Реферат по предмету "Философия"


ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОмГТУ Кафедра Философии ОТЧЕТпо дисциплине Философия Язык и сознание Принял преподаватель В. В. Федорышин подпись, дата Выполнил студент гр. ИВТ-264 В.В.Коробов подпись, дата

Омск 2006 Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. На духе , пишут К. Маркс и Ф. Энгельс, с самого начала лежит проклятие быть отягощенным материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем

самым существующее также и для меня самого действительное сознание Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, постольку закрепляющие их формы отражения также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные коллективные представления . Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или иначе входят в содержание человеческих

представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию коллективных представлений сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого

сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой,

ориентирует индивидуальные действия, программирует их. Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, ее целостности являются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов совместной деятельности. Без их закрепления в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение общественно развитого человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе, оказывается

невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как условие программирования специфически человеческой коллективной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, матрицы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Программируя целенаправленное активное отношение человека к миру,

мобилизуя на преобразующее реальное действие, сознание охватывает всю полноту и богатство сущностных сил человека, оно пронизывает, стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику. Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования функция программирования совместного действия, социальная память . Однако работа с этими нормами сознания и в этих нормах соответствующим образом формирует психику, развивает

высшие психические функции, специфичные именно для человека, мышление, память, волю, эмоции. Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, .приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной

социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут

выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания. Ясно, что знаковую, или символическую, функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими

к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное символическое значение в архитектонике храма. Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может быть различной. Существуют так называемые иконические знаки от греческого икона образ , когда сама материя знака представляет,

выражает это содержание. Например, знаки письменности по своему происхождению восходят к рисунку, обозначающему некоторое явление. В символах же типа знамени, герба, в культовых предметах эта связь между материей символа и символическим содержанием сохраняется, но становится более свободной. В развитом письменном и разговорном языке эта связь теряется вообще, слово как звук или сочетание букв, как правило, не имеет ничего общего с выражаемым им смыслом.

Своеобразную знаково-символическую функцию в истории культуры осуществляют реальные коллективные действия, имитирующие, проигрывающие жизненные ситуации, культовые религиозно-мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени . Действие выступает не только как отношение к действительности, а как действительное отношение.

Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Так же как и в ситуации идеальности психического образа, идеальность смысла и значения знаков и знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в известной системе культуры.

Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор, вполне реальные материальные объективные явления. Однако в чертеже воплощен образ будущего здания или машины , воплощен определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания. Понятие идеальности, идеального бытия и характеризует специфический способ существования этого воплощенного

в материальном предмете смысла и значения, служащего программой для реальных действий людей. Поскольку нечто воспринимается как знак или символ, обладающий известным смыслом и значением только в определенной культуре, содержание сознания, закрепляемое в смысле и значении, является субъективной или субъектной реальностью. Скажем, чертеж машины включает в себя идеальное содержание только для технически образованных людей, способных прочитать этот чертеж и воплотить его смысл в объективную реальность.

Аналогично, скажем, идеальность картины или статуи как художественного произведения, воплощенного во вполне реальном материале, представляет собой некоторую субъективную реальность для людей, способных воспринять, распредметить то смысловое содержание, которое воплощено в статуе или картине. Специфика идеальности образов и норм сознания, его смыслов и значений заключается в том, что они создаются в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

Субъективная реальность феноменов человеческого сознания выступает поэтому как реальность коллективных субъектов, носителей определенных культурных навыков. И субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре. Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства.

Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого духовного производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.