Реферат по предмету "Банковское дело"


Основные формы безналичных расчетов в банке

Содержание
       Введение______________________________________________5 стр   1.    Понятие безналичных расчетов, их роль,значение, принципы __7  стр         2.    Основные формы безналичных расчетов. Ихпреимущества
  и недостатки
2.1.Безналичные расчёты платёжными требованиями ___________10   стр  2.2. Безналичные расчеты платежнымипоручениями ____________13  стр
2.3.Безналичные расчеты платежными требованиями-
поручениями__________________________________________14  стр 
2.4.Безналичные расчеты аккредитивами_____________________15    стр
2.5.Безналичные расчеты чеками____________________________18    стр
2.6.Безналичные расчеты посредством векселей_______________20    стр   3.Перспективы развития безналичных расчетов в
    Республике Беларусь____________________________________22   стр   4. АСБ «Беларусбанк»: основныенаправления хозяйственной  
       деятельности ___________________________________________24стр                     5.Срочные вклады как один из видов пассивных операций,
       осуществляемых АСБ «Беларусбанком»____________________25 стр  6. Безналичные расчеты банковскимипластиковыми
       карточками, осуществляемые АСБ«Беларусбанком» _________27 стр     
      Заключение ____________________________________________32стр
     Список литературы______________________________________34 стр                                                                                                                           
                                                                          
                                                                                             
                                                                         
ВВЕДЕНИЕ                           
Однойиз основных функций банков является осуществление расчетов и организацияплатежного оборота в масштабах всего народного хозяйства.
Безналичныйденежный оборот является основной частью денежного и платежного оборота, гдедвижение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учрежденияхили зачетов взаимных требований. Он опосредует такие сферы хозяйственныхотношений, как: реализация продукции, услуг, работ, распределение иперераспределение национального дохода, получение и возврат банковскихкредитов, выплата и использование денежных доходов. Участниками этих отношенийвыступают объединения, предприятия, организации, учреждения, кооперативы, малыепредприятия, ассоциации, банковские и финансовые органы, население,предприниматели. Большая часть платежей совершается без использования наличныхденег. Совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег,составляет безналичный денежный оборот.
Структурабезналичного денежного оборота, как и денежного оборота, в целом, определяетсясвязью движения денег с процессамиматериального производства(товарный оборот) и нематериального (нетоварный оборот).
Долгое время считалось, что в банках с помощью денежногооборота опосредуется оборот народнохозяйственный. Банкам, таким образом,отводилась второстепенная роль в организации и учете денежного оборота.Естественно, эта роль присуща банкам: посредничество в платежах является однойиз первых и основных их функций. Но сейчас главное другое – нужно уметьторговать деньгами как специфическим товаром, который «производят» банки.Деньги – универсальный инструмент экономики, и если они не работают, серьезныйурон наносится и их владельцу и экономике. Заставить деньги работать активно, свыгодой как раз и помогают банки, осуществляя безналичные расчеты.
Главной целью написания курсовой работы является изучить основныеформы безналичных расчётов, применяемые в банках, в частности, на примере АСБ«Беларусбанка» и понять, какую роль безналичные расчёты играют в экономикеРеспублики Беларусь.                                                                                                        
                                                                                            
Длявыполнения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
ü дать понятие безналичных расчётов, выявитьих значение, изучить принципы;
ü исследовать каждую форму безналичногорасчёта в банке  в отдельности;
ü выявить преимущества и недостаткикаждой из форм безналичных расчётов в сравнении друг с другом;
ü исследовать перспективы развитиябезналичных расчётов в экономике Республики Беларусь;
ü изучить основные направленияхозяйственной деятельности АСБ «Беларусбанка» и раскрыть более подробно одну изопераций, осуществляемую банком
ü изучить одну из форм безналичногорасчёта более подробно на примере АСБ «Беларусбанка».
                                                                                                                         
                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                              
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
1. ПОНЯТИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ИХ РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ,ПРИНЦИПЫ
          Безналичныерасчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетамплательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, тоесть без использования наличных денег.
СогласноБанковского кодекса Республики Беларусь, который вступил в силу 1 января2001г., под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическимилицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физическихлиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, заисключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь(статья 236).
Система безналичных расчетов представляетсобой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов.Основы организации безналичных расчетов были разработаны при проведениикредитной реформы 1930 – 1932 гг.
Вдальнейшем по мере развития и совершенствования экономики страны,хозяйственного механизма менялись требования, предъявляемые к организациирасчетов. В соответствии с этими требованиями изменялись и совершенствовалисьформы безналичных расчетов. Так, в первоначальный период после кредитнойреформы основными формами расчетов были акцептная (расчеты платежнымитребованиями), платежными поручениями, чеками. На основе платежных требований иплатежных поручений получили развитие зачеты взаимных требований (особенно впоследние годы). В последующие годы возникли и получили развитие расчетыпосредством аккредитивов и особыми счетами по грузообороту. Все отмеченные вышеформы безналичных расчетов, за исключением особых счетов по грузообороту,сохранились до настоящего времени, хотя, естественно, за годы их существованияпроисходили неоднократно изменения в технике их проведения.      
Безналичныерасчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способовплатежа, расчетных документов и определенного документооборота.            
                                                                              
В процессебезналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учрежденияхбанков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования,осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.
Неоднократноизменялись и принципы организации безналичных расчетов. Однако, несмотря на всеих изменения, основные моменты принципов безналичных расчетов остались,наполнившись новым содержанием.
1.Предполагает обязательное хранение денег на счетах в кредитных учреждениях всемипредприятиями, организациями, учреждениями.
Так,для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятияоткрывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет. Для открытиясчета хозорган представляет необходимые документы: заявление на открытие счета;карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжатьсясчетом, и оттиска печати владельца счета; документ о регистрации предприятия вформе выписки из решения регистрирующего органа (исполкома, Министерстваюстиции и т.п.) или копия свидетельства о регистрации предприятия; копия устава(положения) с отметкой о регистрации в исполнительном комитете (или другоморгане, производившем регистрацию); оригинал устава (положения), а дляфермерских хозяйств – акт на пользование землей, для отметки в нем об открытиисчета; дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика, копиюинформационного письма органа государственной статистики с указаниемидентификационного кода.
Соткрытием расчетного (текущего) счета в учреждении банка субъект хозяйствованиястановится полноправным  участникомплатежного оборота.
2.Субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждениябанков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичном порядке подокументам, предусмотренным правилами расчетов.
3.Платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказания услуг,выполнения работ. Этот принцип не исключает авансовых платежей ипредварительной оплаты, которые допускаются законодательными актами илипредусмотрены договором.
4.В основе расчетов за товары и услуги лежит и такой важный принцип, как
согласиеплательщика на списание средств с его счета. Согласие дается путем акцептадокументов, выписанных получателем средств либо путем выписки платежныхдокументов за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
5. Платежиосуществляются лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика.Средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета.
Оплатарасчетных документов при недостаточности средств на счете производится вочередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами взависимости от состояния экономики и финансов.
Приотсутствии средств на расчетном (текущем) счете плательщика (по договоренностис банком) расчетные документы могут быть оплачены за счет банковского кредита(выдаваемого на оплату счетов поставщиков). При необходимости банк можетвыступить в роли плательщика-гаранта (поручителя) на коммерческой основе (попросьбе кредитоспособного хозоргана).
6.Порядок зачисления средств на счет поставщика: оно производится, как правило,после их списания со счета плательщика. Предварительная оплататоварно-материальных ценностей осуществляется только за счет собственныхсредств предприятий. Предоставление кредита на предварительную оплатуматериальных ценностей запрещается (за исключением кредитов на выставлениеаккредитивов на срок, не превышающий 30 дней).
                
                                                  
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
        2.1.Безналичные расчеты платежными требованиями
Платежное требование– этотребование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежныхсредств и зачисления ее на счет получателя средств.
Даннойформе расчета присущи три особенности:
1.    Данная форма расчета применяется только после отгрузкипродукции.
2.    Требования оплачиваются с предварительным акцептом.Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дняпоступления требования в банк.
Вцелях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договоромможет быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банкплательщика.
Дляэтого плательщик должен представить в обслуживающий его банк списокпредприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день ихпоступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и датызаключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттискомпечати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттискапечати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится уответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.
Требования,подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержатьнадпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления».Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которыесодержат указанную надпись.
Приотсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банкплательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных всписке, оплата их производится с предварительным акцептом.
Требования,подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий деньпосле истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право заявитьобслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленногосрока предварительного акцепта.
Отказможет быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов. Плательщикимеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принятьотказ в случаях:
·       отсутствия договора;
·       отсутствия данной формы расчетов в договоре;
·       предъявление бестоварного требования, т.е. требованияоплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
·       предъявления требования за ранее оплаченный товар;
·       несоответствия наименования товаров, указанных втребовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим ихдокументам.
Банкине рассматривают споры между получателем и плательщиком по существу отказов отакцепта.
3.Данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.
Инкассо– банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента –получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетногодокумента получает причитающуюся получателю сумму денежных средств отплательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.
Ответственныйисполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:
·       наличие в требовании даты и номера договора,предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
·       наличие товарно-транспортных или заменяющих ихдокументов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
·       при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих ихдокументов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
·       соответствие образцов подписей и оттиска печати натребованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
·       правильностьсоставления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммытребований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей иоттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составленияреестров дню приема их банком.
Требования,не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк,вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаютсяпредставившему их предприятию. Пример платёжного требования приведён вприложении 1.
Уэтой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
1.    Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставкитребований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.
2.    Может осуществляться отгрузка без предварительнойоплаты.
Недостатки:
          1. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
        2.2. Безналичные расчеты платежнымипоручениями
Платежное поручение(вдальнейшем – «поручение») представляет собой расчетный документ, содержащийпоручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы сего счета на счет получателя.
Поручениеммогут производиться:
·                   расчеты за полученные товары при условии ссылки впоручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа,подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
·                   расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и вовнебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам,переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан,оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
·                   предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативнымиактами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров,готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых(вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другиесроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотренданный порядок расчетов;
·                   авансовые платежи (в соответствии с заключеннымидоговорами). Авансовый платеж – суммаденежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа илирасходов, по которым отчет будет дан впоследствии;
·                   оплата товарных векселей.
Преимущества данной формы расчетов:
1.    Универсальность.
2.    Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
3.    Простота оформления и прохождения через банк.
Недостатки данной формы расчетов:
1.    Нет должной гарантии платежа.
2.     Возникновениевзаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
Примерплатёжного поручения приведён в приложении 2.
2.3. Безналичные расчеты платежнымитребованиями-поручениями
         Платежноетребование-поручение (в дальнейшем – «требование-поручение») – расчетныйдокумент, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить наосновании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных идругих документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного подоговору товара, произвести платежи по другим операциям.
         Требования-поручения выписываютсяполучателем средств на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными идругими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственноплательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформленподписями и оттиском печати получателя средств.
         Плательщик, при согласии оплатитьтребование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах.В реквизите требования-поручения «Сумма к оплате» должна быть проставленацифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию сего счета.
         Требование-поручение принимается банкомк исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основаниемдля списания средств со счета плательщика, и после совершения операциипомещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя дляприложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику сраспиской в приеме поручения и штампом банка.
         Срок, в течение которого плательщикобязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами вдоговоре и банком не контролируется.
         Преимуществаданной формы расчета:
1.    упрощение документооборота и сокращение издержек;
2.    повышение ответственности за расчеты поставщика иплательщика.
Недостатки:
1.    нет должной гарантии платежа и возникновение взаимнойзадолженности.
2.4. Безналичные расчеты аккредитивами
         Аккредитивпредставляет собой соглашение между банком плательщика (далее –«банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силукоторого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользуполучателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательствопроизвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитивадокументов и выполнения других условий аккредитива.
         Могут открываться следующие видыаккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);отзывные или безотзывные.
         Покрытыми(депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент,открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика илизаемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельныйбалансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательствбанка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учетвыставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».
         При установлении между банкамипокупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке можетоткрываться непокрытый (гарантированный)аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива сведущегося у него счета банка-эмитента.
         Каждый аккредитив должен ясноуказывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такогоуказания аккредитив является безотзывным.
         Отзывныйаккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент безпредварительного уведомления бенефициара.
         Безотзывныйаккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитентаи бенефициара.
         Открытие аккредитива производится засчет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемыхв сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете«Аккредитивы». Открытие
аккредитиваза счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита
банка недопускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с однимбенефициаром и не может быть переадресован.
         Для открытия аккредитива приказодательпредставляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленнойформы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печатиприказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.
         В заявлении на аккредитив должны бытьуказаны:
·       вид аккредитива;
·       наименование приказодателя;
·       наименование и место нахождение банка-эмитента;
·       наименование бенефициара;
·       наименование и место нахождение банка-бенефициара;
·       сумма аккредитива;
·       номер, дата договора, на основании которогооткрывается аккредитив;
·       срок действия аккредитива;
·                  порядок оплаты документов (по предъявлении, срассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица,уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
·                  если условиями аккредитива предусмотрен акцептдокументов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать:фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) иобразец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
·                  полное и точное наименование документов, против которыхпроизводятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
·       срок представления документов в банк бенефициара;
·       наименование товара;
·       дата отгрузки товара.
Допускаетсявключение в заявление об открытии аккредитива других необходимых условий.Условия аккредитива должны быть полными и точными и не содержать излишнихподробностей, затрудняющих работу банка.
Ответственныйисполнитель банка проверяет правильность оформления заявления об открытииаккредитива.
Принятый кисполнению аккредитив регистрируется в журнале с присвоением регистрационногономера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, датыпредставления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка,срока действия аккредитива.
Навсех экземплярах принятого к исполнению заявления об открытии аккредитиваответственный исполнитель проставляет регистрационный номер, дату приема, своюподпись, на третьем и четвертом экземплярах – штамп банка.
Первыйэкземпляр заявления служит основанием для списания средств со счета плательщика,и после совершения операции помещается в документы для банка-эмитента. Второйэкземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытыеаккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока иисполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициарадля извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертыйэкземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приемааккредитива к исполнению.
Преимуществаданной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль завыполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложныйдокументооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.
2.5. Безналичные расчеты чеками
     Расчетныйчек – это именной расчетно-денежный документ, составленный на специальномбланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с егосчета определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.
Чекодатель – физическоеили юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредствомчека, которое заполняет и подписывает его.
Чекодержатель –юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.
Чекииспользуются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь какмежду физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.Образец заполнения чека приведён в приложении 3.
Различаютрасчеты разовыми чеками и с помощью расчетных чековых книжек. Расчетная чековаякнижка выдается на год. ее можно пополнять или переносить на другую чековуюкнижку.
Расчетныечеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный чек может быть выданбанком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо послевнесения в банк наличных денежных средств.
Расчетычеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств наотдельном счете (по поручению покупателя).
Надепонированную банком по расчетному чеку сумму не может быть наложен арест, атакже обращено взыскание по претензиям к чекодателю.
Чекодательпередает чек чекодержателю в момент приобретения товара. При предъявлениирасчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложенытакие функции, проверяет:
·       заполнен ли расчетный чек на бланке установленногообразца;
·       нет ли подчисток, исправлений текста или суммы чека;
·       не просрочен ли чек;
·                  имеются ли на нем оттиск печати банка чекодателя иподписи должностных лиц банка чекодателя;
        
·                  удостоверяется в личности предъявителя чека попаспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
Послепроверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель заполняет на оборотерасчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об оплате, проставляетоттиск штампа предприятия и подписывает данные записи. Затем сдает принятые чекипо месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Банкчекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.
Приполучении поручения-реестра банк-плательщик проверяет: относятся ли приложенныек ним чеки к этому банку, подлинность бланка чека и соответствие его номеравыданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписивладельца чековой книжки и соответствие ее образцу.
Предъявленныечеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. Приотсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающуюсумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиентаопределенного процента от отнесенной на него сумму.
Поистечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк.
Втех случаях, когда на депонируемом счете имеется остаток неиспользованноголимита и срок действия чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованывсе чеки, банк может выдать новую чековую книжку. При исчерпании лимита,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.