Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 2008-2009 годов

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
/> 

КУРСОВАЯ РАБОТА
/>по дисциплине«Деньги, кредит, банки»
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ПЕРИОДЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
/> 
Выполнила: студентка
/>группы Эфл-071 Демьянова О.Ю.
/>Проверил: к.п.н., проф. />Романенко Н.М.
/> 
Волгоград 2009

Содержание
Введение
1. Банковская система: сущность и функции
1.1 Понятие и структура банковской системы
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ
2. Состояние банковской системы в период экономическогокризиса
2.1 Антикризисные меры правительства РФ и влияние их наситуацию в банковской системе
2.2 Основные инструментыденежно-кредитной политики Центрального Банка в период кризиса
2.4 Тенденции развития банковской системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйствалюбого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляетв государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделокосуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовымипосредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей,банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством инаселением.
Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствованиирыночных отношений в стране. В настоящее время как аксиома воспринимается тот факт,что развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, немыслимобез разнообразного и качественного предоставления субъектам рынка банковских услуг.
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры- одна из важнейших и в тоже время сложных задач экономической реформы в России.Именно банковская система при правильном управлении и устранении всех сдерживающихее развитие проблем может стать ведущим звеном в осуществлении экономической политики,обеспечивающей экономический рост.
Банковская система непосредственным образом связана с экономикойстраны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковскойсистеме, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не можетне отражаться на экономике.
В наиболее общем виде экономический кризис можно определить,как неспособность банковской системы выполнять свои основные функции аккумуляциии мобилизации временно свободных денежных средств, предоставления кредитов, проведениярасчетов и платежей в экономике страны. Мировой опыт экономических кризисов обширен.В течение XX века практически неосталось страны, не испытавшей его в той или иной мере.
Последствия, которые влекут за собой экономические кризисы, делаютактуальными проблемы, посвященные изучению факторов, являющихся предпосылкой длянарастания негативных тенденций в банковском секторе, выявлению и изучению непосредственныхпричин современных экономических кризисов, форм их проявления и последствий, а такжедля выработки адекватных программ антикризисного регулирования банковской деятельности.
Целью данной работы является изучение банковской системы РоссийскойФедерации, структуры и проблем функционирования в период экономического кризиса,а так же меры, применяемые во время кризисных ситуаций, для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующиезадачи:
· раскрыть понятие и структуру банковской системы;
· рассмотреть состояние банковской системы в период экономического кризисаи обозначить социально-экономические последствия;
· обозначить антикризисные меры, применяемые правительством России;
· выявить тенденции развития банковской системы РФ.
Объект исследования: Банковская система РФ.
Предмет исследования: проблемы функционирования банковской системыв период экономического кризиса и антикризисные меры правительства.
При выполнении данной курсовой работы я использовала метод анализаи синтеза, метод индукции и дедукции, статистический метод, метод сравнительногоанализа и другие.
Исходя из поставленных целей и задач исследования, была определенаструктура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и спискалитературы, содержащего около 30 источников.
1. Банковская система: сущность и функции1.1 Понятие и структура банковской системы
Банковская система представляет собойсовокупность кредитных организаций, функционирующих в рамках единого банковскогозаконодательства, общее регулирование деятельности которых осуществляет ЦентральнымБанком России.
Правовое регулирование банковской деятельностиосуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Обанках и банковской деятельности»[1], «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)»[2] и другими федеральными законами, а такженормативными актами Центрального банка.
Для совместного осуществления банковскихопераций создаются группы кредитных организаций, которые образуются путем заключениядоговора между двумя или несколькими кредитными организациями. Банковская системаявляется составной частью кредитной и финансовой систем, проводящей сетью, аккумулируякредитные ресурсы через банковские счета и депозиты и обеспечивая предложение кредита.[3]
Банковская система активно воздействуетна состояние всех секторов экономики, поэтому находится под непосредственным государственнымконтролем. Регулирование банковской системы производится в соответствии с ежегодноутверждаемой единой государственной денежно-кредитной политикой и государственнымбюджетом.
На общее состояние банковской системыоказывают воздействие следующие факторы:
1)  уровень капитализации банков.Он характеризуется участием различных юридических лиц в их уставных капиталах, рыночнойстоимостью активов банков, темпами роста ВВП в целом;
2)  наличие внутренней ресурснойбазы. Внутренняя ресурсная база определяется общим предложением денег и кредитав экономике и доступностью их для банков как на внутреннем, так и внешнем рынкахкапитала, которая зависит от возможности привлечения средств на банковские счета,депозиты, на межбанковском кредитном рынке и у ЦБ;
3)  использование кредита вреальном секторе экономики. Эти кредиты носят производительный характер и обеспечиваютсоздание новой стоимости. Направление кредита на инвестиционные цели способствуетнакоплению капитала и росту ВВП;
4)  высокая зависимость банковот финансового состояния клиентов. Банки заинтересованы в росте доходов государства,предприятий, домашних хозяйств. Повышение реального уровня доходов обеспечиваетприрост средств в банках на счетах и в депозитах;
5) банковский менеджмент, обеспечивающийэффективное управление кредитными ресурсами, минимизацию кредитных рисков, проведениесистематического внутреннего контроля и аудита, надежность и устойчивость банков;
6) наличие системы обязательного страхованиявкладов, которая повышает степень доверия вкладчиков к банкам, обеспечивает притоквкладов, стимулирует хранение денег на счетах и депозитах юридических и физическихлиц;
7)  системареструктуризации банков, воздействующая на состояние банковской системы, так какпозволяет «очистить» банковскую систему от недееспособных банков, вовремяоздоровить банки, которые имеют все условия для восстановления банковской деятельности,провести санацию и оздоровление банков, препятствовать выводу из финансово неустойчивыхбанков ликвидных активов;
8)  системабанковского надзора со стороны государства, призванная контролировать банки и анализироватьих деятельность с целью недопущения нарушений банковского законодательства, искаженийбанковской отчетности, осуществления незаконных банковских операций и спекулятивныхсделок;
9)  состояниемеждународных кредитных рынков, которое в условиях глобализации экономики оказываетсущественное воздействие на состояние внутреннего кредитного рынка и банковскойсистемы. Привлечение и размещение средств на международных кредитных рынках необходимо,так как банки обслуживают экспортеров и импортеров, осуществляя валютные операции.Международные транзакции — важнейшая составная часть банковских операций. Это касается,как правило, системообразующих банков.[4]
Банковская система РФ является многоуровневой:
· первый уровень — это ЦБ, который формирует нормативно-правовую базуи осуществляет регулирование денежно-кредитных отношений;
· второй уровень — кредитные организации, субъекты экономической деятельности,обеспечивающие сохранность вкладов, ведение банковских счетов клиентов и совершениеплатежно-расчетных операций и операций с денежными, кредитными и финансовыми инструментами,выступающие в рощи кредиторов и заемщиков на рынках капитала.[5]
Кредитная организация — это юридическоелицо, осуществляющее банковские операции на основании лицензии ЦБ. Она может иметьлюбую форму собственности, но ее организационно-правовая форма по банковскому законодательствуРоссии — хозяйственное общество. Кредитная организация открывает филиалы и представительства.
Банк — кредитная организация, котораяосуществляет все виды банковских операций, включая привлечение во вклады денежныхсредств физических и юридических лиц, размещение средств от своего имени и за свойсчет, открытие и ведение банковских счетов. Небанковская кредитная организация- это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции,устанавливаемые банковским законодательством.
Иностранный банк — это банк, являющийсятаковым по законодательству иностранного государства, на территории которого онзарегистрирован.
Для совместного осуществления банковскихопераций создаются банковские холдинги, своеобразные группы кредитных организаций,которые образуются путем заключения договора между двумя или несколькими кредитнымиорганизациями. Банковские холдинги образуются путем преобладающего участия основнойкредитной организаций в уставном капитале одной или нескольких кредитных организацийлибо в соответствии с заключенным основной кредитной организацией с одной или несколькимикредитными организациями договором, в результате чего основная кредитная организацияполучает возможность влиять на решения, принимаемые другими кредитными организациями.[6]
В экономической литературе сложилисьследующие подходы к классификации элементов банковской системы:
1) По формам собственности различают государственные, смешанные и частные кредитныеорганизации. Государственным является Центральный банк. Смешанные кредитные организацииимеют государственно-частную форму собственности. Такие банки частично контролируютсягосударством, которое проводит через них определенную кредитную политику, направленнуюна стимулирование определенных отраслей экономики и сфер деятельности. Частные кредитныеорганизации проводят независимую кредитную политику, приоритетом которой являютсяинтересы частных собственников, а главным ориентиром служит ситуация на различныхсегментах рынка капиталов.
2) По организационно-правовым формам различают кредитные организации, созданныев форме открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.Их соотношение примерно одинаково.
3) По величине зарегистрированного уставного капитала различают крупные, средниеи мелкие кредитные организации. К крупным кредитным организациям в Российской Федерацииотносятся системообразующие банки, имеющие величину уставного капитала свыше 40млн. руб., средние кредитные организации имеют уставный капитал от 10 до 40 млн.руб., мелкие кредитные организации имеют уставный капитал менее 10 млн. руб.
4) По отраслевой направленности различают промышленно-строительные банки, агропромышленныебанки, банки, обслуживающие преимущественно одну или несколько смежных отраслейэкономики.
5) По функциональному назначению различают эмиссионные, депозитные и коммерческиекредитные организации, расчетно-клиринговые палаты. Эмиссионным банком являетсяЦентральный банк. Депозитные кредитные организации — это система сберегательныхбанков и касс. Коммерческие кредитные организации обслуживают физических и юридическихлиц, выполняют все или часть банковских операций. Расчетно-клиринговые палаты осуществляютплатежно-расчетные операции.
6) По специализации различают универсальные и специализированные банки. Универсальныебанки обслуживают всех клиентов и выполняют все банковские операции. К специализированнымкредитным организациям относятся инвестиционные, торговые, сберегательные, экспортно-импортныебанки.
7) По зонам деятельности различают кредитные организации общефедеральные, региональные,межрегиональные, международные.[7]
Т.о., в структурусовременной банковской системы входят ЦБ и кредитные организации. Банковская системапредставляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостнуюсовокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции,проводит свой перечень денежных операций в результате чего весь объем потребностейобщества в банковских продуктах удовлетворяется в полной мере и с максимально возможнойстепенью эффективности.[8]1.2 Особенности функционирования банковской системыРФ
Для современной банковской системы характерныдве фундаментальные особенности: во-первых, эта система регулируемая (причем нарядус саморегулированием имеет место, централизованное регулирование со стороны центральногобанка), а во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтовявляется реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).
Высшим органом Банка России являетсяСовет директоров — это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельностиБанка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директороввходят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работаютна постоянной основе в Банке России.
Председатель Банка России назначаетсяна должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов отобщего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя БанкаРоссии представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяцадо истечения полномочий Председателя Банка России. В случае досрочного освобожденияот должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляеткандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. В случаеотклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры ПрезидентРоссийской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатуране может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должностьПредседателя Банка России более трех сроков подряд.
Члены Совета директоров назначаютсяна должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению ПредседателяБанка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоровзаседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются ПредседателемБанка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Советадиректоров. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думыи членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства РоссийскойФедерации. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, заниматьдолжности в общественно — политических и религиозных организациях.[9]
Сам Банк России образует единую централизованнуюсистему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевыеучреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые дляосуществления деятельности Банка России. Территориальными учреждениями Банка Россииявляются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.
В организационном плане структуру центральногоаппарата Банка России представляют 25 департаментов и два управления, которые всовокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций. Рассмотримспецифику работы этих подразделений на примере департаментов, осуществляющих надзорнуюфункцию. Так, департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирмявляется структурным звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенныхна Банк России функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачилицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основнойзадачей департамента является осуществление надзора за соблюдением требований законодательстваРоссийской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями настадии регистрации и лицензирования.
Задачей департамента пруденциального(смысл регулирования которого состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операцийи предотвратить крах и системный кризис банков) банковского надзора является методическоеи организационное обеспечение функций Банка России в сфере пруденциального надзораза деятельностью кредитных организаций.
Департамент инспектирования занимаетсяорганизацией инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка России,координацией их работы при подготовке и проведении инспекционных проверок. Крометого, в задачи этого департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическоеобеспечение деятельности подразделений инспектирования кредитных организаций в территориальныхучреждениях Банка России.
В свою очередь департамент исследованийи информации выполняет функции: во-первых, анализ текущих тенденций, причем не тольков банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого центральногобанка — стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозированиехозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составлениепрограмм действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомленоо проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методыих преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономическихисследований. Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих меств структуре Банка России, так как результаты его работы являются основой для формированиябанковской политики и выработки перспектив ее развития.
Коммерческие банки — составное звенобанковской системы. Они осуществляют активные и пассивные операции и оказывают комплексуслуг клиентам — юридическим и физическим лицам. Функционирование банка как субъектаэкономической деятельности определяется совокупностью внутренних и внешних макро- и микроэкономических факторов. Работая на рынке денег, кредита, ценных бумаг,банки действуют сообразно законам спроса и предложения. В то же время значительноевоздействие на поведение банков оказывает денежно-кредитная политика через системугосударственного регулирования и контроля как со стороны ЦБ, так и со стороны правительства.
Первым и основополагающим принципомдеятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков,предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остаткасредств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создаватьденежные средства, на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов,ограничены.[10]
Работа в пределах реально имеющихсяресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественноесоответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствияхарактера банковских активов специфики мобилизованных им ресурсов. Прежде всегоэто относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главнымобразом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладываетих преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиватьсяпо своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.
В пределах имеющихся у банков ресурсовон свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономическихнормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными,волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайныйхарактер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельностибанка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе имеющем рестриктивную направленность,должен быть отдан экономическим мерам.
Принцип работы в пределах реально привлеченныхресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акцепты: возрастаетзаинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренцияза пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единогогосударственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболееэффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковскогокапитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли. Радикально меняется кредитноепланирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования,напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает.Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.
Работать в пределах реально привлеченныхресурсов, обеспечивая при этом поддерживание своей ликвидности, коммерческий банкможет, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полнойэкономической ответственностью за результаты своей деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на которомбазируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность,подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствамибанка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжениедоходами, остающимися после уплаты налогов.
Банковское законодательство предоставиловсем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами.Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяютсяв соответствии с решением общего собрания акционеров.
Третий принцип заключается в том, чтовзаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночныеотношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночныхкритериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственныеинтересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежнообернется для него кризисом ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческогобанка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществлятьсятолько косвенными экономическими (а не административными) методами. Государствоопределяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может даватьим приказов.
Функции коммерческого банка:
1) посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределенияденежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятийи денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческихбанков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступаетприбыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляетсяпо горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банковбез участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условияхплатности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируетсяпод влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободноеперемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.[11]
Значение посреднической функции коммерческихбанков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностьюуменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средствамогут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однакопри этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастаютобщие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомленыо платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств несовпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекаютсредства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщикови на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцевденег, помещенных на банковские счета.
2) стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройкиэкономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутреннихнакоплений хозяйства. Коммерческие банки, а не иностранные инвестиции должны составлятьосновную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем всеее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и другихсубъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережениюи накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливалисьдирективным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонностьк накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительскогорынка опустила этот уровень до минимальной отметки.
Коммерческие банки, выступая на финансовомрынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовыватьимеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулык накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплениюи сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческихбанков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимывысокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантийпослужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковскихучреждений, депозитов в коммерческих банках.[12]
3) посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. Вусловиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты междусубъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственнои формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитанына безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней.Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Онопринимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными.Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетови повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки.Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнемуориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежныедокументы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системырасчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентскиесчета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одногобанка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенноважна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своихклиентов по совершению платежей.
Во всех странах с рыночной экономикойкоммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Великароль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране[13]
Т.о., основными функциями ЦентральногоБанка являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковскойсистемы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционированияплатежной системы. Он не является органом государственной власти, вместе с тем егополномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти,поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Коммерческие банки в свою очередь выполняютследующие функции в экономической системе:
· посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределенияденежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятийи денежных доходов частных лиц;
· стимулирование накоплений в хозяйстве;
· посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
2. Состояние банковской системы в периодэкономического кризиса2.1 Антикризисные меры правительства РФ и влияние ихна ситуацию в банковской системе
 
Банк России совместно с Правительством в сентябре 2008 г. — мае2009 г. осуществили комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствийглобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь- на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированиюкредитных ресурсов для экономики страны.
1. В конце апреля 2009 г. Банком России было принято решениео снижении ставки рефинансирования с 13 до 12,5% (Указание Банка России от 23.04.2009№ 2222-У). Кроме того, ставка рефинансирования была повторно снижена с 14мая до 12% (Указание Банка России № 2230-У от 13.05.2009). Представляется,что данная мера позволит оживить кредитный рынок страны, так как оказывает воздействиена ставки межбанковского рынка, а также на ставки по ссудам и депозитам кредитныхорганизаций для юридических и физических лиц. Уменьшение размера процентной ставкипроисходило с учетом того, что на данном этапе нужно, хотя это и не всегда возможно,сделать кредиты более доступными — в идеале не более 16% для конечного потребителя,при том, что в некоторых банках ставки по кредитам для бизнеса и населения достигают20-30%. Помощь банкам будет увязана с обязательствами по расширению кредитованияэкономики. Сколько средств государственной помощи получит банк, в таком же объемеон должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан. Надо найтизолотую середину, при которой и банковский сектор будет поддержан, и деньги дойдутдо конечного потребителя.[14]
2. Банк России продолжает работу по повышению доступности инструментоврефинансирования для кредитных организаций.
Положение от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставленияБанком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами» являетсяосновополагающим нормативным актом Банка России, регулирующим получение кредитнымиорганизациями кредитов Банка России, выдаваемых под обеспечение. Таким обеспечениемдо недавнего времени являлись облигации, векселя, а также права требования по кредитнымдоговорам.
Содержание данного Положения было дополнено Указанием от 16.12.2008№ 2151-У. Цель этих дополнений — расширение возможностей банков для получения дополнительнойликвидности. Теперь кредиты Банка России, предоставляемые кредитным организациям(кроме внутридневных кредитов и кредитов овернайт), могут быть обеспечены не толькоактивами, но и поручительствами банков.
Кроме того, расширен перечень видов экономический деятельности,которые могут осуществлять организации, чьи обязательства принимаются в обеспечениекредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России№ 312-П (в том числе за счет сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли).Предоставлена возможность кредитным организациям получить в Банке России рефинансированиев соответствии с Положением № 312-П под кредиты, предоставленные субъектам РоссийскойФедерации, соответствующим требованиям, установленным Банком России, государственнымунитарным предприятиям, обществам с ограниченной ответственностью, субъектам малогопредпринимательства[15].
Были приняты решения о снижении уровня рейтинга организаций,обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечениекредитов Банка России в соответствии с Положением № 312-П (пункт 1.6 Указания №2151-У).
Также Банк России принял решение о снижении процентных ставокпо кредитам Банка России, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемымв соответствии с Положением Банка России № 312-П. Процентная ставка по кредитамустановлена на следующем уровне: на срок до 90 календарных дней — в размере 11%годовых; на срок от 91 до 180 календарных дней — в размере 11,5% годовых; на срокот 181 до 365 календарных дней — в размере 12 % годовых.
3. Важным шагом в направлении расширения возможностей банковскогосектора по привлечению денежных средств, позволяющих поддерживать кредитную активностьбанков, стало Положение Банка России от 16 октября 2008 г. № 323-П «Опредоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения».Разработка этого нормативного акта стала возможной в связи с внесением соответствующихизменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» (последние изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2008 № 317-ФЗ«О внесении изменений в ст.46 и 76 Федерального закона „О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)“).
В рамках данного Положения были установлены порядок и условияпредоставления Банком России кредитов в валюте Российской Федерации без обеспеченияроссийским кредитным организациям, а также перечень рейтинговых агентств, рейтингикоторых применяются для определения кредитоспособности кредитных организаций, итребования к кредитным организациям, которым предоставляются указанные кредиты.
Данный инструмент был позитивно воспринят кредитными организациями,и о его востребованности наглядно свидетельствуют объемы уже предоставленных БанкомРоссии кредитов без обеспечения (более 1,5 трлн. руб.).
В соответствии с указанным Положением для каждой кредитной организации,заключившей с Банком России генеральное соглашение, Банк России устанавливает:
· максимально допустимую совокупную сумму денежных средств, в пределахкоторой Банк России может предоставлять кредитной организации денежные средствапо кредитным договорам (лимит по кредитному риску);
· максимально допустимую совокупную сумму денежных средств, в пределахкоторой кредитная организация вправе подавать заявки в ходе кредитного аукциона(далее — лимит на заявки).
Лимит по кредитному риску для кредитной организации устанавливаетсяБанком России исходя из размера собственных средств (капитала) кредитной организации,рейтинга кредитной организации и иных показателей.
В случае снижения рейтинга кредитной организации, с которой БанкРоссии ранее заключал кредитный договор (имеет заключенный кредитный договор), всоответствии с настоящим Положением ниже минимальных уровней, установленных БанкомРоссии в настоящем Положении или в соответствии с ним, но не ниже чем на два уровняот таких минимальных уровней, Банк России может принять решение о продолжении заключенияс указанной кредитной организацией кредитных договоров на период до трех месяцевс даты такого снижения.
Банк России готов оказать финансовую помощь банкам при их слияниии присоединении.Это делается для поддержки процесса консолидации российскогобанковского сектора.
Таким образом, в случае, если банки, планирующие реорганизацию,столкнутся с необходимостью досрочно погасить требования кредиторов по своим долговымобязательствам, они могут сообщить об этом в Банк России и им может быть повышенлимит на аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения.
В апреле 2009 г. было принято Указание № 2202-У „Овнесении изменений в Положение Банка России № 323-П“, в соответствиис которым срок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов безобеспечения увеличен до 1 года. Кроме того, форма генерального соглашения о предоставлениикредитов без обеспечения была исключена из названного нормативного акта и доводитсядо сведения кредитных организаций Банком России.
4. Еще одной важной антикризисной мерой стало расширение в 2008-2009гг. Ломбардного списка Банка России.
Он был расширен путем включения ряда выпусков субфедеральных,муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в рублях, в том числе облигацийс ипотечным покрытием, акций юридических лиц — резидентов Российской Федерации,не являющихся кредитными организациями, а также биржевых облигаций. Например, былапредусмотрена возможность включения в Ломбардный список Банка России облигаций сипотечным покрытием, выпущенных в соответствии с Федеральным законом „Об ипотечныхценных бумагах“, при условии, что обязательства эмитента по указанным облигациямобеспечены солидарным поручительством „АИЖК“.
Кроме того, уточнены требования к отдельным видам ценных бумагдля включения их в Ломбардный список Банка России или исключения из него. УказаниеБанка России от 27 ноября 2008 г. № 2134-У „О перечне ценных бумаг, входящихв Ломбардный список Банка России“ дополнено положением, в соответствиис которым для включения в Ломбардный список Банка России облигаций юридических лиц- резидентов Российской Федерации, в том числе биржевых облигаций, а также акцийюридических лиц — резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями,должны соблюдаться следующие условия:
· ценные бумаги должны быть выпущены эмитентом, входящим в Переченьсистемообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышениюустойчивости развития российской экономики, образованной Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 957;
· ценные бумаги должны быть включены в котировальный список по крайнеймере одной фондовой биржи, действующей на территории России.[16]
5. В январе 2009 г. территориальные учреждения Банка России начализаключение генеральных соглашений с кредитными организациями о совершении сделокпрямого РЕПО на Фондовой бирже ММВБ в соответствии с Положением Банка России от28.11.2008 № 329-П „Об условиях совершении Банком России сделок прямого РЕПОс российскими кредитными организациями на фондовой бирже ММВБ“.
В соответствии с Положением № 329-П на Фондовой бирже ММВБ совершаютсясделки по покупке Банком России (продаже кредитной организацией) ценных бумаг собязательством Банка России по обратной продаже (обязательством кредитной организациипо обратной покупке) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве по истеченииопределенного условиями такой сделки срока. Сделки совершаются с акциями и облигациями,включенными в Ломбардный список Банка России и допущенными к обращению на Фондовойбирже ММВБ.
6. Для нормализации ситуации в финансовой системе важнейшей задачейтакже является повышение капитализациибанковского сектора. Капиталтрадиционно играет роль „буфера“, компенсируя текущие потери банка. Безповышения уровня капитализации кредитных организаций невозможно поддержание устойчивоготемпа кредитования российской экономики и покрытие принятых рисков, недооцененныхбанками в период активной экспансии.
В текущих условиях важным источником роста капитала банков являютсясубординированные кредиты. В соответствии с Федеральным законом „О дополнительныхмерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации“ в рамкахантикризисного пакета субординированные кредиты предоставлены ряду крупных банковВ результате реализации указанных мер величина капитала банковского сектора за ноябрь2008 г. увеличилась на 9,2% (в декабре тенденция увеличения капитала сохранилась:без учета Сбербанка России он увеличился на 3,2% против 7,0% в ноябре). Показательдостаточности капитала увеличился с 15,5% на 1 января 2008 г. до 16,3% на 1 декабря2008 года.
В отношении банков, не имеющих достаточной ликвидности для своевременногоудовлетворения заявленных требований вкладчиков и кредиторов и объем обязательствкоторых существенно превышает объем активов в их реальной оценке, Банком Россиисовместно с государственной корпорацией „Агентство по страхованию вкладов“(АСВ) проводится работа по предотвращению банкротства таких кредитных организацийна основании Федерального закона „О дополнительных мерах для укреплениястабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года“.В соответствии с указанным законом АСВ вправе оказывать финансовую помощь лицам,приобретающим в соответствии с согласованным планом участия АСВ в предупреждениибанкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющемопределять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания егоучредителей (участников). На 1 января 2009 г. сумма предоставленных Банком Россиикредитов АСВ в соответствии с указанным законом для осуществления мероприятий попредупреждению банкротства отдельных кредитных организаций составила 114,3 млрд.рублей.
7. В феврале 2009 г. был принят Федеральный закон от 28.02.2009№ 28-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон “О банках и банковскойдеятельности», предусматривающий, в частности, необходимость достижениядействующими банками требуемого размера собственных средств (капитала) не менее90 млн. руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн. руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательныхмер, направленных на повышение требований к размеру собственных средств (капитала)кредитных организаций, послужит стимулом для реорганизации банков, которые не имеютресурсов для увеличения собственных средств (капитала), в форме слияния и присоединения,а также ухода с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспективразвития.
8. Дополнительные меры по упрощению реорганизационных процедурпредусмотрены Указанием Банка России «О внесении изменений в Инструкцию№ 109-И „О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрациикредитных организаций и выдаче лицензий“ и Указанием Банка России»О внесении изменений в Положение № 230-П «О реорганизации кредитных организацийв форме слияния и присоединения». Предусматривается, в том числе, сокращениедо 1 месяца срока рассмотрения документов для государственной регистрации кредитнойорганизации, создаваемой в результате слияния, за счет направления их непосредственнов центральный аппарат Банка России (минуя его территориальное учреждение).
9. Для минимизации воздействия падения фондового рынка на финансовыерезультаты Банк России предоставил кредитным организациям право разового измененияучетной политики в 2008 г., в том числе позволяющее перевести ценные бумаги из торговогов инвестиционный портфель с целью предотвращения фиксации убытков от падения рыночнойстоимости ценных бумаг в случае намерения банка удерживать бум.[17]
10. В рамках комплекса антикризисных мер Банк России временносмягчает требования по формированию кредитными организациями резервов на возможныепотери по ссудам. Так, Банком России принято Указание Банка России от 23.12.2008№ 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссуднойи приравненной к ней задолженности» (срок действия до 31 декабря 2009г.). Согласно данному Указанию Банка России кредитным организациям предоставленоправо вместо осуществления оценки обслуживания долга по ссуде, установленной пунктом3.7 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитнымиорганизациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненнойк ней задолженности», в некоторых случаях не ухудшать оценку качества обслуживаниядолга по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.
11. В части усиления контроля за использованием кредитными организациямиденежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы Российской Федерации,принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 317-Ф3 «О внесении измененийв статьи 46 и 76 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)“. Закон предоставляет Банку России право назначить уполномоченныхпредставителей в кредитные организации, получившие денежные средства в виде кредитов(займов), в том числе субординированных кредитов (займов). Данные меры особенноактуальны, если учесть, что в острый период ослабления рубля вместо кредитованияреального сектора экономики некоторые банки получали астрономические доходы (вплотьдо 1500% годовых). Новой редакцией ст.76 Федерального закона „О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)“ предусмотрено, что уполномоченныепредставители могут быть назначены в кредитные организации, в отношении которыхБанк России и АСВ осуществили меры по предупреждению банкротства. Кроме того,Банк России принял два нормативных акта, которые определяют порядок назначения идеятельности уполномоченных представителей, а также порядок предоставления банкамиинформации. Задача уполномоченного представителя Банка России — осуществление непосредственногонаблюдения за деятельностью кредитной организации и информирование Банка Россиио ситуации в ней, о проводимых ею операциях и сделках.
12. В ряде случаев Банк России изменил порядок и критерии оценкидоходности банков. Анализ применения Банком России Указания от 30.04.2008№ 2005-У „Об оценке экономического положения банков“ показал, что в условияхмирового финансового кризиса и экономического спада использование показателей оценкидоходности для оценки экономического положения банков в некоторых случаях можетвести к получению содержательно некорректных результатов общей оценки экономическогоположения банков.
Для урегулирования сложившейся негативной ситуации Банком Россиипринято решение о введении до 31 декабря 2010 г. моратория на использование результатовоценки доходности при осуществлении классификации банков.
13. Совет директоров Банка России принял решение повысить отчисленияв Фонд обязательных резервов (ФОР) в четыре этапа: 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августапо 0,5 процентного пункта вместо того, чтобы осуществить это в два этапа: с 1 маяи с 1 июня, как планировалось ранее (январь 2009 г.). Состояние банковскогосектора в настоящее время таково, что повышение нормативов обязательного резервированияне приведет к существенным сложностям. Таким
образом, принципиальное решение о необходимости повышения этихзначений остается в силе, но это произойдет несколько медленнее, что удобно длякредитных организаций.
14. В целях расширения возможностей кредитных организаций поуправлению краткосрочной ликвидностью в иностранной валюте Банк России с 1 декабря2008 г. заключает договоры корреспондентского счета с кредитными организациями вдолларах США и евро. На данном этапе на этих счетах находятся достаточно значительныесуммы.[18]2.2 Основные инструменты денежно-кредитной политикиЦентрального Банка в период кризиса
Система инструментов денежно-кредитнойполитики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегическойзадачи — переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентнойполитики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативнореагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивостис учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов. В зависимостиот складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструментыпредоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использованиерыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
При развитии ситуации в денежно-кредитнойсфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что можетбыть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высокихмировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использоватьинструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операциис ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операциипо продаже государственных облигаций из собственного портфеля
(без обязательства обратного выкупа).Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будетосуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала.В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетныхмеханизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национальногоблагосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный каналпо-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннегоденежного рынка.
Однако в случае ослабления платежногобаланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостаткуликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спросакредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств.При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения БанкРоссии будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций,используя:
· рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционыпрямого РЕПО, ломбардные аукционы);
· инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированнойставке и сделки „валютный своп“, ломбардные кредиты по фиксированной процентнойставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами).
Для обеспечения бесперебойного осуществлениярасчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневнойоснове внутридневных кредитов и кредитов „овернайт“ Банка России. БанкомРоссии будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут бытьиспользованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России.После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку Россиисовершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируетсяпроведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежныхэмитентов. В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежныхсредств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваютсясоздание „единого пула обеспечения“, включающего в себя как рыночные,так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациямипредполагается заключать „рамочные“ соглашения, что позволит определятьобщие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированногоподхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.
Банк России продолжит участие в работе,направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России попривлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованиювкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залогпо кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке. В условияхограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии у кредитных организаций,и усиления их потребности в рефинансировании Банк России при необходимости будетиспользовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным организациямс международным рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже определенногоуровня.
В качестве инструмента прямого регулированияликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования.Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициентаусреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского секторапо управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям.Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк Россииможет принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов.
В 2009‑2011 годах предполагаетсяуточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемыхобязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядокпереоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций. В2009‑2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с МинфиномРоссии как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развитиянациональных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году МинфиномРоссии совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетныхсредств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительныйканал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения еедефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместнос Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций,что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка Россиис государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.[19]2.4 Тенденции развития банковской системы РФ
Финансовый кризис негативно повлиялна динамику активов российских банков.
Во-первых, замедляются темпыроста банковской системы, происходит ее сжатие. Среднемесячные темпы прироста активовв 2008 г. снизились с 3,1 до 2,8%, и только в результате принятых антикризисныхмер государства и девальвации рубля в IV квартале не опустились еще ниже. В 2009г. они могут уменьшиться до 0,97%. Происходит сжатие ресурсной базы банков. Безучета переоценки вклады населения за 7 месяцев кризиса фактически сократились на1%, привлечение от юридических лиц — на 0,2%. В 2009 г. Прирост привлеченных средствклиентов может составить менее 5%. Снижение клиентских средств в пассивной базебанков компенсируется за счет государственной поддержки и девальвации рубля. Долягосударственных средств в пассивах возросла с 0,2 до 12% на конец 2008 г. и можетсоставить 18% к концу 2009 г. Возрос риск разрыва ликвидности. На 1 февраля 2009г. совокупный объем выданных кредитов превышал объем привлеченных средств клиентовна 17% (на 1 июля — 11%). По итогам 2009 г. это превышение может составить 19%.
Во-вторых, замедляется темпроста кредитования реального сектора и населения. Рост кредитования реального секторапроисходил за счет кредитов, выдаваемых государственными банками. Прирост корпоративногопортфеля у 5 госбанков может составить около 25-30%. У остальных коммерческих банковкредитный портфель юридических лиц предположительно будет снижаться (до — 13% поитогам 2009 г.). А совокупный кредитный портфель в 2009 г. возможно увеличится примернона 5-6%. Его доля в активах снизится с 72 до 67%.
Развитие розничного кредитованияв условиях высоких рисков и ухудшения платежеспособности населения (рост безработицы,снижение зарплат и прочих доходов) теряет приоритетное значение. Розничный портфельссуд, скорее всего, по итогам 2009 г. сократится на 2-3%.
В-третьих, ухудшается качествокредитного портфеля. Совокупная просроченная задолженность за 7 месяцев кризисавыросла почти вдвое и на 01.02.09 составила 2,3%. Текущий формат отчетности не позволяетопределить реальный объем „плохих“ кредитов (так называемых Non-PerformingLoans, NPL). Если попытаться оценить их в соответствии с международными стандартамии выделить из общей суммы задолженности кредиты, просроченные более 90 дней, тоуровень „плохих“ активов может уже сейчас составить 5-7% от кредитногопортфеля (без учета проблемных бондов). По прогнозам различных аналитиков, доляNPL уже к середине 2009 г. достигнет 10-12%.
В-четвертых, снижается прибыльностьи эффективность банков. Чистая прибыль (до налога) в IV квартале 2008 г. уменьшиласьболее чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Девальвациярубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операцийв 15 раз (относительно IV квартала 2007 г.). Именно этот фактор и обусловил положительнуюприбыль по итогам IV квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд.руб. Из за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли в 11 раз и нивелировалипозитивную тенденцию роста операционного дохода. В 2009 г. чистый убыток по итогамгода может достичь 0,8 трлн. руб. Причиной станут возросшие расходы на созданиерезервов. Все эти тенденции и их возможное усиление до конца 2009 г. говорят о том,что банковской системе необходим комплекс поддерживающих мер со стороны государства.
Благодаря усилиям Правительства РФи Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть.На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условияхстагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования. Необходима и скорейшаяреализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. С формальнойточки зрения, эти меры можно разделить на два класса:
Временная (на период кризиса)корректировка регуляторных требований не нуждается в отвлечении государственныхсредств, она даст банкам дополнительную гибкость и пространство для маневровв работе с просроченной задолженностью и пополнения капитала. Для этого нужныследующие меры:
· снижение норматива достаточности капиталас 10 до 8% — можетрассматриваться как промежуточный шаг к переходу российской банковскойсистемына нормы Базеля II. Данная мера неприведет к снижению капитализации банковскойсистемы, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановлениякапитализации, потерянной во время кризиса;
· включение в капитал банков акций и долейучастия, приобретенныхв процессе реструктуризации ссудной задолженности. Переход предметов залога подконтроль залогодержателяв настоящее время законодательно упрощен.Новозможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативныхактов Банка России;
· включение в капитал банков вложений в капиталы дочерних компаний,созданных для работыс залоговыми активами, которые перешли подконтрольбанка (так называемых торговых домовдля реализации залогов).
Предложенные меры могутноситьвременный характер.Они не означают ослаблениянадзорных требований.Это, прежде всего, меры адекватного реагирования на кризиси стремлениеподдержатьбанки в их работе по сохранению качества активов. Такжесредиподобных мер можноназвать снятие ограниченияна долю субординированныхкредитов, учитываемых прирасчете капитала, и доведениеих до100% от капитала первого уровня Такая мера(возможно, временная) позволитснизить давление наакционеров по наращиванию капитала первого уровня в условияхснижения прибыли банков.
Вторая группа мер требует дополнительныхденежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Их реализацияуже начата — через про — грамму субординированного кредитования ВЭБом наувеличениекапитала второго уровня. Однако необходимо:
· пересмотреть ограничения размера субординированных кредитов ВЭБа с15% от капитала (на 01.10.08) на 60% на последнюю квартальную отчетную дату;
· изменить соотношение средств акционеров и государства по программеВЭБ с 1: 1 на 1: 4;
· увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостоянияв ВЭБе до 2039 г., чтобы соответственно увеличить срок предоставления субординированныхкредитов.
Все эти меры нужно утвердить внесениемпоправок в Закон № 173-ФЗ. Средств государственного бюджета и ресурсов ПравительстваРФ может оказаться недостаточно для того, чтобы поощрить кредитование реальногосектора. Если кризис будет продолжительным, банки „проедят“ капитал оченьбыстро и потребуется дальнейшая рекапитализация системы. Поэтому отдельным блокомхотелось бы выделить необходимую для рынка программу защиты активов. Дляснижения давления на банки растущей доли проблемных активов можно предоставлятьпо ним государственные гарантии на возмездной основе, что приведет к сокращениюактивов под риском и снизит Необходима скорейшая реализация такого важного блокамер, как рекапитализация банковской системы. С формальной точки зрения, эти мерыможно разделить на два класса: временная корректировка регуляторных требований имеры по дополнительному финансированию со стороны государства давление на капитал.Данная мера предусматривает разработку программы распределения убытков между банкоми третьей стороной (например правительством). Банки остаются полноправными участникамипроцесса при любом уровне потерь, что позволит сохранить их заинтересованность всамостоятельной работе с пулом проблемных долгов. Он эффективно повышает устойчивостьрынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования ккапиталу банков и не нуждается в денежных вливаниях правительства. Программа защитыактивов относительно несложна с точки зрения организации, не требует больших затратвремени и не исключает другие пути финансирования для увеличения активов. Но программане лишена недостатков, они связаны в основном с тем, что „плохие“ активыпродолжат сказываться в будущем.
Для запуска такой программы необходимыследующие шаги.
1. Создание рабочей группы в составепредставителей ЦБ РФ, Министерства финансов и коммерческих банков.
2. Оценка и отбор классов активов,наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики(ипотека, автокредиты, кредиты МСБ). Оценка объема проблемных кредитов на текущиймомент и динамики качества активов на следующие 12-24 месяца.
3. Разработка механизма предоставлениягарантий, а также критериев отбора банков — участников программы исходя из концентрации»плохих" активов.
4. Подготовка проекта изменений законодательно-правовойбазы для внедрения программы защиты активов
Очевидно, что государству будет сложнооказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. Притаком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи.Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода изсложившейся ситуации — консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальныхпредпосылок.
Коэффициент проникновения банковскихпродуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточнонизким. На конец 2008 г. он составлял 4,8 тыс. евро. По этому показателю Россияв десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится150-600 тыс. евро, и в несколько раз — от стран Восточной Европы и других развивающихсярынков (10-30 тыс. евро). При этом прибыльность российской банковской системы докризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций.И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций,в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным.
По сравнению с зарубежными рынкамибанковская система РФ очень сильно фрагментирована. Ее основу (80% активов) составляют50 ведущих банков, тогда как в большинстве западных стран количество лидеров почтивдвое меньше. И ни одна страна не может похвастаться таким огромным количествоммалых и средних банков — у нас же их более тысячи. В России, в отличие от другихстран (кроме Германии), исключительно высока доля государственных банков — до кризисана них приходилось 47% активов банковской системы. Этот показатель будет расти вовремя кризиса — на конец февраля он уже достиг 53%, и эта тенденция сохранится доконца 2009 г. Ни на одном из развитых рынков данный показатель не превышает 5%,среди развивающихся стран максимальное значение — 35% (в Бразилии). Такая высокаяконцентрация государственных банков значительно ухудшает конкурентную среду.
В сложившейся ситуации именно государствоможет взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковскомсекторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательствои предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидациидолжна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемыхпоследствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средствфинансовой поддержки. Если мы будем последовательны в своих действиях, то при выходеиз кризиса можем получить принципиально иную целевую структуру российской банковскойсистемы — сильную, концентрированную, конкурентную.[20]
Заключение
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайновелика. В российской экономике на банковскую систему ложится еще большая ответственность,ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Уход крупных корпоративных клиентов из российского банковскогосектора вынуждает отечественные банки работать преимущественно со средними и малымифирмами и на розничном рынке, что не обеспечивает им эффективных объемов деятельности.Однако расширение представительства иностранных банков на российском рынке (в видедочерних банков, а в отдельных случаях — филиалов) в скором времени сделает их сильнымиконкурентами и на розничном рынке.
Проведенный в работе анализ состояния российской банковской системыпозволил сделать несколько существенных выводов:
В последние годы отечественная банковская система демонстрировалаустойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли.С точки зрения повышения качества работы — банковский сектор России, наконец, началвыполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточнымисекторами хозяйства.
Вместе с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковскогосектора представляется явно недостаточной.
Несмотря на заметный рост кредитных портфелей российских банков,потребности предприятий в получении кредитов все еще удовлетворены незначительно.В особом дефиците длинные инвестиционные кредиты, четверть рынка которых обеспеченопрямыми трансграничными кредитами иностранных банков. Но эти кредиты доступны ограниченномукругу российских предприятий, в основном крупным экспортерам и естественным монополиям.Большинство средних и малых предприятий испытывают в привлечении кредитных ресурсовсерьезные затруднения. Согласно данным межрегионального обследования малого бизнеса,только четверть малых предпринимателей имеет опыт и условия для использования банковскихкредитов
Банковская система России продолжает нести серьезные системныериски, порождаемые неразвитой системой рефинансирования. Несмотря на недавний кризис,Центральный Банк ограничился разовым сокращением нормативов обязательных резервов.
Достаточно высокими остаются кредитные риски. Предприятия, имеющиедоступ к кредитному рынку, обладают возможностью пролонгации и рефинансированиясвоих ссуд, что маскирует истинную кредитоспособность заемщиков и, следовательно,качество кредитных портфелей банков. В случае же резкого торможения роста экономикии сворачивания кредитного бума вполне вероятен масштабный кризис «плохих»долгов.
Уровень концентрации капитала и эффективности деятельности российскихбанков в значительной степени отстает от зарубежных. Недостаточно высоки квалификациякадров и качество управления.
Структура российского банковского сектора остается переходнойи до конца не сформированной: имеются кластеры явно маргинальной специализации,базовая модель бизнеса которых не имеет серьезной перспективы развития и перспективныекластеры, спрос на услуги которых со стороны экономики явно не покрывается нынешнимпредложением.
Российский банковский сектор отличается низким уровнем капитализации,составляющей в целом размер капитала крупного банка экономически развитой страны.В силу низкой эффективности и рискованности вложений он не обладает инвестиционнойпривлекательностью.
Рост конкурентоспособности российского банковского сектора сдерживаютзаконодательные ограничения (отмененные в ряде экономически развитых стран), которыене позволяют российским банкам привлекать так называемые «длинные» деньгистраховых и пенсионных фондов.
Выявленные проблемы предопределяют выбор главного направленияразвития банковского сектора России — количественный и качественный рост, усилениеконцентрации капитала и на этой основе повышение уровня эффективности банковскойдеятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющеймаксимально адаптировать российскую банковскую систему к современным мирохозяйственнымтенденциям и состоянию мировой финансовой системы. В качестве такой стратегии мырассматриваем стратегию транснационализации.
Современной банковской системе России необходимо «импортировать»опыт западных банков в области интернет-банкинга, обслуживания клиентов, привлеченияденежных средств, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке банковских услуг.
Список литературы
1. Бабичева, Ю.А. Банковское дело [Текст]: Справочное пособие / под ред. Ю.А.Бабичевой. — М.: Экономика, 1994 г. — 400с.
2. Беленькая, О.И. Анализ влияния инструментов кредитно-денежной политики банкаРоссии на параметры реальных инвестиций [Текст]: учеб. для студентов вузов / О.И.Беленькая. -2004. -№2. -210 с.
3. Белоглазова, Г.Н. Деньги, кредит, банки [Текст] / под ред. Г.Н. Белоглазовой:учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 620с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третьяи четвертая). Официальный текст (с изменениями и дополнениями). — М.: Издательскаягруппа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 560 с.
5. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. для студентоввузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]; под редакцией проф.Л.А. Дробозиной — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. — 479 с.
6. Дубинчин, А.М. Некоторые аспекты правового регулирования заемно-кредитныхотношений в современных условиях [Текст]: учебник / А.М. Дубинчин — М.: Хозяйствои право.; 1998, № 2. — с.84-88.
7. Жуков, У.Ф. Банки [Текст]: учеб. для студентов вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова,А.В. Печникова и др.; под ред. Е.Ф. Жукова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА,2003. — 600 с.
8. Камаев В.Д. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.Д. Камаев — М.: Гуманит.изд. центр Владос, 2004. — 640 с.
9. Колесников, В.И. Банковское дело [Текст]: учебник / Л.П. Кролевецкой.; подред.В.И. Колесникова — М.: Финансы и статистика, 2001. — 464 с.
10. Коробов, Ю.И. Портфель делового человека. Банковский портфель: учебник /Ю.И. Коробов, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин — М.: СОМИНТЭК, 2006.
11. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: /под ред.О.И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 464с.
12. Лунтовский Г.И. Банковский сектор России: совершенствование условий банковскойдеятельности.: учеб. для студентов вузов / Г.И. Лунтовский — М.: Деньги и кредит,2007-420 с.
13. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, Т.1.- М.: Республика, 2006. — 399с.: табл., граф.
14. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика.- М.: Финансы и статистика, 2006. — 272 с.
15. Платонова, В. Банковское дело: стратегическое руководство [Текст]: учебник/ под. ред.В. Платонова — М.: «Консалтбанкир», 2001. — 564 с.
16. Поляков, В.П. Основы денежного обращения и кредита [Текст]: учебник / Л.А.Московкина — М.: Инфра-М., 2005. — 354 с.
17. Саркисянц А.Г. Банковская система России и направления ее реформирования.// Финансы, 2004, №2.
18. Селищев, А.С. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник для вузов / А.С. Селищев.- М.: «Питер», 2007. — 432с.
19. Тавасиев, А.М. Банковское дело. Управление и технологии [Текст]: учеб. длястудентов вузов / под ред. проф.А.М. Тавасиева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 671с.
20. Тютюнник, А.В. Банковское дело [Текст]: учебник / А.В. Тютюнник, А. В Турбанов- СПб: Финансы и статистика, 2005. — 608 с.
21. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологиибанковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб. Для вузов. — М.: Высш.шк., 2006. — 272с.
22. http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/Golubev_0709.pdf
23. http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2009(2010-2011).pdf
24. http://www.bankdelo.ru/articles/Donskih05-09.pdf
25. http://www.bankir.ru
26. http://analytics.interfax.ru/bankfin.html — Еженедельный информационно-аналитическийбюллетень «Банки и Финансы»
27. http://www.cbr.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.