Реферат по предмету "Банковское дело"


Организация Банком России эмиссионных операций

Министерство сельского хозяйства РФ
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
 
Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
По дисциплине «Организация денежно-кредитногорегулирования»
на тему: «Организация Банком Россииэмиссионных операций»

Выполнил: студент 5 курса
экономического факультета
1 группы
специальности 060400
Егоров А.Н.
Проверила: доцент, кэн
Крикунова Н. В.

Великие Луки
2006
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                       3
 
1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЭМИССИОННЫХ
ОПЕРАЦИЙ                                                                                      5
1.1.Субъект эмиссионной операции                                                        5
1.2.Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ    9
 
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                            15
2.1.Законодательная структура                                                     15
2.2.Налогообложение эмиссионной деятельности                       19
 
3.КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
БАНКОМ ДЕНЕЖНЫХЭМИССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ                 20    
3.1.         Контроль за эмиссионными операциями наличности          20    
3.2.         Порядок осуществления контроля над эмиссией                           
электронныхденег                                                                            23
3.3. Оптимальностьденежной эмиссии                                          26
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                28    
 
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ                                                               30

ВВЕДЕНИЕ
Эмиссионные операции — это операции по выпуску иизъятию денег и их обращения. Эмиссию осуществляет исключительно ЦБ РФ – этоустановлено законодательно. Наличные деньги выпускаются в обращение в видебанковских билетов и металлической монеты. ЦБ устанавливает признакиплатежеспособности банкнот и монет и несет ответственность за покупюрный составналичных денег в обращении, необходимых для расходов на территории России. НаЦБ РФ возложена обязанность укрепления денежного обращения в целях обеспеченияустойчивости и платежеспособности денежной единицы России. Эмиссия наличных денегосуществляется в централизованном порядке и в сроки, установленные прогнозамикассовых оборотов для ГТУ и национальных банков.
Звеньями в осуществлении эмиссионных операций являютсяЦБ, ГТУ и РКЦ. КБ эмиссионных операций не осуществляет, он занимается толькокассовыми операциями по приему и выдаче наличных денег.  Централизованныйпорядок эмиссии обусловлен построчной системой учета и отчетности по каждойэмиссионной операции на любом уровне. Правила организации эмиссионно-кассовойработы устанавливается только ЦБ.
Эмиссионные операции связаны с кассовыми операциями,осуществляемыми РКЦ и КБ. Для выполнения этих операций в КБ создаютсяоперационные кассы, в РКЦ создаются оборотные кассы и резервные фонды денежныхбилетов и монет.
К основным функциям РКЦ по эмиссионно-кассовой работе относятся:
1) Организация и хранение резервных фондов оборотнойкассы и других ценностей;
2) Перечисление в установленном порядке наличных денегиз резервных фондов в оборотную кассу (эмиссия) или наоборот (изъятие);
3) Подкрепление в установленном порядке из своихрезервных фондов денежными знаками и монетой в адрес других резервных фондов;
4) Выдача денежных знаков и монет КБ-м;
5) Прием от КБ в оборотную кассу излишков денежнойналичности;
6) Выполнение операций по поручению ЦБ;
7) Ведение учета и отчетности по эмиссионнымоперациям.
Резервные фонды создаются в РКЦ для выполненияопераций по выпуску и изъятию из обращения наличных денег. Отличие резервныхфондов от оборотной кассы состоит в том, что денежные билеты и монеты неявляются деньгами в обращении, хранятся и учитываются отдельно от наличнойоборотной кассы и служат резервом на случай необходимости подкрепленияоборотной кассы. Резервные фонды находится в исключительном веденииПредседателя ЦБ. Сущность эмиссионного регулирования — это излишние в оборотеналичные деньги изымаются из обращения путем перемещения в резервные фонды, инаоборот. Для определения потребности в наличных деньгах РКЦ получает от КБзаявку на декаду и с учетом своей клиентуры составляет заявку на декаду в целомпо территории.
Остаток оборотной кассы на конец операционного днястрого лимитируется, и это необходимо для рационального использования денежнойкассы на данной территории. Лимит оборотной кассы в РКЦ устанавливается вследующем порядке: 1. ЦБ России утверждает лимит в ГТУ. 2. Руководитель ГТУ впределах установленного лимита по территории устанавливает лимит оборотнойкассы для каждого подчиненного ему РКЦ.
ГТУ при утверждении лимита оборотной кассы РКЦ должноучитывать объем кассовых оборотов РКЦ и обеспечение потребностей клиентов РКЦ вналичных деньгах. Начальник ГТУ имеет право пересматривать лимит остатка иперераспределять его между РКЦ — ми данной территории. Если в РКЦ в концеоперационного дня фактический остаток денег в оборотной кассе превыситустановленный лимит, то вся сумма превышения лимита в тот же день перечисляетсяв резервные фонды. Превышение установленного лимита оборотной кассы считаетсягрубым нарушением эмиссионной дисциплины.
1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЭМИССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1.  Субъект эмиссионнойоперации
Прежде охарактеризуем субъект эмиссионной операции —эмитента. Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что «эмитент — этоюридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, илиорганы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие отсвоего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлениюправ, удостоверенных ценной бумагой». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар— ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента,хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а маркетабельность —зачастую просто количеством «колокольчиков и свистков», которые выглядели бывесьма привлекательно в глазах неискушенного российского инвестора.
Однако не следует думать, что эмитент уходит с рынка,поставив на него ценные бумаги. Эмитент постоянно присутствует на нем, так какон должен нести обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг поосуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперируетсвоими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу.
На рынке ценных бумаг эмитент прежде всего оцениваетсяс точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им (предлагаемых на продажу)ценных бумаг.
Первенство среди российских эмитентов прочноудерживает государство. Важным фактором особой популярности ценных бумаг этогоэмитента является его статус. Считается, что государственные ценные бумагиимеют нулевой риск, так как возможен крах банка, банкротство акционерногообщества, но государство будет нести свои обязательства всегда, поскольку с нимничего подобного произойти не может. По теории инвестиционного анализа ценныебумаги, имеющие нулевое или близкое к нему значение риска, могут продаваться сминимальным доходом. Практика торговли ценными бумагами на развитых фондовыхрынках мира подтверждает этот постулат. Государственные ценные бумаги,эмитируемые правительством России, сочетают несколько приятных для инвесторасвойств: при действительно низком риске, обладают достаточно высокойдоходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютнойликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочныепозиции на российском фондовом рынке.
Следует отметить, что местные органы власти вышли нафондовый рынок несколько позже центрального правительства (а именно в 1992году) и статус их несколько ниже, Местная администрация может в обеспечениеценных бумаг предложить лишь муниципальную собственность — жилищный фонд, ликвидностькоторого ограничена. Поэтому эмитент должен прибегать к «колокольчикам исвисткам» — предоставлению налоговых или арендных льгот, выпуску доходныхоблигаций и т. д.
Негосударственные структуры при выпуске ценных бумагмогут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либовыступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготыи т. д. Примером такого эмитента может быть РАО «Высокоскоростные магистрали».Оно выпустило облигации, гарантом которых выступает Министерство финансовРоссийской Федерации.
Акционерные общества, относящиеся к производственномусектору, качественно разделяются как эмитенты ценных бумаг: приватизированныепредприятия составляют одну группу, а вновь создаваемые акционерные общества —другую.
Акционерное общество, возникшее в результатеприватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационнойзакрытостью, неопределенностью экономических перспектив и малойпредсказуемостью показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, помимоинвестиционной привлекательности акций необходима техническая доступностьреестра для инвесторов и профессионалов рынка.
Совсем по-другому выглядит «место под солнцем» наотечественном рынке ценных бумаг, а точнее, здесь средства инвесторов отвоевываликомпании, никогда и не предполагавшие вставать на трудный путь реальногоинвестирования — производительного использования собранных средств. Сколько же «колокольчикови свистков» было навещено ими, причем не на выпускаемые ценные бумаги (которые,следует заметить, в большинстве подобных компаний таковыми и не являлись), апрямо на уши инвесторов. В результате деньги многих инвесторов ушли сотечественного фондового рынка вместе с исчезнувшими эмитентами. Капитал сталредок и труднодоступен при его мобилизации с помощью эмиссии ценных бумаг.
Такая ситуация на российском рынке ценных бумагсоздает определенные трудности для эмитентов, причем даже для тех из них, закоторыми стоят высококвалифицированные инвестиционные проекты. Поэтому процессконструирования новых выпусков ценных бумаг становится не только наукой, но иискусством. К подготовке товара (ценных бумаг) целесообразно привлекатьспециалистов — инвестиционных консультантов, которые, как правило, используютразличные новации для того, чтобы сделать ценную бумагу привлекательной дляинвестора.
Однако существуют общие правила, применяя которыеможно достигнуть определенных успехов на отечественном фондовом рынке:
1.  эмиссии ценных бумаг должны бытьадресными, т. е. сориентированными на определенного инвестора;
2.  должно тщательно прорабатыватьсявремя появления ценных бумаг на основе оценки финансовой ситуации в стране;
3.  важно отразить в условияхпредстоящего выпуска ценных бумаг те преимущества, которые имеет эмитент и егоинвестиционная программа;
4.  чем ниже статус эмитента, тембольше прав, гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг, повозможности его целесообразно наделить уникальными преимуществами дляинвестора. Например, правом конверсии в иные ценные бумаги, объединить выпускаемыеакции с опционом «пут» и т. д.
Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг лидируютбанки. Это объясняется тем, что банковский бизнес остается даже в кризисныйпериод наиболее прибыльным, а в условиях выпуска и обращения ценных бумаг,жестко регламентируемые Центральным Банком РФ, позволяют банкам по надежности(статусу) занимать второе место после государственных ценных бумаг. Ценныебумаги являются не только важнейшим инструментом формирования капитала, но ивсе более важным средством привлечения заемных ресурсов. Следует сразу жеоговориться, что если для корпорации основу хозяйственной и финансовойдеятельности составляют собственные ресурсы (более половины пассивовсформированы за счет эмиссии акций), то банковские и финансовые структуры создаютсвою ресурсную базу в основном за счет привлеченных средств. Источникомпривлечения заемного капитала является эмиссия облигаций, которая по вполнепонятным и проанализированным в разделе «эмиссия облигаций» причинам неявляется популярным способом формирования ресурсной базы. Поэтому основнаячасть активов банков и финансовых структур финансируется за счет привлеченныхна краткосрочной основе средств.
Предприятия небанковской сферы (не имеющие кредитнойлицензии) не могут эмиттировать депозитные и сберегательные сертификаты, да ивыпуск векселей должен обслуживать коммерческий кредит, т. е. выписка векселейдолжна производиться под товарные сделки. Поэтому бурное развитие в Россиикраткосрочных фондовых инструментов привлечения капитала было связано с эмиссиейбанковских векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Векселя,выпускаемые предприятием, использовались лишь в организованных банком схемах сцелью снижения отчислений в резервы и оптимизации налогообложения. Эмиссионнаядеятельность банка в данном секторе фондового рынка обусловлена понятнымжеланием банков привлечь заемные средства для активных операций на самыхвыгодных для банка условиях. Эмиссия краткосрочных долговых инструментов —депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, инвестиционные свойствакоторых позволяют совместить высокую ликвидность, невысокий риск имногофункциональность в решении тех или иных финансовых задач, отвечаетинтересам коммерческих банков. Эмиттируя и обслуживая векселя, сберегательные идепозитные сертификаты, коммерческие банки выполняют свое непосредственноеназначение — обеспечивают денежный оборот и аккумулируют свободные денежныесредства. Данные инструменты денежного рынка позволяют привлекать ресурсытехнически более простыми способами, не связанными к тому же с передачей правучастия в управлении. Эмиссионная политика определяется в данном случаепотребностями банка в кратко- и среднесрочных ресурсах и текущими ставкамиденежного рынка.
Долговые бумаги (сберегательные и депозитныесертификаты, векселя) обладают целым рядом особенностей, делающих их болеепривлекательными для инвестора по сравнению с традиционнымикредитно-депозитными формами вложения средств:
— во-первых, это – краткосрочный характер их выпуска,возможность реализации на вторичном рынке или учета в банке, использование вкачестве средства платежа по другим операциям или для обеспечения кредита вкачестве гарантии, что позволяет их владельцу выбирать сроки возврата вложенныхсредств и способ реализации того или иного использования принадлежащих емубумаг;
— во-вторых, привлекательность таких долговыхинструментов, как сертификаты и процентные векселя, обусловлена существенныминалоговыми льготами: льготная ставка налогообложения процентных доходов по этимбумагам (15 процентов, которые уплачивает в бюджет эмитент) дает инвестору исоответственно эмитенту существенные преимущества по сравнению с использованиемтрадиционных форм депонирования средств.
Цифры свидетельствуют о беспрецедентном успехе выпускакраткосрочных фондовых инструментов; около 95 процентов всех срочных вкладовюридических лиц оформлено банковскими ценными бумагами. Их выбор, широта иактивность использования российскими банками во многом определяется профилемконкретного банковского учреждения. Банки, ориентированные на работу с «розничным»клиентом, предлагают широкий выбор депозитных и сберегательных сертификатов.Банки, работающие преимущественно с корпоративной клиентурой, гораздо ширеиспользуют вексель. Причем, в этой группе наблюдается разделение на банки, использующиеконсервативную тактику управления вексельным оборотом (Империал, Токобанк идр.), предпочитающие ограничить хождение своих векселей путем депонирования навесь срок до погашения или использования надписей «не по приказу» (исключающимпередачу векселя индоссаментом), и банки, осуществляющие агрессивную стратегиюна фондовом рынке (Тверьуниверсалбанк, банки-участники Эмиссионного Синдиката),которые настойчиво внедряют свои векселя в обращение между предприятиями[1].
Попытки превратить банковский вексель в платежноесредство имеют в России свою специфику, определяемую «кризисом неплатежей»,который в условиях жесткой монетарной политики может быть смягчен заменойденежных расчетов другими платежными инструментами. Поэтому коммерческие банкиимеют возможность сыграть ключевую роль в развязке цепочек неплатежей, что нетолько повышает ликвидность их долговых инструментов, но и привлекает новуюклиентуру.
1.2. Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ
Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФобусловлены основными целями его деятельности ЦБ, в соответствии с которымиЦентральный банк:
— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег
— прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет
— создает резервные фонды банкнот и монет
— устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации денег для кредитныхорганизаций
— устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок заменыповрежденных банкнот и монет, а также их уничтожение.
Осуществление эмиссии банкнот является показателемнезависимости Центрального банка от государственных органов. При этом любоепокрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег состороны ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость ЦБ в проведенииденежно-кредитного регулирования.
Прогнозирование потребности хозяйственного оборота вденежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифрминимальных и максимальных границ прироста денежной массы.
ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложенияденег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежногооборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объемувыпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются. ЦБ в конечномсчете берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессомпроизводства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такогоколичества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг несогласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживаниятоварооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могутосуществляться либо в целях замены физически износившихся банкнот, либо подрост национального богатства.
При этом отметим следующее: если часть банкнот невозвращается в ЦБ и накапливается на руках, происходит тезаврация, образуютсядополнительные ресурсы, которые при определенных условиях усиливают инфляционныетенденции.
Необходимо отметить, за Центральным банкомзаконодательно закреплена только монополия на эмиссию наличных денег вобращение. Однако, центральный банк может воздействовать и на безналичнуюэмиссию, которая осуществляется коммерческими банками с учетом банковского(депозитного) мультипликатора. Это влияние осуществляется, во-первых, черезрефинансирование банков (расширяя или сжимая рефинансирование, центральный банкувеличивает или уменьшает банковские ресурсы, увеличивая или уменьшая способностькоммерческих банков «делать деньги»), во-вторых, через изменение нормыобязательного резерва, уменьшая или увеличивая свободные ресурсы коммерческогобанка. Кроме того, величина банковского (депозитного) мультипликатора находитсяв обратной зависимости именно от норматива обязательных резервов коммерческихбанков. Следовательно, через изменение норматива обязательных резервовкоммерческих банков центральный банк воздействует на величину банковского(депозитного) мультипликатора, уменьшая или увеличивая способность созданияденег системой коммерческих банков.
Выполнение Центральным банком роли эмиссионного центра страны непосредственносвязана с его ролью как органа денежно-кредитного регулирования. Как органденежно-кредитного регулирования Центральный банк регулирует состояниеденежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом накредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.
Характер проводимой денежно-кредитной политики зависитот степени независимости Центрального банка. Например, целевые ориентирыизменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственноцентральным банком, в то же время ни один центральный банк не может независимоот правительства установить тот или иной валютный режим.
Разработка и проведение денежно-кредитной политикивключает в себя:
— проведение исследований по проблемам экономики и состояние денежно-кредитнойсферы, образующих основу денежно-кредитной политики
— определение направлений денежно-кредитной политики
— выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования:рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные операции,процентная политика, операции на открытом рынке.
— создание и ведение статистических данных по объему денежной массы, кредитам исбережениям
— составление денежных программ и контроль за их выполнением.
Двухуровневая банковская система предполагает взаимодействие Центрального банкатолько с коммерческими банками, без его непосредственного вмешательства вдеятельность реального сектора экономики. Поэтому основной вклад Банка России вулучшение условий работы реального сектора экономики состоит в проведении такойденежно- кредитной политики, которая должна обеспечить необходимую степеньнасыщения экономики деньгами при одновременном сдерживании инфляции. Такаяполитика позволяет создать предпосылки для увеличения совокупного спроса,нормализации денежных потоков, решения проблемы неплатежей и вытесненияденежных суррогатов.
Поэтому особенно важным является следующее направлениедеятельности центрального банка: Центральный банк выступает и как банк банков.Центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков,является расчетным центром банковской системы, предоставляет ссуды коммерческимбанкам. Центральный банк организует платежно-расчетные отношения коммерческихбанков, которые выступают клиентами центрального банка и является участникомэтих отношений, формирует систему наличных и безналичных расчетов. Выступая вроли кредитора последней инстанции для коммерческих банков, центральный банквоздействует на состояние денежно- кредитной сферы, создает базу для расширенияссудных операций коммерческих банков, повышает уровень их ликвидности. Так,предоставление кредитов коммерческим банкам со стороны центрального банка позволяетпредотвратить панику вкладчиков.
Однако, доступ к этим кредитам во всех странахограничен, поскольку необоснованное кредитование коммерческих банков можетподхлестнуть инфляцию. Общая сумма ссуд Центрального банка лимитируется наопределенную сумму. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивымбанкам, испытывающие временные финансовые трудности. Более того, степеньдоступа к кредитам центрального банка зависит от уровня развития страны.Практически во всех развитых странах банки пользуются возможностью получениярефинансирования.
В соответствии с такой целью деятельности центральногобанка, как обеспечение стабильности банковской системы, центральный банквыступает как орган банковского регулирования и надзора. Регулированиебанковской деятельности и контроль за их деятельностью — это система мер,посредством которых центральный банк обеспечивает стабильное и безопасноефункционирование банков. Банковское регулирование предполагает разработку ииздание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующемзаконодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковскойдеятельности.
Контроль проводится с целью обеспечения надежности иустойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзорза осуществлением банками своей деятельности в соответствии с законами иинструкциями. Надзор необходим, поскольку банковская деятельность по своейприроде нестабильна: банки работают в основном за счет привлеченных, а несобственных ресурсов, платежеспособность банков во многом зависит от ихспособности сохранять доверие как вкладчиков, так и юридических лиц, клиентов,структуры сроков по активным и пассивным операциям различны, балансы банков иих внебалансовые позиции могут меняться быстрее, чем в производственных иторговых предприятиях и т.п. Кроме того, центральный банк может предупредитьтак называемые «системные»  кризисы банков или сгладить их последствия. Общиепринципы банковского надзора, сформулированы Базельским комитетом банковскогонадзора, который в 1977 г. разработал и опубликовал «Базовые принципыэффективного надзора на банковской деятельностью». Этими принципамируководствуется и Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностьюроссийских коммерческих банков.
Надзор Банка России за коммерческими банками начинается со стадии регистрации ивыдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, проведение отдельныхбанковских операций (например, валютных операций, операций коммерческих банковс ценными бумагами). В процессе осуществления банковской деятельностиЦентральный банк проводит дистанционный надзор и инспектирование на местах.Дистанционный надзор предполагает получение, проверку и анализ финансовыхотчетов и статистических данных. При этом контролируется выполнение банкамиустановленных экономических нормативов и других пруденциальных нормдеятельности. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию банковна депозитном рынке, позволяет гарантировать соблюдение интересов вкладчиков.Таким образом Центральный банк получает информацию о ликвидности,платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков. Эта работапроводится также при анализе оборотов и остатков денежных средств на счетахкоммерческих банков в РКЦ. Естественно, что эффективность банковского надзора вомногом зависит от своевременного и полного представления банками достовернойинформации.
При инспектировании на местах Центральный банкиспользует метод выборки, уделяя особое внимание системам учета и контроля вбанке.
Центральный банк как агент правительства. Центральный банк выполняет операциипо размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета,ведет счета правительства, является его финансовым консультантом, а такжеосуществляет перевод валютных средств при расчетах правительства с другимистранами и международными финансово-кредитными организациями.
В операциях по размещению и погашению государственногодолга Центральный банк выступает одним из участников размещения и держателемчасти государственных обязательств. Банк России консультирует Министерствофинансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг ипогашения государственного долга. При этом учитывается их воздействие насостояние банковской системы и приоритеты государственной денежно-кредитной политики.
В то же время, в настоящее время Центральный банк неимеет права предоставлять прямые кредиты Правительству РФ для финансированиябюджетного дефицита, кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ,местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это являетсяодним из проявлений независимости Центрального банка.
Кассовое исполнение бюджета — это организация приема,хранения и выдачи государственных бюджетных средств, и средств государственныхвнебюджетных фондов, ведение учета и отчетности.
Не менее важной сферой деятельности Центрального банкаявляется регулирование спроса на иностранную валюту и ее предложения с цельюдостижения устойчивого курса национальной валюты по отношению к иностраннымвалютам. При этом центральный банк выступает как орган валютного регулированияи валютного контроля. Полномочия Центрального банка как органа валютногорегулирования и валютного контроля определены Федеральным законом «О валютномрегулировании и валютном контроле».
Как орган валютного регулирования в РФ Банк России:
·    определяет сферу и порядокобращения валютных ценностей на территории РФ;
·    устанавливает правила и порядокпроведения в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций, единые формыучета, документации и статистики валютных операций;
·    выдает и отзывает лицензиикредитным учреждениям на осуществление валютных операций.
Валютный контроль в РФ ставит своей целью обеспечениесоблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций. Какорган валютного контроля Центральный банк действует совместно с Государственнымтаможенным комитетом России, Федеральной службой по валютному и экспортномуконтролю России через агентов валютного контроля: уполномоченные банки. Врамках валютного контроля Центральный банк через уполномоченные банкиконтролирует:
·    правильность проведения операцийпо экспорту, импорту товаров, работ, услуг;
·    правильность использования режимоввалютных счетов;
·    соблюдение порядка обязательнойпродажи части валютной выручки клиентами уполномоченных банков;
·    правильность организации работыобменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операцийв уполномоченных банках.
Помимо основных направлений деятельности Центральногобанка есть и дополнительные, не связанные непосредственно с его основнойзадачей, но способствующие ее выполнению.
К числу этих направлений деятельности относитсяпроведение аналитических, статистических и научных экономических исследований,прогнозирование экономических процессов прежде всего на макроуровне, анализизменения экономической конъюнктуры, анализ финансового положения предприятий,осуществление связей с небанковской клиентурой, предоставление определенногонабора общественных услуг (услуг коллективного пользования), подготовка иповышение квалификации кадров.
Необходимость проведения аналитических, статистических и научных экономическихисследований и составление экономических прогнозов развития российскойэкономики вызвана тем, что именно Центральный банк готовит проект основныхнаправлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящийгод и представляет его в Государственную Думу. В соответствии с Федеральнымзаконом о Центральном банке (Банке России) основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включаютследующие положения:
— анализ состояния и прогноз развития экономики России
— основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственнойденежно-кредитной политики.
С экономической точки зрения анализ и исследованияобщеэкономических процессов со стороны Центрального банка необходимы для выборанаправлений денежно-кредитной политики, качества ее разработки и реализации.Принятие решения об основных ориентирах, параметрах и инструментахденежно-кредитной политики основывается на соответствующем экономическоманализе ситуации в России, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации искоординировать действия государственных органов.
Относительно новым направлением деятельностиЦентрального банка является проведение мониторинга предприятий реальногосектора экономики в рамках реализации проекта «Центр мониторинга предприятий».Целью данного проекта является создание в Банке России целостной системымониторинга предприятий реального сектора в целях совершенствованияденежно-кредитной политики с учетом современных условий развития российскойэкономики.
Информационно-исследовательская деятельностьЦентрального банка предполагает также консультационную деятельность, в рамкахкоторой проводятся различного рода встречи, семинары, конференции, в том числеи на международном уровне. Кроме того, Центральный банк сотрудничает сцентральными банками других стран, международными валютно-кредитными ифинансовыми организациями.

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
2.1. Законодательная структура
Статус, задачи, функции, полномочия и принципыорганизации и деятельности Банка России законодательно определяютсяКонституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. СогласноКонституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита иобеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целямидеятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности икурса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укреплениебанковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется БанкомРоссии независимо от органов государственной власти (ст. 75 КонституцииРоссийской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в целидеятельности Банка России[2].
Принцип независимости — ключевой элемент статусаЦентрального банка Российской Федерации — проявляется прежде всего в том, чтоБанк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти ивыступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежнойэмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка Россииотражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом и выступаеткак субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка Россииявляются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию ираспоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России;изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласияне допускаются. Финансовая независимость Центрального банка РоссийскойФедерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счетсобственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам БанкаРоссии, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они неприняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федеральногозакона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления не имеют прававмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства БанкРоссии информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, БанкРоссии вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Банк России подотчетен Государственной ДумеФедерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность иосвобождает от должности Председателя Банка России (по представлению ПрезидентаРоссийской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а такженазначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банкаРоссийской Федерации и аудиторское заключение.
Закон устанавливает и регулирует только эмиссию наличныхденег, но допускает возможность осуществления платежей в виде наличныхи безналичных расчетов. Учитывая, что конституционная норма не содержитуказание на форму денежной эмиссии, мы считаем, что она предусматривает эмиссиюденег как в наличной форме (банковские билеты - банкнотыи металлические монеты), так и в безналичной форме(депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия)[3].
Денежная эмиссия закладывает основы кредитно-денежногорегулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституцииотнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия, осуществляемаяисключительно Центральным банком Российской Федерации, охватывает:
·    сокращение и контроль надкредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;
·    проведение политики в вопросеоб учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции -положительной ставки), устранение разницы между учетными ставками ЦБи ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;
·    контроль над кредитами,предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;
·    необходимость включения всехфедеральных расходов в федеральный бюджет.
Как правильно отмечает Б. Федоров, вся стратегия в областиденежной эмиссии состоит в том, чтобы «пресечь неконтролируемоепоступление в экономику денежной массы, сделать систему болеевосприимчивой к воздействию кредитно-денежной политики и финансовойполитики в целом».
Функции центральных банков по управлениюкредитно-денежной системой, по образному выражению Дуайта Семлера, «это тотперекресток, где политика и закон сходятся с экономикой».
Действительно, вопросы об объемах денежной эмиссиирешаются не только Центральным банком, но и политическими органами -Федеральным Собранием, принимающим ежегодно Федеральный закон о бюджете,Правительством, «разрабатывающим и представляющим Государственной Думефедеральный бюджет» (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все законопроектыо выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательствгосударства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые засчет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу приналичии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104Конституции).
В связи с тем, что вопросы денежной эмиссииявляются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантируетопределенную степень независимости Центральному банку. Это -конституционная гарантия «устойчивости рубля».
Речь идет именно об определенной степени независимостиЦБ, а не о полной[4].
Обеспечение устойчивости рубля - основная функцияЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственнойвласти» (ч. 2 ст. 75 Конституции). Для правильного определения мерынезависимости ЦБ в обеспечении устойчивости рубля необходимопроанализировать ряд конституционных положений.
Кроме конституционных принципов-законоположений, при­нятовыделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаютсяв принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивнымпотенциалом. В сфе­ре банковского права к числу названных принципов следует от­нестите нормы, которые регламентируют порядок назначения ру­ководства Банка России,его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение надолжность и освобожде­ние от должности Председателя Центрального банка РФотнесе­но к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассмат­ривает этотвопрос по инициативе Президента РФ. На рынке фи­нансовых услуг единственнымэмитентом денег является Централь­ный банк Российской Федерации (ст. 75 КонституцииРФ). Ни­каких дополнительных нормативных актов для реализации этого положенияне требуется, а то, что аналогичная норма содержит­ся и в Законе о Центральномбанке, означает простое повторение уже существующего предписания.
Значение конституционных основ банковского права состо­итв следующем. Во-первых, они программируют банковскую де­ятельность,распространяя на нее правовой режим предпринима­тельства и устанавливая свободупередвижения капитала и финан­совых услуг (ст. 8 Конституции РФ).
Государство на уровне Конституции создает гарантиисферы ре­ализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые пра­вила ипринципы.
Среди принципов можно рассматривать указан­ные в ст. 8Конституции РФ свобода экономической деятельнос­ти, конкуренцию, равную защитувсех форм собственности и др.
Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот ми­нимумгарантий прав и интересов участников банковских право­отношений, который неможет быть ограничен специальными бан­ковскими нормами. К числу таких прав исвобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защи­туи т.п.
На первый взгляд может показаться, что указанные праваи сво­боды соотносятся только со статусом гражданина в Российской Фе­дерации ине могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так, иподтверждением тому может слу­жить постановление Конституционного Суда РФ поделу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона РоссийскойФедерации «О федераль­ных органах налоговой полиции». Это постановление имеетсуще­ственное значение для решения большого числа проблем, и не толь­ко проблембанковского права.
В данном же случае необходимо отметить, чтоКонституцион­ный Суд Российской Федерации установил, что конституционные правачеловека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, вкакой эти права могут быть к ним приме­нимы. Такой вывод представляется вполнеобоснованным, и до­казать его можно по принципу от обратного. Если допустить,что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати,она даже не упоминает термина «юридическое ли­цо»), то необходимо будетпризнать, что в правовом поле наше­го государства существуют некоторые участкиили сегменты, ко­торые не подпадают под конституционное воздействие. Это, всвою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что онадействует на всей территории РФ и является актом выс­шей юридической силы.
Следовательно, конституционные гарантии прав изаконных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, ина их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних.
В-третьих, конституционные нормы создают основу дляеди­нообразного банковского правового регулирования. Это выра­жается в том, чтов соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единогорынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесенык компе­тенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов РоссийскойФедерации, принимаемые по этим вопросам, следу­ет считать незаконными.

2.2.Налогообложение эмиссионной деятельности
Закон РСФСР «О налоге на операции сценными бумагами» (с изменениями, внесенными Законом РФ от 18 октября 1995 г.)предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпускаценных бумаг, заявленную эмитентом. Плательщиками налога на операции с ценнымибумагами являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Налог взимается вразмере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачивается плательщикомодновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.
Согласно письму № 2023-1 от 12 апреля 1996г. «О порядке применения Закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» от12 декабря 1991 г.», где были приведены разъяснения Федеральной комиссии поценным бумагам и фондовому рынку (№ дв-2040), Госналогслужбы РФ (№ 05-02-03) иМинистерства финансов РФ (№ 04-07-06),
— при увеличении уставного капиталаакционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акцийналогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпускаакций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения;
— не является объектом обложения даннымналогом, номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ,осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценныхбумаг акционерного общества понимается выпуск акций при учреждении акционерногообщества.
При осуществлении операций купли-продажиценных на вторичном фондовом рынке налог на операции с ценными бумагами невзимается.

3. ВНУТРЕННИЙКОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БАНКОМ ЭМИССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1.  Контроль за эмиссионными операциями наличности
Цель эмиссии наличных денег - обеспечениеэкономики платежными средствами. Монополия на эмиссию наличных денег (банкнотыи монеты) принадлежит центральному банку. Эмиссия наличныхденег представляет собой результат превышения суммами эмиссионных операцийцентрального банка lib.mabico.ru/137.htmlпо выпуску наличных денег в обращение сумм их изъятия из обращения закакой-либо промежуток времени. Наличноденежная эмиссия обладает высокойстепенью эластичности, что определяется наличием у кредитных lib.mabico.ru/859.html организаций возможности увеличивать по меренеобходимости запасы наличных денег путем списания средств со своих счетов вцентральном банке или депонирования на них излишков наличности.Расчетно-кассовое обслуживание кредитных lib.mabico.ru/859.htmlорганизаций в регионах России выполняютрасчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России. Эмиссия наличныхденег расчетно-кассовыми центрами осуществляется через открытые в нихрезервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежныхзнаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличенияпотребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Через оборотную кассуРКЦ постоянно осуществляются операции по приему наличных денег от кредитных lib.mabico.ru/859.htmlорганизаций и выдаче их кредитным организациям. Еслисумма поступлений наличных денег в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдачденег из нее, то деньги lib.mabico.ru/472.html изымаются из обращения. При этом они переводятся lib.mabico.ru/1382.htmlиз оборотной кассы РКЦ в резервный фонд. Резервнымифондами РКЦ распоряжаются территорией учрежденияния Банка России. Если у кредитныхhttp://lib.mabico.ru/859.htmlорганизаций,обслуживаемых РКЦ, потребность в наличных деньгах превышает поступления денег вих операционные кассы, то РКЦ увеличивает выпуск lib.mabico.ru/386.html наличных денег в обращение. Для этого РКЦ сразрешения территории учреждения Банка России переводит lib.mabico.ru/1382.html наличные деньги lib.mabico.ru/472.html из резервного фонда в оборотную кассу. Наличныеденьги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступают в операционные кассы кредитных lib.mabico.ru/859.html организаций, откуда выдаются их клиентам lib.mabico.ru/764.html (в кассы предприятий или непосредственно населению)
В целях обеспечения контроля налично-денежных эмиссийи оборота ЦБ РФ организует выполнение работ по прогнозированию требуемыхобъемов бумажных денежных знаков и монет -и их производству, созданию для нихсоответствующих резервных фондов.
Данные сведения используются также при прогнозированиидосрочных выплат и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу,эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению БанкаРоссии.
Для обеспечения своевременной выдачи кредитнымиорганизациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов повкладам граждан территориальные учреждения Банка России устанавливают длякаждой кредитной организации сумму минимально допустимого остатка наличныхденег в операционной кассе на конец дня.
Не реже одного раза в два года учреждения банковпроводят проверку соблюдения определенного Банком России порядка ведениякассовых операций и работы с денежной наличностью. В свою очередь,территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банковпо организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядкаведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии суказанным выше Положением.
Для определения потребности в наличных деньгах в целомпо Российской Федерации, по регионам и по учреждениям банков и в соответствии сэтим разработки мероприятий по стабилизации денежного обращения с 1991г. в РФсоставляются прогнозы кассовых оборотов, в которых отражается объем и источникипоступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направлениеих выдач предприятиям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионныйрезультат, т.е. сумма выпуска или изъятия из обращения.
С 1 января 1998г. Положением ЦБ РФ установленопределенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота. Для выявленияобъема источников поступлений количества денег в кассы учреждений банков инаправления их выдач, а также эмиссионного результата в областях, краях,республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовыхоборотов на квартал.
Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальныеучреждения Банка России учитывают при разработке мер по организацииналично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозовналичных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.
Кроме того, территориальные учреждения Банка России икредитные организации составляют и направляют в ЦБ РФ статистические отчеты окассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.
Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФанализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результатыанализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а такжедля разработки  и осуществления совместно с учреждениями банков мер поулучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.
Центробанк объявил о решении выпустить в начале 2006года новую банкноту номиналом 5 тыс. руб. То есть скоро в чемодан, которыйсейчас вмещает 5 миллионов рублей, можно будет уложить 25 миллионов.
Образец купюры 5 тыс. руб. был принят еще в 1997 году,тогда же появился дизайн более мелких денег – 1000 руб., 500 руб. и меньше.Сюжет новой пятитысячной банкноты продолжит так называемую «городскую серию» ибудет посвящен Хабаровску. Примечательно, что Петербургу из этой серии отданатолько пятидесятирублевая бумажка.
Первым делом новые деньги попадут в руки банкиров ибудут сулить им определенные выгоды. «За счет новых купюр банковские служащие,которые работают непосредственно с клиентами, смогут сократить время обработкизаказов. Также это коснется и близких к банкам служб, например, инкассаторов.Им при прежних суммах предстоит возить меньшие объемы, что может значительноупростить транспортировку денег», – считают в «Промышленно-строительном банке».
Следующим, кого затронут перемены, станет розница.Ритейлеры опасаются, что в магазинах первое время не будет хватать мелкихналичных для того, чтобы рассчитываться с покупателями. Когда в оборотепоявилась купюра в тысячу рублей, иногда возникали проблемы с их разменом вмагазине, что же говорить про пять тысяч.
Видимо, мы будем искать какие-то способы избежатьповторения истории. Кроме того, и банкиры, и сетевики понесут определенныезатраты по ознакомлению кассиров с новыми деньгами и их защитными свойствами.
А вот например, предприниматель, чей бизнес связан сбольшими объемами наличных, генеральный директор компании «Конти групп» ДмитрийНевельский считает, что выпуск новой купюры это всего лишь подтверждениевысоких темпов инфляции. «Рассказы о том, что из-за пятитысячной банкноты могутсократиться затраты на транспортировку денег, с моей точки зрения, всего лишьрассказы, – уверен Невельский. – Понятно же, что происходит постепенный процессобесценивания денег, и в стране не хватает денежной массы. Ассоциации, конечно,неприятные, но после ввода новых купюр у нас в стране обычно случаютсяфинансовые кризисы. Что же касается казино, то наши клиенты в последнее времяпредпочитают расплачиваться кредитными карточками, и номинал банкнот им неважен»[5].
Новые возможности открываются и у фальшивомонетчиков.По данным криминалистов МВД РФ, чаще всего подделываются купюры номиналом 100,500 и 1000 руб. (за год выявляется 15-20 тыс. подделок). С нового года к числусамых подделываемых, вероятно, прибавится новая банкнота – впятеро более«рентабельная», чем тысячная.
3.2. Порядок осуществления контроля над эмиссиейэлектронных денег
Согласно пункту 2.4. Положения «О порядке эмиссиикредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям,совершаемым с их использованием» № 23-П, Банк России выделяет специальнуюгруппу, классифицируемую как предоплаченные финансовые продукты, позволяющиепроизводить оплату товаров (услуг) или получение наличных денежных средств, иуказывает, что их распространение может осуществляться только по специальномуразрешению Банка России. Причем в приведенном в указанном Положении перечнепримеров предоплаченных финансовых продуктов, наряду с такими как Visa TravelMoney, VISA CASH, и аналогичные им, указан и Mondex.
ЦБ РФ выпустил Указания № 277-У «О порядке выдачирегистрационных свидетельств кредитным организациям — резидентам наосуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» и № 276-У «О порядкевыдачи разрешений кредитным организациям — резидентам на распространениеплатежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов[6],которые устанавливают специальный порядок выдачи разрешений кредитныморганизациям-резидентам на распространение предоплаченных финансовых продуктов,в том числе и других эмитентов. В данных Указаниях Банк России определяет, что«в целях данного Указания под предоплаченными финансовыми продуктами понимаютсяденежные обязательства организаций, заменяющие в процессе их обращениятребования юридических и/ или физических лиц по оплате товаров или услуг, и втом числе денежные обязательства, составленные в электронной форме. Причем,согласно разъяснениям Департамента методологии и организации расчетов ЦБ РФ Критерииотнесения тех или иных финансовых инструментов к предоплаченным финансовымпродуктам базируются не на принципах технической реализации расчетов, а напорядке расчетов по операциям с использованием этих инструментов.…Неправомерно относить карты к предоплаченным финансовым продуктам только на томосновании, что они оснащены микропроцессором или каким-либо другим техническимустройством.
Таким образом, Банк России, выпустив свои нормативныедокументы и выделив новую категорию  «предоплаченных финансовыхпродуктов», в которую попадают и электронные деньги, дает возможность кредитныморганизациям организовать процесс эмиссии и распространения последних в обходзаконодательного запрета эмиссии наличных денег, но под контролем ЦентральногоБанка.
По нашему мнению, при первоначальном внедренииэлектронных денег необходимо ограничить круг эмитентов небольшим числомкредитных организаций, с целью жесткого регулирования, контроля и минимизациивозможных рисков. В то же время распространение и обслуживание электронныхденег могут проводить как банковские, так и небанковские организации. Решениеже данного вопроса в дальнейшем должно основываться на анализе состояния иразвития систем электронных денег в каждой конкретной стране. В настоящее времялогичными и экономически обоснованными можно назвать действия Банка России,который своевременно предпринял шаги, направленные на осуществление контроля занововведениями в денежно-кредитной сфере.
При разрешении эмиссии электронных денег частнымикредитными организациями центральные банки сталкиваются с необходимостьюоценить ее влияние на денежно-кредитную политику, денежную массу, эмиссионныйдоход и другие факторы.
Негативное влияние на состояние денежного обращениямогут оказать два фактора: бесконтрольное увеличение объема денежной массы иускорение оборачиваемости денежной единицы, что может привести к существенномуросту инфляции.
Бесконтрольная со стороны Центральных банков эмиссияэлектронных денег частными кредитными организациями может привести к ростуденежной массы. В случае реинвестирования денежных средств, полученных в обменна электронные, возникнет кредит, который приведет к возникновению новых денегпод действием банковского мультипликатора.
Другой фактор — увеличение скорости оборота денежнойединицы. Рассмотрим уравнение обмена Фишера:
MV = PT
где
M — объем денежной массы,
V — скорость ее обращения,
P — общий уровень денежных цен на товары,
T — объем текущих сделок в экономике.
Обычно при решении данного уравнения показательскорости обращения денег (V) признается стабильной величиной. Однако, еслипроисходит увеличение скорости обращения денег, то оно должно соответствоватьили пропорциональному уменьшению денежной массы, или же в результате приведет кросту уровня цен (P) при неизменном объеме текущих сделок в экономике (T).
Использование электронных денег приведет ксущественному ускорению оборачиваемости наличной денежной единицы, используемойпри расчетах, при том, что адекватного уменьшения денежной массы не произойдет,а наоборот, возможно она частично увеличится. Однако, по нашему мнению, факторроста денежной массы и влияние на общую скорость обращения денег будут не такимсущественными. 3начительная доля рас-четов в денежном выражении происходитпутем использования безналичных денег, а платежи электронными деньгами будутпроисходить на небольшие суммы эквивалентные от долей центов до двух-трех сотендолларов) за товары и услуги реального спроса и предложения. И, соответственно,количество электронных денег необходимое для обслуживания расчетов на малыесуммы не должно быть значительной величиной.
Решение проблем контроля эмиссии электронных денег икомпенсации от снижения эмиссионного дохода возможно несколькими путями. Во-первых,центральный банк должен устанавливать предельную величину Совокупной эмиссииэлектронных денег кредитными организациями. Во-вторых, Центральный банк можетобязать эмитентов электронных денег вкладывать полученные денежные средства вобмен на электронные в определенного рода активы, например, государственныеценные бумаги или депозиты центрального банка. В-третьих, центральный банкможет ввести определенную норму резервирования по выпущенным электроннымденьгам, а также повысить норму резервирования по привлеченным средствам.Данный вариант целесообразен на начальном этапе внедрения электронных денег,так как позволяет активно регулировать и контролировать объем выпущенных денег.В-четвертых, центральный банк может ввести определенную плату за право эмиссииэлектронных денег в зависимости от объема выпуска и таким образомкомпенсировать свои потери. Однако необходимо осторожно подходить киспользованию третьего и четвертого вариантов, так как чрезмерное финансовоеужесточение вызовет удорожание обслуживания электронных денег, что можетпривести к разделению на «дорогие» и «дешевые» деньги и к падению интересапотребителей к использованию электронных денег.
Решить вышеназванные проблемы возможно в ситуации,когда центральный банк сам начнет эмитировать электронные деньги. При этомвозможно, но маловероятно, что эмиссия будет проводиться центральным банкомпараллельно с другими кредитными организациями, или, что более вероятно,монополизировав эмиссию. Рассмотрение данного варианта целесообразно только в случае,если электронные деньги будут иметь значительную долю в общей денежной массе иначнут существенно влиять на денежно-кредитную политику. Однако в данном случаесуществует опасение, что отсутствие конкуренции и, соответственно, стимулов кноваторству могут отрицательно повлиять на существование и развитие электронныхденег.
        

3.3. Оптимальность денежной эмиссии
Вопрос об оптимальности денежной эмиссии связан с проблемой
оптимальности денег вообще и оптимальности количества денегв частности.
Под оптимальностью денег в данном случае понимается высокаястепень обеспечения деньгами пропорционального развития экономики. В экономическойлитературе проблема количества денег, необходимых для развития экономики,является одной из наиболее дискуссионных. Ряд авторов обосновываетправомерность политики дефицитности денег в экономике. Другие считаютцелесообразным наличие некоторого избытка денег и соответственно небольшойинфляции.
Исследован проблему оптимального количества денег, М.Фридмен пришел к следующему выводу:
«Наше окончательное правило, определяющее оптимальное количество
денег, состоит в том, что этого можно достичь путем дефляциицен, теми
которой приводит к нулевой номинальной ставке процента»[7].
Это заключение представляется спорным исходя из рядасоображений. Во-первых, дефляция цен обычно происходит в результате кризиса перепроизводстватоваров. В условиях подъема производства дефляция цен осуществима как случайность.Если предположить, что в нормальных бескризисных условиях идет перманентная дефляцияцен, то это потребует пересмотра договоров по реализации продукции в сторону сниженияцен, сокращается номинальной заработной платы и других ценовых характеристик деятельностихозяйства. На ряде его участков возникнут убытки. Произойдет нарушение производственныхотношений, которое поставит под вопрос оптимальность количества денег, находящихсяв обращении.
Во-вторых, когда номинальная процентная ставка сводитсяк нулю
вследствие дефляции цен и доход кредиторов определяетсяпреимущественно повышением ценности денег, кредит для них в значительной мере теряетсвою привлекательность. При таких условиях у вкладчиков пропадает заинтересованностьв том, чтобы вносить свои свободные деньги во вклады, а у банков ослабеваетстимул к предоставлению кредитов. В итоге понижается роль кредита в экономике.
В-третьих, оптимальность количества денег зависит от того,насколько
оно (количество) дает простор развитию функций денег. Однаковесьма
вероятно, что количество денег, сопряженное с дефляциейцен и нулевой
номинальной ставкой процента, может сузить сферуфункционирования денег как средства платежа.
Идея небольшой инфляции (в пределах 10 — 15 % в год), связаннойс избыточной денежной массой, сопряжена с негативными последствиями для
экономики. Ниже отметим лишь одно из них. В результатеинфляции постепенно накапливается отрыв платежеспособного спроса от роста производства,и на каком-то этапе возникает кризис перепроизводства. Вслед за кризисом происходитсокращение производства и откат, падение цен. При инфляции нарушаетсянормальное функционирование денег как меры стоимости, средств обращения иплатежа, средства накопления и мировых денег. Обстоятельства могут сложитьсятак, что темп инфляции будет падать и процентные ставки снизятся, но количестводенег не приблизится к оптимальному уровню, так как ими будут скрытыдиспропорции, чреватые кризисной ситуацией. Примерно так можно оценить степеньоптимальности количества денег в экономике России перед августовским кризисом1998 года.
Вывод сводится к тому, что ни дефляция, ни инфляция цен,ни нулевая номинальная ставка процента не могут служить надежными критериями
оптимальности количества денег. Достоверный критерий можновывести из
экономический природы денег. По своему назначению деньгипризваны
осуществлять эквивалентный обмен, т. е. опосредовать рентабельноепроизводство, бездефицитный бюджет, обеспеченный кредит. Именно этим
обеспечиваются пропорциональный характер иоптимальность их количества.
Если деньги участвуют в неэквивалентном обмене, они в соответствующей
части превращаются в диспропорциональные деньги.
Причины диспропорциональности денег состоят, например,в их инфляционном избытке, вызванном убытками, дефицитом бюджета и невозвратом денег,ссуженных банками. Любое сколько-нибудь значительное нарушение пропорциональностиэкономики отдаляет количество денег от оптимального уровня.
Таким образом, общее количество денег подразделяется напропорциональную и диспропорциональную части. Удельный вес пропорциональных денегв общей денежной массе свидетельствует о степени оптимальности их количества. Всвою очередь, оптимальность количества денег чрезвычайно важна для выполненияБанком России своей основной функции — защитить и обеспечить устойчивостьрубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе была показана природа организации БанкомРоссии эмиссионных операций. Ясно, что основная функция центрального банкасостоит в эмиссии кредитных денег — банкнот и регулировании денежногообращения. Эмиссия  денег является монопольным правом Центрального банка  и находится  только  в  его компетенции.
    Выпуск денег — главный источник денежных  средств Центрального  банка, используемый для авансирования расширенноговоспроизводства.  Эмиссия  денег производится в размерах, утверждаемыхПравительством РФ, и распределяется  в соответствии с предусмотренными целями,она осуществляется  в  двух  формах:
·    деньги банковского оборота прикредитовании  коммерческих  банков;
·    наличные деньги,  обеспечивающие кассовые   операции   по  обслуживанию   народного хозяйства и бюджета.
Центральные банки превратились в «банки банков», т. е.их клиентурой стали коммерческие банки. Центральные банки сосредоточивают насвоих текущих (корреспондентских) счетах денежные резервы коммерческих банков,осуществляют операции по пополнению денежной наличностью коммерческие банки,предоставляют кредиты этим банкам.
Эмиссионный банк является банкиром государства. Он,как правило, выполняют важную роль по эмиссионно-кассовому исполнениюгосударственного бюджета, а также обслуживают государственный кредит — размещаяоблигации государственных займов, государственные краткосрочные облигации,казначейские обязательства на денежном рынке.
Деятельность Центрального Банка России (ЦБР)регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений вЗакон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которыйбыл принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.
В соответствии с этими законодательными актамиосновными целями деятельности Банка России являются:
·    защита и обеспечение устойчивостирубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностраннымвалютам;
·    развитие и укрепление банковскойсистемы Российской Федерации;
·    обеспечение эффективного ибесперебойного функционирования системы расчетов.
Банковские операции достаточно жестко контролируются.Коммерческие банки постоянно публикуют результаты своей финансовойдеятельности, отчетные балансы, отчитываются перед Центральным банком РФ поширокому кругу показателей. Это позволяет проводить объективную рейтинговуюоценку их работы, что повышает надежность банковских лицензий.
В настоящее время продолжаются создание новыхакционерных банков, расширение капитала функционирующих и преобразование паевыхбанков в акционерные.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.  Банковское дело: Учебник длявузов/Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы истатистика, 2000.
2.  Банки и небанковские кредитныеорганизации и их операции: Учебник/Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовскийучебник, 2004.
3.  Вестник Банка России. №7 (805). 9февраля 2005г.
4.  Деньги и кредит. 2003, №12; 2004,№11; 2005, №2.
5.  Егиазарян Ш. «Влияние электронныхденег на денежно-кредитную политику страны»: Аналитический банковский журнал№10, 2004.
6.  Конституция Российской Федерации.Комментарии.
7.  О понятии, видах, правовом режимеценных бумаг: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой.«Коммерческое право». СПб, 2003.
8.  Косой  А.М.  Денежная  эмиссия: сущность,  свойства  и оптимальность. // Деньги и кредит, 2001/5.
9.  Мельник Д. «Кто ждет дивидендов спяти тысяч»: журнал «Деловой» №29, 2005.
10.      Основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политики на 2003-2004гг.//Деньги и кредит,2003, №12; 2004, №11.
11.      Российская газета. № 73,176. 2005.
12.      Федеральный закон РФ «ОЦентральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
13.      Элстера Я. «Конституционные судыи центральные банки: предупреждение самоубийства или соглашениео самоубийстве»: Конституционное право: обозрение, № 3-4, 2003
14.      http://www.businesspravo.ru
15.      http://bib.bankir.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.