Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерская финансовая отчетность 16

Введение
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции. По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность это отчеты за год. По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов. Формы бухгалтерской отчетности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: форму 1 Бухгалтерский баланс; форму 2 Отчет о прибылях и убытках. Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности. В соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете (от 21.11.96 г. 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительной записки. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций, а так же инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина РФ. В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности. Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.


Глава 1

1.1 Бухгалтерская финансовая отчетность (понятие, виды, состав)

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.


1.1.1. Годовая отчетность

 

Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Годовой отчет — документ, ежегодно предоставляемый исполнительным органом хозяйственного общества общему собранию участников (акционеров) общества и содержащий отчёт об основных результатах деятельности общества за истекший период. Указанный документ должен быть подписан лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества, и главным бухгалтером общества, а также содержать отметку о его предварительном утверждении советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) — отметку о его предварительном утверждении лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества.

Годовой отчёт должен содержать следующую информацию:

положение общества в отрасли;

приоритетные направления деятельности общества;

отчет совета директоров (наблюдательного совета) общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности;

перспективы развития общества;

отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества;

описание основных факторов риска, связанных с деятельностью обществ;

перечень совершенных обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками;

перечень совершенных обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;

критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;

сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;

иную информацию, предусмотренную уставом общества или иным внутренним документом общества.


1.1.2. Промежуточная финансовая отчетность

Промежуточная финансовая отчетность в соответствии с МСФО 34 содержит набор финансовых отчетов за период более короткий, чем полный отчетный год данной организации Промежуточная отчетность может состоять из сокращенных форм финансовых отчетов, хотя не запрещается составлять ее в полном объеме, предусмотренном МСФО.

Каждый, рассматривающий промежуточную финансовую отчетность, имел в своем распоряжении годовую финансовую отчетность за предшествующий год. Поэтому, примечания к годовой финансовой отчетности не повторяются и не обновляются в промежуточной отчетности. Последняя должна содержать примечания по тем событиям и изменениям, которые произошли после отчетной даты последнего годового отчета и раскрывают результаты деятельности компании в новом отчетном году.

Стандарт не настаивает на обязательном составлении промежуточной финансовой отчетности, полагая, что требование о ее представлении должно содержаться в национальном законодательстве. МСФО 34 поощряет к представлению промежуточной отчетности, хотя бы за первую половину отчетного года, те компании, ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке.

Стандарт рекомендует представлять такую отчетность не позднее, чем через 60 дней по завершении промежуточного отчетного периода. Специально подчеркивается, что промежуточная отчетность таких компаний должна составляться в соответствии с требованиями МСФО 34.

Состав промежуточной финансовой отчетности может быть меньшего объема, чем годовая отчетность. Интересы своевременности представления промежуточной отчетности при оптимальных затратах на ее составление заставляют администрацию компаний приводить в промежуточной отчетности меньший объем информации, чем того требуют международные стандарты и обычная практика представления годовой финансовой отчетности, традиционно применяемая в данной компании.


Стандарт предусматривает возможность сокращения промежуточной финансовой отчетности:

Полная финансовая отчетность

Промежуточная финансовая отчетность

1. Отчетный бухгалтерский баланс

1. Сжатый бухгалтерский батане

2. Отчет о прибылях и убытках

2. Сжатый отчет о прибылях и убытках

3.Отчет о всех изменениях в собственном капитале

3. Сжатый отчет о всех изменениях в собственном капитале

3.1 Отчет об изменениях в собственном капитале, за исключением операций с владельцами капитала

3.1. Сжатый отчет об изменениях в собственном капитале, за исключением операций с владельцами капитала

4. Отчет о движении денежных средств

4. Отчет о движении денежных средств

5. Пояснительные примечания и учетная политика

5. Выборочные пояснительные примечания



Сжатый формат отчетности предполагает, что в отчет включаются каждый из заголовков и промежуточных статей, которые были включены в последнюю годовую финансовую отчетность.

Если последняя годовая финансовая отчетность представлялась как сводная (консолидированная) отчетность, то и промежуточная финансовая отчетность представляется в сводном варианте.

Поскольку отчет об изменениях в капитале можно представлять в двух формах (см. в вышеприведенной схеме), в промежуточной отчетности необходимо использовать тот же формат, что использовался при представлении последней годовой финансовой отчетности.


Выборочные пояснительные примечания не должны содержать повторения примечаний, которые приводились в годовой финансовой отчетности. Информация в примечаниях должна представляться в качестве характеристики всего отчетного года, но необходимо также раскрывать события и операции, имеющие значение для понимания отчетности за данный промежуточный период.

К промежуточной финансовой отчетности, представляемой в полном комплекте, предусмотренном МСФО 1 и МСФО 7, нужно представлять все раскрытия и пояснения в потном объеме, предусмотренном всеми международным стандартами финансовой отчетности. Факт составления промежуточной финансовой отчетности в соответствии с МСФО 34 должен быть специально объявлен в примечаниях.

Периодичность промежуточной финансовой отчетности может быть полугодовая и квартальная.

Бухгалтерский баланс представляется по состоянию на конец текущего промежуточного периода и сравнительный бухгалтерский баланс по состоянию на конец предшествовавшего отчетного года.

Отчеты о прибылях и убыткахпредставляются за текущий промежуточный период и нарастающим итогом с начала отчетного года. Сравнительные отчетные показатели — за сопоставимый промежуточный период прошлого года и нарастающим итогом с начала прошлого года до даты окончания сопоставимого промежуточного периода.

Отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях собственного капитала — нарастающим итогам с начала отчетного периода по дату окончания текущего промежуточного периода. Сравнительные отчетные данные — за сопоставимый промежуточный период, нарастающим итогом с начата прошлого года.

Учетная политика для промежуточной отчетности применяется та же, что и для годовой финансовой отчетности, за исключением изменений, внесенных в учетную политику после годовой отчетной даты. С этой точки зрения, промежуточный период следует рассматривать частью годового отчетного периода.

Активы к промежуточной отчетности признаются и оцениваются по тем же правилам и критериям, которые применяются в стандартах для годовой финансовой отчетности.

Обязательства в промежуточной отчетности отражают так же. как и в годовой отчетности. Признаются существующие обязательства на промежуточную дату. Возможные обязательства по предварительным оценкам, не вытекающие из операций промежуточного периода, не должны отражаться, в особенности, когда не ясно, будут ли они отражены в годовой финансовой отчетности.

Доходы и расходы в промежуточной отчетности признаются, если они возникли с начала отчетного года в течение периода до промежуточной отчетной даты. Как правило, доходы признаются тогда, когда они возникают.

Предполагается, что пользователь промежуточной отчетности также располагает последней годовой отчетностью. Поэтому в промежуточной отчетности не следует дублировать информацию, содержащуюся в годовой отчетности (например, учетную политику). Необходимо раскрытие событий (операций) текущего года, существенных для понимания промежуточных отчетов (по правилам соответствующих Стандартов), а также:

Подтверждение преемственности учетной политики и методов промежуточной отчетности (соответствие учетной политике и методам, примененным в последнем годовом отчете), или описание изменений

Пояснения о сезонности (цикличности) операций

Описание и суммы статей, необычных и существенных для деятельности компании

Описание и суммы существенных изменений в оценочных статьях (по сравнению с годовой отчетностью или предшествующей промежуточной отчетностью)

Данные об операциях с собственными ценными бумагами (эмиссия, погашение, выкуп)

Выплаченный дивиденд

Выручка и результат по первичным сегментам — для компаний, составляющих годовую сегментную отчетность по МСФО 14. Сегментная отчетность. Сегментную отчетность составляют компании, ценные бумаги которых торгуются публично или готовятся к публичному размещению.

Существенные события, происшедшие после промежуточной отчетной даты и не учтенные в промежуточной отчетности

Влияние изменений в составе группы (покупка и продажа компаний, реструктуризация и т.п.)

Изменения в условных обязательствах и условных активах

Раскрытие информации, не связанной с операциями и событиями промежуточного отчетного периода (дублирующей информацию, представленную в последнем годовом отчете) — в сжатой отчетности не обязательно

Существенность событий и операций оценивается применительно к финансовым данным промежуточного периода (а не годовой отчетности). Cтандарт признает, что промежуточная отчетность может в большей степени, нежели годовая, полагаться на оценочные данные.

Затраты, возникающие неравномерно в течение года, начисляются в промежуточной отчетности до их фактического возникновения тогда, и только тогда, когда Стандартами разрешено делать подобное начисление в конце отчетного года. Прежде всего, здесь речь о МСФО 37. Резервы, условные обязательства и активы

Пример. Допускается начислять (резервировать) затраты на крупные плановые ремонты тогда, и только тогда, когда такие ремонты являются обязательными по закону или в силу обязательства, вытекающего из практики. См. рассмотрение этого примера в МСФО 37. Если выполнение ремонта зависит исключительно от воли компании — затраты и резервы не признаются

Как правило, компании не публикуют отдельной промежуточной отчетности за последний промежуточный период года. В этом случае, если в последнем промежуточном периоде произошли существенные изменения оценок, ранее представленных в промежуточной отчетности (например, переоценка по итогам годовой инвентаризации) — характер и сумма изменения раскрываются в годовой отчетности. Иную информацию по последнему промежуточному периоду представлять не требуется.

Оценки активов и обязательств, сделанные в промежуточном периоде, фиксируются и не могут корректироваться (сторнироваться) в следующем промежуточном периоде задним числом. Не допускается ретроспективное представление изменений оценки. В таких случаях суммы изменений относятся на прибыли (убытки) в том промежуточном периоде, в котором они выявлены, не корректируя первоначально признанные суммы — аналогично признанию изменений в годовой отчетности.

Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

  Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Публичность бухгалтерской отчетности

Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Хранение документов бухгалтерского учета

 

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Общие положения по ведению бухгалтерского учета

Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее — Положение) разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г» настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

1.2 Основные правила составления и представления
бухгалтерской отчетности Основные требования:
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

30. Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Абзац исключен. — Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).

Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами.
1.3 Порядок представления бухгалтерской отчетности
Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в пункте 30 настоящего Положения.

Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в течение 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Основные правила сводной бухгалтерской отчетности
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли).

Если учредительными документами объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах организациями (союзов, ассоциаций), предусмотрено составление сводной бухгалтерской отчетности, то она представляется по правилам, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 91 настоящего Положения.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике:

по унитарным предприятиям — не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;

по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли), — не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хранение документов бухгалтерского учета
Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.


Глава 2

2.1 Нормативная база составления годовой бухгалтерской отчетности

Порядок формирования бухгалтерской отчетности за 2003 г. регламентирован Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

Введенные в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. нормативные акты по формированию бухгалтерской отчетности сохранили преемственность по общим принципиальным положениям. Состав и формат представления бухгалтерской отчетности определяются предприятием самостоятельно и могут быть разделены на три варианта: сокращенный, стандартный и продвинутый. По сокращенному варианту бухгалтерскую отчетность могут представлять субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и общественные организации (объединения).

Согласно п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (ф. № 3), отчет о движении денежных средств (ф. № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), пояснительную записку в двух случаях:

если они не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

если отсутствуют соответствующие данные.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (ф. № 3), отчет о движении денежных средств (ф. № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) при отсутствии соответствующих данных.

Общественные организации (объединения) в составе бухгалтерской отчетности не представляют отчет об изменениях капитала (ф. № 3), отчет о движении денежных средств (ф. № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пояснительную записку в случае, если не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.

Стандартный вариант представления бухгалтерской отчетности предполагает составление отчетности по формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н. Однако необходимо подчеркнуть, что указанные формы носят рекомендательный характер.

Предприятиям предоставлено право самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности (продвинутый вариант). В основу принимаемых решений о форматах представления информации в бухгалтерской отчетности должны быть положены общие принципы формирования отчетности и полный перечень показателей имущественного и финансового положения предприятия и результатов его деятельности, подлежащих представлению в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету.

Общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирует необходимость самостоятельной разработки предприятием порядка представления информации о значимых или существенных показателях деятельности. При этом должны быть решены четыре основных вопроса:

1. Содержатся ли в рекомендованных формах показатели, оценка которых всегда будет нулевой. Эти показатели бухгалтерской отчетности по строкам в формы могут не включаться только при условии отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам и расходам.

2. Должен быть определен перечень показателей, являющихся существенными при формировании бухгалтерской отчетности. Согласно п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организация может принять решение о признании показателя существенным, если его величина составляет не менее 5 % общего итога соответствующих данных за отчетный год.

3. Необходимо установить, где будет раскрываться информация по существенным показателям и показателям, подлежащим обязательному представлению в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету: в формах отчетности или в пояснительной записке.

4. Следует принять решение о необходимости представления каждого числового показателя более чем за два года (составление бухгалтерской отчетности по продвинутому варианту).

В бухгалтерской отчетности за 2003 г. должна быть раскрыта информация по прекращаемой деятельности в соответствии с требованиями ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утвержденного приказом Минфина РФ от 02.07.02 № 66н (данный документ вступил в силу 01.01.03). Согласно п. 11 ПБУ 16/02 в отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются суммы доходов, расходов, прибылей и убытков до налогообложения, сумма начисленного налога на прибыль, движение денежных средств, относящиеся к прекращаемой деятельности. В пояснительной записке должны быть описаны прекращаемая деятельность и стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности.

Предоставленное предприятию право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности определяет необходимость утверждения самостоятельно разработанных форм или принятия решения о применении форм, рекомендованных Минфином РФ. В любом случае принятое решение должно быть отражено в распорядительном документе — учетной политике предприятия. Поэтому необходимо внести в учетную политику изменения, обусловленные произошедшими изменениями в формах представления бухгалтерской отчетности.

В течение 2003 г. предприятия формировали промежуточную бухгалтерскую отчетность в соответствии с формами, рекомендованными приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н, а с введением в действие приказа Минфина РФ от 22.07.03 № 67н должны составить годовую бухгалтерскую отчетность по новым формам. В связи с этим необходимо отметить основные отличия указанных форм.

Все отличия могут быть сгруппированы по 4 основным разделам:

— добавлены (исключены) показатели (статьи) отчетности;

— сгруппированы показатели (статьи) отчетности;

— показатели (статьи) перенесены в другой раздел;

— расширена (исключена) расшифровка показателей (статей).

Безусловно, основное внимание при формировании бухгалтерской отчетности должно быть уделено вновь введенным показателям — «Отложенные налоговые обязательства» и «Отложенные налоговые активы». Эти показатели содержатся как в бухгалтерском балансе (ф. № 1), так и в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2). Указанные показатели должны быть представлены в ф. № 1 по графам «На начало отчетного года» и «На конец отчетного года». При этом информация об отложенных налоговых активах и (или) обязательствах, содержащаяся в бухгалтерском балансе по графе «На конец отчетного периода», должна соответствовать аналогичным показателям отчета о прибылях и убытках по графе «За отчетный год». А информация об отложенных налоговых активах и (или) обязательствах, содержащаяся в ф. № 1 по графе «На начало отчетного периода», должна соответствовать аналогичным показателям ф. № 2 по графе «За аналогичный период предыдущего года».

Порядок признания, расчета и учета отложенных налоговых активов и обязательств регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 114н).

При формировании годовой бухгалтерской отчетности информация об отложенных налоговых активах и обязательствах будет получена из данных соответствующих бухгалтерских счетов на конец отчетного года. В связи с тем, что ПБУ 18/02 было введено в действие с 01.01.03, остатки на начало года по этим счетам были равны нулю. Однако в соответствии с п. 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н) информация об отложенных налоговых активах и (или) обязательствах должна быть представлена как на конец, так и на начало 2003 г.

2.2 Раскрытие информации о финансовых результатах деятельности организации в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской отчетности с учетом существенности раскры­вается как минимум следующая информация о финансовых резуль­татах деятельности организации (табл. 2.1).

Таблица 2.1

№ п/п

Информация

Формы отчетности

1

О всех видах доходов и расходов отчетного года, формирующих конеч­ный финансовый результат отчетного года, за отчетный период и анало­гичный период предшествующего отчетного года

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

2

О чистой прибыли (убытке) отчетного года за отчетный период и аналогич­ный период предшествующего отчетного года

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

3

0 нераспределенной прибыли (непо­крытом убытке) на начало отчетного года и на конец отчетного периода

Бухгалтерский баланс (форма № 1), пассив, раздел «Капитал и резервы»

4

О величине резервного капитала на начало отчетного года на конец от­четного периода

Бухгалтерский баланс (форма № 1), пассив, раздел «Капитал и резервы»

5

О величине кредиторской задолжен­ности по выплате собственникам на­численных доходов (дивидендов) на начало года и на конец отчетного периода

Бухгалтерский баланс (форма № 1), пассив, раздел «Кратко­срочные обязательства»

6

Об изменениях нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), резервного капитала в течение отчетно­го года и года, предшествующего отчетному

Отчет об изменении капитала (форма № 3), раздел «Изменения капитала»


Глава 3
3.1 Новые формы бухгалтерской отчетности в 2010 году.
Анализ изменений
Министерство финансов РФ опубликовало 23.03.2010 проект приказа о внесении изменений в бланки форм бухгалтерской отчетности организаций. Предполагается, что приказ вступит в силу с годовой отчетности за 2011 год, но организациям будет предоставлено право применять его для бухгалтерской отчетности за 2010 год.

Проект приказа размещен для ознакомления. Это касается, в первую очередь, бухгалтеров, аудиторов и других заинтересованных лиц, которые могут вносить предложения по доработке, на основании которых Министерство финансов примет окончательное решение по реформированию бланков форм бухгалтерской отчетности.

Согласно предлагаемому проекту приказа будут утверждены новые бланки форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчета о движении денежных средств (форма №4).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые ранее расшифровывались соответствующими справками, теперь должны оформляться в табличной или текстовой форме по устанавливаемым образцам. Что касается самих форм бухгалтерской отчетности, то организации, как и прежде, могут самостоятельно разрабатывать их содержание, используя как основание формы, утверждаемые данным приказом.

Для предоставления в органы государственной статистики во всех формах отчетности включена графа «Код» для соответствующего показателя. Обновленные коды статей приводятся в приложении к проекту приказа.

Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Прочие организации могут применять указанную форму при оформлении соответствующих пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Что касается состава и объемов представляемой бухгалтерской отчетности, то ранее, согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н, действовали следующие правила:

субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могли представлять отчетность по группам статей форм №1 (бухгалтерский баланс) и №2 (отчет о прибылях и убытках) без расшифровки по отдельным показателям, а также имели право не представлять формы №№3-5 (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу), а также пояснительную записку;

субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имели право не представлять в формы №№3-5 при отсутствии соответствующих данных;

некоммерческиеорганизации также могли не формировать бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу (формы №№3-5) при отсутствии соответствующих данных, однако им было рекомендовано включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);

общественныеорганизации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), не предоставляли формы №№3-5 и пояснительную записку.

По новым правилам субъекты малого предпринимательства также могут предоставлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:

в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям);

в состав пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках не включаются отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (формы №№3-4);

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводятся в случае, когда без знания соответствующей информации заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В проекте нового приказа также признаются утратившими силу:

Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина РФ от 31.12.2004 г. №135н «О внесении изменений в Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности»;

пп. 7, 8 и 9 приказа Минфина РФ от 18.09. 2006 г. №115н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».



Количество строк и граф в отчетности разных организаций может быть разным.

В принципе, это допускалось и раньше — организации могли при необходимости вписывать дополнительные строки или графы по сравнению с образцами отчетных форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В случае, если организация принимала решение представлять отчетность по типовым формам, то до введения в действия нового Приказа в случае отсутствия каких-либо показателей (активов, пассивов и т. д.) соответствующие статьи просто прочеркивались. Теперь эти показатели (строки, графы) не включаются в отчетные формы организации (п. 5 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом). Новый порядок, кстати, практически исключает заполнение бланков бухгалтерской отчетности «от руки» (по принципу «купил бланки и заполнил обычной ручкой»), то есть без применения средств оргтехники — ведь теперь стандартный бланк целиком годится только для случая, когда заполняются все предусмотренные в нем показатели, а такой случай на практике бывает очень редко.


В типовых формах теперь практически нет обязательных расшифровок показателей

Если раньше, например, сразу за строкой 110 «Нематериальные активы» типовой формы баланса следовали строки расшифровки (111 «в том числе патенты, лицензии, товарные знаки…», 112 «организационные расходы», 113 «деловая репутация организации»), то теперь их нет. Ранее присутствие показателей расшифровки фактически «заставляло» бухгалтеров их заполнять, вне зависимости от критериев значимости и существенности, теперь нет необходимости делать ненужную или малополезную работу.

Раскрытие требуемой нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету информации может быть осуществлено путем включения соответствующих показателей либо непосредственно в формы бухгалтерской отчетности, либо в пояснительную записку. Кроме того, Минфин особо обращает внимание на то, что организация может представлять дополнительную информацию, если исполнительный орган считает ее полезной для пользователей отчетности (п. 1 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом).

В типовых формах отчетности теперь отсутствуют стандартные коды строк (за исключением баланса)

Указанное нововведение вполне логично увязывается с предыдущими изменениями. Коды строк присваиваются самими организациями.

Сохранение стандартных кодов строк баланса в приказе не разъясняется, дается только рекомендация применять эти коды для итоговых строк и строк разделов и групп статей (п. 8 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом).
Изменения в форме бухгалтерского баланса (приказ 67н)
В целом типовая форма (образец) баланса стала занимать в 2 раза меньше места — две страницы вместо четырех — главным образом, за счет почти полного отсутствия обязательных расшифровок основных статей (про что уже говорилось выше). Но при более внимательном взгляде на новый образец можно обратить внимание на следующее.
Введение показателей, следующих из ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
В разделе баланса «Внеоборотные активы» появился показатель «Отложенные налоговые активы» (код 145), а в разделе «Долгосрочные обязательства» — показатель «Отложенные налоговые обязательства».
Изменение состава показателей раздела «Капитал и резервы»
1. Собственные акции, выкупленные акционерами, теперь вычитаются из капитала — это абсолютно логично с экономической точки зрения (ведь выкуп организацией собственных акций или долей в уставном капитале действительно означает, что капитал, «работающий» в организации, уменьшился, так как был отвлечен на операцию выкупа). Ранее, следует напомнить, стоимость выкупленных собственных акций отражалась в активе баланса.

2. В новом образце баланса не стало таких показателей, как «Фонд социальной сферы» (бывшая строка 440) и «Целевые финансирование и поступления» (строка 450 прежней формы баланса). Это тоже представляется оправданным. Ведь теперь нет жесткого ограничения «сверху» на размер средств, которые может потратить организация на социальную сферу или на какие-либо иные цели — все решает высший орган управления организацией (например, в акционерном обществе — собрание акционеров). А для внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов и т. п.) главное — это размер капитала в целом, динамика его изменения и т. д. Конечно, если принято решение, что значительные суммы прибыли будут направлены на социальные нужды, то эта информация, вероятно, является существенной и подлежит раскрытию, но не обязательно в самом балансе.

Остатки неиспользованных средств целевого финансирования и поступлений, по идее, не могут автоматически присоединяться к капиталу (то есть, образно выражаясь, не могут «быть положенными в карман» собственников организации), так как за них «еще надо отчитаться» — либо использовать по целевому назначению, либо вернуть, либо признать доходом.

3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) теперь приведены одной строкой, без разделения на прибыль/убыток прошлых лет и прибыль/убыток отчетного года.
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
В образце появился новый показатель — «Нематериальные активы, полученные в пользование». Кроме того, стандартные коды строк данной справки не предусмотрены.


Заключение.

В связи с переходом к рыночным отношениям, налогообложению прибыли предприятий и организаций, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности, начиная с 1991, ввелись новые формы бухгалтерской отчетности, изменился порядок ее представления. Именно с 1991 года отчетность, ориентируется на рыночные отношения и плательщиков налогов, в значительной мере отражает требования международных стандартов бухгалтерского учета к финансовой отчетности.

Времена, когда государство жестко регулировало порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности, похоже, остаются в прошлом. Теперь каждое предприятие вправе самостоятельно изменять и дополнять формы отчетности, используя рекомендованные формы.

1 января 2000 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Согласно пункту 6 ПБУ 4/99, предприятия могут вносить дополнительные показатели и пояснения в рекомендованные формы бухгалтерской отчетности, если, по их мнению, эти формы не позволяют предоставить пользователю полную информацию о финансовых результатах деятельности предприятия и о существенных изменениях в его финансовом положении.

Количество отчетных показателей, действовавших ранее, было слишком велико для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, но явно недостаточно для крупных организаций.

Поэтому Минфин России в развитие ПБУ 4/99 выпустил приказ от 13 января 2000 года №4н «О формах отчетности организаций» Этим приказом утверждены:

образцы бухгалтерской отчетности;

указания об объеме форм бухгалтерской отчетности в зависимости от размера конкретного предприятия;

указания о порядке составления форм бухгалтерской отчетности.

Анализируя этот приказ, можно сделать вывод, что Минфин России вообще отказался от утверждения форм бухгалтерской отчетности, обязательных для применения всеми без исключения предприятиями( независимо от их размера, организационно-правовой формы, формы собственности и т.д.).

Список литературы

1. Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21.11.1996 129-ФЗ.

2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона „О бухгалтерском учете“

3. Федеральный закон от 03.11.2006 № 183-ФЗ

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 .12.1996 года № 112.( в ред. приказа Минфина РФ от 12.05.1999г. № 36н).

5. Приказ Минфина РФ от 30.12.1996 N 112 (ред. от 12.05.1999) „О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности“

6. ПБУ 22/2010, утверждено приказом Минфина 28 июня 2010 № 63н

7. Приказ МФ РФ от 22.07.03N 67н

8. Приказ МФ РФ от 22.07.03 № 66н

9. п. 11 ПБУ 16/02

10. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 №4н о формах бухгалтерской отчетности организации

11.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций». Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999года №43н (ПБУ 4/99).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №32н (ПБУ 9/99).( в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 года № 107н.)

15. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98
16. ПБУ 1/2008 „Учетная политика организации“
17. Бухгалтерский учет. Автор: Алексеева Л.Ф., редактор: Александрова Л.И

18. www.consultant.ru

19. www.afga.ru

20. www.onoufriev.narod.ru/msfo

21. www.glavbukh.ru

22. www.buhsoft.ru

23. www.buh.ru

24. sprbuh.systecs.ru

25. www.elcode.ru

26. Лекция «бухгалтерская финансовая отчетность», 4 курс, Костюк Г.И.


Приложение №1

Действующие формы отчетности :

Бухгалтерский баланс

/>


/>

Приложение №2

Отчет о прибылях и убытках

/>

/>

Приложение №3

Отчет об изменениях капитала

/>

/>

/>

Приложение №4

Отчет о движении денежных средств

/>

/>

Приложение №5

Отчет о целевом использовании полученных средств

/>

Приложение №6

Новые формы отчетности:

Бухгалтерский баланс

/>

/>

Приложение №7

Отчет о прибылях и убытках

/>
/>

Приложение №8

Отчет об изменении капитала

/>

/>

/>

/>

Приложение №9

Отчет о движении денежных средств

/>

/>

/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.