Реферат по предмету "Банковское дело"


Деятельность негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг

Содержание
Введение
Глава1. Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов
1.1 Историяразвития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России
1.2Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов
1.3.Порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий
Глава2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов
2.1 Обзоррынка негосударственных пенсионных фондов в России
2.2Проблемы и риски негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг
2.3 Методыуправления рисками негосударственных пенсионных фондов
Заключение
Список литературы
Введение
На сегодняшний деньмногие россияне обеспокоены вопросом обеспечения своего благосостояния впреклонном возрасте. На фоне несостоятельности прежней системы начисленияпенсий, когда пенсионный фонд РФ не в состоянии обеспечивать пенсионеров достаточнымразмером выплат. Хорошую возможность для создания дополнительного или основногоисточника дохода для будущих пенсионеров предоставляют негосударственные пенсионные фонды. Своимпоявлением они обязаны проведенной пенсионной реформе.
В основе механизманегосударственного пенсионного обеспечения граждан через НПФ лежат принципдолгосрочного сбережения средств, поступающих на персональные счета граждан ввиде их личных взносов и платежей работодателей, и получение доходов отинвестирования активов в НПФ (принцип капитализации взносов).
Необходимо отметить то,что тема курсовой работы является актуальной и важной так как, негосударственныепенсионные фонды являются не только механизмом социальной защиты работающихграждан, но и играют важную макроэкономическую роль, аккумулируя значительныеденежные сбережения для их последующего инвестирования.
Главной целью курсовойработы является проведение теоретических и практических исследованийдеятельности негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг.
Принаписании курсовой работы, использовалась экономическая литератураотечественных авторов и федеральные законы Р.Ф.
Объектом исследования вкурсовой работе выступают негосударственные пенсионные фонды. Предметомисследования в курсовой работе, являются особенности и механизмы деятельностинегосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг.

Глава1. Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов1.1 Историяразвития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России
Вомногих странах система государственного пенсионного обеспечения дополняетсянегосударственной пенсионной системой, доля которой может достигать 50-60 %национального пенсионного обеспечения.
Чтокасается России, то необходимо отметить что одним из атрибутов перехода Россииот плановой экономики к рыночной стала начавшаяся в 1990-х годов пенсионнаяреформа. В основу реформирования системы пенсионного обеспечения легла идеятрехуровневой конструкции. Первый уровень должен представлять собой базовыепенсии; второй уровень — трудовые пенсии (пенсии по трудовому стажу); третийуровень — негосударственные пенсии. Поэтому одна из основных задач пенсионнойреформы заключается в развитии негосударственного пенсионного обеспеченияпосредством введения института негосударственных пенсионных фондов.
Негосударственноепенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительноепо отношению к основному (государственному), поэтому может осуществляться как вформе личного пенсионного обеспечения граждан, путем накопления средств внегосударственных пенсионных фондах, так и в форме дополнительных пенсионныхпрограмм отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий. [12, 134с.]
При этомцель введения института негосударственных пенсионных фондов не ограничиваетсятолько негосударственными пенсиями.
СогласноФедеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации», установлено три вида трудовых пенсий: по старости,по инвалидности, по потере кормильца.
Пенсиипо старости и по инвалидности состоят из трех частей: базовая (I уровень), страховая и накопительная(II уровень).
Финансированиевыплаты трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога,но из разных источников. В отношении базовой части пенсии — за счет средств,зачисляемых в федеральный бюджет. В отношении страховой и накопительной частейтрудовой пенсии — за счет средств, поступающих в Пенсионный фонд РФ.
Базоваячасть выплачивается всем гражданам вне зависимости от трудового стажа. Размерстраховой части определяется из суммы страховых взносов, поступивших в течениетрудовой деятельности пенсионера. Накопительная часть формируется за счетнакопленных взносов и инвестиционного дохода, полученного от размещенияпенсионных накоплений.
Чтобыповысить эффективность размещения пенсионных накоплений, влияниенегосударственных пенсионных фондов распространяется на накопительную частьгосударственной пенсии, что придало деятельности фондов элементсостязательности. [12, 134 с.]
8 апреля1998 года был принят Федеральный закон РФ № 75-ФЗ «О негосударственныхпенсионных фондах», в соответствии с которым негосударственный пенсионныйфонд определен как особая организационно-правовая форма некоммерческойорганизации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которойявляется негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Деятельностьфонда включает аккумулирование пенсионных вносов, размещение пенсионныхрезервов, учет пенсионных обязательств, выплату негосударственных, пенсийучастникам фонда.
Согласноп. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «Онегосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о негосударственныхпенсионных фондах), негосударственный пенсионный фонд — это особаяорганизационно-правовая форма некоммерческой организации социальногообеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
-деятельность по негосударственному пенсионному обеспечениюучастников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионногообеспечения (НПО);
-деятельность в качестве страховщика по обязательномупенсионному страхованию в соответствии с законодательством и договорами обобязательном пенсионном страховании (ОПС);
-деятельность в качестве страховщика по профессиональномупенсионному страхованию в соответствии с законодательством и договорами осоздании профессиональных пенсионных систем (ППС).
Деятельностьфонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондаосуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулированиепенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов,учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственныхпенсий участникам фонда.
Наряду спроблемой сохранения реальной стоимости сбережений в условиях высокой инфляции,у граждан России существует в этом плане пенсионная проблема. Это реализациявозможности пенсионных накоплений в реальном исчислении с учетом инфляции идостаточно высокая вероятность их обесценивания. [9, 228 с.]
Деятельностьфонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включаетв себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организациюинвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионныхнакоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной частитрудовой пенсии застрахованным лицам.
Деятельностьфонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованиювключает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестированиесредств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накопленийзастрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованнымлицам и регулируется федеральным законом.
Негосударственныепенсионные фонды осуществляют деятельность по любому из этих направленийнезависимо от осуществления ими деятельности по другим пенсионным направлениям.
Негосударственныйпенсионный фонд действует на основании лицензии федерального органаисполнительной власти по рынку ценных бумаг, руководствуясь законодательствомРФ, уставом и правилами фонда.
Лицензияна осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионномустрахованию предоставляется без ограничения срока ее действия.
Лицензионнымиусловиями при предоставлении лицензии являются требования:
-к организационно-правовой форме фонда;
-пенсионным правилам фонда, а если фонд предполагаетосуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, также кстраховым правилам;
-лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительногооргана, членам коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, атакже к контролеру или руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроляфонда;
-организации внутреннего контроля фонда;
-величине денежной оценки имущества для обеспечения уставнойдеятельности фонда.
Фонд всоответствии с уставом выполняет следующие функции:
-разрабатывает правила фонда;
-заключает пенсионные договоры, договоры об обязательномпенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионныхсистем;
-аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионныхнакоплений;
-ведет пенсионные счета негосударственного пенсионногообеспечения;
-ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии сучетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательногопенсионного страхования»;
-ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;
-информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянииуказанных счетов;
-заключает договоры с иными организациями об оказании услугпо организационному, информационному и техническому обеспечению деятельностифонда;
-определяет инвестиционную стратегию при размещении средствпенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплении;
-формирует имущество, предназначенное для обеспеченияуставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;
-формирует пенсионные резервы, организует размещение средствпенсионных резервов и размешает пенсионные резервы;
-организует инвестирование средств пенсионных накоплений;
-заключает договоры с управляющими компаниями, специализированнымидепозитариями, другими субъектами и участниками
отношенийпо негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионномустрахованию и профессиональному пенсионному страхованию;
-рассматривает отчеты управляющей компании испециализированного депозитария о финансовых результатах деятельности поразмещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионныхнакоплений;
-расторгает договоры с управляющей компанией испециализированным депозитарием по основаниям, установленным законодательствомРФ:
-принимает меры, предусмотренные законодательством, дляобеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющейкомпании, с которой расторгается (прекращается) договор доверительногоуправления;
-ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговыйучет;
-ведет обособленный учет имущества, предназначенного дляобеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средствпенсионных накоплений;
-осуществляет актуарные расчеты;
-производит назначение и осуществляет выплатынегосударственных пенсий участникам;
-производит назначение и осуществляет выплаты накопительнойчасти трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
-производит назначение и осуществляет выплатыпрофессиональных пенсий;
-осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и участникамили перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионныхнакоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионныйфонд РФ;
-принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплатывкладчиками пенсионных взносов;
-предоставляет информацию о своей деятельности в порядке,установленном уполномоченным федеральным органом;
-осуществляет иные функции для обеспечения уставнойдеятельности фонда.
Меры по совершенствованию законодательной базынегосударственных пенсионных фондов, проведенные в РФ в последние годы,способствовали довольно быстрому росту последних. [13, 257 с.]
Выплатыгосударственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в расходахПФР. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий ипособий на возвратной основе из федерального бюджета — беспроцентного кредитаЦентрального банка РФ.
К нимотносятся пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионномуобеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособийна погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионном)'обеспечениюграждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы наповышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовамвоеннослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшимна постоянное местожительства за границу; расходы на доставку и пересылкууказанных видов государственных пенсий.
Концепцияреформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала созданиетрехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная)государственная пенсия, трудовая государственная пенсия и негосударственнаяпенсия. Однако основная тяжесть всех выплат лежит на государственном Пенсионномфонде, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойнойстарости россиян.
Пенсионные накопления вразвитых странах ориентированы на инвестиционные портфели умеренного роста. Восновном это портфели облигаций и смешанные портфели. В российских условияхвысокой инфляции задача обеспечения стабильного роста пенсионных накопленийявляется, с одной стороны, достаточно сложной. Российский рынок акций оченьнестабилен. [9, 463 с.]
Негосударственныепенсионные фонды (НПФ) и страховые компании, которые должны были статьреальными союзниками государственного фонда, пока ещё серьезного вклада врешение этой проблемы не внесли. [18, 183 с.]1.2Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов
Негосударственныепенсионные фонды (НПФ) вразвитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающимисредства индивидуальных вкладчиков и осуществляющих инвестиции в ценные бумаги.[13, 256 с.]
Системанегосударственного пенсионного обеспечения базируется на добровольном принципе,каждый работник имеет собственный пенсионный счет, на который перечисляютсявзносы от работодателя или непосредственно от самого работника для будущихпенсионных выплат.
НПФвыполняют очень важную социальную функцию, помогая преодолеть разрыв междурезким снижением уровня доходов в пенсионном возрасте и необходимым дляудовлетворения сложившихся потребностей уровнем расходов. Этот разрыв можетбыть частично или полностью ликвидирован за счет сбережений граждан в периодтрудоспособного возраста и инвестирования этих средств в финансовые и другиеактивы с целью получения дохода в будущем. [13, 256 с.]
НПФимеют один из наиболее стабильных источников средств по сравнению с другимифинансовыми посредниками. Поступление средств в НПФ осуществляется наконтрактной основе за счет вкладов работодателей и самих работников.
Крометого, предсказуемым является и отток средств из НПФ в форме пенсионных выплат,т.е. можно заранее предвидеть объемы и сроки выплат. Далее, часть выплачиваемыхпособий лицам, достигшим пенсионного возраста, осуществляется из текущихвзносов в пенсионный фонд от будущих пенсионеров. То есть речь идет о том, чтоНПФ может долгое время обходиться без ликвидации существующих активов, он имеетнебольшую потребность в лик видных средствах.
Горизонтвремени НПФ является достаточно длительным. НПФ может инвестировать средства на20-30 лет, поэтому НПФ в большей степени интересуют инструменты рынкакапиталов. НПФ являются крупнейшими покупателями акций.
НПФ создаетсякак некоммерческая организация, цель которой — негосударственное пенсионноеобеспечение. Совокупный вклад учредителей НПФ должен составлять с 1 января 2005года не менее 30 млн. руб.
Дляуправления негосударственным пенсионным фондом и контроля за его деятельностьюв фонде формируются соответствующие органы. Состав и структура органовуправления фонда определяются уставом в соответствии с законодательством.
Структураорганов управления фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальныйорган — совет фонда, формируемый в соответствии с порядком, установленнымуставом фонда. Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формированиепопечительского совета — коллегиального органа, выполняющего надзорные функциии обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда.
В целяхобеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фондаего уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.
Высшиморганом управления фонда является совет фонда. Совет фонда осуществляет общееруководство деятельностью фонда. Структура, порядок формирования, полномочия исрок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставомфонда в соответствии с законодательством. Члены совета фонда могут получатьвознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если этопредусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда долженустанавливаться в виде фиксированной суммы.
Дляосуществления оперативного управления деятельностью фонда уставом фонда можетпредусматриваться создание единоличного исполнительного органа фонда(исполнительный директор, президент) или единоличного исполнительного органафонда и коллегиального исполнительного органа фонда (исполнительной дирекции).
Исполнительныйорган фонда осуществляет свои функции в пределах компетенции, установленнойзаконодательством и уставом фонда, и действует на основании устава фонда иположения об исполнительном органе фонда, утверждаемого советом фонда.
В целяхнадзора за деятельностью фонда и зашиты интересов вкладчиков и участников фондсоздает попечительский совет, члены которого исполняют свои обязанностибезвозмездно. Порядок формирования и полномочия попечительского советаопределяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемымсоветом фонда.
Средства,внесенные вкладчиками, учитываются на аналитических пенсионных счетах.Имущество, в т, ч. денежные средства, ценные бумаги, недвижимость, которые НПФиспользует для выполнения своих обязательств по выплате пенсий, называютсяпенсионными резервами.
Размещениемпенсионных резервов занимается специальная компания по управлению активамифонда (управляющая компания). Самостоятельно фонд может размещать свои резервытолько в банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Все ценные бумагифонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию,что и депозитарии паевых инвестиционных фондов.
Бухгалтерскаяотчетность НПФ подлежит обязательному ежегодному аудиту, а обязательства передучастниками — актуарной оценке.
Помимодоговоров на негосударственное пенсионное обеспечение НПФ могут также работатьсо средствами государственного пенсионного страхования, предназначенными длявыплат накопительной части трудовой пенсии. [16, 228 с.]
ГражданеРФ имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсиичерез органы Пенсионного фонда РФ и выбрать для этой цели негосударственныйпенсионный фонд. Такие граждане называются застрахованными лицами.
АктивыНПФ, предназначенные для обеспечения обязательств перед застрахованными лицами,называются пенсионными накоплениями. НПФ имеет также право участвовать вотраслевых программах профессионального пенсионного страхования.
Размещениемпенсионных накоплений могут заниматься только специальные управляющие компании.К размещению этих средств применяются более жесткие требования по структуревложений.
Доход отразмещения пенсионных резервов и накоплений (инвестиционный доход) идет в НПФлибо на пополнение пенсионных счетов, либо на покрытие расходов фонда. Напокрытие расходов может идти не более 15% дохода. Согласно ст. 27 Федеральногозакона от 10 января 2003 года № 14-ФЗ «О негосударственных пенсионныхфондах».
Размер отчислений на формирование имущества, предназначенногодля обеспечения уставной деятельности фонда и покрытие расходов, связанных собеспечением уставной деятельности фонда, в сумме не должен превышать 15процентов дохода полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений,после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированногодепозитария фонда и уплаченных налогов.
Кроме того, НПФ имеет право отчислять себе до 3% от суммпоступивших взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения(ст. 17 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
Если сумма расходов на содержание НПФ не укладывается вуказанные выше нормативы (15% дохода от размещения резервов и накоплений плюс3% от собранных пенсионных вносов), то разница покрывается из совокупноговклада учредителей (аналог уставного капитала) либо целевых и благотворительныхвзносов учредителей и иных лиц. [16, 229 с.]
Пенсионныерезервы НПФ могут быть размещены в ценные бумаги Правительства России; в ценныебумаги органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местногосамоуправления; в банковские вклады (депозиты); в ценные бумаги другихэмитентов; в недвижимое имущество; в валютные ценности.
Денежныесредства на расчетном счете не считаются размещенными пенсионными резервами.
НФПзапрещается предоставление займов и кредитов физическим и юридическим лицам;операции с фьючерсами и опционами; вложения в интеллектуальную собственность;покупка ценных бумаг управляющей компании, депозитария, аудитора и актуария.Активы фонда не могут служить предметом залога.
Приразмещении пенсионных резервов в недвижимость фонд должен предоставлять данныеоб оценке недвижимости оценщиком. Структура вложений определяется фондомсамостоятельно с учетом требований регулирующих органов (до 2005 года — ИнспекцииНПФ при Минтруде России, затем — ФСФР).
Порядокразмещения пенсионных резервов регулируется приказом Инспекции НПФ от 10 января2002 года № 1.
Постепени риска объекты размещения пенсионных резервов разделяются на следующиеобъекты вложения:
-безрисковые объекты вложения, для которых риск потериактивов не превышает 10 процентов;
-объекты вложения минимального риска, для которых риск потериактивов составляет от 10 до 25 процентов;
-объекты вложения повышенного риска, для которых риск потериактивов составляет от 25 до 50 процентов;
-рискованные объекты вложения, для которых риск потернактивов превышает 50 процентов;
-недопустимыеобъекты вложения — направления размещения пенсионных резервов, запрещенныеутвержденными Правительством Российской Федерации правилами размещенияпенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за ихразмещением.
Отнесениеобъектов вложений пенсионных резервов к группам риска определяется фондамисамостоятельно при оценке тенденций развития рынка инвестиций и указывается вплане размещения пенсионных резервов фонда.
Не менее50% от размещенных пенсионных резервов должны составлять вложения сустановленной доходностью (облигации, депозиты, векселя и т. п.).
Не более50% размещенных пенсионных резервов должны составлять следующие виды вложений: государственныеценные бумаги РФ, ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги; акциии облигации предприятий (в сумме); банковские депозиты и недвижимость (в сумме).
Не более20% размещенных пенсионных резервов должны составлять следующие виды вложений:
-вложенияв один объект инвестиций (включая депозиты в одном банке, ценные бумаги одногоэмитента, кроме государственных и муниципальных ценных бумаг);
-вложенияв объекты повышенного риска и рискованные объекты (с риском потери активов25-50 и более 50% соответственно).
НПФможет вкладывать свои пенсионные резервы в ценные бумаги учредителей ивкладчиков, но в размере, не превышающем 30% размещенных резервов. В случае,если сумма пенсионных резервов составляет не более 5 млн. рублей, все резервымогут быть размещены в федеральные государственные ценные бумаги и депозитыбанков.
Вотношении пенсионных накоплений действуют свои требования по структуре активов.
Согласност. 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»структура инвестиционного портфеля НПФ по обязательному пенсионному страхованиюдолжна удовлетворять следующим основным требованиям:
-максимальная доля одного эмитента или группы связанныхэмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 процентов, заисключением государственных ценных бумаг РФ;
-депозиты в кредитной организации (кредитных организациях,входящих в одну банковскую группу) не должны в сумме превышать 10 процентовинвестиционного портфеля фонда;
-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценныхбумаг, эмитированных управляющей компанией, специализированного депозитария иактуария, не должна превышать 5 процентов;
-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигацийодного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихсяв обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценныхбумаг Российской Федерации;
-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценныхбумаг одного эмитента не должна превышать 15 процентов капитализации данногоэмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, атакже не должна превышать 15 процентов выпуска ценных бумаг субъекта РоссийскойФедерации;
-максимальнаядоля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностраннойвалюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20процентов.
-максимальнаядоля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумагииностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов.
Важным элементом деятельности НПФ являются применяемые фондомпенсионные схемы.1.3 Порядокформирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий
Пенсионная схема согласно закону это «совокупностьусловий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплатнегосударственных пенсий».
Существуют две основные пенсионные схемы: солидарная(страховая) и накопительная. Они различаются между собой методикой расчетапенсионных взносов. [16, 229 с.]
Ключевое отличие между схемами в том, наследуются или нетпенсионные суммы в случае смерти участника фонда.
Если суммы не наследуются (солидарная схема), что деньгиумерших будут присоединены к деньгам доживших пенсионеров и получится однаставка пенсионного взноса. Если суммы наследуются, то за счет денег умершихпенсионеров фонд уже не сможет увеличить пенсионные суммы для оставшихся вживых, И тогда получится другая ставка пенсионного взноса.
Такимобразом, накопительная схема строится на следующих принципах:
1) Каждому участникуНПФ открывается индивидуальный пенсионный счет. Туда зачисляются все взносы ипричитающийся ему инвестиционный доход. При наступлении пенсионных оснований (например,по достижении какого-то возраста) участник получает индивидуальнуюнегосударственную пенсию в пределах средств на его личном пенсионном счете;
2) При этой схеме вслучае смерти участника неиспользованные средства на пенсионном счетенаследуются. Наследники умершего участника НПФ могут забрать из фонда остатоксредств.
Солидарная(страховая) схема строится на принципах аналогичных страхованию на дожитие:
1) Па всехучастников схемы открывается единый солидарный счет. На него поступают ивзносы, и инвестиционный доход. Какого-либо разделения средств междуучастниками НПФ на этом счете нет.
2) Средства насолидарном пенсионном счете не наследуются (фактически деньги умершегоучастника присоединяются к средствам оставшихся участников фонда).
Помимо деленияна накопительные и солидарные, пенсионные схемы делятся по срокам выплатыпенсий (на пожизненные и срочные) и возможности пересмотра в будущем размерапенсионных взносов либо выплат. При схеме с установленными (фиксированными)взносами их ставка не меняется, но размер будущей пенсии может варьироваться взависимости от итогов деятельности фонда и других обстоятельств. При схеме сустановленными (фиксированными) выплатами, наоборот, размер пенсии определяетсязаранее, но при этом от вкладчика в будущем, возможно, потребуютсядополнительные взносы, чтобы такую пенсию обеспечить.
Существуетмножество комбинированных (смешанных) пенсионных схем, сочетающих в себеразличные варианты расчета взносов и пенсий. Государственная пенсионная системав РФ также работает по смешанной солидарно-накопительной схеме, где размерпенсии зависит как от размера заработка (т. е. взносов), так и возрастагражданина (вероятности дожития до пенсии).
Еслирассматривать систему работы негосударственного пенсионного фонда по обязательномупенсионному страхованию и по негосударственному пенсионному обеспечению, то напервый взгляд различий мало. В обоих случаях основанием по возникновениюобязательств фонда перед физическими лицами по выплате пенсии (НПО) или повыплате накопительной части трудовой пенсии (ОПС) является договор.
Обесистемы предполагают передачу активов в доверительное управление управляющейкомпании, предполагают обязательное участие специализированного депозитария,предусматривают ограничения для инвестирования активов и т.д. Более того, вобеих системах присутствуют схожие элементы, носящие разные наименования (таблица1).
Таблица 1Сравнительная характеристика систем пенсионного страхованияЭлемент НПО ОПС
Основание
Взносы
Плательщик взносов
Получатель пенсии
Активы
Правила деятельности
Распоряжение средствами
Статус системы страхователя
Пенсионный договор
Пенсионные
Вкладчик (Физическое лицо, юридическое лицо)
Участник
Пенсионные резервы
Пенсионные правила
Размещение
Право вкладчика
Договор об ОПС
Страховые
Страхователь(Физическое лицо, юридическое лицо)
Застрахованное лицо
Пенсионные накопления
Страховые правила
Инвестирование
Обязанность страхователя
Однакоболее подробное рассмотрение этих систем позволяет выявить их кардинальныеразличия. В первую очередь это касается их статуса.
Как былоуказано ранее, негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается какдополнительное по отношению к основному. В связи с этим пенсионное страхованиеносит обязательный характер и в его основе лежит обязанность работодателя илииного лица, предусмотренного законом, перечислять страховые взносы.
Негосударственноепенсионное обеспечение, наоборот, носит добровольный характер и в его основележит реализация заинтересованным лицом права на формирование дополнительной пенсиив пользу третьих лиц либо в свою польз)'.
Отсюдавытекает еще одно немаловажное различие. Согласно ст. 3 Закона онегосударственных пенсионных фондах, договор негосударственного пенсионногообеспечения (пенсионный договор) — это соглашение между фондом и вкладчикомфонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносыв фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонданегосударственную пенсию.
В своюочередь договор об обязательном пенсионном страховании — это соглашение междуфондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или егоправопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлениипенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицунакопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Из этогоследует, что в рамках негосударственного пенсионного обеспечения договорзаключается между фондом и лицом, которое будет уплачивать взносы, минуя лицо,которое в последующем будет получать пенсию, естественно, за исключением техслучаев, когда плательщик и получатель являются одним лицом. В рамкахобязательного пенсионного страхования договор, наоборот, заключается междуфондом и будущим получателем пенсии, минуя плательщика взносов. [12, 139 с.]
Кардинальнымотличием систем пенсионного страхования также является то, что деятельность поуправлению пенсионными накоплениями предполагает более жесткие требования,нежели деятельность по управлению пенсионными резервами. Эти требованияпредъявляются к фондам, управляющим компаниям и процессу организации их работы,включая порядок раскрытия информации, более ограниченный перечень объектов дляинвестирования, расширенный перечень специализированной отчетности, страхованиеответственности управляющей компании, соблюдение дополнительных нормативов ипоказателей, а также иные требования.
Ранееотмечалось, что инвестиционным и пенсионным фондам присущи общиетехнологические признаки, которые касаются специфики инвестиционного процесса.Непосредственного участия в процессе инвестирования сами фонды не принимают,либо обладают крайне ограниченными полномочиями по самостоятельномуинвестированию.
Этиполномочия пенсионного фонда составляют еще одно отличие рассматриваемыхсистем. В отношении пенсионных накоплении законодательство исключает какую-либовозможность инвестирования активов фонда неуправляюшей компанией.
Методикаработы негосударственного пенсионного фонда по системе негосударственногопенсионного обеспечения предполагает, что с момента заключения пенсионного договоравкладчики начинают отчислять в фонд пенсионные взносы в соответствии с тойпенсионной схемой, которая отражена в договоре. [12, 140 с.]
Пенсионнаясхема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок уплатыпенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
Врезультате негосударственная пенсия формируется в процессе аккумулированияпенсионных взносов, их инвестирования и начисления по ним инвестиционногодохода. При этом все операции, будь то поступление взносов, начисление дохода,выплата пенсии или выплата выкупной суммы, учитываются на соответствующемпенсионном счете. Если на одном счете ведется аналитика по несколькимучастникам, то счет является солидарным, если аналитика ведется только поодному участнику, то счет является именным.
Назначениеи выплата не государственной пенсии участнику фонда осуществляются понаступлении пенсионных оснований, т.е. оснований для приобретения участникомправа на получение негосударственной пенсии.
Еслипенсионный договор расторгается до момента наступления пенсионных оснований,негосударственный пенсионный фонд в зависимости от ситуации выплачиваетвкладчику или участнику либо переводит в другой негосударственный пенсионныйфонд накопленные денежные средства в размере и на условиях, предусмотренныхдоговором и правилами. Эти средства составляют выкупную сумму.
Методикаработы негосударственного пенсионного фонда по системе обязательногопенсионного страхования первоначально предполагает получение фондом права наосуществление этой деятельности. Фонд получает такое право с даты регистрации вФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательномупенсионному страхованию в качестве страховщика.
С этогомомента фонд приступает к реализации своего права путем заключения с застрахованнымилицами соответствующих договоров. При этом фонд не вправе отказатьзастрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионномстраховании, за исключением случаев, когда фонд заявил о принятии решения оприостановлении привлечения новых застрахованных лиц, а также в случае введенияв отношении фонда запрета на проведение всех или части операций по пенсионномустрахованию.
Договороб обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисленияперечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счетнового страховщика. Назначение и выплата накопительной части трудовой пенсиизастрахованному лицу осуществляются по наступлении пенсионных оснований.

Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов2.1 Обзоррынка негосударственных пенсионных фондов в России
Реализация пенсионной реформы в России привела к повышениюобщественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Так как государствоне может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойнуюстарость, — к решению этой задаче должны подключаться работодатели и самиработники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсийсегодня являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).По данным агентства РБК, в настоящеевремя (по состоянию на начало 2010 года) был составлен рейтинг самыхпопулярных НПФ.В таблице 2.1. представлены итоги по привлечению клиентовнегосударственными пенсионными фондами (НПФ) по состоянию на начало 2010 года. Таблица 2.1Рейтинг НПВ по состоянию на начало 2010 года№ Название НПФ Заявления (шт.) Доля рынка (%) Договоры (шт.) Доля рынка (%) ЛУКОЙЛ-Гарант 273 792 12.65 281 424 12.38 Социум 253 987 11.73 282 747 12.44 Благосостояние 177 263 8.19 175 190 7.71 Русь 162 387 7.50 166 952 7.34 Большой ПФ 124 570 5.75 128 263 5.64 Промагрофонд 119 835 5.53 124 897 5.49 Норильский никель 101 226 4.68 105 702 4.65 Социальное развитие 98 434 4.55 98 935 4.35 НПФ электроэнергетики 96 860 4.47 102 367 4.50 Стальфонд 65 130 3.01 65 823 2.90
Пенсионные резервы пятикрупнейших негосударственных пенсионных фондов составляют 77,4 процентов отобщего объема пенсионных резервов НПФ, которые составляют 518,01 млрд. руб., апенсионные накопления – 51,8 процентов от общего объема пенсионных накоплений,составляющего 71,72 млрд. руб. Такие данные содержатся в отчете Федеральнойслужбы по финансовым рынкам о деятельности НПФ за 1-й квартал 2010 года.
Крупнейшими НПФ по объемупенсионных накоплений являются НПФ «Благосостояние», НПФ«ЛУКойл-Гарант», НПФ «Норильский никель», НПФ«Газфонд» и НПФ «Электроэнергетики», а крупнейшими фондамипо объему пенсионных резервов — НПФ «Газфонд», НПФ«Благосостояние»,, НПФ «Транснефть», НПФэлектроэнергетики.
В число лидеров по объемусобственного имущества вошли, НПФ «Газфонд», НОНПФ«Благосостояние», НОНПФ «ЛУКойл-Гарант», Ханты-мансийскийНПФ и НПФ электроэнергетики. Объем собственного имущества, приходящегося на 5крупнейших по этому показателю фондов составляет 77,3 проц от объемусобственного имущества всех НПФ, которое составляет 678,59 млрд руб.
Крупнейшими НПФ по объемуимущества для уставной деятельности /ИОУД/ стали НПФ «Газфонд», НОНПФ«ЛУКойл-Гарант», НПФ «Сургутнефтегаз», НОНПФ«Благосостояние» и НПФ «Регионфонд». Объем ИОУД,приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов, составляет 74,9 проц,от объема имущества всех НПФ, которое составляет 84,53 млрд руб.
В пятерку лидеров поколичеству застрахованных лиц по системе обязательного пенсионного страхования/ОПС/ вошли НОНПФ «Благосостояние», НОНПФ «ЛУКойл-Гарант»,НПФ «Социум», НПФ " Русь " и НОНПФ «Большой ПФ».Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию лиц у 5крупнейших по этому показателю НПФ составляет 50,2 процентов, от общегоколичества застрахованных по ОПС лиц, которое составляет 54,57 млн. человек.
Крупнейшими НПФ, поколичеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения сталиНОНПФ «Благосостояние», НПФ электроэнергетики, НПФ«Телеком-Союз», НОНПФ «ЛУКойл-Гарант» и Ханты-мансийскийНПФ. Количество участников 5 крупнейших НПФ, участвующих в программе негосударственногопенсионного обеспечения, составляет 41,2 процентов от общего количества такихлиц, которое составляет 6,35 млн. человек.
Далее в курсовой работе,в таблице 2.2., представлен рейтинг надежности НПФ по состоянию по состоянию наначало 2010 года.
Таблица 2.2 Рейтингнадежности НПФ по состоянию на начало 2010 годаНазвание компании   Пенсионные резервы (тыс. руб.) Пенсионные накопления (тыс. руб.) Группа AAA (максимальная надежность) НПФ «Благосостояние» ААА 90 108 047,00 13 186 604,00 НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» ААА 10 775 317,00 10 202 974,00 НПФ Электроэнергетики AAA 17 428 060,00 3 569 534,00 Группа AA+ (очень высокая надежность — первый уровень) НПФ «СтальФонд» АА+ 5 916 284,00 1 304 145,00 Группа AA (очень высокая надежность — второй уровень) НПФ «Транснефть» АА 16 483 803,00 369 020,30 НПФ «Телеком-союз» АА 10 074 679,00 302 643,00 НПФ «Норильский никель» AA 9 001 709,00 4 864 247,00 НПФ Сберегательного банка AA 1 898 124,00 1 836 143,00 Группа AA- (очень высокая надежность — третий уровень) НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» АА- 1 853 780,59 744 080,26 НПФ «Райффайзен» АА- 833 093,36 1 025 250,82 Группа A+ (высокая надежность — первый уровень) НПФ «РЕГИОНФОНД» А+ 3 492 080,00 285 597,20 НПФ «Социальная защита старости» А+ 2 241 267,00 956 395,00 НПФ «Социум» А+ 1 172 752,72 3 248 048,38 Группа A- (высокая надежность — третий уровень) НПФ «УГМК-Перспектива» А- 912 129,40 782 116,75 НПФ «Социальное развитие» А- 1 930 730,00 856 830,00 Группа BBB+ (достаточная надежность — первый уровень) НПФ «Торгово-промышленный пенсионный фонд» ВВВ+ 709 903,00 34 342,00 НПФ «Московский городской НПФ» ВВВ+ 176 646,00 71 875,00 Группа BBB (достаточная надежность — второй уровень) НПФ «Капитан» ВВВ 342 772,12 53 643,58 Группа BBB- (достаточная надежность — третий уровень) НПФ «Порт Гарант» ВВВ- 67 152,00 11 145,00 НПФ «ПенсионИнвест» ВВВ- 152 855,00 32 522,00
Следует отметить то, чтов условиях кризиса негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показали себянаиболее жизнеспособными и устойчивыми финансовыми компаниями на российскомрынке. Системное внедрение рейтингов в отрасли позволит еще в большей степениповысить надежность этому рынку и придать ему импульс к развитию. Рынокнегосударственных пенсий превратился во внушительную систему, по масштабам сопоставимую,например, с отраслью коллективных инвестиций в ПИФы.
Негосударственныепенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подверженразличным рискам. Риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны иподдаются управлению. В следующем параграфе курсовой работы, будет рассмотреныриски негосударственных пенсионных фондов.2.2 Проблемыи риски негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг
Каждый негосударственныйпенсионный фонд в своей деятельности часто сталкивается с неопределенностьюнаступления ряда событий, в том числе – получения желаемых финансовыхрезультатов. При этом существуют риски не выполнить принятые на себя фондомобязательства по выплате пенсий.
В начале 2010 года рынокНПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло39 фондов: их число сократилось с 209 на 01.01.2009 года до 170 на 05.12.2009года (данные федеральной службы по финансовым рынкам).
Также следует отметитьто, что по состоянию на 01.07.09 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондовимело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимальногоуровня в 50 млн. рублей; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многиеучредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии – все ресурсынаправлены на поддержание предприятий.
В 2010 годукорпоративные НПФ столкнулись с резким сокращением расходов компаний насоциальные программы (у некоторых НПФ пенсионные взносы в 2010 году составилилишь 50-60% от собранных взносов за аналогичный период 2009 года.), что привелок двум результатам: с одной стороны, ряду предприятий оказались не нужныкэптивные НПФ, с другой – учредители, рассчитывавшие рано или поздно окупитьвложения в пенсионный бизнес, столкнулись с увеличением возможных сроковокупаемости проекта.
В условияхспада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороныучредителей оценивается как низкая, что в среднесрочной перспективе станетодним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа.
Другимфактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станетнеобходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2009 году. Лишьнекоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако и у них наблюдается разрывмежду доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же периодна индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года по выборкесоставила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям,в то время, как доход вкладчиков мог составить до 20%).
Необходимостьсокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужениювозможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе – поразвитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контролядеятельности управляющих компаний.
Всего, втечение 2011-2012 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% участников –итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регуляторновую линию отсечения по ИОУД, а также то, будет ли облегчен процесс слиянияфондов – сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур можетзанять до одного года.
Результатомсокращения числа НПФ станет повышение качества рынка, поскольку более крупныеучастники смогут позволить более качественно организовать инвестиционныйпроцесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц.
Такимобразом, можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственныхпенсионных фондов:
РискиНПФ, обусловленные действием финансово-экономических, демографических и другихфакторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионныхобязательств. Другими словами, для фонда появляется риск стать финансовонеустойчивым.
Рискиактуарных пассивов. Это риски неправильной оценки и формирования обязательствфонда.
Рискиактуарных активов. Это риски того, что активы будут меньше расчетных величин.
Крискам первой группы относится, прежде всего, риск ошибок оценки (расчетов) имеющихсяпенсионных обязательств. Он появляется вследствие применения неверных формул иалгоритмов расчета, ошибок при разработке компьютерных расчетных программ,ошибок в исходных данных (на пример, в представленной информации по датерождения и полу участников), неправильного задания актуарных предположений (актуарнойдоходности и таблиц смертности) при проведении расчетов и т.д.
Вэтих случаях можно получить неверное представление (как заниженное, так и завышенное)об имеющихся обязательствах фонда.
Кэтой же группе можно отнести также риск ошибок формирования новых обязательствпри начислении инвестиционного дохода на пенсионные счета, при индексациипенсий и т.д.
Вэтих случаях может произойти, например, необоснованное завышение обязательствфонда, нарушающее актуарный баланс. Неверное вычисление имеющихся обязательствв дальнейшем, как правило, приводит к ошибкам формирования новых обязательств.
Крискам второй группы относятся, прежде всего, инвестиционные риски. В первуюочередь к ним относится риск неполучения заданной (желаемой) доходностиинвестирования.
Принеблагоприятном стечении обстоятельств возможны даже риски убытков приинвестировании.
Могутбыть не выполнены прямые обязательства фонда по доходности начисления на пенсионныесчета.
Во-вторых,даже если прямых обязательств по доходности начисления у фонда нет, желательнообеспечить эту доходность не ниже уровня инфляции, так как только в этом случаене будет снижаться покупательная способность пенсий.
В-третьих,доходность может оказаться ниже актуарной доходности, принятой при расчетахобязательств. Во всех этих случаях финансовое равновесие фонда можетнарушиться.
Кромериска неполучения заданной доходности имеются риски снижения текущейликвидности инвестиционного портфеля, что может сказаться на платежеспособностифонда при выплате пенсий и выкупных сумм.
Крискам второй группы, кроме инвестиционных рисков, можно отнести также риски непоступления пенсионных взносов вкладчика. С точки зрения финансовойустойчивости это особенно опасно при использовании не полностью фондированныхпенсионных схем.
Посколькуимеются риски задания доходности (риски первой группы) и риски неполучениязаданной доходности (второй группы), можно говорить об относительном рискеотклонения доходности инвестирования от принятого в актуарных расчетахзначения. В общем случае особое значение имеет относительный риск измененияактивов по сравнению с пассивами.
Вследующем параграфе курсовой работы будут рассмотрены методы управления рискамив деятельности негосударственных пенсионных фондов.2.3 Методыуправления рисками негосударственных пенсионных фондов
Рассмотримосновные методы управления рисками в привязке к особенностям работы НПФ.
1. Повозможности избежать риска. Это наиболее простой и естественный метод.
Вприменении к риску пассивов его можно реализовать при выборе пенсионных схем. Прииспользовании пенсионной схемы до исчерпания средств на счете фонд можетизбежать риска смертности и риска доходности. Риск инвестирования в принципе отсутствуетв распределительных пенсионных схемах. Избежать риска не поступления взносовможно, применяя схемы с полным фондированием.
2.Перенос риска с одного субъекта на другой при использовании разных пенсионныхсхем. Так, например, как показано выше в отношении инвестиционного риска, прииспользовании схем с фиксированными взносами рискует участник, а в схемах сфиксированными выплатами рискует фонд. Надо отметить, что это противоречие довольноусловно и никакого противоречия между этими субъектами на практике не существует(во всяком случае, его не должно быть).
Делов том, что материальное благополучие участника, особенно пенсионера, связано сфондом на долгие годы, и ему совершенно невыгодны финансовые потери фонда. Всвою очередь, фонду важно надежное обеспечение финансового благополучия участника,так как в противном случае целесообразность существования фонда будет подвопросом.
3.Диверсификация, то есть распределение рисков по нескольким направлениям.Классическим примером диверсификации активов, используемым в НПФ (и не только вНПФ), является диверсификация инвестиций. Это на практике означает размещениепенсионных резервов в различные виды ценных бумаг, распределение их между несколькимиуправляющими компаниями. Диверсификация пассивов используется при использованиифондом нескольких пенсионных схем, имеющих разные риски. При реализации пожизненнойпенсионной схемы риск смертности значительно снижается при увеличении числаучастников пенсионной схемы. Для НПФ важна также диверсификация по вкладчикам,так как увеличение числа вкладчиков снижает риск одновременного расторжениядоговоров.
4.Создание страхового резерва, покрывающего риски. Наличие страхового резерва позволяетпри неблагоприятном развитии событий выполнить обязательства фонда по выплатам.При этом размер страхового резерва должен быть увязан с величиной и характеромрисков.
5.Перестрахование риска. Существуют специальные перестраховочные компании,которые страхуют риски НПФ. Разумеется, здесь важно оценить соотношение риска истоимости такого перестрахования. Пока в практике российских НПФ этот метод используетсяне очень часто.
6.Увеличение средств на обеспечение уставной деятельности, в том числе частично,за счет привлечения новых учредителей фонда. Даже если пенсионные обязательствапревысят пенсионные резервы, наличие средств на ОУД в необходимом размерепозволит фонду выполнить свои обязательства.
7.Постоянный контроль рисков и принятие необходимых мер. Одним из основных источниковинформации для этого является отчет об актуарном оценивании. В отчете делается важныйвывод о финансовой устойчивости фонда, анализируются причины нарушения актуарногобаланса. Актуарий фонда не только представляет необходимую информацию руководствуи специалистам фонда в актуарном отчете, но и постоянно контролирует всесобытия в фонде, которые могут повлиять на его финансовую устойчивость.
Далее вкурсовой работе, необходимо отметить методы государственного регулированиярисков негосударственных пенсионных фондов. Законодательством, регулирующимнакопительную составляющую трудовой пенсии, предусмотрены меры по минимизацииэтих рисков и обеспечению во всех случаях сохранности пенсионных накоплений.
Из всех нынедействующих социально-финансовых институтов негосударственные пенсионные фондыимеют наиболее развитую систему законодательно установленных требований кфинансовому состоянию и условиям деятельности. К числу таких требованийотносятся:
-обязательноелицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;
-разделениеимущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительнодля выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению),пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительнойчасти трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставнойдеятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимостьсмешения операций по ним;
-законодательноустановленный минимальный размер имущества для обеспечения уставнойдеятельности — 3 млн. рублей в период до 1 января 2005 года и 30 млн. рублейпосле этой даты;
-законодательныйзапрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющеепенсионные резервы и пенсионные накопления;
-открытость ипрозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованныхлиц, что обеспечивается их ежегодным информированием о состоянии пенсионныхсчетов и обязательной публикация отчетов о деятельности фонда в средствахмассовой информации;
-развитаясистема мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионныхнакоплений, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещенияпенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числепредельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а такжеежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионныхнакоплений со стороны специализированного депозитария;
-системастрахования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов,нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенныхгарантийных фондах или других формах внешнего страхования;
-наличие уфонда системы внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет,формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.
Соблюдениенегосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательствомусловий деятельности контролируется специально уполномоченным на этофедеральным органом (Минтруд России), и специализированным депозитарием,который, при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов ипенсионных накоплений, обязан извещать об этом министерств, а также даетсогласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями.
Получитьправо работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком пообязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд. Кроме перечисленных вышеобязательных для любого негосударственного пенсионного фонда требований, НПФ,решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворятьдополнительным требованиям:
-иметь опытработы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менеедвух лет;
-в течение неменее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетовучастников;
-не иметьактуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последнихдвух лет деятельности;
-не иметьфактов приостановления действия лицензии в течение последних двух летдеятельности.
Фонд,намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательномупенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в министерствотруда России и быть там зарегистрирован.
Порядок иусловия выполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств пообязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда,которые разрабатываются фондом на основе типовых правил, утвержденныхПравительством Российской Федерации.
Негосударственныйпенсионный фонд может внести в страховые правила фонда положения, улучшающиеобслуживание застрахованного лица, но не может ограничить права застрахованноголица по сравнению с типовыми страховыми правилами. Страховые правила каждогофонда и все изменения к ним вступают в действие только после их регистрации вМинтруде России.
Соблюдениеэтих требований обеспечивает то, что деятельность по обязательному пенсионномустрахованию могут осуществлять только фонды, имеющие достаточный опыт работы понегосударственному пенсионному обеспечению, и обладающие необходимой финансовойустойчивостью.
На средствапенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда,вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированногодепозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Исключениемявляются только долги фонда перед застрахованными лицами.
Пенсионныенакопления застрахованного лица учитываются как в негосударственном пенсионномфонде в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии,так и в Пенсионном фонде России в форме специальной части индивидуальноголицевого счета застрахованного лица. Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестрзастрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какойнегосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти мерыисключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случаереорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда.
Приликвидации фонда, которая может осуществляться только по основаниям,предусмотренным законом, и проводится комиссией, состав которой согласован сМинтрудом России, средства пенсионных накоплений передаются в Пенсионный фондРоссии. На них не могут быть обращены требования кредиторов фонда.
В случаеаннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии средствапенсионных накоплений принудительно передаются в Пенсионный фонд России.
Всоответствии с вышесказанным в работе негосударственного пенсионного фонданеобходимо обращать внимание на следующие аспекты:
-Недостаточноевнимание руководства при организации и поддержании системы риск-менеджмента. Невернаяоценка риска.
-Отсутствиевнутренних подразделений и процедур контроля при осуществлении процессовдеятельности, таких как разделение обязанностей, санкционирование, верификация,согласование и надзор.
-Неэффективнаясистема передачи информации между различными уровнями управления, особенно приинформировании вышестоящего руководства о возникающих трудностях.
В рамках рассматриваемоговопроса необходимо понимать, что невозможно достичь полного контроля надриском, так как риск является неопределенностью. Поэтому можно говорить обустановлении приемлемого уровня риска. Приемлемый уровень риска можноопределить, как соотношение негативных воздействий на деятельность и позитивныхрезультатов этой деятельности. Приемлемый риск для работы негосударственныхпенсионных фондов как социальных институтов можно определить в 5-25%, т.е. врамках величины страхового резерва, который в рамках законодательстваформируется в негосударственном пенсионном фонде в размере 2-25% от средствпенсионного резерва. 
Заключение
Подводяитоги, следует отметить то, что с 1992 года по настоящее время в Россииосуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы –повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховыхи накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионнойсистемы России является негосударственное (добровольное) пенсионноеобеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов,работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.
Дляроссийского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так каккорпоративное пенсионное обеспечение – это цивилизованный способ проведениясоциальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями закачественных наемных работников.
До 2004 годаНПФ осуществляли свою деятельность на основании договоров о добровольныхпенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. C 2004 года НПФполучили право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования —привлекать накопительную часть трудовой пенсии граждан и работать с ней. Послевыхода граждан на пенсию, НПФ будет выплачивать пенсии как по договорамдобровольного пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательномпенсионном страховании.
Негосударственныепенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подверженразличным рискам. Однако риски негосударственных пенсионных фондовнекатастрофичны и поддаются управлению.
Говоря о проблемах ирисках негосударственных пенсионных фондов, следует отметить то, что в начале2009 года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращениядеятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 до 170 на конецгода.
Также следует отметитьто, что по состоянию на 01.03.10 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондовимело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимальногоуровня; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредителифондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии – все ресурсы направлены наподдержание предприятий. Таким образом, в течение 2011-2012 годов рынок могутпокинуть от 25% до 35% НФП.
Негосударственныепенсионные фонды в России, несмотря на все перечисленные трудности и проблемы,будут жить и развиваться, — поскольку они объективно нужны всем. Для населенияРоссии обращение к услугам НПФ – вопрос времени и доверия.

Списоклитературы
1)  Батяева ТА., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. — М.: ИНФРА-М, 2006.- 304 с.
2)  Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
3)  Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг ипроизводных финансовых инструментов. — М.: Научно-техническое общество имени академикаС. И. Вавилова, 2009. – 418 с.
4)  Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 567 с.
5) ИвасенкоА.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А.Рынок ценных бумаг. –М.: КноРус, 2010. – 272 с.
6) Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовыебиржи: вводный курс. – М.: Финансы и статистика, — 2009. – 200 с.
7) Ковалёв В.В. Основы теории финансового менеджмента. – М.:Проспект, 2008. – 544 с.
8)  Колтынюк Б.А.Рынок ценных бумаг. Спб.: изд-во Михайлова В.А. – 2004. – 336 с.
9) Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг. – Ростов н/Д.: Феникс,2007. – 496 с.
10) Коротков А.В. Биржевое дело и биржевой анализ. – М.: ЕАОИ,2008. – 176 с.
11) Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. – М.: Дело и сервис,2007. – 512 с.
12) ЛоматидзеО.В., Львов М.И., Болотин А.В. и др. Базовый курс по рынку ценных бумаг. – М.:КНОРУС, 2010. – 448 с.
13)  Лялин В.А.,Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. — М.: Проспект, 2007. – 384 с.
14)  Маренков Н.Л. Ценные бумаги. – Ростовн/Д.: Феникс, 2005. – 602 с.
15)  Маховикова Г.А., Селищев А.С.,Мирзажанов С.К. Рынок ценных бумаг. – М. Эксмо, 2010. – 208 с.
16)  Митин В.М. Ценные бумаги: учет, налоги, право. –М.: Налог Инфо, 2006. – 240 с.
17)  Николаева И.П. Рынок ценных бумаг.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 224 с.
18)  Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит.- М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.
19)  Рынок ценных бумаг. Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. — М.: Финансы и статистика. 2006. — 448 с.
20)  Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Под ред. ДегтяревойО.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 501 с.
21)  Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус,2009. – 288 с.
22)  Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 176 с.
23)  Федеральный закон «О рынкеценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ
24)  Федеральный закон «Онегосударственных пенсионных фондах» РФ № 75-ФЗ
25)  Федеральный закон «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ
26)  Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг ибиржевое дело. – М. Эксмо, 2009. – 240 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.