Реферат по предмету "БЖД"


Безопасность при ядерном взрыве, пожаротушение

--PAGE_BREAK--2.2 Криминализация экономики
Оценивая сегодняшний уровень экономической безопасности России, следует признать, что происходит ускоренная криминализация отраслей экономики и резкий рост ее теневого сектора.

Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны, показывает, что криминогенные факторы в значительной мере определяют не только сегодняшнее ее состояние, но и перспективы развития.

Подъем производства, рост его объемов – вот та архимедова точка опоры, которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Хотя, конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам и приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вред экономике России. Это, например, следование политике западных финансовых учреждений МВФ и МБРР, принятие условий для вхождения в блоки с развитыми государствами, которые потребуют от России значительных средств. С другой стороны, политическая сфера может принести значительную пользу состоянию экономики. Нужно создать специальные институциональные основы для мониторинга экономической безопасности России, изучения угроз безопасности и разработки мер для поддержания и усиления экономической безопасности. Важной чертой такого учреждения должно быть наличие власти, а также тесный контакт исполнительной и законодательной властями. В США Билл Клинтон, став президентом вновь, через 60 лет после «нового курса» Ф. Рузвельта и его Комитета по экономической безопасности, создал подобный институт – Национальный экономический совет (НЭС), главная функция которого – разработка и проведение мер по поддержанию национальной экономической безопасности. Курирует НЭС специальный помощник президента по экономической политике, который по должности включен в состав правительственного кабинета. Ещё одним примером может являться Япония, где проблемами экономической безопасности успешно занимается Министерство внешней торговли и промышленности, которое управляет всей экономической политикой Японии, являясь вершиной отраслевой структуры хозяйства страны. У нас были попытки создания подобных учреждений: Комитет по защите экономических интересов России, рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ, и другие аналогичные структуры. Но наша проблема здесь заключается в том, что ни одно из них не обладало не то что властью, а даже и сколько-нибудь сильным авторитетом. Поэтому первым шагом к обеспечению экономической безопасности должно явиться создание обличенного властью института, который будет разрабатывать и воплощать в жизнь меры по экономической политике, учитывая приоритеты России, интересы субъектов экономической деятельности и населения страны.



3. Действия органов управления и населения при пожарах и взрывах
Противопожарное обеспечение мероприятий гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является важнейшим условием выполнения задач защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера.

На территории Российской Федерации ежегодно происходит до 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

Пожары и взрывы являются наиболее распространенными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на промышленных предприятиях, объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, а также в местах горных выработок, метрополитенах, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения. Некоторые пожары носят криминальный характер, являются следствием террористических акций, взрывов, поджогов.

Противопожарная служба гражданской обороны (далее-ППС ГО) – служба, предназначенная для выполнения комплекса организационных, инженерно-технических и иных мер в целях обеспечения боевой готовности пожарной охраны к выполнению возложенных на нее задач гражданской обороны при ведении военных действий или вследствие этих действий. В целях выполнения задач ППС ГО Государственная противопожарная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет следующие функции:

разрабатывает или участвует в разработке мероприятий по реализации норм и правил противопожарных инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, осуществляет контроль за их выполнением;

осуществляет противопожарное обеспечение АСДНР;

проводит практические мероприятия по совершенствованию тактики борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

планирует, организует и проводит учения, тренировки, учебные сборы, занятия и другие учебные мероприятия с должностные ми лицами, специалистами и подразделениями ГПС, а также штабами, боевыми расчетами и оперативными группами ППС ГО по решению задач военного времени;

разрабатывает схемы управления и связи на военное время осуществляет мероприятия по поддержанию в постоянной боевой готовности пунктов управления (защищенных рабочих помещений) и узлов связи ППС ГО;

обеспечивает функционирование шифрованной связи в ГПС и ее органах;

обеспечивает личный состав защитными сооружениями (убежища и укрытия);

создает нормативные запасы пожарной и специальной техники, средств индивидуальной защиты, средств связи и другого имущества, необходимого для работы и обеспечения жизнедеятельности органов управления и подразделений ГПС в военное время;

осуществляет мероприятия по подготовке к организованному проведению рассредоточения сил и средств ГПС в военное время;

осуществляет прогнозирование пожарной обстановки, а также потерь личного состава и техники ГПС в военное время с учетом развития современных средств поражения противника;

подготавливает и осуществляет мероприятия по светомаскировке зданий и автотранспорта ГПС;

разрабатывает и корректирует документы плана обеспечения мероприятий гражданской обороны ППС ГО (далее – план ППС ГО).


3.1 Тушение пожаров

В соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности» пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Процесс развития пожара можно разделить на 3 фазы. В первой фазе происходит распространение горения, когда огонь охватывает не менее 80% горючих материалов. Во второй фазе после достижения максимальной скорости выгорания материалов пожар сопровождается активным пламенным горением с постоянной скоростью потери массы. В третьей фазе скорость выгорания резко падает и происходит догорание тлеющих материалов и конструкций.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

а)       по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки). Совокупность отдельных или сплошных пожаров на территории населенного пункта принято называть массовыми пожарами;

огненный шторм – особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующегося наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

б)      по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары, возникающие по различным причинам вые населенных пунктов (лесные, полевые и т.д.). Их относят к природным пожарам и классифицируют в качестве стихийных бедствий.

Кроме того, пожары классифицируют с точки зрения затрат сил и средств для их тушения (в населенных пунктах): чем большая площадь объекта охвачена пожаром, тем выше категория пожара (с №1 по №5).
3.2 Порядок организации тушения пожаров

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01–93, Боевым уставом пожарной охраны.

Согласно статье 22 федерального закона РФ «О пожарной безопасности», тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;

на территориальном и местном уровнях – соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости, руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Боевой устав пожарной охраны (далее – Устав или БУПО) определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров).

Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется, однако, также требует определенных познаний и навыков.

В Уставе пожарной охраны применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Боевые действия – предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Основная боевая задача при тушении пожаров – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Боевая позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Тыл на пожаре – силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны – личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, личным составом иных противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

Для выполнения боевых задач используются следующие средства:

пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;

пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;

огнетушащие вещества;

аварийно-спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;

системы и устройства специальной связи и управления;

медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

эффективной организации боевых действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановке и активном, наступательном применении с учетом решающего направления;

мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны;

дисциплинированности участников тушения пожара.

Для личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС) при тушении пожаров обязательно выполнение требований нормативных документов (норм пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности).

При определении решающего направления боевых действий на пожаре необходимо исходить из следующих основных принципов:

опасные факторы пожара угрожают жизни людей и их спасение невозможно без использования технических средств спасения и введения огнетушащих средств – силы и средства сосредоточиваются и вводятся для обеспечения спасательных работ;

создается угроза взрыва – силы и средства сосредоточиваются и вводятся в местах, где действия подразделений обеспечат предотвращение взрыва;

горением охвачена часть объекта, и оно распространяется на другие его части или на соседние строения – силы и средства сосредоточиваются и вводятся на участки, где дальнейшее распространение огня может привести к наибольшему ущербу;

горением охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние объекты – основные силы и средства сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;

горением охвачено здание (сооружение), не представляющее собой ценности, и создалась угроза близко находящемуся объекту – основные силы и средства сосредоточиваются на не горящем здании (сооружении).
3.3 Боевые действия по тушению пожара

Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделения пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя:

обработку вызовов;

выезд и следование к месту вызова (пожара);

разведку;

спасение людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидацию горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Боевые действия по разведке, спасению людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

Боевые действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями правил охраны труда при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы ликвидации аварий, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.

При приеме информации от заявителя о пожаре дежурный диспетчер должен по возможности полно установить:

адрес пожара или иные сведения о месте пожара;

наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

особенности объекта, на котором возник пожар;

фамилию, имя, отчество заявителя;

иные сведения (в том числе номер телефона заявителя) о пожаре, могущие повлиять на успешное выполнение основной боевой задачи.

3.4 Проведение разведки

Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре, для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

При проведении разведки необходимо установить:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;

наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением, возможность и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций на объекте пожара, места их вскрытия и разборки;

возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

достаточность сил и средств, привлекаемых к тушению пожара.

Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие боевые действия.

При проведении разведки необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами объекта пожара, знающими его планировку, особенности технологических процессов производства.

Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющиебоевые действия на порученном им участке работы.

При организации разведки РТП:

определяет направление проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;

определяет особенности соблюдения личным составом разведкиправил охраны труда;

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

По прибытии к месту пожара подразделений пожарной охраны организуется группа (группы) разведки, в состав которой входят:

РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;

РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.

Количество и состав групп разведки может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.

Личные состав, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасения, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасению людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;

оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;

принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;

докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.