Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Основные задачи инвентаризации, оформление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Содержание Введение. 1. Задачи инвентаризации. 2. Сроки и периодичность проведения инвентаризации. 3. Порядок проведения инвентаризаций. 4. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. 12 Заключение 13 Список литературы. 14 Введение. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых

обязательств. Инвентаризация – установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете. Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью

имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества, принадлежащие предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств. Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, частичная инвентаризация – один или несколько видов

имуществ и обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе и т.д.). По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные. Инвентаризации могут быть плановыми, которые производятся в заранее установленные сроки, и внеплановыми (внезапными), которые проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию

ревизоров, следственных и контрольных органов. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается руководителем предприятия, кроме случаев, когда в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно, а именно: 1. при выкупе, продаже имущества организации, передаче его в аренду, а также при преобразовании государственного

или муниципального предприятия; 2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных фондов – один раз в 5 лет. В районах на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов

может проводиться в период их наименьших остатков; 3. при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); 4. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества; 5. в случае аварии, стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 6. при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением ликвидационного баланса; 7. в других случаях, предусмотренных законодательством

РФ. Главными задачами бухгалтерского учета являются: • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами; • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимый для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;

• выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности. Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета,

двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация. 1. Задачи инвентаризации. Инвентаризация— способ проверки соответствия фактическо¬го наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, от¬раженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отраже¬ны

в системном бухгалтерском учете, а также внести необходи¬мые уточнения и исправления. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Ос¬новными положениями по инвентаризации основных средств, то¬варно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вло¬жений, незавершенного капитального строительства, капитального

ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгал¬терского баланса. Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответ¬ственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п а также по каким-либо причинам не учтенные ценности. Основными задачами инвентаризации являются: • выявление фактического наличия основных средств, товарно-

материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре; • контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; • выявление товарно-материальных ценностей, частично поте¬рявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандар¬там качества, техническим условиям и т. п.; • выявление сверхнормативных и неиспользуемых материаль¬ных ценностей с целью последующей реализации;

• проверка соблюдения правил и условий хранения материаль¬ных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; • проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на рас¬четном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебитор¬ской задолженности, кредиторской

задолженности (поставщикам мате¬риалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса. 2. Сроки и периодичность проведения инвентаризации. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке: • при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду; • при выкупе, продаже, а также преобразовании государственно¬го или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество; • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме

имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок¬тября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравнен¬ных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и матери¬алов может проводиться в период наименьших остатков; • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так¬же порчи ценностей; • при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов;

• после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетря¬сений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия; • при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные со¬ответствующими документами. Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предпри¬ятий также предполагает необходимость проведения инвентари¬зации имущества предприятия-должника при проведении конкур¬сного производства.

В практике имеют место случаи, когда про¬исходит ликвидация предприятий без проведения соответствую¬щей работы по выявлению фактического наличия имущества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно. Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, ус¬тановленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность) предусмотрены

Положением о бухгалтер¬ском учете и отчетности Российской Федерации: • основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет; • капитальных вложений -не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года; • незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного

года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими орга¬низациями; • незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год; • готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; • малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год; • нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц; • сырья и прочих материальных ценностей

- не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; • денежных средств, денежных документов, ценностей и блан¬ков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц; • расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца; • расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;

• расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год; • остальных статей баланса - на первое число месяца, следу¬ющего за отчетным годом. Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной. . При полной инвентаризации проверке подлежат все виды иму¬щества. Проводится она обязательно в конце года перед состав¬лением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше). При частичной инвентаризации проверке подвергается один

или несколько видов имущества в определенных местах хранения. В зависимости от основания проведения инвентаризации бы¬вают плановые и внеплановые. Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Поло¬жением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными поло¬жениями по инвентаризации основных средств, товарно-матери¬альных ценностей, денежных средств и расчетов.

Внеплановые инвентаризации организуются по мере необхо¬димости, в основном внезапно. 3. Порядок проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предпо¬лагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его замести¬теля (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей обществен¬ности. Для непосредственного проведения инвентаризации иму¬щества создаются

рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (пред¬седатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бух¬галтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщи¬ка и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работ¬ники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок фор¬мирования цен, первичный учет. В межинвентаризационный период на предприятиях (органи¬зациях) должны проводиться систематически проверки

и выбо¬рочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в ме¬стах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками ин¬вентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются долж¬ностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценнос¬ти, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители об¬щественности. Персональный состав постоянно действующих инвентаризаци¬онных комиссий, рабочих инвентаризационных

комиссий и комис¬сий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации). Рабочие инвентаризационные комиссии: • осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства; • совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определе¬нии результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списа¬нию недостач в пределах норм естественной убыли; • вносят предложения

по вопросам упорядочения приема, хра¬нения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения уче¬та и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнор¬мативных и неиспользуемых ценностей; • несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность

указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а так¬же цены и т. п.); г) за правильность и своевременность-оформле¬ния материалов инвентаризации в установленном порядке. Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи за¬ведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответствен¬ности в установленном законом порядке.

Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление конт¬роля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выпол¬нением правил их хранения, соблюдением материально ответ¬ственными лицами установленного порядка первичного учета. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председате¬лям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по

проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценно¬стей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) ана¬литического учета и выведены остатки на день инвентаризаций. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет ин¬вентаризационную опись. Складские операции в период инвентаризации не производят¬ся; заведующий складом в данной описи дает

расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материа¬лов и сданы в бухгалтерию организации. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия то¬варно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных при¬боров и соблюдение установленных сроков их клеймения; полу¬чить последние на момент инвентаризации

реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных цен¬ностей и денежных средств. При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии ин¬вентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблагов¬ременно. Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, гото¬вой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственно¬му лицу, на хранении у которого

эти ценности находятся. Проверка фактических остатков производится при обязатель¬ном участии материально ответственных лиц (кассиров, заве¬дующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.). Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в едини¬цах измерения, принятых в учете. Приведем пример инвентаризационной описи: фирма «Лада»

Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей 30 октября 2000г. Материалы товарно-материальные ценности РАСПИСКА К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные до¬кументы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответствен¬ность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Материально ответственные лица: Кладовщик подпись

Зав.складом подпись На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г. про¬изведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по состоянию на 1 ноября 2000 г. Инвентаризация начата 30 октября 2000 г окончена 1 ноября 2000 г. При инвентаризации установлено следующее: Итого фактически по описи Семнадцать тысяч сто руб Председатель комиссии Начальник отдела подпись

Члены комиссии: Товаровед подпись Бухгалтер подпись Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № 10010 по № 10101, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) при¬сутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении. Материально ответственностью) лицо (лица) подпись дата

Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил. Бухгалтер подпись дата Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие

средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов на 2000г.

На основании приказа (распоряжения) № от "_" 2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных запасов, находящихся на ответственном хранении. Должность фамилия, и о. Инвентаризация начата "_" 2000г. окончена "_" 2000г. При инвентаризации установлено следующее: Порядковый номер Товарно-материальные ценности Единица измерения

Результаты инвентаризации Наименование, Вид, сорт, группа Номенклатурный номер излишки недостача Количе- ство, шт. стоимость, Руб. Количе- ство, шт. стоимость, Руб. Бухгалтер С результатом сличения ознакомлен Подпись материально ответственного лица Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным

руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ Подготовительные работы Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах

Проверка технических паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)

Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам Акт выявления результатов Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки

Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерс¬кого учета оформляются бухгалтерией путем составления ведо¬мости результатов, выявленных инвентаризацией. 4. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета

регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке: • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету 10 счета с отнесением его на прочие доходы и расходы (счет 91) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; • все недостачи

материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10 и др.) в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение

финансирования (фондов) у бюджетных организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства и обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации.

Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки: Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", Кредит счета 50 "Касса"; Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "

Расчеты по возмещению материального ущерба"; Заключение Инвентаризация имеет большое значение для правильного оп¬ределения затрат на производство продукции, выполненных ра¬бот и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-матери¬альных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не

только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете. Правила проведения инвентаризации регулируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения бухгалтерского учета, материалы

и оборудование пришедшее в негодность, своевременное их списание, ведет к правильности расчета налога на имущество, выявляет излишки материалов. В ходе данной работы мною был изучен большой объем литературы по правилам проведения инвентаризации на производственных предприятиях, в организациях и на предприятиях торговли. Полученные теоретические основы бухгалтерского учета в этой области были закреплены на примерах. Инвентаризация актуальна, потому что налаживает бухгалтерский учет и с ее помощью мы проверяем фактическое

наличие имущества у организации или предприятия. Список литературы. 1. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М ФС, 2003; 2. Козлова Е.П Бабченко Т.Н Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в организациях», М ФС, 2002; 3. Сборник Положений по бухгалтерскому учету. М, «Орта», 2003 4. Бухгалтерский учет: Учебное пособие:

Пер. с англ. – М.: ТОО «ДеКА», 2000. 5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. 6. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Метод.пособие /Руководитель авторского коллектива А.С. Бакаев. – М.: Из-во "ФБК", 2002 Щадилова

С.Н. Основы бухгалтерско



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.