Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг опыт зарубежных стран

Содержание П/п Стр. Введение 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 2. Основные цели и задачи программы и комплекс программных мероприятий 1. Защита инвесторов путем совершенствования законодательства Российской Федерации 2. Защита инвесторов путем совершенствования исполнения законодательства Российской Федерации 3. Защита инвесторов путем создания компенсационных схем и развития страхования 10 2.4.

Защита интересов инвесторов путем развития инфраструктуры финансового и фондового рынков 5. Оптимизация налогообложения инвестиций 3. Регулирование рынка ценных бумаг и защита его инвесторов в Великобритании 1. Нормативная база регулирования рынка ценных бумаг Закон о финансовых услугах 2. Основные органы регулирования 20 Заключение 25 Список литературы 26 Введение В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов

являются ценные бумаги. Ценные бумаги - это неизбежный атрибут любого товарооборота. Будучи товаром, они в состоянии служить, как средством кредита, так и средством платежа, заменяя тем самым наличные деньги. В данный момент современный российский рынок ценных бумаг (РЦБ в дальнейшем) все еще формируется, так как насчитывает не более 11 лет своего существования в современной России. Сейчас перед РЦБ стоят очень много серьезных проблем, тормозящих его развитие.

Защита прав инвесторов является приоритетом социально-экономической политики в Российской Федерации. В этом направлении за последние два года достигнуты серьезные результаты как в области законодательства, так и в области улучшения практической защиты прав инвесторов. В то же время для привлечения инвестиций в российскую экономику защиту прав инвесторов необходимо поднять на новый уровень, достижению этой цели должна служить реализация программы (далее

Программа) по защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Цель данной работы – охарактеризовать то, как защищаются права инвесторов на современном рынке ценных бумаг. Для этого обозначим некоторые задачи: - проблема защиты прав инвесторов и обоснование необходимости ее решения; - комплекс мероприятий по реализации программы защиты прав инвесторов на фондовом рынке; - опыт экономически развитых стран, на примере Великобритании;

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Защита прав инвесторов является приоритетом социально-экономической политики в Российской Федерации. В этом направлении за последние два года достигнуты серьезные результаты как в области законодательства, так и в области улучшения практической защиты прав инвесторов. В то же время для привлечения инвестиций в российскую экономику защиту прав инвесторов необходимо поднять

на новый уровень, достижению этой цели должна служить реализация программы (далее Программа) по защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг. 2. Основные цели и задачи программы и комплекс программных мероприятий Основными целями программы защиты прав инвесторов являются: - обеспечение комплексной защиты прав инвесторов; - усиление координации деятельности различных органов государственной власти в деле защиты прав инвесторов;

- создание системы постоянной поддержки сопровождения инвестиций. Защита прав инвесторов в годах должна основываться на решении следующих основных задач: - совершенствование законодательства Российской Федерации; - совершенствование исполнения законодательства Российской Федерации; - создание компенсационных схем защиты прав инвесторов и развитие страхования; - совершенствование системы раскрытия информации; - развитие инфраструктуры финансового и фондового

рынков; - оптимизация налогообложения инвестиций. В связи с развитием в Российской Федерации институтов коллективных инвестиций отдельного решения требуют вопросы защиты прав инвесторов схем коллективного инвестирования. Решение проблемы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации потребует реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера. 1. Защита инвесторов путем совершенствования законодательства

Российской Федерации Совершенствование законодательства о защите прав инвесторов необходимо обеспечить для: - создания реально работающих правовых норм, которые эффективно могут использоваться инвесторами и другими участниками рынка, применяться регуляторами рынка, судами и другими правоохранительными органами. Многие правовые нормы не применяются из-за своей нечеткости, неопределенности; - создания эффективных механизмов реализации существующих правовых норм. В целом защита инвесторов должна обеспечиваться путем

создания четкой и системной правовой базы финансового и фондового рынков России. Эта правовая база должна включать комплекс норм, содержащихся в законах, указах, подзаконных актах, регулирующих деятельность субъектов рынка, различные типы правовых отношений, возникающих между ними, их взаимные права, обязанности, ответственность, функции и полномочия регуляторов рынка и т.д. Разрабатывается законодательство о финансовом и фондовом рынках, и в частности законодательство о коллективных

инвестициях и новых типах финансовых инструментов (инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды), а также нормы, регулирующие раскрытие информации, правила передачи ценных бумаг и расчетов по сделкам с ценными бумагами. Кроме того, исходя из опыта применения существующего законодательства о финансовом и фондовом рынках необходимо вносить в него изменения и дополнения. Так, например, назрела необходимость внесения изменений и дополнений в

Федеральный закон "Об акционерных обществах" с учетом двухлетней практики его применения, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".1 В частности, защита инвесторов в ходе совершенствования законодательства должна пониматься как разработка специальных норм, устанавливающих надежные средства защиты прав инвесторов и регулирующих вопросы восстановления этих прав в случае их нарушения. Проблема защиты прав инвесторов, с точки зрения законодательства, носит

комплексный характер. Речь идет как о нормах материального права (гражданского, уголовного, административного), так и о нормах процессуального права (гражданского, административного, уголовного судопроизводства). Значительная часть проблем защиты прав вкладчиков нелицензированных компаний связана именно с отсутствием комплексного подхода к законодательству, когда права инвесторов не могут быть осуществлены из-за отсутствия эффективных механизмов реализации (например, массовое обращение вкладчиков в суды по всей стране привело

к коллизии судебных решений и фактической невозможности их исполнения либо к тому, что в процессе исполнения судебных решений права одной группы инвесторов ущемлялись за счет другой). Решение проблемы возможно путем принятия федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", устанавливающего составы правонарушений на финансовом и фондовом рынках, ответственность нарушителей, права инвесторов в случае

таких нарушений и средства их защиты. Комплексный законодательный подход к защите прав инвесторов предусматривает: - наделение регуляторов рынка четкими полномочиями по применению санкций к нарушителям законодательства (административные полномочия, например, штрафы, и административные процедуры), предъявлению исков и участию в судебных процессах; - четкое определение в законодательстве оснований для частных исков инвесторов и установление эффективных механизмов защиты - групповых исков, косвенных исков, стимулирующих инвесторов

к самостоятельной защите своих прав; - внесение изменений в уголовное законодательство в части установления четких составов преступлений на финансовом и фондовом рынках; - внесение дополнений в уголовно-процессуальное законодательство о запрете накладывать арест на денежные средства и ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя, а также уточнение норм уголовно-процессуального законодательства, касающихся места и сроков хранения денег и ценных бумаг на предъявителя, являющихся вещественными доказательствами

по уголовным делам; - установление более четких правил в законодательстве об инвестиционной деятельности требует внесения изменений в Закон "Об иностранных инвестициях". В соответствии с разделом 2.1. необходимо принять федеральные законы: - о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"; - о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"; - о защите прав и законных интересов инвесторов

на рынке ценных бумаг; - о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации; - о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях; - о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс; - о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс; - о внесении изменений и дополнений в

Закон "Об иностранных инвестициях". 2.2. Защита инвесторов путем совершенствования исполнения законодательства Российской Федерации К настоящему времени проделана значительная работа по созданию правовой основы регулирования рынка ценных бумаг. Однако законодательство о ценных бумагах часто нарушается, а права инвесторов по-прежнему не соблюдаются. При этом инвесторы не всегда могут получить эффективную защиту

в случае противоправных посягательств на их права и законные интересы, поскольку действующая нормативно-правовая база, предусматривающая ответственность недобросовестных участников рынка ценных бумаг, не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. Так, до сих пор нет санкций за выпуск суррогатов ценных бумаг. Не созданы юридические механизмы квалификации, предупреждения и пресечения мошенничества на рынке ценных бумаг. Крайне слабо регулируются отношения, связанные с инсайдеровскими сделками, манипулированием

ценами на рынке ценных бумаг. На начальной стадии находится правовое регулирование сделок между аффилированными лицами.1 У регуляторов рынка нет достаточных полномочий, чтобы обеспечить исполнение законов. Анализ соотношения между функциями, возложенными на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", и ее реальными полномочиями показывает явную недостаточность

последних. Даже в случае выявления нарушений законодательства Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не в состоянии добиться прекращения незаконных действий с помощью имеющихся у нее правовых средств воздействия. Одним из основных направлений совершенствования исполнения законодательства о защите прав инвесторов следует признать усиление правоприменительных полномочий

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и других регуляторов рынка (например, Министерства финансов Российской Федерации - в отношении страховых компаний, Центрального банка Российской Федерации - в отношении коммерческих банков и т. д.), а также создание иных эффективных правовых форм защиты прав инвесторов. Для решения задач совершенствования исполнения законодательства в области защиты прав инвесторов предлагается:

1) принять закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", содержащий комплекс реальных правовых механизмов, обеспечивающих защиту прав индивидуальных инвесторов, в том числе: административную ответственность в виде штрафов к недобросовестным участникам рынка, нарушающим законодательство в сфере рынка ценных бумаг; введение эффективных гражданско-правовых способов пресечения эмиссии суррогатов ценных бумаг; возможность эффективного осуществления государственного регулирования и контроля на рынке

ценных бумаг, наделяя регуляторов рынка соответствующими полномочиями. К таким полномочиям, в частности, относятся: проведение публичных слушаний по вопросам состояния рынка ценных бумаг; наложение штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, их должностных лиц и сотрудников за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и т.п.; 2) ужесточить уголовную ответственность за преступления, совершаемые против инвесторов, в том числе

за такие, как умышленное воспрепятствование осуществлению законных прав акционеров, незаконный выпуск ценных бумаг и др.; 3) предусмотреть при подготовке и принятии Кодекса об административных правонарушениях административную ответственность за правонарушения на рынке ценных бумаг, в том числе за непредоставление отчетности и информации государственному регулирующему органу, неисполнение его предписания об устранении нарушения, а также нарушение порядка и правил ведения

реестра владельцев ценных бумаг и др.; 4) разработать проект закона об ответственности за совершение сделок с использованием служебной информации на рынке ценных бумаг, предусмотрев гражданскую и уголовную ответственность лиц, совершающих подобного рода сделки; 5) разработать и внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О рекламе", предусмотрев в нем комплекс мероприятий, направленных на пресечение недобросовестной

рекламы на рынке ценных бумаг и обеспечение строгого государственного контроля за их соблюдением; 6) разработать проект федерального закона об аффилированных лицах, установив различные меры ответственности юридических и физических лиц, осуществляющих контроль за деятельностью юридического лица, нарушающего права инвесторов; 7) осуществить комплекс мер, связанных с: - разработкой программ обучения работников Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Центрального банка

Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства государственного имущества Российской Федерации и правоохранительных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции за соблюдением прав инвесторов; - разработкой и совершенствованием возможных форм и способов взаимодействия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Министерства финансов

Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства государственного имущества Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации с правоохранительными и судебными органами по вопросам предупреждения и пресечения противоправной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе по вопросам, связанным с нарушением прав инвесторов;

- моделированием новых составов правонарушений на рынке ценных бумаг (включая противоправные действия, непосредственно затрагивающие права инвесторов) в целях их последующего внесения в действующие законодательные акты; - анализом состояния судебной защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг и судебной практики в этой области; 8) продолжать развивать негосударственные формы защиты прав инвесторов, в том числе через механизм саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг;

9) создавать положительную судебную практику по спорным вопросам в сфере рынка ценных бумаг с тем, чтобы обеспечить: - безусловную защиту добросовестного приобретателя ценных бумаг; - признание сделок с ценными бумагами недействительными по основаниям, предусмотренным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации; - введение в практику исков в защиту неопределенного круга граждан - владельцев ценных бумаг (групповые иски) и др.;

10) ужесточить государственное регулирование защиты прав инвесторов путем: - усиления требований к лицензированию профессиональных участников рынка ценных бумаг и институциональных инвесторов, а также к стандартам регистрации проспектов эмиссии и отчетности эмитентов; - создания системы постоянного осуществления проверок и контроля деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и институциональных - инвесторов; - включения в работу по контролю саморегулируемых организаций профессиональных участников

рынка ценных бумаг.1 2.3. Защита инвесторов путем создания компенсационных схем и развития страхования Опыт защиты имущественных интересов инвесторов в странах с развитыми фондовыми рынками показывает, что создание эффективных компенсационных механизмов способствует укреплению доверия инвесторов к вложениям в ценные бумаги и положительно сказывается на функционировании фондового рынка. Существует два варианта создания страховых и компенсационных схем защиты интересов инвесторов в

России: 1) защита интересов инвесторов путем создания профессиональными участниками рынка - членами саморегулируемых организаций за счет своих взносов фондов, работающих на принципах взаимного страхования профессиональной ответственности (некоммерческое страхование). Данные фонды находятся в распоряжении саморегулируемых организаций, которые производят компенсационные выплаты в случае причинения ущерба инвесторам одним из членов организации;

2) разработка компенсационной схемы для инвесторов путем создания общероссийской системы защиты имущественных интересов инвесторов, обеспечивающей компенсационные выплаты клиентам всех профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе единых принципов. Управление этим фондом должно осуществляться негосударственной некоммерческой организацией. Указанная организация будет определять правила предоставления компенсаций из фонда, а также производить компенсационные выплаты пострадавшим инвесторам.

Второй вариант позволит унифицировать правила предоставления компенсационных выплат клиентам всех профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, регулирование, а также контроль деятельности единой организации осуществлять легче, чем контроль деятельности различных саморегулируемых организаций. Для защиты имущественных интересов инвесторов целесообразно соединение обоих вариантов. Унифицикация правил предоставления компенсационных выплат уже получила свою первую практическую реализацию

в работе Федерального общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров, который в будущем может быть преобразован в указанный общефедеральный компенсационный фонд. Защита имущественных интересов инвесторов может быть осуществлена за счет коммерческого страхования профессиональными участниками фондового рынка. В целом же решение проблемы защиты инвесторов путем страхования и создания компенсационных схем требует разработки отдельной программы страхования рисков инвесторов

на рынке ценных бумаг, предусматривающей комплекс долгосрочных мероприятий по созданию системы страхования рисков и компенсации инвесторам ущерба от противоправных действий в сфере рынка ценных бумаг, а также подготовки необходимых законов и иных нормативных правовых актов. 2.4. Защита интересов инвесторов путем развития инфраструктуры финансового и фондового рынков Защита инвесторов путем развития инфраструктуры финансового и фондового рынков должна быть достигнута

путем: - совершенствования работы регистраторов; - создания центрального депозитария; - развития торговых систем и совершенствования их работы. Совершенствование работы регистраторов в настоящее время требует решения следующих проблем: а) устранение зависимости регистраторов от эмитентов или крупных акционеров путем: - ужесточения требований к деятельности регистраторов; - укрупнения регистраторов; - введения ограничений на участие в уставном капитале регистратора для любого акционера и одновременно с ним -

запрещения акционерам регистратора владеть пакетом акций эмитента, чей реестр ведет данный регистратор, в размере, превышающем эти ограничения; б) повышение требований к собственному капиталу регистраторов и структуре их баланса с тем, чтобы: - вытеснить с рынка мелких регистраторов; - обеспечить регистратору возможность повысить уровень своей ответственности за ошибки перед третьими лицами; - обеспечить регистратору возможность страхования своей финансовой ответственности.

Решение указанных выше проблем должно быть обеспечено в результате принятия программы по страхованию рисков регистраторов и программы гарантирования подписи, а также внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты. Для завершения создания инфраструктуры фондового рынка, соответствующего международным требованиям, необходимо создание централизованной системы хранения ценных бумаг и учета прав на ценные бумаги. В этих целях в соответствии с Указом Президента

Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" в России должна быть создана национальная депозитарная система и Центральный депозитарий как ее основное звено. Центральный депозитарий и национальная депозитарная система должны выполнять две основные функции: - обеспечение сохранности информации о правах инвесторов на ценные

бумаги и таким образом - обеспечение защиты права собственности; - обеспечение эффективных расчетов по сделкам с ценными бумагами. Процедуры работы Центрального депозитария должны быть в правовом смысле безупречны, а деятельность организаций, работающих с Центральным депозитарием лицензирована. В случае возникновения спорных ситуаций выданные Центральным депозитарием документы, подтверждающие права на ценные бумаги, должны являться окончательными

для различных судебных инстанций. Одной из важнейших задач при создании Центрального депозитария и национальной депозитарной системы является их интеграция в международные системы, осуществляющие расчеты и клиринг по ценным бумагам. Центральный депозитарий и национальная депозитарная система должны обеспечивать: - защиту прав инвесторов на ценные бумаги, включая государство как собственника ценных бумаг; - уменьшение кредитных рисков при

расчетах по ценным бумагам и денежным средствам, что подразумевает поставку против платежа; - снижение затрат; - ускорение расчетов; - широкий круг участников системы; - как можно большее число ценных бумаг, по которым могут вестись расчеты; - доступ для удаленных пользователей, что подразумевает открытую региональную политику. Эти задачи должны быть решены путем принятия Правительством Российской Федерации и регуляторами рынка ценных бумаг актов в развитие

Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 1034. Для учета потребностей различных групп инвесторов необходимо развивать в России торговые системы различных видов - аукционные торговые системы для обслуживания мелких инвесторов и мелких сделок, дилерские торговые системы - для обслуживания крупных сделок. Вместе с развитием торговых систем следует решить проблему снижения рисков инвесторов, возникающих

в торговых системах. Решение этой проблемы возможно путем осуществления следующих мер: - повышение информационной прозрачности рынка; - повышение ликвидности; - создание системы надзора за участниками рынка со стороны организаторов торговли; - создание страховых и гарантийных фондов в рамках торговых систем; - организация системы раскрытия информации о совершаемых сделках. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию в соответствии с разделом 2.4:

- федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"; - постановление Правительства Российской Федерации об утверждении стандартов национальной депозитарной системы; - нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, касающиеся ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, депозитарной деятельности и организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

2.5. Оптимизация налогообложения инвестиций Для стимулирования инвестиций в российскую экономику необходимо: - устранить двойное налогообложение доходов инвесторов инвестиционных фондов; - упростить систему расчета подоходного налога с физических лиц, получающих доходы на рынке ценных бумаг; решить проблемы налогообложения при хранении и управлении имуществом финансовых компаний с целью выплаты компенсаций лицам, которым в результате неправоме



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.