Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Производственные психические состояния

Эти психические состояния возникают в процессетрудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
1. Относительно устойчивые и длительные по временисостояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производствуи конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему ит.п.) отражающий общий настрой коллектива.
2. Временные, ситуативные, быстро проходящиесостояния. Возникают под влиянием раз-личного рода неполадок в производственномпроцессе или во взаимоотношениях работающих.
3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовойдеятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе,пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность,утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции):скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
По признаку преобладания одной из сторон психикиразличают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевогоусилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущениясостояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность,сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность ит.д.
Наиболее важным является рассмотрение состояний поуровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияниясостояния на эффективность и безопасность деятельности.
Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние,возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние,психической активности — необходимые условия выполнения действий. Оносопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма,проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальныйрежим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работетехнических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действияосуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмическийхарактер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели трудадостигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют местодлительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочныхдействий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режимехарактеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
Повышенное напряжение — сопровождается деятельностью,протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия — условия,требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психическихфункций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим- это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение отоптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условийобитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочныхдействий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицитинформации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорнаядепривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.
Напряжения могут быть классифицированы в соответствиис теми психическими функциями, которые преимущественно включены впрофессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены внеблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванноечастым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании планаобслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуацийобслуживания.
Сенсорное напряжение — напряжение, вызванноенеоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случаебольших затруднений и восприятий необходимо информации.
Физическое напряжение -напряжение организма, вызванноеповышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванноеконфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийнойситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Характеристики напряжений, наиболее присущиепрофессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояниеутомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов,оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности.Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Егосодержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим,результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого,утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со сторонысубъективной — как психическое со стояние, 2)со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективноститруда.
Рассмотрим компоненты утомления (субъективныепсихические состояния):
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том,что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когдапроизводительность труда еще не падает. Это снижение работоспособностивыражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человекчувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.
2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболееутомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,неустойчивым.
3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается взамедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, вослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.
4. Дефекты памяти и мышления. В состоянии утомленияоператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеетотношения к работе.
5. Ослабление воли. При утомлении ослабляетсярешительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.
6. Сонливость. Сонливость возникает как выражениеохранительного торможения.
Психологические причины создания опасных ситуаций ипроизводственных травм
В каждом действии человека психологи выделяют трифункциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную.Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человекнарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знаеткак это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Таким образом, в психологической классификации причинвозникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется внежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может бытьотносительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску,отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям,безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состояниидепрессии, алкогольном опьянении).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляетсяв незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности трудаи способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется вневыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствияпсихических и физических возможностей человека требованиям работы.
Эта классификация представляет реальную возможность всоответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций инесчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждойчасти: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, обработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинскоеобследование.
Причины возникновения опасных ситуаций ипроизводственных травм, связанных с производственным фактором, можнорасположить по следующим уровням:
— уровень индивидуума (врожденные или приобретенныевременно или постоянно психические и физиологические характеристики организма),
— уровень ближней среды (условия труда, нарушениеколлегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности,жилищные и материальные заботы и т.д.),
— уровень общества (недостаточная информированность опрофессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организациибезопасности труда в отрасли).
Производственная деятельность — процесс, в которомтесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма.Поэтому при анализе опасных ситуаций
необходимо рассматривать систему «человек — средаобитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность кнесчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизмимеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливаютнаивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностьюработника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, атакже определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать инаходить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа числонесчастных случаев, как правило, снижается.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющихтрудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством.Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных спроцессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ;во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результатеадаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причинойнесчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта doklad.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль семьи в воспитании школьников младших классов
Реферат Педагогика Коменского
Реферат Маркетинг услуг
Реферат Белинский о романе Пушкина Евгений Онегин
Реферат Традиции строительного дела Средневековой Руси и домостроение старообрядцев Верхнего Приобья в конце XIX - начале XX вв.
Реферат Как определить наилучший возраст для профориентации?
Реферат 28. 54я7 Айташева Зәуре Ғайнетдінқызы
Реферат Адемии наук Беларуси совместно с ООО «Лаборатория интеллекта» организует II международную молодежную научно-практическую конференцию «Научные стремления 2011»
Реферат Планирование производственно-финансовой деятельности дистанции пути
Реферат Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир"
Реферат Типы реакций и их классификация в органической химии
Реферат Good Vs Evil In King Lear Essay
Реферат Оцінка та аналіз проблеми розвитку торгово-економічних відносин України з промислово розвинутими країнами
Реферат The role of internal audit in the management system of building company
Реферат Проблема добра и зла в творчестве Шекспира