Реферат по предмету "БЖД"


Диагностика культуры безопасности школьников

--PAGE_BREAK--
    Особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников


На основе обоснованных выше критериев изложим основные результаты диагностики особенностей культуры безопасности школьников. Охарактеризуем выявленный у школьников уровень сформированности мотивов, убеждений, составляющих основу готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Проанализируем динамику психологической, мировоззренческой, нравственной, коммуникативной, интеллектуальной готовности школьников к профилактике и преодолению опасных и вредных факторов жизнедеятельности. Сравним отличия взглядов на проблемы безопасности школьников разного возраста.

В нашем исследовании использовалась анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое согласие или несогласие с теми или иными утверждениями. Ознакомившись с утверждением, они давали свой ответ: согласен (да), не согласен (нет), затрудняюсь ответить (?).

 Проанализируем основные результаты анкетирования в школе № 108 г. Барнаула, проведенного в 2001/2002 учебном году. На вопросы анкеты ответил 561 учащийся 1-11 классов. Из них мальчиков – 271, девочек – 290. В исследовании использовалась анкета:
Анкета для учащихся

Дорогой друг! Просим ответить на вопросы анкеты. Фамилию указывать не надо. Анкета будет использована в научных целях.

Ознакомься с вариантами мнений и отметь те ответы, с которыми ты согласен. Для этого на отдельном листочке напиши столбиком номера мнений (с 1 по 25). Рядом с номерами мнений напиши свои ответы. Если ты согласен с мнением, то напиши «да» (или поставь знак +), если не согласен – напиши «нет» (или поставь знак –), если затрудняешься ответить – поставь вопросительный знак «?».

 Благодарим за ответы!


1.Прежде чем переходить через дорогу, я выбираю безопасное место и слежу за приближением автомобилей, чтобы избежать беды.

2.Я замечаю приближение опасных собак и стараюсь держаться от них подальше.

3.Я знаю, где и когда можно столкнуться с хулиганами, грабителями, и стараюсь избегать этих мест.

4.Я впускаю людей в квартиру, не спрашивая, кто пришел.

5.Почувствовав запах газа в квартире, я включу свет и позвоню в газовую службу.

6.При заблаговременном оповещении о наводнении  я включу телевизор, радио, выслушаю сообще­ния и рекомендации;

7.Я покину здание (квартиру) после взрыва, только если существует угроза обрушения конструкции здания;

8. При землетрясении я  попытаюсь: отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от зданий и линий элек­тропередачи;

9.Если я окажусь  в лесу, где возник пожар, то останусь на месте до приезда пожарных;

10.Если на мне загорелась одежда я упаду на землю и начну кататься, сбивая пламя.

11. Если на меня нападет преступник, я позову на помощь.

12.В случае опасности главная надежда на помощь взрослых, специалистов: охранников, пожарных, врачей и т.д.

13.Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я буду действовать смело и решительно.

14.При опасности я могу растеряться, испугаться, не могу действовать правильно.

15.Я сам могу придумать выход в опасной ситуации.

16.Я могу сам позаботиться о себе. Во многих случаях я могу обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь.

17.Я могу оказать первую медицинскую помощь себе и своему товарищу

18.Если на улице я увижу лежащего человека, на котором лежит электрический провод, я сам уберу с него электропровод.

19.Я стараюсь не повторять своих и чужих ошибок, которые приводят к бедам, потерям, неприятностям.

20.Основам безопасности я учусь на уроках ОБЖ.

21. Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании, смотрю телепередачи о безопасности.

22.Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ,  у-шу, бокса и т.д.).

23.Чтобы спастись от вооруженного грабителя, я остановлю автомобиль и уеду с незнакомым мужчиной.

24.Если незнакомый человек позовет меня к своему автомобилю и попросит меня показать ему дорогу, то я поеду с ним, покажу путь.

25.От беды не уйдешь. От человека ничего не зависит.
Проанализируем результаты анкетирования учащихся школы. При обработке полученных данных все классы разделены на группы: 1-4 классы (младшие школьники), 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники).
Основу психологической готовности школьников к безопасной жизнедеятельности составляет способность к успешной деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (готовность к смелым, решительным действиям, разумному риску, проявлению осмотрительности и осторожности), включает мотивационную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к прогнозированию, предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

     Начнем анализ с рассмотрения отношения школьников к утверждениям 1-4. Согласие или несогласие с данными утверждениями свидетельствует об уровне мотивации школьников к безопасности жизнедеятельности и дает возможность определить уровень осторожности школьников по отношению к различным опасным факторам: транспорту (утверждение 1), скользким дорогам и ямам (утверждение 2), собакам (утверждение 3), хулиганам и грабителям (утверждение 4).

Утверждение 1: Прежде чем переходить через дорогу, я выбираю безопасное место и слежу за приближением автомобилей, чтобы избежать беды.

Доля учащихся, которые согласны с этим утверждением, несколько увеличивается в подростковых классах по сравнению с младшими классами и затем уменьшается в старших классах (94,4% — младшие школьники, 94,9% — подростки, 90,7% — старшеклассники). Процент школьников, несогласных с этим утверждением, увеличивается в подростковых классах по сравнению с младшими классами в 1,6 раза и в 3,5 раза в старших классах по сравнению с младшими классами. Причем девочки ведут себя на дорогах более осторожно, чем мальчики, и доля осторожных девочек возрастает от младших классов к старшим. Если среди младших школьников мальчики также осторожны, как и девочки (отрицают меры предосторожности на дорогах 2,44% мальчиков и 2,55% девочек), то девочки-подростки значительно осторожнее мальчиков-подростков (отрицают меры предосторожности на дорогах 6,8% мальчиков и 1,75% девочек). Среди старшеклассников юноши также на дорогах менее осторожны, чем девушки (отрицают меры предосторожности на дорогах 12,8% юношей и 5,15% девушек).

Утверждение 2: На улице я стараюсь обходить места, где можно поскользнуться, упасть в траншею или яму.

Доля учащихся, которые согласны с этим утверждением, несколько увеличивается в подростковых классах по сравнению с младшими классами и затем уменьшается в старших классах (77,0% – младшие школьники, 86,6% – подростки, 76,5% – старшеклассники). Причем девочки ведут себя на дорогах более осторожно, чем мальчики, и доля осторожных девочек возрастает от младших классов к старшим. Если среди младших школьников девочки немного осторожнее мальчиков (отрицают меры предосторожности на дорогах 22,0% мальчиков и 17,7% девочек), то и девочки-подростки также осторожнее мальчиков-подростков (отрицают меры предосторожности на дорогах 12,8% мальчиков и 11,4% девочек). Среди старшеклассников юноши также на улицах менее осторожны, чем девушки (отрицают меры предосторожности на улицах 32,8% юношей и 11,3% девушек).

Утверждение 3: Я замечаю приближение опасных собак и стараюсь держаться от них подальше.

Осторожность по отношению к собакам несколько падает от младших классов к старшим. Согласны с утверждением 85,1% младших школьников, 78,1% подростков и 69,4% старшеклассников. Причем девочки более осторожны, чем мальчики, по отношению к собакам во всех возрастных группах. Согласны с утверждением 80,5% мальчиков и 89,9% девочек младших классов, 69,9 мальчиков и 86,0% девочек подростковых классов, 61,73% мальчиков и 76,3% девочек старших классов. Доля школьников, отрицающих данное утверждение, увеличивается с 8,07% в младших классах до 18,4% в подростковых классах и достигает 27,9% в старших классах.

Утверждение 4: Я знаю, где и когда можно столкнуться с хулиганами, грабителями, и стараюсь избегать этих мест.

Тенденция падения осторожности (от младших классах к старшим) по отношению к хулиганам и грабителям проявляется еще более рельефно. Согласны с утверждением 82,6% младших школьников, 74,7% подростков и 48,6% старшеклассников. Доля несогласных с этим утверждением возрастает с 11,8% среди младших школьников до 15,7% среди подростков и достигает 41,5% среди старшеклассников. Причем количество старшеклассников, отрицающих меры предосторожности по отношению к хулиганам и грабителям, почти равна количеству тех, кто признает необходимость таких мер.

Уровень осторожности школьников по отношению к транспорту (утверждение 1), ямам и траншеям (утверждение 2), собакам (утверждение 3) и криминальным элементам (утверждение 4) понижается в направлении от первого опасного фактора к последнему. Это падение менее всего заметно в младших классах и наиболее явное в старших классах. Среди младших школьников согласны с первым утверждением 94,4%, вторым – 77,0%, третьим – 85,1%, четвертым – 82%. Эта же тенденция прослеживается среди подростков. Среди них согласны с первым утверждением 94,9,%, вторым – 86,6%, третьим – 78,3%, четвертым – 74,7%. Еще более значительно падение осторожности к различным факторам риска у старшеклассников. Среди них согласны с первым утверждением 90,7,%, вторым – 76,5%, третьим – 69,4%, четвертым – 49,6%. Таким образом, процент старшеклассников, проявляющих осторожность по отношению к траншеям и ямам, уменьшается на 14%, по отношению к собакам – на 21% и по отношению к криминальным элементам – на 42% (по сравнению с осторожностью на дороге).

Утверждение 10: Если на меня нападет преступник, я позову на помощь.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 82,6%, 78,3% и 65,6% соответственно. Таким образом, по мере взросления школьников наблюдается падение готовности обратиться за помощью в криминогенных ситуациях. Девочки всех возрастных групп более, чем мальчики, склонны обратиться за помощью. Процент девочек, которые готовы обратиться за помощью: 1-4 классы 87,3% (мальчики – 78,0%), 5-8 классы 86,0% (мальчики – 69,9%), 8-11 классы – 83,5% (юноши – 45,3%). Девочки 1-4 классов наиболее готовы обращаться за помощью при нападении преступника.

Утверждение 11: Если я получу серьезную травму, то я обращусь за помощью.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 93,2%, 92,6% и 91,8% соответственно. Таким образом, по мере взросления школьников наблюдается незначительное падение готовности обратиться за помощью в случае серьезной травмы. Причем мальчики и девочки как младших, так и средних классов примерно одинаково оценивают свою готовность к такому действию: 1-4 классы – 91,5% и 94,9%, 5-8 классы – 93,2 и 92,1% соответственно. Отличие есть лишь в 8-11 классах: обратиться за помощь готовы 86,0% юношей и 96,9% девушек. Иначе говоря, именно девушки-старшеклассницы наиболее готовы обращаться за помощью при травме.

Сопоставление мнений школьников по поводу утверждений 10 и 11 показывает, что школьники в большей степени склонны обратиться за помощью при травме (утверждение 11), чем при нападении преступника (утверждение 10). Причем, если все три возрастные группы примерно одинаково оценили свою готовность позвать на помощь при травме, то готовность звать на помощь в криминальной ситуации снижается от младших классов к старшим.

Утверждение 12: Я не впускаю в квартиру посторонних и незнакомых людей.

Процент школьников, согласных с утверждением, увеличивается от 1-4 к 5-8 классам с 88,8% до 95,4%. Старшеклассники менее осторожны, чем подростки: согласны с утверждением 88,0%. Девочки всех трех возрастных групп более осторожны (1-4 классы — 91,1%, 4-8 классы – 97,4%, 5-11 классы – 89,7%), чем мальчики (86,6%, 93,2% и 86,0% соответственно).

Утверждение 13: Я впускаю людей в квартиру, не спрашивая, кто пришел.

Доля школьников, готовых впустить в квартиру незнакомцев без выяснения, кто это, составила в 1-4, 5-8, 9-11 классах 9,32%, 6,91% и 9,29% соответственно. Среди мальчиков в 1-4, 5-8, 9-11 классах наблюдается следующая динамика: 7,32%, 10,7% и 14,0% соответственно. То есть, доля мальчиков, готовых впустить незнакомца в квартиру, возрастает почти в два раза. Среди девочек в 1-4, 5-8, 9-11 классах наблюдается следующая динамика: 11,4%, 3,51% и 5,15% соответственно. Иначе говоря, наиболее беспечны младшие, наиболее предусмотрительны средние, и промежуточный уровень склонности к рискованному поведению у старшеклассниц.

Сопоставим ответы по поводу взаимосвязанных утверждений 12 и 13. Почти все школьники выбрали один из двух взаимоисключающих ответов. Девять школьников из десяти дверь незнакомцу не откроют. Один из десяти сделает это. Ответы на данные утверждения свидетельствуют о высоком уровне достоверности полученных данных, поскольку признавшие правильность утверждения 12 отрицают утверждение 13 (противоположное по смыслу). Лишь немногие затрудняются в выборе варианта ответа.

Утверждение 22: Если на меня набросится злобный пес, то я буду действовать смело и решительно.

Выявлена тенденция падения от младших классов к старшим уверенности в своих силах при столкновении с собакой. Согласны с мнением в 1-4 классах 74,5% школьников (79,3% мальчиков и 69,6% девочек), в 5-8 классах – 73,3% (81,6% мальчиков и 65,8% девочек), в 9-11 классах – 61,2% (74,4% юношей и 49,5% девушек). Во всех возрастных группах мальчики в большей степени, чем девочки, надеются проявить смелость и решительность. От младших классов к старшим несколько возрастает доля школьников, затрудняющихся в ответе: 1-4 классы – сомневаются 6,83%, 5-8 классы – 6,91%, 9-11 классы – 12%. Доля затрудняющихся в ответе несколько выше среди девочек по сравнению с мальчиками во всех возрастных группах.

При соотнесении мнений по поводу готовности к самозащите от собаки (утверждение 22) с отношением к мнению о готовности замечать и избегать собак (мнение 3) обнаруживается, что готовность замечать и избегать собак оценивается опрошенными значительно выше, чем готовность к самозащите.

Утверждение 23: Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я буду действовать смело и решительно.

Доля школьников, согласных с утверждением примерно одинакова во всех возрастных группах: 1-4 классы – 63,4%, 5-8 классы – 67,3%, 9-11 классы – 63,9%. Во всех возрастных группах свои возможности самозащиты от хулиганов выше оценивают мальчики: в 1-4 классах согласны с утверждением 65,9% мальчиков (60,8% девочек), в 5-8 классах таких мальчиков 73,8% (девочек – 61,4%), в 9-11 классах уверенных юношей – 72,1% (девушек – 56,7%). Таким образом, при столкновении с хулиганами уверенность мальчиков-подростков и старшеклассников несколько возрастает по сравнению с младшими школьниками, уверенность девушек, наоборот, незначительно падает. Наибольший разрыв между девочками и мальчиками в самооценке своих возможностей при столкновении с хулиганами наблюдается в 9-11 классах.

При сопоставлении оценок школьников мнения 23 (готовность к отражению нападения хулиганов) с оценками мнения 4 (стремление избегать столкновений с хулиганами и грабителями) обнаруживаются следующие тенденции. В 1-4 классах значительно больше (на 19,2%) школьников, склонных к избеганию криминогенных мест (82,6%), по сравнению с числом готовых к смелым и решительным действиям (63,4%) при их нападении. В 5-8 классах стремятся избегать криминогенные ситуации 74,7% школьников, готовы к смелым действиям 67,3%. В 9-11 классах стремятся избегать опасных людей 48,6% школьников, считают себя готовыми к смелым действиям при встрече с ними 63,9% старшеклассников. Таким образом, динамика (от младших к старшим классам) мнений школьников по вопросу о стремлении избегать криминогенные ситуации сочетается с относительной стабильностью доли школьников, заявивших о готовности к столкновению с хулиганами.

Утверждение 24: Я перебегу по узкой доске через глубокую траншею, чтобы спастись от нападения крупной собаки.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 62,1%, 44,7% и 62,3% опрошенных соответственно. Это означает, что готовность к оправданному физическому риску младшие школьники и старшеклассники оценивают примерно одинаково. У подростков самая низкая самооценка своей готовности к таким действиям (отрицательную оценку мнения дали 48,8% опрошенных подростков). Во всех возрастных группах доля мальчиков, склонных к оправданному риску, выше, чем доля девочек. Менее всего к смелому действию склонны девочки 5-8 классов – 39,5% (мальчики – 50,5%). Девочки больше затрудняются в ответе, чем мальчики. Больше всех сомневаются старшеклассницы (12,4%). Меньше всего сомнений у мальчиков 1-4 классов (2,44%).

Утверждение 25: Чтобы спастись от вооруженного грабителя, я остановлю автомобиль и уеду с незнакомым мужчиной.

Доля готовых к оправданному риску в криминогенных ситуациях возрастает от младших классов к старшим: согласны с мнением 11,2% в 1-4 классах, 12% — в 5-8 классах, 26,8% — в 9-11 классах. Данная тенденция проявляется и в ответах мальчиков и девочек. Причем мальчики более склонны к оправданному риску по сравнению с девочками. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы – 13,4% (девочки – 8,86%), 5-8 классы – 13,6% (девочки – 10,5%), 9-11 классы – 32,6% (девушки – 21,6%). Меньше всего сомневаются в ответе подростки (2,76%), более – младшие школьники (6,21%), больше всего сомневаются старшеклассники (9,29%).

Утверждение 26: Я не буду перебегать через дорогу вместе с товарищами, если это опасно (близко мчится автомобиль и т.д.).

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 56,5%, 72,4% и 61,2% опрошенных. Это означает, что склонность к повторению опасных действий товарищей выше всего у младших школьников, ниже всего у подростков. Среди девочек и мальчиков имеются некоторые различия: в 1-4 классах 58,5% мальчиков согласились с мнением (девочек – 54,4%), в 5-6 классах оценки примерно одинаковые (мальчики – 70,9%, девочки – 73,7%), в 9-11 классах юноши считают себя более независимыми от опасного примера сверстников (68,6%) по сравнению с девушками (54,6%).

Утверждение 27: Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то я войду в нее вместе с ним.

Склонность к неоправданному риску (поверить на слово укротителю) возрастает от начальных к старшим классам. В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 33,5%, 34,6% и 49,7% опрошенных соответственно. Причем мальчики более склонны к неоправданному риску по сравнению с девочками. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы – 43,9% (девочки – 22,8%), 5-8 классы – 35,9% (девочки – 33,3%), 9-11 классы – 57% (девушки – 43,3%).

Утверждение 34: При опасности я могу растеряться, испугаться, не могу действовать правильно.

Процент школьников согласных с утверждением понижается от младших классов (согласны 63,4% школьников) к подростковым классам (согласны 41,9%) и затем повышается в старших классах (согласны 51,4%). Доля девочек, которые согласны с утверждением, больше, чем доля мальчиков, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 64,6% девочек 1-4 классов (62,2% мальчиков), 47,4% девочек 5-8 классов (35,9% мальчиков) и 58,8% девушек 9-1 классов (43% юношей).

Выводы. Наиболее высоко оценивают свои возможности при опасности подростки, наиболее низко – младшие школьники. Девочки менее уверены в своем хладнокровии и более чем мальчики склонны считать себя неготовыми действовать правильно при опасности.

Ответы школьников по поводу мнений 22-27, 34 касаются проблемы готовности к риску, к смелым и решительным действиям. На основе сопоставления данных о самооценке школьников своей готовности к смелым действиям при нападении собаки (утверждение 22), при защите от хулиганов (23), к оправданному риску при спасении от собаки (24), к оправданному риску при нападении вооруженного грабителя (25), к неоправданному риску войти в клетку со львом (27) с самооценкой (не конкретно, но вообще, отвлеченно) склонности испугаться и неправильно действовать при опасности (34) сформулируем выводы о соотношении готовности школьников к смелым и рискованным действиям в различных условиях.

Сравнение оценок утверждений 22 и 23 показывает, что младшие школьники и подростки несколько выше оценивают свои возможности при столкновении с собакой, чем при нападении хулиганов. Причем при стабильности во всех трех возрастных группах самооценки возможностей справиться с хулиганами происходит падение оценки своей готовности справиться с собакой.

Сравнение оценок утверждений 24 и 25 показывает, что школьники значительно выше оценивают свою готовность рисковать при самозащите от собаки, чем при самоспасении от вооруженного грабителя. Причем при относительной стабильности (в подростковых классах даже происходит падение) готовности рисковать при бегстве от собаки происходит значительный рост (от младших классов к старшим) готовности рисковать при спасении от преступника.

Сопоставление оценок утверждений 26 (готовность к повышенному риску на дороге вслед за товарищами) и 27 (готовность последовать примеру укротителя и войти в клетку со львом) показывает, что подростки (63,6%) и старшеклассники (48,1%) менее склонны отказаться последовать за укротителем в клетку, чем отказаться выбежать на дорогу вслед за товарищами (72,4% и 68,6% соответственно). Иное соотношение мнений младших школьников, они в большей степени настроены к отказу следовать в клетку (60,9%), чем отказаться перебегать дорогу вслед за товарищами (к этому готовы 56,5%). Имеются отличия в динамике (от младших классов к старшим) оценок по поводу утверждений 26, 27. Готовность отказаться выбегать на дорогу вслед за товарищами повышается у подростков (по сравнению с младшими школьниками) и достигает в этом возрасте максимума, затем несколько понижается в 9-11 классах (оставаясь выше, чем в младших классах). Склонность отказаться (несогласие с утверждением 27) войти в клетку возрастает от младших к подростковым классам, затем сокращается в старших классах (60,9%, 63,6% и 48,1% соответственно). Однако ответы школьников, проявивших готовность последовать примеру товарищей на дороге (отрицание утверждения 26) и готовых последовать за укротителем (признание правильным утверждения 27), свидетельствуют о другой тенденции. Готовность войти в клетку возрастает от младших классов к подростковым и затем достигает максимума в старших классах. Готовность последовать за товарищами на опасную дорогу сокращается от младших классов (40,4%) к старшим (36,1%), причем о минимальном конформизме заявляют подростки (25,8%). Выходит, что среди опрошенных из каждых двадцати школьников войти в клетку готовы 7 младших школьников, 7 подростков и 10 старшеклассников. На дорогу за товарищами выбегут из каждых двадцати 8 младших школьников, 5 подростков и 7 старшеклассников.

Сопоставление оценок школьниками готовности к отвлеченной, неконкретной опасности (отрицание утверждения 34) с положительной оценкой готовности противостоять четырем конкретным опасностям (просто собака, хулиганы, собака рядом с траншеей, вооруженный преступник – утверждения 22-25) приводит к следующим выводам. Школьники значительно ниже оценивают свои возможности к самозащите при отвлеченном и абстрактном их рассмотрении (доля несогласных с утверждением 34), чем при оценке своих возможностей в конкретных ситуациях физического риска (согласие с утверждениями 22-24). В то же время школьники ниже оценивают свою готовность действовать при нападении преступника (когда можно попытаться спастись на машине незнакомца, что требует правильной оценки степени риска при таком способе спасения), чем при отвлеченной оценке своей готовности правильно действовать при опасности.

Утверждение 35: Я сам могу придумать выход в опасной ситуации.

Согласны с утверждением 73,3% младших школьников, 77,9% подростков и 72,7% старшеклассников. Не согласны с утверждением 15,5% младших школьников, 17,1% подростков и 13,1% старшеклассников. Доля мальчиков, которые согласны с утверждением, больше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 78% мальчиков 1-4 классов (68,4% девочек), 87,4% мальчиков 5-8 классов (69,3% девочек) и 84,9% юношей 9-11 классов (61,9% девушек).

Выводы. Примерно ¾ школьников высоко оценивают свои интеллектуальные возможности в опасных ситуациях. Более склонны к высокой самооценке своего интеллекта подростки. Мальчики оценивают свою интеллектуальную готовность к опасным ситуациям выше, чем девочки, во всех трех возрастных группах.

Утверждение 40: При опасности бесполезно думать самому, надо вспомнить то, что когда-то узнал об опасностях и самозащите.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 82,6%, 75,1% и 62,8% опрошенных. В младших, средних и старших классах не согласны с этим утверждением соответственно 9,94%, 18,9% и 26,8% опрошенных школьников. Доля мальчиков и доля девочек, которые согласны с этим мнением практически равны во всех трех возрастных группах. Больше всех сомневаются в ответе старшеклассники.

Выводы. Имеется тенденция (от младших к старшим классам) сокращения доли школьников, признающих бесполезность самостоятельных размышлений при опасности. Это свидетельствует о росте самостоятельности школьников в осмыслении проблем безопасности по мере продвижения к старшим классам.

Значительная часть опрошенных школьников одновременно признают правильность противоположных по смыслу утверждений 35 (признание возможности самостоятельного поиска выхода в опасной ситуации) и 40 (при опасности бесполезно думать самому). Однако, если доля признающих возможности интеллекта остается относительно стабильной (во всех трех возрастных группах), то доля признающих бесполезность самостоятельных размышлений значительно сокращается от младших классов к старшим (почти на 20%). Эти данные свидетельствуют о противоречивости мировоззренческих взглядов школьников на роль самого человека в обеспечении безопасности. Вместе с тем, доля школьников, для которых такого рода противоречивость и дисгармоничность характерна, сокращается от младших классов к старшим. При этом уверенность школьников в своих интеллектуальных способностях (в случае опасности) возрастает.

Утверждение 36: Я слежу за тем, как другие действуют в случае опасности.

Доля школьников признавших правомерность данного утверждения сокращается с 66,5% в 1-4 классах до 59,9% в 5-8 классах и составляет 59% в 9-11 классах. Согласны с утверждением 69,5% мальчиков и 63,3% девочек младших классов, 62,1% мальчиков и 57,9% девочек подростковых классов, 55,8% юношей и 61,9% девушек старших классов.

Выводы. Более половины школьников считают, что пытаются извлекать уроки из опыта действий других людей в опасных ситуациях. Имеется некоторое падение самооценки наблюдательности от младших классов к старшим. Среди младших школьников и подростков мальчики считают себя более наблюдательными, чем девочки. Наоборот, девушки более высоко, чем юноши, оценивают свое стремление наблюдать за действиями других при опасности.

Объяснения. Возможно, падение самооценки своей склонности наблюдать за другими в опасных ситуациях связано с возрастанием у подростков и старшеклассников уверенности в своих силах. Может иметь место стремление к приоритету собственного мнения над мнением окружающих.

Утверждение 38: Я знаю и не повторяю ошибки тех, кто попадает под колеса автомобилей на дорогах.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 69,6%, 85,3% и 72,3% опрошенных. В младших, средних и старших классах не согласны с этим утверждением соответственно 23,6%, 12,4% и 18% опрошенных школьников. Доля мальчиков, которые согласны с утверждением, больше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 72% мальчиков 1-4 классов (67,1% девочек), 87,4% мальчиков 5-8 классов (83,3% девочек) и 73,3% юношей 9-11 классов (72,2% девушек).

Выводы. Больше всего сомневаются в своих познаниях чужих ошибок на дорогах и готовности избежать повторения этих ошибок младшие школьники. Наиболее уверены в себе подростки. Мальчики по сравнению с девочками всех возрастных групп более высоко оценивают свою готовность к опасностям на дорогах.

Утверждение 39: Я стараюсь не повторять своих и чужих ошибок, которые приводят к бедам, потерям, неприятностям.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 70,2%, 88,5% и 86,3% опрошенных. Не согласны с этим утверждением соответственно 23%, 8,76% и 10,9% опрошенных школьников. Доля мальчиков, которые не согласны с утверждением, больше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах: свое несогласие заявляют 25,6% мальчиков 1-4 классов (20,3% девочек), 10,7% мальчиков 5-8 классов (7,02% девочек) и 11,6% юношей 9-11 классов (10,3% девушек).

Выводы. Примерно ¾ школьников каждой возрастной группы считают, что стараются не повторять чужих ошибок, приводящих к потерям. Доля мальчиков, которые не уверены в своей готовности избегать чужих ошибок, больше, чем доля девочек. Доля затрудняющихся при ответе падает от младших классов (затрудняются 6,83% опрошенных) к подростковым (2,76%) и старшим классам (2,73%).

Во всех трех возрастных группах прослеживается тенденция к возрастанию самооценки школьников в последовательности: готовность следить за другими в случае опасности (согласие с утверждением 36), знание и готовность не повторять ошибки других на дорогах (утверждение 38), стремление не повторять чужих ошибок (утверждение 39). Причем доля школьников, признавших свое стремление не повторять чужих ошибок (обобщенное неконкретное мнение), более значительна, чем доля школьников, заявивших о своей готовности (…знаю и не повторяю ошибки…) конкретно к безопасному поведению на дорогах.

Мировоззренческая готовность к безопасной жизнедеятельности тесно взаимосвязана с психологической готовностью и включает взгляды и убеждения школьников на роль человека в профилактике и преодолении вредных и опасных факторов жизнедеятельности, на причины возникновения опасных ситуаций, на основные факторы безопасности.

Утверждение 9: От опасностей человек может и должен защищаться сам.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 88,8%, 79,7% и 82,5% опрошенных школьников. Таким образом, имеется тенденция к ослаблению мировоззренческой позиции о необходимости и возможности самостоятельного решения проблем безопасности при переходе от младших классов к старшим. Данная тенденция проявляется и в отрицании младшими школьниками, подростками и старшеклассниками данного утверждения (2,48%, 11,1% и 11,5% соответственно). Доля мальчиков, согласных с данным утверждением, выше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах. Согласны с утверждением 91,5% мальчиков и 86,1% девочек в младших классах, 86,4% мальчиков и 73,7% девочек в подростковых классах, 88,4% юношей и 77,3% девушек в старших классах.

Утверждение 15: Я могу сам позаботиться о себе. Во многих случаях я могу обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь.

Реакция школьников на утверждение 15 не обнаруживает различий уровня уверенности школьников всех трех возрастных групп в своих силах при опасности (в младших классах с утверждением согласны 79,55% опрошенных, в подростковых классах — 79,3%, в старших классах — 78,1%). Уверенность в своих силах у мальчиков выше во всех трех возрастных группах: 1-4 классы – согласны с утверждением 82,9% мальчиков (75,9% девочек), 5-8 классы – согласны 88,3% мальчиков (71,1% девочек), 9-11 классы – согласны 84,9% юношей (72,2% девушек).

Утверждение 28: От беды не уйдешь. От человека ничего не зависит.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 47,8%, 36,4% и 39,3% опрошенных. Больше всего пессимистический взгляд на проблемы безопасности характерен для младших школьников. Они же больше всего затрудняются в ответе на данный мировоззренческий вопрос (21,7%), в то время как подростки (6,45%) и старшеклассники (6,56%) сомневаются меньше. Больше оптимизма в ответах мальчиков. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы – 45,1% (девочки – 50,6%), 5-8 классы – 35,9% (девочки – 36,8%), 9-11 классы – 34,9% (девушки – 43,3%). Кроме того, девочки всех трех возрастных групп испытывают большие затруднения, чем мальчики, при оценке данного утверждения. Иначе говоря, подростки наиболее оптимистичны при оценке возможностей человека при опасности, наиболее пессимистичны младшие школьники. Девочки более склонны пессимистически оценивать возможности человека в обеспечении безопасности.

Утверждение 29: В случае опасности главная надежда на помощь взрослых, специалистов: охранников, пожарных, врачей и т.д.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 87,6%, 77,4% и 73,2% опрошенных. Это свидетельствует о наличии признаков возрастания уверенности школьников (как мальчиков, так и девочек) в своих силах по мере продвижения к старшим классам, о сокращении доли тех, кто надеется на помощь взрослых при опасности. Больше надежды на собственные силы в ответах мальчиков, чем девочек. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы – 82,9% (девочки – 92,4%), 5-8 классы – 76,7% (девочки – 78,1%), 9-11 классы – 67,4% (девушки – 78,4%). От младших классов к старшим возрастает доля школьников, которые не согласны с данным утверждением. В 1-4 классах несогласных 7,45%, в 5-8 классах – 16,1%, в 9-11 классах – 20,8%. Соответственно во всех трех группах больше доля мальчиков отрицательно оценивающих утверждение, чем доля девочек: 1-4 классы – 9,76% мальчиков отрицают утверждение (девочки – 5,06%), 5-8 классы – 19,4% (девочки – 13,2%), 9-11 классы – 26,7% (девушки – 15,5%).

Сравнивая мнения по поводу утверждений 9 и 15, приходим к выводу, что школьники более оптимистичны в оценке возможностей человека обезопасить себя, чем в оценке конкретно своих собственных возможностей избежать потерь. Сравнивая ответы по поводу утверждений 9 и 28, приходим к выводу, что школьники в два раза чаще соглашаются с мнением, что человек может обезопасить себя, чем соглашаться с мнением о том, что от человека ничего не зависит (от беды не уйдешь). Сравнивая ответы по поводу утверждений 9, 15 и 29, приходим к выводу, что большинство школьников склонно одновременно соглашаться с утверждениями о возможностях человека защититься (утверждение 9), о возможности самого школьника к самозащите (утверждение 15), о том, что при опасности главная надежда на взрослых (утверждение 29). Младшие школьники более высоко оценивают роль взрослых в обеспечении их безопасности по сравнению с их собственными возможностями). В отличие от них подростки и старшеклассники несколько выше оценивают собственную роль (утверждение 15) в обеспечении безопасности по сравнению с ролью помощи взрослых (утверждение 29). Имеется тенденция постепенного роста (от младших классов к старшим) доли школьников, которые выше оценивают собственные усилия в обеспечении безопасности по сравнению с ролью в этом помощи взрослых.

Утверждение 14: Главная причина опасностей – ошибки и слабости самого человека.

Согласие с мировоззренческой позицией о роли ошибок и слабинок самого человека в возникновении опасных ситуаций возрастает от младших классов (согласны 54,7% опрошенных) к средним (63,6%) и старшим (64,5%) классам. Причем мальчики всех трех возрастных групп в большей степени, чем девочки, согласны с этим утверждением. Мальчики согласны: 1-4 классы – 56,1% (девочки – 53,2%), 5-8 классы – 66,0% (девочки – 61,4%), 9-11 классы – 66,3% (девушки – 62,9%). Среди школьников 1-4 классов велика доля тех, кто затрудняется в ответе (21,7%). Доля сомневающихся сокращается в 5-8 классах (12,4%) и в 9-11 классах (9,84%). Причем девочки более склонны сомневаться (затрудняются в ответе), чем мальчики: в 1-4 классах затрудняются 22,8% девочек (мальчиков – 20,7%), в 5-8 классах – 16,7% (мальчиков – 7,77%), в 9-11 классах – 11,3% (юношей – 8,14%).

Утверждение 30: Причины опасностей не зависят от нас, они вокруг человека: открытые люки, гололед, автомобили, собаки, ураганы и т.д.

От младших к старшим классам происходит возрастание доли школьников, которые согласны с этим фаталистическим мировоззренческим взглядом на проблемы безопасности. В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 64%, 73,3% и 76% опрошенных. Между мальчиками и девочками имеются отличия. Согласны с утверждением в 1-4 классах 59,8% опрошенных мальчиков (68,4% девочек), в 5-8 классах - 73,8% мальчиков (72,8% девочек), в 9-11 классах 66,3% юношей (84,5% девушек). Вера в возможности человека выше у мальчиков в начальных и старших классах по сравнению с девочками. В 5-8 классах доля согласившихся с утверждением среди мальчиков и девочек примерно равна. Доля затрудняющихся в ответе падает и составляет в 1-4 классах 8,7% опрошенных, в 5-8 классах – 5,99%, в 9-11 классах – 3,28%.

Более половины школьников соглашаются с утверждением 14 (главная причина опасностей – сам человек). Доля согласных с утверждением 30 (причины опасностей не зависят от нас) еще больше (примерно на 10% в каждой возрастной группе). Это свидетельствует о противоречивости мировоззренческих взглядов части школьников по проблемам безопасности (что отражает объективные противоречия процесса обеспечения безопасности) и о преобладании у школьников мнения о роли внешних факторов возникновения опасности по сравнению с ролью ошибок самого человека.

Утверждение 16: Бывают случаи, когда предвидеть и избежать опасности невозможно, когда человек не может защитить себя от потерь.

Понимание невозможности защитить себя от всех опасностей возрастает к старшим классам. Согласны с утверждением в 1-4 классах 72,7%, в 5-8 классах – 78,3%, в 9-11 классах – 87,4% опрошенных. Доля признающих возможность ситуаций, когда невозможно защититься от потерь, выше среди девочек в 1-4 классах (78,5% — девочки, 67,1% — мальчики), в 9-11 классах (90,7% — девушки, 83,7% — юноши). Среди подростков неизбежность некоторых потерь понимают больше мальчиков (80,6%), чем девочек (76,3%). В целом девочки более осторожны, чем мальчики, в оценке возможностей человека избежать опасности и потери.

Утверждение 33: Человек может обезопасить себя от любых опасностей и в любых условиях.

Процент школьников согласных с утверждением повышается от младших классов (согласны 45,3% школьников) к подростковым классам (согласны 53%) и затем падает в старших классах (согласны 34,4%). Не согласны с утверждением 43,5% младших школьников, 38,2% подростков и 57,4% старшеклассников. Доля девочек, которые не согласны с утверждением, меньше, чем доля мальчиков, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 36,7% девочек 1-4 классов (53,7% мальчиков), 51,8% девочек 5-8 классов (54,4% мальчиков) и 21,6% девушек 9-11 классов (48,8% юношей). Доля затрудняющихся в ответе падает от младших к старшим классов и составляет 11,2% в 1-4 классах, 8,76% в 5-8 классах, 8,2% в 9-11 классах.

Выводы. Старшеклассники более адекватно оценивают возможность обезопасить себя в любых ситуациях. Наиболее оптимистичный (завышенный) уровень оценки возможностей человека в опасных ситуациях у подростков. Более склонны к переоценке возможностей человека в случае опасности мальчики. Особенно велик разрыв в оценке возможностей человека при опасности между юношами и девушками (более чем в два раза). По мере продвижения от младших классов к старшим несколько уменьшается доля школьников, сомневающихся в этом вопросе. Причем доля девочек, затрудняющихся в ответе, больше, чем доля мальчиков, во всех трех возрастных группах.

Часть школьников одновременно признали истинными оба утверждения (16, 33), которые являются противоположными по содержанию. Это свидетельствует о противоречивости мировоззрения школьников: часть опрошенных одновременно признают наличие неотвратимых опасностей и согласны, что человек может защитить себя от любых опасностей и в любых условиях. В то же время школьники более склонны признавать правильное мировоззренческое мнение о наличии неотвратимых опасностей. При этом адекватность понимания данного аспекта безопасности имеет тенденцию к возрастанию от младших классов к старшим. Если в начальной школе доля признавших правильность верного утверждения (16) превышает долю согласившихся с ошибочным мнением (утверждение 33) в 1,6 раза, то в 9-11 классах доля правильных мнений превышает долю ошибочных в 2,5 раза.

Перед утверждениями 45-47 в анкете школьникам дается задание: Свое согласие или несогласие со следующими тремя мнениями (45-47) отметь после знакомства со всеми тремя мнениями.

Утверждение 45: Для человека, который оказался один в тайге, далеко от людей, главное для спасения – запас продуктов, спички, топор, палатка, другое снаряжение.

Утверждение 46: Для человека, который оказался один в тайге, далеко от людей, главное для спасения – знать, как действовать, чтобы спастись, как развести костер, как построить шалаш, как добыть еду и т.д.

Утверждение 47: Для человека, который оказался один в тайге, далеко от людей, главное для спасения – уметь действовать самостоятельно, принять правильные решения с учетом конкретной обстановки.

Младшие школьники и подростки роль факторов выживания в тайге оценивают по нисходящей от максимума к минимуму: творчество, знания, снаряжение. В старших классах роль факторов выживания в тайге оценивается по нисходящей от максимума к минимуму: знания, творчество, снаряжение. Причем признающих превосходство роли знаний (по сравнению с ролью творчества) в старших классах больше всего на 2 человека из 183.

Если использовать концепцию Г.С. Чеурина о западном (при выживании преобладает роль снаряжения), восточном (при выживании преобладает использование знаний) и северном (при выживании преобладает опора на творчество) психотипах и отношении людей с этими психотипами к вопросам безопасности (Чеурин Г.С., 2000), то мы приходим к следующим выводам. Среди младших школьников и подростков преобладают оценки, свидетельствующие о наибольшей распространенности северного психотипа как мировоззренческой основы безопасности жизнедеятельности. В старших классах восточный психотип чуть преобладает над северным. Наиболее отчетливо северный психотип представлен среди подростков. В целом среди опрошенных (1-11 классы) количество школьников с северным психотипом (из 561 школьников 420 – т.е. 80,77% – согласились с утверждением 47) преобладает над восточным (382 – 68,1% – положительных оценок утверждения 46) и над западным (281 – 50,1% – положительных оценок утверждения 45).

Нравственная готовность к безопасной жизнедеятельности.

Утверждение 17: Если на улице я увижу лежащего человека, на котором лежит электрический провод, я сам уберу с него электропровод.

Наиболее склонны (на словах) оказать помощь пострадавшему младшие школьники (19,9%). Наиболее осторожны подростки (готовы помочь 16,1% опрошенных). Оказать помощь готовы 17,5% старшеклассников, т.е. меньше, чем младших школьников, но чуть больше, чем подростков. Во всех возрастных группах более склонны помочь, рискуя собой мальчики: 1-4 классы 24,4% мальчиков готовы помочь (15,2% девочек), в 5-8 классах готовы действовать 22,3% мальчиков (10,5% девочек), в 9-11 классах готовы помочь 30,2% юношей (6,19% девушек). Минимальная разница в готовности рисковать за другого в младших классах: мальчики в 1,6 раза более, чем девочки, склонны оказывать помощь в опасной ситуации. Наибольший разрыв между девочками и мальчиками в старших классах (почти в пять раз). От младших классов к старшим возрастает доля сомневающихся в этой ситуации: 3,11% — 1-4 классы, 3,23% — 5-8 классы, 4,37% — 9-11 классы.

Утверждение 18: Если на улице я увижу лежащего человека, на котором лежит электрический провод, я позову на помощь других людей.

Готовых позвать на помощь пострадавшему сокращается: 1-4 классы таких 92,5%, в 5-8 классах – 87,1%, в 9-11 классах – 61,6% опрошенных. Иначе говоря, доля желающих помочь в беде ближнему без риска для себя падает в полтора раза (среди старшеклассников по сравнению с младшими школьниками). Тенденция к падению готовности оказать помощь проявляется как среди мальчиков, так и среди девочек: 1-4 классы – готовы помочь 91,5% мальчиков (93,7% девочек), в 5-8 классах милосердны 84,5% мальчиков (89,5% девочек), в 9-11 классах готовы помочь 61,6% юношей (75,3% девушек). Однако во всех возрастных группах девочки более склонны к оказанию помощи, чем мальчики. Эта разница в наибольшей степени заметна в 9-11 классах.

Часть школьников в 1-8 классах одновременно признали истинными оба утверждения (17, 18), которые являются противоположными по содержанию. Это свидетельствует о противоречивости нравственных взглядов многих школьников на проблемы безопасности: часть опрошенных одновременно признают свою готовность самостоятельно помочь пострадавшему и соглашаются с тем, что позовут на помощь других людей. Имеются признаки уменьшения противоречивости взглядов на проблему помощи другим в опасной ситуации среди старшеклассников. Об этом свидетельствует то, что сумма доли согласных с утверждением 17 и 18 составляет 86,4% от числа опрошенных. В то же время, если доля старшеклассников, готовых самостоятельно оказать помощь пострадавшему, примерно равна доле школьников среди учащихся 1-8 классов (готовых на такие действия), то процент старшеклассников, склонных позвать на помощь других, значительно снижается (по сравнению с предыдущими возрастными группами). Эта же тенденция имеется и в ответах подростков (снижается доля готовых позвать на помощь), хотя и менее значительно. Как признак снижения нравственной готовности опрошенных приходить на помощь другим людям свидетельствует возрастание (от младших классов к старшим) затрудняющихся в ответе как при оценке утверждения 17, так и особенно при выражении отношения к утверждению 18.

Утверждение 21: Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

Имеется тенденция падения доли школьников согласных с мнением о том, что среди людей много хороших, от которых можно получить помощь: с ним согласны 87,6% в 1-4 классах, 77% в 5-8 классах, 56,3% в 9-11 классах. Самый высокий уровень доверия к окружающим у мальчиков 1-4 классов (91,5%), самый низкий – у юношей (55,8%). Девочки 1-4 классов более, чем мальчики, сдержанны в надеждах на окружающих (согласны с мнением 83,5% девочек и 91,5% мальчиков). Девочки и мальчики в группах 5-8, 9-11 классов примерно одинаково оценивают возможности получения помощи от окружающих. Девочки более, чем мальчики, склонны сомневаться при оценке данного утверждения: 1-4 классы – 10,1% (мальчики – 2,44%), 5-8 классы – 5,26% (мальчики – 3,88%), 9-11 классы – 9,28% (юноши – 5,81%).

Утверждение 31: От окружающих людей не жди помощи и поддержки в случае опасности. Каждый за себя.

Процент согласных с утверждением примерно равный во всех трех возрастных группах. В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 57,1%, 51,2% и 54,6% опрошенных, т.е. чуть более половины в каждой возрастной группе. Почти совпадают оценки мальчиков и девочек в 1-4 и 5-8 классах. Имеется заметное различие между юношами и девушками (старшие классы). Согласны с утверждением 62,8% юношей и 47,4% девушек.

На основе сопоставления оценок утверждений 21 и 31 следует вывод, что во всех возрастных группах доля школьников, которые признают возможность помощи от окружающих, превышает процент школьников, которые не признают возможности такой помощи. Однако это различие, поначалу существенное в младших классах (30,1%) сокращается в 5-8 классах (25,8%) и практически сходит на нет в старших классах (1,7%). Данные свидетельствуют: процент тех, кто не надеется на помощь окружающих, стабилен, но от младших классов к старшим уменьшается доля тех, кто признает возможность получения помощи от других людей. Нравственные воззрения старшеклассников наименее противоречивы (сумма признавших истинными противоположные утверждения равна 110,9%, в то время как сумма признавших эти мнения в 1-4 классах равна 144,7%, в 5-8 классах – 128,2%), но наиболее пессимистичны по поводу возможной помощи от окружающих.

Утверждение 32: Чтобы спастись от грабителей, я скажу им, где живут богатые люди.

Процент школьников согласных с утверждением несколько понижается от младших классов (согласны 30,4% школьников) к подростковым классам (согласны 28,6%) и затем незначительно повышается в старших классах (согласны 32,2%). Доля девочек, которые согласны с утверждением, меньше, чем доля мальчиков, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 25,3% девочек 1-4 классов (35,4% мальчиков), 21,1% девочек 5-8 классов (36,9% мальчиков) и 26,8% девушек 9-11 классов (38,4% юношей). Доля девочек, которые не согласны с утверждением, больше, чем доля мальчиков, во всех трех возрастных группах: 69,6% девочек 1-4 классов (61% мальчиков), 74,6% девочек 5-8 классов (56,3% мальчиков) и 69,1% девушек 9-11 классов (59,3% юношей).

Выводы. Готовность пожертвовать другими ради своей безопасности выражена у школьников всех возрастных групп примерно одинаково. Девочки в меньшей степени готовы жертвовать другими ради своей безопасности. Доля мальчиков, признавших правомерность данного утверждения (т.е. готовых жертвовать другими), незначительно повышается от начальных классов к старшим классам (на 8%).

Сравнение оценок утверждений 21, 31 и 32 позволило сделать следующие выводы. Хотя подавляющая часть (от 8/9 до 1/2) школьников согласны, что среди людей много хороших и добрых, от них можно получить помощь (утверждение 21), около 1/3 школьников готовы пожертвовать другими людьми ради своего спасения (утверждение 32). Как согласие с утверждением 32 (готовность пожертвовать другими), так и непризнание готовности других людей оказать помощь окружающим (утверждение 31) следует расценивать как свидетельства наличия нравственных изъянов во взглядах школьников на проблемы безопасности. В то же время из названных нравственных изъянов (первый — признание аморальной по своей сути готовности пожертвовать другими; второй — непризнание нравственной готовности окружающих оказывать помощь другим) второй недостаток проявляется в большей степени: доля школьников, готовых пожертвовать другими, значительно меньше доли опрошенных, которые не надеются на помощь других людей (менее 1/3 и более 1/2 соответственно).

Утверждение 37: Если незнакомый человек позовет меня к своему автомобилю и попросит меня показать ему дорогу, то я поеду с ним, покажу путь.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 6,21%, 8,29% и 6,01% опрошенных. В младших, средних и старших классах не согласны с этим утверждением соответственно 90,7%, 91,2% и 92,3% опрошенных школьников. Согласны с утверждением 8,54% мальчиков и 3,8% девочек младших классов, 6,8% мальчиков и 9,65% девочек подростковых классов, 9,3% юношей и 3,09% девушек старших классов.

Выводы. Откажутся сесть в машину с незнакомцем примерно девять школьников из десяти опрошенных. Однако каждый десятый готов сесть в машину, чтобы показать путь. Доля таких школьников, готовых на напрасные рискованные действия, незначительно повышается в подростковых классах и затем понижается в старших классах. Имеется незначительный рост от младших классов к старшим доли тех, кто настроен отрицательно отреагировать на предложение незнакомца. Мальчики 1-4 классов и юноши 9-11 классов более склонны к риску, чем девочки соответствующих возрастных групп. Девочки 5-8 классов менее осторожны, чем мальчики. Меньше всего склонны рисковать собой девушки (9-11 классы) – среди них готовых сесть в машину в три раза меньше, чем среди юношей. Больше всего сомневаются в ответе младшие школьники (3,11%).

Если рассматривать как нравственный изъян готовность школьников поехать без достаточных на то оснований в автомобиле с незнакомым мужчиной, то этот недостаток у опрошенных школьников наименее выражен в количественном выражении (из недостатков, выявленных при помощи утверждений 31, 32, 37). Как оценивать выявленную долю школьников, готовых на излишне рискованные действия по отношению к потенциально безнравственному действию взрослого? В машину с незнакомцем сядет каждый 16-й младший школьник, каждый 12-й подросток и каждый 17-й старшеклассник. Есть основания утверждать, что данный изъян в нравственной готовности школьников к безопасной жизнедеятельности относится к числу наиболее серьезных факторов риска. Если отрицание значительной частью (более 50%) школьников возможности получения помощи от окружающих делает их менее защищенными (снижается их готовность обратиться за помощью при опасности), то готовность сесть в автомобиль незнакомца (до 8% от числа опрошенных) делает этих учащихся более уязвимыми (возрастает их склонность попадать в опасные ситуации).

Готовность школьников к самосовершенствованию в области безопасности жизнедеятельности проявилась в мнениях школьников по поводу утверждений 5-8, 41-44. Для сравнения оценок школьниками взаимосвязанных утверждений 5-8, 41-44 представим результаты анкетирования в виде таблицы, в которой зафиксируем долю школьников (% от числа опрошенных в каждой возрастной группе), признающих роль различных факторов в обучении основам безопасности.

 

Обобщая приведенные результаты анкетирования, сформулируем выводы о наиболее общих тенденциях динамики культуры безопасности школьников по годам обучения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.