Реферат по предмету "Банковское дело"


Дополнительные операции банка

Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральное агенство пообразованию
 
 
 
Контрольная работа подисциплине:
«Основы банковского дела»
на тему:
«Дополнительные операциибанка»
2006г.

Содержание
Понятие и виды
Технологии проведениябанком лизинговых операций
1. Классификации лизинга
2. Способы участиякредитных организаций в лизинговых операциях
3. Этапы лизинговойоперации и их основное содержание
4. Лизинговые платежи
Банковские электронные услуги.
1. Финансовые карты
2. Банковскоеобслуживание клиента на дому и на рабочем месте
3. Использованиебанковских услуг посредством Интернета
Использованиепоручительства в банковской практике. Банковская гарантия и техника еепредоставления
1. Виды поручительств,используемые банками
2. Виды банковских гарантий

Понятие ивиды
Активныеоперации (сделки) банка включают в себя, в частности, комиссионные игарантийные операции, которые относятся к дополнительным (прочим) операциям.
Дополнительныеоперации играют в общем случае вспомогательную роль. Согласно ст. 5 Закона «Обанках и банковской деятельности» к таким операциям отнесены операции,которые, как правило, могут проводить как банки, так и небанковские кредитныеорганизации (а некоторые из данного круга операций могут проводить даженекредитные организации).
При другомподходе к дополнительным операциям банков можно, видимо, либо всенетрадиционные (новые или относительно новые) для них виды деятельности, либотакие, доходы от которых занимают незначительный удельный вес в общих доходахбанков.
Комиссионныеоперации банков – операции, которые они проводят по поручению, от имени иза счет клиентов и которые дают банкам доход в виде комиссионноговознаграждения (комиссии). К данной категории операций (услуг) относятся:
§  операции инкассированиядебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основанииразличных денежных документов);
§  переводные операции;
§  торгово-комиссионные(торгово-посреднические) операции:
¨               покупкаи продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов и камней;
¨               лизинговыеоперации;
¨               факторинговыеоперации (покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию иполучение права требования платежа с покупателя продукции);
¨               форфейтинговыеоперации (покупка банком долга, выраженного в ценной бумаге, и получение праватребовать удовлетворение у должника по этой ценной бумаге);
§  операции доверительногоуправления;
§  услуги депозитногохранения (предоставление клиентам в аренду специальных помещений или сейфов дляхранения документов и ценностей)
§  консультационные услуги:
/>              общегохарактера (разъяснения);
/>              специальные(информационные, аналитические, юридические, аудиторские);
§ образовательныеуслуги;
§ управленческиеуслуги.
Гарантийныеоперации – операции выдачи банком поручительства или специальной гарантииуплатить долг клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; такжеприносят банку доход в виде комиссионных.

Технологиипроведения банком лизинговых операций
На протяжениипоследнего десятилетия Россия переживала глубокий спад производства и еще болееглубокий обвал инвестиций. В инвестиционной сфере страны сложиласькатастрофическая ситуация. Между тем, возрождение инвестиционной деятельности –единственный путь создания условий для устойчивого экономического роста.Поскольку традиционные источники финансирования инвестиций – бюджетныеассигнования и собственные средства предприятия весьма ограничены, растущеезначение приобретают кредитные источники финансирования инвестиционногопроцесса и особенно такой, как лизинг. Более того, лизинг – тот инвестиционныймеханизм, который сейчас реально действует в России.
Лизинг – вид инвестиционнойдеятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договорализинга физическим и юридическим лицам за плату, на срок и на определенныхусловиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Определениелизинга по Закону неверно по существу в том плане, что ни за рубежом, ни вРоссии право выкупа имущества лизингополучателем не обязательный атрибутлизинга. Если лизингодатель является собственником соответствующего имущества,то в соответствии со ст. 209 ГК его нельзя обязать даже другим закономотказаться от правомочий распоряжением своим имуществом. Следовательно,отчуждение имущества не может быть признано обязанностью лизингодателя.
Лизингополучатель – физическое илиюридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принятьпредмет лизинга за плату и на определенных условиях во временное владение ипользование.
Лизингодатель – физическое илиюридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средствприобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество ипредоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за плату и наопределенных условиях во временное владение и пользование с переходом или безперехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Измногочисленных функций лизинга необходимо отметить следующие:
Финансовая – выражается восвобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимостинеобходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочногокредита.
Производственная – заключается воперативном решении производственных задач путем временного использования (непокупки) дорогостоящих и морально стареющих машин.
Сбытовая – состоит в расширениикруга потребителей и освоение новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизингатех, кто не может сразу купить то или иное имущество.
Использованиеналоговых и амортизационных льгот – предполагает, что:
ü   лизинговоеимущество отражается на балансе пользователя или лизингодателя по соглашениюмежду ними (в случае финансового лизинга);
ü   лизинговая(арендная) плата относится на себестоимость производимой продукции (услуг) исоответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль;
ü   лизингпозволяет применять ускоренную амортизацию, что также уменьшает облагаемуюприбыль и ускоряет обновление материально-технической базы.

1. Классификациилизинга.
Классификацияформ и видов лизинга (Таблица 1).Критерии классификации Виды лизинга Примечания 1 2 3 1. Форма
·           Внутренний – все участники сделки являются резидентами
·           Международный – лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ
2. Срок (продолжи-
тельность)
·           Долгосрочный – более 3-х лет
·           Среднесрочный – от 1,5 до 3-х лет
·           Краткосрочный – менее 1,5 лет В Законе именуются типами лизинга 3. Условия контракта
·           Финансовый – лизингодатель по поручению лизингополучателя приобретает имущество в собственность и передает его последнему во владение и пользование на срок, который соизмерим со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает этот срок. По окончании срока лизинга, если иное не предусмотрено в договоре, имущество переходит в собственность лизингополучателя. Предусматри-вает выплату в течении срока лизинга твердо установленной платы, достаточной для полной амортизации оборудования лизингодателя и способной обеспечить ему прибыль.
·           Возвратный – продавец (поставщик) предмета лизинга сам же выступает в качестве лизингополучателя; разновидность финансового лизинга.
·           Предприятие продает принадлежащие ему основные средства лизинговой компании, а полученные деньги направляет на приобретение оборотных средств. Указанные основные средства даются тому же предприятию в лизинг. Предприятие может оживить свою деятельность, лизинговая компания, по сути, кредитующая его, получает надежное обеспечение в виде оборудования, становящегося его собственностью.
·           Оперативный – лизингодатель передает имущество лизингополучателю только на время. По истечению срока договора имущество безусловно возвращается лизингодателю. Обычно при данном виде лизинга предмет может быть передан в лизинг неоднократно в течении срока его амортизации. 3. Наличие в контракте дополнительных условий
·           Сублизинг – особый вид лизинга, связанный с переуступкой третьему лицу правом пользования предмета лизинга
·           Комплексный (лизинг с обслуживанием) – финансовый или иной вид лизинга, при котором лизингодатель оказывает лизингополучателю также дополнительные услуги любого рода, без которых использовать предмет лизинга, как правило невозможно. В Законе еще упоминается т.н. смешанный лизинг, но что это означает не сказано. 5. Состав участников
·           Прямой (двусторонний), в том числе возвратный – собственник имущества сдает его в лизинг самостоятельно
·           Косвенный – трехсторонний или многосторонний – участвуют еще другие лица (поставщик и, возможно, различные посредники) Посредниками могут быть кредиторы сделки, страховые компании и др.
  6. Способ финансирования
·           За счет собственных средств
·           За счет привлеченных средств
·           Раздельный – сделку частично финансирует лизингодатель
  7. Намерения участников
·           Срочный – одноразовый лизинг
·           Возобновляемый – продляется по истечении первого срока контракта
  8. Форма платежа
·           Денежные
·           Компенсационные – поставки продукции, изготовленной на лизинговом оборудовании, или других товаров и услуг в согласованных объемах и ценах
·           Смешанные – сочетание первых двух платежей
  /> /> /> /> /> />
2. Способыучастия кредитных организаций в лизинговых операциях.
 
Лизингодателем может быть:
o    банк,любая кредитная организация, в уставе которой предусмотрен данный виддеятельности;
o    лизинговаякомпания (универсальная или специализированная на определенном предмете иливиде лизинга);
o    любаяпроизводственная или торговая компания, для которой лизинг не является основнымвидом деятельности, но и не запрещен уставом (следует иметь в ввиду, что всоответствии с законом лизинг – лицензируемый вид деятельности);
o    физическоелицо – предприниматель.
Лизингополучателями и поставщикамисоответствующего оборудования могут быть любые юридические лица и физическиелица – предприниматели.
Это означаетчто у банка имеются разные способы участия в лизинговом бизнесе:
1.    способыпрямого участия в качестве:
а)лизингодателя;
б)лизингополучателя;
2. способыкосвенного участия:
а)кредитование лизинговых сделок (сделок лизинговых компаний);
б) созданиесобственной дочерней лизинговой компании;
в) созданиевместе с другими банками, кредитными организациями, иными
субъектамихозяйствования совместных лизинговых компаний.
Косвенноеучастие банка (его специального лизингового подразделения или дочернейлизинговой компании) в этом бизнесе может включать в себя так же:
Ø   проектированиелизинговых операций;
Ø   разработкумеханизмов привлечения средств для финансирования лизинговых проектов;
Ø   экономико–правовуюэкспертизу и организацию финансирования лизинговых сделок;
Ø   установлениедоговорных отношений со страховыми компаниями о предоставлении им правастраховать имущество, сдаваемое в лизинг;
Ø   проведениеаудита лизингополучателя, оценку имущества, достоверности учета и финансовогосостояния для целей реализации лизингового проекта;
Ø   переговорыс поставщиком (в интересах лизингополучателя) и выработка предпочтительныхусловий приобретения оборудования (сокращение аванса, расчеты, дополнительныегарантии и т.д.);
Ø   получениегарантий от страховщиков (страхование возврата имущества, лизинговых платежей,коммерческого риска и т.п.);
Ø   разработкулизингового договора и дополняющих его договоров;
Ø   платежипоставщику предмета лизинга, контроль за поступлением лизинговых платежей;
Ø   распределениетекущих доходов лизингодателя и др.
3. Этапылизинговой операции и их основное содержание
Российскиепредприятия в целом пока не очень хорошо знают особенности проведениялизинговых операций. Между тем ошибки здесь могут привести к значительнымфинансовым потерям. С учетом этого представляет интерес анализ основных этаповпроведения данных операций.
Проведениелюбой операции лизинга с некоторой доле условности можно разделить на 4 этапа.(Таблица 2)
Этапылизинговой операцииНаименование этапа Объект анализа и управления Результаты деятельности Подготовительный Проект операции Доклад руководству об условиях операции Организационный Бизнес-план реализации операции Утвержденный бизнес-план и пакет договоров, обеспечивающих реализацию операции Управленческий Управление предметом операции Текущие отчеты о выполнении бизнес-плана операции и контроль за исполнением пакета договоров Заключительный Завершение операции Отчет об операции
Подготовительныйэтап– этап планирования потенциальной операции. В течении указанного этапа ведется предварительнаяработа по оценке проекта и проводится бизнес-диагностика заявителя.
Организационныйэтап– этап формализации плана реализации операции и проведение основной экспертизыс целью оценки и согласования с соответствующими сторонами приемлемости:платежеспособности заявителя; технико-экономических и финансовых условийоперации; условий купли-продажи объекта лизинга; условий обслуживания(лизингового договора); залога и гарантийного обеспечения; страхования иразрешения (способов и методов элиминирования) рисков; юридического оформленияоперации.
Управленческийэтапоперации – этап использования предмета лизинга и управления изменениями,которые возникают в ходе операции.
Заключительныйэтапоперации предполагает завершение (закрытие) операции, а так же выкуплизингополучателем предмета лизинга (если это предусмотрено в договоре) и,возможно, изъятие имущества у лизингополучателя в случае наступления рисковнеквалифицированного и недобросовестного использования объекта лизинга (цель –выход из операции с минимальными потерями или без таковых).
4. Лизинговыеплатежи
В Законелизинговые платежи трактуются как суммы платежей лизингодателю отлизингополучателя за владение и пользование имуществом, предоставленным /полученным по договору лизинга. В целом эти платежи состоят из 2-х основныхвидов (общая сумма лизингового договора):
·                возмещениелизингодателю его инвестиционных затрат;
·                выплатему вознаграждения (сверх инвестиционных затрат).
Вознаграждениелизингодателя включает в себя:
·                оплатаего услуг, связанных с операцией, т.е. выплату ему комиссионных;
·                выплатупроцентов (в случае, если лизингодатель направил на приобретение предметализинга и/или на оказание дополнительных услуг собственные деньги).

Банковскиеэлектронные услуги
 
1.    Финансовыекарты
Существуетобщераспространенный термин, обозначающий все виды карточек, различных как поназначению, набору оказываемых с помощью услуг, техническим возможностям, так ипо выпускающим их организациям, — пластиковые карточки. Карточкаможет служить пропуском, водительским удостоверением. Средством открытиякомпьютера, оплаты телефонных переговоров, приобретаемых в магазине товаров ит.д. и т.п. Из всего разнообразия карточек выделим финансовые карты,т.е. карты, используемые для платежей. Фактически они представляют собойзаменители наличных денежных знаков во всех их функциях, а так же часто –инструмент получения денежных знаков со счета в банке; являются одним изпрогрессивных средств организации безналичных расчетов (платежей).
Существуютследующие виды финансовых карт:
·              обыкновенныепластиковые;
·              магнитные;
·              электронные(микропроцессорные и лазерные).
На обыкновенных,самых простых картах с фиксированной покупательной способностью,обычно нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и егоидентификационный код. Все это напечатано или рельефно изображено на переднейстороне карты. Оборотная сторона может содержать подпись владельца.
Магнитнаякартавыглядит так же, но на оборотной стороне имеет магнитную полосу, способнуюхранить небольшой объем информации (около 100 байтов), которую можно считыватьс помощью специального устройства на обрабатывающих машинах (устройство так жеможет распечатать чек).
Микропроцессорнаякарта,или карта памяти (memory card), выглядит так же, но обладаетвстроенным микропроцессором (чипом) с возможностями небольшого компьютера,управляющего всеми процессами взаимодействия с памятью и различными внешнимиустройствами. Такие карты часто называют «интеллектуальными» (smart carts).
В семействеэлектронных финансовых карт различают обыкновенные карты памяти, смарт-карты,суперсмарт-карты. А так же лазерные карты (карты с лазерным сканированием).
Банковскиекарты – финансовые карты, которые банки выпускают и используют в качествеинструмента привлечения средств клиентов.
При этом онимогут выпускать и/или распространять:
·   картысобственные;
·   картыдругих банков (отечественных и иностранных);
·   картыразличных платежных систем (национальных и международных – «Виза»,«Еврокард/Мастеркард и др.)
Эмиссиябанковских карт
Физическомулицу (резиденту и нерезиденту), внесшему средства на соответствующий счет вбанке, последний может выдавать карты 2-х типов:
·      расчетную (дебетнуюили дебетовую) карту – банковскую карту, котораяпозволяет ее держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете (оплататоваров и услуг), и/или получать при необходимости наличные (все в пределахрасходного лимита, установленного банком);
·      кредитную(кредитовую) карту – банковскую карту, которая позволяет ее держателюоплачивать товары и услуги и/или получать наличные в размере предоставленнойбанком кредитной линии (в пределах лимита).
Юридическомулицу (корпоративному клиенту) банк может выдавать:
·        расчетные корпоративные карты;
·        кредитные корпоративные карты.
Корпоративнаякарта– банковская карта, держатель которой может проводить операции по банковскомусчету клиента – юридического лица.
Наличныеденьги с помощью банковских карт через банкоматы или специальных пунктах выдачиналичных. Банкомат — электронный программно-технический комплекс,предназначенный для выдачи и приема наличных денег, составления документов пооперациям с использованием банковских карт, выдачи информации о состояниибанковского счета, осуществления безналичных платежей и т.д. При проведениивалютных операций через банкоматы с использованием банковских карт справка ф. №0406007 не оформляется и не выдается.
2.    Банковскоеобслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельнаяформа банковских услуг — предоставлениеклиентам возможности вести банковскиеоперации с использованием электронной техники с удаленного рабочего места —дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи такихбанковских услуг самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банкконсультирует их по вопросам оборудования соответствующих терминалов иприобретения необходимого программного обеспечения. Подобные технические системы(обычно их именуют системами «банк — клиент») позволяют клиенту,используя персональный компьютер, подключаться по телекоммуникационным линиямсвязи (телефонная линия или др.) к банковскому компьютеру и проводить нужныеему операции хоть 7 дней в неделю круглосуточно.
Средиопераций, которые можно проводить данным способом:
·        ознакомлениес банковскими правилами;
·        получениесведений о состоянии счета;
·        зачислениесредств на счет (если это допускается) и
·        перечислениесредств со счета (оплата товаров и услуг);
·        перечислениеденег с одного счета на другой счет;
·        купляи продажа ценных бумаг и др.
3.    Использование банковскихуслуг посредством Интернета
(Internet-banking)можно считать разновидностью использования технологии «банк — клиент», котораяозначает прежде всего управление клиентами своими банковскими счетами не выходяиз дому (конторы). Такая технология в ряде случаев позволяет работать вмультивалютном режиме, т.е. проводить операции в нескольких валютах (не считая,естественно, операций в национальной денежной единице).
Интернет-банкингв целом приспособлен к выполнению следующих функций:
·             передачав банк платежных поручений на списание средств со счетов клиента;
·             получениевыписок со счетов;
·             получениеиз банка электронных копий документов, подтверждающих зачисление средств насчета клиента;
·             получениеинформации о текущем состоянии счетов;
·             получениеинформации о курсах валют;
·             прием/передачапочтовых сообщений;
·             прием/передачастандартизированных сообщений, требующих от банка ручной обработки и принятиярешений (заказ на инкассацию,
·             платежноепоручение, заказ на покупку/продажу валюты на бирже и т.д.);
·             выполнениеопераций с ценными бумагами;
·             получениесправочной информации.
Использование Интернета позволяет клиенту так же:
·             иметьбыстрый доступ ко всем своим счетам в банке;
·             посмотретьисторию движения средств и получить выписки с любого
·             своегосчета за любой промежуток времени;
·             переводитьденьги между своими счетами;
·             переводитьденьги на любой счет, открытый в том же банке
·             конвертироватьрубли в валюту и обратно;
·             пополнятькарточные счета;
·             оперативноразмещать средства в срочные вклады (депозиты);
·             проводитькоммунальные платежи, оплачивать телефонные услуги и сам
·             доступв Интернет.
Наконец, спомощью интернет-технологий возможно:
·             удаленнооткрывать новые счета;
·             блокироватьсвои карты (в случае их утери);
·             проводитьлюбые переводы не только между счетами
·             открытымив данном банке, но и на любой счет любого лица в любом банке;
·             оплачиватьтовары и услуги в электронных магазинах Интернета.
Российскиебанки в последние годы заинтересовались возможностями Интернета. Это связанопрежде всего с тем, что технология предоставления банковских услуг черезИнтернет позволяет в 10 рез уменьшить издержки на выполнение банковскихопераций.
Системы «банк– клиент» нужны в первую очередь самим банкам. Не всем, конечно, а тем, ктоуспешно работает и расширят свою клиентскую базу. В то же время оценитьфинансовую эффективность указанных систем для банков пока сложно.
С позицииклиентов важнейшее преимущество электронных банковских услуг – возможностьполучения любой информации в любое время суток (наряду с использованием другихвозможностей). Но в целом для клиентов банков (как физических, так июридических лиц), главным фактором, сдерживающим их вступление в числопользователей подобных систем, остается размер оплаты услуг системы.

Использованиепоручительства в банковской практике. Банковская гарантия и техника еепредоставления
1.    Виды поручительств,используемые банками
Поручительство – традиционный способобеспечения гражданско-правовых обязательств; сущность его состоит в том, чтопоручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнениеэтим лицом его обязательства. Отличием поручительства (и банковской гарантии)от других способов обеспечения исполнения обязательств является привлечение кпроцессу, в котором непосредственно заинтересованы две стороны, еще и третьеголица. Ответственность, которую поручитель берет на себя, может быть солидарной(с тем, за кого он ручается) или субсидиарной (дополнительной), единоличной илисовместной (с другими поручителями), относятся к долгу в полной сумме или к еечасти, распространяется как на уже существующее обязательство должника, так ина обязательство, которое возникает в будущем (ст. 361-363 ГК). Поручительствоувеличивает вероятность того, что кредитору вернут причитающееся, посколькуесли основной должник нарушит свое обязательство, то соответствующее требованиеможно предъявить поручителю.
С точкизрения банков поручительство – сделка из категорий дополнительных или «иных сделок»,которые кредитные организации вправе заключать «в соответствии сзаконодательством РФ», т.е. наравне с любыми другими хозяйствующими субъектами.В поручительстве нет никакой «отраслевой», в том числе банковской, специфики.
Банк можетучаствовать в сделках поручительства тремя способами:
Способ 1 – выдачапоручительства. Банк может за комиссионную плату выдаватьпоручительства за других юридических лиц, в том числе за другие банки, а такжеза физических лиц. Проситель поручительства при этом должен представить оченьвеские аргументы (на значительные комиссионные здесь не приходитсярассчитывать). Чаще всего такие аргументы находят инсайдеры и аффилированныебанку лица. В наших условиях высока вероятность того, что за выданноепоручительство банкам на самом деле придется нести ответственность и поэтомуони редко и неохотно идут на такие сделки.
Способ 2 – получениепоручительств. Банк может за определенную плату попытаться получитьпоручительство за себя перед кредитором от других юридических лиц, в том числеот другого банка. Найти такого поручителя банку будет нелегко. Возможно имможет стать дружественный банк или банк, входящий вместе с первым в однубанковскую группу или иное подобное объединение. Однако следует помнить, чтообращение банка к этому инструменту в целом свидетельствует о его недостаточновысоком авторитете в деловом мире.
Способ 3 – принятиепоручительства. Имеется в виду, что банк, прежде чем, например,выдавать кредит, требует чтобы потенциальный заемщик предоставилпоручительство, которое за него дает другое лицо (юридическое или физическое).Такое требование со стороны банка особенно уместно, когда он не располагаетдостаточными и надежными данными о финансово-экономическом положениипретендента на кредит и не полностью уверен, сможет или захочет последнийнадлежаще выполнить свои обязательства. Такое использование институтапоручительства получило в стране относительно широкое развитие. Так, СбербанкРоссии в качестве обеспечения кредитов населению принимает поручительстваплатежеспособных предприятий и организаций – клиентов самого Сбербанка, а такжепоручительства граждан России, имеющих постоянный и достаточный по размерамисточник дохода.
Поручительствофизических лиц – один из наиболее используемых банками способов обеспечения возвратностикредитов при кредитовании физических лиц, что обусловлено следующими егопреимуществами:
·        быстротаоформления (подписание договора не предусматривает большой предварительнойработы, кроме проверки платежеспособности и надежности поручителя);
·        оформлениесделки не вызывает дополнительных затрат (как в случае залога, когда оценщикунужно платить комиссионное вознаграждение);
·        ответственностьпо поручительству чаще всего является солидарной, т.е. при угрозе невозвратакредита банк может потребовать свое от поручителя.
Однако сточки зрения банка поручительство имеет и некоторые недостатки:
·        обеспеченныйпоручительством кредит считается необеспеченным (4-я группа риска). В случаепросрочки платежа банк должен создать резерв не на величину просроченной суммы,а на всю сумму долга;
·        обеспечениев виде поручительства менее надежно, чем, например, залог, так как упоручителей могут возникнуть те же финансовые трудности, что и у заемщиков;
·        еслипоручитель не согласен добровольно погасить кредит, банку придется обращаться всуд, что приведет к дополнительным расходам, к необходимости формирования напериод судебного разбирательства страхового резерва под соответствующуюкредитную сумму.
Такимобразом, поручительство третьего лица, принимаемое банком, имеет своипреимущества и недостатки. Возможность его использования зависит от характеракредитного договора и благонадежности заемщика и поручителя. Поручительствоприемлемо, если:
·          кредитныйдоговор заключен на небольшую сумму;
·          покрытиесущественно больше суммы кредитного договора;
·          заемщики поручитель платежеспособны и надежны.

2.    Виды банковских гарантий
Всоответствии со ст. 368 ГК в силу банковской гарантии банк или иная кредитнаяорганизация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменноеобязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии сусловиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму при предоставлениибенефициаром письменного требования об уплате.
Банковскаягарантия – операция (сделка), которую вправе проводить лишь банки и иныекредитные организации, в том числе страховые. Принципиальная особенностьбанковской гарантии как обязательства состоит в том, что оно являетсясамостоятельным, независимым от основного обязательства, базирующимся на договорныхотношениях с принципалом и выдаваемым гарантом в пользу бенефициара. Гарантиякак сделка – это по сути односторонняя сделка, т.е. при ее заключениидостаточно волеизъявления одной стороны – гаранта, т.е. банковская гарантиясохраняет силу независимо от того, будет ли впоследствии уменьшенообязательство прекращено или даже признано недействительным.
Посколькусамо содержание банковской гарантии составляет обязательство гаранта уплатитьденьки тогда, когда бенефициар предоставит письменное требование об этом,постольку указание конкретной суммы – обязательное условие, без которого угаранта не может возникнуть гарантийное обязательство (п. 1 ст. 432 ГК).Условие о сумме, на которую выдана гарантия, должно быть сформулированооднозначно, т.е. должна быть указана конкретная сумма, так как банковскаягарантия не связана с основным обязательством и гарант не должен следить заисполнением такого обязательства.
Методыреализации гарантии можно разделить на две основные группы:
·         безусловные – когда банк – гарантплатит бенефициару по его первому требованию без предоставления подтверждающихтакое действие документов;
·         условные – когда платежбенефициару возможен против его мотивированного требования, в большинствеслучаев с предоставлением необходимых документов.
Сами банки,участвующие в таких операциях, разделяют гарантии на:
·        прямыегарантии – когда банк – гарант принимает на себя обязательствонепосредственно перед бенефициаром;
·        контргарантии – когда в качествегаранта выступает другой банк (банк – резидент в стране бенефициара или любойпервоклассный банк), к которому банк принципала обращается с предложениемвыдать свое обязательство в пользу бенефициара под его полную ответственность.
Как в случаес поручительствами, банк может выдавать, получать и приниматьгарантии. В практике российских банков наиболее часто используются 2последних способа: когда банк сам обращается в другие банки за гарантией (чащевсего – при проведении собственных или клиентских операций на внешних рынках);когда банк требует, чтобы гарантию другого банка представил клиент.
С точкизрения банка использование собственной гарантии выгодно тем, что, выдавая ее,банк отодвигает отвлечение средств из своего оборота, что невозможно при выдачекредита. Вместе с тем, поскольку риск по гарантии практически равен кредитномуриску, банк за такую свою услугу берет адекватные комиссионные, учитываяобеспечение, предлагаемое получателем гарантии (принципалом).
Схема работыбанка с гарантиями за клиентов выглядит следующим образом. Заемщик представляетв банк – кредитор предгарантийное письмо, в котором банк – гарант дает своесогласие обеспечить возврат кредита данным заемщиком. Если кредитный комитетсоглашается принять предлагаемую гарантию (а это должна быть гарантия банка, накоторого в данном банке рассчитаны и утверждены соответствующие лимиты), тозапрашиваются: оригинал гарантии, копия лицензии банка, его баланс и копияаудиторского заключения. Сумма свободного лимита на банк – гарант определяется,как правило, в виде разности между общей суммой лимита на банк – гарант исуммой его обязательств перед данным банком, руководствуясь специальнымвнутрибанковским нормативным документом.
К основнымвидам банковских гарантий, принимаемых российскими банками, относятся:контрактные платежные и гарантии возврата аванса; надлежащего исполненияконтракта; оферты (участия в тендере); возврата кредита; гарантии таможенныморганам (на оплату таможенных пошлин, учреждение таможенных складов,приобретение акцизных марок).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.