Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Инвентаризация основных средств порядок проведения и учет результатов

--PAGE_BREAK--2. Подготовительные мероприятия и порядок организации инвентаризации основных средств на предприятии


Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерского учета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.

Для обеспечения достоверности данных учета и отчетности перед составлением годовой финансовой отчетности все предприятия должны провести инвентаризацию имущества и обязательств. [2, с.5]

Международные стандарты финансовой отчетности напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. [13, с.492]

Порядок проведения инвентаризаций установлен методическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета №24. В них определены как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств. [3]

Количество инвентаризаций, даты их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливается предприятием, когда проведение инвентаризации является обязательным.

В ТОО «Авеста» инвентаризация начинается с издания приказа о проведении годовой инвентаризации, который издается обычно в ноябре месяце отчетного года. Согласно приказу в определенный срок (обычно это начало ноября) необходимо провести инвентаризацию статей баланса за отчетный год. Приказом по предприятию назначается инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации и оформления материалов. В приказе оговаривается в какой срок необходимо закончить инвентаризацию.

На предприятии ТОО «Авеста» инвентаризацию основных средств организует и руководит ее проведением заместитель директора или главный бухгалтер. Данное должностное лицо является председателем инвентаризационной комиссии, который должен обеспечить не только все условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки, но и обеспечить внезапность в случае внеплановой проверки. Председатель инвентаризационной комиссии несет ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель предприятия.

В состав инвентаризационной комиссии на ТОО «Авеста» также включаются специалисты бухгалтерской службы. При отсутствии хотя бы одного члена комиссии результат проведенной инвентаризации признается недействительным.

Проверка основных средств производится в обязательном присутствии материально-ответственного лица.

В ТОО «Авеста» имеется несколько участков, которые закреплены за непосредственными материально-ответственными лицами, согласно приказа директора ТОО. С каждым из них заключен договор о полной материальной ответственности по утвержденной форме.

В договоре отражены следующие данные:

-          предмет договора, где сказано, что работник несет перед работодателем полную индивидуальную материальную ответственность за сохранность имущества и товарно-материальных запасов, переданных работодателем работнику в связи с выполнением им своих должностных обязанностей;

-          обязанности сторон – здесь отражены обязанности работодателя и работника, которому вверены товарно-материальные запасы;

-          порядок возмещения ущерба, который в каждом случае определяется работодателем, исходя из размера и характера причиненного ущерба;

-          порядок действия договора, где оговорены сроки действия договора на материальную ответственность;

-          юридические адреса и подписи сторон

Данный договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Все первые экземпляры договоров о материальной ответственности хранятся в бухгалтерии.

Бухгалтер ТОО «Авеста» к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись основных средств по местам хранения и по материально-ответственным лицам.

Инвентаризационная опись составляется комиссией назначенной приказом руководителя ТОО «Авеста», отдельно по каждому месту проверки. В ней указываются состав комиссии, основание проверки (приказ), место проверки, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, дата проверки. В конце инвентаризационной описи пишется расписка материально-ответственного лица о согласии с внесенными в опись комиссией материальными ценностями.

Порядок проведения инвентаризации в ТОО «Авеста» осуществляется в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации. Инвентаризация в ТОО «Авеста» проводится не ранее ноября отчетного года.

Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все представленные документы, приложенные к отчетам, что является для бухгалтерии определением остатков имущества на начало инвентаризации. Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на получение имущества.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту присваивается инвентарный номер. Он сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении. Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках. [12,c.51]

Во время инвентаризации проверяется соответствие инвентарных номеров, особенно на сложных инвентарных объектах (например, компьютер состоит из нескольких составляющих – монитор, клавиатура, системный блок). На каждом элементе такого сложного инвентарного объекта должен быть обозначен один и тот же инвентарный номер.

До начала инвентаризации основных средств бухгалтером ТОО «Авеста» проверяется:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг или описей;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Таким образом, задачей инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации на ТОО «Авеста» является проверка правильности использования и хранения основных средств, своевременное нахождение ошибок в бухгалтерском учете.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3.Процедуры инвентаризации


Учет основных средств организуется в бухгалтерии ТОО «Авеста» по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту. [14, с.9]

При инвентаризации основных средств на ТОО «Авеста» комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

Структура основных средств ТОО «Авеста» представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Структура основных средств ТОО «Авеста» (тыс.тенге)


При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией не уточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств, проверяются основные средства, находящихся на ответственном хранении и арендованные.

По этим объектам составляются отдельно по каждому предприятию инвентаризационные описи, в которых дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду или ответственное хранение. В них кроме установленных сведений, указываются наименование предприятия, сроки аренды или хранения. Один экземпляр инвентаризационной описи высылается этим предприятиям.

Инвентарным объектом по группе зданий в ТОО «Авеста» является каждое отдельно стоящее здание. Надворные постройки, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание, составляют вместе с ним единое целое. Если же они обслуживают несколько зданий, то это отдельные инвентарные объекты.

Наружные пристройки к зданию, имеющие отдельное хозяйственное значение, отдельно стоящие котельные, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.п.) являются самостоятельными инвентарными объектами.

В состав здания входят все коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации, как-то: вся система отопления внутри здания, включая и котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании), вся внутренняя сеть водо-газопровода и канализации со всеми устройствами, вся внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства обще санитарного назначения, подъемники (лифты).

Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включаются в состав зданий, начиная от вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

Проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав инвентарного объекта здания, начиная от вводного ящика, или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая втулки).

Фундаменты под всякого рода объектами (не являющимися строениями) — котлами, генераторами, станками, машинами, аппаратами и т. п., хотя бы эти объекты были расположены внутри здания, — не входят в состав здания. Фундаменты этих объектов входят в состав тех инвентарных объектов, которым они служат. Фундаменты под крупногабаритное оборудование, сооруженные одновременно со строительством здания, входят в состав здания.

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда. К сооружениям также относятся отдельные инженерно-строительные объекты (сооружения городского благоустройства и др.), предназначенные для целей непроизводственного обслуживания. Инвентарным объектом считается каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое.

Инвентарным объектом по группе «Рабочие машины и оборудование» являются каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка, прибор и т.д., включая входящие в их состав приспособления, принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент (если инвентарный объект смонтирован на отдельном фундаменте).

Инвентаризационной комиссией 15 ноября 2006 года была проведена инвентаризация отдельной группы основных средств предприятия ТОО «Авеста», а именно мини асфальтобетонного комплекса контейнерного типа ФЕНИКС Т-1500, совместного производства Россия-Великобритания).

Перед проведением инвентаризации бухгалтером ТОО «Авеста» была составлена инвентаризационная опись основных средств по местам хранения и по материально-ответственным лицам по форме ИНВ-01. (Приложение 1)

Также до начала инвентаризации основных средств бухгалтером ТОО «Авеста» были проверены следующие первичные документы по учету основных средств:

— акт приема-передачи объекта основного средства, форма № ОС-1; (Приложение 2)

— инвентарные карточки основных средств, форма № ОС-7; (Приложение 3)

— технические паспорта на каждый объект ОС;

Инвентарная карточка учета основных средств (для машин, оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря) (форма № ОС-7) ведется в бухгалтерии ТОО «Авеста» на каждый объект, заполняется в одном экземпляре на основании акта приемки-передачи основных средств, технической и другой документации на данный объект.

Инвентарными объектами мини асфальтобетонного комплекса контейнерного типа Феникс Т-1500 являются каждый аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект.

Перечень инвентарных объектов мини-асфальтобетонного завода Феникс Т-1500 приведен в таблице 2.
Таблица 2 — Асфальтобетонный завод Феникс Т-1500 контейнерного типа (быстро монтируемый)



В процессе проведения инвентаризации асфальтобетонного комплекса контейнерного типа Феникс Т-1500 расхождений с учетом не было выявлено, все объекты основных средств имеются в наличии и находятся в исправном техническом состоянии.

Если же обнаружена недостача основных средств, руководитель обязан назначить административное расследование, которое проводится, как правило, в течение 10 дней. Привлечение виновных лиц к материальной ответственности производится в соответствии с положениями статей Закона о труде в Республике Казахстан.

Если инвентаризация основных средств проводится в течение нескольких дней, то помещения, где они хранятся, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Далее инвентаризационной комиссией была проведена инвентаризации группы основных средств «Вычислительная и орг.техника». К данной группе в ТОО «Авеста» относятся компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер, модем и др.

Комиссия в обязательном порядке произвела осмотр данных инвентарных объектов, объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные. После оформления инвентаризации в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

    продолжение
--PAGE_BREAK--4. Документальное оформление и учет результатов инвентаризации и переоценки основных средств


Итоги инвентаризации оформляются инвентаризационной описью основных средств и сличительной ведомостью результатов инвентаризации основных средств. Указывается основание для проведения инвентаризации:

— приказ, постановление, распоряжение;

— порядковый номер документа;

— начало и окончание инвентаризации.

В инвентарной описи указываются фактические данные и данные бухгалтерского учета. В сличительной ведомости указываются только те объекты, по которым имеются расхождения. Оба документа подписываются членами инвентаризационной комиссии, материально-ответственными лицами и бухгалтером, который проводил подсчеты.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.

Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче имущества.

Для определения результатов инвентаризации в бухгалтерии составляется «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств» (ф.№ инв.- 18) с включением в нее объектов, по которым выявлены отклонения от учетных данных.

При установлении фактов недостачи или излишков основных средств инвентаризационная комиссия собирает письменные объяснения о причине расхождений у материально-ответственных лиц. Недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных лиц. По решению администрации предприятия (приказ или распоряжение по итогам работы инвентаризационной комиссии) на него закладывается взыскание. Виновное в недостаче или порче материально-ответственное лицо обязано возместить ущерб предприятию по рыночной стоимости объекта. Разница между рыночной и остаточной стоимостью пропавшего или испорченного объекта отражается в бухгалтерском учете как внереализационные доходы предприятия.

На неучтенные основные средства выписывают новые инвентарные карточки; по недостающим объектам, списанным с баланса, карточки помещают в раздел картотеки «Архив».

Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия не позднее 10 дней после окончания инвентаризации.

Результаты инвентаризации находят свое отражение на счетах бухгалтерского учета. Результаты должны быть отражены в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Как уже было исследовано в предыдущем пункте курсовой работы, инвентаризационной комиссией была проведена инвентаризации группы основных средств «Вычислительная и орг.техника». К данной группе в ТОО «Авеста» относятся компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер, модем и др.

В результате проведения инвентаризации комиссией были выявлены неучтенные основные средства по данной группе: струйный принтер HP-deskjet 3520. Излишки, выявленные при инвентаризации, приняты к учету по рыночной стоимости.

Также инвентаризационной комиссией была выявлена недостача модема марки Acorp56 kbs. По данной недостаче был составлен протокол инвентаризационной комиссии, в котором приведены подробные сведения о причинах и виновниках недостачи, а также о мерах, которые следует принять по отношению к виновным и по предупреждению отрицательных явлений в дальнейшем. (Приложение 4)

Недостача основных средств отражена как выбытие основных средств, но с отнесением балансовой стоимости в начет виновному. На неучтенный объект основных средств выписана новая инвентарная карточка. Также в бухгалтерии была составлена «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств» с включением в нее объектов, по которым выявлены отклонения от учетных данных. (Приложение 5)

По недостающему основному средству, списанному с баланса, карточку помещают в раздел картотеки «Архив».

Выявленные в результате инвентаризации излишки и недостачи имущества принимаются к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия ТОО «Авеста» в Отчете о доходах и расходах. (Приложение 6)

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации в ТОО «Авеста» приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации



п/п

Наименование хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

1

Стоимость выявленных неучтенных объектов основных средств:

— на сумму износа

2415

2425

150,0

2

на балансовую стоимость основных средств

2415

6280

4380

3

Списывается балансовая стоимость недостающего объекта

1280

2415

3500

4

Списывается износ

2424

2415

525

5

Недостача относится в начет виновному

1253

1280

2975

6

Относится разница между баланс.стоимостью и суммой к взысканию

1253

3520

525

7

Сумма материального ущерба возмещается в кассу

1010

1253

2975

8

Списывается разница

3520

6280

525

10

по итогам года

6280

5411

4905


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компьютер как средство общения людей
Реферат Особенности перехода к рыночной экономике в России
Реферат Джеймс Мак Кин Кеттел засновник психологічної діагностики
Реферат Использование стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала
Реферат Комп’ютерне моделювання роботи послідовного порта
Реферат Виникнення та припинення права спеціального використання лісових ресурсів
Реферат Научная теория
Реферат Особенности психического состояния человека
Реферат Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением
Реферат Основы логики понятия по объему и умозаключения
Реферат Основи деонтологічної поведінки медичної сестри
Реферат Устройство человеческой памяти
Реферат Основы психологического консультирования
Реферат Поетична та пісенна творчість України на шляху становлення державності і незалежності
Реферат Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области