Реферат по предмету "Другое"


История первого томского театра (1850-1882 гг.) (на материале «Томских губернских ведомостей» и «Сибирской газеты»)

Ю.И. Родченко


Рассматриваются основные этапы развития первого театра в Томске на материале отчетов и рецензий местных литературных критиков и журналистов, представленных в двух первых периодических изданиях Томска: «Томских губернских ведомостях» и «Сибирской газете». Из опубликованных материалов можно узнать о том, как было поставлено театральное дело в Томске в конце XIX в., какие гастролирующие труппы приезжали в театр; установить, какие пьесы были показаны на томской сцене, а также определить характер зрительской рецепции и вкусовые предпочтения местной аудитории.


O театральной жизни в Сибири в середине XIX в. известно немного. Одним из основных информационных ресурсов, содержащих сведения о развитии первого томского театра и его репертуара, является газетная периодика конца XIX в. Историю первого театра Томска можно проследить по двум основным источникам: неофициальной части первого печатного периодического издания города «Томских губернских ведомостей» (1857-1917) и первому частному изданию известного томского просветителя и мецената П.И. Ма- кушина «Сибирской газете» (1881-1888). «Теперь краеведы и профессиональные историки все чаще стали обращаться к дореволюционной печати в процессе исследования разных сюжетов исторического прошлого города. Оказалось, что без информации, извлекаемой со страниц дореволюционных газет, становится невозможным во всей полноте представить занятия горожан, их нравы, обычаи, мысли, чувства, устройство городского быта и управления» [1. С. 3-4].


До появления в Томске первого постоянного театра спектакли ставились на сцене Гарнизонных казарм, находившихся на территории современного стадиона «Труд»: «Это были мрачные длинные сооружения. Их было четыре - по числу рот местного гарнизонного батальона, а пятое здание являло собою манеж для маршировки солдат. Один из залов манежа по нескольку раз в год превращался в театр» [2. С. 7]. Летом 1848 г. в первый раз Томск посетила работавшая в Сибири небольшая актерская труппа под управлением И. Маркевича (открывшего первый постоянный театр в Иркутске в 1851 г.) и дала несколько представлений в казармах. К сожалению, актерский состав труппы, а также предложенный томичам репертуар установить не удалось, можно лишь говорить о том, что он был типичным для провинциальных городов той эпохи. Известно, что спектакли вызвали у местных зрителей большой интерес, поэтому у томских коммерсантов сразу же возникла идея о необходимости создания специализированного театрального здания, которое можно было бы с успехом сдавать в аренду гастролирующим или сезонным труппам.


В 1848-1850 гг. в городской роще (позже ставшей Университетской) на месте современного главного корпуса СибГМУ было выстроено первое театральное здание. Деньги на строительство были собраны за несколько месяцев по подписке городским главой, известным золотопромышленником А.Е. Филимоновым, именно он сделал самый крупный взнос. Городская управа отвела место под театр с условием его дальнейшего освобождения для постройки первого сибирского университета. Поэтому вместо капитального здания было решено соорудить деревянный театр: «О внешней привлекательности здания, столь необходимой храму Мельпомены в эстетических целях, никто не позаботился <...>. Деревянное, крытое тесом здание, по отзывам очевидцев, более походило на сарай, чем на театр» [3. С. 31].


Тем не менее, открытие в Томске первого театра летом 1850 г. стало значимым событием в культурной жизни города: местные зрители получили возможность приобщиться к высокому искусству и развить свои эстетические вкусы. В 1858 г. «Томские губернские ведомости» следующим образом описывали театральное здание: «В зале театра, по обеим сторонам боковых стен, устроено по шести лож <. >; все пространство между ложами обставлено диванами, в 10 рядов на каждой стороне <...>. Все диваны, борты стенок у лож и галереи обиты красным сукном. По средине залы висит большая люстра, а на колоннах лож канделябры, и когда бывает освещение полное, то свету достаточно. Других украшений и драпировки нет, но, говорят, когда и в этом виде было все ново и чисто, то признавалось очень порядочным.» [4. С. 170].


Однако по ряду причин в первые десятилетия своего существования томский театр оказался невостребованным. Во-первых, между заездами гастролирующих трупп постоянно возникали длительные перерывы, которые могли длиться годами, вследствие того, что театральная деятельность в середине XIX в. в России не регулировалось и не была организована централизованно. Кратковременные гастроли, особенно при хорошем составе труппы и удачно подобранном репертуаре, удовлетворяющем вкусы различных слоев зрителей, могли пройти при полных сборах, но снимать необжитый театр на зимний сезон антрепренеры все же не решались. Самостоятельно содержать театр городские власти также не могли: «Город мелких ремесленников и торговцев, Томск, как и другие провинциальные города первой половины XIX в., несмотря на значительный круг зрителей, не способен был экономически обеспечить содержание постоянных трупп и даже тех, самых скромных передвижных актерских групп, которые продолжали приезжать в Томск» [5. С. 128]. Во-вторых, Томск пока не имел контингента постоянных театралов, готовых посещать спектакли регулярно. В-третьих, местных зрителей отталкивала неблаго- устроенность самого театрального здания. Некто «Х» писал в «Томских губернских ведомостях» за 1868 г.: «Надо признаться, что только отчаянный любитель решится идти в наш театр, где он рискует быть пронизанным холодом, сыростью и сквозным ветром, рискует задохнуться в коридоре от угара, чада и табачного дыма, рискует отсидеть себе ноги, вскарабкавшись на немилосердные табуреты.» [6. С. 8].


Кроме того, следует сказать, что некоторые из антрепренеров, имея огромное желание заработать, но не имея нужных знаний, в целях экономии средств спонтанно формировали небольшие любительские труппы, берясь за постановки, которые не в силах были достойно представить. Естественно, бездарные постановки не могли привлечь необходимого количества зрителей. Вскоре А.Е. Филимонов разорился и передал театр в ведение городской думы, но и она не проявила заботы о нем.


В своем очерке «Театр в г. Томске», опубликованном в 1912 г., известный сибирский критик и литератор Г. А. Вяткин следующим образом описал состояние театрального дела в Томске: «В шестидесятых и семидесятых годах каких-либо постоянных артистических трупп в городе не было, заезжали иногда труппы артистов в 5-10- 15 человек, ставили убогие спектакли, но целого сезона не выдерживали, а если и выдерживали, то только потому, что не на что было выехать дальше» [7. С. 324].


В этом же издании в качестве первой наиболее именитой труппы, посетившей Томск, Г.А. Вяткин выделил труппу А.Х. Астапова, дебютировавшего на сцене московского Малого театра под псевдонимом Ярославцев. В 1852 г. он вместе с группой молодых артистов приехал в Иркутск, но пробыл там недолго и вскоре взялся за антрепризу, странствуя по городам Сибири с гастролями. Еще одной известной личностью, побывавшей в Томске в июне 1853 г., был артист Московского Малого театра А. А. Рассказов, предложивший свои услуги в качестве гастролера содержателю труппы А.Х. Астапову-Ярославцеву.


Профессиональные артисты выступали в Томске преимущественно в летние сезоны, зимой же в основном ставились любительские спектакли благотворительной направленности, что предполагало высокие цены на билеты. Богатая публика считала своей обязанностью присутствие на подобных спектаклях и жертвовала поверх стоимости билетов. Так, 4 февраля 1855 г. (во время Крымской войны 1853-1856 гг.) состоялось большое театральное представление в пользу раненых и семей убитых воинов Томского егерского полка. Благородные дворяне и чиновники поставили своими силами комедию-оперетку «Дочь второго полка великой армии» и комедию-водевиль «Демокрит и Гераклит, или Философы на Песках». Спектакли с филантропическими целями активно ставились и в 60-х гг. XIX в. Так, в «Томских губернских ведомостях» за 4 ноября 1863 г. было опубликовано следующее сообщение: «В феврале текущего года <...> благодаря стараниям нескольких лиц в здешнем театре был дан “благородный” спектакль в пользу бедных сибиряков- студентов Казанского университета - и общество отозвалось сочувствием на это дело: сбор был прекрасный» [8. С. 289].


12 ноября 1864 г. местные любители драматического искусства поставили очередной спектакль, на этот раз в пользу воспитанников томской гимназии, отправляющихся в университет. В спектакле участвовали большей частью учителя той же гимназии и другие лица. Ставили «Доходное место» А.Н. Островского и комедию-водевиль «Петербургские дачи». Объясняя выбор «Доходного места», составитель отчета Е. Парамонов, принимавший участие в спектакле, писал: «. пора же бросить угощать публику какими-нибудь приторно-смешными, не скажу более, водевильчиками, после которых в результате остается нуль» [9. С. 330]. Часть сбора от спектакля направили на ремонт театра: перекладку некоторых печей (топили дровами), приобретение веревок для подъема декораций, написание новых декораций и т. д. Другую часть собранных средств использовали на оплату услуг режиссера, суфлера, парикмахера, истопника, швейцара, рабочих, нанятых для передвижения кулис и поднятия занавеса, печатание афиш и билетов в типографии. 100 рублей отослали И.А. Лукину, бывшему воспитаннику томской гимназии, слушающему лекции в Петербургском университете.


В те годы с театральных подмостков зазвучали темы, затрагивающие проблемы нравственности и морали, права и государственного устройства. «Под напором разночинной интеллигенции, выступившей на арену в 60-е годы, в репертуар томского театра все более проникают произведения А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и А. Н. Островского, которые беспощадно разоблачали пороки буржуазного общества» [10. С. 336]. Изменился и характер зрительской рецепции, местная публика стала более требовательна к выбору репертуара. Первой почувствовала это на себе иркутская драматическая труппа во главе с антрепренером И.О. Краузе, приехавшая в Томск летом 1867 г. Содержатель гостинцы, не имевший никакого отношения к театру, купец И.О. Краузе, набрав актеров в Москве, решил покорить Сибирь в надежде на получение прибыли. Томичей не устроили ни репертуар труппы, полный фривольных водевилей и нелепых мелодрам, ни неоправданно высокие цены на билеты. Антреприза И.О. Краузе прогорела.


В 70-х гг. XIX в. любительский театр был также популярен в Томске. 4 февраля 1871 г. состоялся очередной спектакль в пользу нуждающихся сибиряков- студентов Казанского университета,30октября


1871 г. - в пользу женской гимназии (на одежду). 11 декабря 1873 г. любители дали спектакль в пользу воспитанников мужской гимназии. Часть суммы была получена также с платной репетиции. 20 и 21 января 1874 г. состоялись платная репетиция и спектакль в пользу жителей голодающей Самарской губернии. Были приглашены музыканты и военный оркестр. В связи с Балканским кризисом благотворительность получила новый адрес. 3 декабря 1875 г. состоялся концерт, весь сбор от которого поступил пострадавшим семьям Боснии и Герцеговины, 24 апреля 1876 г. - в пользу раненых русских добровольцев. Отчеты о доходах и расходах после каждого благотворительного спектакля публиковались на страницах «Томских губернских ведомостей».


Осенью 1877 г. томский театр снял антрепренер П.Н. Новиков, установивший контакты с любителями и предоставлявший арендуемый им театр для устройства любительских спектаклей. Так, 11 сентября 1877 г. любители устроили спектакль для семей чинов запаса, призванных на военную службу. В связи с этим «Томские губернские ведомости» писали:«Антреперенер


г. Новиков отдал здание театра на воскресный вечер. Артисты: Н.И. Григорьев взял на себя обязанности суфлера, П.А. Рахманов - гримера, причем пожертвовал весь материал для гримировки, и К.П. Славянов - обязанности сценариуса.» [11. С. 4]. Репертуар труппы П.Н. Новикова включал драмы и комедии А.Н. Островского и А.В. Сухово-Кобылина, заслужившие одобрение зрителей и печати. Сезоны 1880-1882 гг. связаны с именем Е.П. Авраховой. Поступив на сцену, актриса взяла себе псевдоним Никольская. Она талантливо исполняла роли комических старух, поэтому была любима зрителями. Е.П. Аврахова имела «первую, действительно хорошую» труппу (таким образом охарактеризовал ее Г. А. Вяткин в своем очерке о Томском театре). В состав труппы входили: сама Е.П. Аврахова (Никольская), М.Г. Стрельская, Е.Ф. Сафронова, А.П. Иконникова, М.П. Тихомиров (в дальнейшем артист Петербургского Малого театра), В.А. Великанов, Е.В. Иконников и другие артисты, суфлер и актер М.М. Базаров. Е.П. Аврахо- вой также удалось без перерывов провести зимний сезон 1881/82 гг., начав его довольно рано, 2 августа, и закончив 7 февраля. До нее этого не мог сделать ни один антрепренер.


Несмотря на появление сложившийся труппы, Томский театр доживал свои последние дни. Вот каким в 1880 г. увидел театр основатель первого университета в Сибири профессор В.М. Флоринский, посетивший один спектакль по приглашению городского головы


З.М. Цибульского: «.стоит не то обширный сарай, не то деревянный барак, крытый полусгнившим тесом, - это, оказывается, городской театр. Безобразнее этой хоромины трудно что-либо представить. Все эти постройки городская дума предполагает в нынешнем, или будущем году продать на слом, как отжившие свой век и более ни на что не годные, как на дрова» [12. С. 147].


Помимо внешнего и внутреннего убранства театра В.М. Флоринский был поражен обычаями посещения театра, принятыми среди местных театралов: «Прежде, чем войти в ложу, человек Цибульского разостлал там тюменский ковер, поставил столик, покрыв его салфеткой. Все это было привезено из дому. Во время первого антракта дали нам в ложу самовар с чайным прибором, приготовили чай и печенья. Сначала это нас несколько удивило, но, осмотревшись кругом, мы заметили то же самое и в некоторых других ложах. Стало быть, такое чаепитие здесь в порядке вещей. Сказать по правде, это довольно удобно и остроумно: пьеса идет своим порядком, а публика в то же время, не торопясь, наслаждается чайком» [13. С. 292]. Действительно, помещение театра в городской роще настолько не устраивало местных зрителей, что им приходилось облагораживать его всеми возможными средствами. Они «. привозили, например, на представление ковры и украшали ими свои ложи, тут же ставили самовар и, расположившись поудобнее, отдавались чарам Мельпомен» [14. С. 143].


В марте 1881 г. в Томске появилось первое частное периодическое издание «Сибирская газета», одной из постоянных рубрик которого стало театральное обозрение. Ведущим театральным критиком и рецензентом издания (а по сути его негласным редактором) был талантливый журналист, поэт, революционер-народник Ф.В. Волховский. Опубликованные им театральные рецензии на спектакли, поставленные на местной сцене, позволили наиболее подробно изучить актерский состав и репертуар последнего сезона первого томского театра. По сути статьи Ф.В. Волховского сыграли роль летописи томской театральной жизни.


В своей заметке об открытии сезона 1881/82 гг. Ф.В. Волховский отметил изменения в составе труппы Е. П. Авраховой: «Общество драматических актеров, игравшее в Томске прошлой зимой, раздвоилось: часть уехала скитаться по городам Западной Сибири с зимовкою в Омске, а некоторые остались здесь, войдя в состав новой труппы, собранной г-жами Никольской и Сафроновой» [15. Стб. 697].


Репертуар зимнего сезона 1881/82 гг. большей частью состоял из легких пьес и развлекательных комедий, содержание которых ярко отражается в самих названиях: «Не люби двух разом», «Ворона в павлиньих перьях», «Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо!», «Современная барышня» и другие. Значительным было и число одноактных водевилей и шуток, разыгрываемых после главной пьесы: «Милые бранятся, только тешатся», «Гамлет Сидорович и Офелия Кузьминиш- на», «Ненавистник женщин», «Отелло Кузьмич и Дездемона Панкратьевна», «Жена напрокат» и прочие. Подбор подобного репертуара объяснялся тем, что все эти пьесы шли и на императорской сцене, кроме того, Е. П. Аврахова старалась угодить вкусам всех слоев публики, значительную часть которой составлял «простой» народ, приходящий в театр для развлечения.


Однако труппой Е. П. Авраховой был сыгран и ряд классических отечественных пьес: «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Грех да беда на кого не живет», «Гроза», «Лес», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница», «Не все коту масленица», «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Женитьба Белугина» и «Светит, да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева. Принимая во внимание то, что в те годы А.Н. Островский еще жил и творил, его произведения можно отнести к современной драматургии, как и «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухо- во-Кобылина. Из зарубежной классики, показанной местным зрителям, можно назвать «Красавца» А. Дюма- сына, «Семью преступника» П. Джакометти в переводе А.Н. Островского, сцены из оперетты «Перикола» Ж. Оффенбаха.


В лице Ф.В. Волховского томская труппа 80-х гг. XIX в. имела правдивого, строгого, но доброжелательного наставника. Написанные им рецензии влияли на формирование театрального репертуара и воспитывали эстетические вкусы местной публики: бессодержательные спектакли балаганного характера он не рецензировал или подвергал жесткой критике, призывая зрителей обратить внимание на современные отечественные пьесы.


Так, в начале ноябре 1881 г. Ф.В. Волховский предупреждал общественность: «Репертуар нашей сцены принимает крайне нежелательное направление. Идут больше плохие переводные пьесы, а классические и новейшие русские драматические произведения почти не появляются на афише. Неужели актеры правы, думая, что в Томске может дать сбор только переводной, эффектно озаглавленный вздор? <...> Публика, думаем мы, должна вывести актеров из такого обидного для нее убеждения и наполнить залу в первый же раз, когда пойдет хорошая, или даже сносная русская пьеса. Иначе актеры будут правы, угощая нас дребеденью, и мы торжественно распишемся в нашем полном невежестве и в отсутствии сколько-нибудь развитого вкуса. Об этом стоит подумать» [16. Стб. 1008]. Кроме того, рецензии критика часто содержали рекомендации артистам, которые помогли бы им улучшить свою игру.


Весной 1882 г. очередной театральный сезон завершился и артисты начали строить планы на будущее. Совету старшин Общественного собрания, которому в то время принадлежал театр, поступили заявления от нескольких актеров труппы, желающих взять антрепризу в томском театре на следующий сезон. В «Сибирской газете» от 21 февраля 1882 г. было опубликовано следующее известие: «Нам сообщают, что совет старшин общественного собрания отдал театр на будущий сезон В.А. Великанову за 1500 р. арендной платы. Г. Великанов уезжает в Россию для составления новой труппы» [17. Стб. 181]. Оставшиеся в Томске артисты 6 мая дали спектакль, половину сбора перечислив пострадавшим от большого пожара 25 и 26 апреля.


Казалось, ничего не предвещало перемен, однако летом 1882 г. томская труппа внезапно оказалась бездомной: «Городской театр, - попросту говоря, балаган, - пришел в такую ветхость, что в нем нечего было и думать давать представления. Наиболее компетентный техник, архитектор Наранович осматривал его во всех подробностях и категорически объявил, что пускать публику в это разрушающееся здание безусловно опасно» [18. Стб. 805]. Нашлись антрепренеры, желавшие сделать небольшой ремонт в театре, однако необходимые затраты обошлись бы им в три тысячи рублей. На такие крупные расходы никто из претендентов не решился, зная, что будущей весной городской театр подлежит окончательному сносу, так как он находится на университетской земле. 18 июля 1882 г. в «Сибирской газете» появилось следующее объявление: «!!Продается театр!! От совета старшин Томского общественного собрания сим объявляется, что 27 числа, сего июля месяца, в 12 часов дня в здании собрания будет продаваться с торгов старое, предположенное на слом, здание театра. Желающие предварительно осмотреть его, будут допускаться каждый день, от 11 ч. утра до 5 ч. пополудни, исключая праздников и воскресений. Просят спрашивать сторожа Иннокентия» [19. Стб. 703]. 17 августа в зале собрания прошли окончательные торги, начавшиеся с суммы в 555 рублей.


Итак, летом 1882 г. первый томский театр, просуществовавший 32 года, закончил свои дни. Характеризуя историю первого томского театра в целом, можно сказать о том, что расцвет его деятельности пришелся на зимний сезон 1881/82 гг., когда театральные постановки на местной сцене приобрели регулярный характер (в последний сезон было поставлено более 60 пьес и столько же водевилей) и постоянное освещение в местной печати. Нельзя не упомянуть и об эстетическом взрослении томских зрителей, которые стали более разборчивы в своих предпочтениях. Таким образом, открытие первого театра, без сомнения, оказало положительное влияние на развитие культуры в городе. С открытием первого сибирского университета в 1888 г. Томск стал «умственным центром» Сибири, поэтому стремительно развивающемуся городу необходимо было и новое театральное здание.


Список литературы


ЖеравинаА.Н. Томск второй половины XIX - начала XX в. (по материалам дореволюционной печати). Томск: Изд-во Том.ун-та, 2010. 398 с.


Суздальский В.И. Театр уж полон. Из истории Томского драматического. Томск, 1995. 127 с.


Иванов А. Первый театр в Томске // Сибирская старина: краеведческий альманах. 2003. № 20. С. 31-35.


Театр в городе Томске // Томские губернские ведомости. 1858. № 22 (6 июня). С. 169-174.


Очерки истории Томской области (с древнейших времен до конца XIX в.). Томск : Изд-во Том. ун-та,1968.139с.


Желать ли в Томске театра? // Томские губернские ведомости. 1868. № 17 (3 мая). С. 8.


Вяткин Г. Театр в Томске (Профессиональные труппы в Томске. Любительские организации. Общие условия местного театрального дела) //


Город Томск. Томск : Изд-во Сибирского печатного дела, 1912. С. 324-330.


Томск 1 ноября // Томские губернские ведомости. 1863. № 43 (4 ноября). С. 289-301.


Отчет спектакля любителей 12 ноября // Томские губернские ведомости. 1864. № 48 (4 декабря). С. 330-331.


Родной край: очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1974. 400 с.


Отчеты // Томские губернские ведомости. 1877. № 37 (17 сентября). С. 4.


Заметки и воспоминания В.М. Флоринского (1865-1880) // Русская старина.1906.Кн.IV (апрель). С.109-156.


Заметки и воспоминания В.М. Флоринского (1865-1880) // Русская старина.1906.Кн.V(май).С. 281-323.


Томская область: Исторический очерк. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 656 с.


Томский театр // Сибирская газета. 1881. № 24 (9 августа). Стб. 697.


Томский театр // Сибирская газета. 1881. № 36 (1 ноября). Стб. 1008.


Хроника // Сибирская газета. 1882. № 8 (21 февраля). Стб. 180-182.


Театральная хроника // Томские губернские ведомости. 1882. № 42 (21 октября). Стб. 805-807.


Объявления // Сибирская газета. 1882. № 29 (18 июля). Стб. 703-704.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journals.tsu.ru


Дата добавления: 27.12.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.