Реферат по предмету "Банковское дело"


Правовые основы деятельности Центрального банка РФ по надзору за кредитными организациями

Содержание
Введение
1. Правовые основы надзора ЦБ РФ задеятельностью кредитных организаций
1.1 Правовой статус ЦБ РФ
1.2 Центральный банк как органбанковского регулирования и банковского надзора в РФ и за рубежом
1.3 Внутренние органы ЦБ РФ по банковскомунадзору
2. Анализ деятельности ЦБ РФ понадзору за кредитными организациями
2.1 Дистанционный надзор
2.2 Инспектирование кредитныхорганизаций
2.3 Надзорное реагирование
3. Проблемные вопросы надзора задеятельностью кредитных организаций
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
 
Конец XX векахарактеризовался коренными социально-экономическими преобразованиями основорганизации экономики и банковского дела Российской Федерации, приведением егов соответствие с принципами, общепринятыми в мировой практике. Поэтому развитиебанковского сектора в 1990-е гг. происходило под влиянием многихнепредсказуемых событий, включающих различные реформационные акции вфинансовой, денежной и в целом экономической сферах, что не могло не сказатьсяна финансовом состоянии российских банков. За небольшой срок вместо несколькихгосударственных банков-монополистов было создано большое количествокоммерческих банков с достаточно развитой сетью филиалов. Таким образом, запоследние пятнадцать лет сформировалась современная двухуровневая банковскаясистема Российской Федерации, которая включает в себя Банк России, кредитныеорганизации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Даннаясистема еще находится в процессе своего становления.
Одновременно, сформированием банковской системы нашей страны происходило становление исовершенствование системы регулирования деятельности коммерческих банков сучетом имеющейся отечественной практики и мирового опыта. В настоящее времяфункции надзора за кредитными организациями возложены на Центральный БанкРоссийской Федерации, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдениемкредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов БанкаРоссии.
В условиях переходнойэкономики Российской Федерации существует объективная необходимость встабильной и эффективной банковской системе, которая выполняла бы присущие ейфункции по аккумулированию и распределению капитала, способствуя развитиюнаиболее эффективных и перспективных отраслей экономики. Направления и характерразвития банковского сектора в значительной степени будут определяться ходомего реформирования, которое включает в себя комплекс мер, последовательноосуществляемых органами государственной власти, Центральным банком РоссийскойФедерации, самими кредитными организациями. Это необходимо для формированияразвитого банковского сектора, функционирование которого соответствуетмеждународным представлениям о банковском бизнесе, направленном наудовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах ивыступающим важным фактором экономического развития.
Таким образом, цельюнастоящего курсового исследования является изучение правовых основ деятельностиЦентрального банка РФ по надзору за кредитными организациями и её анализ насовременном этапе.
Организационно-правовыеаспекты системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организацийотносятся к числу приоритетных при определении условий становления и развитиябанковской системы Российской Федерации, в связи с чем вызывают повышенныйинтерес к ним со стороны политиков, банкиров, сотрудников Банка России,руководителей предприятий и населения. Достаточно вспомнить таких отечественныхисследователей, как И.Д. Мамонова, А.Ю. Симановский. М.И. Сухов. A.M. Тавасиев,Г.А. Тосунян, А.А. Хандруев. Также значительное внимание данной теме уделяютзарубежные исследователи, такие как Р. Барт. Д. Виттас, А. Демиргук-Кант. Г.Каприо, РЛевайн. М. Росси. Л. Саммерс, Дж. Стиглиц.

1.Правовые основы надзора ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций
 
1.1Правовой статус ЦБ РФ
Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базеРоссийского республиканского банка Госбанка СССР.
Статьей 75 КонституцииРоссийской Федерации установлен особый конституционно-правовой статусЦентрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право наосуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защитаи обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функциии полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются такжеФедеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечениеустойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РоссийскойФедерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционированияплатежной системы.
Ключевым элементомправового статуса Центрального банка Российской Федерации является принципнезависимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк Россиивыступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительнымправом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не являетсяорганом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовойприроде относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализацияпредполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия,предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк Россииосуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческиеполномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданиюнормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам,отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. БанкРоссии в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правомзаконодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе,помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, чтопроекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своихфункций, должны направляться за заключением в Банк России.
Банк России являетсяюридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являютсяфедеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной ифинансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию ираспоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы БанкаРоссии, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке,которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества БанкаРоссии без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что оносуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправезащищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судахиностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечаетпо обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствамгосударства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное непредусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствамкредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам БанкаРоссии, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организациипринимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности БанкРоссии подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РоссийскойФедерации, которая назначает на должность и освобождает от должностиПредседателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) ичленов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя БанкаРоссии, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзываетпредставителей Государственной Думы в Национальном банковском совете БанкаРоссии в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России ипринимает по ним решения. На основании предложения Национального банковскогосовета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверкеСчетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БанкаРоссии, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственнаядума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием егопредставителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России одеятельности Банка России при представлении годового отчета и основныхнаправлений единой государственной денежно-кредитной политики.
 
1.2Центральный банк как орган банковского регулирования и банковского надзора в РФи за рубежом
 
Банковские системыразличных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулированияи надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функциивыполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду сцентральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь втораясхема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени ихарактера участия в процессе надзора центрального банка.
Таким образом, всегоможно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (приопределенной доли условности такой четкой классификации). Приведем их краткуюхарактеристику.
Первая модель — основывается на законодательном закреплении за центральными банкамиисключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковскойдеятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и неисключительной, с момента возникновения надзорной практики в областибанковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и вгосударствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжаютвыполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например,можно отнести Испанию, Грецию и Португалию, и с известными оговорками – Италиюи Голландию.
Вторая модель – ее можноназвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контролявыполняются специализированными органами при непосредственном участиицентрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь можетслужить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем вдругих странах довольно сложной структурой.
Коммерческие банки ифинансовые институты в США могут иметь статус федеральных (общенациональных)организаций или организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют триоргана: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхованиядепозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитныхинститутах; Управление контролера денежного обращения – бюро Министерствафинансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.
Между перечисленнымиорганами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор заостальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих штатов идругие органы федерального уровня.
В отличие от других странв США надзор за сберегательными банками и кредитными союзами осуществляетсядвумя дополнительными надзорными органами: Управлением по надзору засберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision) и Национальнымуправлением кредитных союзов (National Credit Union Administration).
К «смешанной модели»можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – взавуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре задеятельностью кредитных учреждений.
К числу стран, принявшихв рамках переходного периода «смешанную модель», сейчас можно условно отнестиИталию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора по двумнаправлениям, одно из которых – обеспечение устойчивости финансовых учреждений,второе – обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах,то здесь пруденциальным надзором за всеми финансовыми институтами занимаетсяБанк Нидерландов, а бизнес-надзором – Служба по финансовым рынкам.Законодательно такая структура оформлена совсем недавно – принятием в начале2005 г. Закона о финансовом надзоре.
Третья модель — характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляетсянезависимыми специализированными органами в тесном взаимодействии сминистерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участиицентрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду сВеликобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании инадзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в числоэтих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банкстраны – Дойче Бундесбанк играл и продолжает играть более заметную роль врегулировании банковской деятельности.
Четвертая модель — объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегуляторана рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделеныот центральных банков. Исключениями являются Сингапур, в котором полномочиямегарегулятора закреплены за центральным банком, и в известной степениИрландия, где мегарегулятор создан на базе автономного подразделенияцентрального банка[1].
Российскоезаконодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк РоссийскойФедерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзорза банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, чтоопределенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организацийрасполагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольнойполитике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства приреорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия)кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций;Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной напредотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являютсясобственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляютэти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным[2].
 
1.3Внутренние органы ЦБ РФ по банковскому регулирования и надзору
Главной функцией ЦБРвыступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности инадежности банковской системы в целом.
Действующим на постояннойоснове органом, через который Банк России осуществляет установленные закономрегулирующие и надзорные функции, является Комитет банковского надзора БанкаРоссии.
Данный комитет действуетсогласно Положению о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решениемСовета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) (с изменениями от21 января, 14 июня 2005 г., 27 марта 2006 г.)[3]
Комитетом руководитпредседатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членовСовета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлениюпредседателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числеиз числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих всостав Комитета.
В целом структура Комитетабанковского надзора представляет собой следующий состав (согласно Приложению кПоложению о Комитете банковского надзора):
1. Председатель Комитета.
2. Заместителипредседателя Комитета.
3. Департаментбанковского регулирования и надзора.
4. Департаментлицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
5. Департамент валютногорегулирования и валютного контроля.
6. Юридическийдепартамент.
7. Главная инспекциякредитных организаций.
8. Главное управлениебезопасности и защиты информации.
9. Московское главноетерриториальное управление Банка России.
Итак, Комитет объединяетструктурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорныхфункций. Он принимает, в частности, решения по вопросам введения и измененияпруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда дляэтого не требуется решения Совета директоров Банка России. Помимо прочего, онрассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых можетповлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора,установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функцийоргана банковского регулирования и банковского надзора.
К компетенции Комитетаотносятся также вопросы, связанные с осуществлением:
·    регулирующих инадзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологиибанковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
·    отдельных функцийБанка России в области валютного регулирования и валютного контроля.
Конечно, конкретныеполномочия Комитета банковского надзора регулируются самим Банком России.
Комитет по вопросам,отнесенным к его компетенции:
·    проводитобсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России,Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений БанкаРоссии, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка Россиии его территориальных учреждений;
·    подготавливает попоручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальномубанковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;
·    готовитпредложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;
·    принимает решенияпо вопросам:
государственнойрегистрации кредитных организаций при их создании;
выдачи генеральныхлицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение вовклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права ит.д.
Не так давно БанкомРоссии был предпринят оригинальный шаг на пути укрепления практики банковскогонадзора – проведен эксперимент по внедрению нового надзорного институтакураторства кредитной организации. Будучи широко распространенным в банковскойпрактике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частностиВеликобритании), данный инструмент контроля лишь начинает свое существование вРоссии. Правовой основой его функционирования выступает письмо ЦБ РФ от 31января 2003 г. № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практикуинститута кураторов кредитных организаций»[4].
Эксперимент проводился натерриториях нескольких субъектов РФ. При организации эксперимента исходили изследующего:
Куратор кредитнойорганизации — служащий Банка России, в компетенцию которого входитосуществление надзора (построение процесса надзора) в территориальномучреждении Банка России за одной или несколькими кредитными организациями.Куратор (руководитель сектора, отдела) может возглавлять группу специалистов(сектор, отдел), обеспечивающих осуществление надзора за курируемой кредитнойорганизацией. Куратор кредитной организации назначается из числа служащих БанкаРоссии, имеющих опыт работы, знания и практические навыки в области лучшеймеждународной практики банковского надзора, банковского менеджмента, в вопросахопределения параметров рисков и процедур по их минимизации, обладающихбезупречной деловой репутацией, умением организовать работу на порученномучастке, навыками командной (коллективной) работы и достаточнойкоммуникабельностью.
Куратор в целяхосуществления надзора за деятельностью курируемой кредитной организацииосуществляет ее контакты как непосредственно, так и в соответствующих случаяхчерез служащих Банка России, входящих в состав возглавляемой им группы. Такоевзаимодействие осуществляется посредством консультаций, телефонных переговоров,участия в обсуждении на совещаниях, деловых встречах с сотрудниками кредитнойорганизации, включая ее органы управления, линейный менеджмент (руководителиструктурных подразделений кредитной организации), сотрудников подразделенийвнутреннего контроля, внутренних аудиторов, а также на различных этапах инспекционныхпроверок (п. 4). Куратор:
1) анализирует собраннуюинформацию в целях оценки:
— финансового состояния(устойчивости) и выявления проблем на ранней стадии их возникновения путемопределения областей (сфер) повышенного риска, угрожающих, в том числепотенциально, финансовой устойчивости кредитной организации и областей, вкоторых ее деятельность наиболее подвержена рискам в силу дефектов системуправления и внутреннего контроля;
— качества общегосостояния систем управления и внутреннего контроля, а также качества состояниясистем управления и внутреннего контроля по каждому направлению деятельностикредитной организации;
— качествастратегического управления и бизнес-планирования (управленческого процессаподдержания соответствия между целями кредитной организации и имеющимися у неересурсами с учетом рыночной обстановки и системы государственногорегулирования);
2) своевременно с учетомситуации в кредитной организации готовит предложения по инспекционной проверкекурируемой кредитной организации и направляет их руководству территориальногоучреждения Банка России для принятия решений;
3) участвует в подготовкек инспекционной проверке, включая определение характера и масштабов проверки,задания на проверку. При необходимости дает пояснения служащим Банка России,проверяющим деятельность кредитной организации. Обсуждает с ними, в том числепо собственной инициативе, вопросы деятельности кредитной организации,возникающие как на этапе предпроверочной подготовки, так и в ходе проверки ит.д.
Эксперимент по созданиюгрупп кураторов, осуществляющих надзорные функции по всем направлениямдеятельности кредитных организаций, был начат в августе 2002 года на базеОтделения №4 Московского ГТУ Банка России, а начиная с сентября 2003-го получилраспространение во всех отделениях и Операционном управлении МГТУ Банка России,а также в ряде других регионов страны.
В 2005 году системакураторства должна была распространиться на все территориальные учрежденияБанка России. Однако из-за начатой процедуры внедрения системы страхованиявкладов планы пришлось отложить.
Вместе с тем наработанныев ходе эксперимента формы и приемы надзора, позволяющие оперативно, детально икомплексно оценить деятельность кредитных организаций, позволили уже на первомэтапе принять в систему страхования вкладов семь из одиннадцати банков — участников эксперимента.
Участие в программе БанкаРоссии по кураторству позволило банкам-участникам эксперимента приобрестибольшой положительный опыт в решении ряда насущных для них вопросов в свете новыхтребований к банковской системе РФ.
Идея создания институтакураторов не забыта, но пока развивается в режиме эксперимента, одна изсущественных особенностей которого — добровольное участие в нем.
Интересный факт.Сложилось так, что в российской банковской действительности никогда не стоялвопрос о том, чтобы передать функции банковского надзора и регулированиянекоему третьему органу либо комитету, стоящему вне существующей банковскойсистемы – т.е. не включенному в органы ЦБ России. Тем не менее, согласноисследованию, проведенному Консалтинговой группой «БФИ» совместно с Ассоциациейрегиональных банков России накануне проводимой VII банковской конференции«Банковский надзор и финансовая стабильность: Россия в контексте общемировыхстандартов», около 10% российских банков считают, что надзором должензаниматься отдельный орган, однако не уточняется какой именно, и с какимобъемом полномочий[5].
На наш взгляд,рациональнее сохранить надзорные функции за ЦБ РФ, поскольку при обособленном,неподотчетном ЦБ органе надзора неминуемо возникнет проблема выделениянеобходимых и достаточных полномочий данному органу, возникнет конкуренциянепосредственно с ЦБ РФ, что повлечет долговременную борьбу за полномочия, а неэффективный надзор.

2. Анализдеятельности ЦБ РФ по надзору за кредитными организациями в 2007 г
 
2.1 Дистанционныйнадзор
По состоянию на 1.01.2008в надзорном блоке Банка России работали 4239 руководителей и специалистов, изних 12,8% — в центральном аппарате, 87,2% — в территориальных учреждениях.Большинство специалистов имеют высшее профессиональное образование (96,4%),возраст от 30 до 50 лет (64,2%) и опыт работы в банковской системе более трехлет (91,9%).
В течение 2007 годаосновное внимание Банка России в области дистанционного надзора былососредоточено на дальнейшем развитии принципов рискориентированного надзора,включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мернадзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценкирисков банковской деятельности с позиции их влияния на финансовую устойчивостькредитных организаций.
Наряду с формализованнымикритериями оценки кредитных организаций более активно стали применятьсясодержательные подходы, основанные на взвешенном и комплексном анализе ихдеятельности.
Больше внимания уделялосьвопросам оценки качества управления, систем управления рисками и внутреннегоконтроля.
Банк России осуществлялежемесячный мониторинг банков — участников системы страхования вкладов (какэлемент системы раннего предупреждения) на предмет их соответствия требованиямФедерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ “О страховании вкладов физическихлиц в банках Российской Федерации”. В отношении банков, не выполняющихтребования к участию в системе страхования вкладов, рассматривались причинынесоответствия и принимаемые банками меры по приведению своей деятельности всоответствие с требованиями к участию в системе страхования вкладов.
В связи со сложившейсяситуацией на международных финансовых рынках во второй половине 2007 годаБанком России уделялось повышенное внимание оценке состояния ликвидностикредитных организаций и наличию адекватной системы управления рискомликвидности. Под особым контролем находились банки, в значительной мерезависимые от заимствований на межбанковском рынке и средств иностранныхинвесторов.
Учитывая продолжающийсяпроцесс активного развития потребительского кредитования, Банк России уделялповышенное внимание возникающим в связи с этим рискам кредитных организаций.Регулирование вопросов потребительского кредитования проводилось как назаконодательном уровне, так и путем внесения изменений в нормативные акты БанкаРоссии. При этом Банк России осуществлял тесное взаимодействие с другимигосударственными органами.
В связи с тем, что уцелого ряда банков наблюдалась устойчивая тенденция к росту просроченнойзадолженности по потребительским кредитам, усилен контроль за формированиембанками портфелей однородных ссуд, выданных физическим лицам, и созданиемрезервов на возможные потери по указанным ссудам. В частности, повышенноевнимание обращалось на соблюдение банками Положения Банка России № 254П, всоответствии с которым кредитные организации вправе включать в портфельоднородных ссуд ссуды физическим лицам только при условии доведения до сведениязаемщика информации о размере эффективной процентной ставки.
Особое внимание уделялосьрассмотрению обращений граждан и их жалоб на действия банков при осуществлениипотребительского кредитования. При необходимости данные вопросы изучались входе проверок банков. В ряде случаев с банками проводились рабочие встречи сучастием заявителей. По результатам данных встреч значительное количествоконфликтных ситуаций, возникавших между банками и заемщиками, былоурегулировано. Вместе с тем проблемы с возвратом кредитов физическими лицамичасто возникают не только по вине банков, но и в связи с невнимательнымотношением самих заемщиков к заключению кредитного договора или неадекватнойоценкой своих реальных возможностей по возврату кредита.
В связи с этим намеченряд мероприятий по повышению финансовой грамотности населения.
В 2007 году продолженаработа по выявлению фактов (признаков) формирования источников собственныхсредств (капитала) кредитных организаций с использованием ненадлежащих активов.Такие признаки были установлены в 12 кредитных организациях, работа с нимибудет продолжена. Удовлетворены ходатайства 5 кредитных организаций об отменеранее введенных предписаний о корректировке собственных средств (капитала). Вотношении 2 кредитных организаций была прекращена работа в рамках УказанияБанка России от 6.02.2006 № 1656У ввиду признания факта ликвидации (покрытия)рисков, принятых банками в результате формирования источников капиталаненадлежащими активами.
В отчетном годуосуществлялся консолидированный надзор за деятельностью банковских(консолидированных) групп, в рамках которого на регулярной основе проводилсяанализ консолидированной отчетности, представляемой головными кредитнымиорганизациями, а также иной имеющейся в распоряжении Банка России информации, втом числе результатов проверок. В ходе данной работы особое внимание обращалосьна оценку полноты определения периметра консолидации, правильность составленияотчетности и своевременность ее представления в Банк России, финансовоесостояние группы, а также соблюдение пруденциальных норм. В числе допущенныхнарушений преобладало несвоевременное представление головными кредитнымиорганизациями банковских (консолидированных) групп в Банк России консолидированнойотчетности.
В целом за 2007 год отструктурных подразделений надзорного блока Банка России поступило свыше 1300запросов на аналитические материалы, формируемые по результатам мониторингапредприятий.
При этом проанализированадеятельность свыше 3000 предприятий нефинансового сектора экономики.
В 2007 году продолженаработа по обследованию кредитных организаций по тематике Интернет-банкинга сцелью выявления возможных источников банковских рисков, связанных с применениемданной технологии дистанционного банковского обслуживания.
 
2.2 Инспектированиекредитных организаций
Деятельность Главнойинспекции кредитных организаций Банка России направлена на реализацию функцийБанка России в области банковского регулирования и надзора в части выявления входе инспекционных проверок нарушений кредитными организациями действующегозаконодательства и нормативных актов Банка России, а также на оценку проблем вдеятельности кредитных организаций на возможно более ранних стадиях ихвозникновения и обеспечение подразделений надзорного блока достовернойинформацией о реальном уровне рисков, принимаемых кредитными организациями.
В 2007 году инспекционныепроверки кредитных организаций (их филиалов) осуществлялись преимущественно наплановой основе.
В ходе инспекционныхпроверок кредитных организаций (их филиалов) основное внимание уделялось темаспектам банковской деятельности, которые были связаны с повышенными рисками, аименно: кредитной деятельности, в том числе по предоставлению кредитовфизическим лицам; реализации процедур внутреннего контроля, направленных напротиводействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма; ликвидности банков. В задания на проведение провероккредитных организаций (их филиалов) включались вопросы, позволяющие оценитьреальные уровни рисков в этих областях банковской деятельности и,соответственно, финансовую устойчивость кредитных организаций.
Всего в 2007 годууполномоченными представителями Банка России было проведено 1742 проверкикредитных организаций (их филиалов).
Из общего числа проверок,проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 393 (22,6%) были комплексными,1349 (77,4%) — тематическими (см. Приложение, рисунок 1). При этом в филиалахбыло проведено 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87 — вфилиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки).
Проведены проверки 866кредитных организаций (72,8% от количества действующих на 1.01.2007 кредитныхорганизаций) и 609 филиалов кредитных организаций (18,6% от количества филиаловдействующих на 1.01.2007 кредитных организаций), включая 84 филиала СбербанкаРоссии ОАО (9,8% от количества действующих на 1.01.2007 филиалов Сбербанка РоссииОАО) (см. Приложение, рисунок 2).
В отчетном годупродолжилась сложившаяся в последние годы тенденция снижения инспекционной нагрузкина кредитные организации, что отразилось как в уменьшении общего количествапроверок, так и в изменении соотношения плановых и внеплановых проверок впользу плановых (см. Приложение, рисунок 3).
По результатампроведенных в 2007 году инспекционных проверок выявлены 17 969 нарушений вдеятельности кредитных организаций (их филиалов).
Наибольшее количествонарушений связано с невыполнением требований Федерального закона “Опротиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма” — 4376, или 24,4% от общего числа нарушений.Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций — 3469(19,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета — 1698 (9,4%),достоверности учета и отчетности—1425 (7,9%). Нарушения порядка совершениякассовых операций составили 1244 (7%), требований валютного законодательства —1024 (5,7%). По сравнению с 2006 годом общее количество нарушений и ихструктура по видам существенно не изменились.
Главной инспекциейкредитных организаций Банка России в 2007 году на постоянной основе проводиласьработа по повышению качества инспекционной деятельности, в том числе повышениюэффективности и уровня предпроверочной подготовки, совершенствованиюметодической базы инспекционной деятельности, усилению контроля за качествомактов проверок. При подготовке проверок особое внимание уделялось усилениювзаимодействия с подразделениями дистанционного надзора, обеспечениюфункциональной связи руководителей рабочих групп с кураторами кредитныхорганизаций.
В 2007 году былапродолжена координация работы по организации и осуществлению надзора за деятельностьюкредитных организаций (их филиалов), расположенных на территории ЧеченскойРеспублики. В 2007 году рассмотрены документы по открытию на территорииЧеченской Республики 11 внутренних структурных подразделений кредитныхорганизаций, проведены проверки с выездом на места кассовых и других помещенийподразделений кредитных организаций на предмет их соответствия установленным требованиям.
2.3 Надзорноереагирование
Являясь органомбанковского регулирования и надзора, Банк России осуществляет постоянный контрольза соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковскогозаконодательства, нормативных актов Банка России. При выявлении недостатков инарушений в деятельности кредитных организаций Банк России в соответствии состатьей 74 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)” и нормативными документами Банка России, исходя из характерадопущенных нарушений и обусловивших их причин, а также общего финансовогосостояния кредитной организации, рассматривает вопрос о применении мернадзорного реагирования и определяет их состав.
Реагируя на имеющиесянедостатки в деятельности кредитных организаций, Банк России исходил из принциповсвоевременности применения мер воздействия, их соразмерности допущеннымнарушениям, последовательности применения. По примененным мерам воздействияосуществлялся контроль за их выполнением.
В 2007 году в составеприменяемых мер воздействия по-прежнему преобладали предупредительные меры,прежде всего направление писем в адрес руководства банков с информацией онедостатках в деятельности и рекомендациями по их исправлению (их количество —более 1000 — осталось на уровне 2006 года).
Выявляемые в деятельностикредитных организаций недостатки и нарушения оперативно рассматривалисьсовместно с руководителями и собственниками кредитных организаций, обсуждалисьмероприятия по их устранению. Это способствовало сокращению количествапримененных к кредитным организациям принудительных мер воздействия. Так,количество запретов на осуществление отдельных банковских операций в 2007 годууменьшилось по сравнению с 2006 годом более чем в 2 раза. Значительно режеприменялись запреты на открытие кредитными организациями филиалов.
Проводилась работа поповышению транспарентности принятия решений о применении к кредитной организациимер воздействия, в частности, территориальным учреждениям Банка России былорекомендовано проводить совещания с кредитными организациями по обсуждениюрезультатов проверок, выявленных в ходе проверок нарушений и намерений применитьк кредитной организации те или иные меры воздействия.
В целях повышенияэффективности мер надзорного реагирования Банк России ориентировал свои территориальныеучреждения на оперативное информирование о существенных с точки зрениятерриториальных учреждений негативных событиях в деятельности кредитныхорганизаций, которые могут иметь серьезные последствия для их клиентов и вкладчиков.
В 2007 году Банком Россиибыла продолжена работа по совершенствованию надзора за деятельностью кредитныхорганизаций в целях выявления негативных тенденций в их деятельности на раннейстадии возникновения, предотвращения их дальнейшего развития, своевременного иадекватного реагирования в случае возникновения проблем. В соответствии сзаконодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка Россиипроводилась комплексная работа, направленная на обеспечение защиты прав изаконных интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.

3.Проблемные вопросы надзора за деятельностью кредитных организаций
Важнейшими направлениямив сфере банковского регулирования и надзора являются:
• определение режимабанковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагированияисходя, прежде всего, из характера рисков, принятых кредитной организацией, икачества управления рисками;
• обеспечениефункционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценкидеятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления ивнутреннего контроля;
• повышение оперативностии эффективности принимаемых решений.
Таким образом, передбанковским надзором ставится задача развития содержательных(риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельностикредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя преждевсего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позицийих потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций(профессиональное суждение).
Определенная часть путипо изменению подходов в сфере банковского надзора уже пройдена. За последниенесколько лет Банк России заметно активизировал свою деятельность по реализациинадзорных полномочий. Как отмечают эксперты, ЦБ РФ приступил к публикацииежегодных отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора вРоссийской Федерации. Проделана большая работа по приведениюнормативно-правовой базы в соответствие с целями и принципамириск-ориентированного банковского надзора[6].
Вместе с тем надзорныепроцедуры Банка России еще имеют направления для совершенствования. Сложившаясясистема пруденциального надзора по ряду моментов вызывает критические замечанияроссийских банков.
Обратим внимание нанекоторые правовые проблемы института надзора за деятельностью кредитныхорганизаций.
Во-первых, одна изцентральных проблем — проблема соответствия нормативных актов Банка Россиифедеральным законам. Даная проблема имеет огромный практический аспект и еесуть заключается не только в том, что Банк России выходит за пределы своейкомпетенции и принимает акты (отдельные нормы) изменяющие или дополняющиебанковское и/или гражданское законодательство РФ, что само по себе являетсясерьезным нарушением. Проблема состоит в том, что кредитные организации defacto (но не de jure) обязаны следовать таким актам. Как уже отмечалось, в ст.74 Федерального закона закреплено, что «в случаях нарушения кредитнойорганизацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативныхактов и предписаний Банка России, непредставления информации, представлениянеполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать откредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф вразмере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничиватьпроведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев».
Смежной проблемойявляется и «нормотворчество» Банка России в виде «писем». Как уже отмечалось,данная форма акта не является нормативным актом и не de jure не обязательна длясубъектов банковской деятельности. Однако на практике из рекомендательных актовони превращаются в обязательные, но за последствия их реализации отвечаетфактически только кредитная организация, но не Банк России. И происходит этопотому, что норма устанавливается письмом, а не нормативным актом.Представляется, что данная практика должна быть прекращена. Банк России долженстрого следовать тем формам актов, которые закреплены в ФЗ «О ЦБ РФ».
Во-вторых, следующаяпроблема практического плана – проблема отчетности кредитных организаций. Какотмечают эксперты, особого внимания заслуживает вопрос об избыточности формотчетности кредитных организаций, часть которых либо дублирует друг друга, либоне вытекает из существа надзорной практики. По экспертным оценкам, каждый банктратит на составление отчетности в среднем примерно 10–15% совокупного фондарабочего времени. Только в Банк России ежегодно он подает порядка 4 тыс.отчетов по 84 формам. Кроме этого, различные формы отчетности направляются вдругие органы государственной власти: Федеральную службу государственнойстатистики, Росфинмониторинг, налоговые органы, Федеральную службу пофинансовым рынкам и т. д.
Тем самым надзор ложится«серьезным грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людскиересурсы.
В-третьих, проблема–создание в России мегарегулятора на рынке финансовых услуг с передачей емуфункций и полномочий банковского надзора. Подготовлен и законопроект о созданииЕдиного федерального органа регулирования финансовых рынков[7].Согласно проекту федерального закона единый орган осуществляет правовоерегулирование любой деятельности по оказанию финансовых услуг любого рода — банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, услуг поколлективному инвестированию, услуг по финансовой аренде и других, отвечающихсформулированному в проекте определению. При этом активно используется опытзарубежных стран[8].
Наш взгляд, было быбольшой ошибкой в данном случае механически использовать опыт отдельно взятойстраны. Как уже отмечалось, каждая страна, идет к модели регулированияфинансовых рынков своим путем, и было бы опасно брать в качестве шаблонакакой-либо из существующих вариантов.
Существуют различныеспособы достижения необходимого обмена информацией и координации действий дляпреодоления дублирования функций в условиях функционирования несколькихрегуляторов финансового рынка. Среди наиболее распространенных форм координациирегулирования можно выделить взаимное представительство руководителей ведомств,регулирующих финансовые рынки, в коллективных руководящих органах друг друга.
Другой формой являетсявведение в существующую регулирующую систему вновь созданного надзорногосовета. Совет может объединять глав различных регулирующих ведомств. Взависимости от полномочий такой совет представлял бы собой либо форум длярасширения сотрудничества и обмена информацией между агентствами, либо органпринятия решений, включая выработку регулирующей политики. Совет может такжестать первым шагом в процессе унификации регулирующих агентств. Создание советане требует радикального обновления законодательства и изменений режимауправления. Надзорный совет обеспечивал бы формализованный базис длякоординации надзора. Кроме того, весьма актуальными для России могут оказатьсяформы координации финансового регулирования, основанные на многостороннемнеформальном соглашении между регуляторами (и возможно, другимизаинтересованными органами) о взаимодействии с целью обсуждения возникающихрегулятивных проблем и выработки согласованной политики, направленной надостижение единых приоритетов.

Заключение
Итак, рассмотрев всепоставленные перед курсовым исследованием вопросы надзора, осуществляемогоЦентральным банком РФ за деятельностью кредитных организаций, подведём итогиисследования.
Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. Главнойфункцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержаниестабильности и надежности банковской системы в целом.
Действующим на постояннойоснове органом, через который Банк России осуществляет установленные закономрегулирующие и надзорные функции, является Комитет банковского надзора БанкаРоссии.
Деятельность Главнойинспекции кредитных организаций Банка России направлена на реализацию функцийБанка России в области банковского регулирования и надзора в части выявления входе инспекционных проверок нарушений кредитными организациями действующегозаконодательства и нормативных актов Банка России, а также на оценку проблем вдеятельности кредитных организаций на возможно более ранних стадиях ихвозникновения и обеспечение подразделений надзорного блока достовернойинформацией о реальном уровне рисков, принимаемых кредитными организациями.
В течение 2007 годаосновное внимание Банка России в области дистанционного надзора былососредоточено на дальнейшем развитии принципов рискориентированного надзора,включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мернадзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценкирисков банковской деятельности с позиции их влияния на финансовую устойчивостькредитных организаций.
Являясь органомбанковского регулирования и надзора, Банк России осуществляет постоянныйконтроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группамибанковского законодательства, нормативных актов Банка России.
Реагируя на имеющиесянедостатки в деятельности кредитных организаций, Банк России исходил изпринципов своевременности применения мер воздействия, их соразмерностидопущенным нарушениям, последовательности применения. По примененным мерамвоздействия осуществлялся контроль за их выполнением.
Вместе с тем надзорныепроцедуры Банка России еще имеют направления для совершенствования. Сложившаясясистема пруденциального надзора по ряду моментов вызывает критические замечанияроссийских банков.

Списокиспользованных источников
1.        Методологияосновных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета побанковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник БанкаРоссии. — 19 апреля 2002г. — №23.
2.        Федеральный закон«О банках и банковской деятельности» — текст, комментарий / Под общ. ред.Лубенченко К.Д. — М.: 2000.
3.        Федеральный законот 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»// Вестник Банка России. — 29 декабря 2003г. — №71.
4.        Федеральный законот 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 июля 2002г. — №28. — Ст.2790.
5.        Федеральный законот 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомостисъезда народных депутатов РСФСР. — 6 декабря 1990г. — №27. — Ст.357.
6.        Федеральный законот 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29декабря 2003г. — N 52.
7.        Приказ ЦБР от 11сентября 1997 г. N 02-394 «О введении в действие Инструкции «О порядкеосуществления надзора за банками, имеющими филиалы» // Вестник Банка России. — 16 сентября 1997г. — №59.
8.        ЗаявлениеПравительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегииразвития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» //Вестник Банка России. — 13 апреля 2005г. — №19.
9.        Письмо ЦБР от 31января 2003 г. №04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практикуинститута кураторов кредитных организаций» // Вестник Банка России — 5 февраля2003г. — №7.
10.     Положение оКомитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБРот 10 августа 2004 г., протокол N 21) // Вестник Банка России. — 25 августа2004г. — №51.
11.     Вишневский А.А.Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: Статут. – 2004.
12.     Отчёт о развитиибанковского сектора и банковского надзора в 2007 г.
13.     Кредитныеорганизации в России: правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. – М.: 2006г.
14.     Тадеев А.А.Банковское право. – М.: 2005.
15.     Правовоерегулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системеРФ. Учебное пособие. М.,  2007.
16.     Ерпылева Н.Ю.Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательствои экономика.–2005.-№3, 4.
17.     Калантырский Д.Я.Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в РоссийскойФедерации // Юридическая работа в кредитной организации – №1 — 2006 г.
18.     Ларина Л.Мегарегулятор: Festina lente // Банковское дело в Москве. — №9. — 2005 г.
19.     Мурычев А.В.Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. — 2007. — №4.
20.     Риск-менеджмент,банковский надзор и Базель II: «pro» и «contra» банкиров //Банковское дело в Москве — №9 — 2005г.
21.     Смирнов И.Е.Подготовлен законопроект о мегарегуляторе финансовых рынков // Управление вкредитной организации. — №6. — 2006 г.

Приложение
 
/>
Рис. 1.Динамика тематических и комплексных инспекционных проверок
 
/>
Рис. 2.Динамика инспекционной нагрузки на кредитные организации
 
/>
Рис. 3.Динамика плановых и внеплановых инспекционных проверок


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.