Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит его содержание и значение

--PAGE_BREAK--В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [6, с.145].
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
·                   возможность необъективной информации со стороны её составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
·                   зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
·                   необходимость специальных знаний для проверки информации;
·                   отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки её качества.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис 1.1 Факторы, обусловившие потребность аудита [4, с.7].
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной необходимости в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такого рода услуги. Аудиторские услуги – услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даёт возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
Для обоснования необходимости аудита была создана теория агентов. Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее финансирование, они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчётности и дальнейшего привлечения капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растёт и потребность в современной и надёжной финансовой информации. Более того, последующие держатели акций и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы её можно было считать достаточно надёжной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификации в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчётности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита. Но, объяснение с помощью этой теории функций аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании.
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:
/>                возможность избежать споров между партнёрами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;
/>                упрощение процедуры привлечения нового партнёра благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;
/>                упрощение процедуры финансовой помощи благодаря представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;
/>                упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;
/>                возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнёрами [20, с.10].
Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности (таблица 1). Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести:
·                     услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
·                     составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;
·                     анализ финансово-хозяйственной деятельности;
·                     оценку активов и пассивов экономического субъекта;
·                     консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь;
·                     проведение обучения;
·                     оказание других услуг по профилю своей деятельности.
Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [10, с.76].

Таблица 1
Характеристика аудиторской деятельности
Содержание аудиторской деятельности
Аудит
Сопутствующие аудиторские услуги
Другие виды проверок
Другие сопутствующие работы
Цель оказания услуг
Выражение мнения о достоверности отчётности
Обзор допущенных предпринимателем нарушений
В зависимости от вида сопутствующих услуг
Степень выработки
До 100% с учётом величины (уровня) существенности
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком
Не установлена
Доказательства типичных нарушений
Аудиторские доказательства на все виды нарушения
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть – аудиторская информация

Уровень гарантии достоверности отчётности
Больший уровень гарантии
Меньший уровень гарантии

Формы отчёта
Аудиторское заключение
Отчёт аудиторской фирмы (аудитора)
Отчёт аудиторской фирмы (аудитора)
Виды аудиторской деятельности
Аудиторская проверка
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка
Другие услуги, разрешённые действующим законодательством
Источник: [20, с.17]

2. Виды аудита и его организация в Республике Беларусь
Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.
В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (табл.2).
Таблица 2
Особенности внутреннего и внешнего аудита
Факторы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления
Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
Главным образом система учёта и отчетности предприятия
Цель
Определяется руководством предприятия
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
Средства
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита)
Определяются общепринятыми стандартами аудита
Вид деятельности
Исполнительская деятельность
Предпринимательская деятельность
Организация работы
Выполнение конкретных заданий руководства
Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотно-шения
Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него
Равноправное партнёрство, независимость
Субъекты
Сотрудники, находящиеся в штате предприятия
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалифика-ция
Определяется по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется государством
Оплата
Начисление зарплаты по штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договору
Ответствен-ность
Перед руководством за выполнение обязанностей
Перед клиентом и перед третьими лицами
Методы
Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач
Отчётность
Перед собственниками и (или) руководством
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту
Источник: [20, с.37].
Внешний аудит — это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.
Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь.
Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета.
Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия.
Основными задачами внешнего аудита являются:
·                     проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
·                     оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;
·                     определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;
·                     проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения;
·                     проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;
·                     проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже;
·                     оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов;
·                     подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования;
·                     оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства;
·                     выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;
·                     составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;
·                     анализ финансово-хозяйственной деятельности;
·                     оценка активов и пассивов предприятия;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                     консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
·                     постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;
·                     обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;
·                     организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;
·                     восстановление учета на основе предоставленной первичной документации.
Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.
Цель внутреннего аудита — оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.
Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].
Главная задача внутренних аудиторов — удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.
Работниками органов внутреннего аудита выполняются следующие функции:
·                     проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;
·                     анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
·                     проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
·                     поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата;
·                     контроль за сохранностью имущества предприятий;
·                     выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;
·                     контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.
Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12].
Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита.
Таблица 3
Классификация видов аудита
Классификационный признак
Классификационная группа
1. В зависимости от назначения аудита
Внешний и внутренний
2. По степени необходимости проверок
Обязательный и инициативный
3. В зависимости от сферы деятельности
Финансовый и производственный
4. По видам деятельности субъектов хозяйствования
Банковский, страховой, фондовый и общий
5. По направлениям аудита
Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический
6. В зависимости от интересов клиента
Бухгалтерской отчетности и специальный аудит
7. По частоте проведения
Систематический, периодический, эпизодический
8. По методу проверки
Сплошной и выборочный
9. По временным этапам и отношению к процессу управления
Предварительный, последующий и прогнозный
10. По охвату проверяемых вопросов
Полный (комплексный) и частичный (тематический)
11. В зависимости от способа получения информации
Документальный и фактический
12. По способу работы с информацией
Ручной и автоматизированный
13. В зависимости от инициаторов проверки
Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров
14. В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования
Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций
15. По количеству проведенных проверок в организации
Впервые проводимый и очередной
16. По пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом
Руководство организации и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи
Источник:[4, с.15].
Организация аудита в Беларуси
Деятельность аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.
Правила аудиторской деятельности подразделяются:
/>                республиканские правила аудиторской деятельности;
/>                внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
/>                правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя.
Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87].
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
/>                организует работу по лицензированию аудиторской деятельности;
/>                ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;
/>                разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования;
/>                контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
/>                разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
/>                участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
/>                участвует в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;
/>                рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.
Главное управление аудита имеет право:
¨                 требовать от структурных подразделений министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалы;
¨                 получать от должностных лиц и работников министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач;
¨                 привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов;
¨                 вносить предложения руководству министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка.
Главное управление аудита возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый Министром финансов Республики Беларусь, который:
§     обеспечивает чёткую организацию работы по выполнению задач и функций, возложенных на управление;
§     вносить предложения о назначении, освобождении и перемещении работников управления, применении к ним мер ответственности и поощрения;
§     совместно с управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации работников управления;
§     утверждает положение об отделах и должностные обязанности работников управления;
§     в установленном порядке получает от структурных подразделений министерства необходимые для осуществления деятельности управления документы и материалы, а также знакомится с документами и материалами, находящимися в их пользовании и на хранении;
§     вносит предложения для обсуждения у руководства министерства и на коллегиях Минфина Республики Беларусь;
§     участвует в совещаниях, созываемых руководством министерства по вопросам, касающихся компетенции управления,
§     организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары и другие подобные мероприятия; принимает участие в аналогичных мероприятиях, организуемых другими структурными подразделениями министерства по вопросам, касающимся компетенции Главного управления аудита;
§     даёт работникам управления обязательные для исполнения указания и требует отчёт об их выполнении;
§     подписывает документы текущей переписки по вопросам, не требующим решения руководства Минфина РБ, а также адресованные непосредственно управлению;
§     несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, а также за обеспечение сохранения государственной тайны.
Главное управление аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля.
Основными функциями отдела методологии являются:
·                   разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности;
·                   изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих вопросов, замечаний по применению законодательства по вопросам, входящим в компетенцию управления, разработка предложений по совершенствованию этого законодательства и внесение их на рассмотрение руководства;
·                   консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности;
·                   участие в разработке программ профессиональной подготовки аудиторов;
·                   рассмотрение возражений по материалам проверок соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и подготовка заключений по ним;
·                   внесение, совместно с отделом лицензирования и контроля, предложений о лишении, приостановлении, аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
·                   обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию отдела;
·                   организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности.
Основными функциями отдела лицензирования и контроля являются:
/>                участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию управления;
/>                консультирование граждан, организаций по оформлению документов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающимся порядка лицензирования аудиторской деятельности;
/>                разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности;
/>                приём документов, предоставленных на получение лицензий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения квалификационных экзаменов;
/>                выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;
/>                подготовка предложений по вопросам лишения, приостановления, аннулирования лицензий на аудиторскую деятельность;
/>                контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, установленного законодательством РБ;
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Документационное обеспечение управления 5
Реферат Демонополизация как одно из условий становления рыночной экономики
Реферат «Менеджмент организации»
Реферат Россия и Америка. 1765-1815
Реферат Концепт счастья
Реферат История Буддизма 2
Реферат Политический центризм как фактор стабилизации общества
Реферат Анализ вредных и опасных факторов на примере деятельности реставраторов произведений Графики Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
Реферат Battle Of Bullrun Essay Research Paper The
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты по предмету МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ за весенний семестр 2001 года
Реферат Зеркальный коридор. Художественное воплощение духовной проблемы нарциссизма
Реферат Аристид около 540-467 гг до нэ
Реферат "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" 2007 n 5 с. 20-25
Реферат Nutrition Essay Research Paper Nutrition Nutrition is
Реферат Администрация президента