Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Контроль и ревизия операций по движению нематериальных активов

Содержание
1. Характеристика комплексных ревизий

1.1 Порядок проведения документальной ревизии

1.2 Проверка наличия денежных средств на текущем счете и операций по расчетному счету
1.3 Проверка учета операций с материальными и денежными средствами, отчетности по ним и делопроизводства 1.4 Проверка обеспечения сохранности материальных средств, возмещения причиненного ущерба 1.5 Составление акта ревизии 1.6 Программа комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации
2. Контроль и ревизия операций по движению нематериальных активов

Цели и задачи аудита нематериальных активов

2.2 Информационная база аудита нематериальных активов

2.3 Проверка обеспечения контроля за наличием нематериальных активов

2.4 Проверка правильности учета поступления и выбытия нематериальных активов

2.5 Проверка правильности начисления и учета амортизации нематериальных активов

Список литературы

1. Характеристика комплексных ревизий

1.1 Порядок проведения документальной ревизии

Проверка наличия денег, ценных бумаг, ценностей в кассе (ревизия кассы) и бланков строгого учета производится внезапно в начале документальной ревизии в присутствии главного бухгалтера и кассира.

Перед ревизией кассы инспектор-ревизор письменно уточняет у главного бухгалтера и кассира о возможных случаях недостач или излишков денег в кассе, ценных бумаг, ценностей и бланков строгого учета со дня последней документальной ревизии.

Одновременно с ревизией кассы организации проводятся внезапные проверки наличия денег и бланков строгого учета во всех подразделениях, осуществляющих в разрешенных случаях прием наличных денег. Бланки строгого учета проверяются также в других службах материального обеспечения.

По усмотрению инспектора-ревизора в период документальной ревизии могут производиться повторные ревизии кассы.

Инспектор-ревизор устанавливает соответствие предъявленных наличных денег, ценных бумаг, ценностей и бланков строгого учета остаткам, числящимся на день проверки в кассовой книге, книге учета ценных подарков, и книге учета бланков строгого учёта.

Если при проверке будут предъявлены надлежаще оформленные денежные документы, не проведенные по книгам финансового учета, то указанные документы в присутствии инспектора-ревизора проводятся по книгам финансового учета и после этого в кассовой книге выводятся итоги и остатки.

Результаты проверки наличия денег с указанием суммы остатка записываются цифрами и прописью в кассовой книге и подписываются инспектором-ревизором и кассиром. В последующем эта запись переносится в акт ревизии.

Если при ревизии кассы будут выявлены расхождения между учетными данными и фактическим наличием денег, ценных бумаг, ценностей и бланков строгого учета, то составляется промежуточный акт. При выявлении недостачи бланков строгого учета инспектор-ревизор вносит предложения руководителю организации о назначении административного расследования и их розыску.

При проверке кассовой дисциплины инспектор-ревизор проверяет:

выполнение порядка получения наличных денег из учреждения банка, а также их хранения в кассе организации. В частности: своевременность и полноту оприходования полученных денег; соблюдение порядка ежедневной сверки наличия денежных сумм, ценных бумаг и ценностей в кассе с данными финансового учета; оформление справок о наличии денег в кассе на конец рабочего дня; наличие охранной сигнализации в помещении кассы и ее исправность, соблюдение порядка опечатывания денежного сейфа, наличие вторых экземпляров ключей от денежного сейфа и порядок их хранения;

соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассе организации; своевременность сдачи в учреждение банка наличных денег в сумме, превышающей установленный лимит хранения их в кассе;

соблюдение установленного порядка покупки промышленных товаров и материалов за наличные деньги и оформления этих покупок;

соблюдение установленного порядка безналичных расчетов согласно Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденных заместителем председателя Центрального банка Российской Федерации 9 июля 1992 г.

При проверке авансовой дисциплины инспектор-ревизор проверяет:

законность и правильность перечисления авансов поставщикам (исполнителям работ), своевременность их погашения;

правильность выдачи подотчетных сумм и своевременность их погашения. При необходимости проверяется наличие подотчетных сумм или денежных оправдательных документов у подотчетных лиц,

соблюдение установленного порядка отнесения под отчет торговым организациям, поставщикам и исполнителям работ сумм, перечисленных с текущего счета в порядке предварительной оплаты счетов, и списания этих сумм с подотчета только после получения и оприходования ценностей по книгам материального учета; своевременность получения от поставщиков предварительно оплаченных материальных средств (в необходимых случаях инспектор-ревизор принимает меры к отзыву денежных средств из торгующих и других организаций и зачисления их на расчетный счет организации);

соответствие остатка подотчетных сумм по кассовой книге на день начала ревизии сумме остатков за подотчетными лицами и организациями по книге учета подотчетных сумм (в необходимых случаях инспектор-ревизор проверяет непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях реальность числящейся за ними дебиторской задолженности);

принятие мер к своевременному истребованию авансовых отчетов от всех подотчетных лиц и взысканию просроченной дебиторской задолженности (при выявлении просроченной безнадежной дебиторской задолженности руководитель ревизионной группы определяет причины, обстоятельства, сумму задолженности, должностных лиц в результате действий (бездействия) которых она возникла и предлагает руководителю организации организовать истребование задолженности в установленном действующем законодательстве;

при наличии фактов нарушения авансовой дисциплины — меры, принятые к виновным.

1.2 Проверка наличия денежных средств на текущем счете и операций по расчетному счету
Инспектор-ревизор проверяет:

соответствие остатка денежных средств на день начала ревизии, выведенного по учету организации, остатку на тот же день по выписке из расчетного счета организации в учреждении банка,

учет чековых книжек, полученных из учреждения банка, правильность использования чеков (по корешкам чековых книжек) и соблюдение порядка их списания;

не допускается ли предварительная подпись руководителем организации незаполненных чеков и не заверяются ли не подписанные руководителем организации чеки печатью организации (при выявлении таких чеков инспектор-ревизор немедленно погашает их перечеркиванием, о чем делает запись в акте);

оприходование сумм, поступивших на расчетный счет организации от предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц — путем сверки данных учета организации с копиями платежных поручений, полученных от учреждения банка при выписках из расчетного счета (в случаях отсутствия документов на поступившие на расчетный счет организации суммы эти документы истребуются от учреждения банка или от соответствующих плательщиков),

использование расчетного счета организации для перечисления денежных средств, получения наличных денег и других целей в интересах сторонних организаций и частных лиц;

соблюдение установленного порядка перечисления сумм налогов и других сумм в доход бюджетов и внебюджетные фонды.

По всем перечислениям сумм подоходного налога и других сумм в доход бюджета и платежей во внебюджетные фонды в обязательном порядке производится проверка полноты расчетов по данным соответствующих местных финансовых органов и внебюджетных фондов. Результаты сверок оформляются двухсторонними актами.
1.3 Проверка учета операций с материальными и денежными средствами, отчетности по ним и делопроизводства
Инспектор-ревизор проверяет:

соблюдение установленного порядка учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, организацию документооборота, своевременность и правильность записи приходных и расходных операций по учету;

организацию бухгалтерского учета, наличие и правильность ведения установленных регистров бухгалтерского учета, соблюдение соответствующих форм и методов бухгалтерского учета и отчетности;

полноту и своевременность оприходования по учету материальных и денежных средств, правильность определения стоимости материальных средств.

Полнота оприходования денежных средств, закупленных и поступивших (полученных) без оплаты материальных средств проверяется по подлинным, правильно оформленным первичным документам, путем сверки записей по учету организации с данными учреждения банка, плательщиков денежных средств, поставщиков материальных средств, а также итоговых данных по учету денежных и материальных средств с данными отчетов.

Оприходование материальных средств проверяется путем сличения документов, на которых произведены отметки об оприходовании, с записями в книге учета;

правильность всех итогов в учетных регистрах; составление оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета;

состояние учета, хранения, обоснованность использования и списания бланков строгого учета организации и ценных подарков;

своевременность и правильность проведения инвентаризации материальных средств, оформления результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации (достоверность результатов инвентаризации проверяется путем проведения выборочной контрольной инвентаризации отдельных материальных средств);

наличие всех оправдательных документов и правильность их оформления: достоверность оправдательных документов по расходованию денежных и материальных средств; особенно счетов на приобретение (получение) товарно-материальных ценностей; документов по возмещению командировочных расходов, в том числе по найму жилых помещений, а также на оплату проезда к месту командировки и при служебных перемещениях. Проверяется это путем проведения встречных проверок непосредственно в организациях, оформивших оправдательные документы;

достоверность и своевременность представления установленной отчетности;

полноту отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных и материальных средств и расчетов; соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за отчетный период, а также данных отчетов (балансов) данным синтетического и аналитического учета;

полноту и своевременность расчетов с поставщиками за отпущенные им материальные средства, выполненные работы и оказанные услуги; наличие учета расчетов с поставщиками, правильность применения цен при таких расчетах;

правильность учета затрат на производство.
1.4 Проверка обеспечения сохранности материальных средств, возмещения причиненного ущерба
По материалам инвентаризации материальных средств, актам ревизий и проверок финансовой и хозяйственной деятельности инспектор-ревизор устанавливает:

эффективность мер, принимаемых должностными лицами части по обеспечению сохранности материальных средств (при наличии утрат материальных средств устанавливаются причины и должностные лица, не обеспечившие их сохранность);

полноту и своевременность записей недостач и утрат денежных и материальных средств в соответствующих регистрах учета. При выявлении неучтенных недостач и утрат материальных и денежных средств инспектор-ревизор обеспечивает документальное их оформление и принимает меры к возмещению причиненного материального ущерба установленным порядком;

наличие фактов несвоевременного проведения административных расследований и принятия решений по выявленным недостачам и утратам материальных и денежных средств;

наличие договоров о полной материальной ответственности с должностными лицами, связанными с хранением и расходованием материальных и денежных средств;

правильность определения цен на недостающие и утраченные материальные средства, общего размера ущерба и сумм, подлежащих взысканию с лиц, причинивших материальный ущерб;

обеспечение своевременного взыскания сумм в возмещение причиненного материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов и нотариальным надписям; меры, принимаемые к розыску лиц, уклоняющихся от возмещения ущерба;

законность списания недостающих (утраченных), пришедших в негодное (предельное) состояние материальных средств по инспекторским свидетельствам, актам технического состояния и в других случаях; правильность оформления документов и ходатайств на списание материальных средств;

правильность и достоверность составления, своевременность представления установленной отчетности по недостачам и утратам денежных и материальных средств, возмещению ущерба.
1.5 Составление акта ревизии
Ревизия финансовой и хозяйственной деятельности организации оформляется актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем организации, председателями внутренних проверочных комиссий соответствующих служб и подразделений организации, привлеченных к ревизии и главным бухгалтером организации.

В начале акта отмечается, что ревизия проведена в соответствии с Положением о финансовом контроле и Положением о контроле за хозяйственной деятельностью и в полном объеме. Если какие-либо вопросы финансовой и хозяйственной деятельности не проверялись, в акте указывается, что именно не проверялось и по какой причине.

В акте излагаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления.

При изложении в акте выявленных недостатков, нарушений, злоупотреблений, фактов расточительства и бесхозяйственности и других недочетов инспектор-ревизор обязан соблюдать строгую объективность, ясность, последовательность, правильность и точность описания их сущности и причин. При этом инспектор-ревизор ссылается на руководящие документы, требования которых нарушены, на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей, с отражением нарушений в количественном и денежном выражении, с указанием источников израсходованных с нарушением материальных и денежных средств, должностных лиц, в результате действий (бездействия) которых они допущены и времени нарушений.

Полные статистические и аналитические данные, характеризующие финансовую и хозяйственную деятельность, при необходимости указываются в приложении к акту, а в акте отражаются обобщенные сведения по этим данным.

Установленные в процессе ревизии действия или бездействие должностных лиц, в которых содержатся признаки составов преступлений, в акте излагаются подробно. В необходимых случаях материалы по таким фактам выделяются в отдельное приложение к акту.

Выявленные ревизией недостачи, растраты, хищения, незаконные расходы материальных и денежных средств, возмещенные в период ревизии, также записываются в акт с указанием характера и причин злоупотреблений и нарушений.

В случае необходимости к акту прилагаются изъятые из дел в установленном порядке подлинные документы или заверенные копии, а также справки, расчеты и объяснения должностных лиц.

При изъятии подлинных денежных оправдательных документов инспектор-ревизор на копиях этих документов, оставляемых в делах организации взамен подлинных, делает отметку об изъятии, которую удостоверяет своей подписью. В случае изъятия значительного количества документов составляется реестр, в который вносятся указанные отметки, и ставится подпись.

Обязательно отражаются в акте ревизии результаты проверки:

наличия денег, ценных бумаг и ценностей в кассе; наличия денежных средств на расчетном счете и результатов сверки выписок из расчетного счета с подлинным счетом организации непосредственно в учреждении банка;

остатков материальных средств в местах их хранения; полноты оприходования наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка и в других установленных случаях;

полноты оприходования поставленных (полученных) и закупленных материальных средств;

состояния сохранности материальных средств;

наличия оправдательных документов, подтверждающих совершенные операции с материальными и денежными средствами, и правильности отражения их в регистрах учета;

правильности всех итогов в регистрах учета и в других документах по операциям материальных и денежных средств;

состояния работы по возмещению причиненного материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов;

состояние работы по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

Акт ревизии составляется по следующей схеме:

АКТ

ревизии финансовой и хозяйственной деятельности

_________________________________________________________________,

проведенной в период с "__"______20__г. по "__"______20__г.

ревизионной группой финансовой инспекции _____________________

под руководством_________________________________________________

(должность, фамилия и инициалы руководителя группы)

при участии внутренней проверочной комиссии ___________________

_____________________________________________________________

(наименование службы организации)

Ревизией охвачен период деятельности организации с "__"_____20__г. по "__"_____20__г. Кроме того, перепроверены ранее обревизованные документы с "__"_____20__г. по "__"______20__г.

Ответственными за финансовую и хозяйственную деятельность организации в обревизованном периоде являлись:

руководитель организации — ____________________________________

(фамилия, имя и отчество),

главный бухгалтер — ___________________________________________

(фамилия, имя и отчество)

Документальная ревизия проведена в соответствии с Положением о финансовом контроле и Положением о контроле за хозяйственной деятельностью и в полном объеме.

В результате проведенной ревизии выявлено:

В дальнейшем материал в акте подразделяется на следующие разделы:1) Наличие денежных сумм в кассе и на расчетном счете, ценных бумаг, ценностей и бланков строгого учета командир части; кассовая и авансовая дисциплина; операции по расчетному счету.

2) Учет операций с денежными и материальными средствами, отчетность по ним и делопроизводство.

3) Сохранность материальных средств, возмещение причиненного ущерба.

4) Выполнение предложений по актам предыдущих ревизий и проверок.

Выводы.

Предложения.

Подписи и дата.

Выводы в акте излагаются кратко и не должны носить характера общей оценки финансовой и хозяйственной деятельности организации. В выводах отмечаются положительные факты, а также недостатки и нарушения, выявленные в финансовой и хозяйственной деятельности организации, с указанием их размеров в количественном и денежном выражении.

Предложения в акте ревизии вносятся руководителю организации. Они должны быть краткими, конкретными, целенаправленными, с указанием сроков их выполнения.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, лица, подписавшие акт, делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения и документы, подтверждающие эти возражения. Руководитель ревизионной группы проверяет обоснованность возражений и при необходимости вносит соответствующие исправления, добавления и уточнения в акт ревизии. Если в результате проверки возражений руководитель ревизионной группы убедится в правильности выводов, то акт ревизии он оставляет без изменения, а по возражениям составляет письменное заключение по результатам их проверки и вместе с возражениями прикладывает к акту ревизии.

К акту ревизии прилагаются: справка о выявленных ревизией нарушениях, которая подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем организации и главным бухгалтером, оборотная ведомость по аналитическому и синтетическому учету по состоянию на 1 число месяца начала ревизии, ведомости по дебиторской и кредиторской задолженности.

Акт ревизии составляется в двух, а при необходимости и в большем количестве экземпляров. Первый экземпляр акта в трехдневный срок направляется начальнику, назначившему ревизию, а второй — непосредственно после подписания передается руководителю обревизованной организации.

1.6 Программа комплексной ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации

№ п/п

Раздел программы и контрольные процедуры

Источники информации

Приемы и способы контроля

1

2

3

4


1. Ревизия учредительных документов



1.1.

Ревизия наличия, правильности оформления и регистрации учредительных документов организации

Учредительный договор, устав, протоколы собрания учредителей, расчеты, решения вышестоящих органов и иные учредительные документы

Контрольное изучение документов и их встречная сверка в сплошном порядке, опросы должностных лиц организации, запросы вышестоящих органов (по унитарным предприятиям)

1.2.

Ревизия соблюдения основных положений учредительных документов в деятельности органов управления организации

То же

Тоже

1.3.

Ревизия соблюдения внутреннего трудового распорядка и иных норм регламента организации

Правила внутреннего распорядка, должностные обязанности, положения о внутрихозяйственных подразделениях и иные локальные нормативные акты

Контрольное изучение документов и их встречная сверка, опросы должностных лиц организации, выборочная проверка фактического выхода на работу и соблюдения режима рабочего дня


2. Ревизия внеоборотных активов



2.1.

Ревизия состояния хранения и сохранности внеоборотных активов

Инвентарные книги и карточки учета основных средств и нематериальных активов, инвентаризационные описи, результаты фактического наблюдения состояния хране­ния и сохранности отдельных объектов

Контрольное изучение документов и их встречная сверка, прослежива­ние учетных записей, оп­росы должностных лиц организации, контроль­ная инвентаризация и фактический осмотр от­дельных объектов в на­туре

Продолжение

№ п/п

Раздел программы и контрольные процедуры

Источники информации

Приемы и способы контроля

1

2

3

4

2.2

Ревизия вложе­ний во внеобо­ротные активы

Первичные документы и свод­ные ведомости (машинограм­мы) по учету вложений во внеоборотные активы, жур­нал-ордер № 16-АПК, резуль­таты фактического осмотра выполненных работ

То же

2.3

Ревизия поступ­ления и внутри­хозяйственного перемещения внеоборотных активов

Первичные документы по уче­ту поступления и внутрихозяй­ственного перемещения основных средств и нематери­альных активов, их инвентар­ные карточки и списки, жур­налы-ордера № 16-АПК и № 13-АПК, ведомости (ма­шинограммы) аналитическо­го учета

Тоже

2.4

Ревизия списа­ния и прочего выбытия вне­оборотных активов

Первичные документы по уче­ту списания и прочего выбы­тия основных средств и нема­териальных активов, их ин­вентарные карточки, журнал-ордер № 13-АПК, ведомости (машинограммы) аналитиче­ского учета

То же

2.5

Ревизия использования внеоборотных активов

Ведомости расчета и распре­деления амортизации по основным средствам и немате­риальным активам, их инвен­тарные карточки, журнал-ордер № 10- АПК, договоры аренды и проката

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, прослежива­ние учетных записей, контрольный пересчет амортизационных отчис­лений по отдельным объектам, анализ их использования за ревизуемый период

2.6.

Ревизия ремонта основных средств

Сметы и первичные документы по учету ремонта отдельных объектов, журнал-ордер № 10-АПК, ведомости (машинограммы) учета указанных затрат, результаты фактического соблюдения ремонтных работ

Контрольное изучение документов и их встречная сверка, прослеживание учетных записей, контрольный обмер отдельных ремонтных работ, опросы должностных лиц организации и письменные запросы сторонних организаций

Продолжение

п/п

Раздел программы и контрольные процедуры

Источники информации

Приемы и способы контроля


1

2

3

4



3. Ревизия материально-производственных запасов




3.1.

Ревизия организации складского хозяйства и хранения материально-производственных запасов

Книги и карточки складского учета, первичные документы по учету поступления и внутрихозяйственного перемещения материалов, инвентаризационные описи, отчеты о движении материальных ценностей, результаты фактического наблюдения складского хозяйства и хранения материально-производственных запасов

Контрольное изучение документов и их встречная сверка, прослеживание учетных записей, контрольная инвентаризация отдельных материалов, фактический осмотр их мест хранения, опросы должностных лиц организации


3.2.

Ревизия оприходования продукции собственного производства

Первичные и сводные документы по уче­ту поступления продукции растениеводства, животноводства и других отраслей, отчеты о движении материальных ценностей, журнал-ордер №10-АПК, результаты фактического наблюдения оприходования продукции собственного производства

То же


3.3.

Ревизия поступления материально-производственных запасов со стороны

Первичные и сводные документы по уче­ту поступления материалов со стороны, отчеты о движении материальных ценностей, журналы-ордера № 6-АПК, №?-АПК, №8-АПК, результаты фактического наблюдения оприходования материально-производственных запасов

То же


3.4

Ревизия выбытия материально-производственных запасов

Первичные и сводные документы по уче­ту продажи, производственного потребления, списания и прочего выбытия материалов и готовой продукции, отчеты о движении материальных ценностей, инвентаризационные описи, ведомости аналитического учета, журналы-ордера №10-АПК, №11-АПК, №15-АПК, №16-АПК, результаты фактического наблюдения выбытия материально-производственных запасов

Тоже


















































































































Раздел





программы и

Источники

Приемы и способы

п/п

контрольные

информации

контроля


процедуры



1

2

3

4

3.5

Ревизия соблю-

Плановые (норм-ые) рас-

Анализ соблюдения


дения норма-

четы запасов материальных

плановых (нормативных)


тивных запасов

ценностей, данные аналити-

запасов и использования


и использова-

ского и синтетического учета

отдельных материаль-


ния материаль-

по счету 10 «Материалы», бух-

ных ценностей за ревизу-


ных ценностей

галтерские балансы, справки

емый период, контроль-



и пояснительные записки к

ный пересчет указанных



бухгалтерской отчетности

расчетов, выявление неиспользуемых ценностей и определение их ликвидности


4. Ревизия использования трудовых ресурсов и оплаты труда



4.1

Ревизия соблюдения действующего порядка организации, нормирования и охраны труда

Штатное расписание, положения об управленческих службах и внутрихозяйственных подразделениях, должностные инструкции, сборники норм выработки и иные локальные нормативные акты по труду, результаты фактического наблюдения организации, нормирования и охраны труда

Контрольное изучение документов и их встречная сверка, сопоставление положений локальных нормативных актов по труду с соответствующими нормами действующего трудового законодательства, контрольные осмотры отдельных рабочих мест, опросы должностных лиц организации





4.2

Ревизия правильности расчетов по оплате труда

Штатное расписание, положения об оплате труда, трудовые контракты, расчетно-платежные ведомости, первичные документы по учету труда и выполненных работ, данные аналитического и синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», результаты фактического наблюдения за соблюдением положения об оплате труда

Контрольное изучение документов и их встречная сверка, прослеживание учетных записей, сопоставление фактических выплат по труду с положением об оплате труда, контрольные обмеры отдельных работ


5. Ревизия денежных средств и финансовых вложений



Продолжение

№ п/п

Раздел программы и контрольные процедуры

Источники информации

Приемы и способы контроля


1

2

3

4




5.1

Ревизия кассы

Кассовая книга, первичные кас­совые документы, акты инвен­таризации наличных денег, журнал-ордер № 1-АПК и ана­литические данные по счету 50 «Касса»

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, контрольная инвентаризация кассо­вой наличности, просле­живание учетных запи­сей по отражению кассо­вых операций


5.2

Ревизия опера­ций по счетам денежных средств

Выписки банков и оправда-тельные первичные документы к ним, журналы-ордера № 2-АПК и № 3-АПК, аналитические данные по счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», переписка с обслуживающими банками и договоры банковского счета

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, прослежива­ние учетных записей по отражению операций по счетам денежных средств в банках, опросы должностных лиц



6. Ревизия расчетных операций




6.1

Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками

Первичные документы по поставкам материально-технических средств и выполнению подрядных работ, журнал-ордер №6-АПК, ведомости аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», переписка с указанными организациями, договоры купли-продажи, поставки, подряда, лизинга и иные соглашения

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, прослежива­ние учетных записей по отражению расчетов с поставщиками и подрядчиками, опросы должностных лиц, письменные запросы отдельных организаций


6.2.

Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками

Первичные документы по продаже продукции, выполнению работ и оказанию услуг на сторону, журнал-ордер №11-АПК, ведомости аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», договоры купли-продажи, переписка с покупателями и заказчиками

То же применительно к расчетам с покупателями и заказчиками


6.3

Ревизия расче­тов по налогам и сборам

Налоговые декларации и рас­четы, налоговые регистры, пер­вичные документы по отраже­нию операций, связанных с фор­мированием налоговой базы по отдельным налогам и сбо­рам, журнал-ордер № 8-АПК, ведомости (машинограммы) аналитического учета по сче­там 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 19 «Налог на добав­ленную отчетность по приоб­ретенным ценностям», акты налоговых проверок, перепис­ка с налоговыми органами

Контрольный пересчет налоговой базы по от­дельным налогам и сбо­рам, контрольное изуче­ние документов и их встречная сверка, прос­леживание учетных запи­сей по отражению опе­раций, связанных с фор­мированием налоговой базы, сопоставление учетных данных с дан­ными налоговых декла­раций по отдельным на­логам и сборам


6.4

Ревизия расче­тов по соци­альному стра­хованию и обеспечению

То же применительно к расче­там по социальному страхова­нию и обеспечению

То же применительно к расчетам по социально­му страхованию и обес­печению


6.5

Ревизия расче­тов по креди­там и займам

Договоры кредита и займа, первичные документы по ука­занным операциям, журнал-ордер № 4-АПК, ведомости (машинограммы) аналитиче: ского учета по счетам 66 «Рас­четы по краткосрочным кре­дитам и займам» и 67 «Расче­ты по долгосрочным кредитам и займам», переписка с кре­дитными организациями и заимодавцами

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, прослежива­ние учетных записей по отражению расчетов по кредитам и займам, оп­росы должностных лиц, письменные запросы кре­дитных организаций и заимодавцев



7. Ревизия финансовых результатов







7.1 Ревизия финансовых результатов от продаж

Первичные документа по отражению продаж, журналы-ордера № 11-АПК, №14-АПК, ведомости аналитического учета по счетам 90 «Продажи» и 99 «Прибыль и убытки», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»бухгалтерской отчетности

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, прослежива­ние учетных записей по отражению продаж и формированию финансовых результатов





7. Ревизия финансовых результатов

Договоры кредита и займа, первичные документы по ука­занным операциям, журнал-ордер № 4-АПК, ведомости (машинограммы) аналитиче: ского учета по счетам 66 «Рас­четы по краткосрочным кре­дитам и займам» и 67 «Расче­ты по долгосрочным кредитам и займам», переписка с кре­дитными организациями и заимодавцами

Контрольное изучение документов и их встреч­ная сверка, прослежива­ние учетных записей по отражению расчетов по кредитам и займам, оп­росы должностных лиц, письменные запросы кре­дитных организаций и заимодавцев




2. Контроль и ревизия операций по движению нематериальных активов

Цели и задачи аудита нематериальных активов

В составе НМА могут учитываться:

— произведения науки, литературы и искусства;

— объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т.п.);

— программы для электронных вычислительных машин и базы данных;

— изобретения;

— полезные модели;

— селекционные достижения;

— секреты производства (ноу-хау);

— товарные знаки и знаки обслуживания;

— иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ.

Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве НМА, если выполняются следующие условия:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.

Это условие выполняется, если объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;

б) организация осуществляет контроль над объектом.

То есть организация имеет охранные или иные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на него. Такими документами являются, в частности, патенты, свидетельства, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

в) имеется возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени.

Длительным является срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

В составе НМА учитывается также положительная деловая репутация, возникшая при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части) (п. п. 3, 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).

Проверку правильности отражения в учете нематериальных активов осуществляют по первичным документам, записям в инвентарных карточках, журналах-ордерах, ведомостях, регистрах автоматизированного учета этих ценностей.

В разделе 1 актива баланса по статье «Нематериальные активы» отражают вложения предприятия в нематериальные объекты интеллектуальной собственности: исключительные права на приобретение патента, промышленный образец, полезную модель, товарный знак, на селекционные достижения, авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, имущественное право на технологии интегральных схем. К нематериальным активам относят также деловую репутацию и затраты, связанные с созданием предприятия (организационные расходы). Особенности нематериальных активов в том, что у многих из них нет материально-вещественной структуры, они могут использоваться длительное время, но возможности их доходности неопределенны. В балансе приводится отдельно стоимость нематериальных активов в первоначальной (фактической или экспертной) оценке, а также сумма начисленного износа.

Главное в аудиторской проверке нематериальных активов — убедиться в их фактическом наличии, правильной оценке, документальном оформлении и правильном списании. Фактическое наличие устанавливают путем инвентаризации (визуального наблюдения) и ознакомления с первичной документацией на оприходование. Поскольку многие нематериальные активы — объект интеллектуальной собственности и бестелесны по своей природе, важным критерием их обособления в составе имущества является возможность их отчуждаемости, т.е. возможности передачи другому физическому или юридическом улицу во владение. Существенное значение имеет способность нематериального актива приносить экономические выгоды.

Таким образом, целями аудита нематериальных активов являются:

1. формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по информации о нематериальных активах;

2. устранение несоответствия действующего в организации порядка ведения учета и налогообложения операций с нематериальными активами нормативным требованиям, законодательству Российской Федерации.

Основные задачи аудита нематериальных активов состоят в необходимости проверить:

правильность отнесения объектов к нематериальным активам;

документальное оформление факта наличия нематериальных активов (деловой репутации, организационных расходов, исключительных прав);

правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию нематериальных активов;

правильность оценки нематериальных активов в учете;

правильность определения срока полезного использования нематериальных активов и начисления амортизации;

полноту и правильность отражения данных по нематериальным активам в бухгалтерском учете и отчетности.
2.2 Информационная база аудита нематериальных активов
При осуществлении аудита нематериальных активов используются следующие нормативные документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.

Федеральный закон от 21 октября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.)

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. с изм., внесенными решением верховного Суда РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645).

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.1998 г. №60-н.

Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» — ПБУ 14/2007 (Утвержден Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н).

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету нематериальных активов (постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а) (см. приложение 1).

В качестве источников информации при аудите нематериальных активов используют:

форму НМА-1 — карточка учета нематериальных активов (см. приложение 1);

акт о приеме нематериальных активов;

акт о списание нематериальных активов;

акт инвентаризации нематериальных активов;

документы, подтверждающие право собственности предприятии

на объекты нематериальных активов (патенты на изобретения промышленные образцы, полезные модели, свидетельства на товарные знаки, программы для ЭВМ; зарегистрированные договоры на уступку патента, товарного знака и др.);

журналы-ордера № 10, 13, 16, ведомость № 17 (при журнально-ордерной форме учета);

карточки на анализ счетов 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» (при автоматизированном учете);

расчет амортизации нематериальных активов (при журнально-ордерной форме учета);

Главную книгу;

баланс — форма № 1;

отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5.
2.3 Проверка обеспечения контроля за наличием нематериальных активов
Для подтверждения данных бухгалтерской отчетности о наличии нематериальных активов аудитору необходимо получить достаточные доказательства:

— существования указанных в отчетности объектов нематериальных активов;

— наличие в организации исключительных прав на эти объекты;

— правильности оценки объектов нематериальных активов в учете;

— полноты отображения объектов нематериальных активов в бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериалы птх активов» (ПБУ 14/2007) к нематериальным активам могут быть отнесены следующие исключительные права на объекты интеллектуальной деятельности:

— на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

— программы для ЭВМ и базы данных;

— топологии интегральных микросхем;

— товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара;

— селекционные достижения.

В составе нематериальных активов также учитываются деловая репутация организации и организационные расходы, т.е. расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные частью вклада учредителей (участников) организации в уставный капитал.

Поскольку нематериальные активы являются, как правило, результатом интеллектуальной деятельности, то их приобретение возможно на основании следующих договоров:

авторский договор об использовании произведения;

лицензионный договор;

учредительный договор;

договор об уступке патента, товарного знака, знака обслуживания;

договор коммерческой концессии;

договор передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных и др.

Создание нематериальных активов осуществляется на основании:

договора о создании произведения;

договора о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

договора о создании (передаче) научно-технической продукции.

Следует учесть, что проверяемая организация может получить права на использование объектов интеллектуальной собственности по неисключительной лицензии, когда организация-правообладатель сохраняет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (патент, товарный знак). В этом случае полученные в пользование нематериальные активы отражаются организацией-пользователем не на счете 04 «Нематериальные активы», а на забалансовом счете.

Организация-правообладатель переданный в пользование объект с баланса не списывает, а полученные от передачи доходы отображает в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Наряду с проверкой договоров необходима проверка документального оформления принятия нематериальных активов к учету — наличие актов приемки-передачи нематериальных активов и карточек учета (форма НМА-1).

Кроме формальной проверки оформления договоров и первичных документов следует осуществить проверку правильности оценки нематериальных активов в учете.

Нематериальные активы должны приниматься к бухгалтерскому учету в оценке согласно требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).

Аудитор проверяет правильность оценки нематериальных активов в соответствии со стоимостью, указанной в соответствующем договоре, и порядком включения затрат по доведению их до готовности к использованию.

Первоначальная стоимость нематериальных активов определяется в зависимости от способа их поступления в организацию.

1. Нематериальные активы, приобретенные за плату, оцениваются по фактическим расходам на приобретение с учетом расходов по доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.

2. Нематериальные активы, созданные в организации, — по фактическим расходам на их создание (изготовление).

3. Нематериальные активы, полученные безвозмездно (по договору дарения), — по рыночной стоимости и затратам на доведение их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.

4. Нематериальные активы, поступившие в качестве вклада учредителей (участников) в уставный капитал, — в соответствии с денежной оценкой, согласованной учредителями.

Нематериальные активы, приобретенные за иностранную валюту, оцениваются в рублях по курсу Банка России на дату приобретения объектов.
2.4 Проверка правильности учета поступления и выбытия нематериальных активов
При проведении проверки операций по поступлению и созданию нематериальных активов следует учитывать, каким образом они поступили в организацию.

Если объект нематериальных активов поступил в качестве вклада в уставный капитал, то в бухгалтерском учете данная операция должна быть: отражена по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», нематериальные активы приходуются в оценке по договоренности учредителей.

Стоимость приобретенных за плату нематериальных активов отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При создании нематериальных активов на предприятии их следует отражать по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом затрат. После передачи нематериальных активов к использованию суммы списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 04 «Нематериальные активы».

В случае безвозмездного получения нематериальных активов операция должна быть показана по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов».

В ходе проверки поступления нематериальных активов аудитор должен также проверить соблюдение требований налогового законодательства по НДС и налогу на прибыль (в случае безвозмездного получения объектов нематериальных активов).

При осуществлении проверки операции по учету выбытия нематериальных активов необходимо принять во внимание, каким образом произошло выбытие. Нематериальные активы выбывают из организации вследствие: окончания срока полезного использования;

продажи (уступки исключительных прав);

безвозмездной передачи;

передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации.

Для обобщения информации о продаже и прочем выбытии нематериальных активов для выявления финансовых результатов от данных операций должен использоваться счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При проведении проверки выбытия нематериальных активов аудитор устанавливает:

— соответствует ли учет операций на списание нематериальных активов требованиям Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета;

— выявлен ли финансовый результат от выбытия нематериальных активов;

— соблюдены ли требования налогового законодательства по налогообложению данных операций (НДС, налог на прибыль).

Следует обратить внимание на ситуации, когда организация-правообладатель передает принадлежащие ей исключительные права пользователю по договору коммерческой концессии (например, право пользования товарным знаком, знаком обслуживания).

Возможно также предоставление организацией-лицензиаром прав на использование объектов промышленной собственности (например, права на использование патента) лицензиатом по лицензионному договору. В этом случае организация-правообладатель не должна списывать объект нематериальных активов с баланса. Следует отразить передачу внутренними записями по счету 04 «Нематериальные активы» (субсчета «Нематериальные активы по договору коммерческой концессии», «Нематериальные активы по лицензионному договору»).
2.5 Проверка правильности начисления и учета амортизации нематериальных активов
При проверке правильности начисления амортизации нематериальных активов и отнесения амортизационных отчислений на себестоимость аудитор должен убедиться, что нематериальные активы используются в производственной деятельности и приносят доход (экономические выгоды). Затем необходимо проверить обоснованность установления сроков полезного использования. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) могут быть использованы следующие варианты:

1. срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя из сроков использования объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации (лицензионные договоры, патенты, товарные знаки и др.);

2. организация самостоятельно определяет срок полезного использования, исходя из ожидаемого срока, в течение которого объект будет приносить экономические выгоды;

3. по нематериальным активам, срок полезного использования которых определить невозможно (например, деловая репутация организации), он устанавливается в расчете на 20 лет, но не более срока существования организации.

Кроме того, необходимо проверить, соответствует ли способ начисления амортизации способу, установленному в приказе об учетной политике. Для целей бухгалтерского учета могут быть использованы:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ, услуг.

В налоговом учете могут применяться линейный и нелинейный методы начисления амортизации.

Поскольку суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам включаются в себестоимость, то любые нарушения при начислении амортизации ведут к искажению финансового результата, а значит, и налогооблагаемой прибыли.

Начисление амортизации по нематериальным активам должно быть отражено в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Если в приказе об учетной политике предусмотрено начисление амортизации без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов», т.е. путем уменьшения первоначальной стоимости объекта, то суммы начисленной амортизации отражаются в учет по дебету счетов затрат и кредиту счета 04 «Нематериальные активы».

В итоге аудитору необходимо убедиться:

— что по каждому объекту нематериальных активов установлен срок полезного использования и нормы амортизации;

— выбранный способ начисления амортизации обеспечивает правильное перенесение стоимости нематериальных активов на счета затрат;

— амортизация начисляется ежемесячно.

При изменении срока полезного использования следует учесть причины этих изменений и определить их соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

Список литературы
1. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2007.

2. Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 мая 2007 года № 39н.

3. Ивашкевич В.Б. Практический аудит: учеб. пособие / В.Б. Ивашкевич. – М.: Магистр, 2007. -286с.

4. Кулинина Г.В., Мельник М.В., Бровкина Н.Д. Контродб и ревизия / Под ред. Новикова А.В.: Изд-во «Экономистъ», 2007.

5. Кочмола В.К. Внутренний аудит в банке. – М.: Экспертное бюро, 2007.

6. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособие / С.В. Панкова. – М.: Экономистъ, 2008. – 185с.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, 2007.

8. www.consultant.ru
Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» — ПБУ 14/2007 (Утвержден Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н).
Пихненко.И.Н.

ЗИБХ-314

25.12.2010г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.