Реферат по предмету "Другое"


Экологическое образование в МБОУ лицее №57 города Ростова-на-Дону.

Маскаева Елена Михайловна, учитель биологии высшей категории МБОУ лицея №57,


Украйченко Александр Анатольевич, учитель географии высшей категории МБОУ лицея №57.


(Тезисы к участию в IV Республиканской научно-практической конференции «Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития» в городе Якутске).


Целью современного экологического образования в лицее №57 является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Оно включает в себя развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, а также понимание взаимосвязи природы и человека, осознание важности экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем и понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.


В образовательном процессе необходимо уделять внимание формированию культуры здорового образа жизни. Оно подразумевает ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья. Кроме этого еще и важность физической культуры и спорта для здоровья, выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня, ведение активного образа жизни - прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования, взаимосвязь природы и человека, важность профилактических мероприятий и пагубность влияния на организм человека вредных привычек.


Поставленные цели и пути их реализации отражены в проекте: «Экология Человека «Здравствуй!» разработанного педагогическим коллективом и администрацией Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №57 Ленинского района города Ростова-на-Дону в 2010 году.


Экологическое воспитание осуществляется на всех ступенях лицейского образования. Второй год в начальной школе проводятся экологические занятия в рамках внеурочной деятельности под названием «Естествознание. Научно-познавательная деятельность». Младшие школьники принимают активное участие в экологических мероприятиях в игровой форме (викторины, сценки, конкурс рисунков, загадки). Ребята обсуждают между собой и с родителями полученные в лицее экологические знания и умения.


С 5 по 9 класс происходит экологизация знаний - вводятся элективные курсы: «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Экология биосферы и человечества». В этом возрасте (с 10 до 16 лет), наиболее активно проходит процесс социализации человека и формирования поведения в обществе. Ребята активно участвуют в экологических акциях и социальных проектах экологической направленности.


Проект «Здравствуй!» реализуется в лицее в полной мере. На сегодняшний день мы имеем две современные естественнонаучные лаборатории (физико-химическую и биологическую), хорошо оснащенные кабинеты физики и биологии. На базе этих кабинетов можно проводить различные исследования, в том числе и в области экологии окружающей среды, обрабатывать результаты этих исследований. Использование полученных данных позволяет обеспечить сохранение и развитие здоровья участников образовательного процесса на всех этапах обучения.


Экологическое воспитание осуществляется в тесном сотрудничестве с Областным экологическим центром учащихся, Городской экологической Лигой детских и молодежных объединений, с Дирекцией государственных природных парков областного значения, Ботаническим садом ЮФУ, биологическим и географическим факультетами ЮФУ, ООО «Водоканал» города Ростова-на-Дону.


С 2006 года в лицее №57 Ленинского района города Ростова-на-Дону существует экологический клуб «Радуга», для обучающихся 5-11 классов. Руководителем объединения является учитель биологии Маскаева Елена Михайловна.


За прошедшие семь лет была проделана большая работа в целях реализации программы «Город нашей мечты» совместно с Городской экологической Лигой детских и молодежных объединений. Это ежегодное участие в экологических акциях: «Живой родник», «Птичку жалко!», «Нет пакетам!», «Мусор - это серьезно!», «Не сжигайте, люди, листья!». Акция «Живой родник» проводится возле источника в районе Ботанического сада ЮФУ. В рамках акции осуществляется уборка мусора непосредственно возле источника, излюбленного места отдыха горожан. Посетители источника с пониманием относятся к нашей акции, помогают выносить и вывозить мусор за пределы Ботанического сада. Но, к сожалению, из года в год количество пластиковых бутылок, пакетов, стеклотары и даже автомобильных покрышек возле источника не уменьшается!


В рамках акции «Птичку жалко!» зимой возле лицея и домов обучающихся вывешиваются для птиц кормушки, сделанные ребятами на уроках технологии и во внеурочное время. Лучшие кормушки развешиваются на территории Природного парка «Донской». В 2007 году Киреев Юрий занял второе место и получил медаль от сотрудников Природного парка. О результатах акции может свидетельствовать два гнезда грачей, дупло дятла, регулярные стайки синиц на территории школьного двора.


Задача акции «Нет пакетам!» - это разъяснительная работа с населением о вреде полиэтиленовых пакетов, с предложением использования экологически чистых многоразовых сумок из ткани, кожи, бумаги, а также анкетирование жителей Ленинского района. Пожилые жители с пониманием относятся к нашей акции, молодые люди неохотно идут на сотрудничество, аргументируя это тем, что проще купить пластиковый пакет в магазине. Акция получила освещение в городской газете «Вечерний Ростов» от 7 апреля 2010 года в колонке «Пластик Ростову не товарищ!» и в газете «Ростов официальный» от 14 апреля 2010 года «Пластиковая угроза». Ребята, которые совместно с родителями изготовили сумки и используют их в повседневной жизни, делают осознанный выбор в пользу здоровья планеты.


В акции «Мусор - это серьёзно!» поднималась проблема удовлетворенности жителей Ленинского района существующей ситуацией с мусором. Проводилось анкетирование по вопросам: Беспокоит ли Вас мусор во дворах и на улицах города? Как Вы думаете, кто виноват в появлении мусора во дворах и на улицах города? Принимаете ли Вы участие в уборке мусора в Вашем дворе, районе и т.д.? Большая часть респондентов выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией, но принимать активное участие в уборке мусора изъявили немногие, предложив разрешить эту проблему коммунальным службам города.


Каждой осенью проводится акция «Не сжигайте, люди, листья!». Проводится разъяснительная работа среди жителей частных домов, анкетирование, расклеиваются листовки о вреде дыма. В ходе анкетирования выяснилось, что большинство людей знает о вреде здоровью и окружающей среде от сжигания листьев, но, несмотря на это, продолжают сжигать листву, т.к. не знают, что с ними делать.


Ежегодно весной на базе Ботанического сада ЮФУ наши обучающиеся принимают участие в Празднике древонасаждения, высаживая молодые деревья. В это же время на территории лицея закладываются аллеи лип, рябин и дубов.


Формированию ЗОЖ способствуют тематические театрализованные праздники: «Суд над Табаковой Сигаретой Никотиновной», где осуждаются вредные привычки. Обучающиеся лицея принимают участие в ежегодных экологических, краеведческих конференциях школьников.


Результаты научно-исследовательской деятельности представлены в работах лицеистов: «Влияние шума на организм человека», «Влияние курения на организм человека в подростковом возрасте». В 2011 году Яшина Виолетта стала победителем заочного тура регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», в номинации «Природное наследие». Была представлена работа «Проект природного парка «Невидаль» в Верхнедонском районе Ростовской области». Цель проекта привлечение внимания государства и общественности к проблеме создания ООПТ в Ростовской области, предположительно, природный парк в Верхнедонском районе. Задачами проекта были: определение территории, на которой будет реализован проект; составление картосхемы; организация и проведение экспедиций; оценка окружающей среды данной территории; изучение видового состава флоры и фауны; реализация проекта природный парк «Невидаль». Так же были обозначены этапы реализации проекта и предполагаемые результаты, запланирована краеведческая экспедиция в Верхнедонской район.


Регулярно на территории лицея проводятся экологические субботники, летом работают экологические бригады по благоустройству, озеленению пришкольного участка и «зеленых уголков» лицея, классов. Ежегодно проходят экскурсии в Ростовский водоканал по теме «Путешествие с капелькой воды» (5-6 класс), Ростовский зоопарк (7-8 класс), в Музей патологической анатомии при РГМУ (9-11 класс).


На базе лицея проходит педагогическая практика для студентов геолого-географического факультета ЮФУ, где будущие преподаватели перенимают экологический опыт на практических занятиях по биологии и экологии.


Методы и технологии современного образования позволяют разнообразить образовательный и воспитательный процессы. Экологическое образование в лицее реализуется через различные виды деятельности: экскурсии, экспедиции, театрализованные представления, акции, социологические опросы и анкетирования. Стимулируют развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся, их участие в конференциях и семинарах экологической направленности. Наиболее эффективной формой изучения родного края является непосредственное изучение обучающимися существующих взаимосвязей между компонентами, слагающими природно-территориальные комплексы конкретной местности и характером жизнедеятельности населения. И в этом ведущую роль играет организация и проведение летних комплексных геоэкологических экспедиций обучающихся в различные районы Ростовской области, Краснодарского края, Республики Адыгея, Белгородской области.


Первый опыт такой масштабной работы был приобретен более десяти лет тому назад, когда группа учащихся 7-9 классов приняла участие в экспедиции Областного экологического центра учащихся на территории северной части Ростовской области. Под руководством школьных учителей, педагогов дополнительного образования и ученых Ростовского государственного университета около сотни школьников, разделившись по нескольким секциям (геология, география, этнография, ботаника, зоология, энтомология, орнитология и др.) изучали особенности природы Миллеровского района Ростовской области. Юные геологи совершили пешие походы по маршрутам с.Ольховый Рог - сл.Терновая - п.Дегтево, Калитвенский лесхоз - х.Ключковка - п.Дегтево. Полевые исследования проводились в бассейне р.Калитва и ее притока - р.Лозовая, в районе меловых отложений на берегу р.Глубокая и в лесном массиве Калитвенского сельского поселения. По завершению наблюдений и экскурсий были проведены камеральные работы по систематизации и оформлению собранного материала, составлению гербариев, коллекций горных пород и полезных ископаемых. Работа учащихся носила палеогеографический характер, т.к. основные исследования были нацелены на изучение меловых обнажений по берегам рек. В результате экспедиций были обследованы основные обнажения горных пород мелового периода в районе Калитвенского лесхоза по берегам рек Калитва и Лозовая. Участники секции этнографии изучили особенности обычаев коренных жителей северных районов Ростовской области, донских казаков и украинцев, их уклада жизни. Все обучающиеся в заключении экспедиции приняли участие в итоговом семинаре, где каждая секция предоставила предварительные итоги проделанных полевых исследований.


Проводимые нами мероприятия свидетельствуют о том, что воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления и экологической грамотности - важнейшие задачи, которые стоят перед современным обществом и образованием.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru


Дата добавления: 03.09.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.