Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Принципы организации управленческого учета

Содержание Введение 3 Глава 1. Принципы организации управленческого учета на предприятиях 1. Принципы управленческого учета 2. Внедрение управленческого учета 3. Функции, цели и задачи управленческого учета 4. Содержание управленческой отчетности 5. Автоматизация управленческого учета 13 Глава 2. Совершенствование организации управленческого учета 14 2.1.


Перспективы организации управленческого учета 2. Направления организации управленческого учета 3. Предложения по организации управленческого учета 21 Заключение 27 Список использованной литературы 29 Введение Постановка управленческого учета является внутренним делом самой организации.


В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования. Система управленческого учета является эффективной, если она позволяет облегчить достижение целей организации с наименьшими затратами на создание и функционирование самой системы.


Управленческий учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства. Данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну. Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий. В современных условиях ведение управленческого учета является одним


из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения. Поскольку каждая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, возникает объективная необходимость накапливать по всем этим параметрам информацию, получать необходимые учетные данные. Эффективность управленческого учета зависит от выбора методики его ведения (подходов к оценке активов, способов обработки финансовой информации с учетом фактора времени,


способов калькулирования затрат и др.). Методы ведения управленческого учета должны быть отражены в документах организационного характера (приказах, распоряжениях руководства). Глава 1. Принципы организации управленческого учета на предприятиях 1. Принципы управленческого учета Цель управленческого учета — обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Принципы управленческого учета:


1. Принцип обособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленно рассматривается предприятие не только в целом, но и отдельные его подразделения; 2. Принцип непрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени; 3. Принцип полноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должна


быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесно перекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной; 4. Принцип своевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима; 5. Принцип сопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы


в соответствии с одними и теми же принципами; 6. Принцип понятности. Информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей


менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями; 7. Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа; 8. Принцип экономичности.


Данный принцип никогда не обсуждается относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности ведения финансового учета он обязателен для организации. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансанкционных и прочих затрат. Соблюдение перечисленных выше принципов позволяет построить такую систему


управленческого учета, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности. Поскольку у российских предприятий система управленческого учета ориентирована на отражение и накопление информации, она должна основываться на базовых бухгалтерских принципах. При организации управленческого учета целесообразно применять следующие основные принципы и методы: - двойной записи; - отражения фактов хозяйственной деятельности в том периоде, когда они произошли


(метод начисления); - существенности (должна отражаться только существенная информация); - представления правдивой информации; - баланса между выгодами и затратами (выгоды, извлекаемые из информации, должны быть больше затрат на ее получение), - приоритета содержания над формой (операции должны отражаться в учете исходя из их экономической сути, а не из юридического содержания); - соответствия (отнесение расходов к доходам, для получения которых эти расходы и были произведены). [1]


Поскольку управленческий учет регулируется только внутрикорпоративными нормами и предназначен исключительно для внутренних пользователей, то целесообразно утвердить указанные принципы приказом руководства и принять их в качестве основополагающих правил управленческого учета. 1.2. Внедрение управленческого учета Приступая к внедрению управленческого учета, первым делом необходимо определить, кто возглавит эту работу. Наиболее целесообразно поручить ее финансовому директору предприятия


и возложить на него решение следующих задач: - разработать динамический метод расчета себестоимости и в дальнейшем применять его на практике; - разработать систему классификации ассортимента и подсчета затрат. Эта задача потребует провести инспектирование всех производственных подразделений предприятия, чтобы изучить механизмы образования затрат на каждом участке, оценить их целесообразность и обоснованность; - создать компьютерную систему учета и анализа данных о деятельности предприятия.


При этом очень важен квалифицированный взгляд со стороны. Не в каждой компании есть специалисты, которые могут выполнить весь сложный комплекс работ, связанных с постановкой управленческого учета. Поэтому, если организация намерена решить эту проблему эффективно, лучше всего пригласить профессиональных консультантов. 1.3. Функции, цели и задачи управленческого учета


Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций, которые можно разделить на две группы на основании того, что форму или содержание информационных потоков определяет данная функция: - функции, обеспечивающие организацию информационных потоков; - функции, определяющие содержание информационных потоков. Среди функций, которые обеспечивают организацию информационных потоков, можно выделить следующие: - разработка и (или) внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и


представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов); - анализ информации; - планирование деятельности. Функциями, определяющими содержание информационных потоков, являются: - координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников; - мотивация персонала; - контроль за выполнением планов. Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами


более низкого уровня). [3] Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях выбор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство и насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в самой организации. В качестве основных задач, решаемых в системе управленческого


учета большинства организаций, в рамках названных функций можно выделить следующие: 1. Представление информации: - оценка запасов; - обоснование продажных цен; - исчисление прибыли; - формирование информационных файлов о доходах и затратах; - разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов. 2. Анализ: - определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных; - выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов)


и межпериодная оптимизация финансового результата; - подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции; - подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.; - разработка вариантов инвестирования. 3. Планирование: - прогнозирование будущих значений показателей; - разработка оперативных и тактических планов; - подготовка информации для принятия решений о системе и краткосрочных или долгосрочных целей


и задач организации. 4. Мотивация: - мотивация сотрудников и менеджеров; - разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании; - разграничение сфер ответственности менеджеров; - разработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров. 5. Координация: - координация деятельности различных сегментов бизнеса; - оптимизация структуры бизнеса; - выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и


(или) продуктами; - организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами. 6. Контроль: - организация внутреннего финансового контроля; - организация внутреннего аудита; - сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем. [2] 1.4. Содержание управленческой отчетности Состав управленческой отчетности, а также степень ее детализации


зависят от того, кому предоставляется информация. Наиболее общие данные предназначены для корпоративного уровня, более детализированные данные о состоянии предприятия поступают к топ-менеджерам, а максимально подробная информация предоставляется руководителям функциональных подразделений. Впрочем, иногда появляется необходимость предоставления более детальной информации топ-менеджерам. Степень детализации предоставляемой управленческой информации зависит и от требований руководителя.


Генеральный директор компании нередко требует предоставления максимально детальных сведений. В результате он знает о мельчайших подробностях каждого бизнес-процесса. Такой подход руководства к управлению компанией служит хорошим стимулом для сотрудников. Перечень показателей, предоставляемых для составления управленческой отчетности, различается в зависимости от структурного подразделения. Например, Марина Шелудько («Идеальная чашка») поясняет: «Для каждого


отдела разработаны те показатели, которые в полной мере характеризуют его работу. Отдел развития предоставляет данные об объемах инвестиций, которые компания направляет на реализацию проектов, и рентабельности проектов. Производственный отдел — сведения о размере прибыли, получаемой каждой кофейней. Отдел персонала предоставляет данные об удовлетворенности персонала и так далее». Аналогичная ситуация складывается и на других предприятиях.


По словам Артура Миносянца, на АПК «Черкизовский» информация структурируется следующим образом: «Мы выделяем блоки информации: маркетинг и коммерция, финансовый, производственный, технический, административно-хозяйственный. В каждом информационном блоке определяются показатели, которые наиболее эффективно характеризуют его работу. Ответственность за предоставление данных возложена на начальников служб, относящихся к тому или иному информационному блоку. Как финансовый директор я отслеживаю в основном финансовые показатели


деятельности компании и провожу их комплексный анализ. К примеру, оцениваю динамику запасов, размеры дебиторской задолженности, рентабельность бизнеса и так далее». В качестве основных показателей эффективности своей деятельности большинство предприятий рассматривают прибыль, выручку и объем затрат как по компании в целом, так и по подразделениям. На АПК «Черкизовский» наибольшее внимание уделяется показателю прибыльности подразделений, входящих


в состав агропромышленного комплекса. На основе анализа прибыльности подразделений финансово-экономическая служба компании проводит сравнительный анализ эффективности деятельности разнонаправленных предприятий комплекса (сельскохозяйственные предприятия, обрабатывающие, торговые компании и так далее). В компании «Аптека 36,6» также используют показатели, характеризующие прибыльность: операционная и валовая прибыль компании в целом и по каждой из аптек.


Кроме того, большое внимание уделяется таким показателям, как оборачиваемость запасов и кредиторская задолженность, текучесть кадров, объем запасов сверх нормы, прибыльность по продуктам. Для «Микояновского мясокомбината» наиболее важным показателем является маржинальный доход. Начальник финансово-экономического отдела компании Александр Теньков отмечает: «Очевидно, что на прибыль влияет множество факторов, в результате чего довольно


сложно оценивать деятельность по данному показателю. Разумеется, мы контролируем прибыль, но основной показатель для нас — доход». Наряду с широко распространенными показателями, входящими в состав управленческой отчетности, существуют и специализированные. Так, одним из наиболее важных показателей эффективности деятельности компании «Идеальная чашка» является выручка в расчете на одно посадочное место.


Следует отметить, что в управленческом учете применяются не только финансовые показатели. Не всегда эффективно проводить оценку деятельности в стоимостных показателях. В последнее время получила широкое распространение система сбалансированных показателей Balanced Scorecard, основанная на выделении ключевых показателей эффективности (как финансовых, так и не финансовых). Например, в «Аптеке 36,6» уже имеется успешный опыт внедрения системы сбалансированных


показателей, которая затрагивает все бизнес-процессы, а в компании «Идеальная чашка» к этому пока стремятся: «Мы хотим внедрить у себя систему сбалансированных показателей, но для этого управленческая информация должна быть более полная, чем та, которая есть на сегодняшний день» (Марина Шелудько). А вот в «ПетерСтар» внедрение системы Balanced Scorecard считают всего лишь модной тенденцией, поскольку ключевые показатели эффективности, на которых


базируется эта система, компания использовала и раньше. [4] Система управленческого учета служит не только информационной базой для принятия решений, но и позволяет проводить самодиагностику состояния предприятия, оценку конкурентной позиции и эффективно мотивировать персонал. Несмотря на то что оценку текущего финансового состояния проводят все компании, участвовавшие в исследовании, наибольшее внимание разные фирмы уделяют разным показателям.


По словам Александра Тенькова («Микояновский мясокомбинат»), «понять состояние бизнеса в целом позволяет оценка стоимости компании. Как правило, подобного рода цифры интересуют топ-менеджмент и акционеров компании». «Аптека 36,6» оценивает деятельность аптек, входящих в торговую сеть, на основании показателя продаж на квадратный метр торговой площади и на одного сотрудника аптеки. Использование системы управленческого учета позволяет оценить текущую конкурентную позицию предприятия.


На «Микояновском мясокомбинате» еженедельно отслеживаются и сравниваются цены на продукцию конкурентов по отрасли, проводится анализ динамики цен. Конкурентная позиция оценивается по следующему алгоритму: во-первых, служба маркетинга отслеживает появление новой продукции в магазинах; во-вторых, контролируется ценовой диапазон по тем продуктам, которые уже существуют на рынке; в-третьих, осуществляется информационное взаимодействие с конкурентами, что позволяет точнее оценивать ситуацию. «Аптека 36,6» сравнивает свои


магазины с другими аптеками по таким показателям, как площадь, ассортимент, оборачиваемость. 1.5. Автоматизация управленческого учета В настоящее время все большее количество финансовых директоров сходятся во мнении, что автоматизировать управленческий учет необходимо, однако подход к автоматизации у них разный. Наиболее распространенным способом решения задач автоматизации управленческого учета являются собственные разработки или адаптируемые продукты. Основной довод в пользу такого подхода — высокая стоимость


комплексных информационных систем. Использование собственных разработок обосновано тем, что «для наладки и запуска единой системы по самым скромным оценкам понадобится 25—30 тысяч долларов. При этом вопрос о том, окупятся ли такие затраты и насколько новая система будет эффективнее уже работающей, остается открытым. Однако многие финансовые директора все же являются сторонниками приобретения профессиональных систем. Они считают, что от неэффективного программного продукта страдает качество как бухгалтерской,


так и управленческой информации: не достигаются необходимые степень детализации и скорость предоставления данных». [4] Глава 2. Совершенствование организации управленческого учета 2.1. Перспективы организации управленческого учета Экономика рыночных преобразований характеризуется коренными изменениями системы управления предприятиями и организациями. В связи с этим, актуализируется необходимость совершенствования методов управления развитием корпоративных


организаций включением их в общую стратегию структурных преобразований, происходящих сегодня в России. Немаловажную роль в совершенствовании методов управления организациями отводится управленческому учету. В настоящее время на страницах экономической печати широко обсуждаются возможности адаптации принципов управленческого учета применительно к условиям их деятельности. В реальной же практике организации не в полной мере используют наиболее широко известные элементы управленческого


учета – учет затрат по местам возникновения, количественные сличения затрат и результатов и др. [2] Рассматривая перспективы организации управленческого учета в организациях следует, прежде всего, охарактеризовать его особенности и явные преимущества для выработки и принятия управленческих решений. Мировая практика доказала, что управленческий учет продуктивно взаимодействует с элементами системы организации производства, планирования, управления.


Он ориентирован на специфику отрасли и особенности ее технологии. Организация управленческого учета опирается на целый комплекс исследовательских методов математического программирования, информатики, кибернетики, психологии, анализа хозяйственной деятельности, экономического прогнозирования, маркетинга, исследования операций и др. В настоящее время предприятия различных организационно-правовых форм отраслей экономики становятся


самостоятельными в выборе методов учета, поэтому объективной необходимостью является создание системы учета для управления на основе модели «затраты - выпуск продукции – результат». Данная модель применима не только на уровне предприятия, но и в его структурных подразделениях в условиях функционирования многообразных форм внутрипроизводственного управления. Развитие различных форм собственности, происходящие изменения в сфере внешнеэкономических связей, прямое


участие во внешней торговле тысяч предприятий и организаций, создание свободных экономических зон вызывает интерес к таким вопросам, как «западная» школа внутрифирменной бухгалтерии, публичная финансовая отчетность, принципы организации и методика контроля и аудиторских проверок деятельности компаний. Несмотря на то, что многие традиционные исторические инструменты учета остались неизменными (счета, двойная запись, балансовое обобщение) бухгалтерия фирм представляет собой качественно новую ступень


в развитии учетной практики. Опыт работы стран с рыночной экономикой (США, Японии, Великобритании, Франции и др.) свидетельствует о том, что разделение бухгалтерии на две части - общую (финансовую) и управленческую (калькуляционную, производственную) - оказало положительное воздействие на уровень экономической работы фирм и достижение основной цели - снижение себестоимости и роста прибыли. В этих странах теория принятия решений теснейшим образом связывается с учетом.


В условиях экономики формирующегося рынка цели и задачи управленческого учета необходимо ориентировать, главным образом, на производственные нужды управления предприятием и его структурных подразделений. В этом случае появляется новая эффективная система управления соотношениями «затраты-результаты», целиком подчиненная целям оптимизации производственно-хозяйственных процессов. Организация такого учета должна быть, прежде всего, подчинена потребностям управления предприятием.


Она позволяет определять финансовый результат различными методами, но все они являются соизмеримыми между собой и ориентированы на отраслевые особенности деятельности. К числу таких методов относятся: - соизмерение остатков по активным и пассивным счетам; - по методу «затраты – выпуск» в общей бухгалтерии на основе элементов затрат; - по методу «затраты – выпуск» в производственной бухгалтерии на базе использования статей затрат с его детализацией по структурным подразделениям


- центрам ответственности; - путем соизмерения затрат с выпуском и корректировкой полученного результата на изменение затрат в незавершенном производстве. Таким образом, в условиях действия объективных законов рынка действенное управление производством возможно с использованием системы управленческого учета, который мог бы оперативно и своевременно реагировать на потребности управляющей системы. [3] Управленческий учет выгодно отличается от излишне зарегулированного и нормативно регламентированного


бухгалтерского учета в России. Эта система ориентирована на внешних пользователей, среди которых первостепенное место занимает фискальная система государства. Управленческий учет реализует внутренние интересы руководителей низовых подразделений, не регламентирован законодательными и нормативными актами министерств и ведомств. По мере укрепления рыночных отношений разворачивается конкурентная состязательность между производителями за рынки сбыта, товаров, работ, услуг, что еще более обусловливает необходимость создания такой системы


учета, которая бы могла обеспечить потребности и внешних, и внутренних пользователей информации. Следовательно, руководителям организаций всех форм собственности и способов организации необходимы знания теория, которыми они могли бы руководствоваться на практике. Знание общих принципов организации управленческого учета позволяет в каждом конкретном случае разумно решать задачи, ориентированные на определенные условия финансово-хозяйственной и производственно-технологической


деятельности. На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне подтвердить право руководителей организаций на создание и использование параллельно с официальной и внутренней учетно-аналитической информации, иметь собственную методологию, систему принципов и методов оценок. Часть такой информации, разумеется, должна остаться предметом коммерческой тайны и не является объектом контроля со стороны официальных фискальных и других государственных органов.


2.2. Направления организации управленческого учета В мировой практике сформировались два направления организации учетно-аналитической системы. Первое - финансовый учет (именуемый в законодательстве как бухгалтерский учет), ориентированный не столько на обеспечение управления предприятием, сколько на внешнее обеспечение по отношению к хозяйствующему субъекту пользователей учетной информацией - правительственных фискальных органов, банкиров, кредиторов,


акционеров и партнеров настоящих и потенциальных. Это направление учета развивает, гармонирует и унифицирует традиционные учетные процедуры с целью получения максимально точной, понятной и доступной всем внешним пользователям информации. Недостатками являются несвоевременность и низкая информативность полученной в системе финансового учета информации для нужд конкретного производства в конкретных условиях хозяйствования.


Второе направление - управленческий учет направлен на конкретного внутреннего пользователя, должен предоставить необходимую ему информацию и обеспечить контроль, анализ, прогнозирование, выбор наиболее эффективных путей развития и принятия оперативных управленческих решений. Набор показателей, измерителей и форм управленческой отчетности устанавливается администрацией предприятия и может изменяться в зависимости от потребностей производства.


Система управленческого учета, практикуемая крупными российскими компаниями, не лишена в настоящее время некоторых недостатков. К наиболее типичным недостаткам следует отнести следующие: - избирательность, а, следовательно, неполная и неточная информация, которая при принятии конкретного управленческого решения может быть незаменима, при достаточно длительном использовании привести к нежелательному искажению базовой учетной информации; - своеобразие; - дороговизна.


Практика показала, что возможны четыре системы организации учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции: 1. Управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных счетов (Франция, Бельгия). 2. Система управленческого учета становится автономной по отношению к финансовому учету, в ней используется три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними


осуществляется при помощи системы распределительных счетов: распределение первичных затрат по элементам, первичных доходов (США, Канада, Германия). 3. Управленческий учет не ведется, а учет затрат по носителям для исчисления себестоимости продукции, работ и услуг осуществляется статистически, т. е. вне системы бухгалтерского учета, хотя данные статистического учета увязываются с данными бухгалтерского учета (Венгрия). 4. Управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат интегрирован в финансовый учет.


Такая система организации учета затрат на производство присуща существующей отечественной системе учета. Дополнительно необходимо заметить, что в отечественном учете также отсутствуют сами понятия «финансовый и управленческий учет». При разработке и применении управленческого учета на российских предприятиях с учетом традиционных методов ведения бухгалтерского учета и зарегламентированности системы бухгалтерского учета можно предложить следующие варианты: 1. Организация управленческого учета на основе действующего


Плана счетов, поскольку информация о себестоимости на счетах является открытой, или в системе производственных (калькуляционных) счетов, поскольку информация о затратах и себестоимости является коммерческой тайной (закрытой) для внешних пользователей. Об этом говорят некоторые отечественные авторы, предлагая провести границы обособления между управленческим и финансовым учетом путем разделения и закрепления между ними отдельных балансовых счетов. При этом управленческий учет охватывает следующие направления учета: использования


сырья, материалов, труда, оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы (граница обособления управленческого учета от сч.20 «Основное производство» до сч. 40 «Готовая продукция»). Информация закрытая (сохраняется коммерческая тайна), широко используется управленческим аппаратом предприятия, Финансовый учет охватывает направления учета: отгрузка и реализация продукции по отпускным ценам, формирование коммерческих расходов, определение и использование прибыли


до окончательного исчисления конечных результатов, фондов резервов (граница обособления финансового учета от счетов 45, 46 до счета 97). Информация открытая и широко используется внешними партнерами для налаживания и укрепления деловых связей. В этом случае, во-первых, финансовый учет теряет сплошной характер и не может претендовать на полноту и достоверность информации, а, во-вторых, сбыт, финансы и обязательства предприятия в условиях рыночных отношений не менее интересны и необходимы с точки зрения управления,


чем производство, и поэтому не могут быть обойдены вниманием управленческого учета. Учитывая изложенное, можно сказать, что обособление между финансовым и управленческим учетом состоит не в разделении предмета учета в пределах принятого Плана счетов, а в организационном подходе к системе учета с точки зрения полезности для потребителей представляемой информации. 2. Четкое разграничение функций финансового и управленческого учета, а, следовательно,


переориентация всей системы бухгалтерского учета на основе международных стандартов, т.е. в этом смысле предоставление предприятию самостоятельности определения показателей по учету полной себестоимости, дифференцированного учета, учета по центрам ответственности. Таким образом, необходимо отметить, что при ориентации российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам, организация и ведение бухгалтерского учета подразумевает разделение на финансовый и управленческий,


но этот факт не отражен ни в одном нормативном документе. Представляется необходимым и возможным в настоящее время применять на предприятии управленческий учет, но препятствием этому является жесткое ограничение внутренней деятельности со стороны контролирующих органов. Кроме того, система бухгалтерского учета не в достаточной степени отвечает требованиям управленческого учета, и в этом смысле, управленческий учет представляет собой информационную систему предприятия с


функциями обеспечения оперативности сбора и обработки информации, текущего планирования деятельности, оперативного контроля за уровнем расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. [5] 2.3. Предложения по организации управленческого учета По моему мнению возможны два основных варианта организации управленческого учета. Для их осуществления необходимо наличие на предприятии группы квалифицированных бухгалтеров, разбирающихся как в управленческом, так и в бухгалтерском учете.


Различия вариантов лишь в том, какое место занимают эти сотрудники в технологической цепочке прохождения документов. Первый вариант предусматривает, что все учетные документы поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет (или группе бухгалтеров). Бухгалтер должен определить, как хозяйственные операции, учитываемые в первичных документах, должны отражаться в управленческом учете. По каждому из первичных учетных документов он формирует и управленческие, и бухгалтерские проводки.


Если на предприятии помимо бухгалтеров, ведущих управленческий учет, существует финансовая бухгалтерия, то после формирования управленческих проводок первичные документы передаются бухгалтерам, осуществляющим ведение бухгалтерского и налогового учета, которые на основании этих документов составляют официальные бухгалтерские проводки. Преимущество этого варианта состоит в том, что он наиболее точно соответствует основным принципам ведения учета и позволяет полнее отразить деятельность организации.


Недостаток же заключается в том, что потребуются дополнительные ресурсы для создания интегрированной бухгалтерской системы, сочетающей как типовую бухгалтерскую, так и управленческую конфигурации. Второй вариант организации управленческого учета подразумевает, что в управленческую базу данных информация вносится уже после того, как она была отражена в базе данных бухгалтерского учета. Другими словами, ведутся две параллельные базы данных.


Финансовая бухгалтерия при этом работает в обычном режиме, предоставляя свою базу бухгалтеру, ведущему управленческий учет, для ее последующей трансформации. На практике такая трансформация осуществляется, как правило, по консолидированным данным. Перенос консолидированной информации из бухгалтерской базы данных в управленческую возможен лишь для операций, юридическое содержание которых соответствует их реальной экономической сути.


Если же такого соответствия нет, то каждую проводку, переносимую в управленческие регистры, нужно рассматривать отдельно.[5] Кроме того, если в управленческом учете отражены консолидированные данные, то полноценные управленческие отчеты нужно будет получать, используя и управленческую, и бухгалтерскую базы данных (например, аналитический отчет по конкретному поставщику может быть сформирован исключительно по данным бухгалтерского учета). Несмотря на отмеченные недостатки, второй вариант ведения управленческого учета


привлекателен своей низкой ресурсоемкостью. Он может быть внедрен в кратчайшие сроки и с минимальными затратами - достаточно организовать дополнительные рабочие места для бухгалтеров, ведущих управленческий учет. Эффективность применения данного варианта будет тем выше, чем более существенны отличия между бухгалтерским и управленческим учетом. Основным условием его эффективного применения является детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы данных в управленческую.


Возможны и другие варианты ведения управленческого учета, например, на основе данных оперативного учета (о движении товаров, денежных средств и т п.). В этом случае можно будет получать управленческие отчеты лишь по отдельным аналитическим срезам (фактическому остатку товаров, задолженности), но не по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Некоторые крупные организации в состоянии приобрести мощные дорогостоящие финансовые системы, как правило,


западного производства для ведения управленческого учета. Такие программы дают возможность вести «многомерный» анализ по всем видам деятельности предприятия и получать любые отчеты, что позволяет своевременно отслеживать все малейшие изменения, которые могут повлиять на финансовое состояние компании. Для постановки управленческого учета необходимо разработать регламентирующие документы, которые будут определять основные правила учета.


Нормировать имеет смысл только те учетные процедуры, которые не соответствуют действующим на предприятии бухгалтерским стандартам. Основными регламентирующими документами являются: - корпоративные стандарты управленческого учета; - план счетов управленческого учета; - система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т.д.; - порядок документооборота при ведении управленческого учета. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных документов.


В стандартах управленческого учета приводятся основные принципы отражения хозяйственных операций в организации. При разработке стандартов учета следует исходить из уже существующих нормативных документов (ПБУ, МСФО) и корректировать их в соответствии со специфическими условиями деятельности предприятия. Так, в корпоративный стандарт, посвященный управленческому учету основных средств, нет смысла переписывать текст ПБУ «Учет основных средств», а лучше сделать ссылку на то, что данный документ взят за основу.


Выделить следует те позиции, по которым управленческий учет отличается от бухгалтерского: например, право учитывать в качестве одного инвентарного объекта комплекс взаимосвязанных предметов, даже если каждый из них имеет разный срок полезного действия или индивидуальные сроки амортизации основных средств исходя из периода их фактического использования в компании или из срока их окупаемости. При разработке управленческого плана счетов за основу принимается рабочий бухгалтерский план счетов.


Порядок отражения информации о хозяйственных операциях не меняется: в управленческом учете, как и в бухгалтерском, расходы по оплате услуг банков будут учитываться на счете 91, а основные средства - на счете 01. Однако в управленческий план счетов будут входить и незадействованные в бухгалтерском плане счета. В частности, имеет смысл ввести дополнительные (управленческие) счета учета денежных средств исходя из того, что информация на бухгалтерских счетах доступна внешним пользователям, а на управленческих


- только менеджерам и владельцам компании. Для нумерации этих счетов можно использовать пустующие коды раздела V бухгалтерского плана счетов (например, «Управленческая касса» и «Управленческий расчетный счет»). Таким образом, часть операций по счетам «касса» и «расчетный счет» отражаются на бухгалтерских счетах 50 и 51, а часть - на управленческих счетах 53 и 54. Подобным образом можно задействовать все неиспользуемые кодировки в


Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, При разработке плана счетов нужно помнить, что для управленческого учета необходима большая детализация данных. Поэтому следует предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, направлению деятельности предприятия или производимому предприятием продукту. Управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку,


например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временным периодам и т. д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды. Разработка системы кодов должна предусматривать следующее: - система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета и бюджетирования. Для этого оба процесса разрабатываются на основе одной организационно-функциональной


модели компании. - модель компании должна отражать финансовую структуру, описывать порядок движения материальных, денежных и документарных потоков, выявлять центры концентрации финансовых ресурсов. - для систем управленческого учета и бюджетирования разрабатывается одинаковая номенклатура статей затрат и доходов, при этом каждой из статей присваивается определенный код, позволяющий легко находить и группировать данные. Кроме того, с помощью системы кодов достигается взаимосвязь между управленческим учетом и бюджетированием.


Для статей затрат и доходов в денежной форме предусматривается специальная кодировка. Это должно существенно облегчить формирование бюджета денежных средств и отчета о его исполнении. При разработке документооборота основное внимание нужно уделить первичным документам, предназначенным для внутреннего пользования. Примером таких документов могут быть заявки на проведение безналичных платежей или выдачу денег из управленческой кассы. В форму первичных учетных документов целесообразно ввести


такие обязательные поля, как «Направление деятельности», «Код затрат», «Центр ответственности», которые сразу же позволят определить принадлежность хозяйственных операций к тому или иному центру ответственности, бизнес-процессу, временному периоду. При разных вариантах организации управленческого учета порядок документооборота будет различным. Если все учетные документы поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет, то необходимо лишь зафиксировать это положение в регламенте.


Если же бухгалтер отражает данные в управленческом учете на основе базы данных бухгалтерского учета, то необходимо разработать отдельный документ, регламентирующий порядок переноса учетных записей о хозяйственных операциях из бухгалтерской базы в управленческую. В регламенте документооборота должен определяться не только порядок отражения хозяйственной деятельности в управленческом учете, но и состав управленческой отчетности. Каждому из отчетов должна быть дана краткая характеристика, необходимо также определить


периодичность формирования отчетов и представления их руководству. Заключение Управленческий учет уже перестал быть просто учетом, «параллельным» бухгалтерскому, что подтверждают финансовые директора передовых компаний. Результаты исследования, проведенного иностранными специалистами, показывают, что во всех странах управленческий учет развивался поэтапно в соответствии с изменениями конкурентной ситуации и задач, стоящих перед компаниями


(см. рисунок). За последние 10—15 лет российские предприятия пытаются пройти путь, на который западным компаниям понадобилось не одно десятилетие. При этом основные этапы развития управленческого учета одинаковы и для российских, и для западных компаний, так как продиктованы развитием рынков. Когда ключевыми конкурентными факторами являются цена и уровень издержек, самое важное место в управленческом учете занимает учет затрат. Затем компания растет, и для упорядочения финансовых потоков вводится бюджетирование


и выделяются центры финансовой ответственности. Нефинансовые и качественные параметры выходят на первый план на этапе, когда основным фактором конкурентоспособности компании становятся эффективное управление уникальными ресурсами предприятия и компетентность персонала. В России на многих рынках до сих пор идет ценовая конкуренция, и именно поэтому некоторые участники исследования все еще сосредоточены на финансовых показателях.


Однако на рынке услуг, где важное значение имеет степень удовлетворенности клиента, компании уже активно вводят качественные показатели, которые позволяют им отследить не только результат, но и процесс его достижения. Значительную часть пути по постановке управленческого учета многие российские компании уже преодолели, но еще большая часть работы впереди. Российским предприятиям предстоит решить следующие основные задачи: создать единую информационную среду, охватывающую всю систему управленческого учета;


активно использовать нефинансовые показатели в системе управленческого учета, поскольку без них невозможно принятие обоснованных управленческих решений; увязывать системы мотивации персонала и управленческого учета, чтобы обеспечить объективность премирования сотрудников. Список использованной литературы 1. Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. Бухгалтерский учет в организациях.


Издательство «Финансы и статистика», Москва, 2003 г 753стр. 2. Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян, Э.А. Маркарьян, Е.П. Шумилин. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Издательство «МарТ», Ростов-на-Дону, 2006 г 160 стр. 3. Е. Макарова, Т. Андреева. Управленческий учет и его постановка.


Статья с Интернет-сайта www.rusconcult.ru. 4. И.В. Пещанская. Управленческий учет и его постановка. Статья с сайта www.rysconsult.ru. 5. Л.И. Ильина, Т.Ф. Юткина. Роль управленческого учета в корпоративном управлении организацией. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права: Корпоративное управление и развитие экономики Севера.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.