расчетных документов организация подтверждает, что плата за поставку произведена. К ним относятся платежные требования, требования-поручения, счета.
ООО «СтройДом» установила внутренний порядок приемки, регистрации, проверки, прохождения таких документов на поступающие материалы. При этом необходимо провести следующие мероприятия:
– зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
– проверить соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам, и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
– проверить правильность расчетов в расчетных документах;
– произвести оплату по выставленным счетам полностью или частично, либо отказаться мотивированно от оплаты;
– определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
– передать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу).
Приемка поступающих материалов оформляется путем составления приходных ордеров (Приложение 6) при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).
Форма №М-4 применяется также для учета материалов, поступающих из переработки. Его выписывают на фактически принятое количество ценностей в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад.
Приходный ордер заполняется заведующим складом на основании договора поставки либо накладной поставщика.
Принятый в ООО «СтройДом» порядок оформления документов по приемке и оприходованию производственных запасов закреплен в ее учетной политике.
Приемка перевозимых наемным автотранспортом поступающих производственных запасов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной (Приложение 7), получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
Если поставщик передал ООО «СтройДом» материалы с нарушением условия об ассортименте, ООО «СтройДом» вправе по своему выбору:
-                   принять материалы, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных материалов;
-                   отказаться от всех переданных материалов;
-                   потребовать заменить материалы, не соответствующие условию об ассортименте, предусмотренном договором;
-                   принять все переданные материалы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Товары не соответствующие условию купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если ООО «СтройДом» в разумный срок, после их получения, не сообщит о своем отказе от материалов.
Если недостатки материала не были оговорены поставщиком, ООО «СтройДом», вправе потребовать:
-                   соразмерного уменьшения покупной цены;
-                   безвозмездного устранения недостатка материалов в разумный срок;
-                   возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров.
В случае существенного нарушения требований к качеству материала ООО «СтройДом» вправе:
-                   отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы или отказаться от уплаты;
-                   потребовать замены материала надлежащего качества, соответствующего договору.
При установлении несоответствия материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также когда качество не соответствует предъявленным требованиям, приемку осуществляет постоянная комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов форма №М-7 (Приложение 8), составляемым в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт о приемке производственных запасов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и / или транспортной организации.
После приемки производственных запасов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию ООО «СтройДом» для учета движения производственных запасов, другой – отделу снабжения для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации. В случае составления приемного акта формы №М-7 приходный ордер (форма №М-4) не оформляется.
В ООО «СтройДом» строительные материалы, конструкции и детали, поступающие в значительном количестве, часто, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя центральный склад. Такие партии материалов отражаются в учете, как поступившие на склад и переданные на участок строительных работ. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах строительных участков делается пометка, о том, что материалы получены от поставщика и выданы на участки без завоза на склад (транзитом).
Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно на участки, оформлены приказом директора ООО «СтройДом».
В ООО «СтройДом» производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В организации фактическая себестоимость производственных запасов, приобретенных за плату, включает в себя сумму фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
При постоянно налаженных связях с поставщиком, а именно ООО «Монолит», материалы могут поступить раньше, чем сопроводительные документы к ним. Такие поставки называются неотфактурованными.
Неотфактурованные поставки приходуются на склад с составлением акта о приемке материалов по форме №М-7. Акт составляется в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра этого акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Если расчетные документы на такие поставки получены в том же месяце, либо в следующем месяце до составления регистров бухгалтерского учета по приходу материалов, они учитываются в обычном порядке.
Поступившие без расчетных документов материалы подлежат учету по рыночным ценам. Поскольку у ООО «СтройДом» нет данных о сумме налога на добавленную стоимость, исчислить расчетным путем его нельзя.
После, получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам стоимость их оприходования корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком, и отражается причитающийся к уплате налог на добавленную стоимость.
Если расчетные документы поступили в следующем году после сдачи готовой бухгалтерской отчетности, то учетная стоимость производственных запасов не меняется, а налог на добавленную стоимость принимается к учету в соответствии с данными поставщика.
Далее следует уточнить расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы.
Уменьшение стоимости материалов отражается по кредиту счета 91 как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.
А увеличение отражается по дебету счета 91, как убытки прошлых лет, выявленных в отчетном году.
Для целей налогообложение прибыли стоимость материалов, включаемых в расходы, определяются из цен их приобретения.
В случае отсутствия расчетных документов на поступившие материалы их стоимость в налоговом учете определяется по правилам бухгалтерского учета – по рыночной стоимости.
При поступлении от поставщика документов в течении налогового периода, стоимость материалов, отпущенных в производство, то есть расходы уменьшающие налогооблагаемую прибыль, корректируются на дату получения документов.
Если документы поступили в следующем году после сдачи декларации по налогу на прибыль, то корректировка расходов производится в том же порядке, как и в бухгалтерском учете – показывается прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году.
На складах производственные запасы размещаются по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках контейнерах, мешках и другой таре и штабелях.
Размещение производственных запасов должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрое нахождение, отпуск и проверку наличия.
К месту хранения производственных запасов, как правило, прикрепляются ярлык, а на ящиках делаются надписи с указанием:
– наименования материала;
– его отличительных признаков (марка, артикул, сорт, размер);
– номенклатурного номера;
– единицы измерения;
– цены.
Учет производственных запасов находящихся на хранении на складе, ведется на карточках складского учета форма №М-17 (Приложение 9) по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей. На складах ведется количественный сортовой учет производственных запасов в установленных единицах измерения, с указанием цены и количества.
Кладовщик заполняет карточку в одном экземпляре на основании приходного ордера по форме №М-4. Кладовщик должен фиксировать в карточке каждую операцию по приходу или расходу материала и заверять ее своей подписью.
Для оформления производственных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ, применяется акт по форме №М-35 (Приложение 10), который составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и ООО «СтройДом».
Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий – у ООО «СтройДом». Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты ООО «СтройДом».
Если производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции, а также сдача брака, или осуществляется возврат производственных запасов подразделениями организации на склад, то оформляется накладная на внутреннее перемещение материально-производственных запасов.
Производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии в ПБУ 5/01 по фактической себестоимости. В организации фактическая себестоимость производственных запасов, приобретенных за плату, включает в себя сумму фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Таким образом, заканчивая рассмотрение хозяйственных операций по поступлению в ООО «СтройДом» производственных запасов мы видим, что хозяйственные операции их приобретения и поступления в бухгалтерском учете отражаются в надлежащем порядке.
В бухгалтерии ООО «СтройДом» автоматизированная форма учета. Как выглядит учет производственных запасов показано на рисунке 2.
 

Рисунок 2. Автоматизированная форма учета производственных запасов в ООО «СтройДом»

При приемке производственные запасы подвергаются тщательной проверке. На склад приемка и оприходование поступающих в ООО «СтройДом» производственных запасов производится по сопроводительным документам. Далее склад передает в бухгалтерию все первичные документы по поступлению производственных запасов. После обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных и др.) автоматизированной бухгалтерской программой учетных работ в ООО «СтройДом» обеспечивается формирование необходимых регистров бухгалтерского учета производственных запасов.
2.3 Учет списания производственных запасов
Производственные запасы отпускаются в производство непосредственно для изготовления продукции по нормам соответственно объемам производственных заданий. Отпуск производственных запасов сверх норм оформляется соответствующим распоряжением. При отпуске производственные запасы измеряются в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно).
Выбытие производственных запасов со склада оформляется документами. Со склада получать материалы со стройки могут лишь те работники, которым дано на это право. На складе имеется список таких лиц с образцами их подписей, список утвержден директором ООО «СтройДом» и согласован с главным бухгалтером.
Первичными документами по отпуску материалов со склада на строительные участки являются:
– лимитно-заборная карта (Приложение 11);
– требование накладная (Приложение 12);
– накладная на внутреннее перемещение (Приложение 13);
Документальное оформление отпуска лимитно-заборными картами помогает осуществлять контроль над лимитами.
Отпуск производственных запасов на СМР осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Отпуск производственных запасов для выполнения, каких-либо строительных работ, должен осуществляться на основании предварительно установленных лимитов.
Лимиты на отпуск производственных запасов устанавливаются планово-техническим отделом при составлении производственных планов. За основу лимитов принимаются утвержденные нормы расхода материалов на единицу конструктивного элемента или вида работ с учетом строительных норм и правил (СНиП), которое устанавливает Госстрой России.
Лимитно-заборные карты выписываются планово-техническим отделом в трех экземплярах на одно наименование материала и сроком на один месяц.
Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца ее действия передается строительному участку – получателю материала.
Второй экземпляр передается складу.
Третий экземпляр остается в планово-техническом отделе.
Кладовщик, осуществляя отпуск материала, указывает в обоих экземплярах карты:
-                   дату;
-                   количество отпущенных производственных запасов, которые подтверждаются подписями получателя и кладовщиком.
В случае отпуска производственных запасов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) Сверх лимита». Отпуск производственных запасов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска производственных запасов.
К сверхлимитному отпуску производственных запасов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака, и покрытием перерасходов производственных запасов (т.е. расходов сверх норм).
При получении производственных запасов для исправления брака к лимитно-заборной карте прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.
Операции по передаче производственных запасов из одного подразделения организации в другое оформляются накладными на внутреннее перемещение производственных запасов. Сдача подразделениями на склад производственных запасов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов, в случаях, когда:
-                   производственные запасы, изготовленные подразделениями организации, используется для внутреннего потребления организацией и для дальнейшей переработки;
-                   осуществляется возврат со строительных участков на склад;
-                   производится сдача отходов, образующихся в процессе выполнения строительных работ, а так же при сдаче брака;
-                   других аналогичных случаев.
На израсходованные материалы начальник учстка объекта реконструкции, составляет материальный отчет (Приложение14), в котором указывает наименование материала, их количество по каждому наименованию: сколько получено, израсходовано и остаток.
При отпуске производственных запасов на СМР и ином выбытии согласно учетной политике ООО «СтройДом» их оценка проводится по способу
средней себестоимости.
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) производственных запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) производственных запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим материалам в этом месяце.
 QUOTE  ,
где Сед – средняя себестоимость единицы производственных запасов,
Собщ – общая стоимость производственных запасов, поступивших в течение отчетного месяца.
К – количество производственных запасов.
Применение способа средних оценок фактической себестоимости производственных запасов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, осуществляется путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество, и стоимость производственных запасов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.
Оценку запасов по средней себестоимости рассмотрим на примере.
Таблица 5. Данные по движению производственных запасов
    продолжение
--PAGE_BREAK--Для списания производственных запасов по средней себестоимости сначала определяют среднюю себестоимость единицы производственных запасов путем деления общей стоимости производственных запасов, поступивших в течении отчетного месяца (с учетом имевшегося на начало отчетного месяца остатка) на их количество.
(10 000 + 20 000 +15 000 + 30 000) руб.: 400 шт. = 187 руб. 50 коп.
Фактическая себестоимость, списываемых производственных запасов на СМР, определяется путем умножения количества израсходованных производственных запасов на их среднюю себестоимость:
187 руб. 50 коп. Х 350 шт. = 65 625 руб.
Стоимость остатка производственных запасов определяется как разность между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца производственных запасов и стоимостью израсходованных производственных запасов по средним ценам или путем умножения количества оставшихся производственных запасов на среднюю себестоимость единицы материала:
(75 000 – 65 625) руб. = 9 375 руб. или 187 руб. 50 коп. Х 50 шт. = 9 375 руб.
Списание производственных запасов осуществляется на основании первичных документов. При отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии в ООО «СтройДом» их оценка производится по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) производственных запасов. Для распределения стоимости отпущенных в производство производственных запасов по видам продукции и статьям расходов организация ежемесячно составляется сводная ведомость расхода производственных запасов.

2.3 Организация синтетического учета производственных запасов
Синтетический учет поступления производственных запасов на предприятии ООО «СтройДом» ведут на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости.
К счету 10 «Материалы» открыты субсчета.
В ООО «СтройДом» затраты по приобретению производственных запасов являются регулярными на протяжении длительного периода времени, фактическая себестоимость производственных запасов складывается из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, поэтому применяются учетные цены, позволяющие учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых производственных запасов.
Поступление производственных запасов в ООО «СтройДом» отражают с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В остатке к балансовому счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» у организации может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика (счет, счет-фактура и т.д.), на которые к покупателю перешло право владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.
Оприходование производственных запасов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по учетным ценам. Разница между стоимостью производственных запасов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения производственных запасов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Списание отклонений в стоимости производственных запасов, по отдельным видам или группам производится пропорционально учетной стоимости, исходя из процентного отношения суммы остатка величины отклонения на начало отчетного периода и текущих отклонений за период к сумме остатка, на начало периода и поступивших в этот период по учетной стоимости
Накопленные на счете 16 разницы в стоимости производственных запасов, начисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются – при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство.
Остаток по счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости производственных запасов с отражением по статье «сырье, материалы и другие аналогичные ценности».
Хозяйственные операции по приобретению у поставщиков за плату в ООО «СтройДом» с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» за май 2009 года приведены в таблице 6
Таблица 6. Записи на счетах учета приобретения производственных запасов за плату у поставщиков с использованием счета 15 и счета 16 за май 2009 г.
Учет затрат на изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов ведется на балансовом счете 23 «Вспомогательное производство».
По дебету счета собираются все затраты по изготовлению материалов.
Стоимость изготовленных материалов на конец отчетного периода списывается с кредита счета 23 «Вспомогательное производство» в дебет балансового счета 10 «Материалы» либо счета 20 «Основное производство» (если изготовленные материалы передаются не на склад, а непосредственно в производство).
Хозяйственные операции по поступлению производственных запасов изготовленных собственными силами в ООО «СтройДом» за май 2009 года приведены в таблице 7.
Таблица 7. Записи на счетах учета поступления производственных запасов изготовленных силами организации в ООО «СтройДом» за май 2009 года
Величина расходов производственных запасов при отпуске на их изготовление собственными силами, определяется исходя из стоимости готовой продукции. Стоимость готовой продукции определяется, как стоимость расходов на ее изготовление
В зависимости от вида затрат в бухгалтерском учете отпуск материалов будет вестись балансовых счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».
Таблица 8. Записи на счетах учета отпуска производственных запасов на производство за май 2009 года
Списание отклонений в стоимости производственных запасов по отдельным видам или группам производственных запасов производится пропорционально учетной стоимости производственных запасов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений за месяц (отчетный период) к сумме остатка производственных запасов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших производственных запасов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных производственных запасов.
Списание отклонений в стоимости производственных запасов, относящихся к стоимости израсходованных производственных запасов отражаются проводками:
– для изготовления продукции Дебет счета 20 Кредит счета 16;
– на общепроизводственные нужды Дебет счета 25 Кредит счета 16;
– на общехозяйственные нужды Дебет счета 26 Кредит счета 16.     
Первичные документы по движению материалов поступают в бухгалтерию со склада и со строительных участков. Здесь они группируются по складам, по синтетическим счетам, субсчетам и шифрам затрат.
Итоги группировки первичных документов по приходу отражаются в ведомости прихода материалов Таблица 9. Аналогично, по расходным документам составляется ведомость расхода Таблица 10.
Таблица 9. Ведомость прихода материалов за май 2009 г.
Итоги этих ведомостей являются основанием для обобщения данных о движении материалов в ведомости №10-c «Движение материальных ценностей в строительстве».
Таблица 10. Ведомость расхода материалов за май 2009 г.
Ведомость состоит из трех разделов. В ней формируются показатели о движении материалов в стоимостном выражении в разрезе отдельных групп, субсчетов и счетов.
В разделе 1 приводятся данные о движении материалов по складам без разбивки по счетам и группам.
В разделе 2 приводятся показатели по поступившим материальным ценностям в разрезе групп, счетов и субсчетов. Показатели этого раздела приводятся в учетных ценах и по фактической себестоимости заготовления
(т.е. по первоначальной стоимости), т.е. здесь показываются суммы ТЗР.
В разделе 3 показывается расход материалов, их остатки на складах в разрезе групп, счетов субсчетов в 2-х оценках:
– по средней себестоимости;
– по фактической себестоимости, т.е. с учетом доли ТЗР.
Показатели ведомости №10-с в отношении учетной стоимости оставшихся на конец месяца материальных ценностей по складам сверяются с протаксированными остатками сальдовой ведомости. Так контролируется соответствие данных складского и бухгалтерского учета.
Параллельно бухгалтер осуществляет группировку расходных документов по направлениям затрат (выполнение СМР «А», «Б», «В»; административные нужды; сбытовые нужды; исправление брака; социальные нужды; ликвидация последствий чрезвычайных событий и т.д.). Далее все данные заносятся в главную книгу.
Таким образом, заканчивая рассмотрение документального оформления хозяйственных операций по поступлению в ООО «СтройДом» производственных запасов мы видим, что хозяйственные операции приобретения и поступления в бухгалтерском учете отражаются в надлежащем порядке.
При приемке производственные запасы подвергаются тщательной проверке, на склад приемка и оприходование поступающих в ООО «СтройДом» производственных запасов производится по сопроводительным документам. После обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных и др.) автоматизированной бухгалтерской программой учетных работ в ООО «СтройДом» обеспечивается формирование необходимых регистров бухгалтерского учета производственных запасов.
Для распределения стоимости отпущенных в производство производственных запасов по видам продукции и статьям расходов организация ежемесячно составляется сводная ведомость расхода производственных запасов.

3. Инвентаризация производственных запасов в ООО «СтройДом» и совершенствование их учета
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.