Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Мышление педагога в условиях развития информационной цивилизации

Гафнер В.В.
Происходящиеизменения в сознании людей и различных областях деятельности отражаютстановление нового общества — общества информационного типа. Для понимания того,как эти изменения влияют на мышление педагога, рассмотрим процесс возникновенияи развития информационного общества. Нагляднее всего это сделать, применяя кописанию эволюции общества ритмо-информациологический подход.
Эволюциячеловеческого общества может быть охарактеризована двумя фундаментальнымипроцессами — развитием человека и социально-технологическим развитием общества.Биологический период отражает смену поколений. С течением времени биологическийпериод практически не изменился и его можно считать как среднестатистическийвозраст родителей при появлении их первого ребенка, т.е. 20-25 лет.
Периодыи циклы социально-технологического развития характеризуются сменой социальныхформаций, например, прогресс в области используемых технологий. Подтехнологическим циклом понимается не только кардинальные революционныеизменения технологии (каменный век, железный век), но и последовательная сменатехнологий и моделей, выражающаяся, например, в поколениях средств связи, средствпередвижения и т.п. Абсолютно точно периодичность социального развитияустановить не возможно. Однако прослеживается общая тенденция: если 5-7 вековназад период социального развития составлял около 200-300 лет, то к началу XXIвека он сократился до 1-2 лет [2].
Доконца XIX века базовой характеристикой социального развития общества былтехнологический уровень. За один и тот же технологический период происходилонесколько циклов смены поколений. Следовательно, информационно-несущимивыступали периоды смены технологий, накладываемые на более высокую частотусмены поколений людей.
Совпадениепериодов биологического и социального развития пришлось на первую половину ХХвека. При современном уровне развития человечества на время одного поколенияприходится несколько технологических циклов, и текущий технологический уровеньхарактеризует лишь сравнительно небольшой интервал жизни человека. Это означаетизменение не только лежащих в основе технологий процессов и деятельности, но ивсей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходитсмена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.
Такимобразом, возникновение информационного общества обусловлено сменойинформационной составляющей эволюции цивилизации с социального ритма набиологический. Современное общество, начиная с последней четверти ХХ в., перешлок информационной эре, а информационно-несущей компонентой, определяющей уровень,качество и характеристику цивилизации, стал сам человек.
Впрошлом веке В.И. Вернадский писал о том, что неизбежно наступит время, когдаэволюционные процессы на нашей планете будет определять человеческаяжизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественногоразвития, а разум человека. Таким образом, биосфера станет ноосферой, т.е.сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себяответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. В условиях быстрыхизменений индивидуальные качества человека приобретают еще более важноезначение, чем раньше.
УказанноеВ.И. Вернадским время наступило «наполовину». С одной стороны, измененияпроизошли — человеческая деятельность действительно стала заметно влиять наэволюционные процессы. С другой стороны, изменения произошли так быстро, чточеловечество, в основной массе, даже не успело понять этого и не совершилосьсамого главного — господства разума человека.
Состояниесовременного общества можно описать известными словами Л. Кэрролла в одном изего произведений: «Приходится бежать со всех ног, только чтобы остаться натом же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвоебыстрее». Размышляя над этим образом, возникает четыре вопроса:
1)Зачем нужно бежать?
2)Что может взять с собой бегущий человек?
3)Как не растерять по пути, и даже преумножить, то, что взял с собой человек?
4)Куда бежит этот человек?
Вышебыло сказано о возросшей ответственности каждого человека в современном мире.Имеет ли человек право останавливаться, когда вокруг него все стремительноразвивается и этот процесс требует постоянного контроля? Если этот человекхочет перемещаться и путь его — вся жизнь, он возьмет с собой только самоеценное и нужное для своего движения, то, что дает равновесие и опору, то, чтотребуется в 15, 25, 40, 60 лет и старше. Постоянным в стремительно меняющемсямире может быть лишь внутренний, духовный стержень человека.
Стремительныйветер перемен современной жизни способен негативно влиять на мышление имировоззрение человека. По аналогии с известным процессом выветривания1, процесснегативного изменения мышления и мировоззрения человека под влиянием внешнихинформационных источников можно определить как духовное выветривание человека.Чтобы не допустить духовного выветривания человеку свой духовный стержень нужнопостоянно укреплять, растить как дерево.
Всравнении с людьми разных профессий, у учителя особое задание. Учитель непросто передает ученикам опыт человечества. М.М. Рубинштейн писал:«Современная педагогика должна с открытыми глазами смотреть на то, чтоучитель передает детям не только то, что он стремится сознательно передать им, ночто от всей его личности, навыков и поведения идет определенное влияние, иногдамного более значительное, чем-то, что им он сообщает в сфере познанийтеоретических или рассудочных». Можно утверждать, что от личности педагогаи его культуры, зависит направление и уровень развития общества, государства инашей планеты в целом. Таким образом, вопрос о духовном выветривании педагогатребует внимательного изучения и скорейшего разрешения.
Приведемнекоторые результаты анкетного опроса проведенного Е.В. Яковлевой в рамкахдиссертационного исследования «Становление учителя как субъектакультуры» [4]. Отвечая на вопрос о том, должен ли учитель формировать себякак человека культуры, практически все респонденты отметили, что культурноестановление является основой всесторонне развитой личности, способнойинтегрироваться в общекультурное мировое пространство. Культурное развитиеучителя и студенты понимают как развитие, прежде всего, внутреннего мира.
Навопрос: «Что в наибольшей степени способствует Вашему культурномуросту?» 46% респондентов ответили: «общение с друзьями», 35% — «наличиесобственной библиотеки», 7% — кино, 15% — театр, 20% — чтение периодики, 25%- просмотр телепередач, 38% — научная и методическая работа. Респондентам былопредложено самим дополнить анкету, указав, что еще способствует их культурномуросту. Дополнительные факторы указали 22% респондентов: общение с детьми, общениес природой, музыка, посещение выставочных залов и музеев, эстрадные концерты.
Результатыисследования свободных описаний педагогов на тему: «Миссия современногоучителя» показывают, что части педагогов свойственно понимание своеймиссии как посреднической (23% от общей выборки работ). Большинство учителей(77%) понимают свое назначение как трансляцию информации, формирование иконтроль культурно закрепленных навыков интеллектуального труда и нравственногоповедения. Идея изменений, непрерывного развития своей культуры в этих работахотступает перед статичностью. Такое понимание своей профессиональной миссииявляется существенным ограничением развития учителя. Что касается студентов, тоих представления о миссии учителя в современном мире сводятся к достаточноузкому пониманию — «дать знания», «сформировать навыкикультурного поведения».
Основнойпричиной сложившейся ситуации являются шаблоны профессионального мышленияпедагогов. По этому поводу А.А. Орлов отмечал, что «в профессиональноммышлении каждого специалиста представлен понятийно-проблемный уровень мышленияего эпохи, свойственный ей способ понимания педагогических процессов и явлений,что, в свою очередь, усиливается установками, этическими нормами, ценностями идругими социально-психологическими механизмами, присущими современномуобществу. Ими обусловливается наличие того типа педагогического мышления, которыйдоминирует в настоящее время» [3].
Современнаянаучная картина мира представляет наше бытие как информационно-управляемыйматериальный мир, позволяющий по своей структуре осуществлять его бесконечноепознание любому своему разумному объекту, достигшему соответствующего уровняразвития, т.е. осознавшему своё подключение к единому информационному полю материальныхсистем.
Научныеисследования С.В. Зенина [1] во многом изменяют существующие представления омироустройстве. Открытие единой информационной взаимосвязи междуинформационно-фазовыми состояниями материальных систем позволяет утверждатьследующее: как извне из единого информационного поля информация действует и темсамым управляет человеком, так и мыслительная деятельность каждого человека, имеющаявполне материализованное воплощение, способна передавать информацию и влиятьчерез единое информационное поле на любой взаимосвязанный с этим полем объект.Это показывает, насколько осторожными люди должны быть в своих мыслях ижеланиях. С.В. Зенин считает, что по информационному влиянию на мир человеквыступает как часть божественной сущности. Мир управляется разумом, в том числеи нашим.
Ш.А.Амонашвили говорил, что «Учитель — соработник Бога». Имеющаяся урядового педагога информационная картина мира2, по большому счету, несоответствует существующей реальности и препятствует осознанию ответственностичеловека за происходящие негативные изменения в современном мире. Отнаправленности мышления педагога зависит многое, ведь он должен не толькоукреплять свой духовный стержень и противостоять собственному духовномувыветриванию, но и направлять других. В этом и заключена особая миссияпедагога.
Список литературы
1.Зенин С.В. Биологические и энергоинформационные свойства воды.
2.Нечаев В.В., Дарьин А.В. Человек и информационная цивилизация — ритмо-информациологическийподход // Проблемы информатизации: теоретич. и науч. — практич. журнал / РАН;Мин-во науки и технологий РФ. — 1999. — Вып. 1.
3.Профессиональное мышление учителя как ценность // Орлов А.А. Педагогика, № 6, 1995.
4.Яковлева Е.В. Становление учителя как субъекта культуры: Автореф. дис.… д-рапед. наук. — М., 2004.
1Выветривание — это процесс разрушения и химического изменения горных пород подвлиянием колебаний температуры, химического и механического воздействияатмосферы, воды и организмов. Различают физическое, химическое и органическоевыветривание.
2Информационная картина мира представляет собой информационное поле, позволяющееадекватно воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним, способствоватьего и собственному развитию, осуществлять информационный обмен.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.