Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ

УТВЕРЖДАЮ
  Начальник Управления противопожарной службы и гражданской защиты Администрации Волгоградской области
 
  А.М. Литвишко
  « » 2009 г.
 
ПЛАН –КОНСПЕКТ
ПРОВЕДЕНИЯЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ 1-ГО КУРСА АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСТИТЕТА ИНЖЕННЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГОФАКУЛЬТЕТА
 
ТЕМА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕАВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ»

г.Волгоград
2009 год

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1.Ознакомить слушателей снормативными актами по порядку создания и применения НАСФ и спасательных служб.
2. Довести порядокорганизации и проведения АС и ДНР.
 
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Лекция
 
ВРЕМЯ: 2 часа.
 
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Учебный класс.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ИРАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:
№№ пп Учебные вопросы Отведённое время 2 часа (90 мин.) Введение. 5 мин 1. Нормативно-правое регулирование по созданию и применению НАСФ и спасательных служб. 10 мин 2. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура НАСФ. Порядок обучения. 25 мин. 3. Общие положения по организации и проведению АС и ДНР. Организация и ведения разведки в очагах и районах возникновения ЧС. 25 мин. 4. Оценка обстановки и приятие решения на организацию АС и ДНР. Определение состава и численности группировки сил и средств, привлекаемых для проведения АС и ДНР. Порядок ведения АС и ДНР. 20 мин. Заключение. 5 мин
 
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
 
1.Накануне проведения занятия преподаватель изучает методическую разработку ирекомендуемую литературу, подготавливает технические средства обучения инеобходимые дидактические материалы.
2.Методы проведения занятия — рассказ, объяснение, беседа, демонстрация слайдов(схем).
3.Перед изложением материала проверить укомплектованность группы, готовность ее кзанятию, возможно проверить качество изученного на предыдущих занятияхматериала путем постановки контрольных (проблемных) вопросов.
4.Объявить тему, учебные цели и вопросы занятия, рекомендовать литературу дляболее тщательного изучения и подготовки по рассматриваемым вопросам.
5. Входе изложения учебного материала довести до слушателей содержание комплексаАСДНР, организационные мероприятия по их подготовке и проведению, этапыпроведения АСДНР.
6. В конце занятия подвести итоги, напомнить слушателям учебные цели ивопросы, ответить на возможные вопросы и дать рекомендации на самостоятельнуюподготовку.

ВВЕДЕНИЕ
 
Наличиебольшого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектовпромышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектрприродных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическаяобстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерногооружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организациии проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР).
Попоследним подсчетам в России в 424 городах и населенных пунктах имеется 3401химически опасных объектов, в зонах возможного заражения которых можетоказаться более 60 млн. человек на площади 300 тыс. кв. км.
ВРоссии расположены 9 действующих АЭС на которых эксплуатируется 29 реакторов.Уже сейчас в 30-ти километровой зоне АЭС расположено более 1300 городов инаселенных пунктов, в которых проживает около 1 млн. чел.
Всегона территории России функционирует свыше 4,5 тыс. потенциально опасныхобъектов, в том числе 800 — радиационно-опасных.
Взонах возможного катастрофического затопления с 4-х часовым добеганием волныпрорыва 77-ми наиболее крупных гидроузлов расположено свыше 2,8 тысяч городов инаселенных пунктов, в которых проживает около 9 млн. человек.
Около20 % территории страны подвержено воздействию землетрясений интенсивностьюболее 6 баллов, более 5 % занимают 8-9 балльные зоны. Основными сейсмическиактивными районами являются: Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалинскаяи Камчатская области, где расположено более 600 городов и населенных пунктов снаселением более 20 млн. человек
Толькона территории Волгоградской области функционируют 905 потенциально-опасныхобъектов.Из них: РО-2, ХО-52.ПВО-383, ГДО-2, ТО-71, ПО-400.
Безусловно,в такой сложной обстановке мирного времени, не говоря уже о военном периоде,необходимо уделять должное внимание организации и проведению АСДНР.

1.Нормативное правовое регулирование по созданию и применению нештатныхаварийно-спасательных формирований и спасательных служб
Законодательную иправовую основу создания и деятельности аварийно-спасательных служб и нештатныхаварийно-спасательных формирований составляют Конституция РФ, Федеральныезаконы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательныхслужбах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектах», «О пожарной безопасности».
ПостановленияПравительства РФ от 18.11.1999г. № 1266 «О федеральных службах Гражданскойобороны», «О единой государственной системе предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций», «О силах и средствах РСЧС», Приказ МЧС России от23.12.2005г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатныхаварийно-спасательных формирований», другие законы и иные нормативные правовыеакты субъектов РФ.
Важная роль в организациии проведении мероприятий гражданской обороны всегда отводилась службамгражданской обороны.
В 80-х годах были созданы4 общесоюзные службы гражданской обороны:
— медицинская;
— охраны общественногопорядка;
— защиты животных ирастений;
— противопожарная.
На базе министерств,ведомств, управлений, организаций создавались республиканские, краевые,областные, городские, районные и объектовые службы ГО:
— связи и оповещения;
— инженерная;
— медицинская
— и др.
В зависимости отспецифики местных условий, наличия базы и материально-технических возможностейв республиках, краях и областях создавалось, как правило, 14-16 служб, вгородах 8-12 служб, в районах 6-8 служб, на предприятиях – по решениюруководителя. Место и роль каждой службы в решении задач ГО определялись еесоставом и назначением. Особое внимание придавалось повышению ответственностислужб за обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения, за решениемедицинских и других специальных вопросов по защите населения.
Трудно переоценить рольслужб в системе гражданской обороны. Они являлись «приводными ремнями» отштабов к структурам государственных и хозяйственных органов. Без них системагражданской обороны на местах была бы недееспособна.
Федеральным законом1998г. «О гражданской обороне» также предусмотрено создание служб гражданскойобороны.
Службы создаются длявыполнения специальных мероприятий гражданской обороны (инженерных, медицинскихи др.), подготовки в этих целях сил и средств, управления формированиями в ходепроведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, для обеспеченияперевода гражданской обороны с мирного на военное положение.
Общее руководствотерриториальными и объектовыми службами осуществляют соответствующиеруководители (области, городов, районов, предприятий, учреждений, организаций).
Непосредственноеруководство службами осуществляют начальники этих служб.
Федеральный закон от 22августа 2004г. № 122-ФЗ внес изменение в ФЗ от 12.02. 1998г. № 28-ФЗ «Огражданской обороне». В новой редакции этого закона, как известно, нет теперьпонятий «гражданские организации гражданской обороны, начальники служб ГО»,просто название ее приведено в соответствие с решаемыми задачами, возлагаемымина гражданскую оборону. Сфера ее деятельности расширена. Теперь она призванарешать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей нетолько от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствиеэтих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера.
Для решения задач вобласти гражданской обороны и защиты населения, материальных и культурныхценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера в соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне» должныбыть созданы спасательные службы, которые должны стать наиболее многочисленнойсоставляющей сил гражданской обороны.
Спасательные службыдолжны включать в себя органы управления, а также формирования, на базе которыхони созданы. Основная функция спасательных служб в мирное время – защитанаселения, материальных и культурных ценностей, при возникновении чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера. В военное время — обеспечениедействий сил гражданской обороны, выполнение специальных мероприятий, а такжеучастие формирований в других неотложных работах.
При объявлении войны, т.е.фактического начала военных действий или введения Президентом РоссийскойФедерации военного положения, спасательные службы будут выполнять весь комплексмероприятий по гражданской обороне.
Для решения задачгражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях,должны создаваться спасательные службы, как территориальные, так и объектовые.В организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и имеющиеважное оборонное и экономическое значение обязательно должны создаватьсянештатные аварийно-спасательные формирования и службы.
Нормативные акты иметодические рекомендации по их созданию и оснащению в настоящее времяразрабатываются, а порядок подготовки определен организационно-методическимиуказаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданскойобороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности ибезопасности на водных объектах на 2006-2010 годы от 17 августа 2005г. №43-2324-14.
Таким образом, спасательнаяслужба – это совокупность органов управления, сил и средств, функциональнообъединенных в единую систему и предназначенных для решения задач повсестороннему обеспечению проведения аварийно-спасательных работ, оказаниюнаселению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуаций, медицинской,финансовой, материальной и других видов помощи, а также по созданию минимальнонеобходимых условий для жизнеобеспечения всего населения.
 
2.Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура НАСФ
В зависимости от своего составаи выполняемых задач НАСФ предназначены:
1.  Для ведения химического,радиационного, биологического наблюдения и разведки, для инженерной разведки иразграждения, разбора завалов.
2.  Для проведения аварийно-спасательныхи других неотложных работ, аварийно-технических работ, радиационной,химической, биологической защиты населения и обеспечения его жизнедеятельностив мирное и военное время.
Настоящий Порядоксоздания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – Порядок)определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатныхаварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.
Нештатныеаварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельныеструктуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой,оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные дляпроведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения изонах чрезвычайных ситуаций.
Нештатныеаварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющимипотенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а такжеимеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокуюстепень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время,и другими организациями — из числа своих работников. Органы исполнительскойвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могутсоздавать, содержать и организовывать деятельность нештатныхаварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Нештатныеаварийно-спасательные формирования создаются с учетом примерного перечня,создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение №1).Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется всоответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатныхаварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием,снаряжением, инструментами и материалами (приложение №2) приказа №999.
В зависимости от местныхусловий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другиенештатные аварийно-спасательные формирования.
Основными задачаминештатных аварийно-спасательных формирований являются:
- проведениеаварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения,пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие вликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также вборьбе с пожарами;
- обнаружение иобозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому(бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарнаяобработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживаниетерриторий;
- участие ввосстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечениемероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержанияпорядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского,автотранспортного обеспечения.
Примерный состав,структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований, наиболеечасто создающихся руководителями организаций, в соответствии с Приказом МЧС №999 от 23.12.05г. и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке,оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований показаны вприложении №3. Разрабатываемые НАСФ согласовываются с территориальными органамиМЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданскойобороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций посубъектам Российской Федерации.
Применение нештатныхаварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороныи защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемыхв установленном порядке.
Федеральные органыисполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных организаций,находящихся в их ведении, вправе:
- определятьорганизации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовыватьсоздание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- вести реестрыорганизаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовыватьпланирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществлятьконтроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатныхаварийно-спасательных формирований по предназначению.
Органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходяиз статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданскойобороне», на соответствующих территориях вправе:
- определятьорганизации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатныеаварийно-спасательные формирования;
- организовыватьсоздание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- вести реестрыорганизаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, иосуществляют их учет;
- организовыватьпланирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществлятьконтроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатныхаварийно-спасательных формирований по предназначению.
Организации, создающиенештатные аварийно-спасательные формирования:
- разрабатываютструктуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формированийспециальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- укомплектовываютнештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают ихспециальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами,в том числе за счет существующих аварийно-спасательных,ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
- осуществляютподготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательныхформирований;
- осуществляютвсестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательныхформирований;
- осуществляютпланирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- поддерживаютнештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности квыполнению задач по предназначению.
При создании нештатныхаварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатныхаварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
МЧС России и еготерриториальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечениемготовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль вэтой области.
Нештатныеаварийно-спасательные формирования подразделяются:
- по подчиненностина: территориальные и организаций;
- по составу,исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой,оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами на: посты, группы,звенья, команды.
По предназначению, на:
— общего назначения;
— специальногоназначения.
По времени приведенияв готовность:
— постоянная готовность;
— повышенная готовность.
Для нештатныхаварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должныпревышать: в мирное время – 24 часа, в военное время – 6 часов.
 
3.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АС И ДНР. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕРАЗВЕДКИ В ОЧАГАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЙОНАХ ЧС
Одной из важнейших задач, возложенныхна Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (далее — РСЧС) является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Чрезвычайнаяситуация — это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся врезультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного илииного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческиежертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальныепотери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Похарактеру источника чрезвычайные ситуации подразделяются на природные,техногенные, биолого-социальные и военные.
Наиболеехарактерными последствиями ЧС являются:
— разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственныхавариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;
— радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах,аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками илиперевозящими радиоактивные вещества;
— химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах,приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащихопасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящемуказанные вещества;
— массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюденияправил пожарной безопасности;
— затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений,цунами, селях и других природных явлениях;
— эпидемии, эпизоотии, эпифитотии — массовые заболевания людей,сельскохозяйственных животных и растений.
Ликвидациячрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы,проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранениездоровья людей, снижение размеров и ущерба окружающей природной среде иматериальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действияхарактерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательныеи другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:
1.Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей,материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС,локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровнявоздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работыхарактеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих этиработы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
2.Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всестороннемуобеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему вЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимыхдля сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательныеработы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания иммедицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательныеработы в очагахпоражения включают:
— разведку маршрутов движения и участков работ;
— локализацию и тушениепожаров на маршрутах движения и участках работ;
— подавление илидоведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных иопасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
— розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных,затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (вт.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
— подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденнойфильтровентиляционной системой;
— оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их влечебные учреждения;
— вывоз (вывод) населения из опасных зон;
— санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию,дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживаниетерритории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья ифуража.
Причемвсе эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Этовызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, атакже тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствиевоздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Другиенеотложные работыпроводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ,предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающимифакторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики впострадавшего населения в условиях ЧС.
Другиенеотложные работы включают:
— прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;
— локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных,тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий дляпроведения спасательных работ;
— укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обваломили препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
— ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи икоммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
— обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычномснаряжении и других взрывоопасных предметов;
— ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
— санитарная очистка территории в зоне ЧС;
— первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Переченьвидов АС и ДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АС и ДНР в зонах ЧСхарактеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся вкомплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиямиминистерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другимиформированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду доих полного завершения.
Успешное проведение АСи ДНР достигается:
— заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиямпри угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучениемособенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутовввода сил;
— экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективнойразведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировкисил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);
— непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимальногорешения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивоговзаимодействия и
— непрерывным ведением АС и ДНР днем и ночью, в любую погоду до полного ихзавершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полноеиспользование возможностей АСФ как штатных, так и нештатных; неуклоннымвыполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременнойсменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
— организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и другихвидов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.
Дляорганизованного проведения АС и ДНР в зонах ЧС планируется создание группировоксил и средств РСЧС.
Наращиваниегруппировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности.
Аварийно-спасательныеформирования привлекаются для проведения АС и ДНР распоряжением начальникасоответствующего Регионального Центра ГОЧС.
Региональныепоисково-спасательные службы (ПСС) привлекаются для ведения указанных работрешением начальника соответствующего РЦ, а территориальные ПСС — решениемПредседателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям(КЧС и ПБ).
Помере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжениесоответствующей КЧС и ПБ или иного органа управления, на который возложенызадачи организации АС и ДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МЧСРоссии или соответствующего регионального центра МЧС России).
Вцелях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задачпо предупреждению и ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органовуправления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по предупреждению иликвидации ЧС.
Взависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующимитерриториальными и функциональными подсистемами РСЧС.
Принеобходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых иматериальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ,законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местногосамоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается насоответствующих председателей комиссий по ЧС.
4.ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ АС И ДНР. ОПРЕДЕЛЕНИЕСОСТАВА И ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АСИ ДНР, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ АСДНР
 
Организацияи подготовка к проведению АС и ДНР проводится в несколько этапов, хотя, взависимости от создавшейся ЧС конкретное содержание и последовательностьпроведения отдельных мероприятий может меняться.
Наиболееприемлемой является универсальная схема организации, подготовки и проведения АСи ДНР.
I этап — Проведениемероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил исредств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АС и ДНР.
II этап — Проведениеполномасштабных аварийно- спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
III этап — Ликвидациипоследствий ЧС.
Напервом этапе решаются три основных блока задач:
1.Экстреннаязащита населения и оказание помощи пострадавшим:
— оповещение об опасности;
— использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применениесредств медицинской профилактики;
— эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасностьпоражения;
— соблюдение режимов поведения;
— розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.
2.Предотвращениеразвития и уменьшение опасных воздействий ЧС:
— локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделенияопасных веществ (излучений);
— приостановка или отключение технологических процессов;
- тушениепожаров;
- санитарнаяобработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
3.Подготовкак проведению полномасштабных АС и ДНР:
— проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
— приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил исредств РСЧС;
— выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;
— принятие решения на проведение АС и ДНР.
Границызоны ЧС определяет назначенный в соответствии с законодательством РФ изаконодательством субъектов РФ руководитель работ по ликвидации чрезвычайнойситуации, исходя из складывающейся обстановки, по согласованию с органамиисполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, всоответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304.
ЧС в зависимости от количествапострадавших людей и материального ущерба классифицируются:
а)чрезвычайнаяситуация локального характера, в результате которой территория, на которойсложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей(далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территорииобъекта,: при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью(далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размерущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размерматериального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б)чрезвычайнаяситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайнойситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородскойтерритории города федерального значения, при этом количество пострадавшихсоставляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет неболее 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может бытьотнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в)чрезвычайнаяситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайнойситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородскихтерриторий города федерального значения или межселенную территорию, при этомколичество пострадавших составляет не более 50 человек либо размерматериального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г)чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайнойситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации,при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но неболее 500 млн. рублей;
д)чрезвычайнаяситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайнойситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации,при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но неболее 500 млн. рублей;
е)чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количествопострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущербасоставляет свыше 500 млн. рублей.
Вцелях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки иликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей иокружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельностилюдей в зоне ЧС может вводиться чрезвычайное положение в соответствии сдействующим законодательством РФ.
ВФедеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусеспасателей» руководство работами по ликвидации ЧС определено следующимобразом:
1.Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, иорганизацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
2.Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательныхформирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочияруководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидацииЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧСили назначенных органами государственной власти, органами местногосамоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которые отнесеналиквидация данных ЧС.
3.Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являютсяобязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иноене предусмотрено законодательством РФ.
4.Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС поруководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленномпорядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначивдругое должностное лицо.
5.Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.
6. Вслучае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельнопринимать решения:
— опроведении эвакуационных мероприятий;
— обостановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
— опроведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций,находящихся в зонах ЧС;
— обограничении доступа людей в зоны ЧС;
— оразбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций,находящихся в зонах ЧС;
— обиспользовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи,транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
— опривлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественныхаварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в составуказанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих ихаттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
— опривлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, атакже отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведениюаварийно-спасательных работ;
— опринятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуацийи ходом работ по их ликвидации.
Руководителиликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированиюсоответствующих органов государственной власти, органов местногосамоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайнейнеобходимости решениях.
7.Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную идостоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организацииработ по их ликвидации.
8. Вслучае технологической невозможности проведения всего объемааварийно-спасательных работ руководители ликвидации ЧС могут принимать решенияо приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв впервоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонахчрезвычайных ситуаций людей.
Второйэтап — этап полномасштабного проведения АС и ДНР в зонах ЧС, характерен, преждевсего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведениеАСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуетсяуправление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весьнеобходимый комплекс АС и ДНР, осуществляется контроль за выполнениемпоставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решатьсязадачи I этапа АС и ДНР.
АСи ДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания иммедицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущербав результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧСможет выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняютспецифические для них задачи.
Третий этап — этап решения задач по ликвидациипоследствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:
1.Первая группа работпроводится в целях создания условий и организации первоочередногожизнеобеспечения пострадавшего населения:
— дезактивация, дегазацияи дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;
— выдвижение в район ЧСмобильных формирований жизнеобеспечения;
— перераспределениересурсов в пользу пострадавшего района;
— организациятопливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектовжизнеобеспечения населения (ЖОН);
— организациявосстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;
— организациямедико-санитарного обеспечения и др. необходимые меры;
— реэвакуация населения(после создания необходимых условий).
Мероприятия первой группыпланируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС и ПБ.
Передача объектов и зоныЧС для проведения восстановительных работ и вывод сил и средств РСЧС из зоныЧС.
После выполненияаварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧСРоссии, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС и ПБ,местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального ипроизводственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.
Комиссия оценивает объемвыполненных АС и ДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧСсоответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектовсоциального и производственного назначения.
В акте указывается объемвыполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объемнеобходимых работ по восстановлению нормального функционирования экономики(объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.
Акт подписывается членамикомиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительнойвласти или руководителем объекта социального и производственного назначения.
С утверждением акта напередачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается наруководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителяорганизации.
Силы и средства РСЧС иззоны ЧС выводятся на основании решения соответствующей КЧС и ПБ послезавершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
В целях организованноговывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки,последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
2. Работы второй группыпроводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. Кним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановлениепроизводственного оборудования или установка нового, восстановлениеэнергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств,восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.
Мероприятия второй группыпроводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятсяпострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органовисполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнениемероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и другихспециализированных организаций.
Органы управления РСЧС вмирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневнойдеятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Режимы их работыустанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ,местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшейна их территории ЧС.

Заключение
Своевременноеи качественное организация и проведение АС и ДНР в значительной степенипозволят снизить потери среди населения и предотвратить нанесение существенныхущербов.
Всеэто будет зависеть как от самой организации работ, так и от взаимодействия всехсил и средств, участвующих от проведения аварийно-спасательных и другихнеотложных работ.
Ведущийспециалист М.Иванов
 

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Федеральный законот 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об аварийно-спасательныхслужбах и статусе спасателей» (принят ГД ФС РФ 14.07.1995)
2. Федеральный законот 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «О защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(принят ГД ФС РФ 11.11.1994)
3. Приказ МЧС РФ от23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатныхаварийно-спасательных формирований» (Зарегистрировано в Минюсте РФ19.01.2006 N 7383)
4. ПостановлениеГлавы Администрации Волгоградской обл. от 05.12.2007 N 2010 «Оборганизации и проведении аварийно-спасательных работ на территорииВолгоградской области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера»
5. ПостановлениеГлавы Администрации Волгоградской обл. от 10.08.2009 N 915 «О сети наблюдения илабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области»
6. ЗаконВолгоградской области от 28.04.2006 N 1220-ОД (ред. от 05.02.2009) «Опожарной безопасности» (принят Волгоградской областной Думой 06.04.2006)
7. Приказ МЧС РФ от27.05.2003 N 285 (ред. от 10.03.2006) «Об утверждении и введении вдействие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты,приборов радиационной, химической разведки и контроля» (Зарегистрировано вМинюсте РФ 29.07.2003 N 4934)
8. ПостановлениеГлавы Администрации Волгоградской обл. от 20.08.2009 N 967 «Об утвержденииПоложения о спасательных службах (службах гражданской обороны) Волгоградскойобласти»
9. ЗаконВолгоградской области от 21.11.2008 N 1779-ОД «О защите населения итерритории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера» (принят Волгоградской областной Думой 30.10.2008)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реле акустическое на полевом транзисторе 2
Реферат Эксплуатация газопроводов и оборудования микрорайона с котельной и детальная разработка защиты газопроводов от электрохимической коррозии
Реферат Восточно-Сибирский экономический район
Реферат Становлення української державності 1648-1657рр
Реферат Midsummers Night Dream Essay Research Paper A
Реферат Правовые нарушения в сфере компьютерной информации
Реферат Семантическая аспектность понятий величины «большой», «громадный»в английском и русском языках
Реферат King Leer Essay Research Paper Tragedy is
Реферат 1960S Essay Research Paper The 1960
Реферат Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Реферат "Сюрреализм не партия, не ярлык, а единственное в своём роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм-полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я сюрреализм." С. Дали
Реферат Genetic Engineering Essay Research Paper What
Реферат Реализация федеральной программы развития транспортного комплекса в Тюменской области
Реферат How Well Did The British Political System
Реферат Taxing The Internet Essay Research Paper With