Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет и его функции. Предмет и объект

--PAGE_BREAK--1.2          
Предмет и объекты бухгалтерского учета.
Законодательная база.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия  или физического лица. Эта деятельность  осуществляется при помощи следующих хозяйственных средств:

1.     Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь  постепенно. Их стоимость включается в себестоимость изготавливаемой  с их участием продукции частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам.  К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства т.п. Основные средства обладают существенным признаком: они значительно увеличивают производственные возможности человека.

2.     Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку. Они, подобно основным средствам,  участвуют в хозяйственной деятельности длительное время  и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции постепенно. Этот процесс носит название амортизации. К нематериальным активам относятся: секреты производства, патенты, права на «ноу-хау», лицензии, торговые марки,  права на компьютерные программы и другие права.

3.     Оборотные средства – это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость  одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п.

4.     Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п.

5.     Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных  лиц.

6.     Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных  обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде  налогов или сборов, а также сосредоточенные  в различных фондах.

Все перечисленные выше средства приобретается  предприятием за счет собственных или заемных источников.

Собственные источники включают в себя: уставной капитал, прибыль, а также отчисления в специальные и резервные фонды от прибыли  прошлых лет.

Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются (приложение):

        1. движимое  и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное пользование и взаймы, в натуральном и денежном выражении;

          2. права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками, природными ресурсами, иные затраты нематериального характера, приносящие доходы;

3. цена фирмы (goodwill), возникающая при покупке предприятия, их подразделений и филиалов;

4. денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции в основные средства, в филиалы и другие хозяйствующие субъекты;

5. амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов;

6. доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, использование и накопление прибыли, покрытие убытков;

7. обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование;

8. образование резервов и фондов предприятия, уставной капитал.

В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализацию. Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения. Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения.

В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве.

Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:

·        трудовые ресурсы;

·        материальные ресурсы — сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;

·        средства труда — оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса[3].

Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.

Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств предприятия. Его задачей является продажа продукции покупателям в целях получения денежных средств для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации. За счет полученной выручки предприятие приобретает новые партии материалов, выплачивает заработную плату своим работникам, вновь производит продукцию и продает ее покупателям. Таким образом, повторяется цикл производственной деятельности предприятия.

Опишем законодательную базу бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.

Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня (рис. 1.3).

Первый уровень— законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.

      Уровень

            Документы  

Органы,         принимающие документы

1.Законодательный

Конституция РФ, Кодексы РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2.Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ

3.Методический

Нормативные акты, методические указания и рекомендации

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти

4.Учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация

Организация



Рис. 1.1. Законодательная база бухгалтерского учета[4]


·        Второй уровень— нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета.

Третий уровень— методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.

Четвертый уровень
— уровеньхозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.[5]

Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.

Глава. 2   Метод бухгалтерского учета
Назначение метода в бухгалтерском учете состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое через его объекты, обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства, хозяйственные операции, определить затраты и результаты в размере каждого производственного процесса и хозяйственной деятельности организации в целом, обобщить учетную информацию в системе форм периодической и годовой отчетности.

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.

1. Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

        Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

        Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными  характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация  проводится с целью обеспечения  достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества  предприятия.

3. Бухгалтерский баланс -  способ экономической группировки и обобщения информации  об  имуществе и обязательствах предприятия,  организации по составу и размещению и источникам  их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает,  другая – из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.

4. Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

5. Оценка  представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и                                                                                                               правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы  бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на  всех предприятиях, что достигается  соблюдением  установленных положений и правил оценки.

6. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу  продукции (работ, услуг).

7. Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей,  характеризующих  производственно – хозяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).

Показатели отчетности используются для анализа  финансового состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы бухгалтерского учета,   составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения  обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов. Взаимосвязанное отражение позволяет получить достоверные  итоговые систематизированные отчетные показатели.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава. 3 Задачи и принципы бухгалтерского учета.      Формы бухгалтерского учета.


3.1 Задачи и принципы бухгалтерского учета.
Задачами бухгалтерского учета являются:

·                   Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатов деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

·                   Контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами РФ, сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;

·                   Контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;

·                   Предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности;

·                   Подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными рыночными и государственными структурами;

·                   Формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;

·                   Определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Данные бухгалтерского учета должны быть научно обоснованными, достоверными и своевременными.

          Бухгалтерский учет ведется на основе следующих 5–ти  принципов.

1.              Принцип сохранения информации.

2.              Принцип взаимосвязи событий и явлений.

3.              Принцип сопоставления ценностей и операций.

4.              Принцип остановки.

5.              Принцип минимальности.

1. Принцип сохранения информации заключается в том, что если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.

2. Принцип взаимосвязи событий  и явлений заключается в том,  что бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая – то  сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.

3. Принцип сопоставления ценностей и операций заключается в том, что все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.

Натуральные: штуки, метры, килограммы и т.п.

Трудовые: часы, дни, сутки и т.п.

Денежные: рубли, доллары, фунты  и т.п.

4. Принцип остановки заключается в том, что в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности и предоставить их руководству и в контролирующие органы.

          5.Принцип минимальности  заключается в том, что предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например, количество счетов, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное  условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы  провести проверку деятельности предприятия.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ сформулированы основные задачи, которые стоят перед бухгалтерским учетом на современном этапе развития экономических отношений.

К таким задачам относятся:

·        формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и др.;

·        обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

·        предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости[6].

Выделяют две основные функции, которые выполняет бухгалтерский учет в системе управления предприятием:

1.     информационную;

2.     контрольную.

Информационнаяфункция является одной из основных функций учета. И это вполне объяснимо, так как бухгалтерия представляет собой место пересечения информационных потоков на предприятии. Именно здесь собираются все данные о хозяйственной деятельности из разных подразделений и служб предприятия, складывается общая картина состояния дел предприятия. От того, насколько оперативной, полной и точной является информация о ресурсах, доходах, обязательствах, прибыли зависит вся дальнейшая деятельность предприятия. Без такой информации невозможно решать текущие проблемы и тем более строить планы на будущее.

Контрольнаяфункция является не менее важной в бухгалтерском учете. Так как в учете осуществляется отражение всех без исключения хозяйственных операций в единой денежной оценке, это позволяет учитывать и контролировать использование хозяйственных средств предприятия и рационально управлять ими. Именно эти свойства бухгалтерского учета позволяют отражать все изменения, как положительные, так и негативные, происходящие в хозяйственной деятельности. Контрольная функция позволяет предупреждать и пресекать приписки, злоупотребления, соблюдать режимы экономии, рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, сохранять собственность. В связи с этим можно сказать, что контрольная функция бухгалтерского учета способствует увеличению доходности предприятий.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.